Научная статья на тему 'Модернизация процесса образования в контексте практико-ориентированной деятельности'

Модернизация процесса образования в контексте практико-ориентированной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
67
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малашихина Ирина Анатольевна, Ковязина Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Модернизация процесса образования в контексте практико-ориентированной деятельности»

тивом концепции и технологий личностно-ориентированного образования. - Волгоград, 2002.

6. Шадриков, В. Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. - М., 1982.

7. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М., 1997.

УДК 371+378

И. А. Малашихина, В. М. Ковязина

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осмысление проблем современного профессионального педагогического образования требует еще раз обращения к самому термину «образование», который в последнее время получил слишком широкое употребление; образование человека, непрерывное образование, общее образование, базовое образование, специальное образование, профессиональное образование, университетское образование, уровневое образование, гуманитарное образование, педагогическое образование и т. п.

В течение трех последних лет в системе профессионального образования России произошли и развиваются изменения, касающиеся правового, организационного, методологического и практического аспектов. Среди них: создание конституционно - правовой основы образовательной деятельности; нормирование государственно - общественной системы управления и координаций деятельности образовательных институтов; формирование государственно - общественной системы оценки и регулирования качества профессионального образования, деятельностной подготовки специалистов; деидеологизация и демократизация образовательной сферы; поэтапная интеграция российской системы образования в мировую [1; 3].

За последние годы в профессиональном образовании развитых стран накоплен значительный опыт по переосмыслению традиционных разработок и использованию новых технологий обучения. Растущие международные контакты и взаимосвязь государств делают необходимым для них при пересмотре национальной учебно - воспитательной практики учет мирового опыта. Без него невозможно вхождение России в мировое образовательное сообщество, признание документов, подтверждающих тот или иной уровень образования и квалификации. Несоблюдение требований Федерального уровня сделает невозможным сохранение единого образовательного пространства внутри страны, продуктивное взаимодействие разных типов образова-

тельных учреждений, разработку и следование общим стандартам, что в итоге может повлечь снижение общего уровня образования в обществе и фактическое ущемление прав граждан на его полноценность. Учет особенностей региона и профессионального образовательного учреждения позволит обеспечить реальные потребности в образовательных услугах и реальные возможности их удовлетворения конкретными специалистами [3],

Одним из условий перестройки профессионального образования является диверсификация, которая предполагает изменение всех аспектов функционирования системы: организация новых типов учебных заведений, введение новых направлений подготовки специалистов в области образования с учетом конъюнктуры рынка педагогического труда, создание и введение новых курсов, программ, технологий обучения, развитие системы методов и форм обучения, реорганизация управления средним профессиональным образованием, структуры учебных заведений и их статуса, порядка финансирования, изменение процедур набора студентов и др.

Непрерывность образования - это принцип формирования личности, обуславливающий создание для нее условий свободного доступа к высшим уровням образовательной лестницы, постоянного и систематического повышения имеющейся квалификации, обновления знаний.

Непрерывность образования - это мировоззрение, взгляд на построение такой система образования, которая позволяет человеку развиваться и совершенствоваться в течение всей жизни включающих:

- неоднократный выбор содержания и уровня получаемою педагогического образования;

- потребности инновационной школы, дипуюшие заказ на педагога, способного к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от типа образовательного учреждения и использующего учебный предмет в качестве средства развития учеников;

- децентрализация и регионализация управленческих структур, позволяющая самостоятельно развивать образовательную сеть региона и формировать «портфель заказов» на конкретных специалистов;

- процесс демократизации профессиональных учебных заведений, обеспечивающий им самостоятельность в определении форм, способов и условий организации педагогического процесса;

- вхождение России в международное образовательное пространство, требующее учета международного опыта в подготовке нового типа специалиста.

Быстрые темпы прироста научной информации, перемены в общественной и культурной жизни общества, моральное старение одних знаний и повышение значимости других выдвигают необходимость обеспечения гибкости и динамичности обновления содержания образования. Это вовсе не означает полной замены одного содержания на другое. В нашем понимании гибкость и динамичность - это, прежде всего ориентация на соответствие

содержания современному уровню науки, под которым понимается отражение в нем новых идей, объяснение классических знаний в их свете, а также отражение тенденций развития науки. Благодаря этому создается возможность формирования у будущего специалиста современного стиля мышления. На наш взгляд, это особенно важно потому, что стиль, модель научного мышления меняется медленно, даже медленнее, чем научная картина мира, с которой они связаны.

Основными тенденциями должны быть интеграция, генерализация, формализация знаний, усиление функций теории, усложнение взаимосвязи между опытом и теорией, самосознание науки, выражающееся в особом внимании к методологии, ее социальная ценность.

Одним из механизмов систематического обновления содержания является гак называемое элективное образование. Наличие элективов является конкретным проявлением академических свобод наряду с выбором формы обучения, направления образования (специальности, специализации), внепрограммных занятий, преподавателей.

Профессиональное образование сможет обеспечить подготовку нового типа специалиста, если в нем будет достигнуто органичное сочетание фун-даментализации, гуманизации и профессионализации содержания с акцентом на унификацию программ базового уровня и индивидуализации программ высшего уровня [1; 5].

Если фундаментализация - это внедрение в учебный процесс теорий высокой степени общности, обладающих повышенной информационной емкостью и универсальной применимостью, то с этих позиций качество и объем фундаментальной подготовки выпускников профессиональных учреждений еще не соответствует показателям лучших мировых образцов, тогда как именно фундаментальность является основой компетентности и мобильности специалиста.

На наш взгляд, усилению фундаментализации образования призваны способствовать междисциплинарные связи, научно - исследовательская работа преподавателей и студентов па стыке фундаментальных и прикладных наук, введение в спектр всех специальностей естественнонаучных дисциплин.

Фундаментализация содержательной подготовки будущего специалиста обеспечивается реализацией принципов интеграции и дифференциации.

Под интеграцией в литературе принято понимать переход от дифференцированного образа действительности к синтетическому на основе междисциплинарных связей, широкого внедрения интегративных дисциплин. В результате такого перехода возникают новые свойства. Как считает

Н. Т. Абрамова, упорядочение элементов в единое целое, ведущее к новому качественному скачку, зависит в первую очередь от управления. По мнению автора, чтобы получить новый эффект, необходимо изменить структурно -функциональные связи, что по ее мнению, и будет проявлением управления.

Весьма интересна точка зрения 3. П. Кузьмина, который полагает, что

интеграция является сущностью системного подхода, в связи с чем она может рассматриваться как процесс развития системы к более целостному ее состоянию [5, с. 22].

На наш взгляд, обе методологические посылки важны для реализации идеи интегрирования в содержании образования. В первую очередь в этом плане необходимо сосредоточиться на проблемах мировоззренческого, методологического, общекультурного и практического характера. Интегративный подход, в конечном счете, должен привести и еще к одному результату -сокращению объемов изучаемого материала, что немаловажно в условиях непрекращающегося увеличения массива знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показало наше исследование, проблема дифференциации профессионального образования в настоящее время находится лишь в стадии интенсивного осмысления: уточняются ее цели, формы и направления, содержание и методические пути реализации.

Современный подход к образованию заключается также в его гуманизации, т. е. в ориентации на общечеловеческие ценности. В нашем понимании гуманизация образования - это поворот всех звеньев учебно - воспитательного процесса к личности студента, уважение к его человеческому достоинству, преодоление отчуждения студенческого и преподавательского состава от образовательного процесса, ликвидация ориентации на усредненного студента, создание условий для развития его социальной активности и раскрытия творческих потенций.

Целостное теоретическое обоснование идея гуманизации педагогического образования получила в исследованиях Е. Н. Шиянова, который показал, что гуманизация как производное от понятий «гуманизм» и «гуманность» выступает социально - ценностной и нравственно - психологической основой общественной жизни, отношений между людьми. В этой связи она характеризует и ценностные аспекты образования как общественного явления.

Гуманизация образования, следовательно, может быть рассмотрена как важнейший социально - педагогический феномен, отражающий современные общественные тенденции в построении и санкционировании системы образования. Сущность данного феномена выявляется на пересечении нескольких смысловых координат. По своим целевым функциям гуманизация образования является условием (фактором) гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, поста сущностных сил и способностей. Она представляет собой и процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения.

Гуманизация образования составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и обучаемых, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе.

Наконец, гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления. изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагоги, и студенты выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности.

Вот почему гуманистическая сущность педагогического процесса должна состоять в развитии личности будущего специалиста, качество и, мера которого являются показателем функционирования не только учебного заведения. но и всей системы образования [2; 6].

Таким образом, гуманизация педагогического образования предполагает реально функционирующую систему подготовки нового типа педагога, обеспечивающую развитие его активно - творческих возможностей, интеллектуально - нравственной и педагогической свободы. Такое развитие, согласно методологии ценностного подхода к педагогической деятельности, предполагает готовность педагога к осуществлению культурно — гуманистической функции. Этому должен способствовать и культурологический подход к формированию содержания педагогического образования: который обусловлен формирования гуманитарной культуры педагога. Под ней понимается оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально - гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и творческих действий. Овладение этой культурой приводит к осмыслению личностью философских, духовно - нравственных оснований педагогической деятельности и осознании ее как своего «социума культуры», как сферы морального, мировоззренческого (смысложизненного) самоопределения.

Средством реализации культурологического подхода выступает гуманитаризация образования - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. В условиях традиционной подготовки учителя гуманитаризация нередко понимается как механическое объединение общекультурной и специальной подготовки. На наш взгляд, суть гуманитаризации заключается в том, чтобы гуманитарная культура как некая целостность, как гармония знания, творческого действия, чувств и общения пронизывала профессиональную подготовку педагога. По этой причине она требует изменения принципов взаимодействия различных дисциплин [2; 4].

Гуманитаризация содержания педагогического образования предполагает и углубленную человековедческую подготовку, которая отражает его специфику и вызывает необходимость повышения роли психолого - педагогических знаний. Гуманизация школы, создание в ней атмосферы обращенности к личнос ти объективно требуют, чтобы по своему содержанию педагогическое образование стало практическим человекознанием [6].

При этом следует иметь ввиду, что усиление роли общекультурной и психолого - педагогической подготовки в содержании педагогического образо-

вания не должно умалять значения специальной подготовки. Опыт работы мастеров педагогического труда, для которых соединение научной и педаго гической деятельности является содержанием общения со студентами, является примером использования материала преподаваемой науки в целях развития личности.

Говоря об условиях модернизации педагогического образования, отметим, что ни одно из них не станет реальностью, если не будет осуществлено еще одно — демократизация профессионального образования.

Как нам представляется, демократизация системы педагогического образования должна быть основана на взаимодействии трех важнейших составляющих.

1. Демократизация всех видов и форм деятельности в системе образования, включая основные принципы и структуры управления системой, форм и методы преподавания, равно как и достижение их разнообразия, индивидуализация образовательной деятельности преподавателей и студентов.

2. Демократизация содержания обучения, включая демократическое (объективное, полное, свободное, разностороннее) отражение в ходе обучения всех аспектов с уделением должного внимания мировому опыту, но с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Должны быть предусмотрены фундаментальное обучение, интегрирующее и связывающее все преподаваемые дисциплины с целью достижения прочного научного мировоззрения, а также гуманизация всего содержания и самого духа образования.

3. Демократизация взаимодействия системы образования с другими сферами общественной жизни (экономика, наука, культура, общественные организации, средства информации, госучреждения и т. п.) на базе взаимных интересов.

Таким образом, процесс общего и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер лишь в случае, если студент будет не объектом, а субъектом обучения. Это требует, в свою очередь, отношения к нему, как к уникальной личности независимо от его индивидуальных особенностей. Персонализация подготовки будущего педагога требует, чтобы он и сам воспринимал себя таковой личностью и видел ее в каждом из окружающих его людей. Следовательно, личностный подход связан с установкой воспринимать каждого человека как самостоятельную ценность, признать за каждым право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Библиографический список

1. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1986.

2. Мелик-Патаев, А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 11.

3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2002.

4. Тихонов, И. И. Проблемы эффективного управления процессом обучения в высшей школе. - М., 1998.

5. Шаповалов, В. А., Горовая, В. И. Модель специалиста как основа конструирования содержания образования и процесса обучения в педагогическом вузе // Непрерывное педагогическое образование. Вып. VI. - Ставрополь, 1994.

6. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М. - Ставрополь, 2005.

УДК 371

В. А. Комелина, Д. А. Крылов

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ТЕХНОЛОГИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важной частью предмета «Технология», а также подготовки будущих учителей технологии должна стать новая система контроля результатов обучения. Это связано с тем, что система, используемая настоящее время, обладает рядом существенных недостатков, среди которых следует отметить следующие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, использование пятибалльной системы для оценки качества знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно объективно оценить работу. С одной стороны, педагог должен показать уровень обучающегося относительно друг друга, с другой - объективно оценить каждого в соответствии с ориентировочными нормами оценки и, в-третьих, — показать прогресс каждого студента.

Во-вторых, невозможность учета разнообразных аспектов деятельности студентов при оценке, хотя такая необходимость существует и на нее указывается в ряде научных публикаций. Выделяют полноту знаний, использование знаний из других наук, творческое применение знаний в практической работе, качество выполнения практических работ, умение объяснить научные основы практической работы, степень активности в проведении опытов, наблюдений, систематичность ведения записей. Увеличение комплексности оценки подготовки будущих учителей технологии возможен за счет добавления следующих характеристик: степень сформированности представлений о технике и технологии, владение чертежными навыками, умение решать практические задачи и достигать качественных результатов в труде, осуществлять творческий подход при решении нестандартных задач. В концепции, предложенной А. А. Павловой [1] утверждается, что необходима