Научная статья на тему 'Модернизация образовательной среды как фактор творческого развития факультета музыки'

Модернизация образовательной среды как фактор творческого развития факультета музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация образовательной среды как фактор творческого развития факультета музыки»

— экология и рациональное природопользование.

Развитие на кафедре и факультете географических информационных систем (ГИС) дает уникальные возможности вписаться факультету географии и университету в целом в современный образовательный и научный процесс и стать в нем лидерами данного направления. ГИС предназначены для решения образовательных, научных и прикладных задач инвентаризации, анализа, оценки, прогноза и управления окружающей средой и территориальной организацией общества. Не менее, чем естественникам, ГИС нужны гуманитариям. Нами разработана инновационная программа «ГИС в гуманитарном образовании», где показаны целесообразность и необходимость превращения имеющегося скромного класса ГИС-технологий в ГИС-лабораторию, подсчитаны затраты на оборудование, лицензионное программное обеспечение и покупку картографических баз данных. Затраты в объемах и рамках выигранного нашим университетом гранта на создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере незначительны, а выгоды несомненны. Например, представление на основе ГИС диалектной базы данных, которой гордится университет, позволит сделать ее легко доступной, расширит возможности ее внутреннего научного развития, а продажа прав пользования компенсирует затратные механизмы. Научно-методическое сопровождение может осуществ-

ляться в рамках инновационной магистерской программы «ГИС-технологии».

Направление 7 — экология и рациональное природопользование объединяет главные направления развития всех четырех кафедр нашего факультета. Кафедрой геологии и геоэкологии подготовлена инновационная магистерская программа «Изотопная геохимия и геоэкология». Она объединяет, на наш взгляд, и интересы факультетов географии, биологии, химии, физики, института естествознания в обеспечении лаборатории геохимии окружающей среды современным оборудованием. Появление двух новых приборов: низкофонового счетчика СТ 1220 и изотопного масс-спектрометра HAL/3F позволит вести исследования в области фундаментальных научных проблем и предложить решение важнейших прикладных задач науки и техники.

Каковы недостатки материально-технического обеспечения учебного и научного процесса? Наша оценка направления и темпов развития материально-технической базы университета, несомненно, положительна. При этом можно говорить и о недоработках: формирование общего информационного пространства университета остается пока в рамках деклараций, отсюда многие события и решения непрозрачны, в том числе и в области обеспечения учебного и научного процесса; по-прежнему ощущается нехватка помещений для создания специализированных классов и учебных лабораторий и некомплектность их оборудования.

И. С. Аврамкова,

декан факультета музыки

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА МУЗЫКИ

В соответствии с программой развития Гер-ценовского университета на нашем факультете продолжаются позитивные преобразования во всех сферах жизнедеятельности. Необходимо подчеркнуть, что благодаря усилиям административно-хозяйственных структур нашего университета, факультет музыки становится всероссийским центром модернизации музыкального образования, а также научной, концертной, просветительской деятельности. Данные реалии определяют особые требования не только к содержательной части образовательного процесса, но и к аудиторному фонду, репрезентирующему факультет как структурное подразделение

РГПУ им. А. И. Герцена, как часть Санкт-Петербурга — города европейского уровня, северной столицы России.

Наряду с постановкой и решением профессиональных задач, связанных с укреплением научно-творческого потенциала, важнейшим статусным аспектом характеристики факультета является создание условий материально-технического оснащения, адекватного поставленным целям. Требования к внешней презентабельности всех помещений факультета, начиная от гардероба и заканчивая туалетными комнатами, должны соответствовать европейским стандартам, принятым в образовательных

Материалы Ученого совета 5 апреля 2007 г.

учреждениях. Необходимо отметить, что помещения, в которых обучаются будущие деятели музыкального образования и культуры, не могут быть безликими и стандартными. Поэтому стремление к эстетизации внутреннего пространства факультета, наполнение его осмысленными и выразительными артефактами — не «дополнительное свойство», а обязательная, специфическая черта аудиторного фонда. Формируя не только функциональную, но эстетически содержательную, осмысленную среду образования, факультет прививает своим студентам определенные нормы их будущей профессиональной деятельности.

Предпринимаемые руководством университета позитивные инициативы по обустройству помещений мы расцениваем как дань укреплению новой позиции факультета в качестве культурного центра университета, планируем впредь развивать эти начинания.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что неуклонный рост межотраслевых контактов общегородского, российского и международного масштаба, широкий ряд творческих и образовательных мероприятий определяют статус факультета как средоточия культурных и научных сил, способных достойно представлять наиболее существенные достижения в области высшего гуманитарного образования.

Концентрация событий в недрах одной образовательной структуры, безусловно, предъявляет определенные требования к уровню оснащения используемых помещений. Необходимо отметить, что во время проведения конференций, конкурсов, смотров, фестивалей задействуются не только помещения, непосредственно предназначенные для мероприятий, но также и ряд кафедральных аудиторий, репетиционных классов. К чести университета они соответствуют заявленному уровню и статусу данных акций.

В преддверии мастер-классов народной артистки СССР, профессора Герценовского университета Елены Васильевны Образцовой произведен ремонт помещения кафедры теории и методики обучения сольному пению, и, что особенно приятно, при выполнении строительных работ были учтены все пожелания, ранее высказанные специалистами вокального искусства: не использовались звукопоглощающие материалы, отреставрирован паркетный пол, с целью внешней шумоизоляции установлена дополнительная входная дверь.

Отремонтировано помещение кафедры музыкального воспитания и образования, а также при-

мыкающие к нему аудитории, занимаемые диссертационным советом и фольклорным центром. «Обновленность быта» способствует созданию естественного комфортного ощущения, атмосферы, в которой легко дышится и работается. Данный факт единодушно отмечается крупнейшими специалистами в сфере искусствознания и музыкальной педагогики, принимающими участие в работе диссертационного совета.

После значительной реконструкции хорового класса улучшились его акустические характеристики, установлены хоровые станки новейшей конструкции, обеспечивающие эргономически оптимальную защиту хористов от профессиональных заболеваний. Уместно вспомнить, что одной из важнейших черт нового российского общества является пропаганда здорового образа жизни, претворение античного принципа «в здоровом теле — здоровый дух». Для будущих деятелей культуры и искусства красивый и подтянутый внешний вид, физическое и нравственное здоровье — неоспоримый критерий качественной и эффективной профессиональной деятельности. Соблюдение обязательных условий для поддержания и коррекции физической формы музыкантов является жизненно необходимой и крайне актуальной мерой. В этой связи желательно полное переоборудование спортивного комплекса, начиная от полномасштабного ремонта помещений и до включения в перечень спортивного инвентаря новейших эффективных тренажеров. Здоровьесберегаюшие технологии должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса факультета. Выполнение ряда вышеназванных задач способствует созданию «имиджа» педагога-просветителя.

Особый характер музыкальной деятельности, связанный с непосредственным участием всего человеческого организма (пение, игра на инструментах, дирижирование), диктует повышенные требования к качеству помещений, где проходят индивидуальные занятия. Практика обучения показывает, что наиболее действенным фактором корректной постановки игрового и дыхательного аппаратов является постоянный визуальный самоконтроль студента, который может быть обеспечен наличием зеркала на стене. К сожалению, в настоящее время аудитории не оснащены этим простейшим оборудованием, так необходимым музыкантам.

Если учитывать прямую зависимость от погодных условий состояния сложного и весьма «капризного» музыкального инструментария, было бы не лишним приобрести и установить

климатическую технику: например, небольшие метеостанции с показателями влажности, давления и температуры воздуха.

Особенно существенный эффект достигнут в результате капитального ремонта концертного зала факультета. Трепетные ожидания всего музыкантского сообщества оправдались: в высшей степени состоятельна акустика, обеспечивающая достойное восприятие любых жанров музыкального искусства; выразительна архитектоническая структура, воплощающая в себе духовно-возвышенное начало; совершенна пастельная цветовая гамма, благотворно воздействующая на внутренний мир аудитории. Успешно прошедшие в последнее время крупные фестивали, конкурсы, концерты, мастер-классы убедительно доказали основательность претензий нового зала на достойное место среди лучших концертных площадок Санкт-Петербурга.

Достигнутые результаты интегративной деятельности университетских структур заставляют задуматься о сохранении набранных темпов совершенствования образовательной среды факультета. В дальнейшем представляется актуальным обустройство репетиториев для самостоятельных занятий иногородних и иностранных студентов. (Ныне на 180 иногородних и иностранных студентов в общежитиях приходится лишь 12 пианино). Возросшие требования к качеству образования диктуют необходимость кардинального изменения ситуации, выход из которой возможен при условии включения в аудиторный фонд чердачных помещений.

Что важнее: обновление материальной базы факультета или внедрение инновационных образовательных технологий? Что раньше появилось: курица или яйцо? Полноценное образование невозможно без соответствующей матери-

ально-технической базы, но еще важно уметь использовать ее в учебном процессе. Неоспоримо, что под информационно-образовательной средой понимается нечто целостное, объединяющее оборудование и аудиторный фонд, в котором можно разместить это оборудование, и людей, которые могут освоить это оборудование и наполнить образовательный процесс новым содержанием. Известно, что до конца 2006 г. планировалось завершить создание распределенной оптиковолоконной сети университета. Добавочный коммутируемый канал призван был обеспечить на факультете музыки доступ в Интернет из лекционных мультимедийных и кафедральных аудиторий, а также в определенной мере способствовать повышению профессионального уровня преподавателей и качества подготовки студентов. Ряд мер, предпринятых учебно-методическим управлением, по информатизации управления учебным процессом не достиг факультета музыки по причине (простите мою иронию) уникальной возможности пользования Интернет через одно модемное соединение, скорость которого «стремится» в XX век.

Перспектива использования модернизированного фонда заключается в создании современных условий для проведения мероприятий международного, федерального, регионального и внутривузовского уровня, в опережающем удовлетворении запросов работодателей в отношении знаний, навыков и компетентностей молодых специалистов.

В заключение хочу поблагодарить администрацию университета за тот неоценимый вклад, который был внесен в дело укрепления позиций факультета на рынке образовательных услуг, пожелать всему герценовскому сообществу дальнейшего продвижения навстречу новым творческим завоеваниям.

Н. М. Волчкова,

заместитель директора филиала в Волхове

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЛИАЛА В ВОЛХОВЕ

В этом году исполняется 10 лет филиалу РГПУ им. А. И. Герцена в г. Волхове. Он был образован усилиями ректора РГПУ им. А. И. Герцена Геннадия Алексеевича Бордов-ского и мэрии г. Волхова. Если взглянуть на карту Ленинградской области, то становится очевидным, что размещение филиала в г. Волхове является правильным решением.

Город находится в центре Ленинградской области и на пересечении центральных направлений, в том числе железных и автомобильных магистралей. Город — промышленно развитый, имеет хорошую инфраструктурную базу и базу образования: 2 колледжа (алюминиевый и строительный), ПТУ железнодорожников, гимназию, отличные школы, учреждения дополнительного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.