Научная статья на тему 'Модернизация городского пространства Томска во второй половине XIX начале XX в'

Модернизация городского пространства Томска во второй половине XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
487
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОМСК / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЦЕНТРЫ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ / ПРИГОРОД / TOMSK / ADMINISTRATIVE CENTERS / INSIDE AREA / OFFICIAL DIFFERENTIATION OF AREA / FUNCTIONAL ZONE / SUBURB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дегтярев Данил Сергеевич

Одним из наиболее перспективных направлений в исторической урбанистике является изучение городского пространства как многоаспектного феномена. Наиболее сложным представляется исследование пространственного развития крупных городов, особенно в эпоху быстрой смены состояний. Данная статья представляет собой попытку дать общую характеристику модернизационных процессов, происходивших в городском пространстве одного из важнейших центров старой Сибири Томска во второй половине XIX начале XX в. Этот город был не только экономическим и политическим, но и научно-образовательным центром региона, достигнув в конце XIX в. своего наивысшего расцвета. Это сказалось и на модернизации городского пространства Томска, которая происходила весьма быстро. Успешной пространственной трансформации способствовало и удачное административное вмешательство в этот процесс. В начале XX в. Томск имел пространственную структуру, полностью соответствовавшую уровню развитого раннеиндустриального города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the Inside Area of Tomsk (

An exploration of city area as a multilateral phenomenon is one of the most promising themes in Russian urban history now. So, researches of transformation occurring in the urban areas especially during the period of quick changes are the most difficult. This article makes an attempt to describe the modernization of the city inside area of Tomsk one of the most important centers in Siberia. Tomsk was an important economic, political, research and education center at the high of its development. It affected the modernization of Tomsk city area which was rather quick and successful. The city inside area planning was accompanied by proficient administration of the process. Different functional zones such as industrial and transport zones as well as vast suburban territory were formed in Tomsk during that period. At the beginning of XX century Tomsk city inside area organization met the requirements of a developed early-industrial city of Europe and European part of Russia.

Текст научной работы на тему «Модернизация городского пространства Томска во второй половине XIX начале XX в»

УДК 94(571.16)

ББК 63.3(2Рос-4Том)-22

Д. С. Дегтярев

Модернизация городского пространства Томска во второй половине XIX — начале XX в.*

D. S. Degtyarev

Modernization of the Inside Area of Tomsk (2nd Half of XIX — Beginning of XX)

Одним из наиболее перспективных направлений в исторической урбанистике является изучение городского пространства как многоаспектного феномена. Наиболее сложным представляется исследование пространственного развития крупных городов, особенно в эпоху быстрой смены состояний. Данная статья представляет собой попытку дать общую характеристику модернизационных процессов, происходивших в городском пространстве одного из важнейших центров старой Сибири — Томска — во второй половине XIX — начале XX в. Этот город был не только экономическим и политическим, но и научно-образовательным центром региона, достигнув в конце XIX в. своего наивысшего расцвета. Это сказалось и на модернизации городского пространства Томска, которая происходила весьма быстро. Успешной пространственной трансформации способствовало и удачное административное вмешательство в этот процесс. В начале XX в. Томск имел пространственную структуру, полностью соответствовавшую уровню развитого раннеиндустриального города.

Ключевые слова: Томск, административные центры, городское пространство, административно-территориальное деление, функциональные зоны, пригород.

DOI 10.14258/izvasu(2013)4.2-29

Начало Великих реформ во второй половине XIX в. стало и началом нового этапа модернизации России. Одной из ее составляющих была ускоренная урбанизация, которая включала в себя, в том числе, и трансформацию городского пространства. В сибирских городах процесс модернизации их пространственных структур начался неодновременно. Так, в крупных административных и экономических центрах, таких как Томск, Омск, Иркутск, заметные сдвиги произошли уже в 70-80-е гг. XIX в., в городах поменьше модернизация началась лишь в начале XX в. Томск, являясь административным центром самой урбанизированной части Сибири — Томской губернии, был в числе тех городов, которые шли в авангарде модернизации. Ярким свидетельством этого было

An exploration of city area as a multilateral phenomenon is one of the most promising themes in Russian urban history now. So, researches of transformation occurring in the urban areas especially during the period of quick changes are the most difficult. This article makes an attempt to describe the modernization of the city inside area of Tomsk — one of the most important centers in Siberia. Tomsk was an important economic, political, research and education center at the high of its development. It affected the modernization of Tomsk city area which was rather quick and successful. The city inside area planning was accompanied by proficient administration of the process. Different functional zones such as industrial and transport zones as well as vast suburban territory were formed in Tomsk during that period. At the beginning of XX century Tomsk city inside area organization met the requirements of a developed early-industrial city of Europe and European part of Russia.

Key words: Tomsk, administrative centers, inside area, official differentiation of area, functional zone, suburb.

размещение здесь первого в Сибири университета. Современники называли Томск рубежа XIX-XX вв. «Сибирскими Афинами». В какой же мере темпы социально-экономической и социокультурной модернизации Томска повлияли на процесс трансформации его пространства?

История Томска, в том числе и история его городского пространства, были в центре внимания как дореволюционных авторов [1, 2], так и исследователей советского периода [3, 4]. В самом Томске в советское время сложилась целая школа, изучающая прошлое своего города. Исследования в области городского пространства заметно активизировались на современном этапе. В течение 1990-2000-х гг. этой проблематикой занимались как томские ученые (В. П. Зиновьев, В. П. Бойко,

* Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (проект «Алтай в трансграничном пространстве Северной Азии (древность, Средневековье, современность)», шифр №2012-1.1-12-000-3001-017.

история

Н. М. Дмитриенко, Т. Н. Манонина) [5-8], так и исследователи из других городов (В. А. Скубневский, Ю. М. Гончаров, Д. А. Алисов) [9, 10]. В результате не только собран и обработан огромный фактический материал о пространстве Томска второй половины XIX — начала XX в., но и предложена оригинальная концепция понимания процессов, там происходивших. Тем не менее даже в столь глубоко изученной теме остается множество «белых пятен».

Данная статья базируется на авторской методике изучения пространственного развития города в эпоху модернизации. В основе этой методики лежит понимание городского пространства как сложносоставного объекта. Пространство любого города состоит из внутригородского ареала и пригородной зоны, которые, в свою очередь, также делятся на множество подсистем. На трансформацию пространственной структуры существенное влияние оказывают как внешние (природные условия, администрирование), так и внутренние (деятельность самих горожан) факторы. Именно с этих позиций и рассматривается вопрос

о пространственной модернизации Томска во второй половине XIX — начале XX в.

Губернский город Томск расположен на ЗападноСибирской равнине, в зоне тайги, на правом берегу реки Томи. Через город с 80-х гг. XVIII в. проходила главная сухопутная магистраль Сибири — Московский тракт. Именно поэтому до конца XIX столетия экономико-географическое положение Томска было скорее выгодным, чем невыгодным. Ситуация резко изменилась в 1890-х гг. при прокладке Сибирской железной дороги, которая прошла на 80 километров южнее Томска. В то же время роль Московского тракта как сухопутной дороги в Сибирь резко снизилась. Таким образом, экономико-географическое положение Томска после строительства Сибирской железной дороги значительно ухудшилось. Важной особенностью той естественной среды, в которой развивался Томск, было ее разнообразие, высокая степень дробления больших природных участков. Это, с одной стороны, влияло на характер застройки и вообще организации городского пространства, с другой — создавало неповторимую систему исторических частей.

С середины XIX в. Томск, будучи губернским городом, являлся одним из наиболее значимых административных центров Сибири. Выгодное экономико-географическое положение и наличие платежеспособного спроса стимулировали развитие здесь торговли и обрабатывающей промышленности. В это время в Томске появляются первые крупные мануфактуры (папиросная фабрика, несколько кожевенных заводов), начинается возвышение знаменитых купеческих фамилий (Кухтерины, Королевы, Макушины, Фуксманы). По состоянию на 1866 г. в Томске располагалось 154 промышленных заведения разной величины, в том числе 32 сравнительно крупных [11, л. 935]. Быстрое развитие

Томска способствовало тому, что именно здесь был открыт Сибирский императорский университет (1888 г.). что сделало Томск научным, образовательным и культурно-просветительским центром всей Сибири.

Наивысшего расцвета город достиг в последнее десятилетие XIX в. Оставаясь важнейшим административным центром, Томск стал еще и наиболее развитым торгово-промышленным центром губернии. В то время в Томске работало уже несколько полноценных фабрик, имеющих паровые или нефтяные двигатели (например, кирпичный завод Михайлова, пивоваренный завод Р. Крюгера, паровая мельница Г. Фуксмана). В 1900 г. в городе насчитывалось 260 промышленных предприятий, а число торговых заведений превышало

1 тысячу [7, с. 150]. Наличие университета, а с 1900 г. еще и технологического института сделало Томск важнейшим научно-просветительским центром. Кроме всего прочего, Томск был еще и религиозным центром всей Западной Сибири. Однако наметился ряд негативных тенденций. Это прежде всего было связано с ухудшением экономико-географического положения.

Следующий этап жизни города начался в первые годы XX в. Его можно назвать периодом противоречий. С одной стороны, Томск сохранял приобретенный ранее статус административного, научно-просветительского и религиозного центра Сибири. С другой стороны, он постепенно терял статус важнейшего экономического центра губернии, уступая эту роль Новониколаевску, Барнаулу, Бийску и другим более южным городам.

Таким образом, Томск в своем развитии с середины XIX в. по 1917 г. прошел три этапа, каждый из которых занимал примерно 20 лет. Население города за это время выросло более чем в 7 раз, официальная площадь — более чем в 13 раз [10, с. 231]. В течение всего периода Томск оставался одним из крупнейших городов Сибири, сохраняя свою значимость вплоть до 1917 г.

Административное вмешательство в процесс развития городского пространства в Томске было довольно удачным, способствуя его трансформации в пространство индустриального города. Об этом свидетельствует своевременное принятие нового генерального плана взамен устаревшего (1883 г.) и удачное поземельное устройство, в результате которого город имел в своем распоряжении более 10 тыс. десятин земли, в том числе под застройкой — 1300 десятин и самый большой в губернии городской выгон.

Неофициальная система деления города на отдельные районы исторически возникла раньше, чем официальная. Здесь в течение нескольких столетий формировались исторические части, многие из которых прошли путь от предместья (пригорода) до городского района. Традиционно выделяется 11 основных исторических районов Томска: Заозерье, Пески, Воскресенская гора, Болото, Кирпичи, Уржатка, Юрточная гора, Заисточье, Монастырское место, Мухин Бугор и Елань [9, с. 215—

237]. Нужно отметить, что система исторических районов была основой для ориентирования в пространстве досоветского Томска, использовавшейся в быту, реже — в официальной практике. Неофициальная система районирования, базировавшаяся на существовавших исторических частях, легла в основу некоторых официальных систем деления города.

В середине XIX в. были учреждены официальные административные районы (полицейские части). Томск был разделен на три части и на шесть кварталов. В этот период в городе выделялись 1-я Юрточная часть, 2-я Сенная часть и 3-я Воскресенская часть [12]. При таком делении сохранялась и даже подчеркивалась связь официальной системы с историческим делением, однако границы частей и кварталов лишь иногда совпадали с границами исторических районов. Такая система деления города существовала в Томске до реформы городской полиции в 1894 г. Новая система предполагала кардинальное перекраивание границ административных районов. Теперь вместо трех полицейских частей было учреждено пять, границы которых почти нигде не совпадали с условными границами исторических районов города [12]. Новая система деления Томска отрицала не только предыдущую официальную, но и неофициальную систему деления на исторические районы. Административно-территориальное устройство Томска начала XX в. было искусственно создано для управленческих нужд. В целом можно отметить, что эволюция официального районирования Томска происходила в направлении от большего соответствия реальному делению города к меньшему. При этом районная система Томска была изменчива, тогда как система исторических районов — более устойчива.

Топонимическая система Томска была достаточно развитой и разнообразной. Она охватывала все основные объекты городского пространства и имела ряд черт, отличающих ее от подобных систем в соседних городах. Во-первых, в топонимике Томска для обозначения небольшого (меньше района) участка города часто использовался термин «заимка». Во-вторых, для города было характерно наличие большого числа топонимов, произошедших от имен и фамилий конкретных людей [13, с. 263]. Еще одной особенностью томской топонимики было почти полное отсутствие мемориальных названий, столь распространившихся в начале XX в. в других городах губернии.

Адресная система является результатом синтеза официальной системы районирования и топонимической системы данного города. В Томске в середине XIX в. адрес его жителя определился с использованием названия полицейской части, исторического района, реже — улицы, в адрес включалась также фамилия владельца имущества [14, л. 456-764]. Иногда при определении адреса использовались и номера малых кварталов, однако нумерации домов внутри этих кварталов или по улице не производилось. Изменения начали

происходить в период принятия в конце 1870-х гг. генерального плана. Были четко обозначены границы улицы, а также проведена нумерация обывательских домов. Постепенно адрес томича приобрел более современный вид, в его состав входили название (номер) полицейской части, номер малого квартала, название улицы и номер по улице, а также фамилия владельца имущества. Пример такого адреса «1-й участок, квартал 157, ул. Ремесленная, дом № 3» [15, л. 2]. Нумерация домов привела к унификации адресной системы Томска, которая к 1917 г. стала отличаться от современной лишь упоминанием полицейской части. Топонимическую и адресную системы в Томске можно назвать высокоразвитыми. Они позволяли точно и однозначно определить местонахождение конкретного объекта в городе.

Основными функциями Томска были административная, торгово-промышленная, транспортная, селитебная и научно-образовательная, поэтому внутри его пространства сложились соответствующие им функциональные зоны. Некоторые городские функции имели четкую пространственную локализацию, выполнение других осуществлялось всем городским пространством. К первым относится выделение промышленных зон, «экономической зоны» вдоль Томи и Ушайки, научно-просветительской зоны вдоль Садовой улицы, ко вторым — выполнение селитебных функций большинством районов города. Среди важнейших факторов, влиявших на функциональное зонирование Томска, были требования законодательства, природно-географические условия, расположение основных городских объектов и некоторые особенности исторического развития города.

Основной массив застройки каждого города подразделяется на три неравных пояса: центр, средний пояс и окраины. Для Томска историческим ядром поселения являлась Воскресенская гора. В результате реализации генерального плана 1830 г. был сформирован административный квартал на Новособорной площади, ставший вторым центром Томска. Таким образом, уже в середине XIX в. в городе функционировало два общегородских центра [16, с. 41]. Кроме того, рост объемов промышленного производства и торговых оборотов делал одним из центров городской жизни торгово-складскую зону, в которую входила Главная базарная площадь и прилегающие к ней берега Томи и Ушайки. В результате в начале XX в. в Томске сложился «большой центр», в состав которого входили Воскресенская гора, Уржатка, Юрточная гора, университетский квартал на Садовой улице. Главной улицей города официально считалась Почтамтская. Средний пояс города занимал промежуточное положение между центром и окраинами. Средняя часть Томска занимала значительно большую площадь, чем центр, и охватывала такие районы, как Пески, Белоозерье, Болото, Монастырское место, Заисточье и ряд других. Окраинный пояс охватывал все остальные районы го-

история

рода. В Томске многие его части прошли эволюцию от классических окраин до районов среднего пояса (Болото, Заозерье, Пески, Елань). В то же время в число окраин включались бывшие пригороды — Дальний Ключ, Новая деревня, Королевка. Таким образом, в досоветском Томске сформировалось три полноценных ролевых пояса: общегородской «большой центр», средняя часть и классические окраины, а также несколько локальных центров в отдаленных местностях.

Пригородная зона (пригород) составляет особую часть городского пространства. При этом роль пригорода в жизни города, особенно крупного, очень велика, так как именно в пригородной зоне осуществляется ряд неотъемлемых городских функций. На пригородную зону Томска были возложены частично или почти полностью такие функции, как промышленная, аграрная, частично торговая и транспортная, селитебная, культурная и религиозная. Также именно пригород был основной рекреационной зоной Томска. Население томского пригорода составляло от 2-3 тыс. чел. (конец XIX в.) до 10 тыс. чел. к 1917 г., т. е. до 10% всех томичей. Поскольку Томск был самым крупным, наиболее развитым и одним из старейших городом губернии, то процесс формирования и развития его пригородной зоны был длительным и коррелировал с процессом развития всего города.

Разнообразие выполняемых пригородом Томска функций привело к разнообразию расположенных там объектов. Это были как полноценные поселения (предместья, заводские поселки, купеческие заимки, дачные местности), так и отдельные объекты, а также три функциональных зоны — промышленная, аграрная и зона естественных ландшафтов. В районе Томска

в начале XX в. наблюдался процесс превращения старожильческих деревень в пригородные поселения. В результате сложились предпосылки для возникновения Томской агломерации — сложного пространственного образования, включающего не только сам город, но и многочисленные окрестные деревни.

На примере Томска мы рассмотрели пространственную составляющую развития крупных сибирских городов во второй половине XIX — начале XX в. Для этого города характерно наличие как устойчивого неофициального, так и изменчивого официального внутригородского районирования, а также выделение нескольких функциональных зон внутри города и в пригороде. В Томске наиболее четко проявилось деление городов на ролевые пояса. Кроме того, здесь уже сформировалась обширная пригородная зона, включившая в свой состав несколько групп различных объектов. В то же время на пространственное развитие Томска влияли местные особенности. Во-первых, это природно-географические условия. Для данной местности характерна сильная расчлененность рельефа, что привело к дроблению городской территории на мелкие самостоятельные локусы. Во-вторых, статус губернского города и университетского центра привел к формированию специфических функциональных зон — административной и научно-образовательной, которых не было в других городах (кроме Барнаула). В целом можно предположить, что уровень организации городского пространства Томска был выше, чем в любом другом городе Томской губернии. Модернизация пространства города к 1917 г была практически завершена — Томск имел пространственную структуру раннеиндустриальной эпохи.

Библиографический список

1. Адрианов А. В. Томская старина. — Томск, 1912.

2. Город Томск / сост. И. П. Гавровский, И. Малиновский, И. Г. Фрейдин и др. — Томск, 1912.

3. Лясоцкий И. Е. Прошлое Томска в названиях его улиц. — Томск, 1952.

4. Томску — 375 лет: сборник статей. — Томск, 1979.

5. Бойко В. П. Сибирское купечество и архитектурный облик города Томска в XIX — начале XX веков. — Томск, 2008.

6. Дмитриенко Н. М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVШ-XX столетиях. — Томск, 2003.

7. Дмитриенко Н. М. Сибирский город Томск в XIX — первой трети XX века: управление, экономика, население. — Томск, 2000.

8. Манонина Т. Н. Загородная застройка Томска во второй половине XIX — начале XX в. // Актуальные вопросы истории Сибири: 7-е научные чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. — Барнаул, 2009.

9. Алисов Д. А. Административные центры Западной Сибири: городская среда и социально-культурное развитие (1870-1914). — Омск, 2006.

10. Скубневский В. А., Гончаров Ю. М. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX — начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство. — Барнаул, 2007.

11. Государственный архив Томской области (ГАТО). — Ф. 234. — Оп. 1. — Д. 23.

12. Материалы из фондов Государственного музея истории города Томска.

13. История названий томских улиц / отв. ред. Г. Н. Старикова. — Томск, 1998.

14. ГАТО. — Ф. 127. — Оп. 2. — Д. 644.

15. ГАТО. — Ф. 199. — Оп. 1. — Д. 29.

16. Оглы Б. И. Строительство городов Сибири. — Л., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.