УДК 94(571.1).08 ББК 63.3(253,3)53
Дачные местности в пригороде Томска в конце XIX — начале XX в.
Д.С. Дегтярев
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
A Country-Holiday Areas in the Suburbs of Tomsk at the End of XIX — Beginning XXth
D.S. Degtyarev
Altai State University (Barnaul, Russia)
Исследуется социальная модернизация сибирского города в начале XX в., которая привела к возникновению нового явления — массового загородного отдыха. Вокруг одного из наиболее развитых сибирских городов — Томска — сложился целый пояс разнообразных дачных местностей. В его состав входили как специализированные дачи (общедоступные и ведомственные), так и дачная инфраструктура в сельских поселениях. Большинство деревень, расположенных вокруг города, активно использовалось для летнего отдыха. Наиболее популярными местами отдыха томичей в то время стали Басандайка, Городок, Архиерейская заимка, деревни Куташево, Заварзино и Родионово. Собственные закрытые дачи имело железнодорожное ведомство и даже местный женский монастырь. Быстро развивалась специальная дачная инфраструктура: томские дачники в начале XX в. уже могли заказать «готовый стол», пользовались телефоном, а до мест отдыха добирались в специальных дачных вагонах. Рост «дачного пояса» вокруг Томска способствовал складыванию Томской агломерации. Таким образом, томские дачные местности стали не только результатом модернизации, но и ее «двигателем».
Ключевые слова: сибирский город, Томск, загородный
отдых, дачная местность, пригород.
БОТ 10.14258/1гуа8и(2015)4.1-14
A social modernization of Siberian city at the beginning of XXth resulted in a new tendency — to spend holidays in the country. Tomsk, one of the most developed Siberian cities became the center of the whole range of dacha areas. It included not only special dachas (public and departmental) but also special infrastructure in the villages. The main parts of suburban villages were used for country holiday. Basandaika, Gorodok, Pontifical Place, villages Kutashevo, Zavarzino, Rodionovo were the most popular places for summer rest. Railway Department and the Ioann Nunnery Special had their closed holiday areas. Special country infrastructure developed rapidly: summer visitors from Tomsk enjoyed the full board used the telephone and took summer railway coaches to get there. The growth of the suburban country zone promoted a formation of the Tomsk agglomeration. Country-holiday areas near Tomsk were not only a result of modernization but a motivating force.
Key words: Siberian city, Tomsk, resting in the country, holiday village, suburb.
В конце XIX в. модернизационные процессы в полной мере охватили Сибирь. Ярче эта тенденция проявлялась в городах, о чем свидетельствовал как изменившийся социальный состав населения, быстрое распространение особой городской культуры нового типа, так и модернизация пространственной организации поселений. Часто социокультурная трансформация отражалась не только на образе жизни горожан, но и в буквальном смысле меняла географическую
карту. Одним из таких примеров могут служить многочисленные дачные поселения, возникшие вокруг больших городов Российской империи.
Вплоть до конца XIX в. загородный отдых был доступен лишь небольшой прослойке состоятельных людей, теперь же он становился массовым явлением. Очень скоро это привело к возникновению такого явления, как «дачная местность». Для обозначения загородного имения горожанина также широ-
ко применялся термин «заимка», однако между ней и дачей существовало одно принципиальное различие: на заимке осуществлялась производственная деятельность, а дача использовалась исключительно для отдыха. Поэтому, говоря о дачных местностях, мы не будем рассматривать многочисленные промышленные и сельскохозяйственные пригородные заимки.
Объектом нашего исследования стали дачи в пригороде Томска. Выбор именно этого города не случаен: Томск в начале XX столетия был крупнейшим экономическим, административным и культурно-просветительским центром Западной Сибири, занимал первое место по числу жителей. Именно в Томске быстрее, чем где-либо, протекали процессы социальной модернизации, поэтому логично предположить, что именно в его пригороде должна была сложиться наиболее развитая система дачных местностей.
Основным источником информации о томских дачах начала прошлого века служит книга «Город Томск», вышедшая в 1912 г. и представляющая собой сборник очерков о городской жизни. Также были использованы официальные делопроизводственные документы Томского городского общественного управления и местного отделения железной дороги. Из всего объема имеющейся информации была отобрана лишь та, которая характеризует дачи как часть городского пространства. Поэтому работа имеет не социокультурный, а историко-географиче-ский характер.
Автор очерка «Дачные места в окрестностях Томска» в составе сборника «Город Томск» И. Дагаев указывал на то, что вокруг города существуют дачи трех категорий: специальные дачные поселки (используемые только для загородного отдыха), специальные дачные домики в окрестных селах и деревнях и окрестные сельские поселения, используемые для загородного отдыха без создания специальной инфраструктуры. К первой категории он отнес железнодорожные дачи, Басандайку, Степановку, Городок и Архимандритскую заимку, ко второй — деревни Федосееву, Некрасову, Заварзину, к третьей — остальные упомянутые в очерке деревни и села [1, с. 314]. Таким образом, дачные местности были структурированы. Только специальные поселки можно в полной мере отнести к собственно городскому пространству Томска, окрестные деревни (в источнике они называются «подгородные») могут быть определены лишь как часть Томской агломерации.
Крупнейшим дачным пригородом Томска и наиболее популярным местом загородного отдыха стала Басандайка. Район впадения речки Басандайки в Томь находится южнее Томска. Это довольно живописное место с сосновым бором и террасированными берегами рек. Не случайно именно здесь,
на некотором отдалении от города возникли сначала городские дачи, а затем и частные. Городские дачные корпуса были выстроены здесь еще в 1880-е гг. Первый участок под дачи составлял 2125 кв. саженей (около 2 десятин) и находился между речкой Басандайкой и Томью. На одном из планов 1905 г. он назван 1-й группой дач и обозначен как существующие [2, л. 23-24]. Всего в составе городских дачных корпусов было три участка. Они разделялись дорогой, ведущей мимо частных дач в город. Севернее этой дороги находилось 11 строений на одном участке, а южнее — еще 11 строений, но на двух участках. Восточнее, за речкой Басандайкой, начинались частные дачи [3, л. 1].
Новый этап в истории Басандайских дач начался в первые годы XX в. 15 июня 1902 г. Томская городская дума приняла постановление об отдаче частным лицам в аренду городских земель под устройство дач, позже скорректированное обязательным постановлением от 11 января 1903 г. Для этого было намечено два возможных участка. В итоге был выбран участок в две десятины, который располагался восточнее существующих дач, за речкой Басандайкой [2, л. 4]. Городской управой были разработаны, а городской думой утверждены некоторые условия относительно планировки дачного поселка, пользования участками и условий аренды земли. Среди них были такие:
— местность, предполагаемая под заселение... распланирована на участки размером по 200-400 кв. саженей;
— участки эти как передней, так и задней стороной выходят на улицы. Более широкая улица считается фасадной;
— через каждые 4 дачи должен быть переулок в видах удобства для проезда городского пожарного обоза в случае возникновения пожара;
— ширина улиц должна быть 12-15 саженей, а переулков — 10 саженей;
— на каждом участке должны быть деревья, а также оставлены рощи для общего пользования и др. [2, л. 2].
Также были определены условия аренды участков в дачной местности. В частности, срок аренды устанавливался от 8 до 32 лет (при этом брать участок меньше чем на 8 лет было нельзя). Любое строительство на участках производилось только с разрешения городской управы. Было запрещено иметь более двух квартир (или более 10 меблированных комнат) на одном участке, а в зимнее время на даче имел право жить лишь сам арендатор. Без разрешения властей нельзя было строить торговые и промышленные заведения [4, с. 13-14].
Таким образом, предполагалось создать обширный пригородный дачный поселок с четкой планировкой, соблюдением норм пожарной безопасности и сохранением рекреационных свойств местности.
Согласно плану Басандайки 1905 г. вновь устраиваемый поселок был разделен на 2-ю и 3-ю группы дач. Через поселок проходила гужевая дорога в Томск, которая в центре пересекалась с дорогой, идущей в город от 1-й группы дач. Место пересечения дорог было центром нового поселка. Всего планировалось застроить 10 улиц [2, л. 23-24]. В целях улучшения быта дачников и для развития дачной инфраструктуры городская управа планировала возвести на Басандайке торговые ряды (вместо стихийного базара) и кухмистерскую, а также наладить дешевое и регулярное сообщение дач с городом [4, с. 14].
Однако грандиозные планы городских властей поначалу ожидало полное фиаско. Как сообщал представитель управы в Томскую городскую думу, за три года с момента издания постановления только один человек (некто госпожа Краевская) пожелал взять участок под дачу. В качестве причин такого положения назывались неразвитость инфраструктуры, отдаленность от города и недостаточная безопасность. Чтобы стимулировать частников брать участки на Басандайке, город начал постройку новых городских корпусов [2, л. 6].
В результате дело сдвинулось с мертвой точки. В 1905 г. поступило несколько заявлений от крупных томских предпринимателей. Например, 9 марта купец Г.И. Ливен подал заявление в городскую управу, в котором просил сдать ему в аренду на 32 года участок в 300 кв. саженей под устройство дачи между уже сданными участками П.И. Иванова и А.И. Макушина [2, л. 12]. Вскоре подобное заявление поступило и о купца А.Г. Харитонова. Он просил сдать ему участок в 300 кв. саженей на 32 года в квартале № 4 [2, л. 14]. Все эти просьбы были удовлетворены.
В дальнейшем рост дачного поселка стал происходить не только в рамках утвержденного плана, но и вопреки ему. Так, частные лица стали застраивать террасы вдоль берега Томи, южнее первой группы дач. Эта местность получила собственное название «Отрадный уголок». Здесь находились дачи городской верхушки. Например, в июле 1914 г. почетный гражданин С.В. Горохов арендовал участок прямо над рекой Томью, на 2-й террасе речного берега [2, л. 38]. В 1915 г. в аренде у купца Г. А. Минского также находилась и «дача № 3» в этой же местности [5, с. 128]. Городские власти были несколько недовольны таким развитием событий, но и особых препятствий не чинили.
Постепенно Басандайские дачи стали превращаться из дачного поселка в многофункциональное предместье. Здесь появились некоторые промышленные заведения (например, крупчатая мельница и кузницы) [6, л. 70об.]. В поселке в начале XX в. существовала собственная церковь Преображения Господня (основана в 1843 г.), находилось несколько стационарных торговых лавок, регулярно проходили базары [1, с. 317].
Таким образом, к 1917 г. Басандайка перестала быть только дачным поселком.
Следующий крупный дачный массив (второй по популярности среди томичей) находился за рекой Томью, напротив устья Ушайки, на берегах Нестоянного озера. Эта местность носила название Городок или Дачный городок. Время его возникновения неизвестно, однако уже в годы Первой мировой войны тут насчитывалось около 100 дач. Все дачи были разбиты на участки с соответствующими номерами. Весь массив дач Городка также подразделялся на 4 больших участка — квартала. Всего в 1914 г. дачникам Городка было отведено более 60 десятин земли [6, л. 48]. Среди дачников Городка можно назвать Н.А. Молчанова и И.И. Смирнова [7, с. 1]. Управляло развитием поселка специальное Общество по благоустройству дачной местности «Городок» близ г. Томска, которое, в частности, организовало регулярное паромное сообщение через Томь и Нестоянное озеро. В 1910 г. Общество вышло с идеей строительства моста через Бурундукову протоку и дамбы у Нестоянного озера, которая могла бы предотвратить затопление дач Городка во время весеннего половодья. К ее сооружению так и не приступили [8, с. 79]. В 1914 г. городским землемером Плетневым было предложено отвести в этой местности новый участок под № 39 для устройства дач. Этот участок находился за речкой Жуковкой, у озера [6, л. 18]. Однако реализация данного предложения была сначала отложена, а затем о нем и вовсе забыли. Городок также имел тенденцию к эволюции в многофункциональное поселение, в начале XX в. здесь была возведена мельница А.Д. Родюкова.
Еще один дачный район Томска располагался севернее города, на берегах речки Малой Киргизки. Самым большим дачным владением здесь была так называемая Архиерейская (Архимандритская) заимка. В состав этой заимки общей площадью 5922,7 кв. саженей (2,5 десятины) входило два участка. Первый площадью в 3024 кв. сажени был огорожен и использовался для устройства и работы епархиального воскобельного и свечного завода, на этой же земле с 1877 г. стояла Покровская церковь. Второй участок в 2898 кв. саженей служил в качестве сенокосного угодья [6, л. 71]. Также здесь было 8 дачных корпусов для сдачи мест горожанам за деньги [1, с. 320]. В отличие от Басандайки и Городка, дачи на Архимандритской заимке не были общедоступными — здесь десятилетиями отдыхали одни и те же люди, которые превратили заимку в собственный закрытый поселок. Постановлением от 10 июня 1914 г. Томская городская земельная комиссия предписывала осмотреть эту местность, разбить ее на мелкие участки и составить план будущего нового поселка [6, л. 18], однако реализации данного решения не последовало.
Дачная местность Степановка располагалась на речке Ушайке за станцией Томск I. Фактически она состояла из двух частей: классической промы-шенно-аграрной купеческой заимки и специального дачного поселения. В «дачной» части Степановки в 1911 г. существовало всего несколько домиков на 12 семей. Зато именно эта местность постепенно превращалась в курорт — здесь проводились опыты по кумысолечению [1, с. 317].
Особняком стоят так называемые ведомственные дачи. Отдыхать на них могли лишь лица, принадлежавшие к конкретной организации, владевшей этими дачами. Так, в бассейне речки Басандайки, южнее Томска, располагалась крупная дача, принадлежавшая Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. Заимка, основанная в 1886 г., получила название Ключи, а также Александровская дача. Часть земель была изъята под строительство железной дороги и разъезда на ней (ныне ст. Предтеченск). Остальная же площадь использовалась как самим монастырем, так и частными лицами под летние дачи. Монахини возвели здесь два дома: деревянный одноэтажный — для себя и деревянный двухэтажный — для сдачи в аренду горожанам, а также церковь во имя Богоматери «Достойно есть» (1898 г.).
Собственный закрытый дачный поселок был у томских железнодорожников. Он располагался на высоком берегу Томи в двух верстах от ст. Томск-1 и в трех верстах от города. Согласно «Отчету о деятельности железнодорожных дач», составленному К.Н. Васьковым в 1912 г., этот поселок общей площадью в 4 десятины возник в 1903 г. Вначале здесь существовало три домика с кухнями, в каждом размещалось по 7 квартир. Позже сюда было перенесено еще два дома. Общее число квартир в поселке достигло 25. К услугам отдыхавших тут железнодорожников были кухни, погреба, ледник, купальня на берегу Томи: на дачах были устроены цветники и площадки для детских игр. Всего в 1911-1912 гг. за сезон здесь отдыхало около 100 человек [9, с. 3-4]. Подобный же дачный железнодорожный поселок находился на берегу реки Томь у ст. Тутальская Сибирской железной дороги, на значительном удалении от города.
Выше шла речь о специальных дачных поселках разной величины. Но не менее важную роль играли окружавшие Томск села и деревни, в которых также активно отдыхали томичи. Однако превращение окрестных поселений в дачные местности происходило не повсеместно, а лишь там, где имелись хорошие условия для отдыха (транспортная доступность, наличие рек для купания и рыбной ловли, лесов для сбора
ягод, грибов и шишек, благоприятного микроклимата, а также минимально допустимый уровень комфорта) [1, с. 314-317].
Пояс «дачных» сел и деревень охватывал Томск со всех сторон. К востоку от города, в долине речки Ушайки, находились деревни Куташево, Заварзино, Родионово. Эти деревни можно считать третьим по популярности местом загородного отдыха в начале XX в. [1, с. 318-319]. Дальше них вверх по этой же речке располагались села Большое и Малое Протопоповское, также использовавшиеся для отдыха горожан. К югу от Томска в дачную местность превращалась деревня Аникино, чему способствовала ее близость к дачам Басандайки. Еще южнее, вдоль линии Томской ветки Сибирской железной дороги находились популярные у отдыхающих поселения Федосеево, Некрасово, Каштак, Петухово. К северу от Томска дачники осваивали деревню Белобородову (на ее месте ныне расположен город Северск). Наконец, западнее города, за Томью, популярным местом отдыха становилась деревня Кисловка [1, с. 321]. Стоимость проживания в крестьянских домах была в среднем в 1,5-2 раза ниже, чем в дачных домиках Басандайки или Городка, ниже был и уровень комфорта, поэтому отдых здесь был популярен у представителей «среднего класса», а не городской верхушки.
Постепенно в томском пригороде складывалась специальная дачная инфраструктура. В ряде мест (например, на Басандайке) можно было получить «готовый стол» (т. е. не готовить пищу самому), почти повсеместно предоставлялись услуги частного извоза и стирки белья. В Городке уже существовала летняя веранда для спектаклей и танцев, а на Басандайские дачи был проведен даже телефон. По Томской ветви Сибирской железной дороги в 1911 г. уже курсировали специальные дачные вагоны, а расписание пассажирских поездов было приспособлено к нуждам дачников. Впрочем, современник отмечал, что уже назрела необходимость иметь отдельный пригородный поезд и систему пригородного речного сообщения [1, с. 323].
Таким образом, дачные местности в начале XX в. стали важной составной частью томского пригорода. Превращение загородного отдыха в массовый способствовало распространению городского образа жизни на все большее число окрестных сел и деревень, стимулировало складывание Томской агломерации. Наиболее крупные дачные поселки со временем превращались из монопоселений в многофункциональные, что содействовало их ускоренному развитию. Томские дачи были не только результатом модернизации, но и ее «двигателем».
Библиографический список
1. Дагаев И. Дачные места в окрестностях Томска // Город Томск. Бесплатное приложение к газете «Сибирская жизнь» за 1912 г. — Томск, 1912.
2. Государственный архив Томской области (ГАТО). — Ф. 233. — Оп. 4. — Д. 674.
3. ГАТО. — Ф. 233. — Оп. 4. — Д. 2393.
4. Известия Томского городского общественного управления. — 1903. — № 1.
5. Известия Томского городского общественного управления. — 1915. — № 6.
6. ГАТО. — Ф. 233. — Оп. 4. — Д. 2224.
7. Известия Томского городского общественного управления. — 1913. — № 9.
8. Известия Томского городского общественного управления. — 1910. — № 11.
9. Васьков К.Н. Отчет о деятельности Санатория (железнодорожных дач) возле станции Томск I за 1912 г — Томск, 1912.