РЕЦЕНЗИЯ
УДК 019.941
РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК «МИНАЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. ТАМБОВ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТГУ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА, 2010. 230 с. ил.»
© Лариса Александровна Черешнева
Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Россия, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории, e-mail: [email protected]
Предметом рецензирования явился сборник статей научной конференции «Минаевские чтения» под редакцией А.Г. Айрапетова, который вышел в свет в издательстве Тамбовского государственного университета в 2010 г. В рецензии содержится анализ всех статей и материалов, написанных и подготовленных учеными Института востоковедения РАН, Института стран Азии и Африки Московского государственного университета, Тамбовского государственного университета, Музея антропологии и этнографии, Тамбовского государственного архива. Автор характеризует все аргументы и выводы ученых, которые способствуют созданию более полного и точного портрета И.П. Минаева как человека и выдающегося российского индолога.
Ключевые слова: Иван Павлович Минаев; Российская индология; научная конференция; «Минаевские чтения»; научное сотрудничество регионов.
В канун 170-летия выдающегося российского индолога Ивана Павловича Минаева (1840-1890), 25 ноября 2009 г., в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина состоялась научная конференция «Минаевские чтения». Форум был организован и проведен при поддержке Общественной палаты Тамбовской области, Комитета по образованию, науке и культуре Тамбовской областной думы, а также Тамбовской региональной общественной организации «Культурная инициатива», Тамбовского отделения Российского общества интеллектуальной истории. В центре внимания участников конференции оказались различные аспекты научного и культурного наследия И.П. Минаева. По итогам работы «Минаевских чтений» вышел в свет одноименный сборник статей отечественных индологов, которые сумели донести свое авторское видение многогранной деятельности Минаева и вовлекли в оборот многие неизвестные или малоизученные архивные материалы.
Авторский коллектив сборника (ответственный редактор - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Тамбовского государствен-
ного университета им. Г.Р. Державина А.Г. Айрапетов) представлен известными отечественными специалистами ведущих научных центров и высших учебных заведений России, собственно тамбовской научной элитой.
В открывающей сборник статье профессора А.Г. Айрапетова «Научное и культурное наследие И.П. Минаева» показана разнообразная деятельность российского индолога. Автор статьи убедительно воссоздал портрет «талантливого организатора науки, путешественника, собирателя памятников письменности и культуры народов Востока, русского интеллигента, незаурядной личности» (с. 7). Воссоздан собственно путь Минаева в индологию, и нельзя не согласиться с автором, что, вероятно, юношу, обучавшегося на китайского-маньчжурском отделении факультета восточных языков Петербургского университета, привлекла «восточная экзотика» (там же), однако впоследствии интерес к Востоку стал осознанным, устойчивым.
А.Г. Айрапетов охарактеризовал научное наследие И.П. Минаева, ядро которого составляют исследования в области индологии, а именно труды по истории культуры древ-
ней Индии, по буддологии и палийской филологии, главным среди которых является его «Буддизм. Исследования и материалы». Айрапетов обоснованно подчеркнул, что труды индолога «выполнены на основе тонкого источниковедческого анализа», и Минаев предстает перед нами «как блестящий археограф и текстолог» (с. 9). Филологические и историко-географические труды дополняют наследие индолога. В статье охарактеризованы знаменитые минаевские дневники путешествий в Индию, Бирму, Непал и на Цейлон, которые он совершил в 1874-1875, 1880 и 1885-1886 гг., его исключительный вклад в изучение индийского общества и развитие российско-индийских связей (с. 10-12).
В статье делается вывод о необходимости дальнейшего изучения и обобщения научного и культурного наследия И.П. Минаева, ибо еще не все его работы увидели свет и пока не появилось специального монографического исследования о жизни и творческой деятельности этого выдающегося уроженца Тамбовского края (с. 13-14).
В статье кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Государственного архива Тамбовской области Т.А. Кротовой охарактеризован тамбовский период жизни И.П. Минаева - 1840-1858 гг. На документальных материалах Тамбовской области автор реконструировала яркие события в биографии Минаева, начиная с записи № 27 за 1840 г. в метрической книге Архи-диаконо-Стефановской церкви г. Тамбова (известной как Уткинская) о том, что 9 октября родился и 11 октября крещен Иоанн (с. 14-150). Т.А. Кротова обратилась к «Делу о дворянстве рода Павла Глебовича Минае -ва» из архивного фонда Тамбовского дворянского депутатского собрания, в котором нашли свое отражение отдельные моменты истории семьи И.П. Минаева (с. 15-16). Архивные источники позволили автору восстановить сведения о том, что Иван Минаев учился в Тамбовской мужской гимназии и окончил ее в 1858 г. Значительный научный интерес представляет и описание комплекса архивных материалов Тамбовского государственного архива о Минаевых - землевладельцах, о постепенном упадке деревни Минаев-ки к середине ХХ в. (с. 17-18). Статья сопровождена приложениями копий архивных документов (с. 19-25).
Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры российской истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина В.Д. Орловой «И.П. Минаев и Тамбовская гимназия» перекликается с материалом Т.А. Кротовой, хотя, к сожалению, не базируется на непосредственных архивных источниках сведений об учебе Минаева в гимназии. С опорой на труды Г.М. Холодного, И.В. Попова и ряда других исследователей, В.Д. Орлова охарактеризовала Тамбовскую гимназию как учебное заведение, уровень преподавания в ней научных дисциплин, отвечавших требованиям своего времени, преподавательский состав гимназии, состояние библиотеки (с. 27-30). Автор справедливо дала высокую оценку качеству классического образования в гимназии того периода.
Статья руководителя Тамбовской региональной общественной организации Т.И. Поповой «И.П. Минаев и Тамбовский край» основана на документах из Государственного архива Тамбовской области, Тамбовского областного краеведческого музея и материалах к биографии И.П. Минаева, разработанных по документам и записанных его племянницей А.П. Шнейдер. В ней воссоздана биография И.П. Минаева, прослежена его связь с родным краем, не прерывавшаяся в течение всей его жизни, как бы далеко он ни отправлялся в научные странствия. Т.И. Попова, безусловно, права, утверждая, что он, «мастерски владея научным инструментарием, тонко чувствуя языки религии и искусства, сумел целостно подойти к изучению индийской цивилизации» и стал «основоположником российской научной школы индологии» (с. 39). Статья содержит весьма качественные информативные примечания.
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Южной Азии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова А.А. Вигасин посвятил свою статью «Иван Павлович Минаев в его дневниках и письмах» анализу образа индолога сквозь призму сведений, почерпнутых из его нарративного и эпистолярного наследия. Автор задействовал убедительный корпус документов, в первую очередь почерпнутых им из фондов Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН, Петербургского филиала архива РАН, Российского
государственного архива литературы и искусства, привлек минаевские «Дневники путешествий в Индию и Бирму», «Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского», «Великий русский миссионер» и другие важные источники.
А.А. Вигасин, опираясь на сведения, полученные из писем И.П. Минаеву почти от двухсот корреспондентов, воссоздал личные черты молодого Минаева в пору его студенчества. Характеризуя процесс формирования его мировоззрения, автор статьи показал, что будущего индолога интересовали «жгучие вопросы современности» (с. 42), и он хотел стать не только ученым, но и гражданином.
А.А. Вигасин выстроил ряд живых образов знакомых Минаева, его единомышленников, коллег по Петербургскому университету, подчеркнув при этом, что «даже с наиболее близкими людьми у И.П. Минаева всегда была некая дистанция», при переписке он ко всем без исключения обращался на «Вы» и «Многоуважаемый...» (см.: с. 43).
Лаконично и емко охарактеризовано пристрастие Минаева к ведению дневниковых записей, его мучительные поиски себя, жизненного призвания. Автор проанализировал значение и место религии и религиозного в жизни Минаева и определил, что это было для него не вопросом «конфессиональной принадлежности, догматики, обрядности, церковной иерархии», но «цельности миросозерцания, наличия высших духовных целей, ощущения включенности в мировую культуру... идеалом гармонии» (с. 56).
Статья доктора филологических наук, профессора, главного научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) Я.В. Василькова называется «Иван Павлович Минаев -основатель Российской школы научной индологии». Автор предложил концепцию становления индологии в России, рассмотрел его первый период, начавшийся в эпоху петровских преобразований и отмеченный тщетностью попыток основать устойчивую традицию (с. 58), проанализировал роль и место Минаева в отечественной науке. Изложение биографии русского индолога сопровождено уместными проблемными вопросами и их разрешением. Одним из таких острых вопросов автор выделяет следующий: не связана ли в самом своем генезисе науч-
ная деятельность И.П. Минаева, результатом которой явилось создание им петербургской школы индологии, с колониальными интересами царской России? (там же). На основании изученных документов, в т. ч. дневников Минаева, Я.В. Васильков делает убедительный вывод: «В отличие от ряда военных писателей и ангажированных журналистов, расписывавших, в угоду начальству, благоприятные перспективы «индийского похода», востоковед И.П. Минаев твердо стоял на позициях того, что считал научной истиной, говоря высоким чинам вещи, которые им совсем не хотелось слышать» (с. 66). Нельзя не согласиться с резюме Я.В. Василькова: «Огульное обвинение всех «ориенталистов» Х1Х века в «обслуживании» ими имперской колониалистской политики своих государств не имеет под собой оснований» (там же).
Автор характеризует наиболее известные труды И.П. Минаева и деятельность его одаренных учеников, достойно продолживших его дело, - С.Ф. Ольденбурга и Ф.И. Щер-батского (с. 66-67). Статья приобретает дополнительную актуальность от обогащения ее краткой характеристикой развития современной индологии в Санкт-Петербургском университете, ее проблем и перспектив (с. 71-78).
В статье кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Т.Н. Загородниковой «И.П. Минаев и военное ведомство» прослеживается мысль о том, что наряду с изучением буддизма и фольклора Минаев исследовал географию и современное ему положение Индии. Предметом данной статьи явилась именно эта область деятельности профессора Минаева, которая была «созвучна интересам военного ведомства» Российской империи (с. 81). Характеристика взаимоотношений Минаева и военного ведомства построена на обширном круге документов высшей степени достоверности, содержащихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива, Архива внешней политики Российской империи МИД РФ, Российского государственного архива литературы и искусства, Национального архива Индии (Дели). Задействованы и дополнительные материалы документальных изданий «Русско-индийские отношения в XIX в.» и « “Большая игра” в Центральной Азии: “Индийский
поход” русской армии», составителем или одним из составителей которых Т.Н. Заго-родникова является.
Автор подчеркивает, что «отчеты, которые писал И. П. Минаев по возвращении в Россию, попадали в военное ведомство и рассматривались там на самом высоком государственном уровне, потому что в них был представлен глубокий, внимательный, вдумчивый анализ всего увиденного» (с. 82). Автор охарактеризовала поездки Минаева в Индию на историческом фоне обострения взаимоотношений между двумя великими империями Х1Х в. - Российской и Британской (с. 83-84).
Т. Н. Загородникова приводит и многие документы, свидетельствующие о выполнении Минаевым рекомендаций военного ведомства, о его замечательных способностях анализировать ситуацию и прозорливо прогнозировать развитие индо-британских противоречий (с. 85-88). Автор документально доказывает, что третье путешествие профессора Минаева в Индию в 1885-1886 гг. было инициировано Ведомством, ему предшествовала личная аудиенция у Александра III. Автор приводит сведения из Записки Минаева об этом путешествии, хранящейся в АВП РФ, и обоснованно предполагает, что «профессор отчитывался не только перед военными, но и перед гражданскими властями» (с. 91).
Статья приобретает еще более комплексный характер оттого, что автор анализирует и вопрос об отношении англичан и англо-индийской администрации Британской Индии к И.П. Минаеву. Со ссылкой на документы Индийского национального архива Т.Н. Загородникова свидетельствует, что в Индии за Минаевым велась слежка и, не без оснований, его имя там связывали с российским военным ведомством. Однако, по точному определению автора, «это вовсе не значит, что он был разведчиком» (с. 93). Он занимался наукой, а его ум и знания служили отечеству.
Статья кандидата филологических наук, доцента кафедры зарубежной литературы и языкознания Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Н. В. Каменской посвящена роли И.П. Минаева в развитии индоевропеистики в России. Автор представила биографию профессора Минае-
ва, охарактеризовала его основные научные труды и пришла к бесспорным выводам о том, что он явился «предтечей комплексного изучения буддийской культуры» и ему был свойствен «языковедческий талант», проявившийся «в блестящем изложении оригинальных теорий и всестороннем описании языковых фактов в лингвистических трудах, в лингво-культурологических комментариях к работам, посвященным буддизму» (с. 102).
Статья «И.П. Минаев и буддология: опыт исследования Бхархутской ступы», написанная кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Т. С. Прониной, посвящена особой странице в исследованиях профессора Минаева - его трудам по буддизму. Автор подчеркивает непреходящую их ценность для нашей страны, которая «вновь переживает интерес к культурам Востока» (с. 104). Т.С. Пронина анализирует основной теоретический труд Минаева «Буддизм. Исследования и материалы», увидевший свет в 1887 г., и сосредотачивает внимание на интерпретации профессором памятника древнеиндийского изобразительного искусства - скульптуры Бхархутской ступы. Автор права, полагая, что «интерпретация всего, что сохранилось в Бхархуте, с необходимостью должна была привести к весьма важным результатам в деле изучения эволюции буддийской доктрины» (с. 106).
В статье приводятся детальное описание ступы и особенности ее толкования Минаевым, в частности то, что он предположил существование разногласий между палий-скими памятниками и содержанием бхархут-ских обрядов. Догмат о пресуществовании Будды уже был принят, но надписи под изображениями ступы заставляют, по Минаеву, предположить, что мастер, вырезавший заглавия священных сказаний, читал их не на языке пали, кроме того, иногда и содержание несколько отлично от палийской редакции (с. 108).
Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина О.П. Жалменовой посвящена теме «И.П. Минаев о современной ему Индии». Изучая дневниковые записи, отчеты о поездках и научно-публицисти-
ческие статьи профессора, автор называет их «важным источником по истории российско-индийских отношений в Х!Х в.» (с. 119). Помимо того, минаевское наследие позволяет осветить и вопросы внешнеполитической истории Великобритании, ее неудачи в англо-афганской войне 1878-1880 гг., обострение англо-русских противоречий на Среднем Востоке, проведение антирусской пропаганды в Индии, процесс политизации индийской интеллигенции. Безусловно, автор коснулась вопроса о «русской угрозе» Британской Индии и его видения Минаевым (с. 121-122). Интерес представляет и характеристика автором сравнительного анализа Минаевым британского правления в Индии и российского управления в Средней Азии (с. 123).
Серия статей сборника «Минаевские чтения» удачно дополняется приложениями
(с. 125-228), которые представляют собой документальные материалы: «Речь, читанная на акте С. Петербургского университета 8 февраля 1994 г. ординарным профессором И.П. Минаевым»; «Материалы к биографии И.П. Минаева, разработанные по документам и записанные по воспоминаниям его племянницей А.П. Шнейдер» с вводной статьей профессора А.А. Вигасина.
Сборник статей и материалов «Минаевские чтения» является удачным примером коллективного научного и организационного сотрудничества отечественных индологов и интересен как для специалистов в изучении восточных цивилизаций, так и для широкой читающей аудитории.
Поступила в редакцию 1.10.2010 г.
UDC 019.941
REVIEW ON COMPOSITE BOOK “MINAYEV READINGS: MATERIALS OF SCIENTIFIC CONFERENTION. TAMBOV: PUBLISHING HOUSE OF TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN, 2010. P. 230. ILL.”
Larisa Aleksandrovna Chereshneva, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia, Doctor of History, Professor, Head of General History Department, e-mail: [email protected]
The object of the review is the collection of the articles of the scientific conference “Minayev Readings” edited by A.G. Airapetov, which has been published in Tambov State University in 2010. The review is devoted to analysis of all the articles and materials, written and prepared by scientists of Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Science, Institute of Asia and Africa of Moscow State University, Tambov State University, Museum of Anthropology and Ethnography, Tambov State Archives. The author characterizes all the arguments and conclusions of the scientists, which help to create the more full and precise portrait of Ivan Minayev as person and famous Russian indologist.
Key words: Ivan Pavlovich Minayev; Pussian indology; scientific conference; “Minayev Readings”; scientific cooperation of regions.