Научная статья на тему '«МОДЕРН» - ВАЖНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РУССКОГО ХАРБИНА'

«МОДЕРН» - ВАЖНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РУССКОГО ХАРБИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЕ В ХАРБИНЕ / «МОДЕРН» / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ДОСУГ В ХАРБИНЕ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ХАРБИНЕ / ФИЛЬМ / ТЕАТР / БАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бай Сюэ

Данная статья посвящена деятельности символа повседневно-развлекательной жизни русских в Харбине, гостинично-развлекательного комплекса «Модерн». Харбин - один из центров восточной ветви русской эмиграции, до настоящего времени сохраняющий свидетельства русского присутствия. История «Модерна» исследуется с привлечением различных документальных источников на русском и китайском языках: данных архивов, периодики, научных статей, очерков и воспоминаний харбинцев. Описывается уникальная атмосфера культурно-развлекательной жизни русского Харбина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MODERN» IS AN IMPORTANT ENTERTAINMENT CENTER OF RUSSIAN KHARBIN

This article is devoted to the activities of the symbol of the everyday entertainment life of Russians in Harbin, the hotel and entertainment complex “Modern”. Russian emigration Harbin is one of the centers of the eastern branch of the Russian emigration, which still retains evidence of the Russian presence. The history of “Modern” is investigated with the involvement of various documentary sources in Russian and Chinese: archive data, periodicals, scientific articles, essays and memoirs of Harbin residents. The unique atmosphere of cultural and entertainment life of Russian Harbin is described.

Текст научной работы на тему ««МОДЕРН» - ВАЖНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РУССКОГО ХАРБИНА»

УДК 930 DOI 10.36945/2658-3852-2022-3-21-35

Бай Сюэ

«МОДЕРН» - ВАЖНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РУССКОГО ХАРБИНА

Аннотация: Данная статья посвящена деятельности символа повседневно-развлекательной жизни русских в Харбине, гостинично-развлекательного комплекса «Модерн». Харбин - один из центров восточной ветви русской эмиграции, до настоящего времени сохраняющий свидетельства русского присутствия. История «Модерна» исследуется с привлечением различных документальных источников на русском и китайском языках: данных архивов, периодики, научных статей, очерков и воспоминаний харбинцев. Описывается уникальная атмосфера культурно-развлекательной жизни русского Харбина.

Ключевые слова: русские в Харбине, «Модерн», развлекательные услуги, досуг в Харбине, русская культура в Харбине, фильм, театр, бал.

В Китае Харбин часто называют «Восточной Москвой». Связь Харбина с Россией восходит к 1898 г., когда русские инженерно-технические кадры и рабочие приехали на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). После открытия движения дороги и открытия города в Харбин приехало большое количество бизнесменов, консулов, рабочих и простых жителей. В 1902 г. в Харбине проживало 12 000 русских. К 1906 г. с увеличением количества постоянных жителей в Харбине торгово-промышленная жизнь достигла большого развития [ГАХК. Ф. Р831. Оп. 2. Д. 40. Л. 6]. По данным газеты «Юань-дун-бао» от 21 июля 1911 г., в зоне отчуждения КВЖД насчитывалось 73 635 русских [Юань-дун-бао, 1911, с. 8]. После Октябрьской революции в Харбин приехало большое количество русских беженцев, а после окончания Гражданской войны (1922) количество русских в Харбине ещё больше увеличилось.

В книге «Харбинские архивы» приведена статистика численности русского населения, согласно которой русских в Харбине проживало: «В 1916 г. 34 115 человек, в 1918 г. 60 200 человек, в 1920 г. 131 073 человека, в 1922 г. 155 402 человека, в 1923 г. 61 100 человек, в 1924 г. 58 559 человек, в 1925 г. 92 852 человека, в 1926 г. 54 644 человека, в 1927 г. 56 000 человек, а в 1928 г. их количество увеличилось до 108 666 человек. С учетом данных по всем регионам провинции Хэйлунцзян, максимальное число русских жителей составило 200 000-250 000 человек» [Краеведческая литература провинции Хэйлунцзян: хроники населения, 1992].

© Сюэ Бай, 2022.

В настоящее время существует значительное количество работ, посвященных жизни русского Харбина. Среди них отметим воспоминания историка и бывшего харбинца Г. В. Мелихова, которые помогают восстановить важные сюжеты экономической, политической и культурной жизни русских харбинцев [Мелихов, 1991; 2003; 2007]. Также Л. Н. Андерсен, Д. Г. Селькина, Е. П. Таскина, О. Ильина-Лаиль, Н. И. Ильина, Е. А. Якобсон, Н. Г. Мокринская, И. И. Серебренников в своих воспоминаниях описывают повседневную жизнь, русскую культуру и искусство в Харбине [Андерсен, 2006; Селькина, Таскина, 1991; Ильина-Лаиль, 2003; Ильина, 1991; Елена Якобсон, 2004; Мокринская, 1995; Серебренников, 1940].

В исследованиях А. А. Хисамутдинова, связанных с изучением экономической, политической и исторической роли России в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также проблем русских эмигрантов в Китае, содержится обширный материал, связанный с русской культурой, искусством и другими сторонами жизни Харбина [Хисамутдинов, 2015; 2017; 2019]. Также проблемами культурной жизни Харбина занимались А. А. Забияко, А. П. Забияко, С. С. Левошко [Забияко, Забияко, Левошко, Хисамутдинов, 2015].

Появление в Харбине большого числа русских привело к оживлению экономики города, что отразилось и на индустрии развлечений. Здесь построили вокзалы, гостиницы, консульства, церкви, школы, открыли рестораны, кинотеатры, театральные залы и т. д. Самым представительным местом в Харбине в первой половине XX в. явилась Китайская улица (нынешнее название: улица Центральная), на этой улице было открыто множество магазинов, гостиниц и развлекательных учреждений, среди которых отметим одно, самое многофункциональное, с самой длинной историей и с наибольшим влиянием. Его название, ставшее брендом, сохраняется и по сей день - «Модерн». «Модерн» как гостинично-развлекательный комплекс стал важным развлекательным центром русского Харбина.

«Модерн» имеет очень интересную историю, но публикаций о нем не так много. Одна из первых напечатана на английском языке историком Марком Гам-сой (Mark Gamsa) из Израиля [Gamsa, 2011]. Н. П. Крадин и С. С. Левошко в своих книгах писали об архитектурных достопримечательностях Харбина, в том числе о фешенебельном здании «Модерна» и проходивших в нём мероприятиях [Крадин, 2010; Левошко, 2003]. Ещё Е. А. Иконникова обратила внимание на деятельность гостиницы «Модерн» и магазина «Гоголь» в произведениях поэтессы Лариссы Андерсен (1911-2012) и писательницы Натальи Ильиной (1914-1994) [Иконникова, 2018]. В книге директора отеля «Модерн» Лю Лянькуна есть подробная информация об истории «Модерна» китайского периода (после 1945 г.), о деятельности знаменитых китайцев в «Модерне», но автор почти не использовал русскоязычные источники [Лю Лянькун, 1996].

Данные о создателе «Модерна» И. А. Каспе и других управляющих хранятся в Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК). Это, в первую очередь,

материалы Главного бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (Ф. Р830. Оп. 3. Д. 19702, 23070, 36020, 50994, 48038, 16705). Документы Харбинского комитета помощи русским беженцам по проведению балов, концертов и других мероприятий также можно найти в Ф. Р1128 (Оп. 1. Д. 43, 53, 55, 81, 112-117). Источником информации о «Модерне» являются публикации в русской и китайской периодической печати. Особенно много публикаций содержит еженедельный литературно-художественный журнал «Рубеж» (Харбин, 1926-1945 гг.). В целом вышло 862 номера журнала, самая полная его подборка хранится в Русской коллекции Гавайского университета в Гонолулу. В этом издании автором настоящей статьи была найдена 41 публикация о «Модерне». Из еженедельного журнала «Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке» (Харбин, 1908-1917 гг.) была получена информация об открытии «Модерна» и театральных выступлениях в нём. Кроме того, в ежедневных газетах «Заря» (Харбин, 1920-1943 гг.), «Рупор» (Харбин, 1921-1938 гг.) содержится большое количество рекламных заметок и статей о «Модерне». Источником информации по теме исследования также могут служить китайские газеты, в частности «Гун-Бао», выходившая на китайском и русском языках в Харбине с декабря 1926 г. по 1937 г. и считавшаяся одной из лучших газет Харбина. Отдельные номера этой газеты сохранились в Харбинской городской библиотеке. Значительное количество информации о фильмах, демонстрировавшихся в «Модерне», содержится в первой харбинской газете на китайском языке «Юань-Дун-Бао», созданной управлением КВЖД в 1906 г. В ней в течение 15 лет публиковалась информация, связанная с бизнесом и культурой, отражающая жизнь русского и китайского населения Харбина. Статьи о гостинице «Модерн» также имеются в другой популярной газете «Бинь-Цзян-Ши-Бао», основанной 15 марта 1921 г. братьями Фань Пиньцином и Фань Цзецином. В 1937 г. её объединили с газетами «Го-Цзи-Ще-Бао» и «Гун-Бао», переименовав в «Бинь-Цзян-Жи-Бао».

Автор данного исследования постарался объединить российскую историю «Модерна» с китайской реальностью, используя комплексный метод и сделав попытку консолидировать источники на разных языках.

Инициатором строительства «Модерна» и его первым владельцем считается Иосиф Александрович Каспе. На Дальний Восток он приехал на Русско-японскую войну как солдат действующей армии. На войне он был ранен и получил Георгиевский крест. После окончания войны остался на Дальнем Востоке и стал создавать свое дело в Харбине [ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 19702. Л. 26-27].

В Харбине Каспе стал заниматься скупкой и перепродажей вещей, мелкими поставками и другой коммерцией. Начало его крупного бизнеса можно отнести к 1906 г.: именно эта дата фигурирует в рекламной продукции «Модерна» как время начала строительства развлекательно-гостиничного комплекса в харбинском районе Пристань, по ул. Китайской, 112-113 [Ши Фан, 1998]. В то время Харбин

позиционировался как административный центр Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), территория и численность населения год от года увеличивались, город постепенно становился крупным торговым и культурным центром Китая. И. А. Каспе прекрасно понимал перспективность Китайской улицы, на которой в 1913 г. фирма Каспе по проекту архитектора Сергея Александровича Венсана (31 декабря 1873 г. - 26 июля 1937 г., Харбин) завершила строительство «Модерна» [Некрологи С. А. Венсана, 1937, № 198, 27 июля, с. 2].

Для того чтобы грамотно управлять фирмой и сделать «Модерн» самым роскошным отелем на Дальнем Востоке и центром отдыха и развлечений, И. А. Каспе до его открытия много раз выезжал в Европу, привозя оттуда новейшие технологии и оборудование, изучал бизнес-идеи, накапливал средства. Как он сам говорил: «Или делать все первоклассно, или не делать вовсе». Комплекс И. А. Каспе открылся 14 сентября 1914 г., через несколько месяцев после завершения строительства. Местная пресса так пишет об этом: «14 сентября состоялось торжество освящения громадного трехэтажного дома, в котором помещается гостиница с рестораном, кафе-кондитерская и иллюзион под общим названием „Модерн". Дом находится на лучшей улице Пристани - Китайской, строился по проекту и под наблюдением архитектора С. А. Венсана, служащего в техническом отделе службы пути КВЖД. Владельцы дома - местный присяжный поверенный В. И. Александров и торговый дом И. Каспе, не пожалели денег на отделку, и дом является украшением Китайской улицы. В иллюзионе имеется сцена, вполне пригодная для постановки спектаклей, что теперь для Пристани, с закрытием театра Данилова, имеет большое значение: театр рассчитан на 700 человек. На торжестве присутствовали многие представители местного общества и, по предложению присяжного поверенного С. Г. Барского, было собрано 645 руб. в пользу раненых и их семей» [Открытие гостиницы «Модерн», 1914, № 36-37, 22 сентября, с. 14].

И. А. Каспе как человек большой инициативы расширял своё дело, стал человеком, имеющим крупнейшую фирму, составляющую совокупность удобных и крайне востребованных предприятий: лучший в городе отель, известный даже за границей, лучший ресторан и театр-кинематограф [ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 19702. Л. 7]. Американский историк Петр Петрович Балакшин писал: «У Каспе была починочная мастерская, магазин часов и драгоценностей, а позже он стал заниматься ростовщичеством. К двадцатым годам Каспе нажил большое состояние, у него были ювелирно-часовой магазин, кафе, несколько кинематографов, отель "Модерн". В его магазине продавались драгоценности, серебро, реквизированные советским правительством в монастырях, церквах, дворцах, в домах зажиточных людей. Он любил говорить о своих коммерческих успехах и всюду хвастался своим богатством. Его имущество оценивалось в несколько миллионов долларов» [Балакшин, 1958, с. 212].

В первой половине XX в. на Дальнем Востоке «Модерн» был очень известным и популярным фешенебельным зданием с высококачественными услугами, где

предоставляли разнообразные виды развлечений и организовывали досуг русских в Харбине. Основными видами развлекательных услуг являлись фильмы, различные театральные спектакли, концерты, балы, разнообразные вечеринки и др.

Демонстрация фильмов

Кинотеатр «Модерн» являлся первым по красоте и комфорту. Он был создан И. А. Каспе ещё тогда, когда первые иллюзионы ютились в маленьких, плохо приспособленных помещениях. А кинотеатр «Модерн» был великолепным, элегантным и самым шикарным в Харбине, шумовые эффекты на сцене были лучшими среди всех кинотеатров в Харбине.

До оккупации японцев (1931) почти каждый день в кинотеатре «Модерн» демонстрировали новейшие европейские, американские и фильмы других стран, благодаря чему «Модерн» получал огромную прибыль. Для улучшения качества услуг дирекция «Модерна» регулярно публиковала рекламу и анонсы фильмов в разных газетах, журналах и других изданиях. В частности, ежедневные русскоязычные газеты «Заря» и «Рупор» почти каждый день содержали рекламу фильмов в «Модерне». Очевидцы вспоминали: «"Модерн" был праздником, который всегда был с нами! <...> В театре все фильмы шли не сеансами, а непрерывно, без антракта, свет не зажигался. В зале у входа встречал "бой" с фонариком и провожал на свободное место. <...> Фильм кончался и начинался снова. Можно было с самого утра без конца смотреть, никому до тебя дела нет, и никто не собирается тебя выпроваживать. Всё время другой "бой" в круглой шапочке с лаковым козырьком разносил по рядам на лотке лимонад, орешки, жвачку, шоколад, сигареты, в пачках которых обязательно были коричневые фотографии холливудских артистов, но курить не разрешалось. Все удобства были для того, чтобы сидеть и смотреть бесконечное кино, если было интересно. Фильмы были художественные, в основном американские до войны и немецкие во время неё, но рекламная "хроника" прерывала картину по нескольку раз. В основном это была хроника военных событий, японцы в то время воевали с англосаксами. <...> Шел замечательный американский фильм "Катюша Маслова", были любимые Грета Гарбо, Мэри Пикфорд, Диана Дэрбин, Филип Морис, Гарри Купер, была любимая детьми Ширли Темпл - вечная девочка. Потом шел немецкий фильм "К новым берегам" с

Зарой Леандр, были Марлен Дитрих, Марта Эгерт......» [Материалы сайта «Клуб

при японском центре во Владивостоке», 2010].

Для привлечения китайских зрителей дирекция «Модерна» в китайских газетах также публиковала много рекламы. Статистические данные из книги китайского учёного Цзян Дунхао показывают, что в 1900-1911 гг. в Харбине было построено всего 6 кинематографов, и создателями всех кинематографов явились русские [Цзян Дунхао, 2003]. В 1916-1919 гг. в кинематографах «Декаданс» и «Модерн» продемонстрировали всего 134 фильма (не китайских), в основном

были фильмы о любви и комедии. В 1920-1925 гг. большую часть продемонстрированных фильмов занимали военные, а новости, образовательные и научные фильмы, в том числе документальные о Первой мировой войне и Октябрьской революции в России, иногда демонстрировались перед показом фильмов или после их окончания. В 1926-1932 гг. на экранах большинство фильмов - китайские.

В то время русское население в Харбине было сосредоточено в районах Пристань и Новый Город, а местные китайцы в основном жили в районе Фудзя-дян. В связи с достаточно большим расстоянием между двумя районами (Пристань и Фудзядян) и для улучшения услуг и предоставления всех необходимых удобств зрителям района Фудзядян «Модерн» открыл кассу в районе Фудзядян, где специально снизили цену на билет. И дирекция опубликовала объявление об этом в китайской газете: «Кинокомпания Харбина - представитель кинотеатрального дела Харбина, которой управляет директор господин Короть, в компанию включены "Модерн", "Ориант", "Палас", "Готай" и другие кинематографы, которые стремятся к совершенствованию и модернизации, особенно кинотеатр "Модерн", отличающийся великолепием и элегантностью внутреннего устройства, среди всех кинотеатров он занимает первое место. Руководитель "Модерна", господин Короть стремится предоставлять зрителям все удобства. Учитывая, что "Модерн" находится на Китайской улице в районе Пристань, зрителям района Фудзядян, желающим посетить кинотеатр, приходится платить за проезд в оба конца, что весьма невыгодно. Для того, чтобы зрители района Фудзядян экономили деньги и в благодарность за любовь и поддержку, оказанную кинотеатру "Модерн", было принято решение открыть кассу "Модерна" в районе Фудзядян. Все зрители могут купить билеты в этой кассе по низкой цене, а ту сумму, которую сэкономят при покупке билета, можно использовать для проезда в кинотеатр "Модерн" в районе Пристань. Цены на билеты: места на третьем этаже - 1 цзяо, первые ряды на нижнем этаже - 1 цзяо и 5 фэней, задние ряды на верхнем этаже - 2 цзяо, задние ряды на нижнем этаже - 2 цзяо и 5 фэней, ложа - 2 цзяо и 5 фэней. По сравнению с ценами в кассе данного кинотеатра в районе Пристань, разница составляет около 50 %, благодаря такой низкой цене можно ехать на лучшей конной повозке» [Кинематограф «Модерн», 1937, 16 мая, с. 6].

Можно сделать вывод, что кино как новый и модный способ развлечения было очень популярно среди русских в Харбине, и постепенно под влиянием русских местные китайцы тоже начали часто посещать кинематографы, открывать китайские кинематографы, и для них «Модерн» стал одним из самых любимых мест.

Камерная музыка и театральные постановки

Демонстрация кинофильмов в «Модерне» часто сопровождалась небольшими концертами, которые заполняли промежутки между сеансами. В этих концертах были представлены разные виды театрального искусства: легкая и

классическая музыка, арии из опер и оперетт, балетные номера, короткие драматические и комедийные постановки. В камерных концертах выступали опытные харбинские музыканты, скрипачи, певцы. Камерные концерты часто устраивались в Белом зале театра «Модерн». Одна из первых трупп, выступавших в таких концертах, образовалась в «Модерне» благодаря артисту и режиссеру В. А. Туренину.

Владимир Альбертович Туренин окончил Владивостокскую гимназию и два курса медицинского факультета Томского университета. С 1917 г. он выступал как солист в операх и опереттах В. Г. Валерьянова, Л. Я. Патушинского, В. Г. Дарова и Е. М. Долина, проявлял себя и как постановщик. До 1926 г. он жил в Харбине. Его жена, Ольга Николаевна Малинина, тоже участвовала в различных концертах и опереттах [ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 48363. Л 1-2]. Супруги неоднократно приезжали в Харбин и устраивали представления в «Модерне».

Если в первые годы существования развлекательно-гостиничного комплекса его причастность к искусству почти не проявлялась, то позже «Модерн» стали считать культурным центром Харбина. Труппа Туренина ставила небольшие красочные и остроумные музыкальные сценки в опереточном стиле, которые привлекали зрителей не меньше, чем киносеансы.

Помещение театра было разделено на три этажа, площадь театра составляла 650 м2, в нём было более 800 мест, площадь всех сцен оценивалась в 85 м2, ширина авансцены составляла 8 м, глубина - 10 м, высота - 9 м, театр был оборудован гримерной, актерским залом и другими помещениями. Первоначально он принадлежал Дальневосточной кинокомпании, после 1927 г. - кинокомпании «Сунцзян» Северного Китая, которая была создана Ло Минъю [Лю Лянькун, 1996].

На сцене «Модерна» выступало очень много русских актёров, певцов и других музыкантов, таких как А. Л. Шеманский, М. А. Садовская, джаз-оркестр Рафаэля Лемберга, оркестр М. М. Селецкого, балетмейстер Н. И. Феоктистов, театральный коллектив под руководством В. И. Томского и многие другие. Русские жители в Харбине могли наслаждаться многими русскими классическими произведениями оперы, такими как «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Снегурочка», балетами «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Гибель Диониса», «Коппелия», «Танцы народов», «Кабачок смерти», «Шопениана» и рядом других.

Кроме русского театрального искусства, русские жители также могли послушать в «Модерне» пекинскую оперу, китайская театральная культура доставляла им большое удовольствие. Например, 8 июня 1930 г. знаменитый артист пекинской оперы, один из четырех знаменитых дань (дань - женское амплуа первого плана в пекинской опере, исполняется обычно мужчинами), Чэн Яньцю был приглашен «Ассоциацией по сбору средств и оказанию помощи пострадавшим Шэньси» приехать выступить в Харбин. В сопровождении Цзян Мяосяна, Хоу Си-жуя, Ли Докуя, У Фуцина, Ли Хоучуна и др. он поселился в гостинице «Модерн».

В январе 1932 г. Чэн Яньцю был приглашен в Советский Союз, по дороге через Харбин снова поселился в гостинице «Модерн» и выступил там с пекинской оперой «Люинчунь» (в полной версии), которую слушали и китайские зрители [Лю Лянькун, 1996].

Театр «Модерн» за годы своего существования несколько раз реконструировался и отвечал всем требованиям театральной техники. Это было уникальное красивое здание с залом, вмещавшим свыше тысячи зрителей (в трёх ярусах), где проводились балетные и опереточные спектакли, эстрадные концерты. «Модерн» представлял собой большое театральное предприятие с декоративной мастерской, нотной и театральной библиотекой, с постоянным штатом служащих, здесь русское население получало исключительно высококачественные развлекательные услуги.

Балы, вечеринки и банкеты

В 1921-1923 гг. в «Модерне» провели обширную реконструкцию, торжественно открыв обновленный комплекс 10 октября 1923 г. ^ашэа, 2011]. В кинотеатральном зале появился отдельный вход.

В Белом зале ресторана «Модерна» проводилось много различных мероприятий: костюмированные балы, вечеринки, свадьбы, деловые встречи, банкеты, торжества национальных общин Харбина (русской, китайской, еврейской, татарской, грузинской, армянской и др.). По данным Тедди Кауфмана, с 1943 по 1945 г. «Модерн» служил местом проведения всех мероприятий еврейской общины Харбина. Здесь устраивались вечера «Маккаби» и «Бейтара», а также еврейские благотворительные вечера [Кауфман Тедди, 2006].

Всё чаще в местной прессе, особенно в журнале «Рубеж», появлялись описания балов, устраиваемых в «Модерне», такие, например, как это: «Традиционный бал "Модерна" "За милых женщин" в этом году прошел особенно блестяще. К двенадцати часам ночи толпы нарядной публики переполнили не только Белый и театральный залы и зимний сад этого фешенебельного дансинга, но и в холле пришлось ставить столики, т. к. Абрам Львович Певзнер, управляющий "Модерна", буквально был атакован желающими попасть на бал. Среди собравшихся всё видные представители местного коммерческого мира. Очень многочисленно были представлены правление и управление дороги. К моменту съезда на всех столиках красовались предусмотрительно заготовленные администрацией "Модерна" жабо и головные уборы в стиле бала. Почти все присутствующие надели эти причудливые жабо и пестрые колпаки пьеро, пьеретт и коломбин, и это сразу придало балу вид живописного карнавального праздника. На дамах много дорогих и очень красивых нарядов. Следует отметить туалеты: Кореневской, Барен-сон, Брэн, Иконниковой, Левитиной, Каспе, Ю. Д. Кабалкиной, Лембич, Лакк, Джу-да, М. Пановой, Алексич, Вей Ли кун, Мейсон, М. И. Бент, Касаткиной, Войтовой, Лапиной, Гильчер и др.» [За милых женщин, 1928, № 6, 18 февраля, с.16]. Было

также объявление о первом бале-маскараде сезона 1928 г.: «Завтра, в субботу, в дансинге "Модерн" устраивается первый в этом сезоне бал-маскарад. Маскарадные вечера в "Модерне" в прошлые сезоны пользовались у публики неизменным успехом. Администрацией "Модерна" приготовлены два оригинальных приза за лучшие костюмы. Джесс М. М. Селецкого приготовил для первого маскарада новые фокстроты. Вход на бал-маскарад бесплатный» [Первый бал-маскарад, 1928, № 283, 26 октября, с. 5].

В то время среди эмигрантов были популярны самые разные конкурсы. На балах, например, всегда выбирали королеву и принцесс бала. «На недавно состоявшемся в самом фешенебельном дансинге Харбина "Модерн" "Бале Весны" королевой бала была избрана г-жа Н. М. Казем-Бек и принцессами - А. К. Баль-шакова и О. П. Никольская», - писали в журнале [Королева и принцессы «Бала весны», 1929, № 21, 18 мая, с. 21].

Трудно представить, что в «Модерне» также проходили выступления камерного цирка. Например, местная газета пишет об этом так: «Сегодня в театре "Модерн" - первая гастроль камерного цирка акробата Абелла. Спектакль цирковой труппы идет одним сеансом. В программе его - упражнения на трапеции, на кольцах, на турнике, жонглеры, танцы. Кроме того, выступает труппа "Чарли Чаплин". В Шанхае, откуда эта труппа только что приехала, этот цирк выступал с большим успехом в театре "Карлтон"» [Цирк в «Модерне», 1928, № 268, 11 октября, с. 3].

«Модерн» как визитная карточка знаменитой Китайской улицы Харбина был известен всему миру. Здесь останавливались знаменитые люди, проводилось очень много важных встреч. Например, в июле 1926 г. выдающийся китайский мыслитель, публицист, общественный деятель Ху Ши (1891-1962), проезжая через Харбин, остановился в отеле «Модерн» и в банкетном зале за русской едой поделился мнением о международной ситуации в мире [Бин-Цзян-Ши-Бао, 1926, 23 июля, с. 7]. 5 мая 1929 г. по пути из Москвы в «Модерне» (в номере 315) остановилась Сун Цинлин (1893-1981), известный политик и государственный деятель Китая. Для неё устроили банкет в гостиничном ресторане с русскими блюдами [Лю Лянькун, 1996].

В ноябре 1930 г. мэром города был назначен Сун Вэньюй. 24 ноября в 7 часов вечера в «Модерне» были приняты консулы, члены правления банка и высокопоставленные лица Правления Китайско-Восточной железной дороги Харбина, в том числе присутствовали генеральные консулы со стороны Японии, Великобритании и СССР, консулы со стороны США, Германии, Италии, Франции, Голландии, Португалии и Бельгии, представитель почтовой службы Польши, председатель Дальневосточного банка, менеджер гонконгско-шанхайского банка и заместитель начальника Правления Китайско-Восточной железной дороги [Бинь-Цзян-Ши-Бао, 1930, 26 ноября, с. 10]. В ярко освещенном ресторане «Модерна» Сун Вэньюй встал, произнёс тост и выразил благодарность, гости разговаривали и

смеялись, британский генеральный консул часто на китайском разговаривал с Сун Вэньюем. Об этой встрече много писали в газете «Бин-Цзян-Ши-Бао» 1930 г. Представители консульства являлись постоянными посетителями ресторана «Модерн», но на этот раз они собрались все вместе, получилась торжественная встреча, демонстрирующая роскошь и процветание «Модерна».

В мае 1932 г. в «Модерне» поселился британский дипломат граф Литтон (Earl of Lytton) со своим комитетом, которому Лига Наций поручила разобраться с деятельностью Японии на северо-востоке Китая [League of Nations, 1932, с. 378]. В 1936 г. в «Модерне» остановился известный русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938), приехавший в Харбин с гастролями. 18 августа 1945 г. в «Модерне» устроили банкет в связи с празднованием освобождения Харбина Красной армией. На банкете было 12 основных блюд, что в то время было чрезвычайно роскошно. Холодные закуски: куриный салат, овощной салат, колбасы, солёные огурцы, томаты в сыре, сливочное масло, джем, красная икра, русский хлеб; горячие блюда: борщ, лосось в сливочном соусе, мясной рулет по-гамбургски, тушеная баранина в горшочке, картофельные котлеты с сезонными овощами, яйца по-французски, жареная кета, жареные креветки, рулеты со сливками и так далее. Во время банкета генералы и солдаты Красной армии много раз кричали: «Вкусно!» [Янь Цзиньли, 2017].

Заключение

Исследование истории существования гостинично-развлекательного комплекса «Модерн» позволяет сделать вывод, что этот комплекс представлял собой опыт и символ модернизации китайского общества, оказывая непосредственное влияние на культуру, экономику и социальную жизнь города и региона. Изучение исторических, публицистических и иных материалов, посвященных деятельности развлекательного комплекса «Модерн», позволяет проследить культурные и социально-экономические условия жизни русских эмигрантов, свидетельствуя о богатстве и разнообразии культурно-развлекательной жизни харбинцев. Развлекательные услуги, которые предоставлял «Модерн», были весьма обширны: кино, театральные спектакли, цирковые выступления, концерты, балы, разнообразные вечеринки, важные встречи и другие мероприятия. Таким образом, «Модерн», будучи популярным развлекательным центром русского Харбина, стал своеобразным символом эпохи русской восточной эмиграции, средоточием общественно-культурной жизни русского Харбина и местом притяжения представителей культуры и искусства, общественных и политических деятелей разных стран, а также простых харбинцев, как русских, так и китайцев. Уникальная историческая, экономическая и культурная среда Харбина породила процветание русской культуры в Китае, оказав влияние на жизнь местного населения и жизнь северо-востока Китая в целом.

Библиография

Андерсен, Л. Н. Одна на мосту. Стихотворения. Воспоминания. Письма. -Москва : Русский путь, 2006. - 472 с.

Балакшин, П. П. Финал в Китае. Возникновение, развитие и исчезновение Белой Эмиграции на Дальнем Востоке. - Сан-Франциско - Париж - Нью-Йорк : Сириус, 1958. - Т. 1. - С. 212.

Границы расширяются [Электронный ресурс] // Клуб при японском центре во Владивостоке, 2010. - Режим доступа: https://www.jp-club.ru/vi-granitsyi-rasshiryayutsya/ (дата обращения: 15.06.2022).

Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. Р830. Оп. 3. Д. 19702. Л. 7, 26-27.

ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 48363. Л. 1-2.

ГАХК. Ф. Р831. Оп. 2. Д.40. Л. 6.

За милых женщин // Рубеж. - 1928. - № 6, 18 февраля. - С. 16.

Забияко, А. А., Забияко, А. П., Левошко, С. С., Хисамутдинов, А. А. Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного фронтира. -Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2015. - 462 с.

Иконникова, Е. А. Культурные центры Харбина в русской прозе ХХ века // Азия и Африка сегодня. - 2018. - № 10. - С. 75-79.

Илъина-Лаилъ, 0. Восточная нить. - Санкт-Петербург : Изд-во журнала «Звезда», 2003. - 288 с.

Ильина, Н. И. Дороги и судьбы. - Москва : Моск. рабочий, 1991. - 656 с.

Королева и принцессы «Бала весны» // Рубеж. - 1929. - № 21, 18 мая. - С. 21.

Конец XIX - первая половина XX века. - Хабаровск : Частная коллекция, 2003. - С. 88-90.

Крадин, Н. П. Харбин - русская Атлантида: очерки. - Хабаровск : КГУП «Хабаровская краевая тип.», 2010. - С. 268-272.

Кауфман, Т. «Модерн» как один из важных центров жизни Харбина. Доклад на форуме в отеле «Модерн» в Харбине июнь 2006 г. // Бюллетень Игуд Иоцей Син. - Израиль, 2006. - № 389. - С. 60.

Левошко, С. С. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX - первая половина XX века. - Хабаровск : Частная коллекция, 2003. - 176 с.

Мелихов, Г. В. Маньчжурия далёкая и близкая. - Москва : Наука, 1991. - 319 с.

Мелихов, Г. В. Белый Харбин: середина 20-х. - Москва : Русский путь, 2003. - 440 с.

Мелихов, Г. В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем востоке 1925-1932. - Москва : Русский путь, 2007. - 320 с.

Мокринская, Н. Г. Моя жизнь. Воспоминания. Кн. 2-я. - Tenafly, New York : Hermitage publ., 1995. - 240 с.

Некрологи С. А. Венсана // Заря. - 1937. - № 198, 27 июля. - С. 2.

Открытие гостиницы «Модерн» // Железнодорожная жизнь. - 1914. -№ 36-37, 22 сентября. - С. 14.

Первый бал-маскарад // Рупор. - 1928. - № 283, 26 октября. - С. 5.

Селькина, Д. Г., Таскина, Е. П. Харбин. Ветка русского дерева: Проза. Стихи. -Новосибирск : Кн. изд-во, 1991. - 397 с.

Серебренников, И. И. Мои воспоминания. Т. 2: В эмиграции (1920-1924). -Тяньцзинь : Наше знание, 1940. - 260 с.

Хисамутдинов, А. А. Русский романс в Китае. - Владивосток : ЫезЬсЬе1, 2019. - 61 с.

Хисамутдинов, А. А. Русские музыканты в Китае. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2015. - 44 с.

Хисамутдинов, А. А. Русский балет в Китае. - Владивосток : Изд-во Даль-невост. ун-та, 2015. - 80 с.

Хисамутдинов, А. А. Русский театр в Китае. - Владивосток : Изд-во Дальне-вост. ун-та, 2015. - 63 с.

Хисамутдинов, А. А. Русский чифан (кулинарные рецепты из Харбина). -Владивосток: Volkerschnitzel, 2019. - 54 с.

Хисамутдинов, А. А. С любовью к искусству. Русские артисты-эмигранты в Китае: материалы к словарю. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2017. - 62 с.

Цирк в «Модерне» // Рупор. - 1928. - № 268, 11 октября. - С. 3.

Якобсон, Е. А. Пересекая границы. Революционная Россия - Китай - Америка. Америка / пер. с англ. - Москва : Русский путь, 2004. - 272 с.

Ш^Ш = Юань-дун-бао. - 1911. - 21 июля. (На кит.)

ШШШ = Бин-Цзян-Ши-Бао. - Харбин. - 1926. - 23 июля. - С. 7. (На кит.)

ШШШ = Бин-Цзян-Ши-Бао. Харбин. - 1930. - 26 ноября. - С. 10. (На кит.)

ШШШ = Бин-Цзян-Ши-Бао. - Харбин. - 1937. - 16 мая. - С. 6. (На кит.)

= Комитет по составлению местных записей провинции Хэйлунцзян. Краеведческая литература провинции Хэйлунцзян, хроники населения. Харбин. - Харбин : Народное изд-во Хэйлунцзяна, 1992. - С. 109. (На кит.)

^УШ!. = Лю Лянькун. Девяностолетний «Модерн». - Хар-

бин : Живопись, 1996. - С. 26, 50, 52. (На кит.)

Рр^ШШ^^ = Ши Фан. История русских эмигрантов в Харбине. -Харбин : Народное изд-во Хэйлунцзяна, 1998. - С. 280. (На кит.)

Ш^Ш. Рр^Ш^Ш^ = Цзян Дунхао. История харбинского кино. - Харбин : Хабринское изд-во, 2003. - С. 32. (На кит.)

ШШЦ. = Янь Цзиньли. Модерн: колыбель ев-

ропейской кухни в Харбине // Иллюстрированный журнал Хэйлунцзяна. - Харбин. - 2017. - № 5. - С. 40. (На кит.)

Gamsa, M. The many faces of Hotel Moderne in Harbin // East Asian History. -2011. - № 37 (Dec.). - P. 25-39.

League of Nations. Appeal by the Chinese Government. Report of the Commission of Enquiry signed by the members of the Commission on September 4th, 1932, at Peiping. [Geneva], [1932]. Series of League of Nations publications., VII, Political; 1932. VII. 12; Department of State publication, 378.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Бай Сюэ, аспирант департамента истории и археологии Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток), старший преподаватель Хэйхэского университета (Китай).

Email: baixue8560@126.com

Bai Xue

«MODERN» IS AN IMPORTANT ENTERTAINMENT CENTER OF RUSSIAN KHARBIN

Abstract: This article is devoted to the activities of the symbol of the everyday entertainment life of Russians in Harbin, the hotel and entertainment complex "Modern". Russian emigration Harbin is one of the centers of the eastern branch of the Russian emigration, which still retains evidence of the Russian presence. The history of "Modern" is investigated with the involvement of various documentary sources in Russian and Chinese: archive data, periodicals, scientific articles, essays and memoirs of Harbin residents. The unique atmosphere of cultural and entertainment life of Russian Harbin is described.

Key words: Russians in Harbin, "Modern", entertainment services, leisure in Harbin, Russian culture in Harbin, film, theater, ball.

References

Andersen, L. N. Odna na mostu. Stihotvoreniya. Vospominaniya. Pis'ma. -Moskva : Russkij put', 2006. - 472 s.

Balakshin, P. P. Final v Kitae. Vozniknovenie, razvitie i ischeznovenie Beloj Emigracii na Dal'nem Vostoke. - San-Francisko - Parizh - N'yu-Jork : «Sirius», 1958. - T. 1. - S. 212.

Granicy rasshiryayutsya [Elektronnyj resurs] // Klub pri yaponskom centre vo Vladivostoke, 2010. - Rezhim dostupa: https://www.jp-club.ru/vi-granitsyi-rasshiryayutsya/ (data obrashcheniya: 15.06.2022).

Gosudarstvennyj arhiv Habarovskogo kraya (GAHK). F. R830. Op. 3. D. 19702. L. 7, 26-27.

GAHK. F. R830. Op. 3. D. 48363. L. 1-2.

GAHK. F. R831. Op. 2. D.40. L. 6.

Za milyh zhenshchin // Rubezh. - 1928. - № 6, 18 fevralya. - S. 16.

Zabiyako, A. A., Zabiyako, A. P., Levoshko, S. S., Hisamutdinov, A. A. Russkij Harbin: opyt zhiznestroitel'stva v usloviyah dal'nevostochnogo frontira. - Blagoveshchensk : Amurskij gos. un-t, 2015. - 462 s.

Ikonnikova, E. A. Kul'turnye centry Harbina v russkoj proze HKH veka // Aziya i Afrika segodnya. - 2018. - № 10. - S. 75-79.

Il'ina-Lail', O. Vostochnaya nit'. - Sankt-Peterburg : Izd-vo zhurnala «Zvezda», 2003. - 288 s.

Il'ina, N. I. Dorogi i sud'by. - Moskva : Mosk. rabochij, 1991. - 656 s.

Koroleva i princessy «Bala vesny» // Rubezh. - 1929. - № 21, 18 maya. - S. 21.

Konec XIX - pervaya polovina XX veka. - Habarovsk : CHastnaya kollekciya, 2003. - S. 88-90.

Kradin, N. P. Harbin - russkaya Atlantida: ocherki. - Habarovsk : KGUP «Ha-barovskaya kraevaya tip.», 2010. - S. 268-272.

Kaufman, T. «Modern» kak odin iz vazhnyh centrov zhizni Harbina. Doklad na forume v otele «Modern» v Harbine iyun' 2006 g. // Byulleten' Igud Iocej Sin. - Iz-rail', 2006. - № 389. - S. 60.

Levoshko, S. S. Russkaya arhitektura v Man'chzhurii. Konec XIX - pervaya polovina XX veka. - Habarovsk : CHastnaya kollekciya, 2003. - 176 s.

Melihov, G. V. Man'chzhuriya dalyokaya i blizkaya. - Moskva : Nauka, 1991. - 319 s.

Melihov, G. V. Belyj Harbin: seredina 20-h. - Moskva : Russkij put', 2003. - 440 s.

Melihov, G. V. Rossijskaya emigraciya v mezhdunarodnyh otnosheniyah na Dal'nem vostoke 1925-1932. - Moskva : Russkij put', 2007. - 320 s.

Mokrinskaya, N. G. Moya zhizn'. Vospominaniya. Kn. 2-ya. - Tenafly, New York : Hermitage publ., 1995. - 240 s.

Nekrologi S. A. Vensana // Zarya. - 1937. - № 198, 27 iyulya. - S. 2.

Otkrytie gostinicy «Modern» // ZHeleznodorozhnaya zhizn'. - 1914. - № 36-37, 22 sentyabrya. - S. 14.

Pervyj bal-maskarad // Rupor. - 1928. - № 283, 26 oktyabrya. - S. 5.

Sel'kina, D. G., Taskina, E. P. Harbin. Vetka russkogo dereva: Proza. Stihi. - Novosibirsk : Kn. izd-vo, 1991. - 397 s.

Serebrennikov, I. I. Moi vospominaniya. T. 2: V emigracii (1920-1924). -Tyan'czin' : Nashe znanie, 1940. - 260 s.

Hisamutdinov, A. A. Russkij romans v Kitae. - Vladivostok : Neshchet, 2019. - 61 s.

Hisamutdinov, A. A. Russkie muzykanty v Kitae. - Vladivostok : Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2015. - 44 s.

Hisamutdinov, A. A. Russkij balet v Kitae. - Vladivostok : Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2015. - 80 s.

Hisamutdinov, A. A. Russkij teatr v Kitae. - Vladivostok : Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2015. - 63 s.

Hisamutdinov, A. A. Russkij chifan (kulinarnye recepty iz Harbina). - Vladivostok: Volkerschnitzel, 2019. - 54 s.

Hisamutdinov, A. A. S lyubov'yu k iskusstvu. Russkie artisty-emigranty v Kitae: materialy k slovaryu. - Vladivostok : Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2017. - 62 s.

Cirk v «Moderne» // Rupor. - 1928. - № 268, 11 oktyabrya. - S. 3.

YAkobson, E. A. Peresekaya granicy. Revolyucionnaya Rossiya - Kitaj -Amerika. Amerika / per. s angl. - Moskva : Russkij put', 2004. - 272 s.

= YUan'-dun-bao. - 1911. - 21 iyulya. (Na kit.)

= Bin-Czyan-SHi-Bao. - Harbin. - 1926. - 23 iyulya. - S. 7. (Na kit.)

= Bin-Czyan-SHi-Bao. Harbin. - 1930. - 26 noyabrya. - S. 10. (Na kit.)

= Bin-Czyan-SHi-Bao. - Harbin. - 1937. - 16 maya. - S. 6. (Na kit.)

= Komitet po sostavleniyu

mestnyh zapisej provincii Hejlunczyan. Kraevedcheskaya literatura provincii He-jlunczyan, hroniki naseleniya. Harbin. - Harbin : Narodnoe izd-vo Hejlunczyana, 1992. - S. 109. (Na kit.)

= Lyu Lyan'kun. Devyanostoletnij «Modern». - Harbin : ZHivopis', 1996. - S. 26, 50, 52. (Na kit.)

= SHi Fan. Istoriya russkih emigrantov v Harbine. -Harbin : Narodnoe izd-vo Hejlunczyana, 1998. - S. 280. (Na kit.)

^^m. = Czyan Dunhao. Istoriya harbinskogo kino. - Harbin :

Habrinskoe izd-vo, 2003. - S. 32. (Na kit.)

l^J. = YAn' Czin'li. Modern: kolybel' evrope-

jskoj kuhni v Harbine // Illyustrirovannyj zhurnal Hejlunczyana. - Harbin. - 2017. -№ 5. - S. 40. (Na kit.)

Gamsa, M. The many faces of Hotel Moderne in Harbin // East Asian History. -2011. - № 37 (Dec.). - P. 25-39.

League of Nations. Appeal by the Chinese Government. Report of the Commission of Enquiry signed by the members of the Commission on September 4th, 1932, at Peiping. [Geneva], [1932]. Series of League of Nations publications., VII, Political; 1932. VII. 12; Department of State publication, 378.

About the author

Bai Xue, postgraduate student of the Department of History and Archeology of the Far Eastern Federal University (Vladivostok), senior lecturer at Heihe University (China).

Email: baixue8560@126.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.