АНАЛИЗ И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРИКОТАЖНОЙ ОТРАСЛИ)
Дементьева Ю., аспирант ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»
Статья раскрывает основные особенности оценки конкурентоспособности товара, показана методология анализа конкурентоспособности предприятия и выявлены пути ее достижения на примере трикотажной отрасли.
Ключевые слова: конкурентоспособность, трикотажная отрасль, продукция, потребители
THE ANALYSIS AND WAYS OF ACHIEVEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE (ON AN EXAMPLE OF KNITTED BRANCH)
Dementyeva U., The post-graduate student, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, GOU VPO
Article shows the basic features of an estimation of competitiveness of the goods, the methodology of the analysis of competitiveness of the enterprise is shown and ways of its achievement on an example of knitted branch are revealed.
Keywords: competitiveness, knitted branch, production, consumers
По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции предприятий является их конкурентоспособность.
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов -продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция является механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования. Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной.
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество
товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный. Зачастую оценка конкурентоспособности товара, основана на учете только двух, хотя и интегральных, показателей - его качества и цены потребления.
На практике критерии, по которым потребитель оценивает и выбирает товар, включают в себя гораздо большее число показателей, чем цена и качество. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать не только требования потребителя к его цене и качеству, но и требования, относящиеся в основном к сфере заключения сделки и эксплуатации товара, такие как оперативность поставки, обеспеченность запчастями, организация сервиса, репутация изготовителя и конкретного поставщика и т.д.
Таким образом, концепция маркетинга приводит к более широкому понятию реальной конкурентоспособности товара, которое зависит не только от соотношения «качество-цена» и, не только от соответствия критериям потребителей, но и от конкурентоспособнос-
Таблица 1. Объемы производства трикотажной продукции в 2009 г. и 2008 г.
№ п/ п Наименование видов продукции Темпы роста, %
I кв. 2009 г. I кв. 2008 г. П кв.2009 г. II кв. 2008 г. III кв.2009 г. III кв.2008 г. IV кв. 2009 г. IV кв. 2008 г.
1. 1.1. Трикотажные изделия, тыс. шт. в том числе: Бельевые трикотажные изделия, тыс. шт. 110,1 103,0 99,3 99,4
101,1 92,9 95,1 94,2
Рис. 1. Темпы роста объемов производства трикотажных изделий в 2009 г. к 2008 г.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 191
Таблица 2. Основные технико-экономические показатели по трикотажным предприятиям по выпуску бельевого и верхнего трикотажа в 2009 г. и 2008 г.
№ п/п Показатели ЗАО «КРАСНАЯ ЗАРЯ» ЗАО «ИФТИ» ООО «ВТФ «ТРИВЕЛ» ООО «КОМАЦО» Итого Темп роста, % 2009 г. 2008 г.
2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.
1 Объем производства продукции в натуральном выражении, тыс.шт. 958,1 1363,0 5003,0 5157,0 1374,0 1784,0 3007,8 3148,5 10342,9 11452, 5 90,3
2 Объем производства продукции в стоимостном выражении (б/НДС), тыс. руб. 175502,0 201464,0 285695,0 255408,0 103716,5 147862,0 193612,1 182372,9 758525,6 787106 ,9 96,4
3 Объем реализации (с НДС), тыс. руб. 207092,0 308157,0 303240,0 270539,0 102523,3 111760,0 305374,3 309386,2 918229,6 999842, 2 91,8
4 Цена единицы продукции, руб. -коп. 183-18 168-34 57-10 51-41 72-89 95-00 78-55 68-35 73-33 68-78 106,6
5 Среднемесячная заработная плата, руб. 21464,0 21792,0 9904,5 8258,0 6814,6 5850,0 12000 11000 12287,3 11138, 0 110,3
6 Численность ППП, чел 492 504 729 756 495 598 240 218 1956 2076 94,2
7 Число уволенных, чел 17 14 40 - 20 33 12 5 89 52 171,1
8 Чистая прибыль, тыс. руб. 4290,0 20000,0 18843,0 13666,0 1577,0 3602,0 59468,7 27062 84178,7 64330, 0 130,8
9 Рентабельность, % 10,8 15,0 8,9 7,6 0,9 6,4 61,2 58,6 -
10 Кредиторская задолженность, млн. руб. 55,2 31,0 28,0 34,9 23,1 30,3 64,7 111,9 171,0 208,1 82,2
11 Дебиторская задолженность, млн. РУб- 48,5 25,0 20,2 21,8 7,8 9,7 108,0 106,5 184,5 163,0 113,2
УПРАВЛЕНИЕ
ЗАО «КРАСНАЯ ЗАРЯ» ЗАО «ИФТИ» ООО «ВТФ «ТРИВЕЛ» ООО «КОМАЦО»
Рис. 2. Объемы производства продукции в натуральном выражении предприятий по выпуску бельевого и верхнего трикотажа в 2008 г. и 2009 г.
ти всей маркетинговой деятельности фирмы, т.е. конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.
Конкурентоспособность конкретного товара (продукции) характеризуется определенным набором показателей параметров - технических и экономических.
В настоящее время обеспечению конкурентоспособности придается важное значение, однако по мере эволюции понимания природы конкурентоспособности появилось новое понятие - «конкурентное преимущество», которое представляет собой какую-либо эксклюзивную ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Конкурентные преимущества - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, позволяющие побеждать ему в конкурентной борьбе, это высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирм. Неотъемлемыми характеристиками конкурентного преимущества компании являются степень его известности или восприимчивости потребителями фирмы, привязанность к конкретным условиям и причинам, подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов.
Поэтому в процессе стратегического планирования после проведения анализа внешней среды и управленческого анализа фирмы для определения конкурентных преимуществ организации в целях формирования оптимальной стратегии фирмы необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых сторон предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов и оценивать степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон организации потребителями.
Управление конкурентоспособностью товаров и организации в современных условиях осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:
- анализа механизма действия экономических законов (закона спроса и предложения, закона возвышения потребностей человека, закона эффекта масштаба, закона конкуренции, закона экономии времени, закона убывающей доходности и др.);
- анализа механизма действия законов организации структур и процессов (закона композиции для построения дерева целей, законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и др.);
- соблюдения требований совокупности научных подходов к управлению (прежде всего, системного, комплексного, маркетингового, функционального, поведенческого, структурного, воспроизводственного);
- соблюдения ранее рассмотренных принципов управления различными объектами;
- ориентации на конкретные рынки и потребности;
- применения современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;
- применения современных методов анализа, прогнозирования, нормирования, оптимизации (например, системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования);
- ориентации на количественные методы оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;
- экономические и управленческие факторы функционирования организации не должны входить в формулу оценки конкурентоспособности организации, так как управленческие факторы служат условием обеспечения конкурентоспособности, а экономические - результатом управления конкурентоспособностью объекта (при хорошей работе будет повышение конкурентоспособности, при плохой - снижение);
- модели оценки конкурентоспособности объектов должны учитывать весомость входящих в них факторов (показателей, аргументов);
- включаемые в формулу (модель) факторы (показатели) преимущественно должны быть удельными или относительными;
- в системе управления конкурентоспособностью объектов в первую очередь должен быть стратегический маркетинг (первая общая функция), а также мотивация и регулирование (последняя общая функция, устанавливающая обратную связь потребителей и внешней среды с разработчиками и изготовителями товаров).
Таким образом, можно сказать, что наличие, использование и наращивание конкурентных преимуществ компании - это стабилизация и развитие бизнеса компании за счет подключения компании к ресурсам внешнего мира, мобилизация внутренних ресурсов путем их качественной реорганизации, что в конечном итоге содействует успешной деятельности компании и повышению ее конкурентоспособности.
Одним из важнейших направлений анализа конкурентных преимуществ является оценка конкурентоспособности продукции, особенно на рынках товаров народного потребления, где доля продукции отечественных производителей не превышает 20 %.
Легкая промышленность играет существенную роль в решении государственных задач по улучшению демографической ситуации и отвечает жизненно важным интересам многих регионов (осо-
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 193
Таблица 3. Матрица SWOT-aнaлизa.
Сильные стороны:
1. Достоверный мониторинг рынка
2. Отлаженная сбытовая сеть
3. Широкий ассортимент продукции
4. Высокий контроль качества
5. Высокая рентабельность
6. Рост оборотных средств
7. Высокая квалификация персонала
8. Хорошая мотивация персонала
9. Достаточная известность
Слабые стороны:
1. Сбои в снабжении
2. Недостатки в рекламной политике
3. Средний уровень цен
4. Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги)
5. Не полная загруженность производственных мощностей
6. Неучастие персонала в принятии управленческих решений
7. Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
Возможности:
1. Улучшение уровня жизни населения
2. Изменение рекламных технологий
3. Развитие информационной отрасли
4. Появление новых поставщиков
5. Изменения отношения людей к своему здоровью
6. Снижение цен на сырье
7. Снижение налогов и пошлин
8. Совершенствование менеджмента
9. Снижение безработицы
10. Разорение и уход фирм-производителей
11. Уменьшение императивных норм законодательства
12. Совершенствование технологии производства
13. Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей
14. Неудачное поведение конкурентов
«Сила и возможности»
выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств;
достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;
квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка;
четкая стратегия позволит использовать все возможности.
«Слабость и возможность»
плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг;
неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу;
снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы.___________________
Угрозы:
1. Изменение покупательских предпочтений
2. Появление товаров-субститутов
3. Изменение правил сертификации продукции
4. Сбои в поставках сырья
5. Появление нового товара
6. Снижение уровня жизни населения
7. Рост темпов инфляции
8. Ужесточение законодательства
9. Изменение уровня цен
10. Скачки курсов валют
11. Появление новых концернов
12. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
13. Рост налогов и пошлин
14. Усиление конкуренции
15. Рост безработицы
16. Ухудшение политической обстановки
17. Национализация бизнеса
18. Появление новых фирм на рынке___________
«Сила и угрозы»
усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;
появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
известность защитит от товаров-субститутов и добавит преимуществ в конкуренции;
достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.
«Слабость и угрозы»
появление новых конкурентов, низкии уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;
неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли;
непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;
неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании.____________
ю я
° 2 о н 00 й
я в ► я е
о Я hd я
о w о tj ; о cd
0С Я
о Не
fcj 2S
^ 2 Я Яс
S
И о
w
й Я
я
НС
I
Ю tr<
я к
О W О 03
о р
Я* О
Ё S §,»
a g Е о
Яс Я о w та
I I S а о И s
W CD bJ ЯС
3 Й 43
§ ® 3
X
►е-
я
X
Т5
я
I
I
X
о
Яс
ё
ё
'<
*
я
я
X
1Г§
§ §, 0\ Р Р Яс S 2 р
s *
о ►&* и ра 2 о\
В 43
g § о в О"1 н
ь
35
>
-С
=
=
X
Вс
=
=
=
£
о о о ь w v;
■18 -i я о
Я W
I g
X «
■8 S
Iв
п я
3 ё
§ яс
Й 2
►е-
■в-
S X
с CD
я Я
о X
та о
CD
о-1 О я
W W
-с -3
ра с
х S
О я
О X
X о
X -с CD
§ я
Яс н та
§ я 5
Сб Е
й ® В 2
CD g % W я
cd я Я М
Я я
55 й та «9
СИ О
3 & я та
О Р
я ч § 5
а I
я *
Ь и я cd е
^ ЙП И Ей Я
Я о ° р Яс Й
ни CD
S Sc
И *
О 1-3 о О
о
Я со
о ^ о о
. о О ■ я о
X Е
-Й 5 и s
Я я Н I-Q та Я
Я о
а о
я о % 9 ч 2 й я
я ^ я J0 о та
X
та
х
О й
^ я
Я Не
и ш
S
U сь
1 Я Я
1 Яс О"1
та
X
5
м я
5* Р
о ^ gl 00
Ю
х
СИ
Й О
Яс
я В
та
х
X
Я Я
та о я и
I а
§с «
та я §
х ^ Яс 43
00 HQ
v s
Ч. . Я
^ в я Я g о
ю £ 1
Я о
та v-я s
да zz
9 В я
О Яс
р ю
Я
я
С
Я
X
=
Я
оэ
И
я
к
и
-ООО «Великолукская трикотажная фабрика «ТРИВЕЛ» (ООО «ВТФ «ТРИВЕЛ») (г. Великие Луки), численность ППП - 495 чел.;
-ООО «КОМАЦО» (г. Тихвин), численность ППП - 240 чел.;
Численность промышленно-производственного персонала на обследуемых предприятиях - 1956 человек. По всем предприятиям анализ проведен по следующим важнейшим технико-экономическим показателям: объемы производства продукции в натуральном и стоимостном выражении, объем реализации, прибыль, рентабельность, заработная плата и численность промышленно-производственного персонала, сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.
В группу предприятий по производству трикотажных изделий входит предприятие, выпускающее только бельевые трикотажные изделия, и предприятия, выпускающие бельевые и верхние трикотажные изделия.
В таблице 2 и на рисунке 2 приведены сводные технико-экономические показатели по группе анализируемых трикотажных предприятий, которые отражают тенденции развития трикотажной промышленности в целом в 2009 г.
На основании полученных данных по сравнению с 2008 г. сделаны следующие выводы:
- объемы производства трикотажной продукции в натуральном выражении:
- по трикотажным изделиям снизились на 9,7 %,
- объемы производства продукции в стоимостном выражении составили 100,9 %;
- объем реализации продукции снизился на 2 % и составил 1171997,6 тыс. руб. - цена единицы продукции на трикотажные изделия возросла на 6,6 %, на чулочно-носочные изделия - на 13,6 %;
- среднемесячная заработная плата возросла на 10,8 % и составила 11754,9 тыс. руб.;
- произошло незначительное уменьшение численности промышленно-производственного персонала;
- рост чистой прибыли на 43,9 %;
- снижение на 19,2 % кредиторской задолженности.
Трикотажные предприятия, по которым проведен анализ основных технико-экономических показателей, государственной поддержки не имели, отсутствуют и инвестиционные проекты.
Производственная деятельность, техническое перевооружение и модернизация оборудования, разработка и внедрение инноваци-
онных технологий осуществляется за счет собственных средств и банковских кредитов. На предприятиях осуществлено оснащение современными видами вязального, отделочного и швейного оборудования, внедрение инновационных технологий, обеспечивающих повышение производительности труда, качества и конкурентоспособности трикотажной продукции.
Но это с точки зрения технологических нововведений, чего недостаточно для укрепления на рынке и увеличения доли конкурентоспособной продукции, необходима выработка маркетинговой политики поведения предприятия на рынке и определение стратегии управления предприятием для повышения его конкурентоспособности.
В процессе выработки стратегии необходимо учитывать состояние конкурентной среды и влияние окружения, а также, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для чего проводится SWOT-анализ окружения организации, причем важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз (см. Таблица 3).
Разрабатываемая стратегия фирмы должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.
Для фирмы ООО «ИВТЕКС» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка.
После позиционирования угроз было выявлено, что:
- к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей;
- к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение обязательных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.
Литература:
1.Социально-экономическое развитие России, сборник Роском-стата РФ, 2009г.
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Клишевич Н.Н., аспирант кафедры национальной и мировой экономики, Института предпринимательства и права
В статье предложена система показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий. В частности описана методика расчета показателей результативности менеджмента в области текущей деятельности.
Ключевые слова: эффективность, результативность, менеджмент, предприятие
SYSTEM OF THE INDICATORS CHARACTERIZING EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISES
Klishevich N., The post-graduate student, national and world economy chair, Business and Law Institute
In article the system of the indicators characterizing efficiency of activity of the enterprises is offered. In particular the design procedure of indicators ofproductivity of management in the field of current activity is described.
Keywords: efficiency, productivity, management, the enterprise
Изучение зарубежных и российских литературных источников по данной проблеме позволило сделать вывод, что экономическая эффективность представляет собой основополагающую экономическую категорию рыночной экономики, которая применяется для характеристики успешности функционирования отдельных экономических субъектов, отраслевых рынков и национальной экономики в целом [1].
Повышение эффективности деятельности предприятия, или эффективности бизнеса, является первостепенной задачей менеджмента любого экономического субъекта, функционирующего в условиях рынка. Решение данной задачи напрямую связано с обеспечением выполнения принятых стратегических планов развития
организации. В связи с этим для целей управления эффективностью бизнеса предлагается применять термин «эффективность предпринимательства», который может быть определен как совокупность двух составляющих: коммерческой эффективности и экономической эффективности. Первая составляющая характеризует результат менеджмента по достижению целей развития экономического субъекта, вторая - степень удовлетворения экономических интересов собственников бизнеса (лиц, заинтересованных в получении экономической выгоды от вложения капитала в данный бизнес) [2].
Коммерческая эффективность может быть представлена как соотношение ожидаемой и достигнутой результативности управленческих решений в текущей, финансовой и инвестиционной сфе-