Научная статья на тему 'Модернизация материально-технической базы как фактор развития учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы на факультете биологии'

Модернизация материально-технической базы как фактор развития учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы на факультете биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация материально-технической базы как фактор развития учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы на факультете биологии»

Самый удачный проект

из разных регионов России. Ежегодно выдается более 250 тыс. диссертаций.

В настоящее время традиционные формы обслуживания читателей диссертационным фондом исчерпывают себя. Необходимо либо строительство нового хранилища и читального зала, либо переход на иные формы обслуживания. Бурное развитие компьютерных технологий делает более дешевым и предпочтительным второй путь, при котором диссертации оцифровываются, хранятся в машиночитаемой форме и становятся доступными для читателей не только в залах библиотек, но и в сети Интернет.

Ежегодно мы получаем более 25 тыс. оцифрованных диссертаций Российской государственной библиотеки. В настоящее время в базе электронных диссертаций Российской государственной библиотеки их насчитывается более 80 тыс.

Уровень наших желаний возрастает по мере роста уровня материально-технического оснащения библиотеки, поэтому я хотел бы остановиться на некоторых проблемах.

1. Естественно, ремонтируемые помещения потребуют и нового оборудования — столов, стульев, компьютерной техники нового поколения (около 50 компьютеров для медиа-зала и интернет-зала). Для редкой и старинной книги также хотелось бы иметь соответствующую мебель. Кое-чем располагает библиотека, что-то из старинной мебели имеется на факультетах (например, старинный стол,

который находится в Институте народов Севера и который, по воспоминаниям старожилов библиотеки, находился когда-то у нас).

2. В качестве неотложной проблемы отмечу необходимость установки пожарной сигнализации во всех помещениях фундаментальной библиотеки и всех отраслевых библиотек.

3. До сих пор не решена проблема с установкой мини-АТС для внутренней связи между отделами, между администрацией и охраной библиотеки (тем более, что за последнее время, к сожалению, в библиотеке участились случаи воровства).

4. В фундаментальной библиотеке настало время произвести замену оконных рам (тем более, что зимой и читатели, и сотрудники чувствуют себя неуютно в наших помещениях).

5. Хотелось бы обратить внимание и на качество санитарно-технических работ. Оно оставляет желать лучшего. В отремонтированном помещении книгохранилища в подвале 6 корпуса нас уже трижды заливало. Слабо работает крайне необходимая для функционирования книгохранилища вентиляционная система.

Коллектив библиотеки — работоспособный, профессиональный. Как и все подразделения, мы готовимся к 210-летию нашего родного университета: идет к завершению работа над книгой «Профессора РГПУ им. А. И. Герцена», готовится к изданию путеводитель по редкой книге.

В. Н. Бредихин,

декан факультета биологии

МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

НА ФАКУЛЬТЕТЕ БИОЛОГИИ

Обновление и модернизация материально-технической базы факультета биологии имеет огромное значение в организации учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы. В этом контексте можно коснуться двух вопросов: 1) состояние и перспективы развития материально-технической базы биологической станции РГПУ им. А. И. Герцена; 2) ремонт и реконструкция аудиторий факультета биологии и института естествознания в корпусах 1-3 на наб. р. Мойки, 48.

1. Биологическая станция РГПУ им. А. И. Герцена была создана в 1937 году (т. е. в следующем году будет отмечать свое 70-летие). Станция расположена в 70 км от Санкт-Петербурга в поселке Вырица на берегу реки Оредеж.

Роль биологической станции как научного и учебно-методического центра в последние годы существенно возросла, что связано с совершенствованием образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС второго поколения, с экологизацией образования. На факультете разработаны и эффективно реализуются программы полевых практик второго поколения ГОС по различным разделам биологии и экологии. Прохождение этих практик на биологической станции является необходимым условием успешной исследовательской деятельности студентов.

Ежегодно в начале учебного года (в первых числах сентября) на биологической станции для студентов I курса факультета биологии и института естествознания проводится церемония по-

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА .

священия в студенты. В программу этого мероприятия включены ролевые игры, творческие конкурсы, основное назначение которых — знакомство ребят друг с другом, выбор студенческого актива на курсе. Посвящение в студенты I курса на биостанции традиционно проводит также факультет управления.

В период полевых практик на биологической станции организована спортивно-оздоровительная деятельность студентов. В свободное от занятий время ребята играют в настольный теннис, баскетбол, футбол, бадминтон. Стал традиционным ежегодный волейбольный турнир между командами разных курсов факультета. Наличие лодок на биостанции дает возможность проводить гидробиологические экскурсии в учебное время и совершать прогулки по реке Оредеж в свободное время.

Таким образом, в сложившихся экономических условиях биологическая станция продолжает выполнять свои основные функции как научная, учебно-методическая и спортивно-оздоровительная база факультета биологии и института естествознания.

Вместе с тем материально-техническое состояние станции требует принятия ряда неотложных мер для сохранения ее статуса как научного и учебно-методического центра и соответствия новым учебным и научным задачам факультета биологии и института естествознания.

В ноябре 2005 года министерство дало разрешение на проектно-изыскательные работы по строительству 3-х общежитий, дома преподавателей и столовой на двух участках биологической станции.

По заказу университета разработан проект 3-х общежитий суммарно на 240 мест (кирпичные двухэтажные здания). Строительство этих зданий планируется вести на месте старой столовой (ул. Шмидта, 12). Жилой корпус для преподавателей на 90 мест и новое здание столовой будут строиться на участке по Мельничному проспекту, 2/1 (на месте сгоревшего административного корпуса). Дополнительно будут построены и объекты инженерного обеспечения.

Проведены дополнительные согласования с энергетиками Гатчинского района, газовщиками и службами водоснабжения и канализации. Функционирование этих зданий потребует дополнительных капитальных вложений в энергообеспечение (участие в реконструкции электроподстанции), строительство канализационно-насосной станции и сетей канализации. Газофи-кация будет осуществлена путем строительства

двух котельных на территориях строительства корпусов.

Реализация этого проекта в целом оценивается в сумму более 200 млн рублей.

В результате биологическая станция должна функционировать как база университета и решать важнейшие задачи: оставаться учебной и научной базой факультета биологии и института естествознания; стать базой для спортивно-оздоровительной работы со студентами университета; стать базой отдыха для сотрудников университета.

2. С 2003 года, после ремонта и реконструкции, на факультете активно функционирует научно-исследовательская лаборатория экспериментальной зоологии. Лаборатория оснащена современным оборудованием, позволяющим использовать в научных исследованиях методы гистохимии, биохимии, микроскопии и содержать культуры лабораторных животных. Основными направлениями деятельности лаборатории являются морфологические, паразитоло-гические и иммунологические исследования. Особое значение придается молекулярно-би-ологическим и иммунно-гистохимическим методам исследования. Научной работой в лаборатории руководит доктор биологических наук, профессор Г. Л. Атаев.

Полученный положительный опыт централизации и развития научно-технической базы предлагается распространить и создать лабораторию экологии. В этой лаборатории будет обрабатываться материал биомониторинговых исследований, а также проводиться экспериментальные работы по биоэкологическому моделированию. Здесь будет сконцентрирована аналитическая приборная база, а также собраны экспериментальные установки для работы с живым материалом. Наиболее подходящим помещением для создания лаборатории экологии представляется аудитория № 431/432 (1 корпус). В этом случае на факультете сформируется единый учебно-научный комплекс, включающий расположенные рядом лабораторию экспериментальной зоологии (ауд. 433/434) и лабораторию экологии (ауд. 431/432).

В феврале 2006 года завершен ремонт аудитории 461 2 корпуса и начата работа по оснащению в ней медиа-зала института естествознания. С апреля медиа-зал работает в демонстрационно-опытном режиме: отрабатываются различные формы работы, настраивается оборудование. В мае медиа-зал прошел сертификацию как компьютерный класс. Официальное открытие и пре-

Восстановление архитектурно-эстетической среды университета

зентация медиа-зала планируется на 14 июня. В настоящее время медиа-зал широко используется в учебном процессе как мультимедийная лекционная аудитория, компьютерный класс с доступом в Интернет для подготовки учебно-методических материалов преподавателями и студентами, для проведения виртуальных лабораторных работ и практических работ по специальным дисциплинам.

Мы считаем, что в связи с тенденцией информатизации образования необходимо создавать мультимедийные лекционные аудитории

для работы с большими потоками со стационарно установленной техникой (по образу ауд. 461). Такими аудиториями могли бы стать 237, 335, 436 и подобные им в рамках развиваемой в университете идеи создания ресурсных информационно-методических центров при факультетах.

Начатая модернизация материально-технической базы факультета, проводящаяся в рамках программы развития университета, позволяет обеспечить качество профессиональной подготовки специалистов в новых условиях.

Ю. В. Курнин,

заместитель декана факультета изобразительного искусства

ВОССТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Заслушав доклад В. И. Андреева, хочется с радостью отметить ту значительную работу, проведенную за последние годы в университете строительными бригадами. Их стараниями внутреннее оформление факультетов, административных помещений приобретает достойный эстетический облик.

Долгое время в нашем университете строители работали сами по себе, решая только ремонтные задачи, особенно не заботясь о сохранении тех художественных ценностей, которые у нас есть. Исторические интерьеры, в которых находился и находится университет, утратили былое великолепие и красоту. Серо-зеленое уныние! Только монументальные объемы помещений напоминали и напоминают нам о необходимости возрождения былого убранства. В конце 1990-х стало ясно, что нужен новый подход при восстановлении интерьеров. Руководство университета не только понимало, но и оказалось готовым принять программу по воссозданию художественно-эстетической среды университета — программу, которая требует значительных материальных затрат (а если привлекать специалистов со стороны или отдавать проектирование в различные фирмы, затраты возрастут на порядок).

У нас на факультете готовят преподавателей для школ, колледжей, институтов. И когда факультету изобразительного искусства предложили включиться в реализацию этой программы, мы откликнулись, хотя понимали всю меру ответственности и сложности. Сегодня уже наработан опыт сотрудничества в воссоздании художественно-эстетической среды университета. Мы исходи-

ли из того, что создание, сохранение, а по возможности воссоздание интерьеров университета — это наша общая задача, и мы должны приложить максимум усилий, чтобы наши потомки продолжили начатое дело по сохранению исторического наследия и делали это наряду с новыми ультрасовременными разработками интерьеров.

Но в университете сохранились не только стены, еще и старая антикварная мебель, которая также является неотъемлемой частью истории нашего университета, создающей дух и атмосферу прошлых веков. И начинать реставрировать эту мебель необходимо уже сейчас. Иначе время будет упущено, и многое может погибнуть безвозвратно.

В настоящее время принято решение о создании реставрационной мастерской при факультете изобразительного искусства на кафедре декоративно-прикладного искусства. Факультет проводит организационную работу по созданию такой мастерской (помещения для размещения материально-технической базы, привлечение специалистов высокого класса, методическое обеспечение и т. д.). Создание реставрационной мастерской — своевременное решение (тем более, что в планы университета входит открытие зала редкой книги и нового читального зала библиотеки). Интерьер зала редкой книги должен передавать дух, атмосферу и эстетику предшествующего времени.

Исходя из имеющегося практического опыта, факультет и далее готов продолжать сотрудничество в деле восстановления архитектурно-эстетической среды Герценовского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.