УДК 332.146.2
И. Л. Савельев, И. Р. Насыров
МОДЕРНИЗАЦИЯ И РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ, ОПЫТ ТАТАРСТАНА
Ключевые слова: региональное развитие, модернизация, инновации, глобализация.
Статья посвящена исследованию роли органов власти субъектов Российской Федерации в решении задачи по модернизации России, поставленной Президентом РФ. На основе анализа политико-экономических процессов, затрагивающих российские регионы, сделан вывод о необходимости учета в региональной политике влияния глобализации и продолжающихся последствий финансово-экономического кризиса. Обоснован вывод о необходимости консолидации регионов с федеральным Центром в процессе перехода страны к инновационному пути развития.
На примере Татарстана показан вклад российских регионов в решение общенациональных задач экономического развития.
Key words: regional development, modernization, innovations, globalization.
The article investigates the role of the regional authorities of the Russian Federation in solving the task of modernizing Russia that was set by the President of the Russian Federation. The statement that regional policy should take into account the impact of globalization and the continuing consequences of the financial and economic crisis is based on the analysis of political and economic processes affecting the regions of Russia. The conclusion on the necessity of consolidation of the regions with the federal authorities in the country’s transition to the innovative path of development is justified. The contribution of Russian regions to solving national problems of economic development is shown on the example of Tatarstan.
В середине 2010-х гг. российские ученые подняли вопросы модернизации экономики, широкого внедрения инноваций, разработки комплекса мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания, достижения мировой конкурентоспособности страны в целом (см., например, [1, 2, 3]). В дискуссию о путях формирования инновационного сектора экономики, а также о мерах по решению безотлагательных структурных проблем российской экономики, изыскании источников средств для развития страны активно включились и представители власти [4, 5].
Актуальность поднимаемых вопросов Е.Г.Ясин связывает с завершением этапа реализации основных шагов рыночного реформирования экономики и переходом к новым задачам по модернизации экономики и демократизации политической системы [2, С.5].
Необходимость ответа на новые вызовы признается руководством страны. В 2009 г. Президент Российской Федерации вводит концепт «модернизация» в коммуникативное пространство органов власти. Причем в течение 2009 г. происходило расширительное толкования этого термина, поскольку задача модернизации экономики, изначально поставленная главой государства на совещании по проблемам инноваций и внедрения новых технологий, прошедшем 15 мая 2009 г., трансформировалась к осени в политическую стратегию, сформулированную в Послании президента Федеральному Собранию [6, С.15, 17].
Экспертное сообщество России, поддерживая усилия власти по переориентации экономики страны с экстенсивного сырьевого вектора развития на интенсивный инновационный, обращает внимание на ряд сопутствующих проблем и особенностей. Модернизация в России характеризуется сочетанием экзогенности с опорой на вертикальные внутригосударственные мобилизационные механизмы, запущенные главой государства. Эта ситуация типична для аналогичных процессов, происходивших в мире, поскольку роль «проводника» модернизации в успешно модернизированных странах всегда выполняло государство [7, С.44]. Е.Ш.Гонтмахер подчеркивает, что модернизация для России носит вынужденный характер, «речь идёт фактически о судьбе страны» [8].
Выходя на траекторию ускоренного социально-экономического развития, Россия переживает принципиально новые, сложные и значимые изменения. Круг проблем у нее шире,
чем у других стран: прошлые проблемы тесно переплелись с современными [9, С.21-22]. К моменту принятия Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года доля инновационной продукции в объеме выпуска промышленных предприятий составляла всего лишь 5,5%. [10]. За годы кризиса в связи с падением производства в высокотехнологичных отраслях машиностроения зависимость российской экономики от сырьевого сектора ещё более усилилась. И даже в нефтеперерабатывающей отрасли без активного формирования государством необходимой инновационной инфраструктуры темпы модернизации окажутся недостаточными и будут сдерживать экономический рост России [11, С.170].
Исчерпанность прежней модели развития, преимущественно экстенсивной и экспортносырьевой, несоответствие сложившейся институциональной структуры новым приоритетам, инертность механизма государственного управления определяют необходимость масштабных инноваций в экономике и управлении и совокупность задач, стоящих перед органами власти.
Задачи модернизации, инновационного развития вошли в число приоритетов и органов власти субъектов Российской Федерации, которые являются составной частью единой системы государственной власти, сформировавшейся в современном виде на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Мы рассмотрим данные вопросы применительно к опыту Республики Татарстан.
Успешная интеграция России в мировую систему финансовых, экономических и хозяйственных связей является определяющим фактором достижения поставленных целей модернизации. Императивы экономической глобализации одновременно являются и императивами модернизации российской экономики [12, С.155]. Учитывая, что в современном мире регионы в составе федеративных и унитарных децентрализованных государств являются признанными участниками международного сотрудничества [13], субъекты Российской Федерации должны ориентироваться на максимальное использование потенциала международной кооперации для повышения конкурентоспособности российской экономики, увеличения доли добавленной стоимости, произведенной внутри страны, широкого внедрения новейших технологий и инновационных подходов в производстве и управлении.
Экономическая модернизация России невозможна без политической, направленной на создание системы органов власти, способной адекватно и своевременно реагировать на внешние и внутренние вызовы. Это отметил Президент России Д.А.Медведев на Мировом политическом форуме в Ярославле, заявив: «Модернизация России - это не только технологии, но и политическая модернизация». Успех в решении поставленных задач зависит от согласованных усилий всех ветвей и уровней власти. Наиболее результативной с точки зрения достижения целей регионального развития является ориентация на реализацию экономических и социальных проектов совместно с федеральным центром. Именно это направление является приоритетным для реализации полномочий, имеющихся у субъектов федерации. Активная позиция регионов, направленная на осуществление социальных программ, поддержку отечественных производителей и стимулирование инноваций находит понимание у населения и поддерживается федеральными органами власти.
В региональной политике определяющей становится экономическая составляющая. После распада СССР регионализация экономики привела к усилению социальноэкономической дифференциации регионов России. «Путь России в XXI веке - это неизбежный поиск устойчивой целостности в региональном многообразии при усиливающемся и неодинаковом воздействии процессов глобализации на разные части национального пространства», - отмечает А.Г.Гранберг [14, С.16]. Таким образом, концепция модернизации должна сочетать определение безусловных приоритетов развития с регионально ориентированными подходами по их достижению, учитывающими уровень развития и обеспеченность ресурсами отдельных регионов. Для укрепления внутригосударственной кооперации, как составляющей модернизации, необходимо создать условия, при которых это становится выгодно региональным производителям. В условиях открытой экономики
невозможно административными барьерами ограничивать участие в международном сотрудничестве (заметим, что это не касается ВПК и отраслей, связанных с обеспечением национальной безопасности).
Одновременно следует признать, что основные задачи по модернизации России придется решать, исходя из собственных ресурсов. Если оценивать возможность опоры на привлечение зарубежных инвестиций, то необходимо отметить, что их направленность имеет определенную специфику: средства вкладываются поверхностно, в основном либо в сферу оборотного капитала, либо в сырьевые производства, конъюнктура которых на мировом рынке весьма неустойчива, а не в долгосрочное углубленное развитие промышленности [9, С.23]. Импорт промышленных технологий также не может решить всех инновационных вопросов модернизации, поскольку он фактически обрекает страну на увековечение статуса догоняющей экономики, не дает возможности для создания прорывных продуктов. Государственная поддержка высокотехнологичных проектов, кратное увеличение объемов финансирования на исследования и разработки на федеральном и региональном уровнях в сочетании с реализацией возможностей имеющегося интеллектуального потенциала, созданием территориально распределенных «точек роста» могут создать реальную базу для перехода к инновационной экономике.
Модернизация одновременно порождает ряд сопутствующих социальных проблем, среди которых выделяется угроза сокращения рабочих мест в производстве. В данном контексте модернизация некоторыми авторами рассматривается как угроза социальной стабильности [15, С.17]. Более того, по данным Академии народного хозяйства при Правительсвте РФ, при повышении производительности труда до среднеевропейского уровня без работы в негосударственном несырьевом секторе осталось бы 38 млн. человек. [16, С.3]. Из этого можно заключить, что внедрение технологических инноваций требует комплексного подхода, предусматривающего, в частности, создание дополнительных рабочих мест для высвобождающихся работников и здесь многое зависит от эффективной работы региональных правительств. Как показывает опыт Татарстана, государственная поддержка малого предпринимательства, создания семейных ферм в сочетании с профессиональным обучением являются действенными мерами преодоления негативных социальных последствии кризиса.
Повышение производительности труда, снижение энергоемкости ВВП и улучшение качества российской продукции должны стать основой повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках. Снижение себестоимости за счет использования дешевой рабочей силы означало бы ориентацию на искусственное создание бедности, что наблюдается в ряде развивающихся стран. Высокий уровень образования населения Россия является важной составляющей процесса формирования инновационной модели развития.
Одним из главных приоритетов экономической политики Республики Татарстан является курс на энергосбережение и энергоэффективность. В Татарстане принята долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года», целью которой является снижение энергоемкости валового регионального продукта на 40% относительно уровня 2007 года. Внедрение энергосберегающих технологий в сфере жилищно-коммунальных услуг является одной из задач, решаемых в рамках масштабной программы капитального ремонта многоквартирных домов, реализуемой в Татарстане последние годы.
Формирование глобальных экономических и хозяйственных связей создают дополнительный фактор роста для российской экономики - использование своего уникального географического положения между двумя ведущими центрами развития -Европейским Союзом и Азией, кратчайший путь между которыми пролегает через территорию Российской Федерации. Реализация таких проектов как строительство транспортного коридора «Европа - Западный Китай», придаст импульс экономическому развитию всех регионов, по которым пройдет эта международная трасса. В октябре 2010 года в Татарстане уже сдан в эксплуатацию первый участок этого транспортного коридора.
Строительство дороги, соединяющей федеральные трассы М7 и М5 было начато еще в 1998 года. Как отметил Президент Татарстана Р.Н.Миннниханов: «Когда мы начали строить эту дорогу, то появилась идея трассы «Европа - Западный Китай». И этот участок вписался в проект» [17]. Иными словами Татарстан, развивая собственную транспортную
инфраструктуру, инициировал и содействовал реализации на территории России крупнейшего международного проекта, стоимостью около 700 млрд. рублей. Следует также подчеркнуть, что на межгосударственном уровне был подписан ряд документов с участием России, Казахстана, Европейской Комиссии и КНР, поддерживающих данный проект.
Республика Татарстан тесно интегрирована с мировыми рынками. Внешнеторговый оборот республики стабильно занимает порядка 60% валового регионального продукта. Крупнейшие экономические проекты (строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «Танеко», развитие автомобилестроительного кластера, реализация проектов на территории ОЭЗ «Алабуга», создание новых мощностей в химической промышленности и многие другие) реализуются на основе международной кооперации и при поддержке федерального Центра.
Одновременно руководство Татарстана реализует целенаправленную инвестиционную политику. Прогрессивные особенности регионального инвестиционного законодательства явились главной причиной того, что Казань заняла первое место среди 10 крупнейших городов страны в рамках исследования Всемирного Банка «Ведение бизнеса в России 2009».
Сейчас можно с полной уверенностью говорить о том, что Татарстан располагает вполне оформившейся инновационной средой. В состав субъектов региональной инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности входит особая экономическая зона, 4 индустриальных парка, технополис «Химград», 9 технопарков, а также 6 инвестиционных и венчурных фондов. Объемы выпускаемой в республике наукоемкой продукции в течение 2009 года возросли на 15,6 процента - до 151,9 миллиарда рублей. [18]. В ноябре 2010 года технопарк в сфере высоких технологий «1Т-парк» стал лауреатом Российской общенациональной премии «Российские Созидатели-2010» в номинации «Лучший инвестиционный проект в области информационных технологий».
Стоит отметить, что Казань постепенно становится площадкой для обсуждения вопросов использования исламских финансовых возможностей в различных отраслях российской экономики. В июне 2010 г. в столице Татарстана прошел второй Международный саммит исламского бизнеса и финансов. Следует отметить, что сегодня сектор исламского финансирования является самым быстрорастущим в мире - ежегодно он увеличивает свой оборот на 15-20 процентов. Исламский банкинг практикуют более 300 финансовых институтов и его годовой оборот в 2009 году составил более 700 млрд. долларов США [19].
Значимым для республики традиционно является и сотрудничество с финансовыми институтами развитых государств Европы и США. Международный инвестиционный форум «Евромани», который в 2010 году третий раз прошел в Казани, претендует на то, чтобы стать одной из интересных инвестиционных площадок в Российской Федерации.
Массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в повседневную работу органов власти Республики Татарстан, существенно повысило эффективность их деятельности. Посещая Татарстан в октябре 2010 года, Президент России Дмитрий Медведев дал положительную оценку проектам в сфере оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, которые реализуются в республике [20].
Существенный вклад в инновационную деятельность вносит исторически сложившийся в Казани мощный комплекс вузов, академических и научно-исследовательских институтов. Об уровне научного и образовательного потенциала Татарстана свидетельствует придание статуса федерального и национальных исследовательских университетов трем ведущим вузам республики: КФУ, КГТУ, КГТУ им.А.Н.Туполева. Это создает новые возможности для полноценного кадрового обеспечения разработки и реализации инвестиционных идей, инновационных проектов.
Увеличение доли социально-гуманитарной составляющей в международном сотрудничестве [21] свидетельствует о том, что культура и спорт становятся существенными элементами конкурентоспособности общества в современном мире. Международные спортивные достижения татарстанцев (например, игры ФК «Рубин» с «Барселоной» или победы КАМАЗов в ралли «Дакар»), подготовка к Универсиаде-2013, участие в заявке России на право проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г., продвижение уникального культурного достояния Татарстана за рубежом - это неоценимые инвестиции в имидж республики и одновременно мощный стимул развития инфраструктуры и экономики Татарстана.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что модернизация России непосредственно касается региональных правительств, деятельность которых должна быть направлена на достижение общенациональных целей по повышению конкурентоспособности отечественной экономики в условиях открытых рынков и усиливающейся глобальной взаимозависимости, непосредственно затрагивающей и совокупность региональных интересов. Внедрение инноваций в экономику и управление должно поддерживаться сбалансированной социальной политикой, сглаживающей возможные негативные последствия жесткой конкурентной борьбы. Основной задачей остается повышение качества жизни граждан России, где бы они ни проживали - в крупных мегаполисах или аграрных районах. На сегодняшнем этапе, когда решение стоящих перед страной масштабных задач перехода к интенсивному инновационному пути развития отягощается воздействием последствий мирового финансово-экономического кризиса и грузом социальных проблем, только консолидация общества поможет успешно преодолеть трудности на пути интеграции России в современную мировую экономику.
Литература
1. Инвестиционная политика перехода к инновационной экономике России: колл. монография / Отв. ред. Н.А. Новицкий. - М.: Ин-т экономики РАН, 2005. - 421 с.
2. Ясин, Е. Г. Модернизация и общество [Текст] : докл. к VIII Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и общественное развитие», Москва, 3-5 апреля 2007 г. / Е. Г. Ясин. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 114 с.
3. Асаул, А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. -СПб: АНО ИПЭВ, 2008. - 606 с.
4. Мазуренко, С.Н. Федеральные программы - инструмент инновационного обновления российской экономики / С.Н. Мазуренко // Проблемы теории и практики управления. - №5. - 2007. - с.9-10.
5. Модернизация экономики и общественное развитие : материалы VIII Международной научной конференции // Проблемы теории и практики управления. - № 5. - 2007. - с.22-29.
6. Гусев, Д. В. Проблема модернизации как основного элемента государственной коммуникации в современной России / Д.В. Гусев, С.В. Устинкин // Власть. - 2010. - № 7. - С. 15-18. .
7. Коврыжко, В.В. Экономическая модернизация трансформирующихся экономик / В.В. Коврыжко // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2010. -Том 1, № 1. - с. 39-46.
8. Гонтмахер, Е.Ш. Модернизация России. Позиция ИНСОРа / Е.Ш. Гонтмахер // Лекция Евгения Гонтмахера (http://www.polit.ru/lectures/2010/10/28/gontmakher.html).
9. Гришаева, Л.Е. Россия, ООН и научно-технический прогресс / Л.Е. Гришаева // Экономический журнал. - 2010. - № 2(18). - С.6-24.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №47, 24 ноября. - ст. 5489.
11. Султанова, Д. Ш. Активизация инновационной деятельности нефтеперерабатывающих предприятий на основе развития конкурентной среды / Д. Ш. Султанова // Вестник Казан. технол. унта. - 2010. - № 6. - С. 167 - 170.
12. Сорокожердьев, В.В. Приоритеты формирования стратегии модернизации России в условиях экономической нестабильности / В.В. Сорокожердьев, З.М. Хашева // Тета Economicus (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета). - 2009. - Т. 7, № 2. -С.154-156.
13. Насыров, И.Р. Международное сотрудничество регионов : Мировая практика и опыт Татарстана / И.Р. Насыров. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2007. - 330 с.
14. Гранберг, А.Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий / А.Г. Гранберг // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1. -С. 16-22.
15. Азаренко, Б.Н. Новое в антикризисной политике государства / Б.Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1. - с. 13-19.
16. Арабов, П.В. Обратная сторона модернизации / П.В. Арабов // Известия. - 2010. - 15 сентября. -С.1,3.
17. В Татарстане открыт первый участок транспортного коридора «Европа - Западный Китай» // ИА «Татар-информ». - 2010. - 27 октября. - (http://www.tatar-inform.ru/news/2010/10/27/243066/)
18. Амбициозные задачи инновационного Татарстана: интервью министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова // Республика Татарстан. - 2010. - 12 ноября. - С.5.
19. Нурсапарова, Д. Нурлыгаим Джолдасбаева: Преимущество исламского банкинга - справедливое
распределение рисков / Д. Нурсапарова // Казахстанская правда. - 2010. - 13 марта
(http://www.kazpravda.kz/index.php?chapter=1268433831).
20. Дмитрий Медведев положительно оценил проекты Республики Татарстан по переводу госуслуг в электронный вид // Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Официальный сайт. 2010. - 26 октября (http://mic.tatar.ru/rus/index.htm/news/68307.htm).
21. Насыров, И.Р. Социально-гуманитарная составляющая внешних связей Татарстана / И.Р. Насыров, И.Л. Савельев // Диалог, толерантность и образование : совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий : материалы заключительного Междунар. семинара «Религии и права человека» / сост. Ю.А. Егоров ; под ред. Р.Г.Вагизова. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - С. 128-136.
© И. Л. Савельев - канд. социол. наук, нач. Управления государственного протокола Президента Республики Татарстан, [email protected]; И. Р. Насыров - д-р полит. наук, доц., зав. отделом Информационно-аналитического управления Президента Республики Татарстан,