Научная статья на тему 'Модернизация Конституции Российской Федерации'

Модернизация Конституции Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1315
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНСТИТУЦИИ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ / MODERNIZATION OF CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL REFORMING / AXIOLOGICAL POTENTIAL OF THE CONSTITUTION / STRATEGY OF STABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раджабов И. Р.

В статье определяются объективные и субъективные условия для успешного проведения конституционной реформы в России. Обосновывается вывод о том, что модернизация Конституции необходима для создания правовой основы глубоких преобразований всех сфер жизни российского общества и государства в соответствии с научно обоснованной стратегией устойчивого развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE RUSSIAN CONSTITUTION

The article determines the objective and subjective conditions for successful conducting of the constitutional reform in Russia. Substantiates the conclusion that modernization of the Constitution is necessary for creation of legal ground for deep transformation of all spheres of life of the Russian society and in accordance with a scientifically substantiated strategy of stable development of the country.

Текст научной работы на тему «Модернизация Конституции Российской Федерации»

УДК 342

МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MODERNIZATION OF THE RUSSIAN CONSTITUTION

Раджабов И.Р.

Южно-Российский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Radgabov I.R.

South Russian Institute of Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

В статье определяются объективные и субъективные условия для успешного проведения конституционной реформы в России. Обосновывается вывод о том, что модернизация Конституции необходима для создания правовой основы глубоких преобразований всех сфер жизни российского общества и государства в соответствии с научно обоснованной стратегией устойчивого развития страны.

Ключевые слова: модернизация Конституции; конституционное реформирование; ценностный потенциал Конституции; стратегия устойчивого развития России.

The article determines the objective and subjective conditions for successful conducting of the constitutional reform in Russia. Substantiates the conclusion that modernization of the Constitution is necessary for creation of legal ground for deep transformation of all spheres of life of the Russian society and in accordance with a scientifically substantiated strategy of stable development of the country.

Keywords: modernization of Constitution; constitutional reforming; axiological potential of the Constitution; strategy of stable development of Russia.

Проблема модернизации Конституции фактически всегда была в центре научных дискуссий[1][2][3]. Накануне последних парламентских выборов (декабрь 2011 г.) Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН в форме научной монографии подготовлен «научный макет» (т.е. проект) новой Конституции РФ. Авторы проекта, выявив особенности Конституции РФ, которые, по их мнению, системно ответственны за проблемы, тормозящие развитие России, предложили логико-математизированный алгоритм успешности, применимый для каждой страны, на основе которого и попытались построить проект новой Конституции России. Проблема модернизации Конституции РФ активно обсуждалась и в ходе предвыборных политических баталий 2011-2012 гг. Хотя в последнее время тема возможного реформирования Конституции РФ перестала быть популярной в СМИ и в научных дискуссиях, это вовсе не означает, что теоретическая проблема модернизации российской Конституции не может в ближайшем будущем приобрести вполне реальные практические очертания.

Объективная потребность в модернизации российской Конституции, а, следовательно, и в конституционной реформе действительно существует. Несмотря на то, что недостатки действующей Конституции очевидны и хорошо известны специалистам, во избежание правового идеализма и конституционного романтизма следует иметь в виду, что модернизация Конституции может привести к позитивным изменениям только при соблюдении ряда условий субъективного и объективного характера.

При определении условий, необходимых для того, чтобы конституционная реформа была способна привести к позитивным изменениям, постараемся учесть доводы как сторонников, так и противников конституционного реформирования.

Противниками конституционного реформирования, в частности, предлагается способ «преобразования Конституции Российской Федерации без

156

внедрения в ее текст»[4], т.е. на основе принятия федеральных законов и в результате толкований Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Разумеется, возможности подобного «преобразования» Конституции далеко не безграничны: когда в результате толкования нарушается логика конституционного правила, делается вывод, противоположный его смыслу: «умаляются достоинства Основного закона, какими бы юридическими ухищрениями его тут ни пытались поддержать»[5]. Подобные «преобразования Конституции» с трудом согласуются с принципами конституционной законности и правового государства: «вложить в конституционную норму другое содержание, чем то, которое оно в себе несет, можно только одним легитимным путем -изменением текста этой нормы». Безусловно, Конституция как правовой и идеологический документ полностью способна реализовать свой ценностный потенциал лишь тогда, когда обеспечивает регулирование общественных отношений адекватно потребностям общественного развития, и Конституция РФ с множеством ее изъянов и пробелов уже с трудом справляется с этой задачей. Иными словами, вывод о том, что действующая Конституция «не исчерпала своего потенциала», в качестве аргумента против целесообразности проведения конституционной реформы едва ли можно признать убедительным: в современных условиях, по большому счету, потенциал российской Конституции не может быть реализован именно в силу ее существенных недостатков, а также ввиду того, что она уже не в полной мере отражает запросы времени. В связи с этим надолго затягивать с конституционной реформой едва ли целесообразно.

Однако следует признать, что небезосновательно учеными, многие годы поддерживающими отношение официальных властей к Конституции как к «священной корове», которую нельзя трогать, в качестве главного аргумента против конституционного реформирования выдвигается тезис об опасности в ходе его проведения нарушить политическую стабильность в обществе, гарантом которой и является действующая Конституция. Действительно, такая опасность

157

реально существует в случае превращения Конституции в инструмент и средство политики. Ведь конституция является безусловной ценностью только тогда, когда именно ей подчинена политика государства во всех сферах жизни, а политическая конъюнктура и целесообразность никогда не могут быть поставлены выше требований конституционной законности и стабильности. В результате приспособления Основного закона к политической конъюнктуре Конституция дискредитируется, утрачивает ценность документа, содержащего важные доктринальные положения, являющиеся правовой и идеологической основой развития общества и государства. И при подготовке новой Конституции России подобные подходы должны быть исключены как абсолютно неприемлемые.

К сожалению, право вообще и конституция, в частности, не рассматривались и не рассматриваются российской властвующей элитой как безусловные, основополагающие ценности, поэтому и вопрос о соотношении политики и права далеко не всегда решается в пользу последнего. Так, очевидна утрата ценностного значения Конституции в России в последнее десятилетие двадцатого века, когда политические интересы, идущие вразрез с Конституцией, одерживали верх.

Характеризуя реалии сегодняшнего дня, нельзя не признать политически конъюнктурный характер внесения поправок в Конституцию РФ на основе закона РФ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ в декабре г. Не только «ускоренная» процедура внесения поправок в действующую рос. Конституцию, но и иные политические решения (напр., о переводе Конституционного Суда РФ в Санкт-Петербург), принятые в угоду весьма спорной политической целесообразности, противоречащей Конституции РФ и российским законам. Стратегия реформирования конституционного законодательства на различных этапах развития Российского государства обладает своей спецификой и особенностями. Этап, который начался с 2000 года и продолжается до настоящего времени, характеризовался мероприятиями по усилению централизации власти и унификации законодательства в стране. [6] Кроме того, в условиях нерешенности

158

проблемы конституционной защиты личности, ее жизни, безопасности, а также собственности от бандитизма и коррупции, по справедливому утверждению В.Д.Зорькина, не может быть социально-экономической устойчивости общества и нормального государства[7], а это создает серьезные препятствия для проведения конституционной реформы.

Говоря о духовно-нравственных условиях, определяющих успех конституционного реформирования, следует подчеркнуть необходимость нравственного оздоровления российского общества и государства, ибо, как утверждали еще римские юристы, «бессмысленные законы в безнравственной стране», а «свобода без нравственной основы - превращается в произвол».

Таким образом, в современной России с учетом ее политических традиций, менталитета народа и правящей элиты, высокой коррумпированности и нравственно-духовного кризиса общества существует реальная угроза превращения Конституции в ходе ее реформирования в орудие политических манипуляций, что создает опасность нарушения политической стабильности и дискредитации Конституции как безусловной ценности демократического общества и правового государства. То есть современные политические и правовые реалии создают далеко не благоприятные условия для конституционного реформирования. В частности, необходимым условием успешного проведения конституционной реформы (своего рода субъективным фактором) является такая ситуация, когда и «верхи» выражают политическую волю на ее проведение, и народ, понимает, для чего это необходимо, почему такая реформа соответствует его интересам. Пока в России субъективный фактор для проведения конституционной реформы отсутствует: политическое решение о подготовке новой Конституции не принято, более того, в настоящее время проблема конституционного реформирования вообще не находится в поле зрения руководства страны.

В современных условиях субъективный фактор предполагает не только

принятие официального решения о начале конституционной реформы, но и

159

активное включение в этот процесс гражданского общества. А это означает всестороннее информирование и разъяснение народу причин и последствий разработки нового Основного закона страны. Сам процесс разработки новой Конституции предполагает использование уже известных прежнему опыту конституционного реформирования форм, и в первую очередь - подготовку и широкое общественное обсуждение альтернативных проектов, общественную и научную экспертизу законопроектов и др.

Для активного включения гражданского общества в процесс подготовки новой Конституции представляется необходимым в ФКЗ о Конституционном Собрании предусмотреть положение о том, что проект новой Конституции в соответствие с решением Конституционного Собрания выносится на всенародное обсуждение.[8] Это должна быть императивная норма, не позволяющая Конституционному Собранию решить вопрос о форме принятия Конституции (самим Конституционным Собранием или на всенародном референдуме), не проводя предварительно всенародного обсуждения проекта Конституции. Включение всенародного обсуждения проекта Конституции как необходимого элемента в процессе подготовки нового Основного закона не противоречит ст.135 Конституции, которая урегулировала лишь отдельные этапы этой процедуры. Всенародное обсуждение законопроекта способно обеспечить обратную связь между разработчиками проекта Конституции и гражданским обществом, каждым гражданином, российским народом в целом.

К сожалению, должная правовая основа для всенародного обсуждения законопроектов и иных важных вопросов гос. жизни отсутствует: соответствующий ФЗ до сих пор не принят, а Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. Об общественном обсуждении проектов ФКЗ и ФЗ этот правовой пробел не устранил. Представляется целесообразным и привлечение современных технических возможностей сбора и обработки информации, в частности возможности

Интернета. Необходимо создание специальной редакционной группы,

160

обеспечивающей систематизацию поступающих предложений. Важно

предусмотреть серьезные гарантии учета мнения отдельных граждан, социальных

групп, общественных объединений, субъектов РФ, органов гос. власти и местного

самоуправления и т.д.[9]

Таким образом, создание необходимых субъективных условий для

успешного проведения конституционной реформы в решающей степени зависит от

целенаправленной деятельности государства в указанных направлениях.

А объективные условия для модернизации действующей Конституции

существуют уже сегодня, и весьма серьезные. И это не только и не столько изъяны

пробелы действующей Конституции. Главные причины, требующие начинать

работу над проектом новой Конституции уже сегодня, связаны с решением задач по

переходу страны к устойчивому развитию - новому этапу, который может быть

определен, по словам В.В.Путина, как переход «в новую культуру, экономическую,

технологическую, геополитическую эпоху». По мнению ученых, переход всех

государств на новую модель устойчивого развития необходим для предотвращения

реальных угроз существованию современной цивилизации. Результаты

современных исследований, проведенных в мире в последние десятилетия

прошлого века, со всей очевидностью доказали, что ресурс стихийного развития

человечества и каждого отдельного государства исчерпан. Полюса бедности и

богатства и иные социальные контрасты свидетельствуют о социально-

экономической дисгармонии современного общества, которая усугубляется его

глубоким духовным кризисом.

Таким образом, широкомасштабная конституционная реформа необходима

для создания правовой основы глубоких, системных преобразований всех сфер

жизни российского общества и государства в соответствии с научно обоснованной

стратегией устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

В подготовке и проведении современной конституционной реформы

беспрецедентно велика роль науки. Российские ученые-правоведы, особенно

161

занимающиеся конституционно-правовыми исследованиями, призваны занимать активную гражданскую позицию, более активно выполнять функцию просветительства, популяризации всего комплекса научных знаний об обществе и государстве, в т. ч. о роли Конституции как Основного закона государства, тем самым способствовать повышению общей и правовой культуры российских граждан и нравственному возрождению общества. Необходимо создать научный центр, способный объединить ученых различных отраслей знаний для решения главной научной задачи - разработке научно обоснованной концепции развития России, а также формирования основывающейся на данной научной концепции государственной идеологии устойчивого развития и Государственной стратегии перехода России к устойчивому развитию, где науке отводится роль реального интеллектуального центра предстоящих преобразований. Российским правоведам, политологам, представителям иных общественных наук предстоит сконструировать модель государства XXI века, совместимую с моделью устойчивого развития, которая бы исходила из необходимости решения общецивилизационных проблем и в то же время учитывала специфику и интересы России. На основе комплексных междисциплинарных исследований предстоит решить ответственную задачу -разработать теоретическую основу для правового фундамента новой модели развития общества и государства, определить черты «устойчивой государственности» России. Все это должно лечь в основу концепции новой Конституции - Основного закона российского государства и общества периода перехода на новую цивилизационную модель устойчивого развития.

Список литературы:

1. Пензин К.Е. Конституционные основы прекращения полномочий Президента Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013.№3. С.78-83.

2. Рассыльников И.А. Конституционные основы бюджетного процесса во Франции // Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. №4 С. 77-83.

3. Трубицын А.В. Совершенствование системы регулирования муниципального управления: тенденции и перспективы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. №2. С.98-104

4. Митюков М.А. Об оптимальном развитии Конституции Российской Федерации. В кн. Законодательство России в XXI веке. М., 2002.

5. Васильев В.И. О динамике и стабильности Конституции // Конституция и законодательство: по материалам международной научно-практической конференции. Москва, 29 октября 2003 г. / Под ред. Т.Я.Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2003.

6. Баранов П.П. Роль конституционного законодательства в модернизации политической системы Российской Федерации на современном этапе // СевероКавказский юридический вестник. 2012. №2. С. 69-78.

7. Зорькин В.Д. Конституция против криминала // Российская газета. Федеральный выпуск №5359 (280) от 10 декабря 2010 г.

8. Баранов П.П. Влияние конституционно-правового регулирования на легитимность государственной власти в современной России // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. №1. С. 76-86.

9. Бутусова В.Н. О модернизации российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. 2013. №1. С. 5-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.