Научная статья на тему 'Критический анализ перспектив инновационного развития строительной отрасли Республики Татарстан'

Критический анализ перспектив инновационного развития строительной отрасли Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / STATE INNOVATION POLICY / STATE REGULATION / SCIENCE-TECHNICAL ACTIVITIES / INNOVATIONAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков Вадим Львович, Зайнуллина Диляра Рамилевна

В статье анализируются системные проблемы российской инновационной экономики. Авторами обоснована необходимость государственного регулирования научно-технологической деятельности в России, в особенности на современном этапе. Своей целью авторы статьи ставят исследование проблем развития региона, основанного на активизации регионального инвестиционно-строительного комплекса. Основной задачей инновационной политики государства является технологическое совершенствование экономики и обеспечение конкурентоспособности российской промышленности в соответствии с провозглашенными приоритетами развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рожков Вадим Львович, Зайнуллина Диляра Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Critical analysis of the prospects of innovational development of the construction industry in the Republic of Tatarstan

The authors analyze the systemic problems of Russian innovation economy. The authors have substantiated the need for state regulation of scientific-technological activities in Russia, especially, at the present stage. The goal of the article has been to study the problems of the region’s development based on activization of the regional investment-construction complex. The main task of the state’s innovative policy is the improvement of the economy and ensuring of the competitiveness of Russian manufacture in accordance with the declared priorities in the state’s development.

Текст научной работы на тему «Критический анализ перспектив инновационного развития строительной отрасли Республики Татарстан»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Рожков В.Л. , Заинуллина Д.Р.

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Критический анализ перспектив инновационного развития строительной отрасли Республики Татарстан

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируются системные проблемы российской инновационной экономики. Авторами обоснована необходимость государственного регулирования научно-технологической деятельности в России, в особенности на современном этапе. Своей целью авторы статьи ставят исследование проблем развития региона, основанного на активизации регионального инвестиционно-строительного комплекса. Основной задачей инновационной политики государства является технологическое совершенствование экономики и обеспечение конкурентоспособности российской промышленности в соответствии с провозглашенными приоритетами развития страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальная инновационная система, государственная инновационная политика, государственное регулирование, научно-техническая деятельность, инновационный бизнес

JEL: 174, 031, 038, Я11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Рожков В.Л., Зайнуллина Д.Р. Критический анализ перспектив инновационного развития строительной отрасли Республики Татарстан // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2911-2922. — doi: 10.18334/ф.17.21.36934

Рожков Вадим Львович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет (2973566@mail.ru)

Зайнуллина Диляра Рамилевна, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.21.36934

(с) Рожков В.Л., Зайнуллина Д.Р. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2912

Введение

Произошедшие в России экономические и социальные трансформации разрушили централизованную систему создания научно-технического продукта. Резкое падение расходов на науку и сокращение государственного заказа на исследования и разработки, вызванное распадом советского государства, способствовали разрывам связей науки с производством, распаду отраслевой науки, снизили инновационную активность.

Тем не менее, даже столь глубокие изменения не вызвали успешного перехода к рыночной экономике, основанной, помимо прочего, на достижениях науки и техники. В результате произошедших изменений так же не были созданы новые продуктивные партнёрские отношения между производством и наукой, которые могли бы стать источником формирования динамичной инновационной экономики.

Технологическое перевооружение сфер экономики с целью перехода на инновационный лад - это основа формирования и осуществления инновационной стратегии, без которой существование развитого конкурентоспособного государства трудно представить. Эффективность и темпы формирования инновационной среды находятся в прямой зависимости от национальной инвестиционной политики, обеспечивающей условия для благоприятного инновационного развития. Лучшим способом стимулирования инноваций является создание благоприятной инфраструктуры и соответствующей среды.

Рост российской экономики в основном вызван экспортом сырьевых ресурсов, что в конечном итоге приводит к снижению курса рубля. Однако внешние факторы не могут быть благоприятными длительное время и ухудшаются в зависимости от конъюнктурного цикла мировой экономики в целом и тех стран, куда экспортируются российские товары. Это в свою очередь приводит к уменьшению российского экспорта и спаду национальной экономики. Опережающий рост реального курса рубля в сравнении с производительностью труда также способствует снижению экономического роста, поскольку при росте реального курса рубля растёт спрос на импортный товар, а увеличение реального курса рубля является результатом инфляции.

Наиболее актуальной и в тоже время мало исследованной проблемой на сегодня является инновационное развитие региона, основывающееся на активизации регионального инвестиционно-строительного комплекса. Тем не менее, это могло бы увеличить конкурентоспособность и повысить

2913

производительность не только предприятий строительной сферы, но и других отраслей региона. Инвестиционно-строительный комплекс устроен таким образом, что в его структуре взаимодействуют граждане и предприятия, осуществляющие финансовую, организационную, производственную, экономическую, инновационную деятельность по накоплению материальных ресурсов, которые в последствие эффективно используются в процессе воспроизводства основных средств различного назначения.

Инновационная активность как необходимое условие развития государства

Стабильное увеличение объёма подрядных работ, выполняемых на объектах капитального строительства, свидетельствует о динамичном развитии инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан (рис.).

Рисунок. Объём работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» по состоянию на 01.08.2016 по субъектам Приволжского федерального округа (млн руб.)

Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики

Приоритет инвестиционно-строительного комплекса нельзя переоценить, благодаря нему решаются основные проблемы воспроизводства экономики и строительства жилья. Состояние строительной отрасли определяет пути модернизации экономики, перспективы экономического развития и технического перевооружения отраслей. Именно поэтому, говоря об инновационном становлении

2914

экономики республики, мы особое внимание уделяем активизации инвестиционно-строительной деятельности. Как пишет Абдуханова Н.Г., зарубежный опыт развитых стран мира показывает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке преимущество имеют страны с развитой инновационной экономикой, владеющие наиболее эффективным механизмом такой деятельности [1].

По мнению Адамцевич А.О., для мирового лидерства инновационная активность играет доминирующую и даже решающую роль. Для компаний она представляет собой конкурентные преимущества в наиболее экономически привлекательных отраслях, для национальных экономик - это возможность эффективно использовать инновации не только с целью достижения государственных целей (здравоохранение, национальная безопасность и защита окружающей среды), но и для повышения производительности труда, увеличения объёма международных инвестиций, постоянного улучшения уровня жизни [2].

Как отмечает Берваль А.В., опыт стран с развитой инновационной экономикой позволяет сделать вывод о том, что высокая инновационная активность экономики достигается благодаря ведущей роли государства на рынке инноваций (задача определения национальных приоритетов), а также активному влиянию государства на процесс инновационного развития с помощью системы экономического стимулирования [3].

С точки зрения Большакова Д.В., формирование инновационной экономики есть необходимое условие экономического развития государства. Темпы развития национальной экономики в целом и конкурентоспособность конкретных её сфер зависит от уровня инновационной активности, скорости создания, освоения в производстве и продвижения продуктовых и технологических новшеств. Немаловажное место здесь занимает создание и продвижение на рынок организационно-управленческих нововведений [4].

Инвестиционный потенциал России достаточно высок: обширная территория с выгодным географическим положением, небольшие издержки производства, растущая платёжеспособность населения, а также высокий рыночный потенциал. В рамках отечественной экономики формируется институциональная среда, способная регулировать взаимоотношения субъектов; собственно на региональном уровне и выражается феномен отдельных отраслей. Можно утверждать, что инвестиционный компонент также локализован на региональном

2915

уровне, поэтому инвестиционный климат в каждом регионе уникален и формируется субъектом исходя из собственной законодательной базы [5]. Территориальные границы регионального комплекса определены экономически рациональным радиусом транспортировки наиболее тяжелых строительных материалов и конструкций. При этом в качестве географического центра комплекса целесообразно принимать узлы сосредоточенного строительства, совпадающие, как правило, со столицами регионов [6].

В условиях формирования инновационной экономики непосредственное влияние на поток инвестиций в экономику региона оказывает структура инвестиционно-строительного комплекса, реализующего многие инновационные проекты по смежным отраслям, вместе с решениями властей на уровне государства и региона, действиями менеджмента предприятий и организаций, способами инновационного развития, применяемыми для повышения конкурентоспособности комплекса на мировом рынке. Строительная отрасль решает для народного хозяйства фундаментальные экономические и социальные проблемы, связанные с воспроизводственным аспектом экономики и жилищным строительством. Уровень развития строительного комплекса определяет перспективы формирования, модернизации и технического перевооружения экономики.

Для развития страны, повышения качества жизни населения, достижения экономического роста, высоких конкурентных преимуществ и т.д. необходимо правильно расставить приоритеты, направить силы и распланировать последовательность достижения цели. Одним из наилучших способов её достижения является переход к инновационному и инвестиционному способам развития страны, что требует разработки, освоения и выбора правильной методики. Сбалансированность и взаимосвязь целей и задач инвестирования конкретных инновационных проектов позволят достичь поставленных целей [7].

Анализ инновационного потенциала Республики Татарстан

В Татарстане всего 9 центров трансфера технологий, общее количество технопарков и бизнес-инкубаторов - 14. Также в Татарстане 9 органов координации инновационной деятельности (к ним относятся Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан и другие), 6 венчурных фондов

2916

и 2 центра научно-технической информации (Татарстанский ЦНТИ, ФГУ «Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации») [8].

Россия - богатая страна и обладает высоким потенциалом, но отсутствие слаженной системы организации деятельности, реализации запланированных проектов не дает в полной мере раскрыться, осуществить задуманные идеи и реализоваться. Республика Татарстан считается одним из наиболее известных, перспективных и привлекательных для финансовых вложений регионов страны. Высокий уровень развития региона характеризуется последними событиями: успешным проведением в г. Казани Чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году, проведение XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года, подготовка к предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 года, частые визиты первых лиц страны в регион и даже известность Казани как третьей столицы России и города студентов [9].

Сегодня в Республике Татарстан создаются нефтехимический и автомобильный кластер. Через развитие нефтехимических производств, модернизацию машиностроения с высокой степенью добавленной стоимости республика пытается решить основную экономическую задачу - перейти от инерционной модели к инновационной [10].

Очевидно, что для дальнейшего развития российской и татарстанской экономики необходимо теоретически обобщить принципы инновационного развития, исходя из которых строится инновационная политика. Инновационная политика в системном понимании представляет собой средство достижения стратегических целей, таких как региональное или мировое лидерство в определённой сфере [11].

Опыт последнего десятилетия показал ограниченность установки на стимулирование нововведений посредством направления финансовых и информационных потоков в отдельные точки роста, в этой связи промышленно развитые страны перешли к целенаправленной поддержке всех стадий процесса [12].

Для успешного функционирования инновационная система должна быть функционально полной и иметь благоприятную нормативно-правовую базу и эффективную систему вывода на рынки технологичной продукции [13].

2917

Реализация последовательного перевода экономики региона на инновационный тип развития нуждается в модернизации материально-технической основы научного и производственного секторов [14].

Так, в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан фундамент инновационной экономики планируется создать в полном объеме уже в ближайшее время. В этой связи необходимо тщательно проанализировать, обобщить и систематизировать организационно-управленческие нововведения, базовые для развития взаимосвязанных отраслей [15].

Сегодня, как и предыдущие несколько десятков лет, необходимое условие устойчивого и стабильного роста экономики, повышения уровня жизни населения, создания конкурентоспособного производства -активизация инвестиционной деятельности. Правительство Республики Татарстан ежегодно утверждает Инвестиционный меморандум, который устанавливает приоритеты развития инвестиционной деятельности в республике. Основные направления в инвестиционной политике Республики Татарстан включают формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности [16].

Стратегическим направлением в развитии отдельных сегментов экономики региона должно стать сохранение достигнутых темпов освоения основных фондов. В этих условиях одним из определяющих факторов экономического роста региона становится изучение и освоение новых рынков отраслевой продукции, что чрезвычайно актуально как для России, находящейся под влиянием последствий международного финансового кризиса, так и для регионов [17].

В целом планирование и осуществление Инвестиционного меморандума Республики Татарстан и других мероприятий в рамках Федеральных государственных инвестиционных программ создает в республике благоприятный инвестиционно-инновационный и предпринимательский климат. Республика Татарстан, благодаря рациональному распределению инвестиций в основной капитал и слаженно функционирующему государственно-частному партнерству, обладает высоким инвестиционным потенциалом, инновационной привлекательностью и занимает в России лидирующее место по объему инвестиций на душу населения [18].

2918

В целом можно отметить, что в Республике Татарстан ведется последовательная и долгосрочная инновационная политика с четкой постановкой целей и задач.

Для привлечения внимания инвесторов к конкретному субъекту РФ первоочередная задача состоит в необходимости найти способ повышения инвестиционной привлекательности региона. Существует три основные группы инвесторов: это государство (Россия), иностранные инвесторы и российские инвесторы (обычно юридические лица), которые делятся по следующим признакам:

— предпочтение к какому-то определенному региону;

— возможность контролировать эффективность вложенных средств;

— ограниченность суммы возможного инвестирования;

— отношение к финансированию инновационной деятельности.

Анализ инвестиционной привлекательности Республики Татарстан

Инновационное развитие предприятий региона - трудоёмкий процесс, требующий мобилизации ресурсов - финансовых, материальных, информационных, интеллектуальных, кадровых - для дальнейшего внедрения результатов научных исследований, разработок, решений и продвижения инновационной продукции на рынок. Выделим первоочередные направления для инновационного меморандума, на которые будут в основном направлены научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы в ближайшее время [20].

Разработчиками новых продуктов часто являются не только крупные финансово состоятельные организации, но и малые предприятия, а также физические лица, и им нужна государственная поддержка инновационной деятельности.

Привлечение инвестиций является для всех субъектов РФ одним из главных направлений в стратегии социально-экономического развития. Чтобы инвесторы обращали внимание на инновационные проекты конкретного региона, необходимо улучшать инвестиционную привлекательность данной территории, а также повышать уровень инновационного развития. Это тот фактор успешного развития региональной инновационной системы, который может быть изменен только в долгосрочной перспективе и зависит от многих обстоятельств. Регионы в этом случае могут лишь посодействовать улучшению их инновационного и инвестиционного имиджа. Поэтому каждому

2919

региону, заинтересованному в повышении конкурентоспособности, имеет смысл направлять свои усилия на создание и поддержание устойчивой репутации территории. Важным фактором здесь может стать формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п. [19].

Однако на протяжении последних нескольких лет Республика Татарстан остается одним из наименее подверженных и одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации.

В последние годы ведущими «прямыми» инвесторами являлись Кипр (на его долю приходилось (36,7%), Германия (10,8%), Австрия (10%), Швейцария (9,5%), Болгария (8,4%). Большую часть портфельных инвестиций предоставили Люксембург (42,4%) и Соединенное Королевство (Великобритания) (38,6%). Прочие инвестиции осуществляли преимущественно Германия (66,9%) и Соединенное Королевство (Великобритания) (21,4%).

Около 60% всех затрат на технологические инновации расходуется на покупку машин и оборудования, 20% - на производственное проектирование, маркетинг и обучение персонала, около 10% - на НИОКР, выполненные собственными силами, последние, меньше 10%, предприятие тратит на НИОКР, выполненные сторонними организациями, и приобретение новых технологий [31, с. 63]. Неизменная структура затрат или полное их отсутствие на технологические инновации указывает на низкорезультативное развитие. Доминирующими предприятиями сегодня являются предприятия, направленные на НИОКР, опытное производство и производство, требующее применения квалифицированного физического труда [14].

Также нужно развивать стремление предприятий поощрять работников за активное участие в деятельности предприятия, предложения, идеи для успешной деятельности предприятия, чтоб успех развития предприятия, страны был общей для всех целью, а не целью отдельных людей.

Предпочтение должно отдаваться отечественным инвесторам, так как их интересы совпадают с интересами общества. Иностранные инвесторы направлены исключительно на получение прибыли, наибольший интерес для них представляют сырьевые и обрабатывающие предприятия. Государство не преследует цель более эффективного

2920

производства, использования или получения большей прибыли, но оно заинтересовано в развитии страны, регионов и благодаря ограниченности возможности финансирования и некой «безответственности» за их отдачу не может являться основным источником инвестирования. В случае неэффективного вложения, неокупаемости проекта государство будет осуществлять его за счет государственного бюджета, что опять повлечет за собой цепь новых проблем. Отечественные инвесторы нацелены на получении прибыли, для них также важен и социальный аспект, так как они являются частью гражданского общества [55].

Заключение

В нашей статье мы выяснили, что высокая инновационная активность экономики достигается благодаря ведущей роли государства на рынке инноваций, а также активному влиянию государства на процесс инновационного развития с помощью системы экономического стимулирования.

Таким образом, видно, что усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами в Татарстане имеют систематический и целенаправленный характер. Это доказывает достаточно богатый по сравнению с другими субъектами РФ инновационный потенциал. На основе системного подхода появляется возможность обосновать и эффективно применять системные методы управления инновационной деятельностью в регионе.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абдуханова Н.Г. Перспективы развития и модернизации жилищно-коммунального

комплекса Республики Татарстан на основе лизинга // Известия КГАСУ. - 2014. -№ 1. - С. 200-207.

2. Адамцевич А.О. Инновационное развитие строительной отрасли России // Вестник

МГСУ. - 2015. - № 10. - С. 5-7.

3. Берваль А.В. Развитие системы критериев оценки эффективности особой

экономической зоны «Иннополис» // Вестник торгово-технического института. -2015. - № 8. - С. 64-69.

4. Большаков Д.В. Условия развития инновационных бизнес-проектов в строительной

отрасли // Жилищное строительство. - 2014. - № 5. - С. 41-42.

5. Вирцев М.Ю. Применение современных программных продуктов в целях

формирования профессиональных компетенций у студентов строительных вузов // Российское предпринимательство. - 2015. - № 9. - С. 3295-3302.

2921

6. Живиця А.Э., Мышенков Д.А. Инновационное развитие предприятий строительной

отрасли в условиях импортозамещения // Учёные записки Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 22-25.

7. Ильина Е.В. Влияние санкций на экономику России // Вестник экономики, права и

социологии. - 2015. - № 4. - С. 34-38.

8. Калюжнюк М.М., Сандан Р.Н. О концептуальных основах инновационного развития

строительной отрасли России: системно-синергетический подход // Вестник гражданских инженеров. - 2010. - № 3. - С. 108-116.

9. Капустинская С.В. Инновации в инвестиционно-строительном кластере: барьеры и

перспективы (на примере Республики Татарстан) // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1-3. - С. 169-172.

10. Кокарева Е.А. Развитие инновационной деятельности, поддержка инноваций в

строительной отрасли // Сметно-договорная работа в строительстве. - 2016. -№ 6. - С. 25-29.

11. Король С.П. Инновационное развитие строительной отрасли как экономическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

категория объекта управления // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2016. - № 1. - С. 2-14.

12. Красикова О.В. Развитие строительной отрасли региона на основе инновационной

составляющей // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 24. - С. 76-78.

13. Кульков А.А. Вопросы подготовки кадров в строительном кластере Республики

Татарстан // Российское предпринимательство. - 2014. - № 18. - С. 197-208.

14. Левицкий Т.Ю. Конкурентная стратегия строительного производства в условиях

инновационного развития отрасли // Economics, management, law: realities and perspectives. - Paris: Les Editions 0^та!е, 2016. - С. 191-195.

15. Лукманова И.Г., Михайлов В.Ю. Интеграционный метод к обеспечению

инновационного развития строительной отрасли // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-3. - С. 457-459.

16. Низамова И.Р. Меры стимулирования инновационной активности экономических

систем // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 2. - С. 89-93.

17. Прохорова Ю.С., Каракозова И.В. Неготовность строительной отрасли к реализации

стратегических решений в области инновационного развития // Экономика и предпринимательство - 2016. - № 4-1. - С. 747-751.

18. Сайфуллина Ф.М. Девелопмент земельных участков в жилищном строительстве //

Российское предпринимательство. - 2015. - № 19. - С. 3159-3166.

19. Саубанов Р.Х., Саубанов К.Р. Оценка конкурентоспособности строительной отрасли

Республики Татарстан // Научное обозрение. - 2014. - № 9-1. - С. 171-174.

20. Сборщиков С.Б., Шиникарёва Г.Н. Инжиниринг - основа инновационного развития

строительной отрасли // Научное обозрение. - 2016. - № 13. - С. 23-27.

2922

Vadim L. Rozhkov, Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Expertise and Property Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Dilyara R. Zainullina, Senior Lecturer of the Chair of Expertise and Property Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Critical analysis of the prospects of innovational development of the construction industry in the Republic of Tatarstan

ABSTRACT

The authors analyze the systemic problems of Russian innovation economy. The authors have substantiated the need for state regulation of scientific-technological activities in Russia, especially, at the present stage. The goal of the article has been to study the problems of the region's development based on activization of the regional investment-construction complex. The main task of the state's innovative policy is the improvement of the economy and ensuring of the competitiveness of Russian manufacture in accordance with the declared priorities in the state's development. KEYWORDS: national innovative system, state innovation policy, state regulation, science-technical activities, innovational business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.