Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО'

ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ПАТЕНТОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОЕКТ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токарева А. А.

Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня интеллектуальная собственность является одним из основополагающих факторов развития различных сфер общества, и ее интеграция в социокультурное пространство позволяет дать ответы на многие вызовы современного гражданского общества. Мы видим проблематику этой сферы в ее недостаточном раскрытии для представителей гуманитарного направления деятельности. Цель данной работы - рассмотрение прикладного значения объектов интеллектуальной собственности в социокультурном пространстве. В статье показаны преимущества патентной информации при ее применении в социокультурном проектировании. Проанализированы объекты интеллектуальной собственности учреждений культуры, роль охраны традиционных знаний и традиционной культуры. В выводах говорится о перспективности сферы интеллектуальной собственности в качестве как интеграционной платформы для социокультурного проектирования, так и государственной охраны возникающих в процессе проектирования результатов интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY INTEGRATION INTO SOCIOCULTURAL SPACE

The salience of the article lies in the fact that today the intellectual property is one of the fundamental factors of the development of various spheres of the society and, its integration into the sociocultural space allows us to give answers to many challenges of the modern civil society. We see the problems of this sphere in its insufficient disclosure for representatives of the humanitarian direction of activity. The aim of the work is to consider the applied value of the objects of intellectual property in the sociocultural space. The article demonstrates the advantages of patent information in its application in the sociocultural design. The objects of intellectual property of cultural institutions, the role of protection of traditional knowledge and traditional culture have been analyzed. The conclusions of the article indicate the intellectual property sphere prospects of both as an integration platform for sociocultural design, and state protection of the results of intellectual activity arising within the design process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

УДК 347.7

А. А. Токарева

заместитель заведующего информационно-библиографическим отделом отделения «Всероссийская патентно-техническая библиотека»

Федеральный институт промышленной собственности, Москва, Россия

E-mail: otd5729@rupto.ru

ORCID 0000-0001-8186-0827 SPIN 5002-3521

ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня интеллектуальная собственность является одним из основополагающих факторов развития различных сфер общества, и ее интеграция в социокультурное пространство позволяет дать ответы на многие вызовы современного гражданского общества. Мы видим проблематику этой сферы в ее недостаточном раскрытии для представителей гуманитарного направления деятельности. Цель данной работы - рассмотрение прикладного значения объектов интеллектуальной собственности в социокультурном пространстве. В статье показаны преимущества патентной информации при ее применении в социокультурном проектировании. Проанализированы объекты интеллектуальной собственности учреждений культуры, роль охраны традиционных знаний и традиционной культуры. В выводах говорится о перспективности сферы интеллектуальной собственности в качестве как интеграционной платформы для социокультурного проектирования, так и государственной охраны возникающих в процессе проектирования результатов интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, культура, молодежь, патентование, традиционные знания, проект, социокультурное пространство

Для цитирования: Токарева, А. А. Интеграция интеллектуальной собственности в социокультурное пространство / А. А. Токарева // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 3 (71). - С. 122-129.

Сегодня во многих сферах жизнедеятельности общества - право, экономика, культура, философия - наблюдается повышение роли человеческого капитала, развитие креативных индустрий, увеличение потребности в знаниях и новых компетенциях, универсальных навыках, не связанных с определенной профессией или специальностью. Очевидно, что в новых условиях центральной фигурой становится творческая личность, ее идеи и их реализация. Заметим, что стремление и реализация творческих идей в материальную матрицу - не только в виде продуктов и изделий, но и взаимодействия с обществом (проекты) - также создает социальный запрос на справедливую охрану

результатов интеллектуальной деятельности [5; 7]. Мы согласны с утверждением, что сегодня интеллектуальная собственность является основой капитализации креативного и творческого потенциала [3].

Интеллектуальная собственность многоаспектна и междисциплинарна, заключает в себе особенности юридического, экономического, социогуманитарного и культурного характера. Практичное применение интеллектуальной собственности, особенно в сфере государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и патентной информации, может привнести новые идеи и направления в различные области социокультурного пространства.

В рамках настоящей темы мы хотим рассмотреть так называемые креативные, или творческие, индустрии, вбирающие в себя искусство, культуру, технологии и предпринимательство, где интеллектуальная собственность превращается в основу производства, распределения товаров и услуг и создает добавленную стоимость. Очевидно, что между творчеством и извлечением дохода во все времена имелись точки соприкосновения. Примером тому могут служить народные промыслы: первые упоминания о расписной посуде, позже ставшей известной как хохломская роспись, относятся к XVII в. Уникальные узоры, яркое сочетание красок, золочение, т. е. творческие идеи мастеров, стали одним из факторов превращения кустарного одиночного производства в целую индустрию развития региона. По данным на 2021 г. выручка АО «Хохломская роспись» (фабрика по производству изделий хохломской росписи) составила более 136 млн руб. И в современных условиях результаты творческой работы могут превратиться в важные коммерческие активы, мировая тенденция показывает уверенное увеличение их доли в общем объеме интеллектуальной собственности.

Вместе с тем не все активы интеллектуальной собственности могут иметь коммерческую стоимость. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) особое внимание в своих документах уделяет объектам, которые могут свободно использоваться любыми лицами и не требовать по отношению к себе чьего-либо (автора или правообладателя) согласия или разрешения, а также без выплаты авторского вознаграждения, т. е. находящимся в общественном достоянии [17]. В этом случае речь не идет о прибыли и возможности коммерциализации.

В России креативные индустрии по утверждениям исследователей (О. Е. Акимова, С. К. Волков, А. Б. Симонов, Т. В. Абанкина, Е. А. Николаенко и др. [2; 4]) неравномерно распределены по регионам страны, и их государственная поддержка только начинает формироваться. Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2021 № 2613-р утверждена «Концепция развития творческих (креативных) инду-стрий и механизмов осуществления их государ-

ственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». В данном документе стоит обратить внимание на определение термина креативные индустрии, где в единый ряд поставлены культурная деятельность и применение механизмов интеллектуальной собственности с целью формирования специализированной (профессиональной) инфраструктуры для творческого (креативного) предпринимательства. Таким образом, предполагается перспектива развития творческого направления и отмечается важность таких инду-стрий для всей сферы культуры.

Но если связь интеллектуальной собственности и творческих индустрий более очевидна в меру своих правовых и экономических предпосылок, то взаимодействие интеллектуальной собственности и социокультурного проектирования не так явственно на первый взгляд.

В рамках данной статьи сущность социокультурного проектирования будем рассматривать как «преобразование проектной идеи в полезный продукт с измеряемой и проверяемой эффективностью формирующего воздействия на социум» [13, с. 134]. В отличие от промышленного проектирования, в социокультурном типе в роли основополагающих факторов выступают проектные работы, объектами которых являются группы людей, коммуникативные процессы (связи между людьми), человеческая деятельность в различных формах ее организации. Социокультурные проекты оказывают содействие повышению социального тонуса и развитию общества [16].

Платформой для информационного и смыслового содержания социокультурных проектов может служить патентная информация -«официально публикуемые и непубликуемые документы, которые содержат сведения о научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах, заявленных в качестве объектов промышленной собственности и/или официально признанных таковыми патентным ведомством (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т. д.)» [11, с. 115]. Для свободного доступа к патентной информации функционируют специальные базы данных национальных патентных ведомств, международных организаций и иных

учреждений. Одной из особенностей патентной информации Т. В. Кузнецова и Н. О. Некрасова называют универсальность, так как она охватывает обширный диапазон научных, технологичных и других сфер. Помимо инновационного качества (сведения о последних научно-технических разработках), патентная информация имеет также и важное историко-культурное значение: в ней представлены документы на изобретения выдающихся отечественных и зарубежных ученых XIX - XX вв., таких как В. Г. Шухов, Ю. Ф. Блютнер, К. Э. Циолковский, А. С. Попов, Г. Форд, семья Нобелей, Г. Даймлер, А. Белл [8], нобелевские лауреаты П. Л. Капица, Ж. И. Алферов, Н. Г. Басов, А. М. Прохоров и др.

Проекты охватывают широчайший диапазон тематик и областей, включающий все сферы жизнедеятельности человека и общества. Особенности и индивидуальность каждого проекта можно подчеркнуть посредством брендирова-ния. В рамках статьи мы будем придерживаться определения, предложенного профессором Н. Г. Чаган: «Бренд - это сочетание набора товарных знаков (название бренда, логотипа и т. п.), а также восприятие его потребителем и ожиданий, связанных с товаром или услугами, соответствующими этим товарным знакам» [1, с. 11].

В качестве социокультурного символа бренд может вызывать эмоциональное впечатление у того, кто приобретает товар, отражать систему культурных и корпоративных ценностей создателя бренда, индивидуализировать товар, формировать ориентацию на определенного потребителя, его социальный и культурный портрет [6]. Помимо уникальности одно из важных мест занимает и государственная охрана брендов, т. е. товарных знаков. Так, Д. Кнапп среди таких критериев выбора логотипов, как приемлемость, уникальность, согласованность, гибкость, непривязанность к конкретному времени, четкость, в качестве приоритетного выделяет защищенность - регистрацию товарных знаков в патентном ведомстве в странах распространения продукта [18], в нашем случае товарные знаки социокультурного проекта.

Согласно статье 1477 Гражданского кодекса РФ «Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических

лиц или индивидуальных предпринимателей... правила Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг»1. Здесь мы хотим заметить следующее: охраняются знаки как на продукцию, так и на услуги, что напрямую касается проектирования, которое не предполагает производство продуктов и товаров, а предоставляет услуги в социокультурной сфере.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ заявителям предоставляется широкий круг возможностей по созданию обозначения, выполненного в виде буквенных символов, отдельных слов или целых словосочетаний, составных или объемных изображений, иных обозначений, включая цветные, и т. д.2 Товарный знак (логотип) социокультурного проекта должен быть оригинальным, не повторять иные товарные знаки услуг однородного предназначения, одним из главных условий, предъявляемых к обозначению, которое предлагается к регистрации в качестве товарного знака, является его различительная способность [12].

Для понимания применения товарного знака в сфере культуры мы проанализировали учреждения культуры (театры), имеющие зарегистрированный товарный знак и представленные в «Каталоге товарных знаков ведущих театров Российской Федерации» [10] (создан ВПТБ ФИПС в 2019 г., приурочен к Году театра в России). Наибольшее количество театров расположены в Москве - 26 правообладателей, Санкт-Петербург представлен 6 учреждениями, регионы - 12, что в совокупности составляет только 6,5 % от общего количества театров в России. В среднем на один объект приходится 1-2 свидетельства о регистрации, наибольшее количество таких объектов принадлежит ФГБУК

1 Товарный знак и знак обслуживания // ГК РФ. Ч. 4. Ст. 1477. URL http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64629/9489e6b560df698055655d14f93f 770f826b9b8b/ (дата обращения: 29.08.2022).

2 Виды товарных знаков // ГК РФ. Ч. 4. Ст. 1482. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _64629/5e59f46fa72e592f7a8acd44b01e023e03e26944/ (дата обращения: 03.02.2022).

«Государственный академический Большой театр России» - 23 свидетельства, включая общеизвестный товарный знак. В основном товарных знак представлен в словесном, изобразительном и комбинированном виде.

Среди средств индивидуализации учреждений культуры примечателен пример музея ФГБУК «Государственный Эрмитаж», который помимо собственного наименования зарегистрировал в качестве товарного знака обозначение «Эрмитажный кот» (свидетельство РФ № 587854).

Говоря о комплексной защите результатов интеллектуальной деятельности социокультурного проекта, помимо оформления логотипа и бренда проекта следует продумать и получение охраны сопутствующих товаров. Например, при организации фестиваля, конкурса, акции и т. д. используются пригласительные билеты, полиграфическая продукция, раздаточный материал, реализуются сувениры, создается корпоративная одежда для сотрудников и волонтеров, разрабатываются мобильные приложения. Получить охрану дизайнерского решения помогает регистрация промышленного образца.

Промышленный образец также содействует укреплению позиции бренда компании или созданного мероприятия. Учитывая, что разнообразие предметов, создаваемых с помощью дизайна и требующих юридической охраны, чрезвычайно велико и по своей природе промышленный образец является двойственным объектом (его сущность может относиться к авторскому праву, а юридические процедуры включения в хозяйственную деятельность осуществляются в соответствии с патентным правом [15]), в нашем исследовании мы будем опираться на сферу, связанную с патентованием.

Согласно статье 1352 ГК РФ «в качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства»3. Здесь важно то, как выглядит товар, при этом совершенно не имеет значения, обладает ли вещь техническими характеристиками или нет. Эстетические особен-

3 Условия патентоспособности промышленного образца // ГК РФ. Ч. 4. Ст. 1352. URL http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/c9215606 f5a79df 1 a88066c35 7347f4a8d61 f7c0/ (дата обращения: 29.08.2022).

ности таких изделий - «свойства, определяющие соответствие изделия художественным нормам, развивающие эстетический вкус потребителя и удовлетворяющие его эмоциональные потребности» [9, с. 311]. К ним могут относиться выразительность, несущая определенную символику и смыслы, единство структуры, постоянство экстерьера, продуманность производства. Принципиальным различием с произведением искусства является возможность воспроизведения указанного объекта в промышленных масштабах, тиражирования, отсюда и происходит название объекта -промышленный образец.

Регистрация промышленного образца охватывает достаточно широкий диапазон области изделий, это могут быть как самостоятельные части изделий (упаковки, эмблемы, сувенирная продукция, интерфейсы мобильных приложений и сайтов, шрифты, обложки и развороты литературных произведений, внешний вид любого изделия), так и наборы (комплекты) из изделий.

Нами была проанализирована регистрация промышленного образца отечественных музеев, информация о которых размещена в Информационно-поисковой системе ФИПС, часть из них представлена в таблице. При выборке учитывались музеи, указанные в качестве патентообладателя и имеющие статус государственного бюджетного учреждения культуры.

Патентные документы на промышленный образец в некоторых российских музеях

Правообладатель, указанный в патентном документе Номер регистрации Наименование объекта

ФГУК «Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"» № 68742 Кукла (одиннадцать вариантов)

ГБУК Республики Татарстан «Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» № 100581 Рюмка

ФГБУК «Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 121094 Подстаканник

ФГБУ «Государственный музей спорта» № 124583 Графическое изображение комикса

Примечательно, что, например, музей-усадьба Л. Н. Толстого напрямую указывает на наличие патента на промышленный образец на официальном сайте в разделе Интернет-магазин - сувениры - Кукла-скелетец в женском костюме. Таким образом, музей связал культурные особенности народного характера и экономическую область деятельности учреждения, применяя инструменты правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.

Народное прикладное творчество издавна также становилось объектом торгово-промышленной сферы. Еще в XVIII в. в «Регламенте или Уставе Главного магистрата», утвержденном указом Петра I, отмечена возможность городов иметь доход от различных производств, в том числе и от «искусного рукоделия». Формы народного традиционного творчества также подлежат государственной охране, некоторые из них могут быть зарегистрированы как наименование места происхождения товаров (НМПТ) и географическое указание (ГУ). НМПТ и ГУ относятся к средствам индивидуализации, регулируемым ст. 1516 ГК РФ. Основной целью объектов является подтверждение особых свойств продукции, возникающих в силу географического расположения производства, природных условий, исторических и культурных особенностей региона. В качестве НМПТ и ГУ можно зарегистрировать продукты питания, напитки, изделия народных промыслов и товары, отвечающие условиям государственной экспертизы.

О. П. Неретин и Е. А. Томашевская в 2017 г. поднимали вопрос о проблемах охраны традиционных знаний и традиционных выражений культуры [14]. Авторы указывают на специфику практических шагов по определению правовой охраны этих объектов в России - это многокультурный и полиэтнический состав населения страны. В статье приведены некоторые реестры РФ культурного наследия, но при этом поясняется, что «каталог не всегда можно использовать для целей охраны права на интеллектуальную собственность» [Там же, с. 546]. На наш взгляд, ответом на эти вызовы может стать регистрация таких объектов в качестве НМПТ и ГУ, охраняющих особенности культурной, производственной и природной характеристик товара.

В качестве примеров мы можем привести свидетельства на регистрацию:

1) народных промыслов - гжель (№ 2), хохлома (№ 30), павловопосадский платок (№ 123), городецкая роспись (№ 25), национальные осетинские костюмы (№ 242);

2) напитков и пищевых продуктов - вологодское масло (№ 27), белевская пастила (№ 156), выборгский крендель (№ 235), столбу-шенский сбитень (№ 221).

Безусловно, это не исчерпывающий список, а лишь некоторые примеры. Каждый объект уникален и представляет собой культурный портрет региона, получивший государственную охрану.

Подводя итоги, отметим, что в условиях информационного общества, общества знаний, повышения значимости человеческого и культурного капитала, творческих идей, первостепенной важности творческого человека, роста креативных индустрий и т. п. потребность обладания культурой интеллектуальной собственности только начинает осознаваться обществом.

Многообразие культурной среды, широчайший диапазон тематики и видов проектов в социокультурном пространстве не позволяет выстроить единый механизм регистрации и получения государственной охраны на весь проект как на объект интеллектуальной собственности. В данном случае необходима комплексная защита, сочетающая авторское и патентное право, а также охрану отдельных составляющих проекта как различных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Многовековой пласт культурного наследия, отечественный и зарубежный научно-технический прогресс открывают новые горизонты в научно-просветительской деятельности.

Исходя из приведенной статистики «театральных» товарных знаков и промышленных образцов учреждений культуры, мы можем сделать вывод о том, что сфера интеллектуальной собственности является неисчерпаемым и перспективным направлением развития творческих, креативных и других индустрий социокультурного пространства. Формирование культуры интеллектуальной собственности позволит выйти за рамки «только юридического» и «только творческого», поможет создать

синергию различных сфер жизнедеятельности человека, а также станет одним из ответов на глобальные культурные вызовы современной цивилизации.

1. BRAND 2B. BRAND 2C, или о том, как работают бренды в социокультурном пространстве : [коллектив. моногр.] / под ред. И. Г. Хангельдиевой, Н. Г. Чаган. - Москва : Издательский дом Международного университета в Москве, 2010. - 192 с.

2. Абанкина Т. Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития / Т. Абанкина, Е. Николаенко, В. Романова, И. Щербакова. - [Москва] : Grey Matter, 2021. - 44с.

3. Абанкина, Т. В. Креативные компетенции и интеллектуальная собственность при переходе к инновационной экономике / Т. В. Абанкина // Трансформация сферы интеллектуальной собственности в современных условиях : тезисы докладов участников XXIV Междунар. конф. Роспатента, Москва, 20-21 октября 2020 г. - Москва : Федеральный институт промышленной собственности, 2020. - С. 171-176.

4. Акимова, О. Е. Креативные индустрии в России: тенденции развития и потенциал роста / О. Е. Акимова, С. К. Волков, А. Б. Симонов // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. -2022. - № 1. - С. 96-114.

5. Антипина, Н. Л. Интеллектуализация общества: социально-экономические проблемы / Н. Л. Антипина, С. М. Моор, Е. В. Мурзина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (61). - С. 91-98.

6. Бренд в современной культуре : монография / под ред. проф. Л. М. Дмитриевой. - Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2020. - 200 с.

7. Дмитриев, Н. Д. Интеллектуальные права в современном социокультурном пространстве / Н. Д. Дмитриев // Эпо-мен. - 2020. - № 47. - С. 148-154.

8. Зезина, О. В. Знаменитые патентовладельцы России : биобиблиогр. указатель / О. В. Зезина. - Москва : ФИПС, 2019. - 82 с.

9. Интеллектуальная собственность в современном мире : монография / под ред. И. А. Близнеца. - Москва : Проспект, 2018. - 672 с.

10. Каталог товарных знаков ведущих театров Российской Федерации, приуроченный к Году театра в России в 2019 году / Роспатент, ФИПС, Отделение ВПТБ. -Москва : ФИПС, 2019. - 104 с.

11. Кузнецова, Т. В. Значение патентной информации в современном обществе знаний через призму деятельности ВПТБ ФИПС / Т. В. Кузнецова, Н. О. Некрасова // «Вестник ФИПС» : сб. науч. материалов / Роспатент, ФИПС; под общ. ред. О. П. Неретина. -Москва : ФИПС, 2021. - 161 с.

12. Максуров, А. А. Товарные знаки и иные средства индивидуализации в России и за рубежом: Проблемы соотношения со смежными правовыми явлениями / А. А. Максуров. - Москва : ЛЕНАНД, 2021. - 232 с.

13. Многогранность человеческого капитала: культурные и социальные основания : коллектив. моногр. / общ. ред. и сост. О. Н. Астафьевой, О. В. Шлыковой. - Москва : Согласие, 2019. - 295 с.

14. Неретин, О. П. Традиционные знания и традиционные выражения культуры как аспект интеллектуальной собственности: проблемы выявления и охраны / О. П. Неретин, Е. А. Томашевская // Обсерватория культуры. - 2017. - Т. 14, № 5.- С. 540-549.

15. Селяков, В. А. Эстетическое содержание существенных признаков промышленного образца / В. А. Селяков. - Москва : ИНИЦ Роспатента, 2001. - 72 с.

16. Стебляк, В. В. Специфика социокультурного проектирования в современной России / В. В. Стебляк // Культура и цивилизация. - 2018. - Т. 8, № 6А. -С. 119-126.

17. Smith Gordon V., Yossifov V. 2013. Monetization of Copyright Assets by Creative Enterprises. Creative Industries. Booklet No 7. 120 р. Available from: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ en/copyright/955/wipo_pub_955.pdf (accessed 26.05.2022).

18. Knapp D. E., Hart C. W. 2000. The Brand Mindset: Five Essential Strategies for Building Brand Advantage Throughout Your Company. N. Y.: McGraw-Hill. 304 р.

Получено 16.06.2022

Anastasia A. Tokareva

Deputy Head of Information and Bibliography Department of All-Russian Patent and Technical Library

Federal Institute of Industrial Property, Moscow, Russia

E-mail: otd5729@rupto.ru

ORCID 0000-0001-8186-0827 SPIN 5002-3521

Intellectual Property Integration into Sociocultural Space

Abstract. The salience of the article Lies in the fact that today the intellectual property is one of the fundamental factors of the development of various spheres of the society and, its integration into the sociocultural space allows us to give answers to many challenges of the modern civil society. We see the problems of this sphere in its insufficient disclosure for representatives of the humanitarian direction of activity. The aim of the work is to consider the applied value of the objects of intellectual property in the sociocultural space. The article demonstrates the advantages of patent information in its application in the sociocultural design. The objects of intellectual property of cultural institutions, the role of protection of traditional knowledge and traditional culture have been analyzed. The conclusions of the article indicate the intellectual property sphere prospects of both as an integration platform for sociocultural design, and state protection of the results of intellectual activity arising within the design process.

Keywords: intellectual property, culture, youth, patenting, traditional knowledge, project, socio-cultural space project, socio-cultural space

For citing: Tokareva A. A. 2022. Intellectual Property Integration into Sociocultural Space. Culture and Arts Herald. No 3 (71): 122-129.

References

1. BRAND 2B. BRAND 2C, ili o tom, kak rabotayut brendy v sotsiokul'turnom prostranstve [BRAND 2B. BRAND 2C, or how brands work in the socio-cultural space]. 2010. Ed. by I. G. Khangeldieva, N. G. Chagan. Moscow: Izdatel'skiy dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve. 192 p. (In Russ.).

2. Abankina T., Nikolaenko E., Romanova V., Shcherbakova I. 2021. Kreativnye industrii Rossii: tendentsii i perspektivy razvitiya [Creative industries in Russia: trends and development prospects]. [Moscow]: Grey Matter. 44 p. (In Russ.).

3. Abankina T. 2020. Creative competencies and intellectual property in the transition to an innovative economy. Transformatsiya sfery intellektual'noy sobstvennosti v sovremennykh usloviyakh [Transformation of the sphere of intellectual property in modern conditions]. Moscow: Federal'nyy institut promyshlennoy sobstvennosti. P. 171-176. (In Russ.).

4. Akimova O., Volkov S., Simonov A. 2022. Creative industries in Russia: development trends and growth potential. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya Ekonomika [Bulletin of Moscow University. Series 6. Economy]. No 1: 96-114. (In Russ.).

5. Antipina N., Moor S., Murzina E. 2019. Intellectualization of society: socio-economic problems. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University]. No 4 (61): 91-98. (In Russ.).

6. Brend v sovremennoy kul'ture [Brand in modern culture]. 2020. Ed. by prof. L. M. Dmitrieva. Moscow: Magistr: INFRA-M. 200 p. (In Russ.).

7. Dmitriev N. 2020. Intellectual Rights in the Modern Socio-Cultural Space. Jepomen. No 47: 148154. (In Russ.).

8. Zezina O. 2019. Znamenitye patentovLadeL'tsy Rossii [Famous Patent Owners of Russia]. Moscow: FIPS. 82 p. (In Russ.).

9. InteLLektuaL'naya sobstvennost' v sovremennom mire [Intellectual property in the modern world]. 2018. Ed. by I. A. BLiznets. Moscow: Prospekt. 672 p. (In Russ.).

10. KataLog tovarnykh znakov vedushchikh teatrov Rossiyskoy Federatsii, priurochennyy k Godu teatra v Rossii v 2019 godu [CataLog of trademarks of the Leading theaters of the Russian Federation dedicated to the Year of Theater in Russia in 2019]. 2019. Moscow: FIPS. 104 p. (In Russ.).

11. Kuznetsova T., Nekrasova N. 2021. The Importance of Patent Information in the Modern KnowLedge Society through the Prism of VPTB FIPS. Vestnik FIPS [Bulletin of FIPS]. Under the general editorship of O. P. Neretin. Moscow: FIPS. 161 p. (In Russ.).

12. Maksurov A. 2021. Tovarnye znaki i inye sredstva individuaLizatsii v Rossii i za rubezhom: ProbLemy sootnosheniya so smezhnymi pravovymi yavLeniyami [Trademarks and other means of individuaLization in Russia and abroad: ProbLems of correLation with reLated LegaL phenomena]. Moscow: LENAND. 232p. (In Russ.).

13. Mnogogrannost' cheLovecheskogo kapitaLa: kuL'turnye i sotsiaL'nye osnovaniya. [The versatiLity of human capitaL: cuLturaL and sociaL foundations]. 2019. GeneraL ed. and comp. by O. N. Astafyeva, O. V. ShLykova. Moscow: SogLasie. 295 p. (In Russ.)

14. Neretin O., Tomashevskaia T. 2017. TraditionaL KnowLedge and TraditionaL CuLturaL Expressions as an Aspect of InteLLectuaL Property: ProbLems of Identification and Protection. Observatoriya kul'tury [Observatory of culture]. VoL. 14, No 5: 540-549. (In Russ.).

15. SeLiakov V. 2011. Esteticheskoe soderzhanie sushchestvennykh priznakov promyshLennogo obraztsa [Aesthetic content of the essentiaL features of an industriaL design]. Moscow: INIC Rospatenta. 72 p. (In Russ.).

16. StebLiak V. 2018. The Specifics of Socio-CuLturaL Design in Modern Russia. Kul'tura i civilizatsiya [Culture and civilization]. VoL. 8, No 6A: 119-126. (In Russ.).

17. Smith Gordon V., Yossifov V. 2013. Monetization of Copyright Assets by Creative Enterprises. Creative Industries. BookLet No 7. 120 p. AvaiLabLe from: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ copyright/955/wipo_pub_955.pdf (accessed 26.05.2022). (In EngL.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Knapp D. E., Hart C. W. 2000. The Brand Mindset: Five EssentiaL Strategies for BuiLding Brand Advantage Throughout Your Company. N. Y.: McGraw-HiLL. 304 p. (In EngL.).

Received 16.06.2022

Уважаемые читатели и авторы! «Вестник культуры и искусств» представлен в открытом доступе в Научной электронной библиотеке

«КиберЛенинка»

(https://cyberleninka.ru/journa^/n/vestnik-kultury-i-iskusstv?i=1091864)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.