Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс в вузе / менеджемент образования / идеи устойчивого развития / educational process in higher education / education management / ideas of sustainable development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухров Александр Семенович

В статье дана краткая информация о деятельности педагога, как эффективного менеджера организации учебно-познавательного процесса студентов при построении модели интегрированного образования в вузе на основе идей устойчивого развития. Образование для устойчивого развития –это картина проектирования будущего. Работа педагога со студентами, будущими профессионалами – это вклад в построение этого будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article provides brief information about the activity of a teacher as an effective manager of the students’ educational and cognitive process organization in building a model of integrated education in higher education, based on the ideas of sustainable development. Education for sustainable development is a picture of designing the future. The work of a teacher with students and future professionals is a contribution to building this future.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 378.091.33

DOI 10.38163/978-5-6045317-2-3_2021_218

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Чухров Александр Семенович.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», кандидат технических наук, доцент, mba3@ngs.ru.

Аннотация. В статье дана краткая информация о деятельности педагога, как эффективного менеджера организации учебно-познавательного процесса студентов при построении модели интегрированного образования в вузе на основе идей устойчивого развития. Образование для устойчивого развития -это картина проектирования будущего. Работа педагога со студентами, будущими профессионалами - это вклад в построение этого будущего.

Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, менеджемент образования, идеи устойчивого развития.

MODERNIZATION OF EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Chukhrov Alexander Semenovich.

Russia, Novosibirsk, Siberian State University of Telecommunications and Informatics, Department of Radio Communication Systems, Associate Professor, Candidate of Technical Sciences, mba3@ngs.ru.

Abstract. The article provides brief information about the activity of a teacher as an effective manager of the students' educational and cognitive process organization in building a model of integrated education in higher education, based on the ideas of sustainable development. Education for sustainable development is a picture of designing the future. The work of a teacher with students and future professionals is a contribution to building this future.

Keywords: educational process in higher education, education management, ideas of sustainable development.

Актуальность. Модернизация в системе высшего образования диктует свои правила для ее осуществления. Происходят фундаментальные изменения как во внутренней и во внешней среде университетов, так и в целях их деятельности. Однако характер современных изменений требует нового взгляда на модель университета, смены его парадигмы, а не просто дополнения его структуры инкубатором для технологических предпринимателей. Налицо противоречия. С одной стороны, университеты приспосабливаются к новым трендам путем создания нового факультета для развития как бы

218

перспективного научного проекта. С другой стороны, возникает необходимость создания совершенно нового университета, так называемого «университета третьего поколения», который предполагает формирование нового понимания, как управлять фирмами профессиональных услуг, разновидностью которых являются университеты. Это университеты будущего. Адаптация идей устойчивого развития через программный материал преподаваемых дисциплин даст возможность развивать интеграцию с трех сторон: экономической, социальной, экологической.

С этой точки зрения интеграция предполагает ярко выраженную направленность, связанную с трансформацией образовательных ценностей в личностные смысловые установки субъектов образовательного процесса. Интеграция в образовании основывается на внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъект-субъективных отношений средствами преподаваемой дисциплины в рамках программного материала. Адаптация идей устойчивого развития поможет формировать у студентов экологическое мышление на основе экосистемной познавательной модели.

Принцип интеграции в педагогике высшей школы может быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых, это состояние, для которого характерна согласованность, упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами. Во-вторых, - процесс, который приводит к данному состоянию. Помимо этого, интеграция в педагогике - весьма важный показатель эффективности всей системы образования, так как он служит критерием ее целостности.

Создание на основе личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и эколого-проектной деятельности, ориентированной на ценности устойчивого развития (УР), может только педагог. Педагог всегда был центральной фигурой в образовании. Модернизация образования не может происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность.

Цель: показать некоторые особенности управленческой деятельностью педагога при интеграции идей устойчивого развития к образовательному процессу в вузе, через программный материал преподаваемых дисциплин.

Формирование образа педагога, как эффективного менеджера по управлению процессом образования, обучения студентов в переходный период к университету третьего поколения, предъявляет особые требования к его чувству долга и ответственности. Педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность обучающихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом,

педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной [1].

Модернизация высшего образования не может происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Педагогу не хватает понимания менеджмента образования. Все более широкое осознание этого факта является основой интереса к менеджменту, то есть к управлению процессом интеграции и руководством.

В XXI веке, по признанию международного сообщества, системообразующим вектором мирового образовательного процесса становится образование для устойчивого развития - ОУР. ОУР- это не отдельный предмет, а направленность всего образования. Образование для устойчивого развития (ОУР) носит общекультурный характер, интегрирует естественнонаучные, социально-гуманитарные, информационные и технологические стороны проектирования деятельности человека и ее оценки. ОУР дает понимание закономерностей гармоничного, совместимого, развития Природы и Общества (экологических императивов); порождает личностные смыслы устойчивого стиля жизни и универсальных нравственных императивов (глобальной гражданственности) [2].

Происходящие в стране социально-экономические преобразования, строительство гражданского правового государства и отражающая эти процессы модернизация системы образования, разработка документов нового поколения Государственного стандарта высшего образования, формирование международной политики в области образования для устойчивого развития привели к необходимости существенного обновления оснований проектирования отечественного образования. В соответствии с итоговым документом Конференции ООН Рио+20 «Будущее, которое мы хотим» и Глобальной Программой Действий по образованию в интересах устойчивого развития, запущенной Айти-Нагойской Декларацией (2014) в качестве катализатора деятельности всех стран в области ОУР, общая задача заключается в совершенствовании и переориентации всего образования на цели УР, в развитии ОУР не вширь (об УР), а вглубь (для УР), «запуске и наращивании деятельности на всех уровнях и во всех областях образования и обучения в интересах ускорения прогресса в достижении устойчивого развития» [2].

Устойчивое развитие не может быть достигнуто исключительно с помощью технологий, политического регулирования или финансовых механизмов. Человечеству необходимо изменить образ мышления и поведение. Для этого, в свою очередь, требуется обеспечить качественное образование и обучение в интересах устойчивого развития на всех уровнях и независимо от социальных условий. Адаптация целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР ООН) в российском контексте целесообразна на нормативно-правовом и программном уровнях. Важно научное, методическое, информационное, финансовое обеспечение адаптации ЦУР. Было бы важно в будущем увидеть ЦУР страны и регионов как интегральную часть стратегии страны, но при этом «согласованными» как с параметрами экономического роста и характером долгосрочной политики, так и с позицией гражданского

общества (из доклада о человеческом развитии в Российской Федерации ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН И РОССИЯ) [3]. Все это даст возможность наметить пути интегрированного образовательного процесса в вузе, направленного на педагогическую деятельность на основе идей устойчивого развития, и заложить в ней потенциал технологического и деятельностного подходов для раскрытия потенциала студентов в будущем, для открытия новых направлений. Интегрированная деятельность преподавателя, построенная на адаптации этих идей к системе образования в вузе на основе менеджмента, будет способствовать повышению качества образования этого вуза и накоплению опыта при переходе к так называемому «университету третьего поколения».

Краткая версия доклада, подготовленная экспертами Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, дает возможность в емкой, наглядной и доступной форме оценить выгоды и перспективы, которые открывают «17 целей устойчивого развития ООН» для будущего нашей страны, а значит — для педагога и студента и для всех нас. Посмотрим на эти мировые цели глазами обычного человека, которого волнует благосостояние своей семьи, возможность найти достойную работу, получить качественное образование и квалифицированную медицинскую помощь в современной, хорошо оборудованной поликлинике или больнице, сохранить красоту природы. Ведь именно эти, простые, но такие важные для всех нас вещи станут доступными, если цели устойчивого развития, предложенные ООН, реализуются [3].

Неравномерность развития российской экономики и общества в последние двадцать пять лет позволяет задуматься о том, какие цели реалистично ставить перед собой, например, до 2030 года — в соответствии с определенным ООН периодом. В отсутствии большой долгосрочной социально-экономической стратегии России приходится говорить об определенных ориентирах, которые могли бы стать важным элементом национальной дискуссии о будущем страны. Концепция ЦУР ООН дает хорошую возможность для системной попытки адаптации мировых целей к российским условиям в системе образования, осуществить которую поможет только преподаватель-менеджер.

Говоря о педагоге, как менеджере вуза, организаторе своего образовательного процесса, необходимо сначала рассмотреть то, с чем сталкивается он в процессе своей деятельности. В своей повседневной работе педагог призван решать весьма важные и сложные организационно-управленческие и учебно-воспитательные задачи, которые требует от него высокого уровня наличных знаний, умений и способностей аналитического и рефлексивного, проективного и прогностического, организационно-технологического и административного характера. Отход от традиционного авторитарно-императивного стиля управления коллективом воспитанников и ориентация на подлинно гуманистическое и педоцентрическое мышление выступает непременным условием перехода педагога с уровня простого управленца на качественно иную ступень менеджера педагогического профиля

Педагог-менеджер осознает собственную социальную значимость при организации управляемого деятельностью студентов процесса. Это благотворно влияет на повышение не только его самооценки, но и содействует профессиональному увлечению студентов своей деятельностью, появлению профессионального энтузиазма. Педагог менеджер способен создать такую учебную среду для студентов, где будет создано эмоционально-комфортное пространство социального взаимодействия, необходимое для полноценного освоения самых разнообразных форм, видов человеческой деятельности, с наилучшими результатами и наименьшими затратами. Именно при таком взаимодействии педагога и студента начинается становление личности, ее самоопределение, выстраивание жизненного пространства. В такой атмосфере студент гораздо охотнее и продуктивнее будет участвовать в инновационных проектах, организованных преподавателем. Работа студента с преподавателем-менеджером позволит приобрести опыт личностно-ценностного отношения к миру и продуктивной социальной кооперации. Это важно развивать сейчас, так как переход к так называемой модели «университета третьего поколения» предполагает совсем другую природу форм организации науки, деятельности преподавателя и студента, целей обучения и образования.

Менеджмент начинается с организации взаимодействующих людей, желающих заниматься продуктивным управлением. Время и усилия, которые требуются для введения новых идей и вхождения новых способов обучения в образовательный процесс, в большой степени зависят от готовности и способности преподавателей изменить свою деятельность, осваивая новшества и становясь инновационным педагогом. Поэтому первым шагом в разворачивании интегрированного образования на основе идей устойчивого развития является мотивационный, вторым - самоопределенческий, третьим -проектировочный, связанный с разработкой программы деятельности, четвертым - аналитический, предполагающий рефлексию уже осуществленной интеграции, а пятым является внедрение результатов в практику работы педагога на основе менеджмента.

Библиографический список.

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

2. Дзятковская Е.Н. Дидактические лабиринты экологического образования для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: монография. - Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. - С. 57-79.

3. Добровольный национальный обзор достижения Российской Федерацией Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН и реализации Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030). - [Электронный ресвурс]. - URL: https: //www.economy.gov.ru/material/news/opublikovan pervyy dobrovolnyy_nacio nalnyy obzor dostizheniya rossiey celey ustoychivogo razvitiya oon.html

4. Мулюкова А.Г., Аббасов П.Р., Криницына Е.В., Коляда О.В. К уточнению понятия «социализация» // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - с. 108-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.