Модернизация функциональной роли сферы санаторнооздоровительных услуг в повышении уровня общественного здоровья Modernization of a functional role of sphere sanatorium-improving services in increase public health level
Морева Анна Ивановна соискатель Кисловодского института экономики и права
e-mail: [email protected]
Moreva Anna Ivanovna Competitor of Kislovodsky Institute of Economy and Law
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы модернизации здравоохранения с позиций расширения функциональной роли сферы санаторнооздоровительных услуг. Проведен анализ распределения общих объемов расходов домашних хозяйств на санаторно-оздоровительные услуги по различным группам населения. Обосновывается необходимость снижения социальной дифференциации по доступу к рассматриваемым услугам в процессе модернизации отечественного здравоохранения.
Abstract
Problems of modernization of public health services from positions of expansion of a functional role of sphere of sanatorium-improving services are considered in article. The analysis of the distribution of the total volume of household spending on health-improving services for different population groups is carried out. Necessity of decrease in social differentiation on access to considered services in the course of modernization of domestic public health services is proved.
Ключевые слова: концепция развития здравоохранения, санаторнооздоровительные услуги, уровень здоровья населения, санаторный комплекс, денежные расходы домашних хозяйств, стоимость санаторнооздоровительных услуг
Keywords: concept of health development, health-improving services, level of public health, sanatorium complex, cash expenditures of households, cost of health-improving services
Введение
В докладах о состоянии здравоохранения в мире, публикуемых Всемирной организацией здравоохранения, особое внимание уделяется сфере первичной профилактики здоровья населения и пропаганде здорового образа жизни как наиболее эффективным способам достижения высших показателей здоровья. Однако в большинстве стран развитию системы первичной профилактики и здорового образа жизни не уделяется должного внимания.
Особую важность в сложившейся ситуации приобретает санаторнокурортная помощь, являющаяся действенным фактором в профилактике заболеваемости и оздоровления населения.
Будучи частью общей системы здравоохранения, санаторно-курортная сфера имеет как общие для всего сектора услуг экономические свойства, так и специфические. Одной из ключевых особенностей данной отрасли является широкое применение различных природных факторов при оказании медицинской помощи. Также своеобразие услуг санаторно-курортного комплекса заключается в неосязаемости, неотделимости от источников производства и неспособности к хранению.
Низкая эффективность государственного финансирования системы здравоохранения
В настоящее время особое внимание следует обратить на дифференциацию российских регионов по значениям показателей
подушевых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской
2
Федерации на здравоохранение. Различие между регионами по финансированию системы здравоохранения за счет государственных средств превышает десятикратный уровень. При этом в самом низко обеспеченном регионе - Республика Ингушетия - на одного жителя приходится 1,8 тыс. руб. из консолидированных бюджетов региона на оплату медицинских услуг. В то же время в самом высоко обеспеченном регионе - Тюменской области -на одного жителя приходится 19,2 тыс. руб. из консолидированных бюджетов региона на оплату медицинских услуг.
На фоне данной информации логично полагать, что столь большая разница в уровне финансирования системы здравоохранения на территории одного государства должна объясняться определенными факторами, воздействующими на уровень здоровья населения в том или ином регионе. Вероятно, что наиболее сильным факторов, воздействующим на уровень здоровья человека, и изменяющий свою силу влияния на здоровье в зависимости от географического положения территории, является климат.
Тем не менее, проведенный нами анализ зависимости между показателями подушевых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и показателями ожидаемой продолжительности жизни при рождении показал, что принципы современного функционирования отечественной системы предоставления услуг системы здравоохранения не позволяют напрямую снижать смертность и заболеваемость населения, а также повышать продолжительность жизни и рождаемость населения - основные задачи здравоохранения. Современная организация системы общественного здравоохранения позволяет лишь поддерживать показатели общественного здоровья на определенном уровне без их эффективного и интенсивного улучшения (рис. 1).
Подушевые расходы, тыс. руб.
Рисунок 1. Зависимость между показателями подушевых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (тыс. руб.) и показателями ожидаемой продолжительности жизни при рождении (лет), по состоянию на начало 2009 года (график рассчитан и построен автором на основе данных статистических сборников: Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2009: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - С.88-89; Здравоохранение в России. 2009: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2009. - С.31-32, 317-319)
Подобная картина ставит под сомнение возможность дальнейшего улучшения уровня общественного здоровья только лишь за счет повышения объемов государственного финансирования системы здравоохранения без ее качественного реформирования. Важным направлением модернизации здравоохранения является повышение функциональной роли санаторнокурортного комплекса.
Проблемы доступности санаторно-оздоровительных услуг На сегодняшний день одной из основных проблем в сфере санаторного оздоровления является недоступность и невысокое качество услуг. На рисунке
2 представлена диаграмма, отражающая распределение общих объемов расходов домашних хозяйств на санаторно-оздоровительные услуги по 20-ти процентным группам населения с различным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов в Ставропольском крае в 2004 и 2009 годах.
По данным диаграммы очевидно положительное изменение показателей в доступности услуг для населения первой группы (с наименьшими располагаемыми ресурсами). Однако, в целом, динамика носит отрицательный характер, т.к., если в 2004 году на долю 3/5 населения (со средним достатком и ниже среднего) приходилось порядка 40% санаторно-оздоровительных услуг, предоставленных в отрасли за год, то в 2009 году эта цифра сократилась вдвое
- примерно до 20%.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
0 Первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами)
□ Вторая
□ Третья
ЕЗ Четвертая
Ш Пятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами)
2004
2009
Рисунок 2. Распределение общих объемов расходов домашних хозяйств на санаторно-оздоровительные услуги по 20-ти процентным группам населения с различным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов в Ставропольском крае в 2004 и 2009 годах
(диаграмма рассчитана и построена автором на основе данных: Туризм и туристические ресурсы в Ставропольском крае: статистический сборник. - Ставрополь, территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2005. -С.44; Туризм и туристические ресурсы в Ставропольском крае: статистический сборник. -Ставрополь, территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2010. - С. 44)
Вместе с тем, на долю оставшихся 2/5 населения в 2004 году приходилось порядка 60% оказанных санаторно-оздоровительных услуг, а в 2009 году этот показатель вырос примерно до 80%. Подобные тенденции
также указывают на обратную пропорциональность предоставления санаторно-оздоровительных услуг, когда наиболее обеспеченные слои населения потребляют большую часть этой помощи, а также на снижение доступности услуг санаторно-оздоровительного комплекса для малоимущих слоев населения.
В таблице 1 приведена информация, отражающая изменение показателей денежных расходов домашних хозяйств на санаторно-оздоровительные услуги в Ставропольском крае в период с 2000 по 2009 годы. Из таблицы видно, что за рассматриваемый десятилетний период времени показатель суммы израсходованных средств в среднем за год на одного члена домохозяйства, выраженный в текущих ценах, увеличился с 51,0 рубля, до 147,4 рублей на человека в год.
Таблица 1 - Изменение показателей денежных расходов домашних хозяйств на санаторно-оздоровительные услуги в Ставропольском крае в _____________________период с 2000 по 2009 годы *___________________
Годы Израсходовано средств в среднем за год на душу, в текущих ценах, руб. Израсходовано средств в среднем за год на душу, в ценах 2000 года, руб. Удельный вес в общем объеме расходов на услуги, %
2000 51,0 51,0 3,1
2001 44,2 35,3 1,9
2002 30,9 19,4 0,8
2003 47,1 24,6 1,0
2004 38,1 20,9 0,6
2005 96,3 45,1 1,2
2006 96,3 42,7 0,9
2007 116,4 44,7 0,8
2008 н.д. н.д. н.д.
2009 147,4 36,5 0,8
*таблица рассчитана и составлена автором на основе данных: Туризм и туристические ресурсы в Ставропольском крае: статистический сборник. - Ставрополь, территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2005. -С.44, 45; Туризм и туристические ресурсы в Ставропольском крае: статистический сборник. - Ставрополь, территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2010. - С.44, 45.
Тем не менее, пересчет этих величин с учетом изменения индекса
потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги позволяет сказать,
что в целом за рассматриваемый десятилетний период времени показатель
суммы израсходованных средств в среднем за год на одного члена
домохозяйства, выраженный в ценах 2000 года, уменьшился с 51,0 рубля, до 36,5 рублей на человека в год. В связи с этим, логично полагать, что на самом деле подобная динамика свидетельствует об уменьшении реальной доступности услуг санаторно-оздоровительного комплекса всему населению, а не только его отдельным группам. Эти слова также подтверждают показатели удельного веса санаторно-оздоровительных услуг в общем объеме расходов населения на услуги, где за десять лет произошло снижение с 3,1% до 0,8%.
В таблице 2 представлены данные сравнительного анализа, позволяющие оценить реальную доступность санаторно-оздоровительных услуг для населения страны по 20-ти процентным группам. Так как продолжительность санаторно-курортного оздоровления не должна быть менее 21-го дня, то оценка производится по доступности услуг этой продолжительности.
Таблица 2 - Сравнительный анализ доступности санаторно-оздоровительных ____________услуг для населения по 20-ти процентным группам *__________
2000 2003 2006 2009
Средние потребительские цены отдыха в санаториях Ставропольского края на:
- 1 день 393,0 659,0 841,0 1505,0
- 21 день 8253,0 13839,0 17661,0 31605,0
Распределение общего объема денежных доходов по 20-ти процентным группам населения Российской Федерации, руб. на человека в месяц:
- первая (с наименьшими доходами) 690,1 1434,9 2690,6 4260,5
- вторая 1216,5 2687,2 5025,8 8186,9
- третья 1766,2 3991,7 7564,1 12363,9
- четвертая 2561,6 5922,3 11473,1 18796,5
- пятая (с наивысшими доходами) 5462,5 12053,3 24012,2 39932,2
- все население 2339,4 26089,5 50765,8 83540,2
Необходимое количество ежемесячных доходов по 20-ти процентным группам населения Российской Федерации, для 21 дня отдыха одного человека:
- первая (с наименьшими доходами) 12,0 9,6 6,6 7,4
- вторая 6,8 5,1 3,5 3,9
- третья 4,7 3,5 2,3 2,6
- четвертая 3,2 2,3 1,5 1,7
- пятая (с наивысшими доходами) 1,5 1,1 0,7 0,8
- все население 3,5 0,5 0,3 0,4
*таблица рассчитана и составлена автором на основе данных: Центральная база данных Федеральной службы государственной статистики России. - Режим доступа: http://www.gks.m/dbsшpts/cbsd/DBInetcgi?pl=2403024; http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/
DBInet.cgi?pl=2340020; http://www.gks.m/dbsшpts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2340002; Туризм и туристические ресурсы в Ставропольском крае: статистический сборник. - Ставрополь, территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2005. - С.46; Туризм и туристические ресурсы в Ставропольском
крае: статистический сборник. - Ставрополь, территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2010. - С.46.
Видно, что в 2000 году для отдыха в санаторно-оздоровительных учреждениях Ставропольского края, населению из первой группы (с наименьшими доходами) пришлось бы потратить 12 ежемесячных доходов, в то время как населению из пятой группы (с наибольшими доходами) - 1,5 ежемесячных дохода. В 2009 году ситуация изменилась. Теперь для отдыха в санаторно-оздоровительных учреждениях Ставропольского края, населению из первой группы (с наименьшими доходами) пришлось бы потратить 7,4 ежемесячных доходов, в то время как населению из пятой группы (с наибольшими доходами) - 0,8 ежемесячных дохода.
С одной стороны подобное изменение может трактоваться как положительное, однако, с другой стороны, необходимо учесть ряд фактов:
- во-первых, если в 2000 году населению первой группы на отдых пришлось бы потратить в 8 раз большее количество ежемесячных доходов, чем населению пятой группы, то в 2009 году этот разрыв возрос до 9,3 раз;
- во-вторых, учитывая результаты проведенных выше исследований, становится ясно, что на фоне кажущего роста возможностей доходов населения для получения санаторно-оздоровительных услуг, также растет и объем расходов на другие необходимые услуги, что вкупе с ростом стоимости услуг санаторно-курортного комплекса ведет к снижению покупательской способности населения в данной отрасли, о чем также говорилось ранее.
Заключение
Подводя итог проведенного анализа, можно утверждать, что для корректной модернизации системы отечественного здравоохранения, необходимо обеспечить эффективное использование имеющихся ограниченных ресурсов. В частности должное внимание необходимо уделять вопросам профилактики и предупреждения заболеваний, в чем определяющую роль должны играть функциональные возможности санаторно-курортного комплекса.
В свою очередь, современная специфика предоставления санаторнооздоровительных услуг свидетельствует об увеличении дифференциации различных групп населения в доступе к услугам этого сектора, а также в снижении общей доступности санаторных услуг.
Учитывая данные проблемы, необходимо разработать комплекс мероприятий, позволяющих снизить социальную дифференциацию в доступе к услугам санаторно-оздоровительного комплекса, а также повысить уровень доступности самих услуг как фактора повышения эффективности использования ресурсов системы здравоохранения. Для этого необходимо осуществить совокупность мер, в частности, внести поправки в Концепцию развития здравоохранения России до 2020 года относительно расширения сектора профилактических услуг, реализуемых в санаторно-курортном комплексе, с предложением новых механизмов их обеспечения, интегрирующих потенциал одноканальной системы финансирования и внедрения универсальных электронных карт.
Библиографический список
1. Проект Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. - Режим доступа: http://www.zdravo2020.ru/concept/ Kontceptciya_Zdravo2020.doc.
2. Первичная медико-санитарная помощь сегодня актуальнее, чем когда-либо. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2008г. - Женева, Всемирная организация здравоохранения, 2008. - 125 с.
3. Плюсы и минусы Концепции развития здравоохранения // Бюджет^и. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/108033.php.
4. Уменьшение риска, содействие здоровому образу жизни. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2002 г. - Женева, Всемирная организация здравоохранения, 2002. - 429 с.
References
1. Draft Concept of Health in the Russian Federation until 2020. - Mode of access: http://www.zdravo2020.ru/concept/Kontceptciya_Zdravo2020.doc.
2. Primary health care is more actual today, than ever. Report on world health, 2008. - Geneva, World Health Organization, 2008.- 125 p.
3. Pros and cons of the Concept of Health // Bujet.RU. - Mode of access: http://bujet.ru/article/108033.php.
4. Reducing risks, promoting healthy lifestyles. Report on world health, 2002 - Geneva, World Health Organization, 2002.- 429 p.