Научная статья на тему 'И. П. Минаев о последствиях реформы образования в колониальной Индии'

И. П. Минаев о последствиях реформы образования в колониальной Индии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
528
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОНИАЛЬНАЯ ИНДИЯ / COLONIAL INDIA / ИНДОЛОГ / INDOLOGIST / МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ / IVAN PAVLOVICH MINAYEV / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION REFORM / ГУРУКУЛЫ / GURUKULA / НОВАЯ ШКОЛА / NEW SCHOOL / КАСТЫ / БРАХМАНЫ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD OUTLOOK / ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRADITIONAL EDUCATION / CASTES / BRAHMINS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белавина Александра Андреевна

В статье отражены взгляды российского индолога Ивана Павловича Минаева на проблему индийского образования, изложенные им в дневниках по итогам путешествий в Индию. Изучение этих взглядов позволяет провести коррекцию оценок реформы образования, проведенной в Индии в 30-е гг. XIX в.; показать неоднозначный характер как самой реформы, так и ее последствий в колониальной Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.P. MINAYEV ON THE CONSEQUENCES OF EDUCATION REFORM IN COLONIAL INDIA

The article covers the views of the Russian indologist Ivan Pavlovich Minayev on the problem of education in India. These views were outlined in his journal, which he kept during his visits to India. Studying these views allows revising the evaluations of education reform in India in the 1830s, and showing the ambiguous nature of both the reform and its consequences for colonial India.

Текст научной работы на тему «И. П. Минаев о последствиях реформы образования в колониальной Индии»

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

УДК 94 9540):37

Белавина Александра Андреевна

студентка III курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: [email protected]

ВЗГЛЯДЫ И.П. МИНАЕВА НА ВЕСТЕРНИЗАЦИЮ ИНДИЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Aleksandra A. Belavina

3rd year student of the Faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]

THE VIEWS OF I. P. MINAEV ON WESTERNIZATION OF INDIAN

EDUCATION

Аннотация. В статье отражены взгляды российского индолога Ивана Павловича Минаева на проблему индийского образования, изложенные им в дневниках по итогам путешествий в Индию. Изучение этих взглядов позволяет провести коррекцию оценок реформы образования, проведенной в Индии в 30-е гг. XIX в.; показать неоднозначный характер как самой реформы, так и ее последствий в колониальной Индии.

Ключевые слова: колониальная Индия, индолог, Минаев Иван Павлович, реформа образования, гурукулы, новая школа, касты, брахманы, мировоззрение, традиционное образование.

Abstract. The article covers the views of the Russian indologist Ivan Pavlovich Minayev on the problem of education in India. These views were outlined in his journal, which he kept during his visits to India. Studying these views allows revising the evaluations of education reform in India in the 1830s, and showing the ambiguous nature of both the reform and its consequences for colonial India.

Key words: colonial India, indologist, Ivan Pavlovich Minayev, education reform, gurukula, new school, castes, Brahmins, world outlook, traditional education.

Превращение Индии в колонию Великобритании сыграло решающую роль в модернизации индийского общества, индийской культуры, в том числе индийского образования. Произошедшие изменения были очевидны, но особенно поражали эти изменения иноземцев, посещающих Индию в разные времена. Мы попытаемся реконструировать ситуацию, сложившуюся в индийском образовании на основании дневников Минаева.

© Белавина А.А., 2016

Иван Павлович Минаев родился в Тамбове в 1840 г., в небогатой чиновничьей семье. В 1858 г. окончил Тамбовскую гимназию и поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков, который окончил в 1862 г. по китайско-маньчжурскому отделению. В 1863 г. И.П. Минаев уехал в длительную научную командировку за границу, где он работал у крупнейших индологов своего времени. В 1868 г. И.П. Минаев вернулся из-за границы уже крупным знатоком в области индологии. В 1869 г. им была напечатана магистерская диссертация «Пратимокша-сутра, буддийский служебник, изданный и переведенный». В 1873 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. Кроме своей длительной командировки 1863-1868 гг., И.П. Минаев в интересах научной работы многократно ездил за границу, где работал в библиотеках Германии, Франции и Англии.

Помимо частых поездок в Западную Европу, И.П. Минаев совершил три путешествия в Индию. Первое путешествие в Индию продолжалось с июня 1874 г. по декабрь 1875 г., второе — с января по май 1880 г. и третье — с декабря 1885 г. по апрель 1886 г. [1, с. 18-19].

Дневники Минаева представляют собой записи его впечатлений о днях, проведенных им в Индии в 1880 и 1885-1886 гг. В дневниках описаны разные сюжеты истории индийского общества, но для нас особый интерес представляют страницы, затрагивающие вопросы индийского образования. К началу английской колонизации Индии образование в этой стране не было системным.

Как известно, Индия - это страна, население которой имеет не только богатую историю, но и богатейшее мировоззрение, на формирование которого оказала влияние религиозно-философская традиция. Философия всегда играла важнейшую роль в индийском обществе, особенно в образовании, ориентируя человека на рассуждения разного рода: будь то размышления монахов или прагматические тренды, идеи освобождения человека или спасения всего

человечества. Очевидно, образование в Индии было нацелено на формирование ценностных ориентаций, духовных практик, необходимых человеку в разных жизненных ситуациях, и не могло выглядеть приземленным, более того, оно помогало человеку уйти от узкого мышления к мышлению универсальному.

Школы в древней Индии имели название гурукула. Гурукулы появились еще в период ведийской цивилизации, которая знаменует начало индийской культуры, литературы и науки. Система гурукул, располагавшихся в учительских домах или монастырях, была индуистской, и учитель передавал ученикам знания о религии, философии, литературе, искусстве управления государством, медицине, астрологии и истории. И все это бесплатно. Лишь по окончании учебы приветствовался добровольный взнос - гуру-дакшина, дабы отблагодарить педагога. Кроме того, существовали школы и при буддийских монастырях, а также практиковалось и обучение на дому для представителей высших каст.

Установление английского колониального режима в Индии способствовало трансформации всех институтов индийского общества, включая и образование. Еще в 1835 г. лорд Томас Бэбингтон Маколей инициировал реформу образования в Индии, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из самих индийцев, создать из них «прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума». Активно действуя в этом направлении, в 30-е гг. XIX в. англичане открыли десятки средних школ с европейской программой обучения, а в 1857 г. появились и три университета в столицах президентств — Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский. В дальнейшем число индийских университетов и колледжей с преподаванием на английском языке и по английским программам обучения все возрастало, не говоря уже о том, что многие из индийцев, особенно из числа зажиточной социальной верхушки, получали образование в самой Англии, в том числе в ее лучших университетах — Кембридже и Оксфорде.

Итоги реформы образования в Индии были заметны уже в 70-е гг. XIX в. и описаны в ранних дневниках Ивана Павловича Минаева, который отмечает, что в образовании Индии за время колониального господства произошли существенные изменения. Прежде всего, образование в Индии стало более доступно достаточно широким слоям населения. Конечно, в новых школах в основном учились дети брахманов. «Большинство студентов брахманы. Человек среднего состояния тратит в месяц около 30 рупи, и живет порядочно; он платит

10 рупи college fee (платы за учение в колледже (англ.)); 1 рупи за комнату; 15 рупи расходует на еду. Есть и бедные студенты, трудящиеся для scholarship (в данном случае: для получения образования) и дающие уроки. Брахмаисты не признают книг откровенных, или, как он выразился, "непогрешимых" [2, с. 38].

25 января 1880 г. Минаев отправился смотреть жилище студентов. «Живут они в верхнем этаже в четырех комнатах. Их четверо. За квартиру они платят

11 рупи; у них две прислуги, что обходится 7 рупи. Двое из них брахманы, остальные двое принадлежат к другим кастам. Брахманы не обедают со своими товарищами, но кухарь у них один. В кухню они не пустили меня. Вид комнат оригинален. В низеньких каморках полное отсутствие мебели. Для меня был принесен стул. Хозяева сидели на полу. Двое из них готовятся к юридическому экзамену и читают книги. Православные брахманы есть и в коллеже, но в значительном меньшинстве».

В дневниках под датой 1 марта 1880 г. Минаев отметил, что он ездил по городу и был в одной школе. В ней обучаются около 60 мальчиков, и все они принадлежат семьям из низших каст. Главный школьный учитель получает в месяц 60 рупи жалования, остальные учителя от 25 до 30 рупи. В высших классах школы все предметы читаются по-английски, а также читается Библия. История Индии читается вкратце по-английски или вообще не читается. Все остальные предметы тоже читаются на английском. Те люди, с которыми встречался Минаев, говорят, что «английское правительство сделало великую политическую ошибку, введя преподавание английского языка в школах» [2, с. 64].

30 апреля 1880 г. Минаев побывал в Oriental College, учреждении, обучающем не столько по европейскому образцу, сколько: «Их учат мусульманскому законодательству и национальной медицине. И самые правоверные мусульмане, чуждающиеся миссионерских школ, как заразы, гнушающиеся европейской цивилизации, не задумываясь, идут в Oriental College».

Вместе с тем Минаев отмечает, что англичане сохранили право представителей высших каст обучаться изолированно от остальных. Так, как отмечает Минаев, для молодых владетельных князей и юношей высшей аристократии, было два учебных заведения. Одно заведение находилось в Рашкот, в Гузарате, другое в Индоре. В последнем Минаев побывал лично. «Учебное дело ни в том и ни в другом заведении не процветает. При каждом раже стоят английский тютор и резидент, на долю которых стоит обучение ражей» [3, с. 4]. Главное внимание здесь обращено к спорту. «Англичане рассчитывают на то, что если ража будет много увлекаться спортом, пить много брэнди с содой, то он мало будет заниматься делами государства, что очень выгодно англичанам. Он во всем станет слушаться резидента, который приставлен к нему англичанами, и оттолкнет от себя староверов брахманов» [3, с. 9].

Знакомство русского исследователя с индийским образованием в колониальной Индии не ограничивалось новыми школами, созданными англичанами в ходе реформы образования. Иван Павлович интересовался и монастырскими школами, в которых сохранялось традиционное образование. В частности, индолог побывал в Бирманском монастыре, в школе которого трудились шесть монахов и обучалось двадцать мальчиков. Учение здесь состоит в чтении палийских текстов с бирманским переводом. Все мирское в школе не изучается. Немного обращается внимания на арифметику, орфографию и бирманскую поэзию. Священной географии (география расположения монастырей и священных мест) мальчиков не учат, поэтому, они

не знают, где Цейлон, где Буддха-Гая и др. В монастыре имеется своя библиотека и очень аккуратно составленный список книг. В школе учащиеся пребывают разное время. Учение начинается с азбуки, затем читаются Сандхикаппа, Махамангала, Дхаммапада, Лока-нити. На изучение Махамангала употребляется десять дней, т.е. мальчик затверживает текст наизусть. И знает обыкновенно его твердо. Остальные тексты изучаются в продолжение большего числа дней» [2, с. 118]. Старые монахи ненавидят англичан и не терпят вмешательства правительства в дела школ.

В дневнике третьего путешествия в Индию и Бирму (декабрь 1885 г. -апрель 1886 г.) Минаев пишет под датой 8 декабря 1885 г., что «всюду взор встречает вторжение европейской цивилизации,... Туземцы кругом вас говорят по-английски. Вы встречаете студентов с английскими книжками в руках. Заговорите с ними, и к удивлению своему вы узнаете, что все они отлично знакомы со всеми вопросами дня в Европе. Они следят за литературою и политикою. Читают Times и еще более газеты радикальные» [2, с. 97]. Но «все-таки, за всей этой европеезированной Индией скрывается традиционная Индия, с восточным укладом жизни, которою не волнуют западные общества». Минаев пишет, что «для масс жизнь регулируется обычаем» [2, с. 97]. На первый взгляд кажется, что в Индии правит европейский дух, но в приближении осознаешь, что в стране по-прежнему господствует стародавний обычай.

Записи третьего путешествия И.П. Минаева, которое, состоялось во время учреждения Индийского Национального конгресса, обращают наше внимание на то, что результаты европеизации индийского образования: английский язык, европейские ценности укоренились в индийском обществе.

Итак, И.П. Минаев обращает внимание на то, что в результате реформы образования в Индии была создана новая система образования, новые школы, в которые на обучение принимали детей разных каст. Минаев отмечает, что это, безусловно, прогрессивное явление в образовании. Более того, И.П. Минаев

замечает и явные признаки либерализации бытовой жизни учащихся, что, конечно, является результатом английского влияния. Но в то же время Иван Павлович не оставляет без внимания и те обстоятельства, что эти перемены не получили широкого признания в индийском обществе. Население не было довольно многими аспектами нового образования. Прежде всего, речь идет о тотальном введении английского языка, на котором велось обучение в школах; крайне негативно воспринималась попытка христианизации образования; возмущало забвение собственной истории и запрет на изучение родных языков. Кроме того, обращает на себя внимание и тот факт, что высшие касты по-прежнему находились на особом положении, хотя, по мнению Ивана Павловича, учебное дело у них оставляет желать лучшего.

Как следует из дневниковых записей И.П. Минаева, по-прежнему популярными и востребованными оставались традиционные индийские школы, причем как индуистские и буддийские, так и мусульманские, которые не были подвержены английскому влиянию и сохраняли свою традиционность. Эти записи позволяют нам сделать вывод о том, что лишь монастырские школы и сохранили свою традиционность.

Описание индийской жизни и образования в Индии Иваном Павловичем Минаевым является ценным материалом для изучения и понимания индийской культуры и индийского общества.

Дело в том, что вслед за мнением официальных колониальных властей в западной литературе реформа была оценена как прогрессивная, оказавшая влияние на подготовку и проведение индийской модернизации. В то же время российский исследователь Минаев показал, что проведенные реформы не способствовали улучшению знаний и уровня образования. Они были нацелены на забвение традиционной культуры, на зомбирование местного населения, что должно было способствовать укреплению колониального режима.

Таким образом, изучение дневниковых записей И.П. Минаева позволяет нам сформировать иной взгляд на некоторые аспекты реформы образования в колониальной Индии и ее последствия.

Список литературы

1. Биография И.П. Минаева. Статья академика А.П. Баранникова // И.П. Минаев. Дневники путешествий в Индию и Бирму 1880 и 1885-1886 гг. М.: АН СССР, 1955.

2. Минаев И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму 1880 и 1885-1886 гг. М. АН СССР. 1955./Дневник второго путешествия в Индию и Бирму (январь-май 1880 г.) // отв. ред. акад. А.П. Баранников; члены ред. колл.: Н.М.Гольдберг, Г.Г.Котовский; Институт востоковедения АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 252 с.

3. Новый документ И.П.Минаева об Индии второй половины XIX в. / публ. Г.В. Богдановой и Е.П. Ворожейкиной // Проблемы востоковедения. 1959. № 3. С. 2-8.

УДК 94(510).06

Диханова-Внуковская Любовь Андреевна

аспирант кафедры древнего мира и средних веков

Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь,

e-mail: [email protected]

МИССИЯ ИЕЗУИТОВ В КИТАЕ В XVI ВЕКЕ: АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Dzihanau-Vnukousky Liubou A.

post-graduate student of the Ancient World and Middle Ages History Department

Byelorussian State University, Minsk, Republic of Belarus, e-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья анализирует иезуитскую стратегию социальной интеграции в общество Минской империи - геополитически определяющей страны Дальнего Востока, выделяя ее основные цели и элементы. Статья также показывает, что данная стратегия проходила в рамках иезуитской миссионерской концепции, политики культурной аккомодации, разработанной орденом в XVI в. Прослеживается корректировка политики культурной аккомодации в соответствии с китайской социально-культурной картиной.

Ключевые слова: социальная интеграция, иезуиты, Китай, XVI в., политика культурной аккомодации, межкультурный диалог.

Abstract. This article analyzes Jesuit strategy of social integration in the society of the Ming Empire, distinguishes its main goals and elements. The paper also shows that this strategy was a component of the Jesuit missionary concept, so called the policy of cultural accommodation, developed by the Jesuit order in XVI century. The work traces the changes in the policy of cultural accommodation in conformity with Chinese social and cultural life.

Key words: social integration, Jesuits, China, XVI century, policy of cultural accommodation, cross-cultural dialog

Развитие межкультурного диалога является одним из основных ориентиров современной мировой науки в условиях углубления процесса глобализации. Поэтому высокую актуальность приобретает изучение одного

© Диханова-Внуковская Л.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.