Научная статья на тему 'Модернизация экономики России и прямые иностранные инвестиции: новые аспекты взаимодействия'

Модернизация экономики России и прямые иностранные инвестиции: новые аспекты взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики России и прямые иностранные инвестиции: новые аспекты взаимодействия»

М.В. Макаренко С.Ю. Чмель

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционная политика нового поколения, устойчивое развитие.

В реализации программы модернизации экономики России существенную роль играют прямые иностранные инвестиции (далее - ПИИ). Они способствуют притоку в страну новых для России технологий производства и управления, повышают уровень конкуренции в отраслях присутствия, что, в свою очередь, является стимулом их модернизации. Россия привлекает иностранных инвесторов размерами и темпами роста рынков, ресурсами и другими ключевыми условиями ведения бизнеса. Главной целью привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию для модернизации экономики следует считать обеспечение их притока в основные отрасли промышленности для радикального обновления и устойчивого развития. Однако в настоящее время желаемый результат не получен как в силу того, что интересы инвесторов и реципиентов редко совпадают, так и в силу действия макроэкономических факторов, влияющих на привлечение ПИИ. Важнейшей задачей становится приведение в соответствие ожиданий и выгод обеих сторон с одновременным устранением негативных последствий ПИИ и предотвращением их появления в будущем.

Сотрудничество в области прямых иностранных инвестиций по-прежнему сопряжено с рисками и неопределенностью и для инвесторов, и для реципиентов. Анализ публикаций на данную тему свидетельствует о том, что их авторов не оставляет равнодушными тот факт, что наряду с позитивным эффектом ПИИ могут создавать проблемы в странах инвестирования (например, экспорт устаревших и экологически опасных технологий, нарушение социального равновесия в регионах присутствия в случае их ухода с российского рынка и т.п.) [1, 6]. Важно отметить, что учет этих аспектов взаимодействия является одной из задач ООН и заключается в новом подходе к управлению ПИИ с учетом концепции устойчивого развития [6].

В материалах междунароной научно-практической конференции [1] определены четыре парадокса эффективности ПИИ для национальных экономик: 1) наблюдается стагнация отечественных предприятий и их ликвидация в отрасли, в которой иностранный капитал начинает занимать господствующие позиции благодаря организации более рентабельного производства; 2) современное наукоемкое высокотехнологичное производство, созданное благодаря ПИИ, может быть закрыто в соответствии с интересами инвесторов, что создает социальные проблемы в регионе присутствия; 3) страны-инвесторы порождают мощных иностранных конкурентов для своих отраслей промышленности, что приводит к собственной неконкурентоспособности; 4) доля услуг и продукции военно-промышленного комплекса (ВПК) во внутренний валовой продукт (ВВП) стран-инвесторов начинает возрастать в основном по объективным факторам, влияющим на развитие экономики в условиях глобализации.

© Макаренко М.В., Чмель С.Ю., 2013

По нашему мнению, три первых парадокса вряд ли можно считать таковыми, так как они являются закономерным результатом действия рыночных механизмов, у которых в глобальной экономике нет границ. Это, скорее, вызовы, ответом и инструментом противодействия на которые могут служить международные договоренности и двусторонние договоры. Что же касается увеличения доли продукции ВПК в ВВП, то это вопрос международной политики, который каждая страна решает самостоятельно с учетом международной ситуации.

Стагнация и ликвидация неконкурентоспособных отраслей - следствие неспособности к модернизации в силу разных причин, основной из которых является неэффективный менеджмент, приводящий к неконкурентоспособности российских производителей. Вместо того, чтобы следовать за лидером, повышать свою инвестиционную привлекательность и реализовывать программы модернизации и технического обновления, руководители таких предприятий ищут поддержку у государства и не всегда ее находят. В условиях реализации программы прогрессивной модернизации у российских производителей возможны только 2 варианта выбора: обновляться или уйти с рынка.

Одним из тормозов процесса привлечения ПИИ в России является угроза передела собственности, исходящая от инвесторов. Часто зарубежные владельцы прогрессивных технологий не согласны продавать их, а предпочитают долевое участие с сохранением прав на владение технологиями, что неприемлемо для российской стороны, не желающей делить бизнес. В данном случае, если отказ от инвестиций угрожает интересам конкретных стратегически важных отраслей промышленности или конкурентоспособности страны, целесообразным становится вмешательство государства. Безусловно, государство может и должно играть направляющую роль в управлении ПИИ для решения социально-экономических задач, не вмешиваясь в рыночные механизмы. Оно может оказывать поддержку крупному бизнесу, расширяя и совершенствуя инфраструктуру, помогая в подготовке кадров, поддерживая инновации, используя государственное регулирование, создающее возможности для бизнеса. Но главным конечным заинтересованным потребителем ПИИ становится бизнес.

Вопросы привлечения ПИИ и конкурентоспособности стран взаимосвязаны. Концепция конкурентоспособности стран базируется на сравнительных преимуществах национальных экономик и базовых факторах производства (дешевый труд, богатые месторождения и изобилие природных ресурсов, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные особенности и т. п.). Представители около 70% опрошенных мировых компаний считают Россию привлекательной для бизнеса. По их мнению, рост российской экономики будет определяться тремя секторами: энергетикой, информационно-коммуникационными технологиями и автомобильной промышленностью.

Вторым глобальным фактором конкурентоспособности страны в постиндустриальном обществе является уровень научно-технического прогресса и инноваций на всех стадиях цепочки добавленной стоимости от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю. Сочетание базовых и инновационных конкурентных преимуществ усиливает конкурентоспособность страны в глобальном экономическом пространстве. В связи с этим, формируется новый, более высокий уровень конкурентоспособности, при котором конкуренты вступают в партнерские отношения [3]. Создание гибких альянсов, обмен новейшими научно-техническими достижениями, инновациями и «ноу-хау» служат взаимному обогащению и усиливают конкурентоспособность обеих сторон.

Согласно данным экспертов [10] в рейтинге мировой конкурентоспособности Россия занимает 66-е место из 142. Основной объем прямых иностранных инвестиций по-

ступает из США и стран Евросоюза. В 2010 году наша страна стала четвертым по величине торговым партнером ЕС, привлекшим ПИИ в 200 проектов, что на 18 % превысило результат 2009 года [9]. Согласно статистике Росстата в докризисный период было зафиксировано снижение притока ПИИ в Россию, но после 2010 года наметилась положительная динамика (рис. 1). В то же время статистика Emst&Young о поступлении ПИИ из Европы показывает положительную динамику притока ПИИ с 2006 по 2010 годы, причем темпы роста в 2009 и 2010 годы составили 19 и 18 %, соответственно. Ведущими секторами в 2009-2010 годы стали автомобильная и пищевая отрасли промышленности.

В структуре ПИИ по странам в 2011 г. доминировали Кипр с долей 24,4 %, Нидерланды - 13,2 %, Британские Виргинские острова - 12,9 %, Ирландия - 9,5 % [7]. В 2011 году в структуре ПИИ по отраслям преобладали торговля (доля 32 %), финансовая деятельность (17,1 %), производство (16,4 %).

Рис. Динамика притока ПИИ в Россию в 2007-2011 гг., млрд долл. США (Источник: сб. мат. Росстат)

Отметим, что в мировой посткризисной экономике приток ПИИ ежегодно увеличивался. В 2011 году в странах с переходной экономикой (СНГ и Юго-Восточная Европа) он вырос на 25% и составил 92 млрд долл. Согласно прогнозам ЮНКТАД в течение ближайших трех лет высокий уровень инвестиций в эти страны сохранится [6].

До сих пор крайне привлекательным для ПИИ рынком был Китай, но в последнее время его привлекательность снижается, так как перестают действовать некоторые из основных факторов конкурентоспособности (дешевая рабочая сила) и усилилась регулирующая роль государства. Поэтому европейские инвесторы с оптимизмом смотрят на Россию, возлагая надежды в основном на малые и средние предприятия. По оценке компании Ernst & Young, начиная с 2005 г., привлекательность России для иностранных инвестиций существенно выросла, в то время как Западной Европы, Северной Америки и Китая снизилась [9]. Готовы увеличить инвестиции 66 % инвесторов, присутствующих в России. Объему российского внутреннего рынка в качестве основного фактора на рынке ПИИ отдают предпочтение 75% опрошенных компаний, отмечают высокий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и относительно низкие издержки на оплату труда 69 %. Еще 68% инвесторов считают важным фактором высокий уровень квалификации рабочей силы (см. табл. 1).

Таблица 1

Наиболее привлекательные характеристики российской экономики, % [9]

Характеристика % опрошенных экспертов

Внутренний рынок 75

Телекоммуникационная инфраструктура 69

Трудовые издержки 69

Уровень квалификации рабочей силы 68

Возможности роста производительности 67

Культура и язык 67

Притоку ПИИ в Россию способствуют улучшения в миграционной и антимонопольной политике, высокий уровень исследований и разработок (R&D) в некоторых областях. Правительство России начинает создавать стимулы для привлечения высокотехнологичного и эффективного производства, улучшения бизнес-среды. Европейские инвесторы ищут возможности производить потребительские товары и продавать их растущему среднему классу в России.

Производственный сектор становится все более привлекательным для иностранных компаний. В 2010 г. на обрабатывающую промышленность пришлось 60% агрегированного прироста ВНП, он вырос на 13,4%, в то время как добыча природных ресурсов - на 4,8% [6]. В 2009-2010 гг. на отрасли обрабатывающей промышленности пришлось 54% всех ПИИ. За период с 2006 по 2010 г. основными объектами их привлечения были автомобильная и пищевая промышленность, где создано почти 30 тыс. или более половины всех новых рабочих мест (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики России,

2006-2010 гг. [9]

Отрасль экономики Число проектов Доля, % Число новых рабочих мест

Автомобильная 84 11 17690

Пищевая 80 11 9766

Добывающая (неметаллургическая) 61 8 3785

Химическая 57 8 3169

Машиностроение и оборудование 50 7 3169

Транспортные услуги 45 6 294

Финансы 43 6 268

Услуги бизнесу 39 5 278

Производство пластмасс и резины 29 4 1914

Программное обеспечение 25 3 1284

Прочие 227 31 15379

Всего 740 100 55786

Однако основными сдерживающими ПИИ факторами являются нестабильность и коррупция. Среди трудностей отмечают стоимость капиталовложений, периодические проблемы с поставками, логистические сложности в связи с обширной территорией, непрозрачность политической, правовой и административной среды и некоторые административные барьеры. Инвесторы ожидают облегчения сотрудничества в сфере высоких технологий, в частности, обеспечения специального режима для рабочей силы, таможенных и налоговых льгот, упрощения процедур лицензирования и другой административной поддержки для компаний, которые приносят передовые технологии в экономику России. Они также считают, что государственные предприятия ограничивают возможности для роста производительности и эффективности, новых идей и бизнеса. Инвесторы видят инвестиционную привлекательность в сочетании азиатских и европейских особенностей. Темпы роста ПИИ в будущем могут зависеть от цен на сырье и реформы.

Анализ мотивов для ПИИ показывает, что у иностранных инвесторов и стран-реципиентов ПИИ, в частности, России, различаются. Даже внутри страны нет единой мотивации со стороны бизнеса и государства в целом. Инвесторы стремятся расширить рынки сбыта, продлить жизненные циклы товаров и технологий, уйти от экологических проблем в своих странах. Мотивы российских бизнесменов заключаются в получении прибыли за счет технологических и управленческих инноваций, диверсификации бизнеса. У наиболее прогрессивных собственников бизнеса мотивы приближаются к государственным и направлены на повышения конкурентоспособности и устойчивости бизнеса. Мотивами государства являются повышение конкурентоспособности страны в мировой экономике, диверсификация, инновации и структурные изменения в экономике страны, устойчивое развитие.

Несоответствующая интересам модернизации экономики России мотивация иностранных инвесторов привела к тому, что они не стремятся внедрять в нашей стране передовые технологии и развивать сектора исследований и разработок. Подтверждением тому является ситуация в автомобильной и авиационной отраслях. Считается, что экономическую развитость страны в основном характеризует развитие этих отраслей. Россия стремится к созданию мощной автомобильной промышленности, но на российском авторынке доля отечественной продукции неуклонно сокращается в пользу импорта и продукции иностранных инвесторов, а глобальные мировые игроки не открывают в России производства полного цикла и не вкладывают средства в развитие R&D, ограничиваясь созданием сборочных производств [5].

В авиационной промышленности ситуация катастрофическая [4]. Российские авиаперевозчики предпочитают иностранные лайнеры, причем даже подержанные, а научно-технический потенциал отрасли практически отсутствует.

Драматически складывается ситуация в фармацевтике: эта сфера также не выдержала конкуренции с мировыми гигантами прежде всего из-за невозможности вести дорогостоящие разработки новых препаратов, которые требуют значительных инвестиций [2].

В химической промышленности имеются примеры отказа российской стороны от внедрения новых технологий и импортозамещения из-за конфликта интересов собственников, не желающих допускать в бизнес посторонних. Если же сотрудничество имеет место, то его не всегда можно назвать соответствующим целям модернизации экономики России. Причина в том, что в Европе реализуется программа закрытия химических заводов по экологическим мотивам и в связи с высокой себестоимостью продукции вследствие дороговизны сырья и энергоресурсов. Но эта проблема порой решается не путем

создания в России производств с высокой добавленной стоимостью, а путем импорта из России сырья в обмен на устаревшие лицензии на переработку сырья и отходов.

Однако существуют примеры положительного влияния ПИИ на развитие российской промышленности, такие, как деятельность мирового лидера в производстве цемента французской компании «Лафарж», которая владеет тремя цементными заводами в России и готовится к дальнейшему росту [8]. Реализуя стратегию устойчивого развития, компания увеличила затраты на модернизацию существующих заводов, вкладывает средства в разносторонние инновации, приобрела несколько месторождений известняка в качестве сырьевой базы для строительства новых заводов. Понимая, что цементной отрасли России нужна глубокая модернизация, направленная на создание современных экологически более чистых и эффективных производств, руководство «Лафарж» готово активно участвовать в этом процессе, отмечая при этом что для того, чтобы в отрасль пошли инвестиции, необходимо несколько условий: безопасная экономическая среда, предсказуемая законодательная база и вера в долгосрочный потенциал роста [8]. Строя цементный завод, компания рассчитывает на перспективу не менее пятидесяти лет.

Следует отметить, что в современной глобальной неустойчивой экономике усиливается влияние концепции устойчивого развития (УР). Главными целями развития стран становятся цели инклюзивного и устойчивого развития. Новая парадигма ставит новые задачи в области инвестиционной политики на национальном уровне, а именно интеграцию инвестиционной политики в стратегию устойчивого развития. Дихотомия инвестиционной политики нового поколения заключается в одновременном движении, с одной стороны, к дальнейшей либерализации инвестиционных режимов и поощрению иностранных инвестиций, а с другой - к регулированию инвестиций для достижения целей государственной политики. Это означает, что либерализация, направленная на достижение целей устойчивого развития, должна сопровождаться и даже предваряться созданием надлежащей нормативно-правовой и институциональной базы. Обе концепции не являются новыми сами по себе, но до сих пор они не были системно интегрированы в разработку инвестиционной политики [6].

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что, исходя из государственных интересов, инвестиционная политика должна соответствовать мировым тенденциям и учитывать новые аспекты взаимодействия, а также современное и желаемое состояние экономики в средней и дальней перспективе. У российской экономики имеются предпосылки для повышения привлекательности для ПИИ. Накопившийся опыт следует использовать для формирования новой инвестиционной политики, тем самым повышая устойчивость экономики для решения проблем современной модернизации.

Библиографический список

1. Бочков В.Е. Парадокс эффективности прямых иностранных инвестиций для национальных экономик в условиях глобализации: матер. междунар. науч.-практ. конф. 12 мая 2011 г. / В.Е. Бочков, Э.С. Хазанович, Ю.В. Бочков, Е.А. Усова // Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития. — М.: ИЦ ЕАОИ, 2011. - Т.1. - 608 с.

2. Кондратьев В. Глобальная фармацевтическая промышленность [Электронный ресурс] . / В. Кондратьев. — URL: http://www. perspektivy. info/rus/ekob/globalnaja_farmacevtiches-kaja_promyshlennost_2011-07-18.htm (дата обращения 25.02.2013).

3. Кондратьев В. Конкурентоспособность России: альтернативный взгляд [Электронный ресурс] / В. Кондратьев. — URL: http://perspektivy.info/rus/ekob/konkurentosposobnost_ rossii_altemativnyj_vzglad_2012-06-28.htm (дата обращения 24.02.2013).

4. Кондратьев В. Российское авиастроение: по ком звонит колокол? [Электронный ресурс] / В. Кондратьев. — URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossijskoje_aviastrojeni-je_po_kom_zvonit_kolokol_2011-10-12.htm (дата обращения 25.02.2013).

5. Кондратьев В. Россия: автомобильный рынок или автомобильная промышленность? [Электронный ресурс] / В. Кондратьев. — URL: http://www.perspectivy.info/rus/ekob/ rossija_avtomobilnyj_rynok_ili_avtomobilnaja_promyshlennost_2013-01-31.htm (дата обращения 24.02.2013).

6. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Доклад о мировых инвестициях 2012 . Обзор «К инвестиционной политике нового поколения». URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-0verview-ru.pdf (дата обращения 20.02.2013).

7. Российская Федерация: факты и цифры [Электронный ресурс]. — URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/a27fe1004d750c86a0d0bdc05beb4f7e/factsjanu-ary_5.pdf?M0D=AJPERES (дата обращения 24.02.2013).

8. Сайт компании «Лафарж» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lafarge.ru/wps/portal/ ru/5_1-LatestNews_Detail?WCM_GL0BAL_C0NTEXT=/wps/wcm/connectlib_ru/Site_ru/ AllPR/PressRelease_1282214376922/PressReleaseHeader_RU (дата обращения 25.02.2013).

9. Enhancing Opportunities. Ernst & Young's 2011 Russian attractiveness survey [Электронный ресурс]. — URL:

10. http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Russia-attractiveness-survey-2011-EN/ $FILE/Russia-attractiveness-survey-2011-EN.pdf (дата обращения 24.02.2013).

11. The Global Competitiveness Report 2011-2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://www3. weforum.org/docs/WEF_GCR_Report_2011-12.pdf (дата обращения 20.02.2013).

В.Н. Махалин

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: модернизация, международное сотрудничество, евразийство, Россия -Китай, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ).

Последние несколько лет правительство РФ методично и тщательно налаживают экономические отношения с ведущими экономическими державами мира. Уже заключено «Партнёрство для модернизации» с Европейским союзом, дело осталось за малым -наладить контакты с Азией. Прощупав азиатскую почву в 2010 году Договором о сотрудничестве с Южной Кореей, правительство РФ теперь собирается развернуть полномасштабную программу взаимодействия с Китаем. В 2010 году товарооборот между Россией

© Махалин В.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.