Эволюция норм пенсионного обеспечения, начиная с Закона 1956 года "О государственных пенсиях в СССР", демонстрирует неизменившийся общий принцип пенсионного обеспечения. При наличии права на различные виды пенсий, соответственно по различным основаниям, выплачивается одна по выбору пенсионера. Таким образом, в настоящее время лица могут выбирать как между наиболее выгодными видами трудовых пенсий, так и между трудовой пенсией и государственной. Вместе с тем отдельным категориям граждан предоставляется право на получение двух пенсий, одна из которых является трудовой, другая государственной (рис. 13).
Сочетание двух трудовых, либо двух государственных пенсий недопустимо. Вместе с тем возможно получение негосударственной пенсии.
Начиная с 1992 г., в России активно развивается новый социально-финансовый институт - негосударственные пенсионные фонды. В будущем приоритеты будут отданы именно негосударственному сектору пенсионной схемы, способствующему становлению дополнительного пенсионного обеспечения. Действующие сегодня фонды обслуживают 5 млн человек, из них уже более 400 тыс. человек получают дополнительную негосударственную пенсию, что в дальнейшем позволит значительно повысить благосостояние населения.
При написании статьи использованы нормативные акты, регулирующие деятельность пенсионного обеспечения.
ШОГЕНОВА A.C. ЭШТРЕКОВ P.C.
МОДЕРНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ф _ Z
со □
Ограниченность объемов капитальных вложений и дефицит бюджета КБР делает первоочеред- ги ными, на наш взгляд, решение следующих задач:
- определение эффективных проектов способных в короткий срок от на-чала инвестирования принести в бюджет КБР непосредственный доход в виде реальных денежных средств. £
- сочетание высокой экономической эффективности проектов с макси-мальной социальной значимостью или вливание средств в производства, обес-печивающие занятость людей в смежных отраслях производства.
- способность реализуемых проектов к быстрой диверсификации в соот-ветствии с изменения ми условий рынка для производства и реализации товаров за пределами КБР для переориентации финансовых потоков из республики в нее.
Для решения данных задач наиболее рационально развитие малых пред-приятий, обладающих ® следующими качествами: технологичность оборудова-ния; короткий лаг строительства или компакт
о
ность; отсутствие высоких на-кладных расходов увеличение эффективности работы. о
о
К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательст-ва, относятся: формирование благоприятного 2 предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организаци- 2 онных барь-еров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресур-сам; разви- * тие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфра-структуры для предоставления о
I—
малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной о и организационно-методической помощи.
В российских условиях на федеральном уровне проводится политика, ко-торая похожа на запад- |
ные аналоги - минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, огра- о
ниченное вмешательство в его дея-тельность на уровне регионов, что, на наш взгляд, на данном эта- т
пе развития ры-ночной экономики неверно. 5
Предпринимательство - это понятие не только экономическое, но и со-циальное. Предпринима- ^
тель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. Обще- ?
ство с развитыми гражданскими ин-ститутами, имеющее надежные преграды вовлечению в бизнес о политических (силовых) ресурсов, не допустит функционирования экономических структур, если они социально неэффективны.
О
п
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
Для того чтобы не допустить развитие и закрепление дисфункциональных моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия для: морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной соб-ственности; согласования формальных и неформальных экономических инсти-тутов и механизмов; легитимации частной собственности и отделения собственности от власти; создания механизмов институционализации и эффективного функционирования сложноструктурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества); создания институтов корпоративного управления; соз-дания эффективного института банкротства.
Именно создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечиваю-щих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, раз-деляющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы" в Кабардино-Балкарской республике создан Фонд под-держки малого предпринимательства КБР.
Основным направлением деятельности Фонда, была реализация Поста-новления Правительства КБР от 25.05.2002г. №213 "Об утверждении правил компенсации из республиканского бюджета КБР разницы процентных ставок по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в кредит-ных учреждениях Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республи-ки". В рамках реализации, которого на рассмотрение Попечительского Совета Фонда поддержки малого предпринимательства КБР было представлено 84 ин-вестиционных проекта субъектов малого предпринимательства. В результате конкурсного отбора было принято решение о государственной поддержке 64 субъектов малого предпринимательства, 20 заявок было отклонено. С исполь-зованием данного механизма привлечено 162 млн. руб. кредитных ресурсов.
В рамках реализации данного механизма, в сфере малого бизнеса удалось дополнительно создать порядка 1000 новых рабочих мест. Стоимость создания одного рабочего места в среднем составляет 140 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета 11 тыс. руб. Из диаграммы 1 видно как распределились рабо-чие места по отраслям экономики.
Диаграмма 1
о а
о о
о а
о
<
>
о о
о о сь
о
X
о
о
Отраслевая структура поддержанных проектов сложилась следующим образом (диаграмма 2).
Анализ развития экономики КБР показывает, что приоритетным направ-лением государственной поддержки должно стать развитие производственных малых предприятий. При этом, на наш взгляд, следует выделить следующие ос-новные направления для создания эффективных малых производств: переработ-ка сельскохозяйственной продукции; переработка древесины из местных пило-материалов; производство строительных материалов из местного сырья.
Основное внимание должно уделяться первому виду производств, по-скольку агропромышленный комплекс КБР является самым важным сектором экономики республики, как с экономической, так и социальной точки зрения. Достаточно сказать, 48 % населения республики проживают в сельской местно-сти. Валовая продукция сельскохозяйственного производства за последний год составила 52 % от валовой продукции произведенной в КБР. Вместе с тем, сни-зилась эффективность сельскохо-
зяйственного производства: большинство сельскохозяйственных предприятий убыточны.. Связано это в первую очередь с не-возможностью переработать сельскохозяйственную продукцию в конечный товар с реальными потребительскими свойствами. Диаграмма 2
Как показал анализ динамика производства в перерабатывающей про-мышленности КБР в течение последних лет имеет самые низкие показатели среди всех отраслей промышленности. Основные причины - большой физиче-ский и моральный износ основных средств и вследствие этого падение спроса и ухудшение производственных показателей данной отрасли. Вследствие этого перерабаты- ^ вающая промышленность практически отсутствует в производст-венном цикле в экономическом ком- ^ плексе КБР и теряется определенная норма прибыли, потенциально способная реализоваться в рес- ^ публике. □
Вместе с тем, частный сектор экономики занял доминирующее положе-ние в снабжении продо- ^ вольственными ресурсами: 70 % мяса и 74 % молока произведено в личных подсобных хозяйствах. Не имея достаточных финансо-вых ресурсов для создания дополнительных рабочих мест в сельской ^ местно-сти, необходимо данной категории населения КБР возможность зарабатывать за счет тради- о ционно сложившихся производств. Тенденция роста транспортных издержек делает необходимым расположение данных производств вблизи сель-ских населенных пунктов в радиусе до 12 км. о
Тенденции развития перерабатывающей промышленности в развитых экономических странах ® показывают положительную динамику развития данной отрасли: до 50 % в структуре цены товара | приходится на переработку сельско-хозяйственного сырья. Финансовое состояние производства за- 0 висит от ценовых пропорций обмена с сельским хозяйством: на внутреннем рынке данные про-пор- о ции прогнозируемы. ^
Таким образом, можно определить следующие основные подпрограммы: ^
- в республике перерабатывается всего 25% производимого цельного сы-рого молока. При расчетах, что в республике будет перерабатываться 80% всего производимого цельного сырого молока, ^ дополнительный прирост валовой про-дукции 250 млрд. руб. Дополнительный рост всех налоговых о поступлений соста-вит более 24 млрд. руб. Дополнительное созданных рабочих количество рабочих о мест составит более 300 чел, задействованных непосредственно на промышлен-ной переработке мо- 9 лока. Косвенное количество обеспеченных дополнительной заработной платой из числа сельского населения КБР более 40 тысяч человек. Окупаемость инвестиций более 3 года. Следует отметить: при подборе техноло-гии производства необходимо сделать упор на производства, обеспечивающие большее количество сыров и масла с низким содержанием жиров. -I
- в республике не имеются мощности для переработки зерна пшеницы в муку на 933 тыс. цент- £ неров или 30 % валового производства зерна. Дополни-тельный выход муки составит из данного сырья ® составит 570 тыс. ц. муки. До-полнительный прирост валовой продукции составит 57 млрд. руб. До-полни-тельный рост налоговых поступлений - 5,13 млрд. руб. Дополнительное коли-чество рабочих о мест - 250 -300 человек. Окупаемость инвестиций - 1 год. Осо-бое внимание следует уделить качеству [I технологии - для получения муки выс-шего качества. о
- в республике не хватает дополнительных мощностей по переработке подсолнечника на масло о на 62 тыс. ц. Подсолнечника или 52 % всей произво-димых семян подсолнечника Дополнительный О
прирост валовой продукции - 61,8 млрд. руб. Дополнительный рост налоговых поступлений составит 5,56 млрд. руб. Дополнительное количество рабочих мест -500-600 человек. Оку-паемость инвестиций - 1 год при достаточной маркетинговой поддержке при реализации масла рапса.
При реализации конкретных проектов требуются дополнительные расче-ты по размещению предприятий, так как положение с безработицей по районам республики будет неодинаковым из-за сложившейся специфики разделения производительных сил. Создание перерабатывающих предприятий связана со сложными технологическими циклами и необходимы дополнительные балан-совые расчеты по созданию инфраструктуры для этих предприятий: в пищевой промышленности (потребности в сахаре, и других компонентах), упаковочной и фасовочной промышленности (потребности в картонном и пластиковом сырье), на стадии реализации товара (создание оптовых рынков). Особенно актуально создание сети реализации продукции. В связи с этим необходима реализация подпрограммы развития производственной и сбытовой инфраструктуры малых предприятий. Особое внимание необходимо также уделить и подпрограмме кадрового обеспечения малых предприятий.
Литература:
1. Буянкина А.Н. "Малый бизнес: государственное регули-рование", М.:ИНФРА-М, 1998;
2. Орлова Е. "Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность", Власть, 3,
2003.
КАНДОХОВА Д.М. ХАЛАКОЕВ А.М.
SJ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ
СО □
□
ГМ По большинству показателей, характеризующих уровень инновацион-ного развития, Россия ус-
^ тупает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающимся экономикам - Индии, Китая. По данным Все-мирного банка, в последние годы доходы России от экспорта высокотехноло-
^ гичной продукции составляли всего 3 млрд.долл. США, что в 5 раз меньше показателя Таиланда и в 14
■Е раз меньше показателя Франции. По числу инже-неров и ученых Россия уступает лишь США и Япо-
а нии (РФ - 35 человек на 10 000 населения, США - 41, Япония - 51, Германия 32 и т.д.). Согласно офи-
g циальным данным в России, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий.
^ Сопоставимые показатели для развитых стран 25-30% [5].
ЕЕ Формирование и развитие инновационного потенциала России пред-полагает учет и анализ о
специфики инновационного развития отдельных ре-гионов. Оценка же инновационного потенциала
ЕЕ региона должна предпола-гать, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной сис-
££ темы показателей. Во-вторых, наличие статистической базы. В-третьих, оценка со-вокупного потен-
^ циала региона должна учитывать показатели составляющих его территориально-административных
о образований.
L- В условиях становления новых федеративных отношений целесообраз-но в каждом регионе,
£ учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструкту-
о ры, разработать свою инноваци-онную среду. Совокупность региональных инновационных систем,
со
о объеди-ненных единой целью (устойчивое развитие) и действующих в рамках госу-дарственной эко-
о номической политики и законодательства, будет формиро-вать инновационный потенциал страны в
п
^ целом [2].
х Низкий уровень инновационного развития ЮФО по сравнению с дру-гими федеральными округу гами подтверждает и анализ доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (рисунок 1). Данный показатель для субъектов ЮФО один из самых низких по стране: в 2004г. он 5 составлял 0,7%, тогда как в среднем по России - 3,1%.
® Кабардино-Балкарская республика является одним из наиболее передо-вых регионов ЮФО по
| показателю доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной. Четверка лидеров по дан-
§ ному показателю в ЮФО име-ет следующие процентные значения: Ставропольский край - 1,9%, Кабарди-
2 но-Балкарская республика - 1,8%, Республика Дагестан 1,5%, Волгоградская область - 0,9%.