Научная статья на тему 'Модернизация и совершенствование качества в эффективности управления промышленными предприятиями'

Модернизация и совершенствование качества в эффективности управления промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучаров А. С., Маджидов Э. У.

Открытость мирового рынка перед отечественными предприятиями создала острую проблему реализации потенциала конкурентоспособности. В ближайшие годы перед Республикой Узбекистан стоит задача кардинального повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе качественно новых факторов роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация и совершенствование качества в эффективности управления промышленными предприятиями»

Кучаров А.С.

д.э.н., ТГЭУ

Маджидов Э. У.

ТГЭУ, соискатель

МОДЕРНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА В ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Открытость мирового рынка перед отечественными предприятиями создала острую проблему реализации потенциала конкурентоспособности. В ближайшие годы перед Республикой Узбекистан стоит задача кардинального повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе качественно новых факторов роста.

Для достижения кардинального повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе качественно новых факторов роста принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 декабря 2010 года №ПП-1442 «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 20П-2015ГГ»1

Промышленные предприятия Узбекистана уже более десяти лет развиваются в условиях рыночного регулирования экономики, резко отличающихся от условий планово-регулируемой экономической системы. В сложившихся условиях транзитной экономики и с приобретением хозяйственной самостоятельности, промышленные предприятия приобрели возможность независимо принимать решения по многим вопросам производственно-хозяйственной деятельности. Получив при этом ряд степеней свободы - самостоятельное определение цен, формирование затрат, регулирование объемов выпуска продукции и ее ассортимента, предприятия столкнулись с риском несостоятельности и банкротства. Этот риск связан в первую очередь с тем, что зачастую отечественные промышлен-

1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 декабря 2010 года №ПП-1442

ные предприятия не имеют знаний и опыта, чтобы грамотно разработать стратегию развития, сформулировать политику в области финансов, инвестиций, маркетинга. Эти факторы отрицательно сказываются на конкурентоспособности промышленных предприятий - в результате производимая продукция не находит сбыта на рынке и предприятия несут убытки.

В первую очередь конкурентные преимущества промышленного предприятия выражаются в превосходстве его продукции над продукцией предприятий-конкурентов. Изучив существующие подходы к решению данного вопроса, мы сделали вывод, что конкурентоспособность продукции в условиях рыночной экономики определяется триадой:

Качество

Сроки

Цена /__X поставки

Для потребителей наибольшей привлекательностью обладает продукция, характеризующаяся оптимальным соотношением цены и качества. Основной задачей промышленных предприятий являет-

V_/

ся обеспечение производства высококачественной продукции с минимальными возможными издержками. Важной характеристикой современных взаимоотношений между поставщиками и потребителями является реализация принципа - точно в срок (just in time). Качественное бездефектное исполнение продукции обеспечивает ее поставку в сроки, установленные потребителем 1 .

Мы хотим отметить тесную взаимосвязь этих трех рыночных показателей. Сроки поставки и цена в определенной степени являются характеристиками качества продукции, так как они обеспечивают доступность продукции потребителю на рынке. Доступность, как важный показатель качества продукции, мы можем рассматривать в двух аспектах: - физическом и социально-экономическом. Первый характеризуется возможностью потребителя воспользоваться нужной ему продукцией в том месте и в то время, где и когда ему это необходимо. Этот аспект является отражением логистического принципа «just-in-time». Социально-экономический аспект определяется соразмерностью стоимости продукции на рынке и покупательной способностью населения и юридических лиц. Здесь решающее значение приобретает цена продукции.

Таким образом, если осуществить анализ рыночной ситуации, это позволяет сделать вывод, что в условиях жесткой конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках важное значение приобретают вопросы, связанные с качеством. Современные подходы к управлению качеством не ограничены рассмотрением только качества производимой продукции. Элемент качества продукции является основанием «пирамиды качества»:

Всеобщее качество

Качество промышленного предприятия

Качество деятельности

Качество продукции

1 Джеймс Р. Сток, Дуглас М. Ламберт. Стратегическое управление логистикой. Издательство: Инфра-М., 2005.

Элемент «всеобщего качества», расположенный на вершине пирамиды, мы можем соотнести с категорией «качества жизни», основополагающей характеристикой развития современного человеческого сообщества. Тенденции, проявившиеся к началу XXI в. в сфере производства и потребления, позволили сделать вывод о формировании так называемого «потребительского общества». Его эволюцию наилучшим образом отражает эволюция подходов к оценке качества в экономике развитых стран:

• Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;

• Качество продукции и стабильность производственных процессов;

• Качество продукции как соответствие стандартам;

• Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих;

• Качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих, то есть всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день политика промышленных предприятий в области качества определяется требованиями и потребностями всего общества. В развитых странах промышленные предприятия уже в течение долгого времени ориентируются на концепцию социально-этичного маркетинга, который требует учета интересов не только отдельных потребителей производимой продукции, но и всего общества в целом.

С позиции интересов общества подход к управлению качеством позволяет сделать вывод о необходимости обеспечения такой составляющей качества, как экологичность изделий и технологий. На существующий момент сообщество экономически развитых стран рассматривает экологичность как еще один основной элемент конкурентоспособности промышленного предприятия и его продукции. Экологическая составляющая качества обеспечивает:

• Действие всеобщего закона возвышения потребностей;

• Сбалансированный экономический рост при сбережении ресурсов;

• Объективные тенденции самосохранения.

В связи с этим мы предлагаем включить в модель конкурентоспособности продукции фактор экологичности:

Качество и экологичность

Значимость вышеперечисленных факторов подтверждается тем, что конкурентоспособностью и лидерством на международном рынке обладают промышленные предприятия, придающие вопросам качества первостепенное значение. К таким предприятиям в первую очередь относятся промышленные предприятия Западной Европы, США, Японии.

Отечественные промышленные предприятия стремятся достичь технико-экономического уровня мировых лидеров в приемлемых для себя сферах производства. Достижение этой цели невозможно без реформирования отечественных предприятий, направленного на их реструктуризацию, улучшение управления, повышение эффективности производственной деятельности, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Требования международного рынка определяют качество как основную движущую силу реформирования промышленных предприятий. При этом исследователи данного вопроса отмечают, что при использовании зарубежного опыта в реформировании отечественных предприятий полезно учитывать специфические местные условия. Большую помощь может оказать переосмысление отечественных разработок в области качества.

Обобщая вышесказанное, мы еще раз отмечаем, что основной стратегической целью отечественных промышленных предприятий является повышение конку-

рентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. В свете требований современного рынка проблема качества приобретает стратегический характер. Разработка и реализация стратегии управления качеством является условием перспективного развития промышленного предприятия. Мы согласны с теми исследователями, которые считают, что стратегия управления качеством не может быть всеобщей (корпоративной) стратегией предприятия, так как она не имеет исключительного права на решение вопроса о размещении ресурсов. Но политика промышленного предприятия в области качества может оказывать существенное влияние на формирование стратегических целей и миссии предприятия. В системе стратегического планирования предприятия стратегия управления качеством обычно является одной из частных функциональных стратегий.

На вопрос о том, в какой форме следует осуществлять управление качеством на современном промышленном предприятии, - ответ уже давно получен на практике. Системный подход к управлению качеством признан самым эффективным во всем мире. Создание системы управления качеством на основе международных стандартов качества ISO и ее последующая сертификация на соответствие этим стандартам зачастую является условием выхода промышленных предприятий на международный рынок.

К настоящему моменту сложилась определенная иерархия уровней развития систем управления качеством. В ее основе лежат различные подходы к обеспечению качества, требуемого потребителем:

• Контроль качества: интенсивный надзор за качеством продукции, контроль и отбраковка.

• Управление качеством: корректировка технологического процесса, отбраковка и переделка продукции в процессе и после изготовления.

• Обеспечение качества: обеспечение гарантий качества входных объектов.

• Непрерывное совершенствование: математическое моделирование проек-

V_/

тов, свойств изделий, входных объектов и процессов до изготовления.

При переходе к более высоким уровням иерархии происходит смещение деятельности по управлению качеством: от контроля и отбраковки готовой продукции на выходе производственного процесса - к выявлению и устранению причин возникновения низкого качества продукции на этапе изготовления. Затем к предотвращению низкого качества и его непрерывному улучшению посредством моделирования входных объектов и процессов до изготовления продукции1.

Предотвращение, а не устранение, дефектов и непрерывное совершенствование качества продукции - это принципы, лежащие в основе концепции тотального управления качеством (TQM). Эта концепция ориентирует промышленные предприятия на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов путем вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс управления качеством.

В современной системе управления качеством важным элементом является заложенный в ней механизм самосовершенствования. Непрерывное совершенствование качества продукции может обеспечить только система, самостоятельно развивающаяся во времени.

В структуре системы управления качеством можно выделить пассивный и активный аспекты:

Пассивный аспект - стабилизация качества - включает действия, обеспечивающие достижение запроектированного ка-

1 Ходыньски А. Системы обеспечения качества в стратегии фирмы//Вестник Московского Университета. Сер.6. Экономика. 2001.

чества. Основная часть действий по обеспечению качества реализуется в большей степени системой управления, чем технической (технологической) системой.

Активный аспект - совершенствование качества - включает действия, ведущие к повышению уровня запроектированного качества. Основная часть действий по совершенствованию качества выполняется как технической (технологической) системой, так и системой управления.

Рассуждая о месте системы управления качеством в системе управления промышленного предприятия, необходимо отметить, что подразделение, отвечающее за данную область управленческой деятельности, функционирует в тесной взаимосвязи со всеми остальными подразделениями, являясь связующим звеном. Тем самым деятельность по управлению качеством, так или иначе, влияет на результаты деятельности других подсистем промышленного предприятия - улучшая их. Системный подход к управлению качеством позволяет улучшить результаты производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, не только повышая качество производимой продукции, но и регулируя деятельность всех подразделений предприятия, в том числе и в сфере распределения ре-сурсов2.

Взаимосвязь системы управления качеством и конкурентоспособности промышленного предприятия мы представили следующим образом:

Обобщая результаты исследования проблем, существующих в практике отечественных промышленных предприятий, и подходов к их решению, мы определи-

2 Пешкин В.Н. Качество продукции в стратегии развития предприятия.//Сборник научных статей ВЗФЭИ/Под ред. Поляка Г.Б., Москва, Издательство «Экономическое образование», 2000.

ли основные внутренние факторы, препятствующие успешному развитию предприятий на внутренних и внешних рынках: низкий потенциал конкурентоспособности, нерациональное расходование ресурсов, отсутствие опыта в применении современных методов управления.

Промышленным предприяти-

ям, стремящимся достичь технико-экономического уровня развития мировых отраслевых лидеров и занять прочную конкурентную позицию на международном рынке, мы рекомендуем ориентироваться на решение таких задач:

• Производство высококачественной продукции с минимальными возможными издержками.

• Рациональное распределение ресурсов.

• Обеспечение интересов потребителей и общества.

• Обеспечение экологического качества продукции.

В реализации поставленных задач большую роль играет организация дея-

тельности промышленных предприятий в области качества. От руководства предприятий требуется включение вопросов качества в разряд основных стратегических целей, поддержка деятельности по внедрению и сертификации систем управления качеством на основе международных стандартов качества, обеспечение их непрерывного совершенствования.

В условиях открытого рынка продавцов и покупателей многие отечественные промышленные предприятия имеют возможность создавать собственные системы управления качеством, отвечающие международным стандартам ISO, путем модернизации старых комплексных систем управления качеством продукции. Современный системный подход к управлению качеством обеспечивает основное стратегическое условие стабильного развития промышленных предприятий - способность гибкого реагирования на изменения в окружающей рыночной среде.

Список литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 декабря 2010 года №ПП-1442 «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015г.г.».

2. Джеймс Р. Сток, Дуглас М. Ламберт. Стратегическое управление логистикой. Издательство: Инфра-М., 2005.

3. Ходыньски А. Системы обеспечения качества в стратегии фирмы//Вест-ник Московского Университета. Сер.6. Экономика. 2001

4. Пешкин В.Н. Качество продукции в стратегии развития предприятия.// Сборник научных статей ВЗФЭИ/Под ред. Поляка Г.Б., Москва, Издательство «Экономическое образование», 2000.

5. Демиденко А.А., Демиденко И.А. Оценка качества функционирования системы управления качеством продукции. Сборник трудов 3-й международной научно-технической конференции. г.Брянск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.