Научная статья на тему 'Инновационная практика зарубежных учебных заведений в области подготовки молодежи к занятости'

Инновационная практика зарубежных учебных заведений в области подготовки молодежи к занятости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Е. Е.

Based on the comparative analysis of the U.S. innova¬tive practice in the field of training of the youth for employ¬ment the article reveals new educational initiatives: organi¬zational and pedagogical models of multilevel vocational and professional education, forms of transition from school to work etc. The author makes the conclusion on the existence of the adaptation potential of the international experience in question that can be borrowed under conditions of the Rus¬sian educational system modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the Youth for Employment -Innovative Practice of Educational Institutions Abroad

Based on the comparative analysis of the U.S. innova¬tive practice in the field of training of the youth for employ¬ment the article reveals new educational initiatives: organi¬zational and pedagogical models of multilevel vocational and professional education, forms of transition from school to work etc. The author makes the conclusion on the existence of the adaptation potential of the international experience in question that can be borrowed under conditions of the Rus¬sian educational system modernization.

Текст научной работы на тему «Инновационная практика зарубежных учебных заведений в области подготовки молодежи к занятости»

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Е. Федотова

ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТОСТИ

Томский государственный педагогический университет

С целью совершенствования подготовки учащейся молодежи к вступлению в мир труда в экономически развитых странах реализуется целый ряд инновационных программ. Результаты сравнительно-педагогического анализа, представленные в настоящей статье, представляют определенный интерес для российских практиков в качестве ресурса модернизации отечественной системы профессионального образования.

В США к таким инновациям относится, например, федеральная программа, регламентируемая Актом о партнерстве в профессиональной подготовке (The Job Training Partnership Act (JTPA), 1982), предназначенная для проблемных групп молодежи и неквалифицированных взрослых. Корни данной программы уходят в годы депрессии 1960-1961 гг., но и сегодня ею охвачено 6 % молодежи.

Финансирование программы осуществляется за счет фондов федерального бюджета, при этом основной акцент в подготовке делается на партнерство частных фирм, профсоюзов, частного сектора, традиционных профессиональных школ, региональных и технических колледжей. С целью вовлечения частного сектора в подготовку кадров созданы советы частных промышленников (Private Industry Councils (PICs), не менее 51 % членов которых должны быть представителями частного сектора. Советы ответственны за разработку и утверждение учебных планов.

На уровне штатов и местных общин федеральные средства могут перераспределяться. Например, по решению местных властей подготовка по программе партнерства может частично осуществляться на базе регионального колледжа, а не фирмы.

Программа стала первой в области применения новой системы оценивания - использование стандартов, ориентированных на результат (outcome standards). Критерии оценивания включали в себя трудоустройство; способность удерживать оплачиваемую занятость на полный рабочий день; сокращение государственной поддержки. Данная инновация стала первой программой, которая в качестве эксперимента использовала контракты на основе результатов дея-

тельности, в соответствии с которыми профессиональные школы, региональные колледжи, частные профессиональные школы и общественные организации получали финансирование лишь за успешно трудоустроенных учащихся.

С начала 1990-х гг. новый виток реформирования образовательной системы в США поставил под сомнение и данную программу; с целью ее аннулирования была предпринята попытка введения единовременных субсидий финансирования, которая не получила развития. В настоящее время программы партнерства в профессиональной подготовке и аналогичные им программы в той или иной степени присутствуют в каждом штате, что доказало их жизнеспособность.

На федеральном уровне разработан ряд проектов, направленных на обеспечение профессиональной подготовкой за счет государства тех, кто находится на иждивении и получает благотворительное пособие (welfare). Они условно называются «Welfare-to - Work Programs» (От благотворительности - к работе) и имеют несколько направлений. Например, если получатель пособия выполняет определенную работу для общины, ему выдается грант, засчитывающийся в качестве платы за профессиональное обучение. Существуют также программы для молодых матерей, получающих пособие, с целью обеспечения их начальной профессиональной подготовкой, профконсульта-цией, профинформацией, особенно если матери представляют проблемную группу' из неокончивших среднюю школу.

С середины 1990-х гг. реализуется реформа системы благотворительной помощи под девизом «помощь через работу», что означает: занятость или подготовка к полной занятости становятся условием получения благотворительной помощи. Это привело к изменению определенных социальных ценностей: имидж работающей матери, обеспечивающей своих детей, заменил существовавший ранее образ матери-домохозяйки. И, как следствие, возросла занятость среди женщин.

Совместный проект Департамента труда и Департамента образования США предусматривает целостную систему мероприятий, облегчающих адаптацию молодежи к миру труда, под общим названием «От школы к работе» (School-to-Work), в соответствии с Федеральным актом от 1994 г., в которую вовлекается максимальное количество организаций-партнеров. Федеральная программа «Образование на рабочем месте», также координируемая департаментами образования и труда, ставит следующие цели: повышение общей культуры труда, приобретение ряда полезных навыков для сохранения работы, более эффективное использование своего потенциала на рабочем месте. Еще одним примером программ федерального уровня, активно реализующихся в 1990-х гг., является проект «Рабочие места» (Jobs), который координируется Департаментом образования и другими социальными департаментами США. Его цель -оказание помощи переходу определенных групп населения США с социальных пособий на оплачиваемые работы, т.е. решение проблем транзиции, планирования, принятия ответственных решений, поиска и сохранения работы.

Другим инновационным проектом стала программа создания комплексных информационных служб. С целью объединения и координации информации о существующих программах подготовки к занятости разработана специальная концепция, образно названная «покупкой всех нужных товаров в одном магазине», подразумевающая концентрацию необходимых услуг в сфере обеспечения занятости в одном месте для удобства потребителей. Такими службами стали созданные по инициативе президента США, начиная с 1995-1996 гг., центры карьеры однократного посещения (One stop career centers), в которых стало возможным получить полный пакет информации и услуг в области занятости (информацию о состоянии рынка труда, услуги тестирования, навыки составления резюме, информацию о пособиях по безработице, оцениванию профессиональных навыков и др.). В центрах проводятся занятия по проблемам поиска рабочего места, найма на работу. Дополнительно многие центры, расположенные на базе профессиональных школ и послесредних учебных заведений, вводят дистанционные программы обучения.

Программе уделяется очень серьезное внимание, выделяются значительные финансовые средства на исследовательские разработки, информационную поддержку и компьютерное обеспечение.

В качестве примера рассмотрим опыт реализации данной федеральной программы на уровне конкретного штата. В январе 1995 г. Департамент труда США выделил штату Огайо трехгодичный грант на создание и оснащение системы центров карьеры для одноразового посещения. Всего в рамках проекта было создано 30 локальных центров, расположенных в различных графствах штата Огайо.

Одной из основных задач данного проекта является обеспечение доступа К любой информации национального уровня, уровня штата или местного уровня. Это включает в себя, например, информационную систему «Сеть рабочих мест в Огайо» (Ohio Job Net), систему информации о пособиях по безработице, информационную систему по программе «Партнерство в профессиональной подготовке», данные о направлениях профобучения, предоставляемых различными образовательными учреждениями, учебные программы, помогающие разработать резюме, провести самостоятельную оценку вариантов занятости, исследование профессий, изучение навыков, необходимых в данной профессиональной области, и др. Кроме того, в каждом центре предоставляется доступ к электронной почте, а также разрабатываются собственные компьютерные программы. Центры карьеры для одноразового посещения создаются на базе разнообразных институтов, таких как центры карьеры, центры образования взрослых, отделы обучения базовой грамотности при библиотеках и др.

Интересным, хотя и не получившим пока официального утверждения, является предложение федерального правительства о создании системы «ваучеров» для занятых рабочих с целью мотивации их к дальнейшему обучению и переподготовке на базе региональных и технических колледжей. Согласно первому варианту средства на ваучеры должны выделять предприятия и фирмы через налоговый кодекс или напрямую. Поскольку в данном случае речь идет о сфере интересов бизнеса и промышленности, государство лишь косвенно может повлиять на решение работодателей мотивировать своих работников к повышению квалификации.

Второй вариант предусматривает, что правительство, вместо финансирования рассмотренных выше программ занятости и профессиональной подготовки, предоставит квалифицированным работникам ваучеры на профессиональную переподготовку, которые они смогут использовать по собственному усмотрению, выбирая то учреждение и ту программу, которые им подходят в большей степени. Такая мера должна была, по мнению правительства, стимулировать развитие свободного рынка образовательных услуг и одновременно сдерживать стихийный рынок в мире занятости и трудоустройства. В силу определенных политических причин обе схемы пока не получили официального утверждения на федеральном уровне.

Ряд программ относят к так называемым альтернативным. Это, во-первых, интегрированная программа технической подготовки (Tech-Prep-Program), введенная в соответствии с дополнениями 1990 г. к Акту К. Перкинса. В начале 1990-х гг. модель разработана Национальным центром исследований профессионального образования (National Center for the Study of Vocational Education / NCSVE).

Как указывается в Акте К. Перкинса, программа технической подготовки молодежи является образованием, основанным на компетентностях, и представляет собой интеграцию среднего и послесреднего обучения по академическим и начальным профессиональным программам, в основе которых лежит обучение математике, естественным наукам, общению и технологиям. По окончании программы учащиеся получают ассоциативную степень или сертификат по одной из профессиональных областей. Фактическое развитие программа получила с 1991 г. Сегодня существует федеральная сеть проектов технической подготовки, а также подразделения на уровне штатов, как правило, объединяющие проекты нескольких школьных округов в единую систему.

Основная цель программы - предоставление дополнительных возможностей углубленной подготовки для молодежи, планирующей работать в высокотехнологичных профессиональных областях, где предъявляются особые требования к квалификации. Всего в 1992 г. по программе технической подготовки обучалось 500 ООО учащихся [1, с. 1].

Программа предназначена прежде всего для учащихся последних трех лет средних образовательных учебных заведений и студентов первых двух лет послесреднего образования, т.е. это программа для 9-14-й ступеней обучения. Имеются три основных варианта программы. Во-первых, это подготовка к колледжу, предусматривающая широкие академические знания, позволяющие успешно обучаться в университете. Во-вторых, это подготовка для карьеры, основной акцент в которой делается на овладение ключевыми компетентностями и базовыми навыками. В-третьих, это собственно техническая подготовка. Программа начинается в средней школе и продолжается в течение не менее двух лет параллельно с послесредним профессиональным образованием. Она в какой-то степени схожа с программой подготовки к колледжу и по окончании предоставляет диплом, «соответствующий минимально достаточным требованиям» к работе в данной профессиональной области [1]. Соответственно каждому из вариантов разработано содержание обучения, основанное на компетентностном подходе.

Для реализации программы на уровне штатов сформированы консорциумы, в состав которых входят: региональный колледж, технический колледж или университетский филиал, предлагающий программу подготовки по техническим специальностям на уровне ассоциативной степени; окружные управления планирования профессионального образования; ведущие местные предприятия бизнеса и промышленности; профессиональные и общеобразовательные школы округа; четырехгодичные университеты и институты.

Подчеркивая еще раз общенациональную значимость данного проекта, необходимо отметить, что

основными источниками финансирования являются федеральный бюджет и средства штатов. Так, спонсором проекта в штате Огайо является департамент образования штата. Именно поэтому в число участников проекта включены лишь те общественные учебные заведения как среднего, так и послесреднего звена, обучение в которых дотируется штатом. Переподготовка преподавателей для программы проводится Центром профессионального образования и подготовки к занятости университета штата Огайо также за счет средств проекта.

С нашей точки зрения, программа предоставляет ряд преимуществ для всех участников процесса подготовки кадров: для учащихся, чувствующих себя уверенно, так как по окончании школы они обладают углубленными знаниями математики, естественных наук, навыками общения и практически готовы к поступлению в двухгодичный колледж; родителей, которые видят, что их дети более социально защищены и имеют лучшие шансы для продолжения обучения; преподавателей, так как данная программа представляет возможность расширить спектр предоставляемых образовательных услуг; работодателей, так как окончившие программу технической подготовки и затем получившие квалификацию по профессии действительно обладают более высокой профессиональной компетентностью, мобильны, умеют учиться, т.е. соответствуют требованиям, предъявляемым высокотехнологичным производством. Не подлежит сомнению достоинство программы технической подготовки как фактора повышения привлекательности профессионального образования, а также альтернативного пути в продолжении к стандартному профессиональному образованию.

Проблемы реализации данного проекта возникают в случае заключения сквозного письменного контракта о согласовании уровней компетентности, необходимых для той или иной формы обучения; а также в связи с введением возможных инноваций в систему технической подготовки на основе прогнозов финансирования той или иной программы.

К категории альтернативных программ, реализующихся начиная с 1997 г. в ряде штатов, относится также проект под условным названием «Два плюс два плюс два», важный с точки зрения организации преемственности и непрерывности ступенчатой подготовки специалистов различного уровня по профессиям, востребованным на современном рынке труда.

Основной целью данной программы является поиск дополнительных путей обеспечения молодежи вариантами включения в систему занятости и непрерывного образования. Для решения этой задачи разработана особая система взаимосвязи образовательных учреждений различного уровня, благодаря которой на преемственной основе осуществляется подготовка молодежи по перспективным профессиям.

На основе специальных соглашений между средними общеобразовательными школами, техническими или региональными колледжами и высшими учебными заведениями разработаны сквозные программы обучения по наиболее перспективным для современного производства профессиям.

Обучаясь в общеобразовательной средней школе, учащийся имеет возможность параллельно получить начальную профессиональную подготовку по направлениям, предоставляемым техническим колледжем; за два последних года старшей ступени учащийся набирает определенное количество зачетов по дисциплинам, которые засчитываются для получения ассоциативной степени по специальности после окончания средней школы, если он продолжает обучение в техническом колледже.

После окончания средней школы учащийся получает стандартный диплом о среднем образовании и допрофессиональную подготовку, позволяющую начать работу на производстве. На данной ступени учащийся не получает сертификата о квалификации, но выигрывает, с точки зрения экономии времени и средств на дальнейшее обучение. Кроме того, он приобретает дополнительный шанс на получение места работы в случае невозможности продолжения обучения сразу после окончания школы. Если он решит получить специальность через несколько лет работы, набранные ранее зачетные единицы (результаты зачетов и экзаменов) по-прежнему будут учитываться при составлении его программы подготовки. В социальном же плане включение учащегося школы в реальную программу профессиональной подготовки способствует развитию у него навыков планирования собственной карьеры, уверенности в завтрашнем дне и в конечном счете адаптации к миру труда.

Второе «два» в программе связано с продолжением обучения по выбранной профессиональной области непосредственно в техническом или гуманитарном колледже. В рамках двухгодичной программы студенту предоставляется возможность получить ассоциативную степень (Associate Degree) по выбранной специальности, которая соответствует квалификации техника или, в новой российской терминологии, «высшему рабочему образованию» [2]. При этом сокращается время на обучение, так как ранее уже был изучен ряд дисциплин. Параллельно студент имеет возможность набирать зачетные единицы через сдачу экзаменов по дисциплинам, изучаемым на более высокой ступени подготовки по данному профессиональному направлению на базе университета или колледжа. Технический колледж имеет договорные отношения с университетами, согласно которым в случае успешного обучения в течение двух лет по программам университета и сдачи необходимого количества зачетов, студенты принимаются на третий курс высшего учебного заведения; следовательно, им требуется всего два года для получения степени ба-

калавра. При этом, если студент не имеет финансовых возможностей для продолжения обучения в университете сразу по окончании колледжа, он может работать на производстве, так как обладает необходимой квалификацией, в случае же возвращения в университет набранные им ранее зачеты будут учтены. Несмотря на значительно небольшой период времени реализации проекта, его значение уже высоко оценено работодателями и представителями общественности станы.

Данный опыт интересен и для нашей страны, в условиях поиска новых моделей системы непрерывного профессионального образования. Особый интерес может также представлять предоставляемая учащимся данной программы широкая психологическая подготовка.

Другой альтернативной программой являются экспериментальные (пилотные) средние школы, отобранные Национальным центром исследований профессионально-технического образования, в которых успешно реализуется интеграция общего и профессионального образования; учащиеся вовлекаются в кооперативное обучение; работают команды учителей. Школы имеют двойную цель - обучение профессии и одновременно подготовку к поступлению в вуз. Такие школы существуют практически во всех штатах.

Частные одно- и двухгодичные профессиональные колледжи и институты составляют 69 % всех пос-лесредних учреждений, обеспечивающих программы технического и профессионального обучения. Большинство частных учреждений предоставляют выпускникам сертификаты об окончании программы; 811 из существующих сегодня 5 333 частных школ получили аккредитацию штатов и предоставляют обучение на уровне ассоциативной степени. В большинстве случаев данные образовательные учреждения небольшие по размеру (в среднем в школе обучается 220 учащихся); 95 % расположены в крупных городах и столичных районах. Ежегодно школы набирают 1.2 млн учащихся и выдают 681 ООО сертификатов и дипломов в год, что на 200 ООО больше, чем у государственных школ, предоставляющих аналогичные программы обучения [3, с. 271].

Дискуссии о роли и месте частных профшкол связываются в основном с вопросами финансирования. Плата за обучение в них значительно выше, чем в государственных школах, процент невыполнения финансовых обязательств по студенческим займам высок. Вместе с тем уровень трудоустройства выпускников частных профессиональных учебных заведений на 10-20 % выше, чем у выпускников государственных школ, что во многом объясняется индивидуальными программами обучения, предоставляемыми ученикам.

Производственное ученичество в США занимает незначительное место в системе подготовки молодежи к занятости (12 % выпускников школ в 1998 г.).

Вместе с тем целый ряд исследований свидетельствует о том, что в США в последние годы получают распространение модели ученичества. Так, американские аналитики высоко оценивают опыт Германии и Скандинавии, где «созданы системы социальной, образовательной и трудовой поддержки, которые подготавливают молодежь к вступлению во взрослую жизнь; объединены усилия социальных партнеров для инвестирования значительных финансовых и человеческих ресурсов для подготовки выпускников средних школ к занятости» [3, с. 5]. Определенные усилия в этой области предпринимаются федеральным правительством в рамках Акта 1994 г. «О возможностях перехода от школы к работе», согласно которому предусмотрено развитие новой формы -молодежного ученичества.

Широкое распространение в США получили различные формы летней занятости учащихся, в том числе в рамках федеральных программ, например Акта о партнерстве в области профессиональной подготовки или Проекта летней молодежной занятости; участие молодежи в видах деятельности по линии общественных организаций и объединений; программы общественно-активной добровольческой деятельности в рамках концепции общественно-ориентированного образования; ученичество в области здравоохранения как вариант программы «Два плюс два» и др. Разработка и реализация большинства проектов относятся к середине 1990-х гг., после принятия в США новой стратегии трудоустройства молодежи в рамках Акта 1994 г.

Одним из инновационных проектов, продемонстрировавших успешность партнерства бизнеса для развития системы занятости учащихся образовательных учреждений, является программа «Работа Плюс». Она была инициирована в 1994 г. Фондом Де Витт Уоллас, неприбыльной организацией в штате Филадельфия. Фондом были основаны государственно-частные предприятия. Их основной целью стало изучение привлекательности рабочих мест, на которых работают учащиеся, и на этой основе оказание помощи в создании дополнительных и временных рабочих мест для молодежи. При этом фондом ставилась задача организации такой производительной деятельности учащихся, чтобы она способствовала формированию у них базовых навыков и ключевых компетентностей, и применению академических знаний, изученных в школе, в условиях реального производства.

Модель программы, на уровне конкретного сообщества, предусматривает создание экспериментальных площадок на период не менее трех лет, каждая из которых включает около 8-12 работодателей и 50-100 рабочих мест. Для этой цели сначала создаются местные координационные агентства, которые, в свою очередь, создают консорциумы работодателей, заинтересованных в найме учащейся молодежи на неполный рабочий день.

Агентства занимаются подбором учащихся на работу, осуществляют подготовку руководителей производственного обучения и предоставляют менеджеров содержательной части пилотного проекта.

Практическая подготовка учащихся на рабочих местах в форме оплачиваемой неполной занятости осуществляется в основном на различных предприятиях обслуживающего сектора (гостиницах, магазинах, супермаркетах, ресторанах быстрого питания и др.). При этом значительное внимание уделяется содержанию и оцениванию практической трудовой подготовки на основе компетентностного подхода. В проекте участвуют три крупнейших организации - Национальная федерация розничной торговли, Национальная ассоциация торговли продуктами питания и Совет по образованию для отельного и ресторанного бизнеса. Представители этих организаций в рамках пилотных государственно-частных предприятий на основе метода анализа заданий разработали перечни и сертификаты компетентностей программы «Работа Плюс». Сертификаты построены на основе ключевых компетентностей Правительственной Комиссии 1991 г. и приоритетов Национальных Целей 2000.

Основным сертификационным документом участника программы является портфолио. Портфолио включает в себя образцы выполненных трудовых заданий и четыре документа (планы развития для формирования компетентностей; оценочные листы, в которых руководители трудовой практики отмечают фактическое выполнение заданий или успешную демонстрацию умений и навыков, сертификат компетентности в обслуживающем секторе; резюме, которое выпускники программы могут использовать для поиска нового рабочего места).

Имеется и ряд других программ взаимодействия социальных партнеров с целью обеспечения мест трудовой занятости для учащейся молодежи. К их числу относятся, например, Молодежный демонстрационный проект МакДоналде, который в настоящее время приобрел статус национальной программы. В 10 000 ресторанах быстрого питания более половины работонанимателей - учащиеся и студенты; более половины работников прилавков являются национальными меньшинствами и обладают начальным уровнем квалификации.

В условиях развития франчайзинга корпорация МакДоналде выработала новую стратегию профессиональной подготовки молодежи и построения профессиональной карьеры в условиях обслуживающей индустрии. С этой целью в 1993 г. корпорацией совместно с Северным Иллинойским университетом разработана вариативная модель программы молодежного ученичества. В соответствии с установками Акта 1994 г. «О возможностях перехода от школы к работе» за счет средств компании и фондов Департамента труда США организованы партнерства

предприятий корпорации со школами, в которых реализуются стратегии перехода от школы к миру труда. Данные стратегии имеют специфику: обеспечение соответствия требованиям штата к академическим знаниям выпускников школ, достаточным для поступления в вуз, и подготовка к работе в качестве менеджера сферы обслуживания через интегрированные академические и профессиональные программы.

Модель программы включает в себя социальное партнерство работодателей, школ, родителей и учащихся. Программа предназначена для учащихся старших классов средней школы или студентов-второкур-сников региональных колледжей или вузов. Предполагается, что четырьмя годами позже эти молодые люди продолжат обучение для получения специальности менеджера в области сферы обслуживания, гостиничного хозяйства или фирмах розничной торговли. До этого они должны будут пройти 2 ООО ч подготовки в обучающем центре МакДоналде, которая рассматривается как первый уровень подготовки к управленческой карьере. Мастера и преподаватели приглашаются из колледжей либо отбираются из числа опытных сотрудников.

Аналогично предыдущей программе в рамках проекта создаются многочисленные пилотные площадки. Обучение основывается на компетентностном подходе, учитывает стандарты Совета по образованию для отельного и ресторанного бизнеса; ключевые компетентности доклада Комиссии 1991 г. В конце обучения выдаются сертификаты компетентности.

В программе четко распределены роли социальных партнеров. Школы обеспечивают деятельность преподавателей и профконсультантов, интегрируют в содержание образования компетентности, определенные предприятиями бизнеса, предоставляют для учащихся гибкий график обучения. Предприятия обеспечивают ученикам оплачиваемую трудовую практику, определяют перечень компетентностей и устанавливают уровни их достижения; предоставляют координатора или консультанта пилотной площадки.

Обычно каждая площадка набирает 600 учащихся для программы, из них 150 проходят оценивание и становятся участниками проекта, а еще 100 переходят в летнюю программу занятости. Отобранные 150 участников в дальнейшем проходят через ряд интервью и процедур отбора и разделяются на три группы (ученики МакДоналде, группа под руководством ментора, группа обучения на рабочем месте). Параллельно для всех трех групп обеспечиваются курсы по бизнесу и менеджменту на базе школ.

Таким образом, в целом программа охватывает 4 года (2 в школе и 2 в системе послесреднего образования), и учащийся проходит через пять уровней занятости: член команды, лидер команды, сменный менеджер, помощник менеджера, менеджер. Переход с одного уровня на другой проводится через независимое оценивание достигнутого уровня компетентности. Практическое обучение дополняется теоретическими занятиями, в том числе на базе учебных центров корпорации.

Другими формами партнерства школы и бизнеса для подготовки к занятости может служить Бостонский пакт, согласно которому предприятия бизнеса всего города работают со школами для обеспечения учащихся услугами по подготовке к карьере. Предприятия предоставляют для учащихся рабочие места летом и в послеучебное время, гарантируют занятость после окончания средней школы; их сотрудники проводят тестирование профессиональных намерений и способностей учащихся, репетицию интервью с работодателем. В зависимости от учебных достижений учащихся им предоставляются льготные схемы найма на работу и оплаты труда.

Альтернативные школы предлагают обучение в небольших классах; программы, интегрирующие коррекционные занятия по письму, чтению и математике во все предметы; возможности работы и профессиональной подготовки, при этом содержание направлено на формирование тех навыков, которые необходимы на рабочем месте. Школы имеют гибкое расписание и предлагают индивидуальный подход к учащимся, предоставляя им возможность обучаться в соответствии с доступными им темпами. Школы также осуществляют профессиональное и психологическое консультирование.

Многие предприятия бизнеса США участвуют в программах «Удочерение школы» (Аёор^а-БсЬоо!), цель которых - совершенствование работы школы по подготовке учащихся к занятости. Некоторые предприятия приглашают учителей посетить предприятия, обеспечивают их возможностями для изучения производства, бесплатным изданием методических материалов.

Проанализированные выше инновационные программы, внедряющиеся в образовательную практику США, могут, на наш взгляд, представлять собой адаптационный образовательный потенциал для использования в условиях интеграции российского образования в международное образовательное пространство.

Литература

1. Law C.J. Tech Prep Education: a total quality approach. Lancaster, 1994.

2. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002, № 3.

3. State initiatives for the school and the workplace. Washington, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.