3. Кондратьев В. Конкурентоспособность России: альтернативный взгляд [Электронный ресурс] / В. Кондратьев. — URL: http://perspektivy.info/rus/ekob/konkurentosposobnost_ rossii_alternativnyj_vzglad_2012-06-28.htm (дата обращения 24.02.2013).
4. Кондратьев В. Российское авиастроение: по ком звонит колокол? [Электронный ресурс] / В. Кондратьев. — URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossijskoje_aviastrojeni-je_po_kom_zvonit_kolokol_2011-10-12.htm (дата обращения 25.02.2013).
5. Кондратьев В. Россия: автомобильный рынок или автомобильная промышленность? [Электронный ресурс] / В. Кондратьев. — URL: http://www.perspectivy.info/rus/ekob/ rossija_avtomobilnyj_rynok_ili_avtomobilnaja_promyshlennost_2013-01-31.htm (дата обращения 24.02.2013).
6. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Доклад о мировых инвестициях 2012 . Обзор «К инвестиционной политике нового поколения». URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-0verview-ru.pdf (дата обращения 20.02.2013).
7. Российская Федерация: факты и цифры [Электронный ресурс]. — URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/a27fe1004d750c86a0d0bdc05beb4f7e/factsjanu-ary_5.pdf?M0D=AJPERES (дата обращения 24.02.2013).
8. Сайт компании «Лафарж» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lafarge.ru/wps/portal/ ru/5_1-LatestNews_Detail?WCM_GL0BAL_C0NTEXT=/wps/wcm/connectlib_ru/Site_ru/ AllPR/PressRelease_1282214376922/PressReleaseHeader_RU (дата обращения 25.02.2013).
9. Enhancing Opportunities. Ernst & Young's 2011 Russian attractiveness survey [Электронный ресурс]. — URL:
10. http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Russia-attractiveness-survey-2011-EN/ $FILE/Russia-attractiveness-survey-2011-EN.pdf (дата обращения 24.02.2013).
11. The Global Competitiveness Report 2011-2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://www3. weforum.org/docs/WEF_GCR_Report_2011-12.pdf (дата обращения 20.02.2013).
В.Н. Махалин
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: модернизация, международное сотрудничество, евразийство, Россия -Китай, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ).
Последние несколько лет правительство РФ методично и тщательно налаживают экономические отношения с ведущими экономическими державами мира. Уже заключено «Партнёрство для модернизации» с Европейским союзом, дело осталось за малым -наладить контакты с Азией. Прощупав азиатскую почву в 2010 году Договором о сотрудничестве с Южной Кореей, правительство РФ теперь собирается развернуть полномасштабную программу взаимодействия с Китаем. В 2010 году товарооборот между Россией
© Махалин В.Н., 2013
и Китаем составлял всего 56 млрд долл. в год. При этом аналогичный показатель у Китая с ЕС или США - более 300 млрд долл. в год. Для КНР сотрудничество с Россией, на сегодня, не является главным приоритетом. По объёмам двустороннего торгового оборота мы проигрываем Сингапуру и Малайзии, находясь примерно на уровне Таиланда. Новое соглашение призвано изменить ситуацию к лучшему, ведь по условиям Меморандума «О сотрудничестве в области модернизации экономики» между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, подписанного в Пекине 11 октября 2011 года [1], уже к 2015 году объём внешней торговли России с Китаем должен быть увеличен как минимум до 100 млрд долл. [2]. Китай вышел в лидеры мировой торговли по итогам 2012 года, обогнав США, удерживавшие это звание практически с конца Второй мировой войны, сообщает агентство Bloomberg. Для сопоставления аналитики агентства использовали сумму экспорта и импорта товаров обоих государств: для США этот показатель в 2012 году равнялся 3,82 трлн долл. (примерно четверть ВВП, по данным 2011 года), для Китая - 3,87 трлн долл. (более половины ВВП).
«Инновационное сотрудничество в области промышленности, инвестиций, нано-технологий, космических исследований, биотехнологий и информационной индустрии»
- вот главные пункты взаимных интересов России и КНР, указанные в тексте меморандума. Кроме того, в документе указывается, что правительства РФ и КНР, считая важной активизацию обоюдовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества в областях инновационного развития, создания прорывных технологий, дружественных по отношению к окружающей среде и способствующих повышению качества жизни людей, для ускорения модернизации экономики своих стран, их перехода на модель инновационного и высокотехнологичного развития, согласились развивать экономическое и научно-техническое взаимодействие по следующим направлениям: торговля, финансы и инвестиции; промышленность; сотрудничество в области мирного использования атомной энергии; космос; транспорт; информационно-коммуникационные технологии; нано
- и другие высокие технологии; наука; охрана окружающей среды; развитие деловых связей и обменов; прочие направления сотрудничества. Рассмотрим содержание отдельных направлений сотрудничества.
1) Промышленность
- реализация совместных проектов в области энергосберегающих технологий, включая производство и поставку современного энергогенерирующего оборудования;
- реализация крупных совместных проектов в области гражданской авиации;
- модернизация авиационной техники и оборудования российского производства, поставленных в Китай;
- реализация на территории России инновационных инвестиционных проектов по производству целлюлозы, бумаги, картона;
реализация взаимовыгодных проектов в области гражданского судостроения, включая речное судостроение;
- сотрудничество в области фармацевтической промышлености;
- сотрудничество в области вагоностроения.
2) Энергоэффективность и энергосбережение
сотрудничество в области энергетики, уделяя особое внимание вопросам энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии;
взаимодействие в области генерации электроэнергии и модернизации электросетевого хозяйства, экостроительства, теплоснабжения, развития ветровой и солнечной электроэнергетики;
сотрудничество российских и китайских электроэнергетических компаний в области модернизации электросетевых хозяйств государств Сторон;
взаимодействие в области теплоснабжения, производства электричества и потребления газа в целях повышения энергоэффективнности и энергосбережения.
3 ) Нано- и другие высокие технологии
С целью продолжения сотрудничества российских и китайских партнёров в сфере нанотехнологий Стороны намерены углублять сотрудничество по следующим направлениям:
обмен информацией о национальной политике в области нанотехнологий, передовом опыте стимулирования инновационных производств и спроса на инновационную продукцию;
инвестиционное и производственно-технологическое сотрудничество, реализация совместных проектов, связанных с коммерциализацией нанотехнологий;
содействие продвижению на рынок конкурентоспособной нанотехнологи-ческой продукциии;
оценка перспектив применения и рисков использования нанотехнологий, сертификация и стандартизация продукции наноиндустрии;
разработка, проектирование и строительство высокотехнологичного научно-производственного комплекса по производству медицинской ттехники для каскадной фильтрации плазмы крови и других методов экстрапоральной гемокоррекции;
создание комплекса высокотехнологичных производств германиевых продуктов для оптико- и наноэлектронной техники;
расширение производства измерительно-аналитического оборудования для применения нанотехнологий в сфере материаловедения, биологии и медицины с перспективой использования этого оборудования и расходных материалов лабораториями производственных предприятий и научных центров Китайской Народной Республики;
расширение производства стационарных и переносных, а также переносных многоцелевых детекторов для идентификации взрывчатых, наркотических и ядовитых веществ с использованием технологии меченных нейтронов и внедрение этой продукции в работу ведомств, обеспечивающих общественную безопасность;
содействие продвижение на китайский рынок высококачественной берил-лосодержащей продукции (гидроксид бериллия, металлический бериллий, бериллиевая бронза, бериллиевые лигатуры) в интересах предприятий, производящих электронную, телекоммуникационную, авиационную, ракетно-космическую технику и ядерные установки;
сотрудничество в рамках технологического комитета по стандартизации ИСО ТК229 «нанотехнологии».
Однако в соглашении не указано, в адрес чьей экономики будут направлены основные усилия по модернизации. Очевидно, что стороны рассчитывают на двусторонний процесс. Однако факты говорят о том, что источником инноваций пока выступает именно Поднебесная. По информации Минэкономразвития РФ, доля оборудования в российском экспорте в Китай составляет 1%, а в экспорте Китая в Россию - 25%. Как отмечают специалисты дело не в том, что Китай превосходит нас в области разработок современных технологий, ведь Россия обладает технологиями, которые ни в чем не уступают китай-
ским. Проблема даже не в том, что мы пока не можем найти свою нишу на внешних рынках сбыта. Сейчас перед Россией стоит задача внедрения этих высоких технологий в производство, чтобы на их основе создавать собственную продукцию.
Таким образом, практически весь российский экспорт в Китай, помимо инновационных технологий, это сырьевые продукты: нефть, газ, железная руда, металлы, минералы, древесина. В то же время больше половины импорта из Китая - машинно-техническая продукция. КНР, безусловно, доминирует в этих двусторонних отношениях.
Ситуация изменится тогда, когда Россия, воспользовавшись помощью своего союзника, достигнет высокого уровня промышленной базы. На сегодняшний день РФ может претендовать на выпуск в Китае товаров, основанной на российских разработках. Идеи русские, заводы китайские - вот основа взаимовыгодных отношений, которые, в конечном итоге, позволят нам создавать и реализовывать собственную продукцию на своей территории, откроют путь русским технологическим брендам на внешний рынок.
Необходимо отметить, что еще совсем недавно настроения в Кремле были другие - там уверяли, что Китай вряд ли поможет России в модернизации, так как его экономический подъем объясняется использованием дешевой рабочей силы. Однако, как стало известно, в ходе визита осенью 2010 г. Дмитрия Медведева в эту страну все-таки была достигнута предварительная договоренность о старте программы сотрудничества в сфере модернизации в ближайшее время. До сих пор единственной азиатской страной, с которой Россия подписала аналогичный меморандум, была Южная Корея.
Кроме того, как отмечают представители российских властей, Москва рассчитывает, что при реализации проекта «процесс будет двунаправленным». В то время как Россия будет оказывать содействие Китаю в развитии атомной энергетики, космоса и авиастроения, Пекин поможет Москве догнать развитые страны в развитии высокоскоростного железнодорожного транспорта, судостроении, производстве энергогенерирующего оборудования и альтернативной энергетике. Как отмечает газета «Коммерсант», статистика показывает, что источником инноваций будет все-таки Китай [2].
В Пекине 25 июня 2012 года в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao) были подписаны документы, финализирую-щие создание Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ). Основной задачей Фонда с капиталом под управлением 2-4 млрд долл. США станет обеспечение высокой доходности инвестиций в проекты, отражающие все более крепкие экономические отношения между Россией и Китаем. РКИФ основан Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (China Investment Corporation, CIC).
Генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев и председатель совета директоров, председатель правления Китайской инвестиционной корпорации (CIC) Лю Цзивэй подписали меморандум о взаимопонимании относительно завершения создания совместного Фонда и обозначили основные принципы деятельности и осуществления инвестиций. После подписания создатели Фонда отметили, что основной целью РКИФа является обеспечение высокой доходности инвестиций.
«Мы рады, что Российско-китайский инвестиционный фонд создан и может начать свою работу, - заявил Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций. - Наша основная цель теперь - начать инвестиционный процесс и делать сделки, которые будут обеспечивать стабильно высокую доходность при максимальном учете возможных рисков. Россия и Китай большие быстрорастущие рынки с огромным количеством возможностей для инвестиций в различные отрасли». При этом Кирилл Дмитриев отметил машиностроение, сельское хозяйство, лесную и деревообра-
батывающую промышленность, транспорт, логистические услуги. По словам Дмитриева, первые сделки РКИФ ожидаются уже в этом году. «Создание Российско-китайского инвестиционного фонда выводит торгово-экономические отношения России и Китая на новый уровень инвестиционно-технологического партнерства», - отметил он.
«Мы рады сотрудничать с РФПИ, - прокомментировал создание РКИФа Лю Цзи-вэй, председатель совета директоров, председатель правления Китайской инвестиционной корпорации (CIC). - Совместно с помощью нового Фонда мы будем реализовывать инвестиционные возможности, нацеленные на хорошую доходность и взаимовыгодные решения».
Более 70% капитала Фонда будет инвестировано в проекты на территории России и других стран СНГ, до 30% - в китайские проекты с участием российских компаний. При формировании капитала РКИФ 1 млрд долл. США будет проинвестирован CIC совместно с компаниями-партнерами, а 1 млрд долл. США - проинвестирует РФПИ. Дополнительно 1-2 млрд долл. США планируется привлечь от внешних инвесторов.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) основан в июне 2011 года с капитализацией в размере 10 млрд долл. США, выделяемых российским правительством, для осуществления доходных инвестиций в капитал компаний на принципах соинвестирова-ния. РФПИ, реализует проекты прямых инвестиций преимущественно в России. В рамках каждого инвестиционного проекта РФПИ привлекает инвестиционных партнеров, взнос которых как минимум не меньше взноса самого Фонда, что должно стать катализатором роста прямых инвестиций в российскую экономику.
Китайская инвестиционная корпорация (CIC) - Китайский суверенный фонд благосостояния, государственная компания с головным офисом в Пекине, образованная в 2007 году в целях диверсификации золотовалютных резервов Китая и обеспечения более высокой доходности инвестиций, скорректированной на риск, в контексте макроэкономических требований страны и дальнейшего реформирования ее финансовой системы. CIC осуществляет инвестиции с целью получения прибыли и стремится к обеспечению стабильно высокой доходности в долгосрочной перспективе при приемлемом уровне риска [3].
Можно с уверенностью утверждать, что азиатская стратегия по модернизации экономики, реализуемая российским руководством, в том числе, и через заключение данного меморандума с Китаем, может стать реальной основой достижения экономического благополучия не только для РФ, но и для нового евразийского интеграционного объединения «Россия - Китай».
Библиографический список
1. Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О сотрудничестве в области модернизации экономики», 11 октября 2011 года [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.pravo.ru/document/view/25735226/
2. Серафимович Г. Китай поможет модернизировать Россию Г. Серафимович. - URL: atrinfo. ru>commentary/modernization.html
3. Капитал страны. Федеральное интернет-издание [Электронный ресурс] // Информационный партнер ТПП России. - URL: http://kapital-rus.rmindex.php/news/208849