Научная статья на тему 'Модернизация как планово-рыночный механизм развития реального сектора'

Модернизация как планово-рыночный механизм развития реального сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН / РЫНОК / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / PLAN / MARKET / REAL SECTOR / MODERNIZATION / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пунегов Константин Викторович

В статье рассматривается роль плановых инструментов, дополняющих действие рыночных механизмов и совершенствующих имеющийся потенциал развития реального сектора. Подчеркивается значимость модернизации реального сектора российской экономики. Для обеспечения эффективного взаимодействия науки и производства автор предлагает направления современного научно-технического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization as plan-market mechanism of real sector's development

The article considers the role of planned instruments supplementing the action of market mechanisms and improving available potential of real sector. On the basis of it the importance of modernization of real sector of the Russian economy is underlined. For maintenance of effective interaction of science and manufacture the author offers the directions of modern scientific and technical cooperation.

Текст научной работы на тему «Модернизация как планово-рыночный механизм развития реального сектора»

нет-магазинах детских товаров с доставкой на дом, даже с учетом переплаты, остальные готовы воспользоваться услугами интернет-магазина, если цена на товары не будет превышать уровня цен розничных магазинов.

Такое исследование позволяет дополнить маркетинговый профиль достоверной информацией о потребителях в рамках какого-либо региона. В данном случае это Санкт-Петербург. На форуме Littleone.ru зарегистрировано 179 107 участников, а суточная посещаемость составляет около 73 000 посещений, месячная — 208 737 посещений. Таким образом, можно сделать вывод о высокой популярности ресурса среди родителей Санкт-Петербурга, активности обмена мнениями и достоверности результатов опросов на данном ресурсе.

Эффективность прямой рекламы на рынке товаров для новорожденных на порядок ниже, чем для традиционных сегментов, так как реклама как источник информации о продукции имеет низкий рейтинг доверия целевой аудитории. Главный источник информации, заслуживающий внимания, — советы педиатров и других экспертов-медиков, а также друзей и знакомых, имеющих опыт пользования соответствующими продуктами.

К эффективным способам продвижения детских товаров относятся инструменты, «находящиеся за линией» прямой рекламы (ВТЬ). Это трейд-маркетинг, директ-маркетинг, специальные интерактивные программы лояльности для потребителей; инструменты PR — работа с лидерами мнений (педиатры, акушеры, специалисты по детскому развитию, психологи).

Таким образом, перед женщиной-матерью стоит сложная задача найти свое призвание, скоординировать отношения как в пространстве новой семьи, так и в пространстве общества. В свою очередь участникам рынка потребительских товаров в целом и рынка товаров для новорожденных в особенности следует учитывать феномен материнства с тем, чтобы помочь женщине-матери адаптироваться к ее новой роли, стать полноценной участницей социально-экономических отношений, с учетом преобразований ее ценностно-смысловой сферы и самосознания личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. БарлеттаМ., Ульман Б. Мамочки на триллион долларов. СПб.: Вершина, 2006.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006.

4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

5. URL: http://forum.littleone.ru/ (дата обращения: 15.05.2011).

КВ. ПУНЕГОВ

Константин Викторович ПУНЕГОВ — аспирант кафедры общей экономической теории СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — реальный сектор, государственное регулирование, модернизация.

^ ^ ^

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ПЛАНОВО-РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА*

Модернизацию следует считать ключевым звеном, обеспечивающим интенсивное развитие реального сектора, поскольку ее основная функция состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и этапов опытно-конструкторских работ.

ГРНТИ 06.01.05 © К.В. Пунегов, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.В. Харламова.

Под модернизацией реального сектора следует понимать целенаправленную плановую деятельность с целью получения массового блага, имеющего новые, более технологичные, потребительские свойства и производимого на основе использования новых экономических ресурсов и технологий. В результате модернизация ведет к трансформации структуры реального сектора в направлении конвергенции науки, производства, инфраструктуры, образования и потребления в единую взаимозависимую систему.

Для того чтобы обеспечить практическое осуществление этого процесса, необходимо создать базовые условия, что невозможно без формирования соответствующей инфраструктуры производства, включая и развитие научно-технической сферы, и стимулирование научных исследований. Наука, в свою очередь, стимулирует развитие тех отраслей производства и потребления, в которых возможна практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных исследований [3, с. 197]. Среди основных интересов российского реального сектора в области научно-технических отношений можно выделить следующие:

• преодоление кризиса в науке, прекращение распада ведущих научных школ и научно-технических комплексов, особенно в области фундаментальных наук;

• обеспечение качественно нового уровня включения российской науки и техники в мировой научно -технический процесс в интересах наращивания научно-технического и экономического потенциала страны;

• сохранение кадровой основы научного потенциала страны, противодействие оттоку научных сил за границу, систематическое воспроизводство научных кадров (прежде всего по приоритетным направлениям фундаментальной и прикладной науки), создание соответствующих квалификации условий жизни научных работников и повышение престижа научной деятельности;

• сохранение достигнутого мирового уровня и научного превосходства, особенно в отраслях, наиболее важных для обеспечения экономического и научно-технического прогресса, а также экономической безопасности страны;

• создание и использование соответствующего современным условиям механизма финансирования науки на основе сочетания целевых государственных расходов (при приоритете фундаментальных исследований и НИОКР), с возрастающей долей частного финансирования научных исследований прикладного характера;

• укрепление научно-технических связей России с другими странами;

• развитие материально-технической базы отечественной науки, соответствующей современным мировым стандартам [1, с. 114].

Поддержка государством инновационной активности характерна для всех развитых стран. Современная цивилизация превратила науку в необходимый компонент общества и сферы производства, и потому проведение приоритетной политики в отношении науки, включая научно-техническую сферу, стало важнейшей функцией государства. Конкретное отношение государства к инновационной деятельности выражается путем создания для нее соответствующего экономического и правового поля и проведения научно-технической политики. Она, как правило, включает выделение приоритетных направлений, на основе которых формируются цели научно-технической политики государства и происходят распределение и использование различных экономических ресурсов.

Организаторская роль государства может носить и более конкретный характер, когда оно выступает в качестве заказчика и потребителя инновационной продукции, руководствуясь содержанием разработанных и принятых научно-технических программ. Кроме того, государство владеет и управляет собственным сектором исследований и разработок, который существует во всех странах (в большем или меньшем масштабе). Существует такой сектор и в нашей стране. В основном он связан с развитием военного производства (оборонно -промышленного комплекса) и прочих секторов, обеспечивающих различные компоненты национальной безопасности страны.

В 2010 г. в России научными исследованиями и разработками было занято 4145 организаций. Проводимые ими фундаментальные и прикладные исследования способствовали получению новых знаний в областях космоса и астрономии, ядерной физики и физики высоких энергий, физики квантовых и волновых процессов, физики конденсированных сред, изучения океанов и морей, биоинженерии, генома человека, генетики, природной среды и климата. Прикладные исследования и разработки были связаны с решением проблем социально -экономического развития и модернизации экономики. В настоящее время функционируют государственные научные фонды, сеть государственных научных центров, идет процесс образования наукоградов. Создана и функционирует первая очередь системы инновационно-технологических центров и технопарковых структур в субъектах Российской Федерации [4, с. 237].

Сформированы законодательные основы и нормативно-правовая база научно-технической деятельности. Наука становится более открытой: изменился характер участия ученых в международном сотрудничестве, исчезла чрезмерная административная функция контроля и т. д. Создаваемая в последние годы система финансирования научных исследований и разработок характеризуется многоканальностью и даже элементами конкуренции.

В последние годы наметились и постепенно закрепляются положительные тенденции в научно-технической сфере:

• продолжилось выделение целевых средств на укрепление материально-технической базы науки, поддержку патентной деятельности, строительство жилья для молодых ученых;

• выделение средств из бюджета на финансирование науки происходит на регулярной основе, исполнение бюджета осуществляется на 100% [2, с. 22].

Представляется, что одной из важнейших проблем российского реального сектора, как и в большинстве стран мира, является создание таких механизмов, которые бы смогли определять инновационные компоненты антикризисных мероприятий. Их практическое использование в дальнейшем должно обеспечить экономическое развитие отраслей реального сектора и его ключевых производств на всех уровнях хозяйственной жизни.

Как известно, модернизация положена в основу государственной концепции социально-экономического развития нашей страны в ближайшее десятилетие. Ее формирование будет происходить под влиянием множества объективных для нашей страны факторов, включая ее размеры, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности, степень развития различных отраслей реального сектора, наличие природных и трудовых ресурсов и др. Нередко при рассмотрении этих факторов исходным все же считают производство. Это связано с тем, что именно производство модернизируется в первую очередь, когда технологическая база обновляется или переналаживается для обеспечения выпуска наукоемкой продукции. С этих позиций модернизация является одним из видов развития производства, процессов его функционирования, что не совсем правильно. Для построения реального сектора на основе модернизации необходимо не столько развитое производство, сколько наука и образование, способные воспринимать и потреблять наукоемкую продукцию. А это невозможно без соответствующих стимулов, побуждающих людей создавать и вводить инновации в действие. Если имеет место такая ориентация, то общество формирует реальный сектор, основанный на модернизации. Это позволяет объединить образование, науку и производство и включает все компоненты структуры процесса модернизации — как научно-технологические, так и социально-экономические.

Если же говорить о том, чем сегодня располагает наша страна, то приходится признать, что наука в ее нынешнем виде не способна эффективно взаимодействовать с промышленностью и адекватно реагировать на потребности производителей и потребителей. Реальный сектор сегодня заинтересован не только в достижениях отечественной науки, но и в иностранных инвестициях в наукоемкое производство, совместных инновационных проектах, тесном международном сотрудничестве, в получении готовых и апробированных новейших западных технологий. Перелом ситуации возможен только при использовании комплексного подхода. Формально он существует в виде Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.

В национальной политике нашей страны сегодня отчетливо выделяются действия, направленные на повышение удельного веса инновационно-технологической составляющей в общей структуре процесса модернизации. На это же направлены и участие нашей страны в международном научно-техническом сотрудничестве, а также трансформация рыночного механизма и инфраструктуры этого сотрудничества. На цели и задачи российской государственной политики в области международного сотрудничества влияют обострение глобальной конкуренции на инновационных мировых рынках, широкое использование информационных технологий, формирование в развитых странах инновационных экономик. Результатом деятельности государства будет экономически эффективное участие Российской Федерации в глобальных интеграционных процессах в инновационной сфере. Инфраструктура международного научно-технического сотрудничества России также развивается по направлению адаптации к требованиям мировой инфраструктуры [5, с. 25].

Для того чтобы достичь максимальной эффективности в международном научно-техническом сотрудничестве, нашей стране необходимо:

• точно определять приоритетные инновационные направления;

• наиболее полно использовать имеющиеся ресурсы и инфраструктуру;

• исключить дублирование в проведении исследований и разработок.

Для этого предполагается на базе ведущих отечественных научных учреждений создавать совместные исследовательские центры, институты, лаборатории, которые смогут максимально полно использовать имеющийся потенциал отечественной фундаментальной науки. При этом следует учитывать складывающееся разделение труда между учеными различных государств.

Государственная политика нашей страны в области научно-технического сотрудничества основывается на мировом опыте в области охраны прав интеллектуальной собственности и использования соответствующей этому международной договорно-правовой базы. Однако ее дальнейшее расширение требует уточнения порядка и механизмов правовой охраны и патентования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащей российским собственникам, как в своей стране, так и за рубежом. В целом государственная политика в области международного инновационно-технологического сотрудничества направлена на создание благоприятного климата для роста зарубежной инновационной активности россиян и использования в отечественной промышленности передовых зарубежных ноу-хау, как в области производства, так и в логистике, менеджменте, бюджетирова-

нии и др. Для этого существуют разные формы деятельности, вплоть до формирования на российской территории совместных с зарубежными фирмами инновационных структур, а также создания за рубежом филиалов российских инновационных предприятий.

В заключение отметим, что только творческий и комплексный подход к развитию имеющегося у России потенциала позволит обеспечить переход на более высокий уровень. Модернизация в условиях расширения глобальной экономики и вхождения в нее России как полноправного члена возможна только при правильном сочетании рыночных и плановых регуляторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Градов А. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2005. 356 с.

2. Основные направления инновационной политики РФ на долгосрочную перспективу // Инновации. 2010. № 6. С. 18-25.

3. Основы инновационного менеджмента: теория и практика / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2006. 424 с.

4. Проблемы информационной экономики. Вып. 7: Национальная инновационная система России: проблемы становления и развития: Сб. науч. трудов / под ред. Р.М. Нижегородцева. М.: ЛЕНАНД, 2010. 424 с.

5. ХарламовА.В. Глобализация и экономическая безопасность государства // Известия СПбУЭФ. 2010. № 5. С. 22-28.

А.П. РОДИОНОВ

Александр Павлович РОДИОНОВ — соискатель Северо-Западной академии государственной службы.

В 2004 г. окончил Институт внешнеэкономических связей, экономики и права.

Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — региональная экономика, инвестиционные проекты.

^ ^ ^

УПРАВЛЕНИЕ СВЯЗЬЮ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ВЛОЖЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ*

Понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования [3]. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же время в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов: ресурсно -сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов); производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); потребительский (совокупная покупательная способность населения региона); инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность); интеллектуальный (образовательный уровень населения); институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

ГРНТИ 06.54.31 © А.П. Родионов, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.В. Лабудина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.