УДК 323
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕ СКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРИЕНТИРОВ
Артюхин кандидат политических наук, доцент кафедры политологии
Олег и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал
Александрович Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected] Заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат политических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»,
Ростовский государственный университет путей сообщения (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2). E-mail: [email protected] Аннотация
В статье рассматриваются основные причины и факторы, влияющие на модерниза-ционные процессы в современной России, выявляются причины зигзагообразного характера модернизации российской политической системы, и предлагаются меры для повышения эффективности политического управления.
Ключевые слова: политическое управление, политическая модернизация, государственная идеология, кадровая политика, политическая элита.
Процесс становления государственности неразрывно связан с институционализацией системы политического управления, которая в современной России находится в незавершенном состоянии в силу зигзагообразного вектора модернизации политической системы.
Политическое управление обусловлено политическими целями реформирования общества и формулированием целевых установок при принятии управленческих решений в различных сферах общественной жизни, определением и ранжированием приоритетов развития. К сожалению, происходит постоянное смещение целей модернизации. Демократический транзит сменяется курсом на суверенную демократию, национальные интересы подменяются геополитическими, природоресурсный вектор экономического развития трансформируется на инновационный, интеграция в мировое экономическое пространство заменяется импортозамещением и т.д. Меняются цели и приоритеты, следовательно, меняется и характер политического управления.
В настоящее время Россия переживает очередной этап модернизации всех сфер общественной жизни, и снова проблема политического реформирования так же, как и во все исторические эпохи, становится одной из наиболее актуальных. Следует отметить, что политическим руководством уже достигнуты определённые положительные результаты. Однако существует множество факторов, осложняющих эти процессы и, безусловно, влияющих на политическую стабильность. Остановимся на некоторых из них.
Во-первых, одним из главных является отсутствие глубокого и стабильного взаимодействия между правящим классом и основной массой населения, которое во многих случаях приводит к ценностным размежеваниям, отчуждению в обществе, постепенному снижению эффективности управленческого аппарата и росту коррупции.
Это подтверждают информационно-аналитические материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием «Элитология России: современное состояние и перспективы развития», прошедшего 7-8 октября 2013 года в ЮРИУ РАНХиГС (г. Ростов-на-Дону), где к основным недостаткам, имеющим место в деятельности региональных правящих элит, опрошенные относят игнорирование запросов и интересов
Денисенко Иван
Федорович
населения, коррумпированность и недостаточный профессионализм чиновников, подбор на руководящие посты по родственным и приятельским признакам [1].
Во-вторых, особенностью политической модернизации страны является относительная политическая инертность широких слоев населения, отсутствие или слабость политических организаций, существенная роль отдельной личности на ключевых партийно -государственных постах, низкий уровень профессиональной подготовки управленческих кадров, относительно высокая роль этатистской ментальности, слабость и неразвитость общественных организаций, подконтрольность средств массовой коммуникации.
Центральным звеном в решении проблем, связанных с модернизацией страны, являются кадры. Особой частью кадрового потенциала страны является ее правящая элита и лидеры. Они - лицо власти. А это лицо сегодня, к сожалению, не всегда соответствует требованиям общества. Современная власть в России и её регионах нуждается в новом поколении кадров, особенно чиновников государственного управления и местного самоуправления.
В настоящее время остро ощущается потребность в их новом качестве, поскольку отставание России от передовых стран в социально-экономическом развитии во многом связано с незавершенностью институционализации государственной кадровой политики и влиянием на формирование управленческого слоя западных норм и ценностей. В результате в этом слое оказалось много политиков и государственных служащих, которые не готовы в профессиональном и нравственном отношении исполнять функции государственного управления в интересах России [2].
В связи с этим современный модернизационный тренд требует корректировки прежде всего кадровой политики. Принцип «кадры решают все» стал особенно актуальным в современной России, когда геополитическое давление и экономическая турбулентность требуют пересмотра подходов к системе политического управлении и прежде всего в государственной кадровой политике.
Государственная кадровая политика может выступать и как политическая технология, направленная на улучшение качественного состава элиты за счет рекрутинга в элиту аппликантов, которые обладают высокими деловыми, личностными, аксиологическими и политическими качествами, с развитым чувством долга и ответственности за судьбу Родины, патриотизмом. Такая элита позволит эффективно применять в своей практике инновации и новации для оптимизации работы системы государственного и муниципального управления и реализации научно обоснованной кадровой политики [3].
Какие же меры необходимо принять для формирования эффективной системы государственного и муниципального управления? Ответ на этот вопрос участники Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием «Элитология России: современное состояние и перспективы развития» попытались найти в ходе исследования деятельности современных региональных политических элит.
Таблица 1 [1]
Какие меры следует принять для повышения действенности региональных властей?
Улучшить отбор административных кадров, сделав упор на профессиональную компетентность, деловитость, государственнический подход к делу. 46,75
Ввести обязательную личную ответственность служащих всех рангов за невыполнение служебных поручений. 56,25
Ввести контроль за деятельностью сверху с правом приостановления решений 44,75
Борьба с организованной преступностью 29
В-третьих, фактором, оказывающим значительное влияние на модернизационные процессы, является геополитическая ситуация в современном мире. Не случайно, выступая перед участниками Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи 24 октября
2014 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин, помимо вопросов собственно российской проблематики, коснулся и глобальной политики и экономики.
Он подчеркнул, что совместные инвестиции и проекты объективно сближают страны и помогают амортизировать проблемы, возникающие в отношениях между странами. Но нельзя не видеть, что «сегодня глобальное деловое сообщество подвергается беспрецедентному нажиму западных правительств. Вводимые санкции подрывают основы мировой торговли и ВТО. Нельзя смешивать политику и экономику. Политически мотивированные санкции приносят вред всем» [4].
Но, не смотря на то, что мир значительно изменился, Россия будет занимать позицию, которая позволит сохранять и наращивать сотрудничество с различными странами и Востока, и Запада.
Напомнив о том, что Россия является страной самодостаточной, В.В. Путин заявил: «Россия свой выбор сделала. Наши приоритеты - дальнейшее совершенствование институтов демократии и открытой экономики, ускоренное развитие с учётом всех позитивных тенденций в мире и консолидации общества на основе традиционных ценностей патриотизма. ... Россия не требует себе какого-либо особого места в мире, я хочу это подчеркнуть. Уважая интересы других, мы просто хотим, чтобы и наши интересы учитывали, и нашу позицию уважали» [4].
В-четвертых, очень веской причиной, тормозящей поступательное развитие нашего общества, является отсутствие конституционно сформулированной государственной идеологии, того идеологического базиса, без которого невозможна преемственность поколений и полноценное их включение в модернизационные процессы. Конституционный запрет на государственную идеологию лишил российское общество цементирующей, объединяющей субстанции, которая традиционно характерна для российской цивилизации. Попытка найти различные универсальные духовные скрепы не привела к желаемым результатам, прежде всего в силу культурной, религиозной и экономической гетерогенности российского социума.
Представители определенных социальных общностей и политических сил могут быть не согласны с этой точкой зрения, многие политологи считают, что именно отсутствие государственной идеологии стало причиной несбалансированности нравственных, экономических, политических, культурных ценностей и поведенческих ориентаций и распространения различного девиантного поведения, неуважения к закону, преступности, жестокости, группового эгоизма и равнодушия.
Духовный кризис, поразивший европейское общество уже достаточно давно, стал реальностью и для современного российского общества. В связи с этим по-прежнему актуально звучат слова нашего выдающегося соотечественника, социолога Питирима Александровича Сорокина о том, что «самая насущная потребность нашего времени - это человек, способный контролировать себя и свои желания, с сочувствием относящийся к своим ближним, понимающий и ищущий вечные ценности культуры и общества, глубоко осознающий свою личную ответственность в мире» [5].
О необходимости возрождения старых традиций и поиске новых духовных стержней, о том, что в школах, кроме образования, должно быть и воспитание подрастающего поколения, напомнил политической элите страны и Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая с обращением к Федеральному Собранию РФ после избрания в 2012 году [6].
Оценивая реальное историческое положение России в цивилизационном развитии, можно сделать вывод, что нужна национальная идеология, являющаяся программой стратегического развития страны, понятная всем гражданам России и отвечающая интересам и чаяниям большинства населения. Именно она сможет стать консолидирующим началом нашего общества и сможет определить цели, идеалы, перспективу общественного развития, сделает общественную и личную жизнь человека осмысленной. Нахождение обществом
таких ориентиров и системы ценностей - это фактически обретение смысла исторического существования.
Реформирование - это процесс объективный и необходимый для любого развивающегося государства и общества. Однако, на наш взгляд, оно не должно превращаться в череду бесконечных событий, реально не способствующих решению главных задач - поступательному развитию экономической, политической, культурной сферы, повышению уровня жизни людей и укреплению национальной безопасности.
Главная проблема, которую, как нам кажется, предстоит решить в современной России, - это создание власти, способной проводить действенные экономические и социальные преобразования, сохранять при этом доверие общества и оставаться демократически ответственной.
Литература
1. Рудой В.В., Шутов А.Ю., Понеделков А.В., Старостин А.М., Воронцов СА., Черкасова Т.П.,
Змияк С.С., Кузина С.И., Ляхов В.П. Современные региональные элиты (социологический анализ). Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. - 184 с.
2. Атоян Ш.М., Крицкая А.А. Кадровые основы повышения эффективности реализации вла-
стной миссии российского государства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 4. - С. 374 - 382.
3. Крицкая А.А. Кадровыйаспект взаимодействия власти и бизнеса // Государственное и му-
ниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. - С. 273 - 278.
4. Валдайская речь Путина. Основные тезисы http://newsland.com/news/detail/id/1449322/
5. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин. М.: Политиздат, 1992.- 542 с.
6. Обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года // www.garant.ru/hotlaw/federal/436087/
Artyukhin Oleg Aleksandrovich, oandidate of рolitical sciences, Associate Professor of the Department of political science and ethnopolicy, South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Denisenko Ivan Fedorovich, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, eandidate of рolitical sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, Rostov State University of Railway Transport (2, Narodnogo Opolcheniya sq., Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation). E-mail: [email protected]
THE MODERNIZATION OF POLITICAL MANAGEMENT: TRANSFORMATION OF GUIDILINES Abstract
The article deals with the basic reasons and factors, which influence the modernization processes in modern Russia. it also reveals the reasons of a zigzag nature of the modernization of Russian political system and offers the measures to improve the efficiency of political management in the Russian Federation. Keywords: political management, political modernization, state ideology, personnel policy, political elite.
References
1. Rudoj V.V., Shutov A.Ju., Ponedelkov A.V., Starostin A.M., Voroncov S.A., Cherkasova T.P., Zmijak
S.S., Kuzina S.I., Ljahov V.P. Sovremennye regional'nye jelity (sociologicheskij analiz). Rostov n/D.: Izd-vo JuRIF RANHiGS, 2013. - 184 s.
2. Atojan Sh.M., Krickaja A.A. Kadrovye osnovy povyshenija jeffektivnosti realizacii vlastnoj missii rossijskogo gosudarstva // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. 2013. № 4. - S. 374 - 382.
3. Krickaja A.A. Kadrovyjaspekt vzaimodejstvija vlasti i biznesa // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2014. № 4. - S. 273 - 278.
4. Valdajskaja rech' Putina. Osnovnye tezisy http://newsland.com/news/detail/id/1449322/
5. Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo / Pitirim Sorokin. M.: Politizdat, 1992.- 542 s.
6. Obrashhenie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina k Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii ot
12 dekabrja 2012 goda // www.garant.ru/hotlaw/federal/436087/