Научная статья на тему 'Модернизация подготовки будущего учителя к коррекционно-педагогической деятельности с учащимися, требующими особого педагогического внимания'

Модернизация подготовки будущего учителя к коррекционно-педагогической деятельности с учащимися, требующими особого педагогического внимания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧАЩИЕСЯ / ТРЕБУЮЩИЕ ОСОБОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CORRECTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY / COMPONENTS OF CORRECTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY / STUDENTS DEMANDING SPECIAL PEDAGOGIC ATTENTION / TECHNOLOGY OF TRAINING IN CORRECTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонеев А. Д.

Статья посвящена проблемам подготовки будущих учителей к коррекционно-педагогической деятельности в условиях уровневого образования. В статье дается определение коррекционно-педагогической деятельности с подростками, характеризуются её структурные компоненты, раскрываются технология и условия подготовки будущих учителей в вузе к коррекционно-педагогической деятельности с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF TRAINING OF A FUTURE TEACHER READY TO CORRECTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY WITH STUDENTS DEMANDING SPECIAL PEDAGOGIC ATTENTION

The article is devoted to the problems of training of a future teacher ready to corrective educational activity under level education conditions. Defi nitions of corrective educational activity with teenagers are given in the article. Its structural components are characterized here. Technology and conditions of training of a future teacher ready to corrective educational activity with teenagers in high educational institutions are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Модернизация подготовки будущего учителя к коррекционно-педагогической деятельности с учащимися, требующими особого педагогического внимания»

А.Д. ГОНЕЕВ

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Курского государственного университета Е-шай: [email protected] Тел. 8 960 684 89 56

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ

Статья посвящена проблемам подготовки будущих учителей к коррекционно-педагогической деятельности в условиях уровневого образования. В статье дается определение коррекционно-педагогической деятельности с подростками, характеризуются её структурные компоненты, раскрываются технология и условия подготовки будущих учителей в вузе к коррекционно-педагогической деятельности с подростками.

Ключевые слова: коррекционно-педагогическая деятельность, компоненты коррекционно-педагогической деятельности, учащиеся, требующие особого педагогического внимания, технологии подготовки к коррекционно-педагогической деятельности.

Модернизация общего образования, переход высшей школы на модель двухуровневой подготовки специалистов требуют корректировки сложившейся системы образования, поиска новых подходов в организации педагогического процесса как в общеобразовательной, так и в высшей школе. Вместе с тем, существующие социальноэкономические условия развития общества, экологическая и демографическая обстановка в стране привели к сложной ситуации в обществе. На фоне существенного сокращения общего числа детей школьного возраста продолжает увеличиваться количество детей с ограниченными возможностями, не сокращается численность детей группы риска, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не ослабевает потребность в существовании классов выравнивания, компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения.

Все это в целом, наряду с разработкой основ предпрофильного и профильного обучения школьников, реализации программ бакалавриата и магистерской подготовки будущих специалистов, требует неослабного внимания к проблемам общепрофессиональной и коррекционно-педагогической подготовки сегодняшних студентов.

Таким образом, в области общего и профессионально-педагогического образования

сложился ряд противоречий:

- между потребностью общества в формировании разносторонне развитой, духовно богатой, законопослушной, нравственно воспитанной личности и объективно существующими негативными социально-педагогическими условиями, затрудняющими осуществление данного процесса;

© А. Д. Гонеев

- между постоянно меняющимися требованиями практики к уровню профессиональнопедагогической и специальной (коррекционной) подготовки учителя и его готовностью быстро и результативно адаптироваться к условиям жизни, выполнять коррекционно-педагогическую деятельность в сложных жизненных ситуациях;

- между существующей школьной дезадаптацией, усиливающейся десоциализацией личности подростков, не снижающимся уровнем девиаций в поведении несовершеннолетних и отсутствием целостной системы подготовки учителя к профилактической и коррекционно-педагогической деятельности с данной категорией детей.

Коррекционно-педагогическая деятельность

учителя является неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса общеобразовательной школы и рассматривается как планируемый и особым образом организуемый процесс, реализуемый с подростками с незначительными отклонениями в развитии и поведении, направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения подростков, но и на создание необходимых условий для их личностного развития и адекватной интеграции в социальную среду.

В содержательном плане коррекционнопедагогическая деятельность с подростками - это система общепедагогических и специальных методов, приемов и средств, направленных на нормализацию и обогащение отношений подростков с окружающим миром; на компенсацию пробелов и недостатков в их общем развитии, на восстановление положительных качеств личности, подверг-

220^^~Тс

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ^^^=

шихся наименьшей деформации; на изменение их социального статуса среди сверстников; на формирование у них социально-положительного жизненного опыта, привычек и здорового образа жизни [1].

Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности выступает как активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек, способный проявлять инициативу и самостоятельность, принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своей деятельности, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективы своей профессиональнопедагогической деятельности. Проектируя коррек-ционно-педагогическую деятельность с подростком, учитель должен четко понимать и осознавать сущность данного вида деятельности, представлять ее место в едином педагогическом процессе, планировать и прогнозировать ее результат, при необходимости контролировать и регулировать ход коррекционно-педагогической деятельности, адекватно оценивать как свои действия, так и поведение подростка, развитие его личности. В силу этого в качестве ведущих компонентов коррекционно-педагогической деятельности с подростками мы выделяем ценностно-мотивационный, действенно-регулятивный и оценочно-рефлексивный компоненты.

Ведущим в коррекционно-педагогической деятельности является ценностно-мотивационный компонент, который определяет ее направленность, ориентацию учителя на понимание значимости коррекционной работы в системе профессионально-педагогической деятельности учителя. В действенно-регулятивном компоненте реализуется программа коррекционной деятельности, подбираются и выверяются методы и приемы работы с несовершеннолетним подростком, определяется алгоритм и продолжительность каждого действия учителя. Рефлексия всего хода коррекционно-педагогической деятельности и каждого ее этапа в отдельности развивает у учителя эмпатию и толерантность, объективное видение всего хода коррекционно-педагогической деятельности, оценку и объективный анализ отдельных коррекционных действий учителя, самооценку отношений в системе «учитель - ученик - учитель» и самоанализ собственного эмоционального состояния, регуляцию своего поведения [2].

Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности представляет собой процесс и результат подготовки к профессиональной деятельности, в котором в интегративном единстве сочетаются морально-психологическая (ценностномотивационная) готовность, проявляющаяся в раз-

ном уровне сформированности направленности личности учителя на коррекционно-педагогическую деятельность, установки на работу с детьми, требующими особого педагогического внимания; научно-теоретическая и практическая (содержательно-процессуальная) готовность, раскрывающаяся в совокупности необходимого объема социально-гуманитарных специальных (коррекционных) и психолого-педагогических знаний и практических умений коррекционной деятельности с подростками; профессионально-личностная готовность, проявляющаяся в наличии совокупности психолого-педагогических предпосылок к кор -рекционной деятельности с несовершеннолетними и развитости профессионально значимых качеств (эмпатии, аттракции, толерантности, рефлексии).

В основе процесса профессионально-педагогической подготовки учителя к коррекционнопедагогической деятельности находятся технологии поэтапного формирования профессионально-личностной готовности учителя к коррекционнопедагогической деятельности. Специфика педагогических технологий состоит в том, что в них конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленной цели. Формулируя цели, задачи и содержание подготовки учителя к коррекционнопедагогической деятельности, были выделены ее основные компоненты: ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и компонент профессионально-личностной готовности к коррекционно-педагогической деятельности [3].

Подготовка студентов к коррекционно-педагогической деятельности с подростками включает четыре этапа:

Первый этап такой подготовки носит адаптационно-ориентационный характер и охватывает обучение студентов на младших курсах.

Второй этап, информационно-аналитический, связан с изучением педагогических теорий, систем и технологий, философии и истории образования.

На третьем этапе - репродуктивно-конструктивном - происходит процесс проникновения в психологию и технологию педагогического процесса, усиливается коррекционно-профилактическая направленность педагогической деятельности студентов в ходе педагогических практик.

Наконец, на четвертом - прогностическо-творческом этапе в ходе освоения курса коррекционной педагогики и специальной психологии активно применяются общепедагогические и специальные методы и приемы в работе с подростками.

Им соответствуют четыре уровня готовности учителя к коррекционно-педагогической деятель-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ности: интуитивным, адаптивным, репродуктивным и репродуктивно-творческим.

При моделировании подготовки учителя к профессионально-педагогическом деятельности осуществляется программно-методическое обеспечение учебного процесса: разработаны программы учебных дисциплин по коррекционно-педагогическом подготовке учителя; создан учебно-методическим комплекс, позволяющим осуществлять подготовку учителя к коррекционном работе с несовершеннолетними подростками на принципах деятельностного подхода; подготовлен дидактическим материал для изучения курса «Коррекционная педагогика», определена совокупность форм организации учебных занятим, повышающих эффективность подготовки учителя к коррекционно-педагогическом деятельности с подростками.

Процесс подготовки учителя к коррекционнопедагогическом работе с подростками, требующими особого педагогического внимания, осуществляется более эффективно при наличии следующих условим: существование в вузе про-

фессионально направленном образовательном среды, включающем в себя ориентированность учебно-воспитательного процесса на педагогические ценности, на приоритет личности ребенка в педагогическом процессе; реконструкция содержания и структуры профессиональном подготовки учителя, обусловленная достижениями современном психолого-педагогическом науки и передового педагогического опыта, накопленного в ходе предупреждения и преодоления отклоненим в развитии и поведении у различных категорим детем и подростков; интеграция теоретическом и практическом психолого-педагогическом и социальном подготовки учителя; реализация междисциплинарного взаимодемствия в русле проблем подготовки учителя к коррекционно-педагогическом работе с подростками; инициирование у студентов стремления к самореализации в коррекционно-педагогическом деятельности с несовершеннолетними подростками и учащимися классов коррекционно-развивающего обучения.

Библиографический список

1. Гонеев А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогическом деятельности с подростками. Монография. Курск: КГУ, 2000.

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционном педагогики: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведеним. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. 3-е издание. М.: «Академия», 2004.

3. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография / Под ред. П. И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011.

Л.В. ООШЕУ

MODERNIZATION OF TRAINING OF A FUTURE TEACHER READY TO CORRECTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY WITH STUDENTS DEMANDING SPECIAL PEDAGOGIC ATTENTION

The article is devoted to the problems of training of a future teacher ready to corrective educational activity under level education conditions. Definitions of corrective educational activity with teenagers are given in the article. Its structural components are characterized here. Technology and conditions of training of a future teacher ready to corrective educational activity with teenagers in high educational institutions are revealed in the article.

Key words: corrective educational activity, components of corrective educational activity, students demanding special pedagogic attention, technology of training in corrective educational activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.