Научная статья на тему 'Партнёрство государства и бизнеса в профессиональной подготовке конкурентоспособных специалистов в условиях интеграции и глобализации'

Партнёрство государства и бизнеса в профессиональной подготовке конкурентоспособных специалистов в условиях интеграции и глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партнёрство государства и бизнеса в профессиональной подготовке конкурентоспособных специалистов в условиях интеграции и глобализации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАКТИКИ

ПАРТНЁРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются ключевые международные тенденции и проблемы в развитии социального партнерства в профессиональной подготовке конкурентоспособных специалистов в условиях интеграции и глобализации. Представлены три модели начальной профессиональной учебы, в использование которых в различной степени вовлечены государственный и частный секторы. Выделены вопросы, которые могут быть отрегулированы социальными партнерами, в частности, определение содержания профессионального образования и повышения качества учебных планов и программ, осуществление профессиональной ориентации, определение продолжительности обязательного обучения и т.д. Охарактеризованы особенности и опыт организации социального партнерства в странах Евросоюза и США.

Т.М. Трегубова

Ключевые слова:

социальное партнёрство, компетенции, модели начального профессионального обучения, модульные концепции, дополнительные квалификации, сотрудничество бизнеса и профессионального образования.

Исследование отечественного и международного опыта показывает, что понятие «социальное партнерство» в настоящее время используется очень широко. Более всего оно применимо в сфере социально-трудовых отношений. Социальное партнерство в этой

69

Партнерство государства и бизнеса в профессиональной подготовке ... I

сфере охватывает вопросы взаимоотношений работодателей, наемных рабочих и профсоюзов. Это направление специалисты традиционно называют тред-юнионистским. Участие трех сторон в вопросах разрешения трудового законодательства, примирения интересов в сфере труда является классической формой социального партнерства.

Опыт взаимодействия субъектов рынка образования и труда показывает, что сегодня часто практикуются временные социальные альянсы для решения конкретных социальных задач. Вместе с тем для многих образовательных учреждений социальное партнерство выступает одним из основных направлений деятельности, важнейшей социальной функцией института. В структуре институтов появились такие объединения, как учредительство, попечительские советы. В круг социального партнерства стали широко вовлекаться органы региональной законодательной власти, министерства и ведомства.

Объективно социальное партнерство складывается прежде всего в сфере профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов для регионального и международного рынков труда.

В странах с развитой рыночной экономикой можно назвать три модели начальной профессиональной учебы, использованию которых в различной степени привлечены государственный и частный секторы. Первая модель, преобладающая в Великобритании, США и Японии, ориентирована на рыночные принципы. В этом случае вмешательство государства минимально, а образовательная система прямо не связана с профессиональной учебой, которая концентрирует внимание на спросе предприятий. Вторая модель, применяемая, в частности, во Франции и Испании, характеризуется активным вмешательством государства в планирование и регулирование профессиональной подготовки. Однако эта модель подготовки прямо с рынком не связана. Третья модель, существующая преимущественно в Германии, Австрии, Швейцарии Дании и частично в Нидерландах, - это ориентированная на рынок модель под государственным контролем. Хотя система ученичества в этих странах входит в образовательную систему через государственные профессиональные училища, она поддерживает тесные связи с предприятиями, которые обеспечивают значительную долю подготовки специалистов [2].

Современные общеевропейские реформы профессионального образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов актуализировали решение следующих проблем в развитии социального партнерства в области профессионального образования.

Во-первых, все громче звучат высказывания о необходимости приме-

70

I Т.М. Трегубова

нения модульных концепций в системе дуального обучения. Однако большинство социальных партнеров со стороны предприятий еще не согласны с этим. Они утверждают, что таким образом можно потерять высокие профессиональные навыки трудовой деятельности, что всегда было целью профессиональной подготовки в Германии [2].

Существенной основой немецкой системы обучения является такая концепция обучения, где модули применять нецелесообразно. Однако экономические органы начиная с 1995г. настаивают на их введении, мотивируя это новой группировкой профессий. При подготовке по этим профессиям модули дадут возможность дифференциации уровней обучения в различных отраслях, сокращения времени, изменения структуры обучения, развивая многоуровневость подготовки. В системе повышения квалификации модули приобрели значение квалификационных элементов (Q = bausteine).

Широкие возможности модульные программы предлагают для дополнительной квалификации и переквалификации взрослых обучаемых. В последнее время модули применяются для стимулирования специальных целевых учебных групп, например, инвалидов, которые таким образом могут повысить шансы в профессиональной интеграции. Мнения как социальных партнеров, так и экономистов совпадают в том, что в рамках системы профессионального обучения модули смогут стать стимулом адекватного развития наиболее успевающих учеников, давая им дополнительную квалификацию.

Во-вторых, при поддержке Европейского социального

фонда в середине 90-х гг. были проведены крупные исследования, которые учли не только современные технические требования рынка, но и потребности молодежи в привлекательности профессии, разработали организационно-дидактические возможности и условия получения дополнительной квалификации.

Дополнительная квалификация как ответ на вызов времени дается в четырех направлениях. Молодым людям, имеющим аттестат, позволяющий поступать в высшую школу, в период обучения предлагается расширенный курс профессиональной подготовки, в котором, наряду с экзаменом на звание подмастерья, предоставляется возможность получения дополнительной квалификации «управляющего производством (начальника цеха) на ремесленном предприятии». Для этого предлагается расширенное изучение иностранных языков, правовых и экономических дисциплин, а также введения в числовую обработку данных.

Руководство всех немецких ремесленных палат помогло палатам Дюссельдорфа и Дортмунда в разработке концепций этого пути образования.

71

Партнерство государства и бизнеса в профессиональной подготовке ... I

Особенно привлекательным является тот факт, что экзамен на «управляющего производством» можно сдавать параллельно с выпускным квалификационным экзаменом по ремесленной профессии. При успешной сдаче обоих экзаменов перед представителями соответствующей Палаты учащемуся присуждается уровень мастера III ступени в области управленческо-производственной, коммерческой и правовой. Тем самым этим молодым людям, как и сдавшим экзамен в школе повышения квалификации мастерам, широко открывается дверь к профессиональной карьере или к дальнейшему обучению в специальном вузе.

В-третьих, в связи с расширением внутреннего рынка стран ЕС перед профессиональным образованием встают вопросы реформирования содержания образования и повышения квалификации. Одним из шансов конкурентоспособности кадров на рынке труда является владение иностранными языками. С 1994г. Советом министров ЕС было принято решение ввести с августа 1995г. программу профессионального образования LEONARDO DA VINCHI. Целью программы «Леонардо» является повышение качества практического профессионального образования и его действенности на европейском уровне. Программа «Леонардо» включает в себя все лучшее из современных европейских программ Petra11, Force, Comett, Eurotecnet и др.

Что касается основных тенденций и особенностей развития социального партнерства в области профессионального образования в странах Евросоюза, то эта политика получила широкое развитие во второй половине XX века, когда за партнерами, представляющими мир труда, были законодательно закреплены права для защиты интересов трудящихся. Вместе с тем партнерские соглашения давно вышли за рамки чисто трудовых отношений. Проблемы развития профессионального образования занимают все более важное место во взаимоотношениях социальных партнеров.

Высокую динамику этого процесса демонстрирует Европейский Союз [1, 3]. Документы отражают коллективную волю участников к стабилизации общества и созданию социального фона, благоприятного для экономического развития и политического сплочения.

В Европе возникновение и развитие социального партнерства с самого начала происходило по инициативе предпринимателей. Они первыми осознали преимущества экономических компромиссов перед политической борьбой. Так Европейским Союзом в 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества, закрепившая гарантии 12 прав каждому гражданину Союза. В Амстердамском договоре (1997) весь пакет по социальным вопросам стал его частью, а социальная политика

72

I Т.М. Трегубова

провозглашена приоритетом. Белая книга о росте, конкурентоспособности и занятости: выводы и пути вступления в XXI век (1993), Зеленая книга «Европейская социальная политика, размышления для Союза» (1993), Белая книга «Европейская социальная политика: пути для Союза» (1995) составили основу действующей практики социального партнерства.

В последние годы европейский социальный диалог был активизирован Президентом Европейской комиссии Ж.Делором. Участниками этого диалога на межпрофессиональном уровне стали: Объединение конфедераций европейских промышленников и работодателей (UNICE), Европейский центр предприятий с участием государства (СЕЕР), Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC) [4].

В течение почти 10 лет социальные партнеры определяли свои позиции по важнейшим вопросам современной действительности в рамках документа Европейской комиссии «Согласованные подходы социальных партнеров».

В сфере образования и профессионального обучения были выделены три основных направления: непрерывное профессиональное обучение, профессиональная ориентация молодежи и взрослого населения; профессиональные квалификации, включая прогнозирование и анализ спроса, взаимное признание квалификаций; ресурсы и финансирование.

Была достигнута договоренность о том, что социальные партнеры координируют вопросы:

- профессионального обучения, определения содержания профессионального образования и повышения качества учебных планов и программ и формирования единого европейского пространства для дистанционного обучения;

- определения условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных навыков и умений;

- осуществления профессиональной ориентации (выявление связей между основным образованием и профессиональным обучением и особенно содействие трудоустройству молодежи);

- продолжительности обязательного обучения;

- подготовки преподавательского состава;

- организации и осуществления производственного обучения;

- обеспечения занятости, в том числе и прежде всего молодежи (эта проблема приобрела особое значение в связи с ростом безработицы среди молодежи и растущим спросом со стороны предприятий на квалифицированную рабочую силу);

- организации и функционирования системы дальнейшего обучения и его доступности;

73

Партнерство государства и бизнеса в профессиональной подготовке ... I

- обеспечения законодательного закрепления всех вышеназванных вопросов.

Примером успешной реализации европейских идей социального партнерства можно считать деятельность таких организаций, как ассоциации «Работа и труд» в Германии и Швеции. Она связана с развитием высших народных школ, образовательных кружков, обучение в которых решает не только проблемы социальной защиты, но и реальной переподготовки граждан, нуждающихся в адаптации к изменившемуся рынку, вооружения общепрофессиональными навыками, такими как знания иностранных языков (или национального - для эмигрантов), компьютерная грамотность, основы маркетинга и менеджмента, психологии общения.

Государство и церковь отказываются от былой конфронтации или прочного союза и переходят к лояльному сотрудничеству. Например, после многих конфликтов во Франции католические частные учебные заведения и светские общественные школы постепенно сближаются в вопросах образования. Финансирование частных школ из общегосударственного и муниципального бюджетов стало официальной политикой [1,3].

Система повышения квалификации в Дании как система социального партнерства наиболее прогрессивна. Эта система частично управляется государством, частично Союзом предпринимателей и профсоюзами как представителями социальных партнеров. Таким образом достигается паритетность управления этой системой, при которой возможно совместное конверсионное (перегрузочное) финансирование, благодаря чему смягчаются и уменьшаются проблемы «убыточных капиталовложений» за счет привлечения специалистов более высокой квалификации к работе на другом рабочем месте.

C начала 1993 г. в Дании программа правительства осуществляется под девизом «Новые начинания», она отводит профессиональному образованию и гибкой рыночной политике центральную роль. В 2000 г. было создано около 60 000 новых учебных мест для повышения квалификации и переквалификации. В первую очередь решалась проблема потребностей в профессиональной подготовке малообученных рабочих и рабочих средней квалификации.

С 1994г. была введена система ротации, согласно которой безработный получает возможность производственного обучения, заступив временно на место работающего, который в это время находится на курсах повышения квалификации.

В отличие от других стран повышение квалификации в Дании осущест-

74

I Т.М. Трегубова

вляется в негосударственных учебных заведениях, но финансируется налогоплательщиками. Датская курсовая сеть чутко реагирует на веяния времени, давая каждому необходимое для него образование. За обучение в курсовой сети ответственность несет Министерство труда через учебные центры. Особой популярностью пользуется «техноном», охватывающий людей разных профессий. Это курсы планирования и менеджмента, дающие квалифицированным рабочим необходимое образование для занятия руководящих постов на производстве. Эти курсы дают продвинутое техническое образование. «Техноном» включает ряд предметов, которые могут подбираться в зависимости от индивидуальной нужды и индивидуальных предпочтений.

Поскольку Дания исторически известна своими строителями, то большой популярностью пользуются реставрационно-строительные курсы. В сотрудничестве с Министерством окружающей среды Дании и муниципалитетами Копенгагена при крупном техническом училище города создан Центр по охране ремесел, что помогает сохранять для потомков много исторических зданий.

В последнее время в большинстве училищ уделяется внимание разработке краткосрочных курсов, рассчитанных на конкретное предприятие, являющееся их заказчиком. Например, в Копенгагене большинство профессиональных школ - гиганты. Это специфика профессионального образования Дании. Каждая десятая школа из 60 по стране - это конгломерат из многих школ, курсов, филиалов. Большинство школ предлагает широкий спектр образования с продвижением от начальной профессиональной подготовки до разных уровней квалификации на свободной модульной основе.

По каждой профессии учебная программа строится по этапам в виде последовательных коротких курсов (модулей) длительностью 2-3 недели, каждый из которых опирается на предыдущий. Ход обучения зависит от потребностей и способностей учащихся и часто носит характер до - или переподготовки. В соответствии с законом 1993г. о курсах на обучение принимаются лица с 18 лет, окончившие «базовый год». Всего насчитывается 23 профессиональных комитета, и общее число курсов достигает 400.

Мнения и социальных партнеров, и экономистов совпадают в том, что в рамках системы профессионального обучения модули смогут стать стимулом адекватного развития наиболее успевающих учеников, давая им дополнительную квалификацию.

Инициатива в направлении на курсы исходит от профессиональных комитетов, существующих в большинстве отраслей, например, в швейной промышленности, полиграфии, строительстве, рыбной промышленности,

75

Партнерство государства и бизнеса в профессиональной подготовке ... I

сельском хозяйстве, машиностроении и др. При этом обычно применяется дневная форма обучения в профессиональных заведениях, в государственных колледжах или частных школах.

В Швейцарии около 3/4 молодых немцев и 2/3 молодых швейцарцев после завершения обязательного образования проходят начальную профессиональную подготовку. Однако в то время, как значительная часть молодежи в Швейцарии приступает к профессиональному обучению сразу по завершении обязательного образования, многие немецкие учащиеся предпочитают делать это после получения аттестата о продвинутом среднем образовании (Abitur). В Германии базовая профессиональная подготовка означает вторую среднюю образовательную программу для 20,7% всех учащихся, поступивших в продвинутую среднюю школу. Этими различиями объясняются и разные доли поступающих в университеты: 27% в Германии и 16% в Швейцарии [5].

Одна из характерных особенностей заключается в распределении затрат на подготовку между государственными организациями и частными экономическими структурами (предприятиями, профессиональными организациями). В этом отношении оно представляет собой альтернативу чисто государственным системам подготовки.

Модель социального партнерства в дуальной системе образования претерпевает со временем определенные изменения, модернизирует свои организационные формы, обнаруживая вместе с тем общие тенденции в развитии, а, следовательно, может быть международным предметом обмена опытом.

В Великобритании накоплен интересный опыт сотрудничества бизнеса и профессионального образования, поскольку эта проблема стала одним из важнейших направлений развития национальной образовательной политики страны. Особенно ярко это проявляется на региональном уровне.

Большой интерес для исследователей организации и развития социального партнерства в данной области представляет опыт партнерства профессиональных учебных заведений и мира бизнеса в США. Так, в Нью-Йорке после публикации материалов о том, что только один из пяти поступающих на работу в компанию “Нью-Йорк Телефон” выдерживает тесты для операторов телефонных станций, а пятая часть поступающих в компанию «Моторола» имеют навыки чтения на уровне VII класса и знания математики на уровне V класса, власти города, руководство сферой образования и представители бизнеса пришли к единому мнению: бизнес должен более тесно работать с профессиональными школами, расширить свои програм-

76

I Т.М. Трегубова

мы подготовки, чтобы помочь решить постоянно обостряющуюся проблему нехватки квалифицированных рабочих кадров.

Другой характерный пример такого рода сотрудничества: финансово-коммерческий колледж г.Сиракузы (штат Нью-Йорк), предлагающий комплексные программы по банковскому и коммерческому делу, частично финансируется банками этого города, а Банк Мэллона даже открыл в нем свой филиал по оказанию почтовых услуг, где учащиеся имеют возможность изучать его работу. Кроме того, банк оплачивает работу выпускников колледжа над самостоятельными проектами.

Принятый Закон о реформе профессионального образования в США возлагает ответственность на штаты за качество профессиональных программ и профессиональной подготовки учащихся. Согласно закону на местах разрабатываются требования к качеству профессиональной подготовки учащихся, к уровню владения основными профессиональными навыками и оценке достижений выпускников на рынке труда. Кроме того, штаты применяют свои стандарты к оценке качества профессиональных программ, финансируемых по Закону Перкинса (Федерального закона о профессиональном образовании), и определяют, какие из них следует в дальнейшем финансировать. Закон требует большей увязки планов штатов с указанными в нем целями реформы профессионального образования, а Министерство образования учитывает это при распределении средств.

Литература

1. Джуринский А. Развитие образования в современном мире. М.: Владос,. 1999.

2. Олейникова О.Н. Третий международный конгресс ЮНЕСКО. Трансформация технического и профессионального образования и обучения: умения для работы и жизни // Материалы VII Съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России. М., 2013.

3. Сафина З.Н., А.В.Корсунов, Н.П.Литвинов. Социальное партнерство в образовании взрослых. Великий Новгород - Санкт Петербург - Казань: Изд -во ТИСБИ, 2003.

4. Bildungssysteme in Europa / Anweiler О. u.a. - 4. Aufl. - Weinheim, Basel: Beltz Verlag, 1996.

5. Jzer C. Bildungsreformen mussen Strukturen und Inhalten neu gestalten // Q - Nachrichten. - 1995. - 2/3. - S.4-5.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.