Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования автоматизации управления строительными и дорожными машинами с гидравлическим приводом'

К вопросу совершенствования автоматизации управления строительными и дорожными машинами с гидравлическим приводом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
425
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ / ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ / ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ / АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Смоляк А. Н.

Конкурентоспособность современной строительной и дорожной техники определяется рядом факторов: удобством управления машиной, уровнем автоматизации производства технологических процессов, стоимостью строительной техники, эксплуатационными затратами, ремонтопригодностью и производительностью. С целью повышения уровня автоматизации технологических процессов для приводов многофункциональных мобильных машин, таких как универсальные одноковшовые экскаваторы, погрузчики, предлагается многоконтурная гидросистема с замкнутыми потоками рабочей жидкости на базе многопозиционного крана управления. Сочетание регулируемого реверсивного насоса, элементов гидроавтоматики с новым краном управления в многоконтурном гидроприводе с замкнутыми потоками позволяет управлять строительными и дорожными машинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Смоляк А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM PERTAINING TO AUTOMATION CONTROL IMPROVEMENT OF BUILDING AND ROAD MACHINES WITH HYDRAULIC DRIVE

Competitiveness of modern building and road machinery is determined by a number of factors: ease of machine control, automation level of technological processes, construction machinery cost, operational expenditures, maintainability and productivity.In order to improve automation level of technological processes for drives of multi-functional mobile machines such as universal single-bucket excavator and loader it is proposed to apply multicircuit hydraulics with closed flows of working fluid on the basis of multi-positional valve.Combination of a regulated reversible pump, elements of hydraulic automation with a new control valve in a multistage hydraulic drive with closed flows makes it possible to control building and road machinery.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования автоматизации управления строительными и дорожными машинами с гидравлическим приводом»

УДК 69.002.5-82

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМИ И ДОРОЖНЫМИ МАШИНАМИ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Канд. техн. наук СМОЛЯК А. Н.

Белорусский национальный технический университет

Конкурентоспособность современной строительной и дорожной техники определяется рядом факторов: удобством управления машиной, уровнем автоматизации производства технологических процессов, стоимостью строительной техники, эксплуатационными затратами, ремонтопригодностью и производительностью.

Применение гидропривода в строительных и дорожных машинах, предназначенных в основном для эксплуатации на открытом воздухе, в широком диапазоне температур, при повышенной запыленности воздуха, частых кратковременных перегрузках и вибрации, требует организации специализированного производства гидравлического оборудования, отвечающего специфическим условиям эксплуатации. В связи с тем, что гидрооборудование, выпускаемое другими отраслями машиностроения, не удовлетворяет этим специфическим требованиям, ведущими фирмами различных стран мира организован выпуск нового гидравлического оборудования для строительных и дорожных машин. Постоянно принимаются меры по дальнейшему совершенствованию, освоению нового и увеличению серийного производства гидрооборудования для мобильных строительных машин с целью более полного удовлетворения потребности отрасли.

В гидроприводах современных строительных и дорожных машин существуют два основных типа систем: с разомкнутой и замкнутой циркуляцией рабочей жидкости.

В системе с разомкнутой циркуляцией рабочая жидкость после прохождения через ведомые звенья - гидродвигатели - возвращается в гидробак, откуда вновь забирается ведущим звеном - насосом. Подобные системы получили широкое развитие в многоконтурных приводах рабочего оборудования мобильных машин бла-

годаря достаточно дешевой конструкции дроссельных аппаратов для регулирования скоростей движения гидродвигателей, а также дополнительной возможности воздушного охлаждения рабочей жидкости через большую площадь поверхности гидробака.

Однако с развитием в строительной отрасли тенденции к повышению мощности приводов дроссельное регулирование уступает место объемному, так как не обеспечивает необходимую базу для совершенствования гидропривода: создает значительный перегрев рабочей жидкости, чем вызывает необходимость дополнительной системы охлаждения, неоправданно снижает объемный и общий КПД привода. Кроме того, одновременная работа нескольких насосов в многоконтурных приводах с разомкнутой циркуляцией обусловливает значительный объем гидробака, который занимает на мобильной машине слишком много места.

Объемное регулирование - лидер современного гидропривода - предпочитает системы с замкнутой циркуляцией рабочей жидкости, в которых (если не учитывать утечек) перемещается всегда один и тот же объем жидкости от ведущего звена (насоса) к ведомому (гидродвигателю) и обратно. Поэтому в данной системе отсутствует основной (большой) гидробак, что сразу положительно сказывается на массогабаритных характеристиках машин.

Системы с замкнутой циркуляцией весьма требовательны к очистке рабочей жидкости, однако они прекрасно защищены от наружной пыли и грязи. К тому же современные системы с разомкнутой циркуляцией требуют не менее высокого уровня очистки рабочей жидкости, соответствующего работе высокопроизводительных аксиально-поршневых гидромашин. Если высокий класс чистоты рабочей жидкости сегодня необходим во всех высокопроизводи-

тельных приводах, то требование к очистке жидкости не является уже недостатком.

Неизменными частями гидропривода с замкнутой циркуляцией рабочей жидкости являются [1]: два предохранительных клапана, настраиваемых на максимальное рабочее давление, два обратных гидроклапана, соединенных с гидролинией подпитки, система подпитки и система охлаждения рабочей жидкости.

Система подпитки включает насос подпитки, предохранительный гидроклапан, фильтр и небольшой по объему гидробак, необходимый для бесперебойной работы насоса системы подпитки.

Гидропривод с замкнутой циркуляцией должен быть постоянно заполнен рабочей жидкостью, иначе в системе возникнет разрыв струи, который выведет систему из строя. Так как в работающем гидроприводе неизбежны утечки через неплотности сопряженных деталей насоса, гидромотора и других элементов гидропривода, в нем должен быть предусмотрен постоянный источник пополнения утечек извне. Таким источником в гидроприводе с замкнутой циркуляцией служит насос подпитки, который через фильтр и обратные гидроклапаны постоянно пополняет систему. Избыточное количество жидкости сливается через предохранительный гидроклапан в гидробак. Предохранительный гидроклапан настраивается на давление, несколько большее давления, которое может возникнуть в сливной гидролинии системы с замкнутой циркуляцией.

В рассматриваемом гидроприводе каждая из гидролиний в зависимости от направления движения рабочей жидкости, подаваемой насосом, может быть напорной или сливной.

Объемный способ регулирования, который обычно применяется в системах гидропривода с замкнутой циркуляцией, осуществляется изменением или рабочего объема насоса, или рабочего объема гидромотора, или рабочих объемов и насоса и гидромотора.

Сложность охлаждения систем с замкнутым потоком обусловлена отсутствием большого бака, стенки которого в системах с разомкнутой циркуляцией подвергаются воздушному охлаждению. Однако естественное воздушное охлаждение при положительных температурах в летний сезон (на который приходится большая

часть строительных и дорожных работ) становится неэффективным. И в гидроприводах с разомкнутой циркуляцией приходится использовать дополнительные системы охлаждения для обеспечения работоспособности строительной техники. Итак, наличие системы охлаждения для гидропривода с замкнутым потоком не увеличивает себестоимость строительной машины в сравнении с существующими совершенными приводами мобильной техники.

Замкнутые регулируемые гидроприводы находят применение в гидрообъемных трансмиссиях транспортных и строительных машин (тягачей, погрузчиков, катков, самоходных кранов). Гидропередачи такого типа успешно применяются для привода различных поворотных устройств, в экскаваторах, грузоподъемных машинах, а также в буровых установках, конвейерах. В последнее время аксиальнопоршневые регулируемые насосы широко используются в приводе бетономешалок, асфаль-то- и бетоноукладчиков и т. д. При исследовании типовой замкнутой гидросистемы не представляется возможным учесть разнообразный характер нагрузок, связанных с особенностями рабочего органа и свойствами среды, на которую он воздействует. Однако для большинства перечисленных машин характерным является преобладание инерционной нагрузки.

Традиции применения разомкнутых систем для привода рабочего оборудования, а замкнутых систем - для привода ходового оборудования мобильных машин обусловлены необходимостью подключения в рабочем оборудовании строительных и дорожных машин гидроцилиндров (т. е. гидродвигателей с возвратнопоступательным перемещением выходных звеньев), а в ходовом - гидромоторов (с непрерывным вращательным движением выходных звеньев). При достижении поршня гидроцилиндра крайнего положения повышается давление в гидросистеме. Если вовремя не переключить гидрораспределитель в нейтральное положение - произойдет перегрев рабочей жидкости, проходящей через предохранительный клапан. И насос в этих условиях будет работать с высокими нагрузками. В известных гидроприводах гидрораспределители переводят золотники в нейтральное положение автомати-

тельных приводах, то требование к очистке жидкости не является уже недостатком.

Неизменными частями гидропривода с замкнутой циркуляцией рабочей жидкости являются [1]: два предохранительных клапана, настраиваемых на максимальное рабочее давление, два обратных гидроклапана, соединенных с гидролинией подпитки, система подпитки и система охлаждения рабочей жидкости.

Система подпитки включает насос подпитки, предохранительный гидроклапан, фильтр и небольшой по объему гидробак, необходимый для бесперебойной работы насоса системы подпитки.

Гидропривод с замкнутой циркуляцией должен быть постоянно заполнен рабочей жидкостью, иначе в системе возникнет разрыв струи, который выведет систему из строя. Так как в работающем гидроприводе неизбежны утечки через неплотности сопряженных деталей насоса, гидромотора и других элементов гидропривода, в нем должен быть предусмотрен постоянный источник пополнения утечек извне. Таким источником в гидроприводе с замкнутой циркуляцией служит насос подпитки, который через фильтр и обратные гидроклапаны постоянно пополняет систему. Избыточное количество жидкости сливается через предохранительный гидроклапан в гидробак. Предохранительный гидроклапан настраивается на давление, несколько большее давления, которое может возникнуть в сливной гидролинии системы с замкнутой циркуляцией.

В рассматриваемом гидроприводе каждая из гидролиний в зависимости от направления движения рабочей жидкости, подаваемой насосом, может быть напорной или сливной.

Объемный способ регулирования, который обычно применяется в системах гидропривода с замкнутой циркуляцией, осуществляется изменением или рабочего объема насоса, или рабочего объема гидромотора, или рабочих объемов и насоса и гидромотора.

Сложность охлаждения систем с замкнутым потоком обусловлена отсутствием большого бака, стенки которого в системах с разомкнутой циркуляцией подвергаются воздушному охлаждению. Однако естественное воздушное охлаждение при положительных температурах в летний сезон (на который приходится большая

часть строительных и дорожных работ) становится неэффективным. И в гидроприводах с разомкнутой циркуляцией приходится использовать дополнительные системы охлаждения для обеспечения работоспособности строительной техники. Итак, наличие системы охлаждения для гидропривода с замкнутым потоком не увеличивает себестоимость строительной машины в сравнении с существующими совершенными приводами мобильной техники.

Замкнутые регулируемые гидроприводы находят применение в гидрообъемных трансмиссиях транспортных и строительных машин (тягачей, погрузчиков, катков, самоходных кранов). Гидропередачи такого типа успешно применяются для привода различных поворотных устройств, в экскаваторах, грузоподъемных машинах, а также в буровых установках, конвейерах. В последнее время аксиальнопоршневые регулируемые насосы широко используются в приводе бетономешалок, асфаль-то- и бетоноукладчиков и т. д. При исследовании типовой замкнутой гидросистемы не представляется возможным учесть разнообразный характер нагрузок, связанных с особенностями рабочего органа и свойствами среды, на которую он воздействует. Однако для большинства перечисленных машин характерным является преобладание инерционной нагрузки.

Традиции применения разомкнутых систем для привода рабочего оборудования, а замкнутых систем - для привода ходового оборудования мобильных машин обусловлены необходимостью подключения в рабочем оборудовании строительных и дорожных машин гидроцилиндров (т. е. гидродвигателей с возвратнопоступательным перемещением выходных звеньев), а в ходовом - гидромоторов (с непрерывным вращательным движением выходных звеньев). При достижении поршня гидроцилиндра крайнего положения повышается давление в гидросистеме. Если вовремя не переключить гидрораспределитель в нейтральное положение - произойдет перегрев рабочей жидкости, проходящей через предохранительный клапан. И насос в этих условиях будет работать с высокими нагрузками. В известных гидроприводах гидрораспределители переводят золотники в нейтральное положение автомати-

ческими фиксаторами, что спасает насосы от перегрузок. Поэтому при проектировании гидроприводов рабочего оборудования с гидроцилиндрами конструкторы осторожно обходят замкнутую структуру привода необеспеченного необходимым уровнем автоматизации управления. Гидрофицированное же ходовое оборудование невозможно представить без замкнутого контура и объемного регулирования.

Однако с целью повышения уровня автоматизации управления строительными и дорожными машинами целесообразно применение объемного гидропривода с замкнутым потоком рабочей жидкости для приводов не только ходового, но и рабочего оборудования.

На кафедре «Строительные и дорожные машины» БНТУ ведется работа по созданию новых конкурентоспособных технических решений в области многоконтурных гидроприводов для мобильных строительных и дорожных машин.

С целью повышения уровня автоматизации технологических процессов для приводов многофункциональных мобильных машин, таких как универсальные одноковшовые экскаваторы, погрузчики, предлагается многоконтурная гидросистема с замкнутыми потоками рабочей жидкости на базе многопозиционного крана управления.

Вариант исполнения предлагаемой гидросистемы рассмотрен на примере гидропривода рабочего оборудования универсального одноковшового экскаватора (рис. 1а).

Многоконтурный объемный гидропривод с замкнутыми потоками рабочей жидкости включает: регулируемый насос 1, реверсивный по потоку, вал которого приводится во вращение от дизельного двигателя 2 (через промежуточные передачи трансмиссии), гидродвигатели 3, 4, 5, 6 (гидроцилиндры стрелы, рукояти и ковша 3, 4, 5, реверсивный гидромотор для поворота платформы 6), десятилинейный пятипозиционный кран управления 7 с распределительным элементом вращательного действия 8, блок контроля расхода и давления рабочей жидкости с системой подпитки 14, гидромотор-дозатор 15, связанный валом с гидромеханическим блоком управления 16, который посредством кинематической связи 17 осуществляет вращение распределительного элемента и по-

ворот люльки насоса посредством гидромеханической связи 18 в автоматическом режиме.

Рис. 1. Гидропривод с замкнутыми потоками рабочей жидкости для строительных и дорожных машин: а -принципиальная гидравлическая схема; б - конструктивная схема крана управления

Краном управления обеспечивается последовательное включение гидродвигателей при повороте распределителя (посредством рычага - при ручном режиме управления; или через кинематическую связь 17 от блока управления гидромотора-дозатора - в автоматическом режиме). Распределитель (рис. 1б) состоит из двух секций - наружной 8 и внутренней 19, вращающихся независимо друг от друга на втулке 20, которая перемещает их в осевом направлении относительно внутренних полостей 9, 10 крана управления. Для переключения распределителя из нейтрального положения в рабочее необходимо сместить его в осевом направлении относительно внутренних камер полостей для разобщения подводящих каналов гидродвигателей с гидролиниями насоса. При осевом смещении наружной секции распределителя ее место занимает внутренняя секция, через каналы которой внутренние полости 9, 10 будут сообщаться с гидролинией 13 холостой работы насоса. При повороте секции распределителя диаметрально-противоположные каналы

11, 12 связывают наружные каналы подключения гидродвигателей, выполненные в корпусе крана управления 7, с внутренними полостями, сообщенными с двумя гидролиниями контура насоса. Остановка гидродвигателей производится установкой наружной секции распределителя 8 в нейтральное положение (соответствующее рис. 1а), при котором совмещаются каналы с гидролинией режима холостого хода, либо осевым смещением распределителя для установки внутренней секции в нейтральное положение (рис. 1 б). С целью увеличения производительности при помощи двух секций 8 и 19 распределителя возможно совмещение двух операций технологического цикла.

Гидромотор-дозатор измеряет объем рабочей жидкости, проходящей в контуре каждого гидродвигателя, последовательно подключаемого к насосу посредством крана управления, и передает механические сигналы через выходной вал в блок управления, где посредством элементов гидроавтоматики ведутся отсчет и преобразование поданных сигналов в сигналы управления через кинематическую связь к распределителю для переключения его по заданному алгоритму в автоматическом режиме. Реверсивное движение гидродвигателей обеспечивается изменением направления потока от насоса. Люлька насоса поворачивается для изменения направления потока рабочей жидкости посредством двух гидроцилиндров (находящихся в корпусе насоса) при помощи рычага в кабине машины, связанного с гидроусилителем насоса, либо в автоматическом режиме - посредством гидролинии управления блока управления 18.

Таким образом в автоматическом режиме управление экскаватором сводится к включению насоса после запуска дизельного двигателя и повороту наружной секции распределителя 8 из нейтрального положения режима холостого хода в первое рабочее положение, связывающее контур гидроцилиндра с насосом. При соответствующей настройке блока управления дальнейшие переключения крана управления и насоса для реверсирования потоков будут осуществляться в соответствии с алгоритмом технологического цикла экскаватора: опускание стрелы экскаватора в забой - гидроцилиндром

3, поворот рукояти экскаватора для забора грунта ковшом - гидроцилиндром 4, поворот ковша для завершения операции копания -гидроцилиндром 5, изменение направления по-

тока в насосе для включения гидроцилиндра 3 стрелы на подъем рабочего оборудования, поворот платформы - гидромотором 6, выдвижение рукояти - гидроцилиндром 4 и поворот ковша - гидроцилиндром 5 для выгрузки, переключение направления потока в насосе для возвращения платформы в исходное положение -гидромотором.

Предлагаемое техническое решение позволяет производить управление строительной машиной дистанционно, что освобождает оператора от влияния вибрации движущихся частей машины, шума и запыленности окружающего воздуха.

В Ы В О Д Ы

1. Применение системы с замкнутыми потоками рабочей жидкости для рабочего оборудования машины на базе регулируемого, реверсивного по потоку насоса и крана управления обеспечивает уменьшение числа распределительных гидроаппаратов и рычагов управления гидроприводом.

2. Отсутствие основного гидробака и уменьшение числа распределительных гидроаппаратов в системе с замкнутыми потоками рабочей жидкости обусловливают снижение массы и габаритов строительных и дорожных машин, экономию большого объема конструкционных материалов при их изготовлении и дорогостоящей рабочей жидкости во время эксплуатации.

3. Усовершенствованный гидропривод обеспечивает лучшую защищенность автоматической системы от пыли и грязи, что повышает безопасность и безотказность ее работы, улучшает технологическую приспособленность к различным условиям строительства, увеличивает срок службы машин.

4. Возможность автоматизации усовершенствованного гидропривода до уровня дистанционного управления за счет применения крана управления, гидромотора-дозатора и других устройств гидроавтоматики значительно улучшает условия эксплуатации, повышает производительность и конкурентоспособность строительных и дорожных машин.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Савин, И. Ф. Гидравлический привод строительных машин / И. Ф. Савин. - М.: Стройиздат, 1974. - 240 с.

Поступила 21.11.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.