ГЦ
*i ы
С.Е. ВИНОГРАДОВ S.Ye. VINOGRADOV
МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕМОНТ КРУПНОКАЛИБЕРНОЙ МОРСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ НА СТАЛИНГРАДСКОМ
ОРУДИЙНОМ ЗАВОДЕ «БАРРИКАДЫ» НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1937—1941 гг.)
MODERNIZING AND REPAIRING LARGE-CALIBER NAVAL ARTILLERY AT THE «BARRICADES» GUN FACTORY IN STALINGRAD ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
(1937—1941)
Сведения об авторе. Виноградов Сергей Евгеньевич — старший научный сотрудник Центрального музея Вооружённых сил, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье на основе документов из архивов Москвы и Санкт-Петербурга, впервые вводимых в научный оборот, рассматривается один из вопросов подготовки крупнокалиберной артиллерии советского ВМФ (линейных кораблей, береговых батарей) к началу Великой Отечественной войны — обеспечение их запасными 12-дм(305-мм) и 14-дм (356-мм) орудийными стволами. Освещаются ход решения данной крупнейшей оборонной и производственной задачи, применение орудий в боях при обороне Ханко, Ленинграда и Севастополя.
Ключевые слова: крупнокалиберная морская артиллерия; линейные корабли; береговые батареи; отечественная орудийная промышленность; орудийный завод «Баррикады».
Information about author. Sergei Vinogradov — Senior Researcher at the Central Museum of the Armed Forces, Cand. Sc. (Hist.) (Moscow. E-mail: [email protected]).
Summary. On the basis of documents from Moscow and St. Petersburg archives introduced in scientific circulation for the first time, the paper examines an issue of preparing large-caliber artillery of the Soviet Navy (ships of the line, coastal batteries) for the outbreak of the Great Patriotic War, by equipping them with 12 dm (305 mm) and 14 dm (356 mm) reserve pieces. It covers the course of solving this major defense and production problem, and employment of guns in fighting during the defense ofHanko, Leningrad and Sevastopol.
Keywords: large-caliber naval artillery; ships of the line; coastal batteries; domestic defense industry; Barricades gun factory.
v_J
Первая мировая война серьёзно поколебала господство на морях больших броненосных артиллерийских кораблей — линкоров и крейсеров. Однако и в 20—30-е годы XX столетия эти классы боевых кораблей продолжали оставаться основой боевых флотов в военно-морских доктринах всех ведущих держав. СССР, развернувший с середины 1930-х годов крупнейшую программу военно-морского строительства, также придерживался подобного взгляда. До момента постройки новых линкоров типа «Советский Союз» и тяжёлых крейсеров типа «Кронштадт» основой РККФ продолжали оставаться линкоры «Марат», «Парижская Коммуна» и «Октябрьская Революция» — бывшие царские дредноуты типа «Севастополь», вступившие в строй в 1914 году и модернизированные в середине 1930-х. Их орудия калибра 12 дюймов (305 мм), достигшие крайней степени износа после участия в событиях Первой мировой и Гражданской войн, требовали основательного ремонта. Более мощные морские орудия калибра 14 дм (356 мм), предназначавшиеся для вооружения крупнейших сверхдредноутов типа «Измаил», начатые, но не оконченные изготовлением, ещё только предстояло доделать. Их было намечено использовать в системе подвижной береговой обороны. Значительная часть обширного дореволюционного наследия в виде 12-дм и 14-дм орудий, продолжавших составлять стратегический сегмент боевых средств флота, нуждалась в поддержании их должного технического состояния. Эти важнейшие оборонные задачи на рубеже 1930—1940-х годов было поручено решить сталинградскому орудийному заводу «Баррикады».
РУПНЕИШИИ объект довоенной оборонной промышленности — сталинградский завод
«Баррикады» (№ 221) ведёт свою историю с позднеим-перского периода индустриального развития России.
Начало этому комплексному орудийному производству было положено в 1912 году учреждением Русского акци-
онерного общества артиллерийских заводов (РАОАЗ). Основная перспективная задача предприятия состояла в вооружении быстро увеличивавшегося флота морскими орудиями всех типов, причём основную часть производства должны были составить крупнокалиберные артсисте-мы для линейных кораблей, крейсеров и морских крепостей.
Для проектирования будущего завода-гиганта и поставки основной части станков и оборудования был привлечён известный британский концерн вооружений «Виккерс» (Vickers Ltd.), плодотворно сотрудничавший с российским флотом с начала XX столетия по самому широкому спектру вопросов военно-морской техники и вооружения. «Виккерс» являлся и одним из основных акционеров будущего предприятия, располагая 20 проц. акций нового общества1. Русское правительство пошло навстречу инициативе промышленников в деле создания нового, оборудованного по последнему слову артиллерийской техники предприятия. Предпринимателям была предоставлена
возможность немедленно приступить к делу, не расходуя время на привлечение частного банковского капитала для финансирования поставок оборудования.
7 сентября 1913 года с РАОАЗ был заключён контракт на сумму 10,633 млн рублей. Договором предусматривалась поставка 36 356-мм (14-дюй-мовых) орудий для флота и морских крепостей, а также 30 203-мм (8-дюймовых) и 101 130-мм пушек. Вперёд казной уплачивалась 1/3 всей суммы. Этот 3,5-миллионный аванс позволял сразу осуществить необходимые инвестиции в постройку завода, надёжно обеспечить поставки оборудования и его пуск в работу.
Мощности будущего предприятия рассчитывались на выделку в перспективе 16-дм (406-мм) морских орудий весом более 100 т и планировались как взаимосвязанный комплекс самых современных металлургических, орудийно-механосборочных и машиностроительных производств. Согласно проекту на заводе устанавливалось высокопроизводительное сталелитейное, сталепрокатное и кузнечно-прессо-
вое оборудование, новейшие металлообрабатывающие станки и устройства для выполнения всех необходимых операций по отливке, ковке, обработке и сборке орудийных стволов любых размеров и типов. Местоположение будущего завода было определено в достаточной близости от топливно-сырьевых ресурсов Урала и Донбасса, на обширном земельном участке размерами 3,2 на 2,5 км на правом берегу Волги, в 8 км севернее Царицына2. Пуск его в ход намечался «не позднее как к 1 сентября 1915 года»3.
Заслуживает внимания краткое перечисление основных производственных возможностей завода. Сталелитейный цех комплектовался 4 мартеновскими печами: тремя производительностью в одной плавке по 50 т (крупнейшими в России) и одной в 20 т. Это позволяло отливать огромные орудийные болванки весом до 120 т. Кузнечно-прессовый цех оснащался тремя прессами усилием в 6000 т, 2200 т и 1700 т. Ежегодный объём выплавки орудийной стали рассчитывался в 98 тыс. т, производства поковок — свыше 16 тыс. т. Цех термообработки включал оборудование для заготовок длиной до 23 м. Цех крупнокалиберных орудий имел 52 станка, цех средне- и мелкокалиберной артиллерии — 46 станков. Для испытания изготовленных орудий при заводе предполагалась постройка полигона длиной до 36 и шириной до 2 вёрст4.
Закладка завода состоялась 14 июня 1914 года, но в связи с начавшейся вскоре общеевропейской войной его комплектование оборудованием испытывало немалые проблемы. Поначалу поставки шли морем из Англии через Дарданеллы и Босфор, однако после блокирования проливов осенью 1914 года тысячи тонн оборудования пришлось отправлять северным путём, через Северное, Норвежское, Баренцево и Бе-
Обработка ствола 15-дм (381 -мм) орудия весом 97 т на заводе британской компании «Виккерс» в Шеффилде, 1912 г.; аналогичные станки фирма поставляла в Россию на орудийный завод в Царицыне
Фото из коллекции автора
С.Е. ВИНОГРАДОВ. Модернизация и ремонт крупнокалиберной морской артиллерии... •
ГЦ ы
лое моря до Архангельска, а затем по железной дороге и речным путям до Царицына5. Плановый срок ввода завода в строй выдержан не был.
Несмотря на все препоны, вступление в строй первой очереди завода ожидалось весной 1917 года. К этому времени поставка крупнокалиберных 14-дм морских орудий в связи с приостановкой постройки сверхдредноутов ушла с повестки дня. Первой крупной работой нового завода должно было стать капитальное обновление, или «перестволение»6, изношенных при стрельбе морских 8- и 12-дм орудий. 28 8-дм орудий в конце 1916 года были уже отправлены на завод7.
Однако эти планы не осуществились — ситуация в стране быстро ухудшалась, в Поволжье разворачивались кровопролитные события Гражданской войны. Завод, оказавшись в районе боёв за Царицын, почти обезлюдел. К этому времени на нём были возведены все здания, пущена в ход одна из трёх 50-тонных мартеновских печей, завершены оборудованием несколько цехов, электростанция, водопровод, подъездные пути8.
Первые годы после окончания Гражданской войны завод находился в запустении9. Только в середине 1920-х годов Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) принял решение о достройке и пуске в ход завода (с 1924 года — «Баррикады») в составе комплекса оборонных предприятий страны. В мае 1929 года Главная инспекция ВСНХ постановила восстановить завод в составе Наркомата тяжёлой промышленности (НКТП) для производства средней и тяжёлой морской артиллерии. Основной признавалась дореволюционная металлургическая и орудийная специализация. Важнейшим для будущей деятельности завода стало решение Комиссии обороны при СНК СССР от 14 ноября 1931
Ствол 356-мм орудия в цехе завода «Баррикады»
1938 г.
года, принявшей первую крупную программу строительства военно-морских сил, что возлагало на НКТП «весьма сложную и трудную задачу выполнения этой программы в 4 года»10. Данный вывод подкреплялся постановлениями СНК от 21 и 22 февраля 1932 года, где отмечалось, что «строительство Морских сил РККА зависит от базы, на которую это строительство опирается». В отношении ведущих орудийных заводов требовалось «ускорение реконструкции», а также «развёртывание производства и освоение технической помощи по лейнирова-нию... орудий»11.
Всё это отражало необходимость решения важнейшей проблемы, с которой столкнулся советский ВМФ на рубеже 1930-х годов. Она заключалась в критическом износе крупнокалиберной артиллерии на наличных линкорах и береговых батареях на Балтике в ходе событий Первой мировой и Гражданской войн12. По существу, отсутствие до середины 1930-х годов достаточного количества новых 12-дм орудий не позволяло оперативно перевооружить исправной артиллерией все три наличных линкора РККФ и переводило перспективу их сколько-нибудь успешной стрельбы в условиях боевых действий в разряд проблематичной.
Только в 1934 году «Октябрьская Революция» и в 1938 году «Парижская Коммуна», вернувшись в строй флота после модернизации и заменив артиллерию, оказались с исправным главным калибром, позволявшим им решать боевые задачи в рамках заданных такти ко-технических характеристик13. На корабли поступили орудия, оконченные изготовлением в начале 30-х годов ещё из дореволюционного задела14. Снятые орудия (почти 50 стволов, включая орудия береговой обороны)требовали обновления для создания текущего запаса флота. Ещё 18 стволов поступили буквально «со дна морского»: их подняли в 1931—1934 гг. с затопленных в 1916 и 1918 гг. черноморских линкоров «Императрица Мария» и «Свободная Россия» (бывший «Императрица Екатерина Великая»)15. Эти 12-дм пушки также нуждались в капитальном ремонте.
Все эти орудия поступили на завод «Баррикады», где с 1935 года началось их перестволение16. Технологически это был достаточно комплексный процесс. Ствол разрезали поперёк примерно пополам, после чего из его тыльной (казённой) части прессом выдавливали остаток изношенной внутренней нарезной трубы и вместо неё запрессовывали
новую. Затем с дульной части для полного восстановления ствола на неё нагоняли недостающие скрепляющие цилиндры. В советской служебной переписке прежние царские 12-дюймовые пушки в 52 калибра длиной именовали ТП (сокращение от «триста пять», обозначавшее калибр орудия в миллиметрах). Артиллерийскому КБ завода «Баррикады» пришлось немало потрудиться для перевода принятой до революции в отечественной технике дюймовой системы мер на советскую метрическую, обеспечив при этом взаимозаменяемость узлов и деталей17.
За год до этого, в 1934 году, НКТП констатировал, что «этот год считается годом установления на заводе "Баррикады" артиллерийского производства как валового производства с установленным техническим процессом»18. Завод становился ведущим предприятием Советского Союза по изготовлению и ремонту морского артиллерийского вооружения, причём в связи с наличием на нём наиболее современного и производительного оборудования ему передавались все работы по изготовлению и ремонту
крупнокалиберных орудий. Более того, для ленинградского орудийного завода «Большевик» (до революции
— Обуховский сталелитейный морского ведомства) завод «Баррикады» изготовлял поковки, производил грубую обточку и термообработку внутренних труб орудий и лейнеров, которые не проходили у смежников по габаритам наличных ковочных и термических мощностей.
В 1939 году на «Марате» снова заменили 12-дм орудия, полностью изношенные в ходе интенсивных практических стрельб. Теперь линкор получил обновлённые на «Баррикадах» стволы, прежде состоявшие на вооружении форта «Краснофлотский» (2 шт.), линкоров «Петропавловск» (1 шт.), «Гангут» (4 шт.), «Свободная Россия» («Императрица Екатерина Великая», 3 шт.) и «Императрица Мария» (2 шт.)19. Всего в 1936—1941 гг. на заводе подверглось пере-стволению 42 12-дм орудия. Причём в 1940 году 6 из 8 стволов были обновлены с переделкой из скреплённых в лейнированные. Сами лейне-ры также изготовили на «Баррикадах» в 1936—1939 гг.20
Проблема лейнирования
— изготовления для ору-
Линкор «Марат», получивший в 1939 г. полный комплект 12-дм орудий ТП, переставленных на заводе «Баррикады»
Фото из коллекции автора
дий сменных тонкостенных внутренних нарезных труб (лейнеров), позволявших осуществлять кратно более дешёвое и удобное обновление расстрелянных стволов, — была изучена и впервые в новейшей отечественной артиллерийской практике успешно разрешена в 1939 году именно на заводе «Баррикады»21. Вопрос оставался особенно актуальным именно для тяжёлых морских калибров, поскольку эти орудия, весившие от полусотни до 100 и более тонн, приходилось доставлять для обновления с флотов на орудийные заводы и подвергать весьма затратной и технологически комплексной процедуре реновации. Освоение в 1940 году производства лейнеров — сначала для 305-мм орудий в 52 калибра длиной (ТП), а затем и для систем калибра 14 и 16 дм, сняло эту проблему. Теперь выемку изношенного лейнера и замену его новым можно было осуществлять прямо на корабле, выводя его из строя не более чем на несколько часов.
В 1938 году под Ленинградом на полигонные испытания вышли железнодорожные установки ТМ-3-12, оснащённые 12-дм орудиями, до 1922 года состоявшими на вооружении форта «Краснофлотский» (до 1919 г. «Алек-сеевский», с. Красная Горка), активно использовавшимися обеими сторонами в ходе Гражданской войны и прошедшими затем перестволе-ние. Три установки организационно составили Отдельную железнодорожную артиллерийскую батарею (ОЖДАБ) № 9 Балтийского флота. Впоследствии батарея участвовала в Советско-финлянд-ской войне 1939—1940 гг., после окончания которой была перебазирована на полуостров Ханко и принимала участие в его обороне в 1941 году, ведя успешную контрбатарейную борьбу22.
Ещё одной крупной работой завода «Баррикады», связан-
С.Е. ВИНОГРАДОВ. Модернизация и ремонт крупнокалиберной морской артиллерии... •
ной с доработкой дореволюционных крупнокалиберных артиллерийских систем для советского ВМФ, была доделка 14-дм орудий, изготавливавшихся в 1913—1917 гг. Обуховским заводом в Петрограде для крейсеров типа «Измаил». Наряд на 40 орудий (не считая опытного, сданного летом 1913 г.) был выдан заводу 6 марта 1913 года. Однако общий прогресс по данной работе оказался невелик: до конца 1916 года успели изготовить и нарезать 5 стволов, ещё 2 находились в стадии скрепления, и на 1 ствол имелся полный набор поковок23.
После революции работы были остановлены, более 15 лет орудия оставались на заводском складе. В середине 1930-х годов, после пуска завода «Баррикады», было принято решение о перебазировании в Сталинград наличных, почти и частично готовых восьми 14-дм орудий для их окончательной доделки. Орудия по аналогии с 12-дм пушками получили обозначение ТПШ, сокращённое от «триста пятьдесят шесть», их калибра в миллиметрах.
Два орудия были окончены в 1938 году и отправлены в Ленинград на полигон, где использовались для стрельб по опытным участкам бронирования проектировавшихся линкоров и отработки типа боеприпасов. К началу мая 1939 года оба ствола были совершенно изношены и не пригодны к дальнейшему использованию24. Их снова отправили в Сталинград для перестволения. В 1939 году на «Баррикадах» доделали и в течение следующего года успешно испытали на полигоне ещё 4 орудия. Последнее из «царского» задела орудие ТПШ, восьмое по счёту, изначально находившееся в наименьшей степени готовности, окончили изготовлением в 1940 году25.
В начале Великой Отечественной войны 4 орудия ТПШ были сосредоточены в Ста-
линграде на заводе «Баррикады» (из них два совершенно новых, испытанных ствола и два, доставленных с полигона из-под Ленинграда для ремонта)26. Два ствола находились во Владивостоке на складах Тихоокеанского флота в качестве резервных для ОЖДАБ № 6 в составе трёх железнодорожных установок ТМ-1-14, на которых в это время были установлены 14-дм орудия, изготовленные фирмой «Виккерс» по русскому проекту (доставлены в Россию в 1916 г.). Ещё два ствола составляли аналогичный резерв ОЖДАБ № 11, дислоцированной под Ленинградом. Примечательно, что предпоследнее из оконченных изготовлением на заводе «Баррикады» орудий ТПШ было закончено в виде не скреплённого, а лейнированного образца27.
Начало войны летом 1941 года вызвало кардинальный пересмотр производственной программы завода «Баррикады». Работы по перестволе-нию орудий ТП и ТПШ были свёрнуты (окончили только почти готовые), как и изготовление большинства крупных и затратных образцов морской артиллерии. С июля завод перешёл на производство 76-мм дивизионных орудий Ф-22, доведя их выпуск в ноябре 1941 года до 1000 единиц в месяц. В 1942 году в связи с продвижением противника к Сталинграду завод был эвакуирован в Юргу Кемеровской области вместе с почти 90 проц. (более 3000 человек) всего квалифицированного персонала28. К началу эвакуации на «Баррикадах» находились 4 орудия ТПШ и около 20 орудий ТП в различной стадии работ по перестволению, прерванных за год до этого. Все эти пушки также были вывезены в тыл.
К началу Великой Отечественной войны в боевых частях советского ВМФ — на кораблях и береговых батареях — состояли 65 12-дм орудий ТП. Из них 22 (34 проц.)
■ J
-I
4
представляли собой стволы, уже исчерпавшие однажды ресурс износоустойчивости и прошедшие перестволение. Из них 12 орудий были установлены на линкоре «Марат», 6 — на береговой батарее № 981 Тихоокеанского флота (2 башни с бывшего линкора «Полтава»), 3 — на железнодорожных транспортёрах ТМ-3-12 ОЖДАБ № 6 Балтийского флота (в 1940 г. заменённых, и снова — перество-ленными), 1 ствол находился в броневой башне береговой батареи на о. Аэгна (Финский залив). Не менее 30 пере-стволенных орудий ТП находились на складах флотов в Кронштадте, Севастополе и Владивостоке, а также на тыловом хранении в глубине территории СССР.
Действия 12-дм артиллерии линкоров и береговых батарей в 1941 году были столь интенсивны, что уже зимой 1941/42 года потребовалась замена многих артиллерийских стволов. Так, в декабре 1941 года были заменены все 4 ствола башенной батареи №311 у Красной Горки, причём 3 из них являлись пере-стволенными орудиями ТП. В начале весны 1942 года были заменены все 8 стволов береговых батарей № 30 и 35 в Севастополе, из них 5 представляли собой отремонтированные орудия ТП. В апреле 1942 года провели полную замену 12-дм орудий на черноморском линкоре «Парижская Коммуна», совершенно расстрелянных. Из установленных на корабле 12 стволов 9 представляли собой отремонтированные орудия ТП. В 1943 году 3 из 12 стволов были заменены на балтийском линкоре «Октябрьская Революция»; 2 из них были отремонтированными. И наконец, в 1942 году под Владивостоком полностью были заменены стволы на батарее № 981 — из 6 орудий 5 также относились к перестволен-ным образцам. Таким образом, в 1941—1943 гг. на боевую службу флота встали ещё
25 обновлённых орудий ТП, из которых 10 вели огонь по врагу29.
Орудия ТП, которым на заводе «Баррикады» дали вторую жизнь, внесли свой неоценимый вклад в Победу. Мощь их огня, их значение для обороны Ханко, Кронштадта, Ленинграда и Севастополя трудно переоценить. В критические моменты боевой работы моряки-артиллеристы сражались до полного исчерпания возможностей ведения огня, до последнего снаряда, а при невозможности успешного исхода борьбы подрывали свои 12-дм орудия — так было на Ханко в 1941 году и в Севастополе в 1942 году.
На Балтике отремонтированные и возвращённые в службу орудия вели огонь по врагу с линкора «Марат», защищавшего Ленинград в 1941—1944 гг. (всего был выпущен 1971 12-дм снаряд)30, с железнодорожных транспортёров ТМ-3-12, защищавших Ханко в 1941 году. Одно орудие воевало с врагом в составе башенной батареи № 334 на о. Аэгна, три — в составе башенной батареи № 311 у Красной Горки. На Чёрном море пять орудий (из восьми) с начала 1942 года состояли на вооружении береговых башенных батарей № 30 и 35. С апреля по июнь 1942 года они с предельной интенсивностью, до полного исчерпания ресурса живучести стволов вели контрбатарейную борьбу, обстреливали штурмовавшие Севастополь германские танковые и пехотные части (всего обеими батареями выпущено до 3000 снарядов).
И сегодня завод «Баррикады», несмотря на давно миновавшую эру крупнокалиберной морской артиллерии, производство которой составляло его исходную специализацию, остаётся одним из испытанных флагманов отечественного оборонно-промышленного комплекса. В наши дни с именем «Баррикады» напрямую связан
быстроразвивающийся процесс модернизации и перевооружения Российской армии: боевые машины ракетных комплексов «Искандер» и «Яре» — основные изделия, поставляемые заводом нашим Вооружённым силам. Предприятие-ветеран продолжает исправно служить делу обороны страны уже второй век.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Trebilock С. The Vickers Brothers — Armaments and Enterprise, 1854— 1914. London: Europa publishing, 1977. P. 185.
2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 401. On. 1. Д. 660. Л. 187, 188.
3 Там же. Д. 184. Л. 401.
4 Там же. Д. 660. Л. 146об, 147; Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 2097. Оп. 3. Д. 481. Л. 18.
5 РГА ВМФ. Ф. 401. Оп. 2. Д. 716. Л. 12-16.
6 «Перестволение» — официальный термин. Подразумевал извлечение из орудия изношенной («расстрелянной») внутренней нарезной трубы и её замену новой, что позволяло вернуться к исходным баллистическим характеристикам орудийного ствола.
7 РГА ВМФ. Ф. 401. Оп. 2. Д. 818. Л. 89-93.
8 РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 3. Д. 331. Л. 50 об., 51.
9 РГА ВМФ. Ф. р-26. On. 1. Д. 39. Л. 14.
10 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 8418. Оп. 28. Д. 125. Л. 92.
11 Становление оборонно-про-мышленного комплекса СССР (1927-1932). М., 2008. С. 669. Лей-нер — тонкостенная внутренняя нарезная труба орудия, свободно вынимаемая после износа для замены. Использование лейнеров, хотя и достаточно сложных в производстве изделий с точки зрения металлургии и металлообработки, позволяло быстро и эффективно ремонтировать орудийные стволы после исчерпания ими ресурса износоустойчивости.
12 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 7. Оп. 2. Д. 454. Л. 3. Так, уже по итогам обследования линкора «Петропавловск» (будущий «Марат») после подавления Кронштадтского восстания в марте 1921 г. было при-
знано, что корабль «выведен из строя расстрелом своей 12-дм артиллерии... неравномерный износ орудий и значительный у некоторых вызывает необходимость замены тел у всех орудий новыми». Замена орудий на корабле новыми была произведена из ещё остававшегося «царского» запаса.
13 Подробнее см.: Виноградов С.Е. Модернизационный потенциал боевых кораблей судостроительных программ 1912—1915 годов и его реализация в РККФ // XI Елагинские чтения / Федеральное архивное агентство; РГА ВМФ. Вып. IX. СПб.: Группа МИД, 2018. С. 32.
14 Гаврилкин Н.В. Создание русского 12-дюймового орудия в 52 калибра длиной: опыт статистического исследования // Цитадель. 2019. № 25. С. 71.
15 Подробнее см.: Виноградов С.Е. Линейный корабль «Императрица Мария». М.: Пятый Рим, 2017. С. 295.
16 РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 41. Д. 197. Л. 260. До 1935 г. включительно перестволением 12-дм орудий занимался ленинградский завод «Большевик» (бывший Обухов-ский), всего на нём было обновлено до 15 стволов.
17 Воронков А.К., Григорьев Г.В., Ка-рапетян Г.Б. и др. Баррикадцы. Кн. I. Волгоград: Нижне-Волжское книжное изд-во, 1989. С. 295.
18 РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 41. Д. 122. Л. 132.
19 Гаврилкин Н.В. Указ. соч. С. 58, 61, 64, 71.
20 Алабушев В.Е., Попов А.И., Чур-зин Г.И. Завод главного калибра. Волгоград, 2014. С. 380, 381.
21 РГА ВМФ. Ф. р-840. Оп. 2. Д. 321. Л. 88-93.
22 Перечнев Ю.Г. Советская береговая артиллерия: история развития и боевого применения. 1921— 1945 гг. М.: Наука, 1976. С. 124.
23 РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 4. Д. 1982. Л. 90, 96.
24 РГА ВМФ. Ф. р-840. Оп. 2. Д. 323. Л. 232.
25 Там же. Д. 321. Л. 28, 88.
26 РГВА. Ф. 430. Оп. 1. Д. 29. Л. 504.
27 Там же. Д. 274. Л. 119.
28 Храпов А.О. Восстановление сталинградского завода «Баррикады» в 1943—1945 годах // интернет-ресурс: http://ist-konkurs.ru (дата обращения: 25 июня 2020 г.).
29 Гаврилкин Н.В. Указ. соч. С. 74 -77.
30 Васильев А.М. Первые линкоры Красного Флота: «Марат», «Октябрьская Революция», «Парижская Коммуна». М.: Яуза, 2008. С. 107. ■