Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЕДИНСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / PUBLIC POWER / STATE POWER / LOCAL SELF-GOVERNMENT / UNITY / MODERNIZATION / CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самигуллин В. К., Казамиров А. И.

В статье говорится о том, что власть является одной из центральных категорий, которая рассматривается в фокусе многих наук, особенно юриспруденции. Исходя из того, что в формировании, организации, функционировании, действии публичной власти можно выявить общее, особенное и единичное, даже уникальное, показываются, опираясь на Конституцию Российской Федерации 12 декабря 1993 года, конструктивные особенности публичной власти Российской Федерации и обозначается вектор ее развития. В теоретическом отношении и в практическом плане статья может представить интерес и оказаться ценной и полезной тем, что в ней дана подробная характеристика основным направлениям модернизации публичной власти Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», вынесенным на общероссийское голосование 1 июля 2020 года и получившим одобрение необходимым и достаточным числом голосов граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article says that power is one of the central categories that it is considered in the focus of many Sciences, especially law. On the basis that in the formation, organization, operation, action of public authority is possible to identify common, special and rare, even unique seem, based on the Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993, the design features of the public authorities of the Russian Federation and is denoted by the vector of its development. In theory and in practice, the article may be relevant and prove valuable and useful in that it provides a detailed description of the main areas of modernization of the public power of the Russian Federation in accordance with the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FCL (Federal Constitutional Law) «on improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power», submitted to the all-Russian vote on July 1, 2020 and approved by the necessary and sufficient number of votes of citizens.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

10. Мартюшов Л. Н. Государственная идеология Российской Федерации: какой ей быть? // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. № 4 (41). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-ideologiya-rossiyskoy-federatsii-kakoy-ey-byt (дата обращения: 07.11.2020).

11. Зеленкевич И. С. Правовая доктрина как форма выражения государственной идеологии в Российской Федерации // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2017. № 27. С. 76 - 77.

12. Цалиев А. М. О государственной идеологии в контексте статьи 13 Конституции Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 4 (54). С. 82 - 92.

13. «Посвятить себя развитию страны»: Путин назвал патриотизм национальной идеей России. URL: https://russian.rt.com/russia/article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya (дата обращения: 01.10.2020).

14. Парилов О. В. Статья 13 Конституции РФ и формирование государственной идеологии // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С.285 - 287.

15. Гречко И. В., Ковалева О. В. К вопросу о государственной идеологии // Международный журнал теории и научной практики. 2019. Т. 2. № 1. С. 102 - 107.

16. Чирикин В .А., Жамбровский В. М. О необходимости государственной идеологии для современного российского общества // Право и государство: теория и практика. 2019. № 5 (173). С. 12 - 13.

© Романов А. А.

УДК 342.5-048.35:3424(470)''2020''

В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

V. K. SAMIGULLIN, professor of constitutional law department of Ufa law Institute of MIA of Russia, doctor of Juridical Science, Professor (Ufa)

А. И. КАЗАМИРОВ, начальник кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

A. I. KAZAMIROV, head of constitutional law department of Ufa law Institute of MIA of Russia, Candidate of Juridical Science, Associate Professor (Ufa)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MODERNIZATION OF THE PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье говорится о том, что власть является одной из центральных категорий, которая рассматривается в фокусе многих наук, особенно юриспруденции. Исходя из

того, что в формировании, организации, функционировании, действии публичной власти можно выявить общее, особенное и единичное, даже уникальное, показываются, опираясь на Конституцию Российской Федерации 12 декабря 1993 года, конструктивные особенности публичной власти Российской Федерации и обозначается вектор ее развития. В теоретическом отношении и в практическом плане статья может представить интерес и оказаться ценной и полезной тем, что в ней дана подробная характеристика основным направлениям модернизации публичной власти Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», вынесенным на общероссийское голосование 1 июля 2020 года и получившим одобрение необходимым и достаточным числом голосов граждан.

Ключевые слова и словосочетания: публичная власть, государственная власть, местное самоуправление, единство, модернизация, конституция.

Annotation. The article says that power is one of the central categories that it is considered in the focus of many Sciences, especially law. On the basis that in the formation, organization, operation, action of public authority is possible to identify common, special and rare, even unique seem, based on the Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993, the design features of the public authorities of the Russian Federation and is denoted by the vector of its development. In theory and in practice, the article may be relevant and prove valuable and useful in that it provides a detailed description of the main areas of modernization of the public power of the Russian Federation in accordance with the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FCL (Federal Constitutional Law) «on improving the regulation of certain issues of the organization andfunctioning ofpublic power», submitted to the all-Russian vote on July 1, 2020 and approved by the necessary and sufficient number of votes of citizens.

Keywords and phrases: public power, state power, local self-government, unity, modernization, Constitution.

Публичная власть является одной из центральных категорий, находящихся в фокусе многих наук: философии, социологии, психологии, истории, теории и истории государства и права, политологии, и, разумеется, конституционного права. По Ю. А. Тихомирову «государство есть универсальная публичная организация общества для управления его общими делами на основе права» [1, с. 56]. Вместе с тем публичное начало присуще и самоуправлению (местному самоуправлению), а также организации и деятельности других автономных структур, ответственных за публичные социальные блага. Следовательно, публичная власть, в отличие от других самых различных характеристик власти, является наиболее емкой в политическом и идеологическом отношениях. И в этом ее привлекательность в научном плане, для аналитических целей, а также интегративно-дифференциальных построений социально-правового харак-

тера практической направленности. Отметим также, что в некоторых случаях публичность рассматривается как понятие синонимичное понятию «официальность». Атаманчук Г. В. пишет, что «во взаимоотношениях с другими странами государство является официальным (публичным) выражением общества, обеспечивающим международные отношения, свободу, безопасность и мирную жизнь своих граждан» [2, с. 5].

В формировании, организации, функционировании, действии публичной власти можно выявить общее, особенное и единичное, даже уникальное. Конструкция публичной власти Российской Федерации достаточно сложна. Ключевое значение для уяснения ее конструктивных особенностей и установления вектора развития имеет две разновидности и три уровня.

Первой разновидностью публичной власти в Российской Федерации является

государственная власть, которая, находясь под контролем народа, осуществляется на уровне Федерации в целом и на уровне ее субъектов.

На федеральном уровне государственная власть представлена Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, состоящим из двух палат (Государственной Думы и Советом Федерации), Правительством Российской Федерации. Взаимоотношения между указанными государственными органами обеспечены правом таким образом, что имеются основания характеризовать современную Россию по форме правления как президентскую республику. Правда, с этим согласны не все. Некоторые считают, что по форме правления Российская Федерация относится к смешанной республике, то есть сочетает в себе признаки президентской и парламентской республики.

Государственную власть на уровне субъектов Российской Федерации (на региональном уровне) осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Особенностью федеративного устройства современной России является то, что с юридическом отношении все субъекты Российской Федерации, а их, как известно, 85, равны. Но в организационно-правовом оформлении органов государственной власти на этом уровне публичной власти имеются особенности. Так, различны названия органов региональной законодательной власти и исполнительной власти, не во всем одинаковы их полномочия, имеются специфические моменты в форме и характере взаимоотношений между ними. Мировые суды являются судами субъектов Российской Федерации, но они включаются в единую российскую судебную систему. В некоторых субъектах Российской Федерации имеются свои конституционные суды (в 16 республиках из 22) и уставные суды. В новой редакции статьи 118 Конституции Российской Федерации [3] эти суды не включены в судебную систему

Российской Федерации. В этой связи будущее их под вопросом.

Местное самоуправление в Российской Федерации образует вторую разновидность публичной власти и третий ее уровень. В современных условиях в теоретическом отношении и в практическом плане чрезвычайно актуальна проблематика конституционно-правовых гарантий развития местного самоуправления в Российской Федерации [4].

С подписанием Президентом Российской Федерации указа от 13 мая 2000 г. № 849 обозначилась тенденция к формированию еще одного уровня публичной власти - окружного, промежуточного между федеральной государственной властью и региональной [5; 6].

Публичная власть в Российской Федерации сформирована и функционирует в соответствии с принципами разделения властей, централизации и децентрализации, управления и самоуправления в режиме господства права, верховенства закона и демократии (непосредственной и представительной). На федеральном государственном уровне она включается в публичную деятельность международных организаций в соответствии с международным правом и внутригосударственным (национальным) российским правом.

В осуществлении публичной власти велика роль Президента Российской Федерации. Его статус и полномочия прямо закреплены в Конституции Российской Федерации (глава 4 (ст. ст. 80 - 93), ст. 104, 107 и др.). Для Правительства Российской Федерации обязательными являются не только указы и распоряжения, но и поручения Президента Российской Федерации (часть первая статьи 115 Конституции Российской Федерации, новое!).

По В. Е. Чиркину, «современное конституционное право регулирует в их различных взаимосвязях все четыре главные составляющие общественной жизни. Это - человек, коллектив, государство и само общество» [7, с. 6]. Соглашаясь с ним,

Н. С. Бондарь пишет: «Конституция -основной закон не только государства, но и общества» [8, с. 20, 22, 256]. В принципе, верно, но все же любая конституция в большей степени направлена на надлежащее оформление публичной власти. Некоторые оценивают конституцию даже как общественный договор между обществом и государством, по которому население ограничивает свою свободу в пользу государства за гарантирование им безопасности людей и порядок в обществе. Другие полагают, что государство, принимая конституцию, само ограничивает публичную власть в интересах развития общества. Однако эти мнения разделяются не всеми конституционалистами, а также теоретиками права и государства, политологами.

С точки зрения нашего предмета, важное значение имеет Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [9, с. 4 - 6], получивший на общероссийском голосовании 1 июля 2020 года одобрение необходимым и достаточным числом избирателей. Им существенно модернизирована публичная власть в Российской Федерации. В каких же направлениях?

Легализованы понятия «публичная власть» (п. «г» ст. 71, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 132), «сенатор» (ч. 2 ст. 95, ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации) Предусмотрено образование Государственного Совета Российской Федерации (п. е5 ст. 84).

Уточнен статус Российской Федерации (ст. ст. 671, 79, 791), внесены изменения и дополнения в статьи 71 и 72, определяющие предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Интересным является правовая новелла, предусмотренная в части второй статьи 70, кото-

рая гласит, что не только Москва как столица Российской Федерации может быть местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти, а и другой город, определяемый федеральным конституционным законом.

Уточнены правовой статус Президента Российской Федерации и экс- Президента Российской Федерации, предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. ст. 102, 103), Правительства Российской Федерации (ст. 114).

Включены новые положения, относящиеся к избранию Президента Российской Федерации, повышены требования к кандидатам в Президенты Российской Федерации.

Расширены полномочия Президента Российской Федерации, скорректированы его взаимоотношения со всеми ветвями власти на федеральном и региональном уровне. Президент Российской Федерации активно влияет на назначения лиц на ключевые должности публичной власти. Так, Президент Российской Федерации включает в состав Совета Федерации до 30 представителей, из которых до 7 могут быть назначены пожизненно, назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом и обладает правом роспуска его в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации (п. «а», «б» ст. 84, ч. 4 ст. 111).

В главе 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции Российской Федерации в новой редакции изложены части вторая и третья статьи 118, статья 119, части первая, вторая четвертая, шестая, седьмая, восьмая статьи 125, статьи 126 и 127. Внесены дополнения в статью 125. Предусмотрены части 51, 8.

В результате этого виды судопроизводства, посредством которых осуществляется судебная власть, расширены за счет включения в число их администра-

тивного судопроизводства; внесены содержательные уточнения в понятие российской судебной системы; повышены требования к кандидатам в судьи.

Модернизирована статья 129 Конституции Российской Федерации, посвященная прокуратуре, путем изменения ее содержания и структуры (было 5 частей, стало 6).

Установлено, что «прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные полномочия. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом». Повышены требования к кандидатам на занятие прокурорских должностей и изменен порядок назначения на такие должности.

Президенту Российской Федерации предоставлено право назначать на должность Генерального прокурора Российской Федерации его заместителей после консультаций с Советом Федерации. Освобождаются же они от должности Президентом Российской Федерации самостоятельно. Такой же порядок назначения на должность и освобождения от должности предусмотрен в отношении прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.

Иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должности и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и

приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации местному самоуправлению посвящены ст. 12, расположенная в гл. 1, посвященной основам конституционного строя, и четыре статьи гл. 8 «Местное самоуправление» - ст. 130 - 133. Ст. ст. 12 и 130 Конституции Российской Федерации не изменены. Ст. ст. 131, 132, 133 изложены в Конституции Российской Федерации в новой редакции.

Уточнен вопрос о территориальной основе местного самоуправления и видах муниципальных образований.

Виды муниципальных образований устанавливаются федеральным законом, а территория муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, определяется с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом (ч. 1, 2, 3 ст. 131).

В плане взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти ст. ст. 131 - 132 модернизированы в следующем.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. Вместе с тем органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобож-

дении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом (части первая и часть первая со значком «с1» ст. 131).

Ст. 132 Конституции Российской Федерации дополнена ч. 3, о которой было сказано выше, а ч. 1 и 2 уточнены.

Из части первой исключено прямое указание на возможность органами местного самоуправления самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка. Вместе с тем эта часть дополнена указанием на то, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. По новой редакции этой части ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно не «устанавливают», а «вводят» налоги и сборы.

Ч. 2 ст. 132 уточнена в том смысле, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральным законом, а также законом субъекта российской Федерации, но лишь при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133 Конституции Российской Федерации, запрещая ограничение прав

местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, гарантирует развитие местного самоуправления в Российской Федерации правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления (внимание!) «во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций».

Отметим, по Конституции Российской Федерации, «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «н», ч. 1, ст. 72). Действует Федеральный закон от 5 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в который, начиная с середины 2004 года, вносились многочисленные изменения. В отношении этого закона немало критических замечаний. Изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации в части местного самоуправления, реагируя на эти замечания, способствуют совершенствованию местного самоуправления и дальнейшему его развитию, находясь в единой системе публичной власти Российской Федерации.

***

ЛИТЕРАТУРА

1.Тихомиров Ю. А. Государство. М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. 320 с.

2.Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М. : Славянский диалог, 1996. 223 с.

3. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Шайхуллин М. С. Конституционно-правовые гарантии развития местного самоуправления в Российской Федерации // Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. Казань, 2020. 66 с.

5. Гохберг М. Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М. : Финансы и статистика, 2002. 360 с.

6. Кистанов В. В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М. : Экономика, 2000. 172 с.

7.Чиркин В. Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. 2005. № 4.

8. Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). - М. : ООО «Викор-Медиа», 2006. 224 с.

9. Российская газета. 2020. 13 марта, пятница. №5 4 (8108).

© Самигуллин В. К. © Казамиров А. И.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. КРИМИНОЛОГИЯ.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.373(470)

А. Д. АБРАМКИН, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России (г. Краснодар)

А. D. ABRAMKIN, Postgraduate of the Chair of Criminal Law and Criminology of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar)

ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

FEATURES OF THE OBJECT OF ABUSE IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES TO MEET STATE OR MUNICIPAL NEEDS

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые особенности объекта злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Затронуты проблемные вопросы закрепления ст. 2004 УК РФ в разделе VIII «Преступления в сфере экономики» и главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Проанализированы различные подходы и точки зрения ученых, касающиеся вопросов определения общего, родового, видового и непосредственного объектов злоупотреблений, совершенных в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Сформулирована позиция относительно проблемы выделения группового объекта по схожести непосредственных объектов составов преступлений, предусмотренных в главе 22 УК РФ, совершаемых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Ключевые слова и словосочетания: объект преступления, закупки для государственных или муниципальных нужд, преступления экономической направленности, преступления коррупционной направленности, общественная опасность.

Annotation. The article discusses some features of the object of abuse in the procurement of goods, works, services to meet state or municipal needs. It deals with the problematic issues of consolidating

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.