Научная статья на тему 'Модернизация образовательного пространства Индии как часть политики вестернизации'

Модернизация образовательного пространства Индии как часть политики вестернизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / WESTERNIZATION / КОЛОНИАЛИЗМ / COLONIALISM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / КАМПУС / CAMPUS / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL REFORM / АШРАМ / ASHRAM / СТАЦИОНАРНЫЕ ШКОЛЫ / КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / SUMMER SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белавина Александра Андреевна

В статье отражена проблема вестернизации индийского образования европеизация внешнего и внутреннего образовательного пространства. Проблема вестернизация рассматривалась российскими индологами, в частности И.П. Минаевым, который указывал на изменение образовательного пространства появление школ, колледжей и университетов европейского типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIA’S EDUCATIONAL ENVIRONMENT MODERNIZATION OF AS PART OF WESTERNIZATION POLICY

The problem of Indian education westernization Europeanization of external and internal educational space is reflected in the article. Westernization problem was examined in the works of the Russian specialists in Indian culture, by I. P. Minayev, in particular, who described the changes in educational space appearance of European type schools, colleges and universities.

Текст научной работы на тему «Модернизация образовательного пространства Индии как часть политики вестернизации»

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

УДК 94

Белавина Александра Андреевна

студентка IV курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: [email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНДИИ КАК ЧАСТЬ ПОЛИТИКИ ВЕСТЕРНИЗАЦИИ

Aleksandra A. Belavina

student IV courses of department of history

Perm State Humanitarian Pedagogical University

Perm, Russia, e-mail: [email protected]

INDIA'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT MODERNIZATION OF AS PART OF WESTERNIZATION POLICY

Аннотация. В статье отражена проблема вестернизации индийского образования -европеизация внешнего и внутреннего образовательного пространства. Проблема вестернизация рассматривалась российскими индологами, в частности И.П. Минаевым, который указывал на изменение образовательного пространства - появление школ, колледжей и университетов европейского типа.

Ключевые слова: вестернизация, колониализм, образовательное пространство, кампус, реформа образования, ашрам, стационарные школы, колледж, университет.

Abstract. The problem of Indian education westernization - Europeanization of external and internal educational space is reflected in the article. Westernization problem was examined in the works of the Russian specialists in Indian culture, by I. P. Minayev, in particular, who described the changes in educational space - appearance of European type schools, colleges and universities.

Keywords: westernization, colonialism, educational space, campus, educational reform, ashram, summer schools, college, university.

XIX в. - век колониализма. Это период, когда большие и властные страны Запада захватывали восточные государства, преследуя геополитические и социально-экономические цели. Не осталась в стороне и Индия, которая к середине XIX в. окончательно превратилась в Британскую колонию. В данной статье речь пойдет не о разрушительных последствиях английского колониализма, а о тех позитивных результатах, которые объективно

© Белавина А.А., 2017

сформировались вследствие британской образовательной политики. Мы затронем ту сферу, которую модернизировали англичане в Индии. Это образовательное пространство. Прежде всего, нужно разобраться с терминами «образовательное пространство» и «кампус», которые будут фигурировать в нашем исследовании.

Образовательное пространство - это «существующее в социуме "место", имеющее определенные размеры и обязательные атрибуты образовательного назначения: лица, оказывающие образовательные услуги; носители и источники содержания образования; образовательные учреждения; материально-техническая база образования; разнообразные средства обучения и др.» [1, с. 19].

Кампус - «поле», «открытое пространство». Это студенческий городок, располагающийся в лесопарковой или рекреационной зоне. Это «кластерный комплекс, могущий включать в себя учебные, научно-лабораторные, опытно-производственные, общественно-реакционные и жилые объекты и пространства на единой обособленной территории, принадлежащей одной организации, с преимущественно пешеходной доступностью всех объектов комплекса» [5, с. 81]. Учебный кампус - это не только учебные здания, но и те учебные программы, под которые трансформируется и изменяется пространство. Учебное пространство интегрируется в архитектуру и структуру ландшафта.

Все университетские комплексы как совокупность образовательных объектов можно разделить на 3 основных типа: городские комплексы распределенного типа, городские локальные комплексы интегрированного или «кампусного» типа и загородные (или пригородные) университетские кампусы. Университетские комплексы Индии относятся к третьему типу.

Реформа образования в Индии была проведена сэром Томасом Бебингтоном Маколеем в 1835 г. Суть этой реформы заключалась в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из самих индийцев, создать из них «прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума».

Постепенно по всей Индии начинают открываться школы и колледжи. В 1857 г. открываются три университета - Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский. Английский язык стал языком образования. Мы можем говорить о том, что в Индии появляется система образования, когда индийцы идут в школы, а потом в университеты, чего раньше в традиционной Индии не было.

В Древней Индии обучали только при монастырях или в «лесных университетах» - ашрамах, где вокруг учителя (гуру) собирались его ученики. Образование также могло вестись в доме гуру. Фактически у древних индийцев образование начиналось и заканчивалось тем, что преподавал им гуру или брахман в монастыре.

Через некоторое время, когда в Индии начали вырастать большие города и столицы, начали развиваться искусство, промыслы и ремесла, Дж. Неру отмечал, что «ашрамы в лесах, где жили ученые брахманы со своими учениками, также вырастали в большие университетские города. В этих центрах учености преподавались все предметы известные в те времена. Брахманы преподавали также военное искусство» [3, с. 61].

Уже в правление Ашоки произошло создание университетских городов. Их было 4: Такшашила или Таксила на севере близ Пешавара; Матхура, теперь пишется англичанами упрощенно Маттра; Удджайн в Центральной Индии и Наланда близ Патны в Бихаре. Надо отметить, что в этих университетах учились также и женщины. Обучение продолжалось и в монастырях, но уже в значительном меньшинстве, и со временем монастыри утратили свою образовательную функцию и «превратились просто в места, где люди придерживались определенного установленного распорядка и совершали богослужение» [3, с. 109].

С IV-V вв. н.э. в Индии стали появляться стационарные школы со специальными помещениями, штатом учителей и определенной программой обучения. Они содержались учителем на пожертвования и милостыню, собираемую учениками. Также, кроме стационарных школ, появились религиозные школы при некоторых индуистских храмах.

Уже до колонизации, то есть до XIX в., мы можем наблюдать, что в Индии сложилась своя собственная система образования, свое традиционное образовательное пространство. Школы древней Индии состояли из двух ступеней: элементарной и высшей. Начальные школы существовали во всех городах и крупных населенных пунктах, высшие учебные заведения становились центрами религиозной и интеллектуальной жизни Индии. Образование было бесплатным.

В XIX в. с приходом англичан в Индию изменилась не только система образования, но и образовательное пространство: появились университеты с европейскими образовательными программами, общежития и кампусы, в которых проживали студенты. Причем если раньше образование, то, которое велось при монастырях или в доме гуру, могли получать дети только высших каст, а девочки его вовсе не получали, то теперь в университете обучались студенты различных каст, в том числе и студентки.

Христианские миссионеры основали 17 школ для индусов и мусульман и 4 школы для христиан с английским языком обучения. Для женщин ими было открыто два колледжа: в 1886 г. в Уттар-Прадеш, и в 1895 г. - женский колледж Сары Такер в Тамиланд.

В 1835 г., как уже было отмечено, Томасом Бэбингтоном Маколеем была проведена реформа образования. В результате этой реформы сократилось преподавание на индийских языках и было увеличено число курсов, читаемых на языке колонизаторов - английском. Также сократилось число традиционных школ и появилось много новых школ с британской моделью образования.

В 1854 г. был издан закон, провозглашавший распространение в Индии европейских наук. Была введена следующая структура системы образования: начальные школы с обучением на местных языках, средние заведения с обучением как на местных, так и на английском языке, колледжи и университеты с обучением на английском языке. Было постановлено, что все дети могут получать такое образование, независимо от религиозной и кастовой принадлежности.

К концу XIX в. сложилась следующая система образования: дети малоимущих слоев населения обучались в «туземной школе». Она имела две ступени: низшую - 2 года и высшую - 4 года обучения. В младших классах обучали чтению, письму и счету на одном из местных языков. На высшей ступени обучения к этим предметам добавлялась история Англии и Индии, география, основы естественных наук.

Об университетах писал известный российский путешественник И.П. Минаев. В своих путешествиях по Индии он знакомился с университетскими общежитиями, в которых жили студенты. Вот записи из одной его поездки: «Живут они (студенты - авт.) в верхнем этаже в четырех комнатах. Их четверо. За квартиру они платят 11 рупи; у них две прислуги, что обходится 7 рупи. Двое из них брахманы, остальные двое принадлежат к другим кастам. Брахманы не обедают со своими товарищами, но кухарь у них один. В кухню они не пустили меня. Вид комнат оригинален. В низеньких каморках полное отсутствие мебели. Для меня был принесен стул. Хозяева сидели на полу. Двое из них готовятся к юридическому экзамену и читают книги. Православные брахманы есть и в коллеже, но в значительном меньшинстве» [2, дата в дневнике 25.01.1880].

Из данной заметки мы видим, что уже не только высшие касты имели право получать образование, но и все остальные тоже. Тем более, тут они не просто получают образование вместе, они и живут в одном помещении. Но в то же время И.П. Минаев обратил внимание на то, что студенты-брахманы едят отдельно от своих товарищей.

Еще надо обратить внимание на то, что хотя образование и стало доступно высшим слоям населения, но все-таки в основном учились брахманы, они учились в значительном большинстве в новых школах и колледжах, построенных британской колониальной администрацией. «Большинство студентов брахманы, - отмечает И.П. Минаев. - Человек среднего состояния тратит в месяц около 30 рупи и живет порядочно; он платит 10 рупи college fee

(платы за учение в колледже (англ.)); 1 рупи за комнату; 15 рупи расходует на еду. Есть и бедные студенты, трудящиеся для scholarship (в данном случае «для получения образования») и дающие уроки. Брахмаисты не признают книг откровенных или, как он выразился, «непогрешимых» [2, дата в дневнике 24.01.1880].

В 1904 г. был провозглашен курс на увеличение количества начальных школ, для которых было увеличено финансирование.

Таким образом, в Индии начала формироваться современная система образования, которая значительно превосходила старую, традиционную. Ко времени обретения Индией независимости университетов было 27. Высшее образование имели представители индийской феодальной и торгово-промышленной элиты.

Таким образом, в основе современного индийского образования лежат реформы колонизаторов XIX в. Я думаю, что реформы англичан явились прогрессом в индийском образовании.

Необходимо сделать следующие выводы о том, какое значение оказали реформы на образование в Индии:

1) «Хотя воспитание было старомодное, уровень грамотности в Индии в то время был выше, чем в Англии и в других европейских странах. Пожалуй, было больше учтивости в обращении. Общее положение народных масс в Европе было отсталым и тяжелым и весьма невыгодно отличалось от условий, преобладавших в Индии» [4, с. 304];

2) индийское образование стало лучше, чем было до англичан.

Индийское образование приобрело черты демократичности. Это

выражается в том, что образование могли получать теперь все касты и они имели право проживать вместе в общежитиях. Было организовано образовательное пространство - построены кампусы, увеличилось число преподаваемых предметов, индийские студенты могли поехать учиться в университеты Великобритании - Оксфорд и Кембридж;

3) образование стало доступным для многих женщин. Женщина в Индии с приходом англичан перестала быть затворницей. Появились специальные учебные заведения для них;

4) при этом нужно подчеркнуть, что британцы очень боялись распространения образования в Индии («... эта боязнь свободного распространения знаний превратилась в хроническую болезнь... всегда заставляющую членов правительства страдать разнообразными видами бредовых фантазий и кошмаров. Политика англичан того периода имела целью держать туземное население Индии в состоянии глубочайшего варварства и темноты, и любая попытка распространить свет знания среди населения как Британской Индии, так и независимых княжеств встречала неистовое сопротивление и возмущение», - писал Дж. Неру [4, с. 326]). Все же нашлись те, кто распространял европейское образование, например, Рам Мохан Рой или семья Тагоров;

5) характеризуя общие итоги британских образовательных реформ, Дж. Неру подчеркивал: «Английское образование привело к расширению кругозора индийцев, к восхищению английской литературой и институтами, к возмущению против некоторых обычаев и сторон индийской жизни и к растущему требованию политических реформ. Получившие английское образование интеллигенты и чиновники образовали новый класс, класс, находившийся под влиянием западной мысли и обычаев и в значительной мере оторванный от народных масс» [4, с. 341].

Список литературы

1. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.

2. Минаев И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму 1880 и 1885-1886 гг. М.: АН СССР, 1955. 252 с.

3. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Том 1. Лондон: Прогресс, 1949. 379 с.

4. Неру Дж. Открытие Индии. М.: Иностр. лит., 1955. 647 с.

5. Пучков М.В Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник ТГАСУ. 2011. № 3. С. 33-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.