Научная статья на тему 'Инновации в международном образовательном дискурсе для российского общества'

Инновации в международном образовательном дискурсе для российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС / FINANCIAL RESPONSIBILITY / INNOVATIVE PARTNERSHIP / EDUCATIONAL SERVICES / STANDARDS IN EDUCATION / INTERNATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пеньков Б. В.

Научное осмысление международного образовательного дискурса активизирует потенциал последней серии законов (в частности, Закона о стандартах образования), которые формируют законодательную основу системы образования в РФ. Актуальность анализа инновационного партнерства в образовательном сервисе и туризме связана с дискуссией в российском профессиональном сообществе о финансовой ответственности и новом статусе образовательных учреждений, изменившихся стандартов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the Educational Discourse

Educational discourse analysis supports the change brought by the most recent laws (for example, the Law on Standards of Education), which form the legal basis for the education system in Russia. The analysis of innovative partnerships in the educational service and educational tourism reflects the debate in the professional community about financial responsibility and the new status of educational institutions, the changing standards of education in Russia and the world.

Текст научной работы на тему «Инновации в международном образовательном дискурсе для российского общества»

8. Приказ Федеральной службы охраны РФ от 8 ноября 2006 г. № 495 «О мерах по реализации в федеральных органах государственной охраны Постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года № 78».

9. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2007 года № 302 «Об утверждении Порядка отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б»—«г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета».

10. Приказ от 11 декабря 2007 года № 342 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2007 года № 302...».

11. www.mirrabot.com.

УДК 811.111

ИННОВАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

дискурсе для российского общества

Б. В. Пеньков, кандидат филологических наук, доцент, boris.penkov@yahoo.com

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Educational discourse analysis supports the change brought by the most recent laws (for example, the Law on Standards of Education), which form the legal basis for the education system in Russia. The analysis of innovative partnerships in the educational service and educational tourism reflects the debate in the professional community about financial responsibility and the new status of educational institutions, the changing standards of education in Russia and the world.

Научное осмысление международного образовательного дискурса активизирует потенциал последней серии законов (в частности, Закона о стандартах образования), которые формируют законодательную основу системы образования в РФ. Актуальность анализа инновационного партнерства в образовательном сервисе и туризме связана с дискуссией в российском профессиональном сообществе о финансовой ответственности и новом статусе образовательных учреждений, изменившихся стандартов образования.

Key words:financial responsibility, innovative partnership, educational services, standards in education, international education, educational discourse

Ключевые слова: финансовая ответственность, инновационное партнерство, образовательные услуги, стандарты образования, международное образование, образовательный дискурс.

The common school is the greatest discovery ever made by man. Other social organizations are curative and remedial. This is preventive and an antidote. Horace Mann, Educator (Общедоступная школа — самое великое открытие за все время существования человека. Другие социальные организации являются исправительными. Школа предупреждает и выступает в роли противоядия. Хорэс Манн, американский педагог-теоретик)

Инновационное партнерство создается для заведениям и институтам, предлагающим допол-

передачи инноваций от вузов средним учебным нительное образование, образовательные услуги

для взрослых и образование на протяжении всей жизни. Новая модель поведения специалиста-профессионала направлена на достижение успеха в совместных проектах, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве и ориентированных на экономический потенциал страны и региона. Инновационное партнерство учитывает факторы гибкости, мотивации, взаимодействия рынка труда и образовательных услуг, оценивания, доступности, эффективного управления проектами, оплаты труда (материального и нематериального вознаграждения). Проекты создают репутацию университета как экономического двигателя местных сообществ и регионов, звена глобальной сети знания, лидера процесса принятия решений, распространяющего экономическое процветание.

Программа учебного заведения в области сервиса и туризма выстраивается для привлечения предприятий частного сектора, заинтересованных в бизнесе, основанном на исследовательских и инновационных ресурсах образовательного учреждения. В эффективном партнерстве для передачи инноваций предлагаются ресурсы и информация, поддерживаются социальные сети и дух предпринимательства на основе процесса систематического принятия решения. Вуз совершенствует компетенции профессионала, используя процесс наблюдения, размышления и действия; улучшает профессиональную практику с помощью совместного изучения — обучения с профессионалами и заинтересованными лицами, разделяющими общую цель; решает практические дилеммы методом вмешательства или предоставления консультации в рамках экспертной практики. Учебное заведение поощряет профессионализм с помощью инновационных образовательных услуг и рекомендует структурированные возможности для принятия решений; поддерживает, развивает и завершает оцениванием работу участников инновационного партнерства с помощью научно-исследовательской работы, запросов и дальнейших действий, вызывающих желание понять и разработать логическое обоснование и план действий, направленных на улучшение сотрудничества в образовательном сервисе и туризме.

Международный образовательный дискурс представлен набором культурных и социолингвистических составляющих инновационного партнерства. Участники образовательного дискурса определяются согласно статусу, который проявляется в языковых и неязыковых параметрах. Куль-

турные и языковые маркеры разделяют виды образовательного дискурса — административный, учительско-преподавательский и ученический (студенческий). Дискурсные универсалии выступают в роли стержня образовательного дискурса и инновационного сотрудничества, поддерживают систему национальных ценностей; например, американский вуз или школа — микрокультурная версия макрокультуры.

Сравнительное изучение российского и американского образовательного дискурса указывает на общие и различительные черты (иногда расхождение во мнениях) между двумя национальными разновидностями дискурса. Общие и различительные параметры варьируются согласно возрастным и статусным факторам, например, при рассмотрении отношения «администратор — преподаватель — ученик». Общие и различительные элементы на межкультурном уровне представлены системой социальных норм, общепринятой инновационной практикой, фреймом или ритуалом в национальном образовательном дискурсе.

Теоретический анализ вместе с наблюдением (и активным участием исследователя в международном образовательном сервисе и туризме) выявляет процесс создания целостности образовательного дискурса для поддержания субкультуры данного учебного заведения (через развитие стандартных академических ситуаций), инновационного партнерства и защиты национальной и общенациональной системы ценностей. Разноплановые единицы образовательного дискурса относятся к специализированным концептам и позволяют классифицировать тексты (например, документы и законы), которые включают дискурсивные маркеры инновационности.

Образовательный дискурс — единственный из современных дискурсов (среди которых — деловой, юридический, медицинский, компьютерный), используемый в качестве действенного инструмента и имеющий немедленное влияние на общество, глобальную культуру, международное образование и тенденции в кино и литературе. Образовательный дискурс — результат работы международной команды педагогов (теоретиков и практиков), историков, юристов, лингвистов, профессионалов, интересующихся междисциплинарными аспектами инновационных проектов. Среди таких экспертов Д. Корриган, Дж. Филд, Д. Дж. Фиоре, Р. Фор-рант, Р Гейгер, Ч. Д. Хейс, М. Джаспер, Д. Маур-рассе, К. Маклафлин, В. Мор, К. Набешима,

Г.А. Пил, К.А. Рашке, Г. Рхоадес, Дж. Х. Санд-голц, Л. Силка, С. Слотер, Л. Л. Уоррен и С. Юсуф. В России автор впервые обратился к изучению дифференциальных аспектов образовательного дискурса под руководством ученого программы Фулбрайта профессора С. С. Беркнера (г. Воронеж), результатом научного сотрудничества стала первая кандидатская диссертация, защита которой состоялась в 2003 году.

Работа затем была продолжена в сотрудничестве с профессором В. Б. Кашкиным (Воронежский государственный университет) в городе Москве, который является научным и образовательным центром Российской Федерации; в 2006 и 2007 годах исследования проведены в рамках программы Фулбрайта в США при активной поддержке престижного американского вуза — частного Университета Вашингтона ДеПо (известного в мире как Гарвард Среднего Запада). Университет Вашингтона ДеПо, расположенный недалеко от г. Чикаго, проводит политику интенсивной глобализации студенческого городка и местного сообщества и занимает одно из лидирующих мест в мире по использованию компьютерных и информационных технологий в предоставлении образовательных услуг.

Большая часть исследований проведена с использованием ресурсов, доступных на Среднем Западе США, где традиционно особое отношение к образованию (откуда, кстати, новый президент США — Барак Обама, заявивший о приоритетности образования). Автор активно путешествовал в поисках инновационного материала для понимания современного международного образовательного дискурса (посетил штаты Алабама, Миссисипи, Нью-Джерси, Теннесси и Флориду). Материал собран во время посещения американских высших и средних учебных заведений разного типа в качестве: 1) ученого программы Фул-брайта, 2) преподавателя Университета Вашингтона ДеПо (вел практический курс разговорного русского языка и читал лекции по истории России до 1917 года) и 3) в качестве студента изучал историю американского образования, японский и немецкий языки. Тексты из Интернета (образовательные порталы), тексты художественной литературы, материалы кино и телевидения на образовательную тематику, аудио- и видеозаписи участников педагогического дискурса, речь персонажей художественных произведений содержат лингвостилистические параметры представителей инновационного образовательного дискурса США.

Объект исследования образовательного дискурса с точки зрения роли вуза в распространении инноваций имеет три крупные составляющие:

1) партнерство вуза для передачи инноваций школам системы полного среднего образования — от начальной школы до 12-го класса старшей средней школы (РК-12) или РК-20;

2) партнерство с институтами, предлагающими образование для взрослых;

3) инновационное сотрудничество с учреждениями, занимающимися образованием на протяжении всей жизни.

I. Первый вид инновационного сотрудничества — «партнерство на уровне РК-20», т.е. с первых шагов до окончания вуза. Примером является создание университетом своей школы, предлагающей образовательные услуги в рамках полного среднего образования (К-12), чтобы разнообразить пул кандидатов (абитуриентов), подготовить учащихся для поступления в вуз, особенно обездоленных детей, оказавшихся в невыгодном положении (из-за низкого дохода, социального статуса или болезни) и недополучающих в степени удовлетворения потребности в образовательном сервисе и туризме. Инновации способствуют преодолению разницы в академических достижениях и интеллектуальном развитии детей в городских, пригородных и сельских школах — проблема, которая носит глобальный характер. Партнерство создает взаимное стремление участников к успеху, желание добиваться высоких результатов в учебе и работе; разрабатывает справедливые правила для каждого в обществе.

Для объединения общества с помощью крепких видов партнерства на основе опыта вузовских экспертов и ресурсов совместно со школьными округами создаются инновационные механизмы. Программами сотрудничества школы и вуза в США являются: профилактика употребления алкоголя, табака и других наркотиков; проекты, направленные на защиту окружающей среды; противодействие ксенофобии, криминалу, экстремизму и коррупции через инновационную деятельность и партнерство в системе образования; обучение, связанное с существующими в обществе предубеждениями, насилием, плохим обращением с детьми, пропуском занятий, давлением со стороны членов своего круга (со стороны сверстников, одноклассников, коллег), профилактикой СПИДа. Развитие персонала и разработка учебной программы включает профессиональную

подготовку учителей на основе анализа информации, получаемой от учительского состава и администрации школы, и виды педагогической практики. Создаются стипендии и гранты для учителей, которые уменьшают затраты на обучение и профессиональное развитие или стоимость окончания магистратуры, получение последипломного образования (graduate-level degree). В школах используются также: Adopt-A-School program (программа шефства над школой), America Reads (Америка читает), modern language programs (программы, проводимые совместно с факультетом современных языков), advanced placement opportunities (возможности для углубленного изучения предметов).

II. Второй вид инновационного партнерства — передача инноваций от вуза институтам, предлагающим образование для взрослых. Инновационные модели дополнительного образования для взрослых, имеющих квалификацию, включают, с одной стороны, продолжение образования на курсах, предполагающих выдачу академических кредитов (баллов), — ускоренное обучение с прохождением частичной учебной программы; факультеты дополнительного образования, вечерние или летние занятия в вузе или курсы в других учреждениях. С другой стороны, курсы (тренинги) для развития личности и карьеры, не предполагающие получения образовательных кредитов (не ведущие к получению диплома или степени), самостоятельное обучение (группы по интересам в Интернете, клубы или независимые исследования); обучение, основанное на опыте.

В образовании для взрослых учащихся инновации вводятся в традиционные формы: курсовая работа, дополнительные курсы и конференции, которые поощряют приобретение новых знаний и учат поиску информации о новейших достижениях в профессиональной сфере. Изменяется процедура проведения вечерних занятий, занятий выходного дня, курсов, разработанных под заказ, программ для желающих возобновить получение образования, аудиторных лекций. Совершенствуются лаборатории с дистанционным обучением — онлайновые интерактивные курсы, материалы на DVD и CD, подкастинг, возможности виртуальной реальности (например, secondlife.com), конференц-группы в сети Интернет. Быстроразвивающимися секторами образования для взрослых в США являются программы английского языка как иностранного или второго языка: English Language Learners (ELL), English for

Speakers of Other Languages (ESOL) или English as a Second Language (ESL).

В образовании для взрослых инновации направлены на развитие личностных умений и навыков, нацеленных на достижение успеха в карьерном росте. Усиливается популярность образовательных услуг и туризма в виде тренингов, семинаров, конференций и неофициальных возможностей для обучения на практике. Для образовательных услуг, предлагаемых взрослым учащимся, играют определяющую роль факторы: оценивание результата, интенсивность занятий и сотрудничество в процессе обучения. Ключевыми понятиями являются: набор учащихся (enrollment) и способы его мотивации (интерес к обучению на протяжении всей жизни, обязательные требования прохождения повышения квалификации, чувство морального обязательства (moral obligation), возможности получения новой работы и ее сохранение, поддержание и развитие профессиональных компетенций, улучшение перспектив продвижения по службе, отслеживание высоких технологий и инноваций в профессиональной деятельности или выполнение требований профессиональных организаций). Повышение квалификации осуществляется в форме участия в профессиональных сообществах, консультациях, менторстве (способ обучения новых сотрудников, при котором они становятся напарниками опытных сотрудников-менторов и перенимают навыки, наблюдая за работой профессионалов), благодаря контролю с помощью размышления и инновационной помощи технического персонала, основанной на осмыслении действий и их оснований.

III. Третий вид партнерства — передача инноваций от вуза институтам, предлагающим образовательные услуги на протяжении всей жизни. Инновационное сотрудничество обеспечивает граждан образованием для всех возрастных групп и включает факторы эффективности, справедливого распределения возможностей получения образовательных услуг, оценивания достижений, особенно в менее заметных навыках — измерение развития командного духа и желания учиться, стремления познавать новое. Переосмысливаются традиционные формы партнерства — дополнительное образование, домашнее и дистанционное обучение (электронное обучение или э-обучение), т.е. обучение с использованием электронных технологий для диалога с преподавателем и другими слушателями, в форме видеоконференции

в Интернете; заочные курсы, курсы усовершенствования специалистов (например, получение ученой степени магистра), курсы без отрыва от производства и доступ к образовательным услугам в старшем возрасте, особенно на пенсии.

Таким образом, три перечисленных вида партнерства передачи инноваций от вуза — школа, образование для взрослых учащихся и образование на протяжении всей жизни — занимают центральное место в современном международном образовательном дискурсе. Для успешного партнерства необходима подготовка профессионалов (тренинги для тренеров) — частных педагогов, инструкторов, наставников, консультантов, менеджеров проекта тренинга, экзаменаторов результата тренинга, экспертов по приобретению компетенции, проектировщиков учебного процесса (завучей нового типа) и менторов-наставников.

Перейдем к описанию нескольких инновационных примеров в образовательном дискурсе Университета Вашингтона ДеПо. Программы профессионального развития сотрудников университета являются одними из самых престижных и дорогих в США. Мероприятия включают семинары и ресурсы для преподавателей на каждом уровне продвижения по карьерной лестнице. Для обеспечения конкурентоспособности преподавательского состава и вуза созданы фонды для обновления преподавательского состава — поддержки и признания выдающихся достижений преподавателей и улучшения перспектив карьерного роста в конкурентной академической среде. Финансовые ресурсы доступны для разных целей профессионального развития. Средства предоставляются для творческого отпуска на год или полгода (учебы, путешествия или отдыха, образовательного туризма); разработки академического курса, научных или творческих проектов; проведения совместных проектов летних исследований (для студентов и преподавателей), оплаты профессиональных затрат и участия в конференции.

Кампания в поддержку университета — «Лидерство для Нового века» (The Campaign for DePauw: Leadership for a New Century) — привела к созданию научного общества the Timothy H. and Sharon Ubben Society of Teacher-Scholars с миссией мотивации повышения профессионального мастерства в учебно-методической и научноисследовательской деятельности. Членами научного общества являются преподаватели, которые работали на должностях профессора, заведующего кафедрой, научными работниками и отме-

чались наградами (включая заслуженных профессоров в отставке — здесь уделяется внимание образованию на протяжении всей жизни). Научное общество пропагандирует важность преподавания и обучения (проведения исследований) в иерархии ценностей Университета Вашингтона ДеПо; выражает признательность спонсорам подобных проектов и напоминает выпускникам вуза о достижениях выдающихся преподавателей университета (выпускники обладают правом голоса и приглашаются участвовать в проектах, посвященных преподавателям, имена которых в памяти университета).

В повышении квалификации сотрудников Университета Вашингтона ДеПо значительную роль играет профессор Мерил Альтман (Prof. Dr. Meryl B. Altman), координатор щедро финансируемой программы для преподавателей, которая получила образование в Колумбийском университете г Нью-Йорка, одном из наиболее престижных в стране, — «Лига плюща» (Ivy League). (Автор статьи прошел серию первоклассных тренингов для тренеров-преподавателей языка в Нью-Йорке, проводимых факультетом современных языков Колумбийского университета в рамках программы Фулбрайта в 2006 году в Манхэттене, и в течение учебного года серию интенсивных тренингов под руководством Мерил в Университете Вашингтона ДеПо.) Мерил — общественный деятель, интересующийся защитой прав женщин, и яркий представитель феминистского движения в университете, основатель успешной и динамично развивающейся программы изучения и продвижения прав женщин (Women’s Studies Program). Лекции Мерил производят неизгладимое впечатление и открывают новые перспективы рассмотрения инноваций в образовательном сервисе и туризме.

Значительная часть работы по изучению инновационного партнерства проведена под руководством неординарного профессора Евы Вайз (Prof. Dr. Eva Weisz), которая является сторонницей роли инновационного и конкурентоспособного (высшего и среднего) образования для решения социальных проблем в США и в мире, ценный эксперт кафедры педагогики Университета Вашингтона ДеПо. Ева с энтузиазмом отозвалась о теме моей работы и объединила ресурсы нескольких академических программ и проектов университета для проведения междисциплинарного полевого исследования — наблюдения за многообразными формами инновационного партнерства в современном об-

разовательном дискурсе. Автор анализировал сотрудничество между университетом и школами системы полного среднего образования (от начальной школы до 12-го класса старшей средней школы): два раза в неделю посещал школы разного вида и присутствовал на занятиях, общался с учащимися, учителями и администрацией школ.

Профессора Ева Вайз и Том Дикинсон (Prof. Dr. Tom Dickinson) на протяжении междисциплинарного исследования проводили теоретические и практические консультации. Том предложил мне воспользоваться его ресурсами в системе управления образовательным процессом Blackboard (теперь в университете перешли на инновационную систему Moodle, которую автор статьи использовал для чтения лекций и планирования занятий по русской истории). Ресурсы Т Дикинсона улучшили теоретическое понимание образовательного дискурса, благодаря менторству и ценным ссылкам на педагогические материалы, участию в обсуждении концепций современного международного образования. Проект с кафедрой педагогики позволил провести запланированные исследования и увидеть новую перспективу в использовании международных и междисциплинарных подходов к анализу образовательного сервиса и туризма. Апробацию новых идей обеспечивал двойной статус — профессора университета и студента, автор немедленно вводил инновации в чтение курса лекций с выгодой для факультета современных языков. Это один из секретов рекордного числа желающих изучать русскую культуру и историю — заявок от студентов оказалось больше, чем официально выделяемых мест, что в наше время невероятный успех для американского частного вуза. Пришлось обсуждать вопрос о возможности поднятия квоты и открытия новых мест.

Другой проект, в котором автор принял участие, чтобы охарактеризовать роль университета как источника и посредника в передаче инноваций, — добровольческая работа служить помощником учителя японского языка (в промежуточной школе, штат Индиана) раз в неделю под руководством профессора Хироко Чиба (Prof. Dr. Hiroko Chiba). Хироко идеально спланировала несколько проектов партнерства с местными школами и пригласила в качестве помощников студентов, изучающих японский в университете. Кроме этого проекта, в роли студента, изучающего японский язык, автор познакомился с учениками, обучающимися по программе «Альфа»,

программа предоставляет возможность учащимся средней школы посещать предметы в университете.

На курсе разговорного русского языка у автора также была ученица из средней школы, которая записалась на курс русского языка через программу «Альфа». Программа «Альфа» существует несколько лет и является успешным проектом партнерства между университетом и школой — старшеклассники соревнуются со студентами, а по некоторым академическим параметрам обгоняют университетских одноклассников. Автор обсудил результаты с родителями учеников, которые обучались по этой программе, — общение с родителями стало частью изучения данного явления. Пример другого вида сотрудничества университета и школ — визиты преподавателей кафедры современных языков (с презентациями культуры стран, из которых они прибыли) и визиты групп школьников в университет для общения с преподавателями, представителями разных стран.

В качестве куратора из профессорско-преподавательского состава автор статьи сопровождал семерых студентов Университета Вашингтона ДеПо во время каникул в волонтерской поездке по северной части побережья Мексиканского залива для оказания помощи пострадавшим от урагана Катрина. Волонтеры университета создали партнерство с благотворительной организацией Hands On Network в рамках проекта, направленного на восстановление региона. Команда провела неделю каникул, работая в городах Билокси и Галфпорт в штате Миссисипи, очищая завалы в затопленных наводнением домах и церкви, помогал местным начальным школам. Участие в проектах раскрывает функционирование образовательного дискурса, роль участников инновационного процесса и демонстрирует пользу от партнерства для общества, позволяет ощутить благодарность людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, для которых проекты и люди, их выполняющие, являются единственной надеждой и опорой, верой в справедливость и возможность спасения.

Перейдем к рассмотрению инноваций в средней школе с помощью анализа терминологии образовательного дискурса. Образовательный дискурс имеет систему ценностей, характеризующуюся набором лексико-семантических единиц с положительными коннотациями, например концепт accountability (ответственность, подотчетность) — один из ключевых в дискурсе американской шко-

лы. Участники дискурса школы (учащиеся, учителя, администраторы) или организация в целом — школа, школьный округ в США (school district), управление образования штата (state department of education) — работают, чтобы улучшить успеваемость. Система ценностей американской средней школы отражается в словаре школы, используются слова широкой семантики alignment — степень соответствия задачам и стандартам программы образования следующих компонентов процесса образования: системы оценивания (assessments), учебного плана (curriculum), методики преподавания (mstruction), учебников (textbooks) и других материалов, используемых в преподавании (instructional materials); подготовки учителей (teacher preparation), повышения квалификации учителей (professional development) и системы подотчетности (systems of accountability). Национальная награда National Blue Ribbon Award отмечает академическое превосходство или исключительные достижения учащихся школ, предоставляющих полное среднее образование (K—12 schools).

Программа High Priority Schools Grant Program (HPSGP) финансирует школы, относящиеся к нижней половине в списке рейтинга (Deciles 1—5), основанном на индексе Academic Performance Index (API), системе измерения академической успеваемости школ; эта система измерения является одним из основных компонентов акта в поддержку подотчетности государственных школ Public Schools Accountability Act, который был принят в штате Калифорния в 1999 году Программа HPSGP разработана для школ с показателем API ниже десяти процентов по сравнению с другими школами, школы сами принимают решение об участии в программе. В текстах на школьную тематику встречается устаревшее название программы HPSGP, до 2002 года она называлась Immediate Intervention или Underperforming Schools Program, сокращенно II/ USP — программа для улучшения работы школ с низкими показателями результатов тестирования. Термины ранжируют школы по параметрам, используется коэффициент академической успеваемости Academic Performance Index (аббревиатура API), который различает школы штата Калифорния на основе результатов тестирования учащихся (student test scores), учитываются тесты: CAT/6, CST и результаты выпускного экзамена в средней школе (high school exit exam). Шкала включает систему от 200 баллов до 1000.

В педагогическом дискурсе важен концепт «безопасность», термин closed campus (закрытый

кампус) означает, что у школы один вход (one point of entry) с обязательной процедурой регистрации (a sign-in procedure) в качестве меры безопасности. Термин также применяется для обозначения средней школы, в которой учащимся запрещено покидать территорию школы (кампус — the campus) во время обеденного перерыва (lunch) или запрещено приходить или уходить без разрешения во время школьного дня. Charter schools — успешный инновационный проект (особенно для чрезвычайных ситуаций) — школы, финансируемые государством, но независимые от многих законов штата и постановлений школьных округов; управляются учителями, родителями или фондами. Другой термин, характеризующий разновидность школ, — magnet school (школа, которая специализируется в естественно-научном направлении, математике, искусстве или компьютерных науках). Специальные школы создаются для привлечения студентов из разных районов школьного округа. Концепт community-based learning (обучение, основанное на интересах общественности) охватывает учащихся, преподавателей, администраторов и представителей сообщества, работающих вместе над созданием новых возможностей для получения образования в местном сообществе, обучение проходит вне традиционных образовательных институтов.

В отдельную лексико-семантическую группу входят названия федеральных программ — законов и инициатив, которые характеризуют систему ценностей дискурса американской школы, например No Child Left Behind («Никто из детей не забыт», сокращенно NCLB) — закон подписан президентом Бушем в 2002 году, включает рекомендации для всех школ и описывает параметры отчета, который представляется школой родителям. Закон определяет процедуру ежегодного тестирования учащихся, план действий для школ, имеющих проблемы с выполнением обязанностей (underperforming schools), и требует, чтобы штаты готовили высококвалифицированных учителей и помощников (ассистентов) преподавателей (assistants).

Для школ, которые на протяжении двух лет подряд не демонстрируют адекватный ежегодный прогресс, согласно закону No Child Left Behind, существует Program Improvement (программа улучшения, сокращенно PI) — многошаговый план, повышающий успеваемость в проблемных школах. Участником программы становится школа с федеральным финансированием категории Title I. Ее компоненты включают: пересмотренный и ис-

правленный план школы (schoolplan), повышение квалификации (professionaldevelopment), дополнительные занятия для учащихся (tutoring), перевод в другую школу с обеспечением расходов на проезд до новой школы (transfer to another school with free transportation), по истечении пяти лет значительная перестройка структуры школы (significant restructuring). Title I — федеральная программа финансирования для улучшения академической успеваемости учащихся, имеющих проблемы в обучении (educationally disadvantaged students), которые показывают низкие результаты при сдаче стандартизованных тестов, и для детей мигрантов (migrant workers). School Improvement Program (программа улучшения школы, сокращенно SIP) — финансируемая государством программа для начальных (elementary), промежуточных (intermediate) и средних школ (secondary schools) — улучшает преподавание и другие услуги, предоставляемые школой.

Лексика юридического характера является частью образовательного дискурса американской школы, например иски, получившие огласку, — Williams v. California (Уильямс против штата Калифорния). В 2000 году на судебном процессе Уильямс доказал, что штат Калифорния имеет конституционное обязательство предоставлять равные возможности получения основного образования (basic educational equality). Иск был удовлетворен, последовало заключение: штат не выполнил конституционное обязательство, не обеспечил тысячи учащихся в государственных школах предметами первой необходимости (bare minimum necessities) — учебниками (textbooks), квалифицированными учителями (trained teachers) и безопасными, чистыми, непереполненными удобствами (safe, clean, uncrowded facilities). В иске утверждалось, что малообеспеченные учащиеся (low-income students) и учащиеся другого цвета кожи (students of color) прежде всего страдают от недостаточного финансирования.

Привлекают внимание следующие названия программ и инициатив в американской средней школе:

Regional Occupational Programs (региональные профессиональные программы, сокращенно ROP) — штат финансирует программы профессионального обучения (job training), в средней школе проводится консультирование, связанное с приобретением профессии и совершенствованием профессиональных навыков, для учащихся 16—18 лет;

Job shadowing — программа знакомит учащихся с профессиями, благодаря однодневному визиту или продолжительной практике. Программа показывает на рабочем месте использование навыков, которым обучают в школе;

modernization (модернизация) — инсталляция на территории школы новой водопроводноканализационной сети, системы кондиционирования воздуха, коврового настила пола, шкафов;

Peer Assistance and Review Program (PAR) — программа приглашает педагогов-консультантов в помощь учителям, нуждающимся в совершенствовании методик преподавания. Педагоги-наставники помогают учителям соответствовать стандартам преподавания;

Peer Resource Program — программа тренингов для учащихся, чтобы они могли предоставлять сверстникам советы, обучение и поддержку по вопросам, связанным с предубеждениями в обществе, употреблением алкоголя, табака и других видов наркотиков, профилактикой насилия, пропуском занятий, профилактикой СПИДа и давлением со стороны сверстников и одноклассников. Для учащихся предлагаются тренинги для тренеров в проведении дополнительных занятий — tutoring (обучении других); тренинги по посредничеству в конфликтных ситуациях;

staff development days — дни, которые выделяют в школьном календаре для проведения тренингов для учителей в свободное от занятий время.

Школьные комитеты и организации включают: Parent Teacher Association (ассоциация родителей и учителей, сокращенно PTA) — национальная организация родителей, учителей и других заинтересованных лиц, с представительствами в школах; English Language Advisory Committee — совещательный комитет по английскому языку, сокращенно ELAC (синонимические варианты: English Language Advisory Council, English Language Learner Advisory Comm ittee и English Language Learner Advisory Council). Рабочая группа состоит из родителей и коллектива школы, которые вместе занимаются академическими проблемами учащихся, изучающих английский язык. School Site Council (SSC) имеет полномочия принимать решения и, согласно законодательству, организуется в школе с федеральным финансированием (в совет входят учителя, родители, администрация школы и заинтересованные представители местного сообщества, работающие над планом по улучшению школы и контролирующие его реализацию).

Школы в США гордятся традициями, о существовании системы ценностей с гордо-

стью упоминается от имени школы, например: Canisius promotes the development of students through a comprehensive liberal arts curriculum firmly rooted in the Jesuit tradition of education, spirituality and service (школа имени Канисиуса развивает учащихся с помощью общеобразовательной программы в области гуманитарных предметов, имеющей надежные истоки в иезуитской традиции образования, духовности и службы). Предлагается ценностная ориентация для учащихся: In order to benefit from Lowell’s rigorous curriculum, students are expected and required to attend school regularly and participate actively in the instructional program throughout the school year. To prepare well for college, students must make maximum use of their instructional time so that they can assure themselves of all the learning opportunities that Lowell provides (чтобы получить пользу от насыщенной программы школы Лоуэлла, учащиеся обязаны регулярно посещать школу и активно участвовать в образовательной программе на протяжении учебного года. Для подготовки к поступлению в вуз учащиеся должны максимально использовать время обучения и возможности в школе). Здесь представлена профессиональная лексика: curriculum (программа), the instructional program (курс уроков), instructional time (время обучения), the school year (учебный год).

Рассмотрим пример девиза школы: Canisius High School is a vibrant community that is committed, in all its endeavors, to fulfill the Jesuit motto: Ad Majorem Dei Gloriam — For the greater glory of God (средняя школа имени Канисиуса является сообществом, полным жизни, и стремится во всех делах следовать девизу иезуитов: «Ad Majorem Dei Gloriam» — «Во имя великой славы Бога»). Отметим словосочетание a vibrant community с эпитетом vibrant, акцентирующим жизнеспособность и динамичность учебного заведения. Декларирование философии школы отражено в следующей фразе: Cheating places the value of grades over learning and runs counter to our philosophy (Lowell, 2008/09) (списывание ставит цену отметок выше обучения и противоречит нашей философии). И далее: An essential element in a climate of learning is intellectual honesty. Cheating is incompatible with the Lowell philosophy (важным элементом обучения является интеллектуальная честность. Списывание несовместимо с философией школы Лоуэлла). В следующем фрагменте характеризуются общие цели школы: Canisius challenges its students to strive for excellence as critical thinkers and effective

communicators who are open to growth, intellectually competent, religiously oriented, loving, and committed to justice (школа имени Канисиуса призывает учащихся стремиться к совершенству, независимости суждений, эффективному общению, чтобы стать компетентными гражданами, религиозными, любящими и преданными справедливости). Для образовательного дискурса характерны тексты, содержащие информацию, ориентированную на утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм общества (или его части) с целью оказания идеологического влияния на настроение, мнение, оценку, решения и поведение значительных групп людей.

Школьные тексты публицистического стиля адресованы большой аудитории, имеют воздействующий характер, например: students

need to follow a «good-neighbor» policy and keep the surroundings clean and graffiti-free (Lowell, 2008/09) (учащиеся должны следовать правилу «добрососедских отношений» и поддерживать окружающую местность чистой и без надписей). Для публицистически направленных текстов школьной администрации типично упоминание о ценностях, например: We are committed to educating and developing students of competence, conscience, compassion and character; ideals that we believe are essential in developing leaders for tomorrow (CHS, 2008/09) (мы воспитываем учащихся в духе компетентности, совестливости, сострадания, развиваем их волевые качества и характер, которые, мы верим, необходимы для создания новых лидеров).

Таким образом, описание концептов инновационного партнерства определяет дискурсные маркеры в международном образовательном дискурсе, используемые для мотивации сотрудничества в системе «вуз — школа — образование для взрослых — образование на протяжении всей жизни». В процессе научного обсуждения вырабатывается консенсус о роли и моделях ввода инноваций в современное образование с целью форсирования реформ и унификации академической деятельности. Проект имеет конечную цель и стремится к уникальному результату, поэтому требует больше совместных усилий и ответственности, чем стандартные задания для научного сообщества. Изучение инновационного партнерства в образовательном дискурсе на основе культуры сотрудничества предлагает результаты исследования в качестве стратегий конкурентоспособного образовательного сервиса.

Литература

1. BonaccorsiA., Cinzia Daraio (Editors) (2007). Universities and Strategic Knowledge Creation: Specialisation and Performance in Europe (Prime Series on Research and Innovation Policy in Europe). Edward Elgar Publishing. 492 p.

2. Corrigan D. (2000). The changing role of schools and higher education institutions with respect to community-based interagency collaboration and interprofessional partnerships. Peabody Journal of Education, 75 (1), 176—195.

3. Field J. (2006) Lifelong Learning and the New Educational Order. Trentham Books.

4. FioreD. J. (2002). School Community Relations. Eye on Education. 248 p.

5. GeigerR. (2004). Knowledge and Money: Research Universities and the Paradox of the Marketplace. Stanford University Press. 336 p.

6. Harding A., Scott A., Laske S., Burtscher C. (Editors). (2007). Bright Satanic Mills: Universities, Regional Development and the Knowledge Economy. Ashgate Publishing. 242 p.

7. Hayes Ch. D. (2004). The Rapture Of Maturity: A Legacy Of Lifelong Learning. Autodidactic Press. 224 p.

8. Jacoby and Associates (2003). Building Partnerships for Service Learning. Jossey-Bass. 400 p.

9. JasperM. (2006). Professional development, reflection, and decision-making. Oxford: Blackwell Publishing.

10. Maurrasse D. (2001). Beyond the Campus: How Colleges and Universities Form Partnerships with their Communities. Routledge. 224 p.

11. Maurrasse D. (Editor) (2004). A Future for Everyone: Innovative Social Responsibility and Community Partnerships. Routledge. 224 p.

12. Mclaughlin C. (2006). Researching Schools: Stories from a schools-university partnership for educational research.

13. Moore W. (2000). Community colleges and K-12 preparation.

14. Percy S. L., Zimpher N. L., Brukardt M. J. (Editors) (2006). Creating a New Kind of University: Institutionalizing Community-University Engagement. Anker Publishing Company, Inc. 288 p.

15. Raschke C. A. (2002). The Digital Revolution and the Coming of the Postmodern University. RoutledgeFalmer. 144 p.

16. Sandholtz, J.H. (2002). Inservice training or professional development: Contrasting opportunities in a school/university partnership. Teaching and Teacher Education, 18, 815—830.

17. SilkaL., ForrantR. (2006). Inside and Out: Universities and Education for Sustainable Development. Baywood Publishing Company, Inc. 190 p.

18. Soska T. & Butterfield Alice K. Johnson (Editor) (2005) University-community Partnerships: Universities In Civic Engagement, Routledge. 262 p.

19. Slaughter S., Rhoades G. (2004). Academic Capitalism and the New Economy: Markets, State, and Higher Education. The Johns Hopkins University Press. 384 p.

20. Warren, L.L., Peel H.A. (2005). Collaborative model for school reform through a rural school/university partnership. Education, 126 (2), 346-352.

21. Welfens P. J. J., Ellen Walther-Klaus (Editors) (2008). Digital Excellence: University Meets Economy. Springer. 146 p.

22. Yusuf S., NabeshimaK. (2006). How Universities Promote Economic Growth (Directions in Development). World Bank Publications. 316 p.

23. Карасик В. И. Семиотика ритуального дискурса/В. И. Карасик//Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике, праве. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Волгоград: Прин-Терра Дизайн, 2005. С. 76-79.

24. Кашкин В. Б. Сопоставительные исследования дискурса/В. Б. Кашкин//Концептуальное пространство языка. Тамбов: ТГУ, 2005. С. 337-353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.