Научная статья на тему 'Модернизация профессионального образования в США'

Модернизация профессионального образования в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАРЬЕРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ / ПРОГРАММА НАЦИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ / CAREER EDUCATION / STANDARD-BASED EDUCATION / NATIONAL SKILLS STANDARDS PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытов А. Д., Пальянов М. П., Семина О. А.

В статье анализируются результаты образовательных реформ в США, рассматривается опыт разработки и совершенствования образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Professional Education in the USA

The article analyses results of the educational reform in the USA. It also provides a description of an experience of educational standards development and improvement.

Текст научной работы на тему «Модернизация профессионального образования в США»

УДК/UDC: 377:378(73)

А. д. копытов, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО,

директор Учреждения Российской академии образования «Институт развития образовательных систем», Томск

м. п. пальянов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией сравнительного анализа образовательных систем и международных связей

ИРОС Российской академии наук, г. Томск

о. а. Семина, старший преподаватель Сибирского государственного индустриального университета, г. новокузнецк

Anatoliy kopytov, Doctor of Pedagogics, Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, director of the Institute of Educational systems development in Russian academy of Education, Tomsk

Mikhail Palyanov, doctor of Pedagogics, Head of Comparative analysis of Educational systems and International Contacts Laboratory in the Institute of Educational systems development in Russian academy of Education, tomsk

olga semina, senior lecturer in siberia state Industrial University, Novokuznetsk

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США MODERNIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE USA

в статье анализируются результаты образовательных реформ в США, рассматривается опыт разработки и совершенствования образовательных стандартов.

the article analyses results of the educational reform in the usa. It also provides a description of an experience of educational standards development and improvement.

Ключевые слова: образование для карьеры, образование на основе стандартов, программа национальных квалификационных стандартов.

Key Words: career education, standard-based education, National Skills Standards Program.

Образовательные реформы конца прошлого - начала нынешнего веков в экономически развитых странах имеют ряд общих тенденций, законодательно закрепленных в правительственных документах. С целью подготовки учащейся молодежи к быстроменяющемуся рынку труда национальные образовательные стратегии и доктрины носят прогностический характер, будучи рассчитанными на 1015 ближайших лет.

Начало нового этапа образовательной реформы в США относят к моменту публикации в 1983 г. известного Доклада Национальной Комиссии по совершенствованию образования «Нация в опасности». Под влиянием данного документа образовательная реформа в США стала рассматриваться как способ обеспечения безопасности страны.

В этом же году был издан основополагающий документ для профессионально-технического образования акт К. Перкинса - Федеральный закон «О профессиональ-

ном образовании» 1893 г. В 1990 г. были приняты поправки к этому закону, и он получил официальное название «Акт К. Д. Перкинса о профессиональном и прикладном технологическом образовании, принятый с поправками». Нижеследующие положения являются наиболее важными в Поправках к «Акту...» К. Перкинса от 1990 г.: установление нового соотношения между академическим и профессиональным обучением; развитие связей между школьным общим и допрофессиональным образованием и подготовкой на рабочем месте; координация с программами в рамках акта «О партнерстве в профподготовке», акта «В поддержку семьи» и другими образовательными программами для групп риска.

В «Акте.» К. Перкинса впервые на национальном уровне законодательно утверждена Программа технической подготовки и предложено дальнейшее развитие концепции «Образование для карьеры». Данная стратегия воплощает стремление установить определенное соотношение между миром образования и миром работы.

Термин «образование для карьеры» (Career Education] введен С. Марландом в 1971 г. в знаменитой речи «Образование для карьеры сейчас». В 1974 г. был принят Закон «Об образовании в области карьеры». Основной объективной причиной развития данного направления образовательной политики являлся рост безработицы среди молодежи в 1970-е гг.

Реализация теории образования для карьеры подразумевает, прежде всего, процесс введения в общее содержание образования концепций развития карьеры, с помощью которых любые академические знания должны соот-

носиться с миром работы, либо с процессом самореализации и самоисследования.

Как указывается в «Акте.» К. Перкинса, основными целями разработки и распространения программ образования для карьеры является удовлетворение потребностей учащихся системы профессионально-технического образования в области развития карьеры, образования и подготовки к занятости. Такого рода программы должны оказывать помощь учащимся в определении самооценки, планировании карьеры, формировании ключевых компетентностей; в переходе от образования и профессиональной подготовки к работе; в обеспечении конкурентоспособности получаемых профессиональных навыков по выбранной специальности; в развитии умений поиска работы и определении целей карьеры; в получении и использовании информации о финансовой поддержке послесреднего и профессионального образования и др.

Поправки 1998 г. к «Акту.» К. Д. Перкинса о профессиональном и техническом образовании вступили в силу 31 октября 1998 г. Этот Государственный Закон 105— 332, принятый Департаментом образования США, ставит целью модернизацию академической, профессиональной и технической подготовки учащихся системы начального профессионального образования. Основным в законе является изменение порядка финансирования, согласно которому штатам выделяются целевые гранты Федерального правительства на реализацию программ профессионально-технического образования. В этой связи меняется порядок оценивания качества профессиональной подготовки выпускников системы ПТО, оно становится ориентированным на результат, аутентичным. Программы профессионального обучения подлежат ежегодному оцениванию и пересмотру, на основе чего определяется возможность дальнейшего их финансирования.

Законом также предусматривается широкое вовлечение родителей, учащихся, преподавателей, представителей общественности, предприятий промышленности и бизнеса, профсоюзных организаций в разработку, реализацию и оценивание программ профподготовки, дальнейшее совершенствование программ для учащихся группы риска и лиц с ограниченными возможностями. Особо рассматривается роль подготовки учащихся по профессиям для работы в области высоких технологий и телекоммуникаций, с этой целью определяется необходимость развития стажировок и менторства в высокотехнологичных отраслях.

Отдельной статьей установлен порядок профессионального развития и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, организации их стажировок на предприятиях бизнеса и промышленности; переподготовки с целью работы с новыми технологиями; участия преподавательских кадров в исследованиях и др.

В законе установлены направления поддержки индивидов в области нетрадиционной профессиональной подготовки и занятости, при этом указывается, что «нетрадиционная профессиональная подготовка и занятость охватывает профессии или области трудовой деятельности, связанные с компьютерными и другими новыми технологиями, или другие новые профессии, требующие высокой квалификации нового типа».

Не менее важным законодательным документом 1990-х гг. стал Национальный Доклад Комиссии при Секретаре Департамента труда США по достижению необходимых навыков «Какие требования мир труда предъявляет

к школам», в котором отмечается необходимость формирования у молодежи основных навыков: базовые навыки (чтение, письмо, математические навыки и др.), мыследеятельностные навыки (критическое мышление, принятие решений и др.); личностные характеристики (ответственность, самооценка, коммуникативность и др.). Таким образом, Национальный Доклад еще раз, на федеральном уровне, законодательно закрепил компетентностный подход в образовании США.

Значение навыков обучения на протяжении всей жизни широко обсуждалось родителями учащихся, представителями образования.

В 1989 г. Комиссия по качеству рабочей силы и эффективности рынка труда, при поддержке Департамента труда США, в своем отчете настоятельно рекомендовала усилить внимание к динамике перехода от школы к работе. Для этой цели предлагалось использовать агентства по обеспечению занятости на уровне штатов, а также создание частными промышленными советами служб занятости на базе школ, через прямые связи с работодателями, с целью предоставления своевременной информации о вакансиях рабочих мест для выпускников средних школ. Основными целевыми установками данных рекомендаций было использование возможностей сотрудничества между государственными службами занятости, которые непосредственно участвуют в найме рабочей силы и профессиональной подготовке, и школами, обеспечивающими профессиональную консультацию и ориентацию. Конечной целью этих усилий должна была стать помощь учащимся в получении работы в местной общине, как часть успешного перехода от школы к работе.

Важным шагом в дальнейшем развитии данного направления стало принятие Конгрессом США в 1994 г. акта «О возможностях перехода от школы к работе», в котором отмечалось, что в США недостает взаимосвязанной системы оказания помощи молодежи в получении знаний, навыков, умений и информации о доступе к рынкам труда, что необходимо для успешного перехода от школы к начальному профессиональному или высшему образованию. Основной целью закона стало реформирование государственного профессионального образования с целью приведения его в единую координированную систему, которая оказывала бы помощь молодежи в плавном переходе от программ допрофессиональной подготовки к следующему уровню подготовки к профессии.

Программы, финансируемые в рамках данного акта, предусматривали сочетание классно-урочного обучения и реального трудового опыта. Впервые исполнение данного закона было возложено на Департамент труда и Департамент образования, с целью усиления координации между звеньями существующей системы подготовки молодежи к занятости, расширения связей между бизнесом и промышленностью и профессиональным образованием.

Особо важным является то, что в законе была выдвинута новая стратегия - усиление обучения на рабочем месте. Разработчиками федеральной политики был сделан вывод о необходимости тесной связи между начальным профессиональным образованием, бизнесом и промышленностью, а также о том, что наиболее эффективный переход от школы к миру труда может быть достигнут через внедрение обучения на рабочем месте (производственного обучения), в отличие от традиционной классно-урочной системы и профессионального обучения в учебно-производственных мастерских.

Акт 1994 г. определял создание системы, состоящей из трех компонентов: профессиональной ориентации и до-профессиональной подготовки на базе школы; связующей деятельности по предоставлению рабочих мест; возможности обучения на рабочем месте. В оборот вводится термин «профессиональная специализация» (career major], который означает взаимосвязанную последовательность курсов или область изучения, подготавливающую учащихся к первому рабочему месту, и интегрирует академическую и профессиональную подготовку; школьное и производственное обучение; устанавливает связи между средними школами и послесредними учебными заведениями. Профессиональная специализация готовит учащихся для занятости в широкой группе профессий, а также развивает опыт практического изучения и участия учащихся в работе в выбираемой производственной отрасли. После ее окончания возможно дальнейшее обучение, подготовка по программе производственного ученичества или поступление в двух или четырехгодичный колледж.

Большое значение в законе отводится осуществлению профессиональной ориентации и консультации учащихся как в процессе профессионального обучения, так и вне его. В разделе 104 при определении сущности и содержания связующего компонента системы, связанного с предоставлением рабочих мест для учащихся, особо отмечается важность развития связей школ и предприятий.

Как отмечают К. Грэй, Э. Херр и др., наиболее значительным следствием принятия акта 1994 г. стал перенос акцента с формального профессионального обучения (формирование профессиональных навыков в рамках классно-урочной системы и занятий в учебно-производственных мастерских] на начальную базовую подготовку, включая академические умения. Акцент делается на формирование общепрофессиональных знаний и умений на рабочем месте, в условиях реального производства, что позволяет облегчить переход от школы к миру труда.

При этом были предложены две возможные альтернативы для создания системы перехода учащихся из школы в мир труда: модель Департамента образования (предоставление рабочих мест на базе государственной школы» и модель Департамента труда (предоставление рабочих мест учащимся на базе его периферийных отделений, что экономически представлялось более рентабельным].

Принятию стратегического для системы образования США документа Администрации президента Б. Клинтона

- акта «Об образовании Америки», одобренного Конгрессом США в марте 1994 г. как часть общего документа «Цели 2000», предшествовал подготовленный по результатам общественного обсуждения национальных целей образования «Отчет о национальных целях образования: формирование нации обучающихся». Данные документы, в сущности, законодательно оформили активно реализующееся в стране движение по разработке стандартов образования. В научно-педагогический лексикон вводится термин «образование на основе стандартов» (standard-based education]. Параллельно принимаются другие важные документы, как на национальном уровне, например, «Система стандартов высокого уровня: что это такое и почему она необходима. Резолюция Исполнительного Совета Американской Федерации учителей, февраль 1996 г.», так и на уровне штатов и местном уровне.

В стране создается Национальный совет по разработке и совершенствованию образовательных стандартов; национальные Советы по разработке стандартов для отде-

льных образовательных областей, которые получают целевое финансирование из президентской программы. В целом на разработку стандарта по одной из образовательных областей уходит от двух до двух с половиной лет.

Разделом 102 Закона «Об образовании» определяются национальные образовательные цели: обеспечение готовности детей к школе; увеличение процента учащихся, завершивших полный курс среднего образования; обеспечение учащихся знаниями по базовым общеобразовательным предметам и подготовка к роли ответственного сознательного гражданина; повышение роли подготовки и переподготовки учителей; возрастание значения математической и естественнонаучной подготовки; участие родителей в деятельности школ и др.

Национальная цель 3 в постановочном плане определяет, какую личность учащегося должна формировать школьная система. Отмечается, что «к 2000 г. все учащиеся будут по окончании 4, 8 и 12-х классов будут демонстрировать компетентность по важным предметным дисциплинам ... и каждая школа Америки обеспечит достаточное умственное развитие учащихся, с тем, чтобы подготовить их к сознательной гражданственности, дальнейшему обучению, и продуктивной занятости в современной экономике нашего Государства». Отмечается, что значительно возрастет процент учащихся, которые могут демонстрировать умения мыслить, разрешать проблемы, применять знания, грамотно писать и эффективно общаться. Все учащиеся будут вовлечены в деятельность, которая развивает и демонстрирует хорошую гражданственность, хорошее здоровье, служение сообществу и личную ответственность.

Для предмета нашего исследования особую важность представляет постановка цели 6: «К 2000 г. каждый взрослый американец будет грамотным и будет обладать знаниями и умениями, необходимыми для конкурентоспособности в глобальной экономике, а также умениями применять гражданские права и обязанности».

Задачами, раскрывающими данную цель, являются следующие:

- каждое крупное предприятие Америки должно быть вовлечено в усиление связи между образованием и миром труда; значительно возрастет процент учащихся, получивших квалификацию, особенно среди национальных меньшинств, поступающих в колледжи, закончивших, по меньшей мере, два года обучения или же полностью выполнивших программу подготовки;

- все рабочие должны иметь возможность поучать знания и навыки, от базовых до усовершенствованных технических, необходимые для адаптации к появляющимся новым технологиям и методам труда, через государственное и частное общее и профессионально-техническое образование, программы обучения на рабочем месте и др.

Далее в документе определены цели Национальной образовательной реформы, связанные, прежде всего, с разработкой и оцениванием национальных образовательных стандартов, а также законодательно утверждено создание ряда специальных комиссий по наиболее важным ее направлениям. К их числу относится Национальный совет по квалификационным стандартам, который должен "выступать катализатором в стимуляции создания и принятия национальной системы квалификационных стандартов, развития оценивания и сертификации достижения квалификационных стандартов". В законе отмечается, что результатом деятельности совета должно стать повышение производи-

тельности труда, экономический рост и экономическая конкурентоспособность Америки, а его рекомендации могут быть использованы государством с целью:

- обеспечения формирования рабочей силы высокой квалификации; промышленными предприятиями;

- работодателями для оценивания уровня квалификации перспективных работонанимателей;

- профсоюзами для усиления гарантированной занятости рабочих через обеспечение их свидетельствами о квалификации и другими участниками.

Акт "Об инвестировании в рабочую силу" - Государственный закон 105-220 был принят Конгрессом США 7 августа 1998 г. В нем определены направления реформирования федеральной системы занятости, образования взрослых и программ профессиональной реабилитации групп риска с целью создания интегрированной системы "под ключ", включающей в себя комплекс мер по эффективному инвестированию в подготовку рабочей силы и образовательные программы для взрослых и молодежи.

Часть I акта законодательно определяет организационные формы, примерное содержание и пути финансирования программ, которые находятся в ведомстве Отдела занятости и профессиональной подготовки Департамента труда США. Отдельной статьей в законе определяется дальнейшее развитие системы оказания профориентационных, профинформационных услуг и консультирования для карьеры в рамках Центров карьеры для одноразового посещения (ресурсных центров), которая была основана в середине 1900-х гг. С этой целью значительные средства выделяются на дальнейшее расширение единой компьютерной базы и программного обеспечения.

Части I и II акта устанавливают правила создания и функционирования систем подотчетности в области программ профессиональной подготовки и развития карьеры на уровне штатов. Конгрессом установлены т.н. «ключевые индикаторы» для проведения оценивания эффективности предоставляемой подготовки к занятости.

29 апреля 1999 г. Администрацией Б. Клинтона был принят еще один федеральный законодательный документ, содержание которого было подготовлено образовательными дискуссиями предшествующего десятилетия. Это акт «О партнерстве для маневренности в области образования», согласно которому центр имеет право делегировать штатам полномочия на отказ или временное невыполнение отдельных федеральных требований, которые могут препятствовать местным инициативам по модернизации образования. Данные полномочия предоставляются лишь на основе строгой подотчетности и при условии принятых мер предосторожности. Для того чтобы получить такие полномочия, штат должен разработать и внедрить:

- содержательные и деятельностные стандарты;

- соответствующую систему оценивания, что должно быть документально подтверждено предоставленными всеми школами округов индивидуальными профилями развития, и подлежит тщательной ежегодной проверке.

В соответствии с утвержденным порядком, любой штат может предоставить в Департамент образования США план образовательных изменений (маневренности].

Значение данного закона заключается в определении нового соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении образованием. Штаты получают некоторую гибкость для перераспределения федеральных финансовых средств, направляя их на наиболее нуждающиеся области. В то же время образовательная деятельность штатов, округов и отдельных школ становится более прозрачной. Для разъяснения и внедрения закона в практику Министерством образования США в 2000-2002 гг. подготовлен ряд инструктивных писем и рекомендаций Министерства о соотношении новых законодательных установок и положениями Поправок к "Акту." К. Перкинса от 1998 г.; разработано руководство по составлению заявок от штатов.

Определенное значение для совершенствования подготовки учащихся школ к занятости имеет вступившее в силу с 1 сентября 2002 г. законодательство Дж. Буша "Ни один ребенок не должен быть отстающим", где выдвигаются следующие основные приоритеты модернизации американского образования:

- совершенствование академической успеваемости учащихся с ограниченными возможностями;

- усиление качества подготовки учителей; улучшение качества языковой подготовки для учащихся с недостаточными знаниями английского языка; внедрение инновационных программ обучения; повышение информированности и участия родителей в делах школы;

- создание безопасных школ для XXI века;

- увеличение финансирования на внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;

- поддержка свободы и подотчетности школ;

- дальнейшее развитие компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании.

В конце 1980-х гг. в США прошли национальные дискуссии о способах повышения экономической конкурентоспособности страны. Результатом их стал вывод о необходимости разработки национальных стандартов в области профессиональной подготовки кадров. Отсутствие единых стандартов на уровне страны зачастую приводило к трудностям при найме рабочей силы, и служило препятствием столь необходимой профессиональной мобильности.

В результате Департаментами образования и труда на конкурсной основе было выделено финансирование на 22 пилотных проекта для разработки национальных квалификационных стандартов в различных профессиональных областях, большинство из которых было завершено к 1995 г.

Необходимо отметить, что программа национальных квалификационных стандартов (National Skills Standards Program] возникла как ответ на интернационализацию рынка труда и необходимость усиления конкурентоспособности рабочей силы США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.