10. Block F. The Role of the State in the Economy // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). - Princeton: Princeton University, 1994. Р. 696.
11. Evans P.B. Embedded Autonomy. Berkeley: University of California Press, 1995; Frye T., Shleifer A. The Invisible Hand and the Grabbing Hand // American Economic Review. Papers and Proceedings. 1997. Vol. 87. № 2. P. 354-358; Shleifer A., Vishny R. The Grabbing Hand: Government Pathologies and Their Cures. Cambridge: Harvard University Press, 1998); Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1999. № 3. С. 39.
12. Michelmann H., Soldatos P. Federalism and international relations: The role of subnational units. - Oxford, 1990. - 322 p.
УДК 329
ДзаховаЛ.Х., к.и.н.
Модернизационный контекст
функционирования современных российских партий
Статья посвящена выявлению проблем и противоречий институционализации партийности и ее роли в модернизации политической системы. Автор отмечает насущную потребность модернизации политической системы, которая по ее мнению назрела объективно и прослеживает роль политических партий, которые занимают существенное место в осуществлении данного процесса.
Ключевые слова и словосочетания: сущностная модернизация, институциональная реформа, катализатор партогенеза, артикуляция интересов и партийная субмодернизация.
Современное российское общество переживает новый этап развития политической системы, а именно - этап её модернизация. Необходимость последней, во-первых, назрела объективно, во-вторых, осознаётся субъективно, высшим руководством страны. При этом предусматривается, что фактор политических партий, партийности в целом должен занять существенное место в модернизации политической системы, которая предполагает известную партийную реформу.
Базовые основания этой реформы заложены в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ в 2007г., которое, по сути, является программным документом модернизации политической системы. Её совершенствованию способствует пропорциональная система выборов, так как у «оппозиции появляется возможность расширить свое представительство в законодательных органах власти» [1]. Идеи модернизации развиты Президентом РФ Д.А.Медведевым, который акцентирует роль современного российского партогенеза,
партийного строительства и партийного функционирования в контексте осовременивания политической системы. Примечательно, что состояние политической системы рассматривается в контексте внутри- и внешнеполитического процесса. Так, в условиях мирового экономического кризиса к стабильности и динамичности политических систем предъявляются новые требования. Именно поэтому Президент РФ Д.А. Медведев в Послании ФС РФ 2008 г. предлагает противопоставить последствиям мирового экономического кризиса модернизацию политической системы. Направлениями этой модернизации являются повышение зрелости гражданского общества и упрочение политического единства государства, повышение солидарности политических движений [2].
Развитие идеи модернизации политической системы осуществляется в Послании Президента РФ Д.А. Медведева 2009 г. При этом, как отмечает Президент РФ « это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии»[3]. В этой связи современный этап политической системы современной России может рассматриваться как сущностная модернизация за счёт институциональных реформ политической сферы. Направление модернизации отвечает особенностям современного развития России, как правового, социального, гуманистического государства, в котором на уровне политико-административного управления акцентируются демократические, плюралистические начала реализации общественно-политических и партийно-политических отношений.
При этом актуально понимание модернизации Я.А. Пляйсом, который подчёркивает, что модернизация - «это приведение чего-либо в современное состояние»[4]. Модернизация политической системы осуществляется в рамках свободной конкуренции политических сил, политических партий и движений, что оказывает плодотворное воздействие на динамику общественно-политических отношений. При этом, как отмечалось на заседании Государственного совета РФ, посвящённого модернизации политической системы России «Политическая система в современном понимании - это достаточно широкое понятие. Оно включает в себя все фундаментальные институты государства, в том числе суды, правоохранительные структуры, правительственные учреждения, то есть исполнительно-распорядительную власть, комплекс федеративных отношений, структуры гражданского общества, партии, естественно». Членами рабочей группы Государственного совета РФ по осуществлению политической модернизации подчёркивалось, что «стержневыми для российской политической системы на сегодняшний день вопросы развития политических партий и избира-
тельной системы. Ряд направлений, таких как федерализм, исполнительные органы власти, местное самоуправление, суды, правоохранительные органы рассматриваются в контексте взаимодействия с основными политическими институтами страны»[5].
Отсюда следует, что важнейшим направлением модернизации политической системы является повышение эффективности многопартийной системы, всего комплекса партийности. Высшее руководство страны именно в многопартийности усматривает существенный ресурс модернизации. Многопартийность рассматривается как «стабильно функционирующий, общенациональный политический институт, важнейший инструмент, обеспечивающий фундаментальные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть»[6].
Активизация партий позволит разным общественнополитическим силам и группам находить легальные способы артикуляции и своих интересов, привлечения к ним внимания власти и общества. Поэтому высшее руководство страны заинтересовано в создании наилучших возможностей для агрегации и элевирования политических интересов граждан и делегирования их политическим партиям [5]. По инициативе Президента РФ приняты решения, направленные на: а) организационное укрепление и укрупнение партий, б) максимальную представленность партий в законодательном органе страны. Так, «выборы в Государственную Думу проходят исключительно по партийным спискам. Как минимум половина депутатов региональных законодательных собраний также избирается по партийным спискам. Только партиям с прошлого года дано право выдвигать кандидатов на замещение должностей в субъектах Федерации, представляя их Прези-денту»[3]. В известном смысле партиям дан карт-бланш на достижение успехов в таких кардинальных сферах функционирования, как: достижение массовости, приобретение авторитета у избирателей, приобретение чёткой организационной структуры, кадрового, интеллектуального потенциала, финансирование из федерального бюджета [5].
Невзирая на созданный режим наибольшего благоприятствования, деятельность партий, как и функционирование многопартийной системы в целом, отмечена рядом недостатков. Это: низкий уровень политических технологий, дефицит альтернативных программ социально-экономического развития, использование «чёрных технологий». Также это: низкая степень общественного признания, оторванность от насущных интересов электората, старение партийной элиты, слабая вовлечённость молодёжи и др. С учётом этих недостатков Президент РФ ставит задачу «улучшения качества народного представительства и
создания дополнительных условий для свободной, справедливой и цивилизованной конкуренции между партиями»[3]. Президент РФ предлагает конкретный план повышения эффективности функционирования политических партий, а именно:
1) введение единого критерия установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов РФ в целях универсализации представительства в
2) формирование всеми партиями, представленными в региональных парламентах фракций в целях замещения депутатских вакансий членами различных партий;
3) гарантии представительства в законодательных органах субъектов Федерации партий, получивших на региональных выборах более 5 % избирателей;
4) освобождение от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах партий, не представленных в Государственной Думе, но имеющих фракции в законодательных собраниях субъектов РФ;
5) отказ от сбора подписей как метода допуска партии к выборам, заслушивание партий, не представленных в законодательных органах [7].
Комплекс этих акций и мероприятий можно трактовать как партийную субмодернизацию внутри модернизации политической системы в целом. В общем плане политическое экспериментирование как осовременивание политической системы обусловливает складывание нового этапа политических отношений в РФ. Этот этап может рассматриваться как инновационный паттерн общественнополитических отношений. Главный пафос данного паттерна состоит в разворачивающемся и интенсифицирующемся политическом демократическом транзите, который всё более захватывает политические процессы и политические институты современного российского общества. Модернизация партийной системы соответствует общей модернизации российского общества. Чтобы быть успешной, модернизация партийной системы, как и модернизация общества в целом должна воплощаться на основе нескольких принципов.
Максимальное представление политических интересов разных социальных групп граждан в Государственной Думе ФС РФ - магистральное направление модернизации политической системы. Также необходимо выделить: а) оптимизацию межпартийного диалога и внутрипартийной конкуренции, б) активизацию партий в политикоадминистративной управлении; в) повышение эффективности взаимо-
действия политических партий с общественными организациями - институтами гражданского общества и др.
Модернизация политической системы предполагает политическое экспериментирование. В сфере отношений партий и государства, партий и общества политическое экспериментирование нацелено на формирование новой политической культуры граждан, на воспитание новых принципов гражданского поведения. Центральной задачей совершенствования партийной системы является создание эффективных партийных организаций, достоверно отражающих политические интересы электората и продвигающих эти интересы. Определяющим путём продвижения интересов избирателей является влияние на власть, определение содержания властнозначимых решений и вхождение во власть.
Модернизация современной партийной системы РФ протекает в рамках существования трёх основных типов партийных систем.
• Первый тип характеризуется малым числом партий, представленных в парламенте.
• Второй тип характеризуется наличием двух партий (левого и правового толка, консервативной и либерально-демократической ориентации), конкурирующих в парламенте.
• Третий тип характеризуется наличием множества партий, фрагментированных в общественно-политических отношениях.
Динамика российской партийной системы демонстрирует: а) образование многих партий; б) уменьшение числа партий; в) выделение «правящей партии» - «партии власти»; г) попытки образования партии оппозиции или системной оппозиции. Так, если в 2004 г. в РФ было 48 партий, то в 2010 г. в России действуют 7 партий. Вместе с тем количество партийных фракций в региональных парламентах резко возросло: с 91 фракции в 2004 г. до 211 - в 2007 г. и 248 - в 2009 г. В 2004 г. фракции «Единой России» действовали в 56 субъектах РФ, в 2009 г. - во всех; фракции КПРФ действовали в 2004 г. - в 17 субъектах РФ, а в 2009 г. - в 67; фракции ЛДПР действовали в 2004 г. - в 6, в 2009 г. - в 43; фракции «Справедливой России» действовали в 2006 г. в 18 субъектах, в 2009 г. - в 50 [8].
Процесс укрупнения партий активизировался после выборов в Государственную Думу РФ и Президента РФ 2007-2008 гг., когда стали очевидны ресурсы партий, а также активы, так и пассивы технологий их политических действий. Данные тенденции анализировались на заседании Государственного совета РФ по вопросам развития политической
системы РФ. Роль главного «симптома» политической системы выделяется не только уменьшение партий, но и повышение их влияния.
В ходе развития партийной системы состоялись её содержательные и формальные трансформации. Российская партийная система «пережила» формирование: «виртуальных партий», «партий — хватай — всех», «вождистских движений», «политического болота» [9]. Также состоялось образование «партий одного члена», «партий-однодневок», «партий-химер». Это связано с особенностями полярных типов политической культуры: подданнический, этатистский, патриархальный, партисипаторный, которые обусловлены социальными характеристиками граждан [10].
Персонифицированием партийности в модернизации политической системы стал «демократический олигархизм», связанный с особенностями социально-экономического и общественно-политического развития России, а также с особенностями транзитивного состояния российского общества. Поэтому самостоятельным явлением выступает сотрудничество партий и олигархических кругов, а в образном смысле - образование «олигархических партий» и формирование олигархий внутри партий [11].
До принятия нового Федерального закона «О политических партиях» в 2001 г. партии в качестве «электоральных машин» функционировали, как на региональном, так и на федеральном уровнях. И хотя региональные отделения политических партий не всегда выступали самостоятельными политическими субъектами, до принятия нового закона партии активно создавались в регионах, где достаточно эффективно выполняли функции электорального инструмента региональных властей.
В дальнейшем политические реформы, реформы механизма избирательного процесса, проводимые в Российской Федерации в 20012006 гг., привели к существенному увеличению значимости роли партий в модернизации политической системы РФ. С 2003 г. осуществляется новый принцип избрания составов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, т.е. по партийным спискам. Это создало существенные коллизии политического и социального плана в силу широких возможностей для открытых дискуссий, политического противостояния и политической борьбы. Чётко обозначились проблемы равных возможностей для партий в представлении своего политического курса и в РЯ-обеспечении деятельности; соблюдения равенства прав и обязанностей членов внутри политических организаций [12].
В дальнейшем после выборов 2007-2008 гг. меняется конфигурация российской партийной системы, соответственно, и участия партий в модернизационном контексте. Во-первых, уменьшается количество партий, представленных в парламенте. Во-вторых, усиливаются позиции «правящей партии». В-третьих, «партия власти» солидаризуется с Президентом РФ и отождествляется с первым лицом государства. В-четвёртых, образуются межпартийные объединения, противо-весные «партии власти». В этой связи очевидно, что главными механизмами обновления политической системы являются формирование новых партий, трансформация партийной системы, а также усиление роли партий в электорально-избирательном процессе [13].
Как видно, повышение качества партийного процесса и партийности в целом в ходе модернизации политической системы РФ инициируется высшим руководством страны, что соответствует политической традиции России, в которой первую роль в политической системы всегда играло и играет государство и первые лица государства. Модернизация политической системы создаёт реальные возможности для активизации партий и партийности в целом в системе общественно-политических процессов. Сумеют ли партии использовать эти возможности - вот магистральный вопрос современного этапа институционализации партийности в России.
Литература
1. Путин В.В. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 апреля 2007 г.
2. Послание Президента РФ ДА.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.
3. Послание Президента РФ ДА. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г.
4. Пляйс ЯА. Тотальная системная модернизации - абсолютный императив для России II Власть. 2009. № 8. - С.3-5.
5. Стенограмма заседания Государственного совета РФ по вопросам развития политической системы России 22 января 2010 г.
6. Медведев ДА. Россия вперёд II http: II kremlin.ru
7. Модернизация и традиционализм: проблема ценностного и политического баланса России. Материалы научного семинара. Вып. № 5. (14). - М.: Научный эксперт, 2008.
8. ЦИК России. Официальный Сайт. II http:IIwww.vybory.izbirkom.ru7regionIregion7izbirkom.
9. Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай-всех» II Полис, 2004, № 1. - С.22-25; Баранов A^. «Виртуальная партия» как реальность российской политики II Проблемы соответствия партийной системы интересам гражданского общества современной России. Вып. 2 I Отв. ред. В.Г. Игнатова. - Рос-тов!нД: Изд-во СК^С, 2004. - С.79-81.
10. Швец Л.Г. Власть. Доминирование. Влияние: концепции, политическая практика России - Ростов !нД: Изд-во ЮФУ, 2007.
11. См.: «Демократический олигархизм», этатизм и гражданское общество в современном в современной России // Проблемы соответствия партийной системы интересам гражданского общества современной России. Вып. 2 / Отв. ред. В.Г. Игнатова. - Ростов/нД: Изд-во СКАГС, 2004. - С.81-83.
12. См.: Савченко И.А., Шпак, В.Ю., Юрченко В.М. Технология политического действия. Краснодар, КГУ, 2007.
13. См.: Мясников А.П. Роль выборов в формировании партийной системы // Проблемы соответствия партийной системы интересам гражданского общества современной России. Вып. 2 / Отв. ред. В.Г. Игнатова. Ростов/нД: Изд-во СКАГС, 2004.-С. 127-129.
УДК 32
Акопов Г.Л., к.полит.н., доц.
Феномен информационных войн в сети «Интернет» и его воздействие на современную политику
Рассматриваются вопросы становления и распространения информационных войн, а также их последствия. Обозначены основные цели и задачи ведения кибервойн. На практических примерах проиллюстрированы угрозы кибертерроризма.
Ключевые слова и словосочетания: информационная война, кибервойна, кибертеррор, информационные угрозы, виртуальное пространство.
С древнейших времен информация являлась важнейшей составляющей любых политически значимых действий. На протяжении веков общественно-политические элиты плели интриги, проводили заговоры и умело манипулировали мнением окружающих. Что же касается непосредственно войн, то чем более развитым становилось общество, тем более изощренными становились методы получения и распространения разнообразной политической информации и дезинформации, а также политической пропаганды. На современном этапе можно с уверенностью говорить об информационных баталиях, глобальных информационных противоборствах и локальных конфликтах, которые уже давно не ограничиваются только вбрасыванием дезинформации.
Говоря о политике в условиях тотальной информатизации, обойти вниманием такое явление, как информационные войны просто не представляется возможным. Для военного истеблишмента становится очевидным, что современное общество зависимо от информационных систем, а наиболее современный способ воздействия на противника - виртуальное воздействие на его граждан (манипуляция общественным сознанием). Эта стратегия весьма эффективна для нанесения вреда противнику. Чем более развитым становится общество, тем более значимым фактором в этом обществе является информация. Ин-