Научная статья на тему 'Институционализация русско-индийских культурных связей во второй половине XIX начале ХХ века'

Институционализация русско-индийских культурных связей во второй половине XIX начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институционализация русско-индийских культурных связей во второй половине XIX начале ХХ века»

О. В. Прокуденкова

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РУССКО-ИНДИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX века

Отличительной чертой современного общественного развития стал активный информационный и культурный обмен на всех уровнях — как на государственном, так и на негосударственном. Но данный процесс имеет многовековую историю, а потому изучение проблемы культурного взаимодействия стран и народов представляет собой особый интерес— важно понять, каким образом формировались устойчивые межкультурные связи, как шел процесс эволюции культурных связей от спорадических к устойчивым и, главное, необходимо определить доминирующие направления контактов в тот или иной исторический период, а также причины и условия, способствующие их росту или же спаду

Уникальность геополитического пространства и географической среды Российской империи стимулировала интенсивное развитие ее межгосударственных связей с соседями, в первую очередь, они были направлены на поддержание и укрепление региональной стабильности и безопасности, которые обеспечили бы благоприятную обстановку для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства.

С середины XIX в. Россия начинает активно действовать на среднеазиатском направлении внешней политики и стремится укрепить свое культурное влияние в сопредельных ей странах с целью обеспечения своей экономической и политической выгоды, текущей и будущей безопасности. Потому как любое напряжение обстановки в данном регионе могло бы негативно сказаться на политической и экономической ситуации в России и создать угрозу дестабилизации в стране. Именно поэтому Российской империи необходимо было сотрудничество с другими крупными региональными державами, и в частности — с Индией, которая имела тесные связи с соседними государствами и оказывала серьезное политическое и культурное влияние на весь Южно-Азиатский регион.

История русско-индийских связей прошла несколько исторических этапов. Первый — 1Х-ХУП вв.— этап спорадических контактов между русскими и индийцами и формирования в русской культуре позитивного образа Индии, благодаря христианским каноническим и апокрифическим сочинениям — «Александрия», «Слово о рахманах»,

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 3

173

«Христианская топография» Кузьмы Индикоплова, «Сказание о Индийском царстве», «Сказание о Макарии Римском».

Реальный культурно-исторический образ Индии начал формироваться в русской культуре во многом благодаря произведению Афанасия Никитина, первого русского путешественника в Южную Азию, «Хождение за три моря»1 (1466-1472), из которого русские читатели узнавали о религиозных верованиях, повседневности Индии, о бедности большей части населения этой страны.

Наиболее ранние торговые контакты русских и индийцев осуществлялись в Поволжских странах и в странах Ближнего и Среднего Востока. Развитие подобных контактов имело важную особенность: так, на Волге, в булгарской столице, русские вели торг с индийцами в начале X в.2 Следует подчеркнуть, что торговые связи русских и индийцев не прерывались и в период татаро-монгольского ига: они поддерживались на занятой золотоордынцами территории Поволжья, куда регулярно наезжали торговые гости из Северной Индии — подданные Делийского султаната3.

Ко второму этапу в становлении русско-индийских культурных связей относится период с XVII по XVIII в., ознаменовавшийся открытием морского пути из Европы в Южную Азию и началом борьбы западноевропейских государств за колониальное господство на Индийском субконтиненте. Это период развития прямого социокультурного взаимодействия и формирования регулярных русско-индийских торговых контактов.

Государь Алексей Михайлович предпринял ряд попыток установить дипломатические отношения с династией Великих Моголов (в 1646 и 1651 гг.), но они не имели успеха ввиду территориальной отдаленности России от Индии. В этот период в Индию был направлен караван М.Ю. Касимова (1675) для организации режима максимального благоприятствования русско-индийской торговли. Результатом путешествия стало существенное пополнение знаний о культурном пространстве Индии.

В XVIII в. Петр Великий также стремился к оптимизации торговых отношений с Индией, которая, по мнению царя, должна была стать стратегическим партнером России в будущем ее продвижении на Восток. В этих целях снарядил экспедицию Берковича-Черкасского и Кутлу-Мухаммеда Тевкелева (1714-1717).

В 1739 г. наметилась тенденция геополитической конкуренции России и Великобритании в Прикаспийской зоне. Несмотря на заключение русско-английского договора о свободной торговле на этой территории, британский эмиссар капитан Эльтон спровоцировал напряженность в отношениях между Россией и Западной Индией, находившейся под властью иранского завоевателя Надир-шаха. Локальный военный конфликт разрешился уничтожением военной базы в Лагеруте и физическим устранением Надир-шаха и капитана Эльтона.

В 1740-1741 гг. индийские купцы в Санкт-Петербурге участвовали в работе российского лингвиста Г.Я. Кера по изучению новоиндийских языков. В 1756-1758 гг. в Индии находилась российская экспедиция Н. Сафарова, один из членов которой — И. Бекмухамедов — составил записки о путешествии, использовавшиеся в дальнейшем

1 Никитин А. Хождение за три моря.— Л., 1986.

2 Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.— Харьков, 1956.— С. 137.

3 Лихачев А. Ф. Золотой клад из динаров патанских султанов Индии // ЗВОРАО. Т. 1.— СПб., 1884,— С. 55-78.

как учебное пособие по культуре Востока для российских торговых и консульских работников.

Третий этап социокультурного взаимодействия относится к 1800-1858 гг. В 1801 г. Павел I санкционировал военную экспедицию в Индию, которая была частью совместного с Наполеоном Бонапартом плана по изгнанию англичан из Южной Азии. Но в результате дворцового переворота, который привел к насильственной смерти императора, экспедицию отозвали. Но именно данный поход обнаружил острейший дефицит адекватных географических, историко-культурных и политико-административных сведений о регионе. Это стало стимулом к тому, что на уровне Военного министерства был поставлен вопрос о необходимости целенаправленного сбора комплексной информации о странах Южной и Юго-Восточной Азии, и в частности Индии, и подготовке компетентных специалистов, владеющих навыками изучения азиатских культур и новоиндийскими языками.

Для решения данной серьезной проблемы при Академии наук в 1818 г. организуется Азиатский музей рукописей и старопечатных книг и формируется Индийский фонд, а в составе МИДа в 1819 г. создается Азиатский департамент, образованный на основе Азиатской экспедиции Коллегии иностранных дел. В Санкт-Петербурге в этот период публикуются работы первого русского исследователя Индии Г. С. Лебедева (1749-1817), создается специальная типография для издания санскритских рукописей.

В 1835 г. для Военного министерства В. И. Мочульский составил описание Западной Индии, благодаря чему стало понятна недостаточность информированности и необходимость в организации постоянных исследовательских каналов. В начале 1850-х гг. были созданы кафедры восточных языков в Казанском, Московском и Санкт-Петербургском университетах. В 1852 г. началась работа над русско-германским проектом Академии наук по подготовке санскритско-немецкого словаря («Большой Петербургский словарь Бётлингка») при участии индийского ученого-лексикографа Р. Г. Деба.

Из данной краткой хронологии русско-индийского взаимодействия видно, что интерес к Индии в истории русской культуры носил устойчивый характер, в первую очередь как к равноправному торговому и политическому партнеру, что подтверждается неоднократными попытками русских царей — Алексея Михайловича Романова, Петра I, Павла I — установить прямые торговые и дипломатические отношения с Индией4.

Но о начале процесса институционализации русско-индийского взаимодействия можно говорить только с первой половины XIX в., когда геополитическая конкуренция России и Великобритании в Азии обострилась ввиду расширения границ Российской империи за счет присоединения Восточного Туркестана (1830)5. Англия среди европейских колониальных держав претендовала на ведущую роль в этом регионе и весьма активно вела исследовательскую работу в разных направлениях6. Для России, которая

4 См. подробнее: Корюкаева М. А. «Русско-индийские культурные связи второй половины XIX — началаXXвв.— Автореф. Дис. ... культурологии.— СПб., 2007.

5 Абдурахимова Н. А., Рустамова Г. К. Колониальная система власти в Туркестане во второй половине XIX — первой четверти XX вв.— Ташкент, 1999.— С. 18.

6 Востоковедение в Европе возникло как наука, обслуживающая практические цели завоевания и колонизации стран Востока, на территории которых создавались военно-административные структуры, торговые фактории, миссионерские учреждения и т. д. Для их успешного функционирования требовались знание языков, государственного устройства, религий, обычаев и т. д. Именно тогда появились первые учебные востоковедные учреждения, готовящие кадры колониальных чиновников.

только проникала в данный регион, возникла необходимость серьезного научного изучения культуры живущих в нем народов.

Четвертый этап становления русско-индийских культурных связей — это особый исторический период в процессе взаимопознания народов России и Индии, он охватывает вторую половину XIX — начало XX в.— время, когда русско-индийское культурное взаимодействие приобретает устойчивый, многомерный характер и процесс институционализации становится наиболее интенсивным, приобретает новое качество.

Так как к XVIII в. Великобритания добилась полной гегемонии в Южной и Юго-Восточной Азии и любые попытки проникновения в данный регион рассматривала как угрозу своим личным интересам, в этот период Российская империя не могла установить прямых дипломатических отношений с Индией, оформить долговременный политический союз. Такое положение дел усугубилось еще и тем, что в 1857 г. в Индии началось великое народное восстание (Восстание сипаев), приведшее к упразднению Ост-Индской компании и введению с 1858 г. прямого правления Британской короны. Непосредственные экономические, торговые и дипломатические контакты российской стороны с регионами Индии становятся невозможными, и русско-индийское взаимодействие сдвигается в сферу культурных связей.

Во второй половине XIX — начале XX в. развитию всесторонних культурных отношений с Индией способствует мощная поддержка различных государственных учреждений и ведомств: Министерства иностранных дел, Министерства финансов, Военного министерства, правительственных комиссий и комитетов, Академии наук и подведомственных ей музеев и исследовательских организаций, Академии художеств, гражданских и военных учебных заведений, добровольных общественных организаций — научных и творческих обществ, теософских объединений, книгоиздательств, прессы и периодики.

Важно также отметить, что непосредственное внимание к данной проблеме проявляет и российский императорский двор. Так, еще в 1802 г. царским манифестом было учреждено Министерство иностранных дел, а в нем в январе 1820 — Азиатский комитет. В 1823 г. при нем было образовано Учебное отделение восточных языков, готовящее специалистов для министерства. Принимали в него молодых людей, православных, имеющих хорошее образование. Срок обучения был пять лет. Из стен Учебного отделения вышло много востоковедов-практиков, ряд выпускников посвятили себя научной работе. Потребность в практических ориенталистах и востоковедных исследованиях особенно ощущалась в середине XIX в. в связи с колонизаторскими войнами в Средней Азии и Закавказье.

В рассматриваемый период значительно расширилась сфера русско-индийского взаимодействия в области изучения Индии. Эпизодические контакты прошлых десятилетий, являвшиеся, как правило, инициативой отдельных лиц, сменились устойчивыми связями, которые активно поддерживала Российская Академия наук и университетские ученые. Их содержание постепенно обогащалось, расширялись каналы взаимодействия, совершенствовались формы и методы ведения внешних и внутренних контактов. Особенно важным было то, что такие связи начали осуществляться напрямую, минуя посредничество британской колониальной администрации. Особую роль играли в этом Российская Императорская Академия наук, университеты, музеи, научные общества, а также отдельные представители передовой общественной мысли, идейно поддерживающие борьбу Индии за национальную независимость.

В этот период особую роль в создании постоянно действующего канала русско-ин-дийских культурных связей сыграла отечественная индология — отрасль российского востоковедения, стремительно развивавшаяся в Санкт-Петербургском, Московском, Киевском, Харьковском, Дерптском, Львовском, Новороссийском (г. Одесса), Казанском университетах, Ташкентской офицерской школе восточных языков и ряде других (в том числе женских) высших учебных заведений.

Начало XIX в.— период собирания в России отдельных и отрывочных сведений об индийских языках, перешедшего в их планомерное изучение. В 1811 г. известный петербургский ученый-лингвист Фридрих Аделунг (1768-1843) написал работу «О сходстве санскритского языка с русским», в 1830 г. он же выпустил на немецком языке книгу «Опыт литературы санскритского языка», в которой дал описание 350 санскритских сочинений и подробный обзор работ западноевропейских индологов — данная библиография санскритского языка получила широкую мировую известность (в 1832 г. книга была издана в Оксфорде на английском).

Основным центром развития русско-индийских научных связей в 60-80-е гг. XIX в. выступало Историко-филологическое отделение Академии наук. Его возглавлял выдающийся языковед, филолог-славист, академик И. И. Срезневский — крупный специалист в области сравнительного языкознания, он был знатоком санскрита и проявлял глубокий интерес к народу, создавшему этот язык и древнюю культуру, а также к истории русско-индийских связей. Историко-филологическое отделение способствовало публикации одного из крупных изданий XIX в., которое имело международное научное значение,— пятитомного санскритско-немецкого словаря — «Большого Петербургского словаря Бётлингка». Его публикация завершилась в 1875 г., а сокращенный вариант был подготовлен в течение 1879-1889 гг.7 Этот фундаментальный труд, не имевший на тот период равных в мировой науке, свидетельствовал о том, что российская индология вполне обрела свое институциональное оформление и претендовала на самостоятельный путь развития.

Успехи отечественной санскритологии послужили мощным стимулом к развитию прямых научных связей между русскими и индийскими исследователями. Главной темой таких контактов стало изучение культурного наследия древней и средневековой Индии, которое то время считалось весьма престижным и респектабельным занятием. В 1851 г. видный индийский санскритолог Райя Радхаканта Деб (Раджа шри Радхакант Бахадур) завершил публикацию многотомного энциклопедического санскритского словаря «Шабда-калпадрума», который имел большую популярность и получил высокие оценки его индийских и зарубежных коллег. Российские ученые обратились с просьбой к Р. Р. Дебу выслать им этот словарь, и в 1856 г. дарственный экземпляр поступил в библиотеку Академии наук.

В том же году Р. Р. Деб был избран почетным иностранным членом Российской Академии наук8. Этим актом Россия засвидетельствовала не только научные заслуги Р. Р. Деба, но и большой вклад культурного наследия Индии в мировую историю, подтвердив стремление крепить и развивать русско-индийские научные связи.

Заметную роль в развитии русско-индийских научных связей сыграло посещение российской столицы в 1865 г. крупным бомбейским финансистом Курсетджи-

7 ЛОААН. Ф. 2. Оп. 1. 1852. Д. 7.

8 Дасгупта П. К. О первом индийском члене Российской Академии наук // Советское востоковедение.— 1958.— № 4.— С. 230-234.

Манокджи9, который был увлечен научными изысканиями. Следует отметить, что стремительно наращивавшая свою экономическую мощь и политическое влияние индийская национальная буржуазия испытывала тяжкий прессинг со стороны колониальных властей и видела в России своего потенциального союзника в борьбе за независимость. Санскритолог, иранист, просветитель, европейски образованный общественный деятель Курсетджи-Манокджи желал внести свой вклад в развитие научных и культурных связей между Россией и Индией.

В Санкт-Петербурге он посетил Азиатский музей Российской Академии наук, публичную библиотеку, ознакомился с рукописными и книжными фондами, с достижениями русских ученых и установил личные контакты со многими исследователями, оказавшиеся в дальнейшем весьма плодотворными. В последующие годы Курсетджи-Манокджи и его индийские коллеги выслали в дар Азиатскому музею, Публичной библиотеке и Санкт-Петербургскому университету целый ряд санскритологических изданий и книг о зороастризме и Авесте на английском и гуджаратском языках. Особенно интенсивные связи поддерживались с санскритологом К. А. Коссовичем, выполнявшим параллельно с преподавательской деятельностью функции хранителя Отдела восточных рукописей Публичной библиотеки10.

В конце XIX — начале XX в. все более повышалась роль Азиатского музея. Датой основания музея считается ноябрь 1818 г., когда в составе Императорской Академии наук был создан Азиатский музей. Президент Императорской Академии Наук С. С. Уваров направил письмо в Комитет правления Академии наук, в котором объявлялось об учреждении при Академии Восточного кабинета. Письмо появилось в связи с тем, что Академия наук купила у французского дипломата Ж. Л. Руссо коллекцию восточных рукописей. Основателем и первым директором Восточного кабинета в 1818-1842 гг. (в 1818-1826 — единственный сотрудник музея) был Христиан Данилович Френ. Он получил указание приступить к организации указанного кабинета в помещении, которое для этой цели выделялось Кунсткамерой. С декабря 1818 г. Восточный кабинет стал именоваться Азиатским музеем и, под этим названием он и вошел в историю отечественной науки12. В июле 1819 г. Азиатский музей открыл свои двери для всех желающих заниматься востоковедением. Коллекцию музея составляли восточные монеты, рукописи и другие материалы. Важно подчеркнуть, что коллекционный фонд начал формироваться еще в петровское время. По некоторым сведениям, Петр I лично приобретал в Европе предметы индийского происхождения. А уже ко второй трети XIX в. Азиатский музей стал ведущим центром отечественного востоковедения13. Существенное научное значение имели уникальные коллекции

9 Пребывание в Санкт-Петербурге бомбейского парса Манокчи Курсетчи // Известия Имп. Русского географического общества. Т. I.— 1865.— С. 167-168; Санкт-Петербургские ведомости.— 1865.— № 236; Северная почта.— 1865.— № 195; Отчет Имп. Публичной библиотеки за 1865 г.— С. 75; см. также отчеты за 1866, 1870-1873, 1880-1889 гг.

10 См.: Люстерник Е. Я. Русско-индийские экономические, научные и культурные связи в XIX в.— М., 1966,— С. 124-125, 192-193.

11 Когда, кем и каким документом было введено это название, до сих пор остается неясным. Вероятно, это была инициатива самого Френа.

12 Под этим названием он просуществовал до 1930 г. В 1924 г. Азиатский музей переехал во вновь построенное здание Библиотеки Академии наук.

13 См.: Азиатский музей — Ленинградское отделение института востоковедения АН СССР.— М., 1972.

восточных рукописей, в том числе индийское собрание санскритских текстов — индуистских и буддийских. Значительную ценность представлял индийский фонд библиотеки музея, содержавший публикации письменных памятников и периодические издания14. Азиатский музей вскоре стал одним из крупнейших мировых центров изучения буддизма и буддийской культуры в мире.

Изучение древних индийских языков в дореволюционной России составило солидный вклад в мировую индологию. Изучение же современных языков Индии в то время не было систематическим.

Важное место в деле изучения Индии и расширения контактов с ее научными деятелями принадлежало российской университетской науке. Начиная с 1850-х гг. всё более возрастала роль Московского университета, где в 1851 г. была создана кафедра восточных языков, включая санскрит, и куда в 1855 г. были переведены «санскритский разряд» (т. е. специализация) Казанского университета и его ведущий специалист-востковед, китаист Павел Яковлевич Петров (1814-1875) — руководимая им кафедра в Казани (1848) была первой кафедрой санскрита в России. В 1846 г. он выпустил «Санскритскую антологию», что знаменовало появление отечественной санскритологической школы. Он непрестанно доказывал необходимость изучения Индии и ее культуры. При содействии В. Г. Белинского он в 1835 г. подготовил перевод на русский язык части «Сказания о Нале» — первый в России перевод с санскрита. Научные интересы П. Я. Петрова были многообразны — тексты пуран, кашмирская хроника «Раджатарангини», палийская буддийская литература. Первые в России научные очерки о современных индоарийских языках хиндустани (хинди и урду), бенгальскому и маратхи были написаны также профессором П. Я. Петровым. Ученый собрал уникальную по полноте индологическую библиотеку. Завещанная им Московскому университету, она в дальнейшем непрерывно наполнялась и со временем стала одним из крупнейших отечественных востоковедных книгохранилищ, выступившим и базой книгообмена с Индией.

Труды П. Я. Петрова и И. П. Минаева в области изучения живых языков Индии подготовили почву для практического изучения хиндустани на рубеже XIX и XX вв.

Во второй половине XIX в. ведущее место в развитии русско-индийских связей занял Санкт-Петербургский университет. В 1855 г. в его составе был учрежден Факультет восточных языков (ФВЯ), а четыре года спустя — Санскрито-персидское отделение и Кафедра санскритского языка15. Это создало прочную институциональную основу подготовки отечественных ученых, для которых исследование культуры Индии и установление связей с ее научными учреждениями стало делом жизни, а не попутным занятием. Первые выпускники ФВЯ — К. А. Коссович, И. П. Минаев и их ученики — В. В. Бартольд, С. Ф. Ольденбург, Ф.И. Щербатской, Н.Д. Миронов, Д.Н. Кудрявский, а также ученик Ф. И. Щербатского О. О. Розенберг — явились той чрезвычайно плодотворной когортой, которая обеспечивала становление отечественной научной школы индианистики, санскритологии и буддологии, получившей в последствии мировое признание. Огромную роль при этом сыграла новая форма научных связей — длительные командировки российских ученых в Индию.

14 См.: Михайлова И. А. К истории культурных связей Академии наук СССР с Индией // Научные и культурные связи библиотеки Академии наук со странами зарубежного Востока.— М., 1957,— С. 29-46.

15 ЦГИАСССР. Ф. 733. Оп. 27.1858. Д. 8. Материалы для истории факультета восточных языков. Т. I,— СПб., 1903,- С. 354.

Одним из родоначальников отечественной школы индологии был Иван Павлович Минаев (1840-1890), который призывал изучать «живую Индию». Он был крупнейшим знатоком религии, географии, литературы и истории Индии. Пристально изучал современную ему жизнь многоэтничной страны: быт и культуру ее народов, местные народные традиции. Более 130 его опубликованных и ряд незавершенных работ, хранящихся в архивах, стали крупным вкладом в развитие знаний о культуре Индии и смежные востоковедные дисциплины, а его роль в институционализации научных связей невозможно переоценить.

По заданию Российской Академии наук Минаев совершил три больших путешествия в Индию (1874-1875; 1880; 1885-1886), во время которых вел научные исследования, собирал коллекции рукописей, предметов искусства. И. П. Минаев был многолетним членом Русского географического общества16. Со своей стороны, Общество оказало ему существенную поддержку в его первом путешествии в Индию, снабдив его письмами к властям и деятелям Индии с просьбой о содействии. Будучи в Индии, И. П. Минаев установил контакты с крупнейшими научными центрами страны: Бенгальским королевским азиатским обществом, Бомбейским отделением королевского Географического общества, рядом провинциальных университетов, Деканским колледжем в Пуне. И. П. Минаев читал доклады и лекции (в том числе на санскрите), встречался с индийскими коллегами, участвовал в теоретических дискуссиях, посещал научные и учебные центры, библиотеки, музеи, архивы, издательства. Он вел полевые исследования с целью изучения фольклора, знакомился с памятниками истории, культуры и искусства Индии. Его деятельность сама по себе служила пропаганде российской науки. Обширные по охвату контактов и содержательные по своему существу программы пребывания Минаева в Индии позволили ему собрать огромный, во многом уникальный материал, ставший важной источниковой базой для научной работы его учеников и индологов последующих поколений. Из своих путешествий И. П. Минаев привез значительную коллекцию индийских рукописей, религиозных предметов и предметов искусства. Предметы культа и искусства хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Академии наук СССР. Рукописи находятся в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина17.

Минаев был избран членом крупнейших научных обществ Индии. С 1876 г. в адрес библиотеки Санкт-Петербургского университета на имя Минаева регулярно поступала наиболее влиятельная, самая авторитетная в то время в Индии газета «Таймс оф Индиа». Университет продолжал получать эту прессу и спустя 25 лет после кончины ученого. Благодаря непрерывным продуктивным контактам с индийскими коллегами И. П. Минаев собрал богатейшую коллекцию индийских рукописей и ксилографов, укомплектованную в основном в Индии, в том числе за счет дарственных экземпляров.

Командировки в Южноазиатский регион позволили российским индологам собрать коллекцию источников, опираясь на которую сотрудники Азиатского музея Академии наук и ФВЯ Санкт-Петербургского университета вывели отечественную санскритологию и буддологические исследования на качественно новый уровень, а в отдельных аспектах — лидирующие позиции в мировой науке. Об этом убедитель-

16 Он был избран в члены Общества 1 декабря 1871 г. и состоял в нем до конца жизни, принимая весьма активное участие в работе Общества.

17 Миронов Н. Д. Каталог индийских рукописей Российской публичной библиотеке // Собрание И. П. Минаева и некоторые другие.— Пг„ 1918.— Вып. 1.

но свидетельствуют труды Ф. И. Щербатского по буддийской философии и логике, культурологические исследования С. Ф. Ольденбурга, посвященные древнеиндийскому эпосу, фольклору, искусству, и издания, опубликованные в серии «Библиотека Буддика»18: буддийские рукописи, философские трактаты, памятники народного творчества. Первый ее выпуск появился в 1897 г., а всего до середины 30-х гг. XX в. вышли в свет около ста томов.

На базе изучения санскрита, а затем и буддийской культуры, в то время складывались преемственность и традиции сотрудничества между русскими и индийскими учеными.

Существенная тенденция развития русско-индийских научных связей в последние десятилетия XIX — начале XX в. состояла в непрерывном расширении их географии: в орбиту контактов постепенно вовлекались специалисты влиятельных провинциальных университетов России — Дерптского, Харьковского, Киевского, Одесского. В их стенах трудились видные санскритологи и филологи-лингвисты: Л. Шредер, И. Ф. Кнауэр, Б. А. Ларин, А. П. Баранников.

Именно совокупная деятельность университетских ученых-индологов Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Дерпта, Киева, Харькова, Одессы, Нежина, Львова способствовала во второй половине XIX в. фактическому превращению русско-индийских научных связей в российско-индийские.

Примечательной чертой русско-индийских связей второй половины XIX — начала XX в. в области науки явилось их распространение на крупнейшие научно-исследо-вательские общества России. Формой развития прямых русско-индийских культурных связей являлась экспедиционная и информационно-аналитическая деятельность российских научных обществ и исследовательских организаций.

Значительную активность в этом направлении проявило Русское Географическое общество, одно из старейших в нашей стране. Русское географическое общество основано в 1845 г. в Санкт-Петербурге русским мореплавателем Фёдором Петровичем Литке, в число его учредителей вошли многие значительные учёные России того времени. Общество занималось экспедиционным изучением российских регионов и сопредельных стран, а также распространением знаний о России за рубежом. Среди важных объектов экспедиционных изысканий отечественных географов были Средняя и Центральная Азия и прилегающие территории, в том числе Северная и Северо-Западная Индия.

Русский военный географ Б. Л. Громбчевский (1855-1926) совершил по заданию Географического общества путешествие по Средней и Центральной Азии в конце 1880-х гг., проделав маршрут длиной 10 тыс. км. Он посетил также Кашмир и верховья Инда. В результате изысканий Б. Л. Громбчевского были получены обширные географические и этнографические материалы, ботанические и зоологические коллекции. Его отчеты Географическому обществу и статьи содержали наряду со специальными разделами ценные наблюдения и сведения о культуре Кашмира, встречах с его жителями и дружеских контактах с ними19.

18 Общее заглавие серии собрания оригинальных и переводных буддийских текстов, которая была организована русским востоковедом С. Ф. Ольденбургом, продолжившим традицию И. П. Минаева и В. П. Васильева в исследовании текстов северного буддизма и придавшим этому предприятию международный. Характер. Подробнее об этом см: Библиотека Буддика // Курьер ЮНЕСКО,— 1960,— № 3.

19 Громбчевский Б. Л. Современное политическое положение Памирских ханств и пограничной линии с Кашмиром. Военно-политический очерк.— Новый Маргелан, 1891.

Выдающийся вклад в исследование физической географии Южной Азии и расширение диапазона русско-индийских научных контактов внес А. И. Воейков (1842-1916). Профессор физико-математического факультета Петербургского университета, основоположник отечественной климатологии, он с 1870-х гг. вел многолетние изыскания на территории России и в различных странах мира, в том числе Индии. Итогом его длительных экспедиций явился труд «Климаты земного шара, в особенности России», удостоенный высшей награды Географического общества — Большой золотой медали. Высоко была оценена и обширная глава этой книги, посвященная климатическим условиям Индии.

Связи Русского Географического общества с Индией осуществлялись также в виде установления контактов с ее научными центрами, обмена дарственными экземплярами трудов, книгообмена между библиотеками. Более систематический характер приобрело включение индийской тематики в текущие публикации Географического общества — «Известия», «Записки» по общей географии, статистике и этнографии, а также в издания отделений Общества, выходившие в Оренбурге, Казани, Харькове, Ташкенте и в других городах.

Не менее весомый вклад в институционализацию русско-индийских научных контактов внесло Русское археологическое общество, основанное в 1846 г. В его деятельности, как и в деятельности Географического общества, большое место занимали исследования в Средней Азии и сопредельных с Россией странах Востока. На рубеже Х1Х-ХХ вв. российские археологи установили связи с археологическими службами Индии, обмениваясь публикациями и трудами с индийскими коллегами. Членом-корреспондентом Русского археологического общества был избран известный индийский ученый Шараччандра Даса (1849-1917) Особую роль играли «Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества» (ЗВОИРАО). Они выходили в Санкт-Петербурге-Петрограде с 1886 по 1920 г. Всего было опубликовано 25 томов по четыре выпуска в каждом. Журнал уделял значительное внимание Индии, информируя научную общественность России о ходе и результатах археологических изысканий в стране. Необходимо отметить, что на его страницах часто печатались статьи, научные сообщения, рецензии, библиографические заметки, выходившие за пределы археологии: по вопросам истории, филологии, этнографии, культуры, фольклора, религий Индии. Их авторами выступали востоковеды-индологи, санскритологи, буддологи и путешественники по Южной Азии. Активно сотрудничал в «Записках» С.Ф. Ольденбург: в течение 1886-1910 гг. им было опубликовано на страницах журнала около 50 работ.

Значительное внимание изучению Индии уделяло также Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, основанное при Московском университете в 1861 г. Его организатором и бессменным руководителем в течение многих десятилетий был акададемик Д. Н. Анучин. Он активно содействовал развитию русско-индийских научных связей, в частности, помог выпускнику Московского археологического института А. М. Жирмунскому (будущему выдающемуся советскому ученому) совершить в 1911-1912 гг. путешествие в Индию и Бирму и написал предисловие к его книге путевых очерков, опубликованной издательством Общества.

В начале XX в. посещения Индии членами Общества участились, расширились географические границы этих путешествий и объекты исследования. Итоги экспедиций обсуждались на научных заседаниях. Разнообразные материалы пополняли музеи зоологии и антропологии Московского университета, труды помещались в «Известиях» Общества. Всего вышло в свет 130 томов. В главном печатном органе Общества — жур-

нале «Землеведение», одном из числа наиболее популярных в России, систематически появлялись регионоведческие и публицистические статьи об Индии, пробуждавшие интерес российского населения к Южной Азии и культуре ее народов.

В 1900 г. в Санкт-Петербурге было основано Общество востоковедения. С первых месяцев своего существования оно находилось под особым покровительством царской администрации, возлагавшей на эту организацию большие надежды в области поддержания сугубо благоприятного имиджа России в странах Востока и особенно в колониальной Индии. В уставе Общества, утвержденном 29 февраля 1900 г. министром финансов, подчеркивалось, что его работа направлена на содействие сближению России с восточными странами и пропаганду достижений русской культуры и экономики в азиатских регионах страны и за ее рубежами. Кроме того, в задачи Общества входило распространение «света христианства» и идеи «российской государственности», т. е. опыта свободного сосуществования русских и «инородцев» в единой стране.

В центре внимания Общества находились экономические вопросы, чему соответствовала организационная структура, прописанная в уставе. Предусматривалось создание трех главных отделов: торгово-промышленного, научно-культурного и образовательного. Особое международное значение придавалось деятельности первого из них, руководителем которого был назначен ведущий ученый-экономист Министерства финансов М. П. Федоров.

Общество ориенталистов было малочисленной организацией, объединявшей в своих рядах сотрудников царского МИДа и родственных ему служб, работавших по азиатскому направлению российской политики. По сути дела оно представляло собой центр аналитической обработки той политико-экономической информации, которую регулярно собирали в странах Азии его члены.

Несомненный вклад в исследование Индии внес Русский комитет по изучению Средней и Восточной Азии, основанный в феврале 1903 г. С первых шагов своей деятельности он зарекомендовал себя авторитетным научным учреждением России, выступая одновременно в роли координирующего органа одноименной международной ассоциации20.

Хотя Индия территориально не входила в ареал стран, изучавшихся Русским комитетом, исследования по индийской тематике тем не менее проводились, поскольку учитывалось влияние Индии на культурное развитие народов Азии. Особое внимание уделялось буддизму, пришедшему в Тибет и Монголию из Индии. В связи с этим Русский комитет содействовал предоставлению командировки в Индию Ф. И. Щербатскому и щедро субсидировал его работу в стране.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что организация крупнейших научных обществ России, тематически связанная с Индией, развивалась под покровительством правящих кругов Российской империи. Деятельность этих обществ была направлена на комплексное изучение Южноазиатского субконтинента (его географических, климатических и биолого-почвенных условий), исторического прошлого и настоящего населявших эту территорию народов, их языков, религий, культуры, текущей социально-экономической ситуации.

Научные общества России устанавливали и развивали связи с родственными индийскими организациями и деятелями национально-освободительного движения,

20 Люстерник Е.Я. Русский Комитет по изучению Средней и Восточной Азии // Народы Азии и Африки,— 1975,— № 3,— С. 23-37.

поддерживая антиколониальную борьбу Индии против Великобритании, проводили прикладную аналитическую работу для обеспечения российской политики в Южно-азиатском регионе.

Вместе с тем деятельность этих организаций способствовала укреплению положительного культурного имиджа Российской империи в странах Южной Азии и была напрямую соотнесена с политико-экономическими интересами царской администрации и российского бизнеса. Таким образом, перенос межгосударственного взаимодействия в область межкультурных контактов и последующее их институциональное закрепление заложили основу для формирования устойчивых межгосударственных политических связей в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурахимова Н. А., Рустамова Г. К. Колониальная система власти в Туркестане во второй половине XIX — первой четверти XX вв.— Ташкент, 1999.

2. Азиатский музей — Ленинградское отделение института востоковедения АН СССР.— М., 1972.

3. Библиотека буддика // Курьер ЮНЕСКО.— М. 1960.— № 3.

4. Громбчевский Б. Л. Современное политическое положение Памирских ханств и пограничной линии с Кашмиром. Военно-политический очерк.— Новый Маргелан., 1891.

5. Дасгупта П. К. О первом индийском члене Российской Академии наук // Советское востоковедение.— 1958.— № 4.— С. 230-234.

6. Известия Имп. Русского географического общества. Т. I.— 1865.— С. 167-168.

7. Ковалевский. А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.— Харьков, 1956.

8. Корюкаева М. А. «Русско-индийские культурные связи второй половины XIX — начала XX вв. Автореф. дис. ... культурологии.— СПб., 2007.

9. Лихачев А. Ф. Золотой клад из динаров патанских султанов Индии // ЗВОРАО. Т. 1.— СПб., 1884,— С. 55-78.

10. Люстерник Е.Я. Русский Комитет по изучению Средней и Восточной Азии // Народы Азии и Африки.— 1975.— № 3.— С. 23-37.

11. Люстерник Е.Я. Русско-индийские экономические, научные и культурные связи в XIX в.— М., 1966.

12. Материалы для истории факультета восточных языков. Т. I.— СПб., 1903.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Миронов Н. Д. Каталог индийских рукописей Российской публичной библиотеке // Собрание И. П. Минаева и некоторые другие.— Пг., 1918.— Вып. 1.

14. Михайлова И. А. К истории культурных связей Академии наук СССР с Индией // Научные и культурные связи библиотеки Академии наук со странами зарубежного Востока.— М., 1957,— С. 29-46.

15. Никитин А. Хождение за три моря.— Л., 1986.

16. Отчет Имп. Публичной библиотеки за 1865 г.

17. Санкт-Петербургские ведомости.— 1865.— №236.

18. Северная почта.— 1865.— № 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.