Научная статья на тему 'Модернизация китайского образования как модернизация китайской культуры'

Модернизация китайского образования как модернизация китайской культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
220
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАПАДНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чжэн Чжилянь

В современном обществе Китая модернизации подвержена не только система образования, но и модернизация китайской культуры в целом. Элементы западной культуры, активно проникающие в культуру китайскую, во многом противоречат традициям Китая, что способствовало появлению идеи синтеза традиций китайского образования и современного западного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация китайского образования как модернизация китайской культуры»

МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Чжэн Чжилянь*

Циндаоский научно-технический университет, КНР, г. Циндао

В современном обществе Китая модернизации подвержена не только система образования, но и модернизация китайской культуры в целом. Элементы западной культуры, активно проникающие в культуру китайскую, во многом противоречат традициям Китая, что способствовало появлению идеи синтеза традиций китайского образования и современного западного образования.

Ключевые слова: китайское образование, модернизация образования, западная система образования.

В рамках осмысления проблемы европейского влияния на китайское образование имеется много исследований, посвященных советскому образованию, основанному на марксистском идеале человека. Это связано с очень важным для новейшей истории Китая периодом «культурной революции», когда европейское влияние было представлено в виде марксистских идей, пришедших в Китай из России.

Культурная революция, потрясшая все сферы общественной жизни, оставила глубокий отпечаток на образовательных стратегиях китайского государства. Негативные последствия культурной революции для системы высшего образования были полностью преодолены только в самые последние годы. Сопоставительное изучение темпов развития экономики и системы высшего образования показало, что рост числа ВУЗов в стране коррелирует с ростом экономических показателей.

Сотрудник Академии наук КНР из Пекина Ян Фань говорил о необходимости сбалансированного развития как высшего, так и профессионального образования, так как переизбыток выпускников ВУЗов на фоне дефицита квалифицированных рабочих окажет негативное влияние на развитие на развитие народного хозяйства КНР.

Модернизация образования есть проявление более широкого масштабного явления - модернизации всей китайской культуры. Следовательно, чтобы понять, какова цель модернизации образования, необходимо осмыслить процесс модернизации китайской культуры в целом. Среди исследователей данной проблемы - Ван Цзоуцзюнь, Лоу Далинь, Лу Дадао, Чжао Инмин. Основная идея, которую они выражают, что модернизация Китая неизбежна и необходима и что для истории Китая, несмотря на его традиционность,

136

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

характерны периоды, когда резко изменялась традиционная культура. Это прежде всего великие эпохи Хань и Тан, связанные с появлением религий буддизма и конфуцианства.

Модернизация Китая в 20 веке связана с тем, что Китай вступил в тесное взаимодействие с миром культуры Запада. Китайская культура активно впитывает элементы западной культуры, которые во многом противоречат традициям Китая. Их осмыслением занимаются такие ученые как Чэнь Пи-нюань, Чжао Хуаюн, Чжао Инмин и другие.

Существует ряд противоречий между западной системой образования и китайской. Эти противоречия и являются предметом обсуждения таких ученых как Ван Пин, Диань Тиан, Изию Тьен, Сун Цзянь. Но несмотря на противоречия, очевидно, что взаимодействие Китая с Западом - это объективный процесс, и избежать его нельзя. Но чтобы западная культура не разрушила великие достижения культуры Китая, необходимо показать те ценности китайской культуры, которые необходимо сохранить, а также те негативные проявления западной культуры, которые их могут разрушить. Этому вопросу посвятили свои исследования Ла Гуан, Хуан Фань, Лю Инцзе.

Чтобы понять, как выйти из противоречий и создать синтез традиций китайского образования и современного западного образования, многие китайские ученые, по примеру европейских философов, обратились к философской антропологии, так как то, каким будет образование, зависит от того, как в той или иной культуре понимается человек. Вопросами философской антропологии древности занимались прежде всего великие философы древности, такие как Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы.

Благодаря им в китайской культуре сложился гуманистический идеал, который, конечно, во многом отличается от европейского, но тем не менее, в нем есть черты сходства с китайским. Такие великие гуманисты Запада как Пико делла Мирандола, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант хорошо известны китайским философам, так как через их произведения можно глубже вникнуть в гуманистические установки европейской культуры. Идеи западной философии стали широко использоваться в современной китайской философии. поскольку они помогают изменить китайское представление о человеческой сущности и внести в нее новые элементы и тем самым приспособить антропологическую традицию китайской философии к нуждам культурной модернизации. Среди китайских философов, кто пытался соединить китайские представления о человеке с европейскими, следует назвать таких, как Тань Сытун, Ху Ши, Кан Ювэй.

И тогда, и сейчас в исследованиях таких ученых как Ду Фэнчжоу, Фан Лиминь, Фанляни, Чжао Инмин осмысливается противоречивое значение этих идей на китайское самосознание, но, что является несомненным, и это отмечается в литературе, марксизм подготовил условия для восприятия идей научно-технического мышления Запада.

Благодаря современным китайским философам (Ян Фань, Чжен Си Дун, Цзяаюй, Тань Сунхуа, Сун Цзянь) разрабатывается тема культурного симбиоза в сфере образования. На основе соединения моделей китайского конфуцианского, советского марксистского и западного позитивистско-прагма-тистского образования появились идеи синтеза традиций китайского образования и западного.

Ценность китайской культуры состоит в том, что она может предложить отличную от западной модель развития современного общества. из этого следует, что образование, как средство ее трансляции, должно быть больше ориентировано на традицию, чем на западные инновации.

Если же Китай действительно собирается каким-то образом войти в ту цивилизацию, которую мы называем развитым миром (а для нас это прежде всего Западная Европа), то, соответственно, мы должны подумать, как приблизить китайское общество к западному.

Список литературы:

1. Лухунцзюнь. Развитие культуры в человеческом обществе. - Пекин: Наука, 2001. - 280 с. - (на кит. яз.).

2. Линь Тунхуа. Этическая Культурология. - Фучжо: Нар. изд-во, 2013. -279 с. - (на кит. яз.).

3. Ло Гуан. Сравнение религии Китая и Запада. - Цунцин: Изд-во «Цун-цин», 1998. - 334 с. - (на кит. яз.).

4. Лу Дадао. Развитие в Китае. - Пекин: Торговое изд-во, 2011. - 163 с. -(на кит. яз.).

5. Хуан Ли. Черное фото. - Пекин. 2000. - С. 76. - Кит. яз.

6. Дэн Сяоман. Антропология в практике. - Пекин, 2000. - С. 76. - Кит. яз.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1982. - С. 73.

ОПИУМНАЯ ВОЙНА И ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ

© Чжэн Чжилянь*

Университет науки и технологий, КНР, г. Циндао

Анализируются последствия Опиумной войны, поражение в которой для китайцев возымело эффект разорвавшейся бомбы. После войны китайцы переосмыслили свое положение в мировом контексте, что привело к многочисленным преобразованиям в стране, реформе обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.