Научная статья на тему 'Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности'

Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1184
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY POLITICS / POLITICAL MODALITIES / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY SECURITY / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ / POLITICAL FACTORS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Артюхин Олег Александрович, Крицкая Анна Александровна, Султанов Алексей Джамалудинович

В статье рассматриваются угрозы национальной безопасности России в военной сфере и исследуются политические механизмы их парирования. Установлено, что главными акторами военной политики выступают государственные институты, но в условиях «гибридных» войн все большую значимость приобретают негосударственные субъекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Артюхин Олег Александрович, Крицкая Анна Александровна, Султанов Алексей Джамалудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL MODALITIES OF PROVIDING MILITARY SECURITY: THE MATTER OF SUBJECTIVITY

The article examines threats to national security of Russia in military domain and investigates political mechanisms of their parry. It has been established that the main actors of military politics are governmental institutions, but under the conditions of “hybrid” wars non governmental subjects are gaining considerable significance.

Текст научной работы на тему «Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности»

УДК 32

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: К ВОПРОСУ СУБЪЕКТНОСТИ

Артюхин кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики,

Олег Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии

Александрович народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: oart@uriu.ranepa.ru

преподаватель кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: enigmaann@bk.ru

аспирант кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: enigmaann@bk.ru

Аннотация

В статье рассматриваются угрозы национальной безопасности России в военной сфере и исследуются политические механизмы их парирования. Установлено, что главными акторами военной политики выступают государственные институты, но в условиях «гибридных» войн все большую значимость приобретают негосударственные субъекты.

Ключевые слова: национальная безопасность, военная политика, политические механизмы, военная безопасность, политические акторы.

Крицкая Анна

Александровна

Султанов Алексей

Джамалудинович

Второе десятилетие XXI века обозначило смещение вектора международных отношений в сторону силового решения геополитических проблем. Череда локальных войн и «цветных» революций» захлестнула мир. Если ранее отмечалось доминирование внутренних угроз национальной безопасности над внешними, то ситуация в последнее время диаметрально изменилась и основной угрозой национальной безопасности России вновь стала военная, что подтверждается событиями на Украине, которые происходят по сценарию США.

Целью атлантизма является обеспечение военного доминирования в Восточной Европе и Черноморском регионе. Для этого же применяются различные санкции против России, направленные на ее ослабление и разрушение устоявшихся экономических связей с западным миром.

Обеспечение военной безопасности базируется на комплексном использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства [1]. Иными словами, для достижение требуемого состояния военной безопасности необходимы соответствующие механизмы обеспечения национальной безопасности. На наш взгляд, в самом общем виде такие механизмы должны включать нормы, средства, способы, методы, посредством которых субъекты смогут воздействовать на опасности и угрозы для достижения поставленных целей.

Для определения наиболее эффективных политических механизмов обеспечения военной безопасности выявим особенности военной политики.

Во-первых, военная политика является политикой главного политического института - государства. Другие политические акторы, такие как общественные движения, партии, группы интересов и прочие социальные группы также могут принимать участие в разработке и реализации военной политики, но в основном только через своих представителей в органах государственной власти. Таким образом, можно сделать вывод о неполной тождественности субъектов военной политики и субъектов политики.

Так как государство имеет монополию на военную силу, то оно и выступает главным актором военной политики. Утрата контроля над военной силой со стороны государства влечет или смену политического режима, или потерю суверенитета.

Во-вторых, основной задачей военной политики является недопущение крупномасштабного военного столкновения и обеспечение военной безопасности государства. Здесь также главным актором выступает государство.

В-третьих, военная политика находится в диалектической связи с военной силой. Ни одна другая составляющая государственной политики (экономическая, экологическая, духовная, социальная, демографическая и т.д.) не обладает таким потенциалом.

В-четвертых, особенностью военной политики является переплетение внутренней и внешней составляющих. Внутренняя составляющая связана с созданием средств вооруженного насилия и их использованием в процессе решения тех или иных задач внутри страны. Внешняя сторона связана с использованием или угрозой применения средств вооруженного насилия во взаимоотношениях с другими государствами, а также содействием или противодействием определенным социальным силам внутри своего государства или других стран.

В-пятых, содержание военной политики раскрывается через ее основы, механизмы ее реализации, военно-политический базис, субъектно-объектную составляющую военной политики, военно-политические отношения, военно-политическую деятельность, цели и средства их достижения.

В-шестых, военная политика имеет собственную материально-экономическую базу в виде военно-промышленного комплекса. Армия, являясь частью общества, занимает особое место в его социально-политической структуре. Потребности военной сферы являются приоритетными при определенных условиях, поэтому в первую очередь удовлетворяются.

В седьмых, военная политика взаимодействует практически со всеми сферами общественной жизни, связанные с созданием и использованием военной силы. Выделяют военно-техническую, военно-социальную, военно-экономическую, военно-духовную и другие составляющие военной политики [2].

Эффективное парирование трансформирующихся угроз военной безопасности современной России может быть только при правильно подобранных политических механизмах.

Термин «политические механизмы» часто используется в публицистической, политической и научной литературе. Тем не менее, остается недостаточной его научная разработанность. Данный термин имеет определенную смысловую нагрузку, но применяется в основном чересчур широко ко многим видам политической деятельности. Поэтому в данное понятие вкладывается различный смысл, который можно понять лишь в контексте его применения

Для исследования военных угроз национальной безопасности и механизмов ее обеспечения необходимо уточнить понятие «политические механизмы».

Термин «механизм» однокоренной слову «механика» и в толковых словарях значится как «система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности» [3]. Под системой понимается «упорядоченное множество функционирующих элементов, находящихся во взаимосвязи и образующих определенную целостность».

Таким образом, теоретически понятие «механизм» можно привязать к любым видам деятельности, так как он означает «организованную последовательность взаимосвязанных и целенаправленных действий, осуществляемых в определенном порядке определенными субъектами» [4].

Теоретически политический механизм может, опираться как на государственную власть, так и на общественные объединения. Структурными элементами политического механизма выступают различные политические акторы [5, с. 28].

Что касается главного политического института - государства, то оно осуществляет свою деятельность через законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Рассматривая политический механизм применительно к обеспечению военной безопасности государства, отметим, что наиболее эффективными выступают именно государственные, но нельзя не учитывать экономические, общественные и общественно-политические составляющие политической сферы, влияющие на обороноспособность России.

В связи с тем, что политика изначально связана с организацией и проявляется, как правило, в упорядоченной и институционализированной форме, то всякое политическое явление или движение, так или иначе, приобретает управляемый, иерархический и относительно устойчивый вид.

Как отмечает А.А. Мрищук, необходимо учитывать, что в современном мире деление угроз на внутренние и внешние носит условный и взаимообусловленный характер: посягательства на внешнюю безопасность создают угрозу внутренней безопасности, и - наоборот, внутренняя дестабилизация приводит к внешней уязвимости страны.

Общая оценка ситуации вокруг России показывает, что угрозы ее военной безопасности эволюционируют, становятся многофакторными, концентрируются в различных регионах, взаимно влияют друг на друга, приобретают комплексный характер и поэтому требуют осознанного, целенаправленного и системного подхода для их локализации и нейтрализации [4].

При этом даже традиционные внешние угрозы приобретают новые характеристики. В частности, относительно новыми для российского военного планирования следует считать вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, ими поддерживаемых, нестабильность в приграничных странах, порожденную неэффективностью их правительств, и некоторые другие [6].

В шкале приоритетов военной безопасности России главным является сохранение ее государственной целостности. Здесь, в первую очередь, следует рассматривать вызовы извне, имеющие военно-политическую и экономическую направленность. К тому же обострение геополитического противоборства связано с противоборством между культурными ценностями и духовными потребностями, которое строится с учетом культурно-исторических и национально-религиозных традиций [7, с. 10, 17-18].

Угрозы военной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров военного влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее военные позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе [8, с. 18-19].

Из этого следует важный вывод, что современные внешние угрозы интересам России заключаются прежде всего не в возможности прямой военной агрессии, а в проведении извне антироссийских действий как через приграничные государства СНГ, так и «пятую колонну» на территории России [9], где разрушительное воздействие на российскую государственность реализуется во внутренней политике.

В заключение необходимо отметить, что основными акторами в обеспечении военной безопасности выступают государственные органы. Тем не менее, механизмы реализации военной безопасности включают в себя и негосударственных акторов, деятельность которых связана с различными подсистемами обеспечения национальной безопасности.

К примеру, невозможно обеспечить высокую боеспособность Вооруженных Сил без обеспечения духовной безопасности или создавать современное вооружение без эффективной научной политики и т.д.

Особое место принадлежит негосударственным политическим акторам в условиях гибридных войн, когда используется принцип «мягкой» силы и военная политика переходит в информационную плоскость. В этих условиях роль негосударственных субъектов заметно повышается и даже создается впечатление, что они начинают играть доминирующую роль. Но если проанализировать политические процессы, происходящие в условиях «гибридной» войны, то отчетливо прослеживается влияние какого либо государства на этих «неправительственных» акторов, дестабилизирующих политическую обстановку в стране. Таким образом, система обеспечения военной безопасности государства включает в себя множество политических акторов и механизмов, но наиболее эффективными являются государственные.

Литература

1. Ищенко В. Механизм обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Проблемы местного самоуправления. МЭПИ. 2012. № 1.

2. Макаренков Е., Павлов С. Политика России в системе современной международной обстановки // Ориентир - 2008 - №10.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989.

4. Мрищук А.А. Политические механизмы противодействия внешним угрозам национальной безопасности России// Право и безопасность № 4 (33), Декабрь 2009.

5. Козлова А.В. Политические механизмы обеспечения безопасности государства в экономической сфере: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2009.

6. Иванов С.Б. Вооруженные силы России и ее геополитические приоритеты // Россия в глобальной политике. 2004. № 1.

7. Коваленко М.П. Стратегия обеспечения национальной безопасности современной России: механизмы противодействия вызовам и угрозам: Автореф. дис. .канд. философ. наук. Ростов н/Д., 2008.

8. Цой Х.С. Военно-политические основы национальной безопасности современной России в условиях глобализации: Автореф. дис. .канд. полит. наук. М., 2008.

9. Заварзин В. Векторы новых угроз // Российское военное обозрение. 2004. № 6.

Artyukhin Oleg Aleksandrovich, candidate of political sciences, associate professor of department of political science and ethnopolicy; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: oart@uriu.ranepa.ru

Kritskaya Anna Aleksandrovna, lecturer of department of political science and ethnic politics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: enigmaann@bk.ru Sultanov Alexey Dzhamaludinovich, post graduate of the department of Politology and Ethnopolitics, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: enigmaann@bk.ru POLITICAL MODALITIES OF PROVIDING MILITARY SECURITY: THE MATTER OF SUBJECTIVITY

Abstract

The article examines threats to national security of Russia in military domain and investigates political mechanisms of their parry. It has been established that the main actors of military politics are governmental institutions, but under the conditions of"hybrid" wars non governmental subjects are gaining considerable significance. Keywords: national security, military politics, political modalities, military security, political factors.

References

1. Ishhenko V. Mehanizm obespechenija nacional'noj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii // Pro-blemy mestnogo

samoupravlenija. MJePI. 2012. № 1.

2. Makarenkov E., Pavlov S. Politika Rossii v sisteme sovremennoj mezhdunarodnoj obstanovki // Orientir - 2008 -

№10.

3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N.Ju. Shvedovoj. M., 1989.

4. Mrishhuk A.A. Politicheskie mehanizmy protivodejstvija vneshnim ugrozam nacional'noj bezopasnosti Rossii//

Pravo i bezopasnost' № 4 (33), Dekabr' 2009.

5. Kozlova A.V. Politicheskie mehanizmy obespechenija bezopasnosti gosudarstva v jekonomicheskoj sfere: Avtoref. dis. ... dokt. polit. nauk. M., 2009.

6. Ivanov S.B. Vooruzhennye sily Rossii i ee geopoliticheskie prioritety // Rossija v global'noj politike. 2004. № 1.

7. Kovalenko M.P. Strategija obespechenija nacional'noj bezopasnosti sovremennoj Rossii: mehanizmy protivodejstvija vyzovam i ugrozam: Avtoref. dis. ...kand. filosof. nauk. Rostov n/D., 2008.

8. Coj H.S. Voenno-politicheskie osnovy nacional'noj bezopasnosti sovremennoj Rossii v uslovijah globalizacii:

Avtoref. dis. .kand. polit. nauk. M., 2008.

9. Zavarzin V. Vektory novyh ugroz // Rossijskoe voennoe obozrenie. 2004. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.