Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ТУРКМЕНИСТАНА'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ТУРКМЕНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАТЕГОРИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОГРЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева Г.Р.

Образование один из приоритетов социально-экономического развития Туркменистана, на модернизацию которого выделаются значительные инвестиции. Стремительное развитие науки и техники сегодня в корне изменяет вещественную среду современного мира и выдвигает высокие требования к совокупной рабочей силе и системе ее подготовки. Совершенствование образования, расширение и углубление образовательного пространства, недопущение снижения интеллекта, всесторонней грамотности всех субъектов производственных отношений важный фактор прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATION IS AN IMPORTANT CONDITION SOCIAL AND ECONOMIC PROGRESS OF TURKMENISTAN

Education is one of the priorities of the socio-economic development of Turkmenistan, for the modernization of which significant investments are allocated. The rapid development of science and technology today is fundamentally changing the material environment of the modern world and puts forward high demands on the total workforce and the system of its training. Improving education, expanding and deepening the educational space, preventing the decline in intelligence, comprehensive literacy of all subjects of industrial relations is an important factor in progress.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ТУРКМЕНИСТАНА»

регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную политику.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70 и более процентов. К основным собственным источникам финансирования предприятий в Российской Федерации относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд.

Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Абрамов, А.Е. Экономика инвестиционных фондов / А.Е. Абрамов. - М.: Дело, 2021. - 734 с.

2. Андрей, Славянов Инвестиционные стратегии нестационарных экономических систем / Славянов Андрей. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 228 с.

3. Боди, З. Принципы инвестиций / З. Боди. - М.: Диалектика / Вильямс, 2021. - 785 с.

© Ашырова Л., Акыев Н., Азымова А., 2023

УДК. 37.014.54

Бабаева Г.Р.

Старший преподаватель ИТиИТ

Ашхабад, Туркменистан

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОГРЕССА ТУРКМЕНИСТАНА

Аннотация

Образование один из приоритетов социально-экономического развития Туркменистана, на модернизацию которого выделаются значительные инвестиции. Стремительное развитие науки и техники сегодня в корне изменяет вещественную среду современного мира и выдвигает высокие требования к совокупной рабочей силе и системе ее подготовки. Совершенствование образования, расширение и углубление образовательного пространства, недопущение снижения интеллекта, всесторонней грамотности всех субъектов производственных отношений важный фактор прогресса.

Ключевые слова:

образование, категория, человеческий капитал, прогресс, эффективность, функции образования.

Babaeva G.R.

Senior Lecturer ITIT

Ashgabat, Turkmenistan

MODERNIZATION OF EDUCATION IS AN IMPORTANT CONDITION SOCIAL AND ECONOMIC PROGRESS OF TURKMENISTAN

Annotation

Education is one of the priorities of the socio-economic development of Turkmenistan, for the modernization of which significant investments are allocated. The rapid development of science and technology today is fundamentally changing the material environment of the modern world and puts forward high demands on the total workforce and the system of its training. Improving education, expanding and deepening the educational space, preventing the decline in intelligence, comprehensive literacy of all subjects of industrial relations is an important factor in progress.

Key words:

education, category, human capital, progress, efficiency, functions of education.

Образование - одна из базовых основ нашего счастливого будущего, гармоничного развития общества и государства. В инаугурационной речи Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова подчеркивается, «Будут приложены все усилия для модернизации национальной системы образования, воспитания целеустремлённой, высококвалифицированной, подготовленной молодёжи с большим научным потенциалом, широким кругозором, способной управлять инновационными технологиями. В сфере образования будут повсеместно применяться цифровые технологии, осуществляться дистанционное обучение и обмен данными. Эти меры позволят поднять уровень образовательного процесса в отечественных вузах до одного из самых высоких в мире» [1].

В Туркменистане осуществляется комплексные мероприятия по модернизации образовательной системы для подготовки конкурентоспособных специалистов востребованных на рынке труда. Совершенствуется законодательно-нормативная база национальной образовательной системы, в 2021 году принята новая редакция Закона об образовании [2], с учетом требований рыночной экономики, в Законе регламентируются платные образовательные услуги, плюрализм форм собственности в образовании, уровни национальной системы образования Разработка и реализация программы цифровизации системы образования [3] является важным шагом на пути модернизации и совершенствования образовательной системы с учетом веления сегодняшнего дня.

Характерными тенденциями развития образования в целом, высшего профессионального образования в частности, является формирование многоуровневой системы обучения, специализация, регионализация, цифровизация, развитие платного образования, обеспечение материально-технической базы на уровне мировых стандартов.

В Туркменистане большое внимание уделено коренному реформированию образования, включая академическое, высшее, профессионально-техническое и школьное образование.

Стремительное развитие науки и техники сегодня в корне изменяет вещественную среду современного мира и выдвигает высокие требования к совокупной рабочей силе и системе ее подготовки. Для сегодняшнего этапа развития экономики характерным является постоянный подъем уровня образования населения и растущие темпы развития науки и техники. Под воздействием последних

изменяется структура современного производства, преобразуются материальные условия жизни.

В социально ориентированной экономике между экономической и социальной сферами антагонистичных противоречий быть не может, однако система образования не всегда своевременно реагирует на потребность народного хозяйства из-за своей относительной отдаленности и экономической зависимости от материального производства. Специфические особенности функционирования образования в единственном народнохозяйственном комплексе страны объясняются ее необходимостью и определяющими кадровыми возможностями (потенциалом), а также высокой эффективностью.

Инвестиции в образование приносят наивысшую экономическую отдачу, к тому же они еще и имеют большую социальную значимость для развития человечества. Поскольку в образовании заинтересованы все субъекты общества, то возможность удовлетворения его потребностей зависит от централизации средств на его развитие в государственном бюджете с их последующим распределением, как правило, по принципу первоочередного обеспечения отрасли в достижениях научно-технического прогресса с одновременным сохранением нового поколения, защищенностью условий для нормального воспроизводства человека и его общепринятого поведения.

Сравнительный анализ образования, как экономического явления, в различные исторические периоды и различными школами экономической теории дает возможность исследовать развитие процесса признания образования как фактора экономического и социального развития общества. Образование можно рассматривать как социально-экономическую категорию, теоретическое отражение реальной подсистемы производственных отношений, которые складываются в образовании для воспроизводства главной производительной силы, - рабочей силы.

С точки зрения экономической сущности образование является действительно эффективным средством интенсификации общественного производства во всех его сферах, но преобразование его возможностей в реальность зависит от условий, которые обеспечивают развитие самого образования.

В соответствии с упомянутыми особенностями социально-экономическое содержание труда по обеспечению образования можно определить, как творческий и непосредственно общественный процесс. Признаки этой характеристики связаны с общественным назначением труда по воспроизводству личного фактора для всех без исключения отраслей общественного производства. Качество такого труда, во-первых, должно быть достаточно высоким и характеризоваться особенной ответственностью, что возможно лишь на более углубленном уровне познания законов развития общества и задач сознательного его построения.

Специфическое значение личного фактора в системе образования и ее определяющая роль в общественном производстве требуют значительно больше внимания к теории и практике организации и оплате труда педагогов, потому что эти факторы составляют реальную основу реализации потенциальных возможностей образования и роста ее экономической и социальной эффективности. Так в Туркменистане ежегодно повышаются заработная плата, в том числе, и педагогических работников. Имеется ряд преимуществ в предоставлении отпусков. Эти и другие льготы повышают привлекательность этой профессии для молодежи. Соблюдение научно обоснованных условий организации труда в образовании дает возможность рассчитывать на нормальное использование функций образования - познавательной, методологической, практической и постепенного превращения приобретенных знаний в умения и навыки практической организации и управления производством.

К числу функций образования, которые положительно влияют на общественный прогресс, относится и идеологическая. Если первые три функции обеспечивают образовательный потенциал, то четвертая, идеологическая, - убеждение, осознание понимания необходимости использования того или иного информационного массива по целевому общественному назначению.

Социальную функцию образования можно определить, как ее взаимодействие с социальной структурой общества. Образование влияет на все без исключения уровни и структурные элементы общества, включая национальную безопасность государства и защиту конкретного ее гражданина.

Этапами реализации общей цели образования, развития личности в частности и эволюции общества в целом являются преобразование научно-технического прогресса с помощью образования в экономическое и в дальнейшем - социальное поступательное движение. Качественные признаки этого процесса находят свое отражение в поисках механизмов расчета количественных показателей экономической и социальной эффективности образования.

Стремление обратить внимание на отрасль, которая воспроизводит качество личного фактора, или «человеческого капитала», вынуждает обратиться к методикам расчетов показателей экономической эффективности образования, которые разрабатывались почти во всех развитых странах. В странах Западной Европы и США эти расчеты проводили Е.Денисон, Е.Кон, Т.Шульц и др.

Образование влияет на качественные показатели экономического роста, итоговым проявлением которых является повышение благосостояния и всестороннее развитие личности. Поэтому из всех показателей количественного выражения самым приемлемым должен быть показатель общей эффективности образования, то есть отношение прироста национального продукта к расходам на образование.

Возможность преобразования науки в непосредственную производительную силу зависит от уровня и качества образования, которое имеет реальный фонд знаний, предлагаемый ею.

В экономической литературе достаточно распространенным является мнение, что рабочая сила, личный фактор производства - это частичный компонент «интегральной эффективности», в которую производительность труда входит вместе с фондо- и материалоемкостью. Значимым аспектом повышения эффективности образования и потенциально неисчерпаемым ресурсом, пределы которого постоянно расширяются во времени, является не экономия расходов, а качественные сдвиги в производстве и потреблении, образе жизни в целом, в развитии самого человека (то есть в росте числителя формулы эффективности). Роль образования в этом контексте приравнивается к фактору воспроизводства общественной формы функционирования человеческого фактора, системы производственных отношений, которые отвечают принципам научной организации труда и росту показателей его производительности.

Усиление экономической роли человека, а с ним и образования как фактора воспроизводства желаемых качеств этого человека в общественном производстве, сегодня изменяет соотношение между материальной и духовной сферами в интересах последней. Это предопределяет необходимость совершенствования содержания образования и направлений его обеспечения: экономизации и гуманизации.

Совершенствование образования является одним из основных направлений государственной политики многих стран в том числе и Туркменистана. Новые индустриальные страны тоже обеспечили прорыв в экономическом развитии благодаря коренным изменениям в сфере образования (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и другие страны в короткий срок внедрили общее среднее образование, сделали общедоступной высшую школу, подняли уровень общей и профессиональной подготовки к уровню современных стандартов).

Обобщение эмпирического опыта развития образования в разных хозяйственных условиях, осознание его места и роли в общественном производстве, понимания проблем и возможностей в транзитивной экономике позволили прийти к следующим выводам:

а) система образования - это духовная, материальная основа современных развитых стран, потому глубина и скорость изменения формы и содержания образования тесно связаны с глобальными процессами изменений общества, производительных сил и производственных отношений и пропорциональные прогрессу последних.

б) образование как специфическая отрасль труда имеет свои особенности относительно сути факторов, условий их взаимодействия и результатов. Основная задача отрасли обусловливает содержание и форму накопления и передачи знаний о законах развития природы, общества и мышления от поколения к поколению.

в) с точки зрения экономического воспроизводственного процесса образование является фактором воспроизводства главной производительной силы общества - рабочей силы - как совокупности духовных и физических способностей человека, которые реализуются в процессе труда, который, в свою очередь, представляет собой производительное потребление рабочей силы.

Превращение человека в определяющий фактор общественного производства значительно расширяет сферу его интересов и потребностей как производственных, так и личных, а, следовательно, повышает роль системы, которая формирует эти интересы и потребности, то есть общественную форму существования человека - производственные отношения [5, с.29].

Смена роли и значение человека в общественном производстве, четкое выражение его социальной направленности изменяет соотношение между материальной и духовной сферами производства в интересах естественных и общественных потребностей человека. Это ставит новые задачи перед отраслью, которая воспроизводит духовные и профессиональные ценности человека, - перед общим и профессиональным образованием.

Экономизация, гуманизация и демократизация содержания образования является объективно обусловленным требованием к организации системы образования в условиях постиндустриального развития и сознательного перехода к социально ориентированному экономическому развитию.

Совершенствование национальной образовательной системы, расширение и углубление образовательного пространства в современных условиях, недопущение снижения интеллекта и разрыва с накопленной предыдущими поколениями культурой, повышение уровня экономической грамотности всех субъектов производственных отношений является важным фактор социально-экономического прогресса общества.

Список использованной литературы:

1. Речь Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова на торжественной церемонии инаугурации (г. Ашхабад, 19 марта 2022 г.)

Нейтральный Туркменистан, 20 марта 2022 г

2. Закон об образовании Туркменистана. Нейтральный Туркменистан, 10 июня 2021 года.

3. Turkmenistanda sanly bilim ulgamyny osdurmegin Konsepsiyasy. A., 2017

4. Denison E. Trends in American economic growth, 1929-1982. Washington: Brookings institution, 1985. - p. 30.

5. Хватова Т.Ю. Национальные инновационные системы зарубежных стран: цели и стратегии развития / Т.Ю. Хватова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.

© Бабаева Г.Р., 2023

УДК 33

Байрамов Х.,

кандидат географических наук, старший преподаватель;

Аннаева А., студентка; Пенаева М., студентка. Туркменский государственный институт экономики и управления.

Ашхабад, Туркменистан.

КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ Аннотация

Без конкуренции рынок невозможен. Конкуренция - это борьба участников рыночной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.