прирост валовой продукции - 61,8 млрд. руб. Дополнительный рост налоговых поступлений составит 5,56 млрд. руб. Дополнительное количество рабочих мест -500-600 человек. Оку-паемость инвестиций - 1 год при достаточной маркетинговой поддержке при реализации масла рапса.
При реализации конкретных проектов требуются дополнительные расче-ты по размещению предприятий, так как положение с безработицей по районам республики будет неодинаковым из-за сложившейся специфики разделения производительных сил. Создание перерабатывающих предприятий связана со сложными технологическими циклами и необходимы дополнительные балан-совые расчеты по созданию инфраструктуры для этих предприятий: в пищевой промышленности (потребности в сахаре, и других компонентах), упаковочной и фасовочной промышленности (потребности в картонном и пластиковом сырье), на стадии реализации товара (создание оптовых рынков). Особенно актуально создание сети реализации продукции. В связи с этим необходима реализация подпрограммы развития производственной и сбытовой инфраструктуры малых предприятий. Особое внимание необходимо также уделить и подпрограмме кадрового обеспечения малых предприятий.
Литература:
1. Буянкина А.Н. "Малый бизнес: государственное регули-рование", М.:ИНФРА-М, 1998;
2. Орлова Е. "Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность", Власть, 3,
2003.
КАНДОХОВА Д.М. ХАЛАКОЕВ А.М.
SJ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ
СО □
□
ГМ По большинству показателей, характеризующих уровень инновацион-ного развития, Россия ус-
^ тупает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающимся экономикам - Индии, Китая. По данным Все-мирного банка, в последние годы доходы России от экспорта высокотехноло-
^ гичной продукции составляли всего 3 млрд.долл. США, что в 5 раз меньше показателя Таиланда и в 14
■Е раз меньше показателя Франции. По числу инже-неров и ученых Россия уступает лишь США и Япо-
а нии (РФ - 35 человек на 10 000 населения, США - 41, Япония - 51, Германия 32 и т.д.). Согласно офи-
g циальным данным в России, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий.
^ Сопоставимые показатели для развитых стран 25-30% [5].
2 Формирование и развитие инновационного потенциала России пред-полагает учет и анализ о
специфики инновационного развития отдельных ре-гионов. Оценка же инновационного потенциала
ЕЕ региона должна предпола-гать, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной сис-
££ темы показателей. Во-вторых, наличие статистической базы. В-третьих, оценка со-вокупного потен-
^ циала региона должна учитывать показатели составляющих его территориально-административных
о образований.
L- В условиях становления новых федеративных отношений целесообраз-но в каждом регионе,
£ учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструкту-
о ры, разработать свою инноваци-онную среду. Совокупность региональных инновационных систем,
со
о объеди-ненных единой целью (устойчивое развитие) и действующих в рамках госу-дарственной эко-
о номической политики и законодательства, будет формиро-вать инновационный потенциал страны в
п
^ целом [2].
х Низкий уровень инновационного развития ЮФО по сравнению с дру-гими федеральными округу гами подтверждает и анализ доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (рисунок 1). Данный показатель для субъектов ЮФО один из самых низких по стране: в 2004г. он 5 составлял 0,7%, тогда как в среднем по России - 3,1%.
® Кабардино-Балкарская республика является одним из наиболее передо-вых регионов ЮФО по
| показателю доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной. Четверка лидеров по дан-
§ ному показателю в ЮФО име-ет следующие процентные значения: Ставропольский край - 1,9%, Кабарди-
2 но-Балкарская республика - 1,8%, Республика Дагестан 1,5%, Волгоградская область - 0,9%.
Рисунок 1. Доля инновационной продукции в общем объеме отгру-женной продукции в 2004г.,
[4].
Подчеркнем, что при оценке рассматриваемого показателя как индика-тора инновационного потенциала необходимо учитывать региональную про-изводственную специфику исследуемой территории. Традиционно общий уровень промышленного развития Кабардино-Балкарской Республики более высокий, чем в среднем по ЮФО. В расчете на душу населения промышлен-ной продукции в республике выпускается в 1,5 раза больше, чем в среднем по ЮФО. Структура экономики КБР также значительно отличается от ЮФО. Так, если определенная часть добавленной стоимости в экономике ЮФО формируется за счет промышленности, а сельское хозяйство играет второ-степенную роль (23% против 14%), то для Кабардино-Балкарии характерна существенно иная пропорция (32% против 43%). Таким образом, относи-тельно более высокий удельный вес промышленности в экономике респуб-лики (где, как правило, в основном и концентрируется большая часть инно-ваций) по сравнению со средними показателями ЮФО частично объясняет более высокую долю инновационной продукции в КБР. Сам же ЮФО значи-тельно отстает по аналогичному показателю от среднего по России. В табли-це 2 представлены данные инновационного развития регионов ЮФО.
Таблица 1.
Показатели инновационного развития регионов ЮФО, 2004г.*
о
I—
ф
Число Удельный
ЧНСЛШЕЮ^ТЬ нннйвнцвдв НО няни вес раЁотннни Исследовате Затраты ва
персоеала, -организации с пыевикм ли с ТСХ1ЮЛОП1ЧС
ютионы ЧИН 1П1111 прмышлен обрязиинвг учеными сснс
НИР, чел. ЕЮ1:ты н сч|кры уснут Н Б ШПНЧСС1И зцнпп степеням и инновация, % О! уро-нля Россия
Республика Адыгея 172.0 0,0 23.7 41,0 0.0
Рнл:публи ка Дагестан ] 788,0 9,0 19,3 493.0 0,03
Республика Ингушетия 15,0 0,0 31,1 6.0 0,0
Кабарди но- Бал ка рс кая Ре-с п убли ка 775,0 6,0 29,6 223,0 0-02
Республика Калмыкия 242>0 0,0 22,9 76,0 0,0
Карачаево-Черкесская Республика 596,0 7,0 27,0 110,0 0,02
Республика С ев.Осетия 590,0 6,0 29,-1 116,0 0,04
— Алания
Краснодарский край 8198,0 15,0 20,8 897,0 0,80
Ставропольский крип 1939.0 48,0 24,3 275,0 0,Я7
Астрала некая область 1716,0 10,0 17,8 212,0 0.02
Волю1рал.с.кад область 4580,0 66,0 20,8 41 1,0 и
РОСтОвС кая область 151 39,0 63,0 22,6 1 109,0 |,|
Всего по ЮФО .15750,0 230,0 22.2 3969.0 4.6
Россия Я5В470,0 251 5,0 22,7 101Я06.0 100.0
о
а
ф
>
о о
о а
о
<
>
о о
о о
о
ей
о
I—
о о сь
о ф
о ф
"Таблица составлена на основе данных Федеральной службы государственной ста-тистики
о
х
О
О
По показателю числа инновационно активных организаций промыш-ленности и сферы услуг Кабардино-Балкария делит восьмое место с Север-ной Осетией. При этом внутри ЮФО наибольший удельный вес организаций (78% всех инновационно активных предприятий ЮФО) приходится всего на 3 региона: Волгоградскую и Ростовскую области, Ставропольский край.
Важным условием инновационного развития территории является формирование системы стимулирования деятельности инновационно актив-ных предприятий. Согласно статистическим данным, численность таких предприятий в Кабардино-Балкарской республике весьма незначительна (таблица 2).
Таблица 2
Число инновационно активных предприятий КБР по целям инно-вационной деятельности
П
01
Z
СО □
□
01
о i—
cd i— s о а cd
ей
X
>
CD О
О d
О
<
>
О CD
CD
о
Ö ей О
I—
о о
CL
о
CD
О CD
О х О
О
Цо;ш инновационной деятельности 2002 20Ú3 20Ü4 2005
Число предприятий, занимавшихся иннонаиионной деятельностью, всего: нз них осуществляли ч\>со следующими делами: 44 42 39 48
Замена снятой с производства устаревшей продукции 9 6 12 26
рас пси ре иле ассорти мента продукции 34 34 39
сохранение традиционных рынков сбыта 13 13 15 13
Создание новик рынкоьс(>ита 13 21 27 32
снижение издержек производства за счет сокрушен кл: затрат на заработную плату 4 3 3 5
материальных затрат 17 14 8
энергозатрат 13 12 4 7
улучшение качества продукции 16 11 1В
умнныпение загрязнения окружающей срсдьс 10 10 1 1 10
Источник: ТО ФГСС по КБР
Доля предприятий КБР, которые принимали решение об инновацион-ном обновлении для улучшения позиций на конкурентном рынке, составила, согласно данным проведенного нами социологического опроса 42%. На тех-нологическое развитие предприятий существенное влияние, по оценкам рес-пондентов, оказывает объем средств, выделяемых на инновационную дея-тельность. Наиболее высокая доля затрат на инновации в общем объеме ока-занных услуг во II полугодии 2005г., как и в предшествующие периоды, со-хранялась на предприятиях связи и телекоммуникаций. Увеличилась в 2005 году доля затрат на инновации в строительстве (таблица 3), что связано с ростом инвестиций в промышленность строительных материалов. Сущест-венный рост затрат на модернизацию производственного аппарата наблюдал-ся на предприятиях промышленности, сумевших своевременно отреа-гиро-вать на ускоренный рост реальных доходов населения в 2005 году.
Основным источником финансирования инновационной деятельности для большинства (более 90%) организаций, как и ранее, оставались собствен-ные финансовые средства. Одновременно в отчетном периоде отмечался за-метный рост участия кредитного сектора в финансировании инновационных проектов (52% организаций во II полугодии 2005г. против 26% в соответст-вующем периоде 2004 года и 42% I полугодии 2005 года). Среди предпри-ятий различных отраслей кредитные средства чаще использовали предпри-ятия связи и телекоммуникаций, промышленности (около 90% ин-новацион-но-активных предприятий), сельскохозяйственные предприятия (до 60%). Практически не изменилась доля предприятий, направляющих на проведение инноваций средства заказчика. В 2005 году она составляла 15%. Более ак-тивными в использовании средств заказчиков были предприятия машино-строения и металлообработки(19%организаций), а также промышленности строительных материалов (по 18% организаций).
Таблица 3
Основные результаты инновационной деятельности организаций КБР во II полугодии 2005 года (в % от общего числа инновационно-активных организаций)*
о ■ = 5 11 И ™ У ГЧ £ - - - 1|| * г £ = 1 II = :=_ Я 5 !- ± 1 1 41 Е Н з =■ X = 5 3 = е щ а _ 5 9 ^ С и — а. Л | О Я й-щ 5 1 5 1 * у а ч | 3 В I - & ¡11 в И I £ и 1 -5ГТ- § 1 Я г.. = * ■л ^ 11 £ - £ Щ с а (С _ 5 Рн
Н цепом по выборки 7И 70 53 за 37 34 38 55
Связь н телекоммуникации 67 К5 41 67 55 35 50 36
Промышленность 88 75 46 20 31 28 42 27
Строительство 61 26 71 62 61 56 8 71
Торговля н общественное питание 87 70 73 56 62 26 63 65
Сельское хозяйство 57 89 42 32 0 0 42 13
В ислом по выборке 74 82 46 13 25 4 35 42
* Таблица составлена по данным опроса, расчетам авторов
Продолжает снижаться доля государственного участия в финансирова-нии инноваций: во II полугодии 2005 года только 2% промышленные органи-зации использовали бюджетные средства для технического перевооружения производства (в I полугодии - 5%). Бюджетное финансирование инноваций в отчетном периоде было отмечено только в промышленности (3% организа-ций). Иностранные инвестиции как источник финансирования инновацион-ной деятельности по-прежнему не имеют широкого распространения.
Практически не изменилась в течение года доля предприятий, у кото-рых отмечался рост прибыли за счет реализации инновационной продукции. В целом по республике удельный вес таких предприятий составлял 35%. По мнению руководителей предприятий, наибольшие сложности в осу-ществле-нии инновационной деятельности, как и ранее, связаны с финансовыми про-блемами: недостатком собственных финансовых средств, высоким процен-том коммерческого кредита, высоким уровнем налогообложения.
Проведенный анализ инновационного потенциала ЮФО и Кабардино-Балкарской республики позволяет сделать несколько выводов и определить основные ограничения развития инновационной деятельности в регионе:
1. Упущение стратегического планирования социально-экономического развития территории в условиях происходящих глобальных изменений. Низкий уровень инновационной деятельности в КБР отражает отсутствие системности в разрабатываемых механизмах устойчивого разви-тия. Предпринимаемые на региональном уровне действия направлены на привлечение инвестиций, в основу которых заложено использование сырье-вой базы и растущего потребительского рынка. Однако этого недостаточно для формирования инновационной среды в регионе.
2. Недостаточно скоординирована деятельность инновационных струк-тур в КБР. Некоторые функции дублируются отраслевыми и вузовскими ин-новационными подразделениями, а другие вообще не развиты.
3. Ограничена нормативная и методическая база для формирования и развития региональной инновационной деятельности, в том числе это касает-ся и статистики инновационной деятельности в регионе.
4. Низка эффективность взаимодействия власти, науки и бизнеса в сфере инноваций.
5. Инновационное развитие КБР нуждается в привлечении дополни-тельных финансовых ресурсов, использовании многоканальных схем финан-сирования процессов создания и распространения
П
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о а ф
ей ^
X
>
О О
О
а
о
<
>
о о
о о
о
ей
о
I—
о о сь
инноваций на основе фор-мирования специализированных инвестиционных банков, региональных венчурных фондов, привлечения средств государственных, страховых и других организаций.
В целях повышения инновационного потенциала КБР целесообразны законодательная поддержка венчурного бизнеса, инновационной деятельно-сти, усиление технического контроля и внедрение современных систем управления качеством ISO. Отдельное внимание должно быть уделено раз-витию малого бизнеса. Опыт ряда стран доказывает, что малые и средние предприятия вступают "пионерами технологического прорыва", более чутко реагируют на меняющиеся требования внешней среды и склонны к иннова-циям [1]. Малый инновационный бизнес ускоряет доведение научно-технической разработки до "товарного вида" и ее внедрение.
Таким образом, развитие инновационной среды Кабардино-Балкарской республики, стимулирование инновационной активности предполагают соз-дание ряда благоприятных экономических, правовых и организационных ус-ловий, которые должны найти отражение в разработке эффективной регио-нальной инновационной политики. Интересы же участников инновационного процесса необходимо выявлять и учитывать в процессе принятия специаль-ных республиканских программ инновационного развития, обеспечивающих связь науки и экономики, трансфера инновационных технологий в приори-тетные направления развития региональной экономики.
Литература:
1.Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М., 2001. - 575 с.
2.Лисин Б.К., Фридлянов В.Н. Инновационный потенциал как фактор раз-вития. Межгосударственное социально-экономическое исследование // Инновации. 2003, №7.
П З.Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И. Инновационный ме-неджмент в АПК. - М.:
Z Изд-во МСХА, 2003. - 432 с.
4.Российская экономика в 2005г. Тенденции и перспективы (27-й выпуск). -М., 2005. Российский q статистический ежегодник. 2005: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2005.
□ 5.Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Оценка инновационного потенциала национальной эконо-
^ мики // Финансы и кредит. 2005, № 33, с. 6-16
-<> б.Эксперт РА "Рейтинг инвестиционной привлекательности российских ре-гионов: 2003-2004гг.".
7.Яковец Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса // Эконо-мист. 1999, №1.
КАЛИТВАНСКИЙ Ю.А.
МЕСТО И РОЛЬ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ ФИРМЫ В СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНОЙ СТРУКТУРЕ
ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА РЕГИОНА
о
I—
ф
I—
s
о
а
ф
о о
о
з Рыночная трансформация собственности обеспечила формирование в российской экономике
принципиально новых экономических агентов, отсутствовавших в командно-административной сис-о теме, - фирм. В условиях десятилетнего экономического кризиса большинство российских предпри-о ятий реализовывали стратегию выживания. Восьмой год экономического роста, улучшение институ-
9 ционально-экономической среды, достижение политической стабилизации детерминируют необходи-
о
т мость поиска новой конструктивной модели поведения на рынке, позволяющей учитывать высокую степень нестабильности внешней среды, снижать издержки, повышать конкурентоспособность предлагаемого товара на региональных рынках. Проблема идентификации места и роли дистрибьюторс-■I кой фирмы на локальном отраслевом рынке актуализируется в условиях устойчивого посткризисного £ роста российской экономики, обеспечившего импортозамещение многих дистрибьюторских продукта тов и эффективное позиционирование на рынке отечественных производителей.
В связи с высокой степенью монополизации и централизации постсоциалистической экономики о становление рыночной экономики в России привело к формированию в большинстве отраслей рыноч-[I ных структур, весьма далеких от идеальной модели совершенно конкурентного рынка. Сформировав-о шиеся в России модели товарных рынков разделяются на три типа [1, с. 104]: с развитой конкуренци-о ей; с несовершенной конкуренцией (олигополистические с небольшим числом производителей и рынки О с монополистической конкуренцией); монополизированные.
о о
CL