10. URL:http://es.scribd.com/doc/69721113/Sentencia-Penal-criterios-indemnizacion-140-LPI (доступно на 27.12.2013)
11. Пиратство может быть полезным для правообладателя, установил испанский суд. - URL: http://pravo.ru/interpravo/news/view/63699 (доступно на 27.12.2013).
Хуснутдинов Артём Ильгизович, аспирант кафедры конституционного и административного права юридического факультета ГБОУ ВПО Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, е-mail: [email protected]
Khusnutdinov Artyom Ilgizovich, postgraduate student, department of constitutional and administrative law, law faculty, Bashkir Academy of State Service and Administration at the President of the Republic ofBashkortostan. Email: [email protected].
УДК 324.4 (470.661) © Т.Т. Озиев
КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕРЕНИИ (СТАТИЧЕСКИЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
В статье исследуется стабильность Конституции Чеченской Республики как важнейшее юридическое свойство основного закона республики.
Ключевые слова: стабильность Конституции, динамизм конституции, жесткая конституция, гибкая конституция, поправки и пересмотр конституции.
T.T. Oziev
THE CONSTITUTION OF THE CHECHEN REPUBLIC IN CONTEMPORARY CONDITIONS
(STATIC AND DYNAMIC ASPECTS)
The article researches stability of the Constitution of the Chechen Republic, as the most important legal feature of the general law of the republic.
Keywords: stability of the Constitution, dynamism of the Constitution, rigid Constitution, flexible Constitution, amendments and revision of the Constitution.
Стабильность Конституции - это ее важнейшее юридическое свойство наряду с таким свойствами, как верховенство Конституции, высшая юридическая сила, прямое действие и др. Говоря о стабильности Конституции, юристы имеют ввиду неизменность основных положений конституции при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества. Стабильность норм основного закона является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы.
Чем же определяется стабильность? Как правило, стабильность стоит в зависимости от социально-политических и экономических факторов (стабильность регулируемых конституцией отношений, стабильность политической и социальной ситуации и др.) и обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых является аналогичным порядку изменения обычных законов; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких относится и Конституция РФ. Со времени ее принятия ни одно из ее конституционных положений не изменялось и не дополнялось [1, с. 147] до недавнего времени [2].
Следует напомнить, что в Конституции Российской Федерации есть специальная глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», которая дает ответ на вопрос «Что такое «поправки» и «пересмотр» основного закона?». Под поправками необходимо понимать частичные изменения Конституции, не затрагивающие ее принципиальных положений; пересмотр - изменение фундаментальных позиций Конституции, означает уже определенное одновременное изменение конституционного строя.
Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод, что лишь по процедуре, т.е. голосованию и количеству голосов, закон, вносящий изменения в главы 3-8, принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ. Что касается формы, то Конституционный Суд определил, что «поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации».
Конституционный Суд также записал в своем постановлении, что законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ, по-
Т. Т. Озиев. Конституция Чеченской Республики в современном измерении (статический и динамический аспекты)
рядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте. Вступивший после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию [3, с. 16]. В этой связи следует упомянуть, что ожидаемые изменения по объединению высших судебных инстанций единой судебной системы России также потребует принятия закона о поправках.
Что можно сказать о стабильности Конституции Чеченской Республики? Одной из самых стабильных частей Конституций Чеченской Республики является ее преамбула. Преамбула в конституционной практике в широком социальном плане декларирует становление в республике конституционализма, превращение республики (государства) в рациональную организацию публичной власти для осуществления общественных задач в рамках права с учетом конституционной природы российского федерализма. Преамбула Чеченской Республики -составная часть Конституции Чеченской Республики - имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве оселка, с помощью которого выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции.
На разных этапах конституционно-правового развития Чеченской Республики ее Основной закон обретал неодинаковые (можно сказать противоположные) свойства. С достаточной мерой условности можно разделить этот процесс на два этапа:
1. Первый - это этап становления конституционно-правового бытия Чеченской Республики, конституция которого может быть охарактеризована как жесткая (2003-2006).
2. Второй этап (с 2007 г. и по настоящее время) - это период активного конституционного реформирования и даже модернизации конституционного законодательства Чеченской Республики.
Автор считает, что одним из основных достоинств Конституции Чеченской Республики периода 2003-2006 гг. являлась незыблемость ее норм, что сыграло важную роль в обеспечении стабильности общественных отношений, организации и деятельности государственно-правовых институтов в сложных социально-политических условиях преодоления кризиса.
Задача укрепления вертикали исполнительной власти, начатая федеральными властями с 2000 г. и результатом которой явилась целая серия успешных централизаторских реформ, существенно изменила правовую и политическую систему власти в России [4, с. 193-197]. Предварительные результаты этих реформ в научной литературе оцениваются неоднозначно, поскольку от места и роли исполнительной власти в политической системе государства во многом зависит и характер политического режима. В частности, по мнению некоторых исследователей, изменчивость баланса административной власти Российской Федерации свидетельствует об отсутствии ясного представления об ее оптимальной форме [5, с. 29-37]. Вектор на унификацию законодательства Российской Федерации - приведение в соответствие законодательства субъектов федеральному и в первую очередь Конституции России - придал динамизм региональным основным законам (конституциям и уставам), в них стали вносится изменения.
Фактической реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации присущ ряд формальных и реальных особенностей, обусловленных организацией власти на федеральном уровне и неудовлетворенностью существующей моделью разделения властей, в которой нет устойчивого баланса законодательной и исполнительной власти. В связи с этим обращают на себя внимание современные интерпретации разделения власти, в частности, придание ему характера ориентирующего принципа. Его реализация на региональном уровне закономерно приняла разнообразные формы, поскольку Конституция РФ наделила субъекты правом самостоятельно устанавливать систему своих органов государственной власти. Следствием данной самостоятельности являются различные модели организации власти в субъектах Федерации [6].
Так, например, Конституция Чеченской Республики периода 2003-2006 гг. (ст. 78 и 79) предусматривала наличие двухпалатного парламента, где одна из палат парламента - Совет Республики - состояла из 21 депутата, представляющего административно-территориальные единицы республики (города республиканского значения и районы) и избираемого по одномандатным избирательным округам на основе прямого избирательного права при тайном голосовании; а вторая - Народное Собрание - состояла из 40 депутатов. Подобная структура Парламента Чеченской Республики вызывала неоднозначную оценку у специалистов, связанную с решением таких принципиальных вопросов, как определение места Совета Республики в парламентском механизме, целесообразность его существования, способ формирования, разграничение компетенции с Народным Собранием.
В 2007 г. Чеченская Республика отказалась от двухпалатного парламента, был отменен Конституционный закон Чеченской Республики «О Конституционном Собрании Чеченской Республики», принятый 25.07.2006 № 3-РКЗ, а изменения в ст. 83 Конституцию ЧР отменили необходимость одобрения вносимых изменений в конституцию ЧР гражданами республики на всенародном референдуме.
Таким образом Парламент Чеченской Республики получил право самостоятельно вносить в Конституцию изменения и дополнения без необходимости проведения референдума, то есть путем принятия конституционных законов Чеченской Республики. В таких условиях конституционное законодательство Чеченской Республики стало развиваться еще динамичнее. Это легко проследить: 2 декабря 2007 г., 23 июля,
2 сентября 2010 г., 20 мая, 18 июня, 1 ноября 2012 г. Только 2007 г. изменению были подвергнуты порядка 50 статей Основного закона Чеченской Республики. По сути реформированию были подвергнуты все ветви власти Чеченской Республики, а также конституционные институты, даже в Основы конституционного строя ЧР были внесены 4 изменения.
Чеченская Республика отказалась от института президентства. Глава республики сегодня - это высшее должностное лицо, возглавляющее исполнительную власть, а Парламент Чеченской Республики имеет однопалатную структуру.
Следует отметить также необычную систему исполнительной власти, в ней особое место занимает аппарат Главы и Правительства Чеченской Республики, который наряду с Правительством Чеченской Республики является органом власти общей компетенции, руководители ключевых департаментов - министрами Правительства ЧР, хотя и без портфелей. По сути из органа государства аппарат Главы и Правительства Чеченской Республики стал органом государственной власти республики.
Изменения коснулись такой стабильной по содержанию главы, как права и свободы человека и гражданина. В главе второй Конституции Чеченской Республики скорректировано содержание статей, касающихся личных, социальных прав, а также прав обвиняемых и осужденных. Чеченскому языку придан статус государственного наряду с русским (в прежней редакции Конституции ЧР было лишь указано, что языком межнационального общения в республике является русский). Административно-территориальное устройство Чеченской Республики также претерпело изменения: учреждены (воссозданы) еще два района - Галанчожский и Чебирлоевский, что имеет огромное социально-политическое значение (формально изменения приняты с целью приведения в соответствие с Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1929 года №19 и Законом РСФСР от 26 апреля 1991 года №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов).
Как видно, основная масса внесенных изменений носит объективно качественный характер и не может восприниматься как законотворческий задор местного законодателя.
Упомянутые изменения служат не только целью приведения норм Конституции Чеченской Республики в соответствии к Основному закону Российской Федерации, но и к сложившейся социально-политической реальности, а также потребностям общества Чеченской Республики, сообразовывая содержание формальной конституции с ее реальным воплощением в социальной практике.
Еще одним фактором, влияющим на динамичность содержания Конституционных положений, является взятая за основу в отношениях между федерацией и ее субъектами доктрина «кооперативного федерализма».
Большое значение в последнее время при разрешении проблемы разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами стали придавать принципу субсидиарности согласно которому вопросы, потенциально решаемые на низовых уровнях управления, нет смысла предавать на верх. Применение принципа субсидиарно-сти требует при распределении полномочий брать в расчет прежде всего способность органов того или иного уровня эффективно решать в конкретно-исторических условиях задачи, стоящие перед федерацией [7, с. 139].
Д.А. Медведев (на тот момент Президент Российской Федерации) в январе 2010г. на заседании Государственного Совета по вопросам развития политической системы России особое внимание уделил укреплению демократических институтов на региональном уровне. «Мы с вами многое сделали для того, чтобы изменить ситуацию на федеральном уровне. Решения приняты, теперь нужно заняться региональным уровнем» [8], - заявил глава государства.
Перед руководителями субъектов России он поставил задачу добиться соответствия принципов политического и правового управления с учетом специфики каждого региона.
Вся совокупность факторов оказывает влияние на законодательство Чеченской Республики, в первую очередь на ее Конституцию. Очевидно, что Конституция Чеченской Республики более гибкая, чем Основной закон Российской Федерации (т.е. ее содержание претерпевает изменения гораздо чаще по объективным причинам). Тем не менее Конституция Чеченской Республики должна восприниматься нами как документ, имеющий стратегическое значение с большим стабилизирующим ресурсом, поэтому внесение в него изменений должно происходить с особой степенью взвешенности (это не должны быть сиюминутные решения коньюктурного характера), внесение которых обеспечит стабильность его содержания еще на длительный период. Здесь можно провести параллель и согласиться с мнением судей Конституционного Суда Российской Федерации, которые считают, что федеральные конституционные законы могут конкретизировать, но не изменять или дополнять Конституцию России [9, с. 16].
Подводя итог, следует отметить, что современная ситуация в Чеченской Республике, на наш взгляд, такова, что в связи с отсутствием объективных теоретических разработок нормативные правовые механизмы в процессе реформирования системы государственного управления зачастую отодвигаются на задний план, что снижает эффективность административной реформы. Главе Республики приходится решать вопросы самого разного рода и отраслей (безопасности, экономики, здравоохранения, ЖКХ и др.). Таким образом, решение задач форсированного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики требует не только финансовых ресурсов, но и необходимых институциональных условий.
С.В. Мысин. Актуальные проблемы понятийного аппарата в сфере некоммерческих организаций в современном российском праве_
Литература
1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / под общ. ред. В.И. Червонюка. - М., 2002.
2. С 1996 года в Конституцию вносились незначительные изменения, которые касались наименования областей и автономных округов. Более важное изменение было произведено в 2008 году - на референдум был вынесен вопрос о том, что необходимо продлить срок полномочий Президента Российской Федерации. Если ранее Президент избирался на четыре года, то было предложено увеличить этот срок до шести лет. Народ России поддержал это предложение, см. подробнее: http://nicstyle.ru/prazdniki/12-dekabrya-den-konstitucii.html.
3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М., 2000.
4. Дьячковский С. Н. Реформирование исполнительной власти РФ и процессы трансформации системы циркуляции элит // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - Вып. 6.
5. Дьячковский С.Н. Особенности организации исполнительной власти в республиках РФ в условиях формирования централизованной федерации // Регионология. - 2009. - №1.
6. Хамидов А.М. Конституционно-правовой статус Парламента Чеченской Республики: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - 2007.
7. Добрынин Н.М. Новый Федерализм. - Новосибирск, 2003.
8. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693.
9. Гаджиев Г.А. Комментарий к Федеральному закону «О Конституционном Суде российской Федерации».
Озиев Тамерлан Таймуразович, помощник председателя Конституционного Суда Чеченской Республики, кандидат юридических наук, e-mail: [email protected].
Oziev Tamerlan Taymurazovich, assistant to the Chairman of the Constitutional Court of the Chechen Republic, candidate of law sciences, e-mail: [email protected]
УДК 347.191.1 © С.В. Мысин
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В СФЕРЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
Статья посвящена исследованию легальных дефиниций в сфере некоммерческих организаций, особенностям их толкования и применения в российском законодательстве.
Ключевые слова: законодательство; некоммерческая организация; неправительственная организация; некоммерческая неправительственная организация; общественное объединение; общественная организация; иностранная некоммерческая неправительственная организация.
S.V. Mysin
URGENT PROBLEMS OF THE TERMINOLOGY IN THE SPHERE OF NONPROFIT ORGANIZATIONS IN MODERN RUSSIAN LAW
This article is devoted to analysis of legal definitions in the sphere of nonprofit organizations, peculiarities of their interpretation and implementation in the Russian legislation.
Keywords: legislation; nonprofit organization; nongovernmental organization; nonprofit nongovernmental organization; social association; social organisation; foreign nonprofit nongovernmental organization.
После распада СССР и становления Российской Федерации на путь демократических преобразований начали бурно развиваться институты гражданского общества. Значительное место в современной России в качестве существенного элемента контроля и влияния на происходящие общественно-политические, социальные и экономические процессы заняли некоммерческие организации (далее - НКО).
Готовность руководства нашей страны к открытому диалогу с российской и мировой общественностью обусловили появление на территории России большого количества представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также резкий рост числа российских НКО.
Как правило, деятельность организаций направлена на оказание помощи правительству Российской Федерации и российскому обществу в целом в проведении демократических реформ. Для этого они организуют содействие государственным учреждениям, общественным организациям, а также группам населения и отдельным гражданам, выделяемым ими по профессиональному, этническому или иным признакам. Формы содействия включают финансирование, предоставление организационных и консультационных услуг, приглашение на стажировки и тому подобное. Международные гуманитарные программы являются отдельными крупными проек-