УДК 347.77
DOI: 10.12737/jrl. 2021.004
Модернизация гражданского законодательства в сфере интеллектуальной собственности
Г. П. Ивлиев
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Москва, Россия, rospatent@rupto.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации права интеллектуальной собственности Российской Федерации к современным изменениям в общественной и политической жизни.
Цель исследования — выявление общих закономерностей в развитии рассматриваемой подотрасли гражданского права. Освещаются основные события в области правового регулирования сферы интеллектуальной собственности, как произошедшие за последнее время, так и запланированные.
Методы исследования: исторический, критико-правовой, общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Представлено хронологическое изложение основных событий, связанных с развитием правового регулирования сферы интеллектуальной собственности, с обоснованием целей, на достижение которых направлены изменения в национальном и международном регулировании. Показаны основные тенденции, задающие направления развития права интеллектуальной собственности, ключевыми из которых являются интеграция России в международные системы регистрации объектов интеллектуальной собственности и усиление роли цифровых технологий, в том числе изменения в части правового регулирования трехмерных моделей и электронных охранных документов. Дальнейшее развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности освещено с точки зрения плана мероприятий («дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Интеллектуальная собственность», в котором заложены последующие изменения законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Затронуты вопросы, связанные: 1) с определением принадлежности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках государственных контрактов; 2) закреплением возможности регистрации товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых; 3) совершенствованием системы предоставления Роспатентом государственных услуг с привлечением подведомственного Федерального института промышленной собственности. Проводится анализ ключевых новшеств законопроекта, направленного на совершенствование системы предоставления услуг патентных поверенных.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, получение патента, временная правовая охрана промышленного образца, международная регистрация интеллектуальной собственности, предварительная оценка патентоспособности, самозанятые, государственные услуги Роспатента, трехмерные модели объектов интеллектуальной собственности
Для цитирования. Ивлиев Г. П. Модернизация гражданского законодательства в сфере интеллектуальной собственности // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 1. С. 23—30. DOI: 10.12737/jrl.2021.004
Modernization of Civil Legislation in the Field of Intellectual Property
G. P. Ivliev
Federal Service for Intellectual Property, Moscow, Russia, rospatent@rupto.ru
Abstract. The article discusses challenges and opportunities related to the adaptation of intellectual property rights to current changes in public and political realities in the Russian Federation.
The study aims at identifying general patterns in the concerned civil law subsector. The article highlights major recent and planned developments in intellectual property law.
The author uses historical and critical-legal methods, as well as general scientific methods, such as analysis, synthesis, induction, and deduction.
The outcomes presented in a chronological order highlight the main developments in intellectual property law and justifications for amendments in national and international regulations. Studied amendments illustrate the main trends setting directions for the future of intellectual property law. This case is especially important for Russia to integrate into international systems of registration and strengthen its role in digital technologies, including changes in terms of three-dimensional models and electronic documents of a title. Further development of legislation in the sphere of intellectual property is covered from the view point of the action plan ("road map") on changes in implementation management system of the legal regulation of business — "Transformation of the business climate" and "Intellectual property". It sets out the subsequent changes to the legislation in the sphere of intellectual property. In particular, the issues relates to determination of the ownership of exclusive rights to the results of intellectual activity. It is created during the performance of research, development and technological work under state contracts. It also fixes the possibility of registering trademarks in the name of citizens, including the self-employed and improves the system of providing public services by Rospatent with the involvement of the subordinate Federal Institute of industrial property. Finally, it analyzes the key innovations of the draft law aimed at improving the system of providing services to patent attorneys.
Keywords: intellectual property, patent granting, interim measures, interim protection of industrial design, international registration of intellectual property rights, prior patentability assessment, self-employed, public services of Rospatent, three-dimensional models in intellectual property rights
For citation. Ivliev G. P. Modernization of Civil Legislation in the Field of Intellectual Property. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 1, pp. 23—30. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.004
Основные направления развития гражданского законодательства. На протяжении всего периода функционирования части четвертой Гражданского кодекса РФ принято 26 федеральных законов о внесении в нее изменений с учетом современных тенденций и запросов рынка.
Особенно ярко выражены изменения, связанные с развитием цифровых технологий. Право интеллектуальной собственности также претерпевает изменения,связанные с интеграцией России в международные и региональные системы регистрации объектов интеллектуальной собственности.
Роспатент занимает одну из ключевых позиций в подготовке нормативных правовых актов в сфере интеллектуальной собственности и выступил инициатором ряда важнейших инициатив.
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным Законом внесены масштабные изменения в часть четвертую Гражданского ко-
декса РФ. Так, важными изменениями, затронувшими деятельность Роспатента, стали:
упрощение порядка государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору (с 1 октября 2020 г. договор может не представляться в Роспатент для государственной регистрации, если заявление подписано всеми сторонами. В случае если заявление подписано не всеми сторонами, представляется подписанное сторонами договора уведомление о состоявшемся распоряжении исключительным правом, удостоверенная нотариусом выписка из договора или договор);
уточнение условий охраноспособности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков (наиболее существенными изменениями явилось изменение требований к единству полезной модели. Полезная модель — техническое решение, которое относится к одному устройству);
оптимизация порядка государственной регистрации промышленных образцов (для их регистрации представляется не перечень существенных признаков промышленного образца, а комплект
изображений изделия, что соответствует мировой практике, упрощает рассмотрение заявок и открывает перспективы для внедрения технологий искусственного интеллекта).
Внесен ряд изменений, устранивших пробелы в правовом регулировании. В частности, появилась ст. 13581 о зависимом изобретении, полезной модели, промышленном образце.
Международное законодательство как часть права интеллектуальной собственности Российской Федерации. Начиная с 1960-х гг. наша страна постоянно углубляет интеграцию в глобальные системы охраны интеллектуальной собственности.
Посредством тесного взаимодействия с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) Роспатент участвует в системах международной регистрации изобретений, товарных знаков и промышленных образцов. Это расширяет возможности наших заявителей: они могут получить правовую охрану объектов интеллектуальной собственности одновременно в нескольких странах — участницах международных договоров путем подачи одной заявки, что делает эти процессы проще и экономичнее.
Присоединение Российской Федерации к Гаагской системе международной регистрации промышленных образцов. 28 февраля 2018 г. вступил в силу для Российской Федерации Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов. С 2018 г. Роспатентом начат прием заявок в рамках Гаагской системы, которая позволяет заявителям зарегистрировать промышленный образец путем подачи одной заявки в Международное бюро ВОИС.
Временная правовая охрана промышленных образцов. 27 декабря 2018 г. подписан Федеральный закон № 549-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», кото-
рый вступил в силу с 27 июня 2019 г. В соответствии с указанными изменениями по ходатайству заявителя Роспатент публикует в официальном бюллетене сведения о заявке на промышленный образец, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом. Промышленному образцу со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана.
Евразийская интеграция. В качестве одного из приоритетных направлений евразийской экономической интеграции еще до создания ЕАЭС рассматривалось создание региональной системы регистрации средств индивидуализации. Сегодня эта работа ведется на основании Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС.
В рамках Договора заявка на товарный знак ЕАЭС, наименование места происхождения Союза подается в любое из национальных патентных ведомств государств — членов ЕАЭС. За подачу и регистрацию заявки уплачивается единая пошлина. Заявка обрабатывается, включается в Интегрированную информационную систему ЕАЭС, в отношении нее проводится формальная экспертиза, после чего заявка попадает на рассмотрение во все ведомства для проведения экспертизы заявленного обозначения. По завершении экспертизы обозначению предоставляется правовая охрана на всей территории Союза.
В настоящее время по всех странах ЕАЭС активно идет ратификация Договора. В Российской Федерации законопроект о ратификации планируется к рассмотрению Государственной Думой 27 октября 2020 г.1
1 Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 г., Федеральный закон подписан Президентом РФ 9 ноября 2020 г.
Другим ключевым направлением евразийской интеграции является создание евразийской системы правовой охраны промышленных образцов на базе Евразийской патентной организации. 9 сентября 2019 г. в Нур-Султане состоялась дипломатическая конференция по принятию Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции (ЕАПК).
Протокол предоставляет возможность получения правовой охраны промышленного образца во всех государствах-участниках на основании одной заявки, поданной в Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).
На сегодняшний день Протокол подписан шестью из восьми государств — участников ЕАПК (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) и ратифицирован тремя из них (Азербайджан, Армения, Киргизия). До вступления Протокола в силу он открыт для подписания в штаб-квартире ВОИС. Документ вступит в силу в отношении первых трех государств, ратифицировавших его или присоединившихся к нему, через три месяца после сдачи на хранение депозитарию третьим государством ратификационной грамоты либо акта о присоединении.
В Государственной Думе законопроект о ратификации Протокола будет в ближайшее время рассмотрен во втором чтении2.
Изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части правовой охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров. 27 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 230-Ф3 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и
2 Принят Государственной Думой 10 ноября 2020 г. Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2020 г. Федеральный закон подписан Президентом РФ 23 ноября 2020 г.
статьи 1 и 231 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"», который предусматривает совершенствование регулирования в области наименований мест происхождения товаров (далее —НМПТ) и вводит новый объект интеллектуальной собственности — географическое указание (далее — ГУ).
Новый объект — ГУ во многом схож с НМПТ, но в то же время имеет ряд существенных отличий. В случае НМПТ связь с местом происхождения должна быть более сильной. Свойства продукта, охраняемого НМПТ, должны быть связаны исключительно с географическим местом происхождения. Как правило, это означает, что источник сырья должен находиться в месте происхождения и обработка продукта должна также осуществляться в этом же месте, т. е. весь производственный цикл сосредоточен в одном географическом объекте.
Для регистрации в качестве ГУ достаточно соблюдения одного критерия, обусловленного географическим местом происхождения, будь то качество или другие характеристики продукта или его репутация. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара. Указанные требования являются более доступными для производителей, в связи с чем ожидается, что ГУ станет востребованным инструментом продвижения интересов производителей.
Кроме того, в случае отсутствия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного выдавать заключения, необходимые для государственной регистрации
НМПТ, соответствующее заключение выдается органом или организацией, уполномоченными высшим органом государственной власти субъекта РФ.
Соответствующие изменения устранят имеющиеся пробелы в регулировании и обеспечат новые возможности для регистрации и продвижения на рынке региональных брендов.
Федеральным законом также внесены изменения в ГК РФ, касающиеся, в частности:
запрета на переход исключительного права на данные объекты и распоряжение им по договору;
возможности органов, осуществляющих контроль за соблюдением требований к производству, свойствам и характеристикам товара, подавать в Роспатент возражения и заявления, направленные на признание недействительным (прекращение) правовой охраны данных объектов.
В ближайших планах присоединение к Лиссабонской системе международной регистрации географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Это позволит отечественным производителям качественных товаров, маркируемых региональными брендами, получить охрану российских ГУ и НМПТ во всех странах, присоединившихся к Женевскому акту, подав одну заявку и на одном языке.
Присоединение к Лиссабонской системе знаменует окончательную интеграцию нашей страны в глобальные системы регистрации интеллектуальной собственности, которая началась с присоединения СССР к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков в 1976 г., Договору о патентной кооперации в 1978 г.
Изменения в части трехмерных моделей и электронных охранных документов. Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую
Гражданского кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 17 января 2021 г.
Изменения, вносимые в ГК РФ, позволят заявителям представлять трехмерные модели по таким объектам интеллектуальной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки, в составе заявок на их регистрацию.
Также для удобства заявителей появится возможность получать охранные документы в электронной форме. Указанное нововведение касается всех объектов интеллектуальной собственности, регистрируемых Роспатентом, за исключением секретных изобретений. При этом у заявителей сохраняется возможность получения охранного документа на бумажном носителе дополнительно.
Права изобретателей при этом будут полностью защищены, поскольку публикацию и предоставление третьим лицам материалов заявок для ознакомления предполагается осуществлять в формате, исключающем воспроизведение трехмерных объектов путем 3В-пе-чати (3D PDF).
Изменения в части проведения предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 262-ФЗ в Гражданский кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие привлечение аккредитованных Роспатентом организаций к проведению предварительных информационного поиска и оценки патентоспособности в рамках экспертизы заявок на изобретения и полезные модели.
В целях реализации указанной инициативы предлагается предоставить заявителю право обратиться в аккредитованную организацию, чтобы получить в ней результаты предварительных информационного поиска и оценки патентоспособности заявленного технического ре-
шения, которые будут использованы при проведении экспертизы заявки.
В качестве аккредитованных организаций будут задействованы российские организации, осуществляющие деятельность в конкретных областях техники, в штате которых имеются специалисты, обладающие компетенциями в области информационного поиска и оценки патентоспособности технических решений. В частности, такими организациями могут быть учреждения Российской академии наук, научно-исследовательские институты, ведущие вузы.
Дальнейшее развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Распоряжением Правительства РФ от 3 августа 2020 г. № 2027-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Интеллектуальная собственность» (далее — ТДК ИС), в котором заложены последующие изменения законодательства в сфере интеллектуальной собственности3.
В рамках ТДК ИС идет работа по проекту федерального закона «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» № 47538-6/11 (далее — Проект).
Целью Проекта является внесение изменений в законодательство в части вопросов, связанных с определением принадлежности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении научно-
3 См.: Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности. URL: http://government.ru/ docs/40172/.
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках государственных контрактов. Проект направлен на создание правовых условий, которые способствовали бы передаче результатов таких работ в целом и объектов исключительных прав в частности исполнителям соответствующих разработок и иным лицам (в том числе работникам-авторам), заинтересованным в их использовании и практическом внедрении.
Кроме того, Проектом вводится новое понятие: «результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности».
Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, принадлежит Российской Федерации. При этом Проектом предусмотрено, что по решению Президента РФ принадлежащее Российской Федерации исключительное право на указанные результаты интеллектуальной деятельности может быть передано исполнителю или другому российскому юридическому лицу, заинтересованному во внедрении результата интеллектуальной деятельности и обладающему возможностями для его внедрения.
Также Проектом предполагается внесение соответствующих изменений в гл. 38 ГК РФ, а также в разд. VII ГК РФ, что позволяет признать утратившими силу гл. 77 ГК РФ и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии».
Пунктом 4 ТДК ИС предусмотрено внесение изменений в ГК РФ в части закрепления возможности регистрации товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых, и их участия в распоряжении правами на зарегистрированные товарные знаки.
Реализация положений Проекта позволит снизить ряд существую-
щих регуляторных барьеров для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную коммерческую деятельность без образования юридических лиц или регистрации в уполномоченном органе в качестве индивидуального предпринимателя.
В настоящее время регистрация товарного знака в отношении физических лиц возможна во многих странах (например, в США, Китае, Германии, Франции, Австрии, Великобритании, Канаде). Отсутствуют ограничения в части субъектов в отношении товарного знака, действующего на территории отдельных интеграционных объединений,напри-мер товарного знака ЕС.
Изменения соответствуют подходам, заложенным в Договоре о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС.
Будут реализованы меры по совершенствованию системы предоставления Роспатентом государственных услуг с привлечением подведомственного Федерального института промышленной собственности (ФИПС) и изменению подходов к ее финансированию.
Особенностью государственных услуг Роспатента является то, что в их предоставлении участвует подведомственный ФИПС. Штатная численность сотрудников профильного подразделения центрального аппарата Роспатента, курирующего вопросы, связанные с организацией предоставления государственных услуг, — 19 человек, а количество подаваемых запросов о предоставлении государственных услуг превышает 200 тыс. в год. В связи с этим государственные услуги предоставляются Роспатентом с участием ФИПС, который проводит подготовительные работы для осуществления Роспатентом юридически значимых действий.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 262-ФЗ уже внесены изменения в ст. 1246 ГК РФ, согласно
которой в редакции указанного Закона, которая вводится в действие 1 августа 2021 г., Роспатент предоставляет государственные услуги непосредственно или через подведомственное ему учреждение.
В дальнейшем предлагается наделить ФИПС полномочиями по оказанию услуг, необходимых и обязательных для предоставления Роспатентом государственных услуг, и определить перечень таких услуг (на первом этапе в рамках предоставления услуги, необходимой и обязательной для предоставления государственной услуги, ФИПС осуществляет формальную и сущностную проверку представленных документов, а также подготовку экспертных заключений, тем самым подготавливая принятие Роспатентом решения по результатам предоставления государственной услуги. За оказание услуги, необходимой и обязательной для предоставления государственной услуги, взимается плата в пользу ФИПС; на втором этапе Роспатент с учетом экспертного заключения ФИПС принимает решение по результатам предоставления государственной услуги. Результат предоставления государственной услуги направляется Роспатентом заявителю. Пошлина взимается только за предоставление государственной услуги с положительным результатом. Уплата пошлины производится в доход федерального бюджета).
Реализация предложенных изменений позволит обеспечить, в частности:
значительное снижение потребности в увеличении финансирования в рамках государственного задания на текущие потребности и развитие из федерального бюджета;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия и вызовы, в том числе в части возрастающих объемов поступления заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности;
содержание необходимого штата государственных экспертов в области ИС, а также привлечение внештатных специалистов;
удовлетворение потребностей в своевременном развитии информационной инфраструктуры и информационных систем ФИПС;
поддержание и существенное расширение доступа к мировым информационным ресурсам (базы данных патентной и непатентной информации), необходимым для обеспечения минимума РСТ.
В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на совершенствование системы предоставления услуг патентных поверенных.
Прежде всего изменения касаются создания правовых гарантий деятельности патентного поверенного и защиты прав клиентов, в том числе через закрепление обязанностей и ответственности организаций патентных поверенных перед клиентом.
Кроме того, будут снижены издержки на получение необходимой информации патентными поверенными посредством наделения их правомочием направлять запросы в органы государственной власти и организации, обязательные для исполнения в месячный срок, а также
пользоваться информационными базами данных Роспатента и подведомственных организаций.
Также законопроектом предусмотрены положения, направленные на защиту данных клиента. Предусматривается, что информация, полученная патентным поверенным в связи с исполнением поручения клиента, является тайной патентного поверенного и по общему правилу не может быть истребована у патентного поверенного.
Законопроект вводит понятие «организация патентных поверенных», закрепляет ее обязанности и ответственность перед клиентом и предусматривает возможность подачи жалобы на ее действия в Апелляционную комиссию Роспатента.
Дополнительно Роспатентом предложены поправки в законопроект, направленные на создание единой профессиональной организации — Федеральной палаты патентных поверенных. Этот шаг позволил бы обеспечить повышение качества деятельности патентных поверенных за счет разработки единых правил и стандартов, а также кодекса профессиональной этики патентного поверенного и осуществления контроля со стороны данной организации за их соблюдением.
Список литературы
Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности. URL: http://government.ru/docs/40172/.
References
Mikhail Mishustin utverdil "dorozhnuyu kartu" transformatsii delovogo klimata v sfere intellektual'noy sobstvennosti. URL: http://government.ru/docs/40172/.
Информация об авторе
Григорий Петрович Ивлиев, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, заслуженный юрист Российской Федерации