Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВНОЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВНОЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов Бекзод Ахмадиллаевич, Сиддиков Бахтиёр Саидкулович, Джалалов Бахромжон Бегмурзаевич

В данной статье анализируется модернизация образования как ключевого фактора в формировании инновационной компетентности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВНОЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВНОЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Ахмедов Б.А.1, Сиддиков Б.С.2, Джалалов Б.Б.3

1Ахмедов Бекзод Ахмадиллаевич - соискатель ученой степени кандидата наук, старший преподаватель, гражданско-правовая кафедра, Частное учреждение высшего образования Институт государственного администрирования, г. Москва;

2Сиддиков Бахтиёр Саидкулович - кандидат педагогических наук, доцент, декан, факультет педагогики и психологии, Ферганский государственный университет, г. Фергана;

3Джалалов Бахромжон Бегмурзаевич - докторант, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент,

Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируется модернизация образования как ключевого фактора в формировании инновационной компетентности будущих учителей.

Ключевые слова: инновация, компетентность, инновационная компетентность, знания, навыки, квалификация.

В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан указывается на то, что создание эффективных механизмов реализации научных и инновационных достижений [1, 39], и обеспечение развития инноваций в образовании являются основными направлениями деятельности министерства инновационного развития.

Несмотря на то, что существует множество публикаций, посвященных подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности при модернизации образования, концепция «инновационной компетентности» недостаточно структурирована в своих стратегических и систематических описаниях.

Категория «инновационная компетентность» требует более детального анализа. Сегодня понятие «инновационная компетентность» не только по-разному трактуется исследователями, но и во многих случаях заменяется аналогичным или близким содержанием. Следует отметить, что в национальных педагогических словарях и энциклопедиях также отсутствует термин «инновационная компетентность».

Понятие «инновационная компетентность» рассматривается исследователями как общая концепция «профессиональной компетентности учителя» и концепция «инновационной деятельности».

Инновационная компетентность как организационная часть образовательного процесса решает ряд задач: помогает студентам адаптироваться к новым социальным и образовательным условиям, выражать свои профессиональные и культурные компетенции, приобретать навыки и новые возможности для самореализации в современном глобальном мире.

Первый учебник по педагогике под редакцией В.А. Сластенина описывает следующее: «Понятие профессиональной компетентности учителя отражает единство его теоретической и практической подготовки к педагогической деятельности и описывает его навыки" [7, 30].

По мнению исследователей Б.С. Лазарева и Б.П. Мартиросяна, понятие «инновационная деятельность» служит для преодоления разрыва между желаемым

и существующим, что требует внедрения конкретных нововедений (инновационных изменений).

Эффективность деятельности, в которой осуществляются целенаправленные изменения в педагогической и управленческой системах образовательных учреждений называется инновационной [8].

Исследователи утверждают, что инновационная деятельность соответствует ее целям, если она выполняет конкретные функции, связанные с образовательной деятельностью: выявление потребностей в изменениях (выявить проблемы) в педагогической системе (образовательные программы, технологии, кадры, материально-техническая база и т.д.); выявление существующих разработок, способных улучшить качество в определенных сферах образовательной деятельности (определение возможностей развития педагогической системы); развитие инноваций; проектирование желаемого будущего и движение к нему; проектирование частных инноваций и их практическая реализация .

В процессе педагогической профессиональной подготовки стремление будущего учителя к инновационной педагогической деятельности следует понимать как способность осуществлять профессиональную деятельность в контексте модернизации образования с учетом теоретической и практической подготовки и инноваций в образовании и обучении. Результатом процесса формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности является его инновационная компетентность.

Инновационная компетентность направлена на решение ряда проблем, возникающих в результате несовместимости традиционных норм с новыми социальными требованиями или в результате столкновения новых норм практической деятельности с существующей.

Оценивая инновационную компетентность, необходимо иметь в виду не только уровень индивидуальной компетентности, но и комплекс компетенций, которые человек должен проявлять в различных ситуациях. В этом случае конкретная ситуация, с которой сталкивается человек, напрямую влияет на его развитие, формирование ценностей и приобретение новых компетенций [3, 15].

Формирование инновационной компетентности будущего учителя в образовательном процессе позволит развить следующие навыки и умения:

♦♦♦ самостоятельно переносить новые знания на ближние и дальние внутрисистемные и междусистемные ситуации;

♦♦♦ умение видеть новую проблему в традиционной ситуации;

♦♦♦ умение отличить традиционную функцию объекта от новой;

♦♦♦ видеть структуру объекта;

♦♦♦ учитывать альтернативы при решении проблем;

♦♦♦ отбрасывание привычных способов решения и создание принципиально нового подхода и т.д. [4].

Инновационная компетенция - это непрерывная работа над нововведениями, которые со временем формируются и совершенствуются.

Инновационная компетенция - это новаторская деятельность, которая отражается в осознании сущности инновационных процессов в образовании, освоении инноваций в сфере профессиональной деятельности и соответствующих направлений; широком внедрении в практику; грамотности в области современных педагогических, информационных и коммуникационных технологий; изучении иностранных языков [5, 8].

Формирование инновационной компетентности будущего учителя осуществляется по двум направлениям:

> формирование готовности к восприятию инновации;

> обучение к способности действовать по-новому [6, 3 - 8].

Согласно наблюдениям и анализу педагогической практики, при определении инновационной компетентности учителей в школах необходимо учитывать следующие критерии:

> точно сформулированная профессиональная направленность, которая раскрывается в исследовательском и творческом процессе, а также в процессе воспроизводства освоенного педагогического опыта;

> уметь принимать решения независимо от нестандартных ситуаций, характерных для педагогической деятельности, а также анализировать факты и события целостного педагогического процесса;

> организация самообразования, которая включает в себя широкий спектр культуры сообщества и мировой культуры, понимание образовательного процесса, повышение своих педагогических навыков, самосовершенствование, развитие исследовательской деятельности и т. д.

В заключении можно сказать, что при подготовке к инновационной деятельности выпускники педагогических вузов сталкиваются с рядом проблем. В динамично развивающем обществе на региональном и международном уровнях требуется от педагогических вузов лучшей подготовки будущего учителя, а также необходимость развивать инновационную компетентность будущего учителя.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» № УП-4947 от 07.02.2018 г.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» № УП-5264 от 29.11.2017 г.

3. Умаров Б. Журнал современного образования. Тошкент, 2014. № 8.

4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: учеб.-метод. пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002.

5. Ишмууаммедов Р., Мирсолиева М. Инновационные образовательные технологии в образовательном процессе: (Методическое пособие). Тошкент, 2014.

6. Новиков A.M. Интеграция базового профессионального образования. // «Педагогика», 1996. № 3.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 30.

8. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогические инновации: объект, предмет и основные понятия // Педагогика, 2004. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.