Научная статья на тему 'ХАРБИН И РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ'

ХАРБИН И РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Харбин / русский кинематограф в Китае / ранняя история китайского кино / фильм / кинотеатр / «Модерн» / реклама / Harbin / Russian cinema in China / early history of Chinese cinema / film / cinema / "Modern" / advertising

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хисамутдинов Амир Александрович, Бай Сюэ

После постройки Китайско-восточной железной дороги (КВЖД) Харбин быстро превратился из небольшого рыбацкого поселка в индустриальный город, в котором жило большое число выходцев из России. Харбин – стал родиной первого профессионального кинематографа Китая, появился кинорынок с процветающей кино-культурой и кино-учреждениями, которые стали значительной вехой в истории кино Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARBIN AND THE RUSSIAN-CHINESE CINEMATOGRAPH

After the construction of the Sino-Eastern Railway, Harbin quickly turned from a small fishing village into an industrial city, in which a large number of immigrants from Russia lived. Harbin is home to China's first professional film industry, and a thriving film culture and film industry has emerged that has become a milestone in the history of Chinese cinema. The article examines the entertainment and cultural life of Russians and Chinese in the first half of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «ХАРБИН И РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ»

RAR УДК 008 ББК 71

10.34685/HI.2021.34.3.009

ХАРБИН И РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ

Хисамутдинов Амир Александрович,

доктор исторических наук, заведующий отделом научно-исследовательской работы Центральной научной библиотеки дальневосточного отделения Российской академии наук, профессор ДВФУ, Владивосток, ул. Полетаева, № 49. 690041.

Email: khisamut@yahoo.com

Бай Сюэ,

аспирант департамента истории и археологии Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Русский остров.

Email: bai.sy@dvfu.ru

Аннотация

После постройки Китайско-восточной железной дороги (КВЖД) Харбин быстро превратился из небольшого рыбацкого поселка в индустриальный город, в котором жило большое число выходцев из России. Харбин - стал родиной первого профессионального кинематографа Китая, появился кинорынок с процветающей кино-культурой и кино-учреждениями, которые стали значительной вехой в истории кино Китая.

Ключевые слова

Харбин, русский кинематограф в Китае, ранняя история китайского кино, фильм, кинотеатр, «Модерн», реклама..

В современную эпоху кино значительно расширило свои возможности. Технические методы электронного перевода и возможности Интернета легко позволяют кинофильмам проникать в другие страны. Россия и Китай, несмотря на культурные и языковые различия, давно связаны этим видом искусства. Немало китайцев отлично знакомы с кинофильмами «Москва слезам не верит», «А зори здесь тихие...», «Война и мир» и др. Затем были фильмы «Экипаж» (2016.), «Он — дракон» (2016 г.) и др. В 2019 г. состоялась премьера совместной российско-китайская комедии «Как я стал русским», в котором показаны смешные сюжеты столкновений и парадоксов в культуре.

Ранняя история китайского кино связана с большим количеством городов таких как Пекин,

Чанчунь, Далянь, Циндао, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Сямэнь и другие. Большинство из этих городов являются портовыми городами, которые открылись для внешнего мира.

Мало известен факт, что русское кино и русские иллюзионы (кинотеатры) появилось в Китае более ста лет назад и это стало толчком в развитии истории китайского кино. Несмотря на длительную и интересную историю китайского кино, публикаций в России о ней очень мало и при этом многие русские и китайские исследователи больше обращают внимание на Шанхай, игнорируя особое место и роль Харбина. В данной статье на основе новых материалов делается попытка рассказать о роли Харбина в становлении китайской киноиндустрии.

Для раннего этапа становления кинокультуры Харбина и Шанхая характерно использование иностранного опыта, инициировавшего пробуждение интереса к киноискусству. Ценная информация содержится в книге Цзян Дунхао, подробно описавшего историю харбинского кино1. Российский исследователь Д.Э. Рыкунов рассматривая роль и место кинематографа в культурной жизни русского Китая, отмечает: «Несмотря на достаточное количество работ по истории строительства КВЖД и города Харбина, кинематографу практически не было уделено внимания»2. По разным причинам, в основном по языковым проблемам, российские исследователи мало использовали китайские источники, а китайцы не знакомы с российскими публикациями.

В книге «Харбинские архивы» дана статистика русских жителей в Харбине: «в 1916 году 34115 человек, в 1918 году 60200 человек, в 1920 году 131073 человека, в 1922 году 155402 человека, в 1923 году 61100 человек, в 1924 году 58559 человек, в 1925 году 92852 человека, в 1926 году 54644 человека, в 1927 году было 56000 человек, а в 1928 году увеличилось до 108666 человек. Во всех регионах Хэйлунцзяна максимальное число русских резидентов составляет 200000-250000 человек»3. Исходя из этой статистики, не удивительно, что Харбин стал городом с сильным русским культурным влиянием.

В то же время доходы работников различных отраслей экономики в Харбине были выше, чем в других китайских городов. Например, «у почтальонов среднемесячная зарплата в Харбине составляла 35 юаней, в то время как средняя дневная зарплата в Шанхае была 0,67-1 юань (что эквивалентно не более 30 юаней в месяц), и так зарплата в то время в Харбине была немного выше, чем в самом экономически развитом

мегаполисе Китая - Шанхае»4. А в то время входной билет в кинотеатр в Харбине стоил 0.2-0.5 юаней. Такой доход обеспечивал базовые экономические условия для посещения кинотеатров жителями Харбина.

О первом кинотеатре в Харбине существуют разные точки зрения. Одни китайские исследователи считают, что кинотеатр «Декаданс», основанный в 1900 г., является первым кинотеатром в Харбине. Лю Сяолэй пишет: «В 1900 г. в Харбине открылся первый кинотеатр «Декаданс» (также известный как «Далу»), расположенный в углу Китайской улицы и Торговой улицы. Хотя кинотеатр не был чисто киношным, но он является самым ранним кинотеатром в Китае»5. И такая же информация дана в книге Цзян Дунхао: «По фотографии видно, что внешний вид кинотеатра торжественный и элегантный, перед дверью стоит четырехколесная лошадиная повозка, обычно используемая модным дворянством Европы, и кинотеатр выглядит особенно роскошно и стильно. Таким образом, кинотеатр «Декаданс» стал первым кинотеатром в Китае. У него ещё другое название - кинотеатр «Далу», он был основан русским евреем и расположен на пересечении Китайской и Торговой улицы. Это первый кинотеатр в Китае»6.

По мнению других исследователей, кинотеатр «Кобцов», основанный в 1905 г., является первым кинотеатром в Харбине. Из этих публикаций можно сделать вывод, что первый кинотеатр был создан в Харбине раньше, чем в Шанхае (22 декабря 1908 г. был открыт первый специализированный Шанхайский кинотеатр Хонкоу).

В 1906 г. на Китайской улице начали строить кинотеатр «Модерн», и в том же году открылся «Иллюзион» Л.С. Финкельштейна. Спустя некоторое время в Новом городе работали «Прогресс» (при гостинице Гранд-Отель), а с 1908 г. - «Ориент».

Историк кино Жорж Садуль в «Всеобщей истории кино» отмечает: «Когда в 1912 г. была провоз-

глашена Китайская Республика, среди 400 миллионов китайцев насчитывалось менее 20 кинотеатров. В Пекине ещё нет кинотеатра, в Шанхае только два, а в Харбине имеется восемь кинотеатров»7. Харбин также занимает первое место в стране по количеству кинотеатров на душу населения: в 1911 г. в Харбине было всего около 60 ООО человек8. А в том году население Шанхая составляет более 1,4 миллиона человек. Эти факты доказывают процветание киноиндустрии Харбина. (Илл. 1,2,3.)

ШШ^Ш

вяз

* ■ д

X Л

Китя(Мгр "Л *ич"

Илл. 2. Харбин. Кинотеатр «Декаданс». 1910-е гг. Русская коллекция Гавайского университета.

Илл 1. Харбин. Кинотеатр «Азия». 1930-е гг. Афиша фильма «Стенька Разин», знаменитого казачьего хора Жарова, выступления Волкова. Русская коллекция Гавайского университета.

Первые кинотеатры в Харбине являются пионерами и важным свидетелем истории китайского кино. Даже сегодня, более века спустя, в Харбине в той или иной степени можно найти остатки ранней кинокультуры. Кинотеатр «Ориент» (Хэпин), построенный в 1908 г., здание всё-ещё стоит в районе Наньган на ул. Гоголь №381; кинотеатр «Модерн», построенный в 1913 г., здание всё-ещё стоит на Центральной улице № 89; кинотеатр «Азия» (бывшее название «Гигант», построенный в 1925 г.) стоит в районе

Илл. 3. Харбин. Кинотеатр «Ориент». Русская коллекция Гавайского университета.

Наньган на ул. Гоголь №414; кинотеатр «Палас» (построенный в 1925 г.) стоит в районе Даоли на пересечения Центральной улицы и улицы Западной №7; «Новый театр» (Детский кинотеатр) (построенный в 1929 г.) стоит в районе Даоли на ул. Гунчан №120 и т.д.

Кинотеатр «Модерн» является наиболее характерным свидетельством процветания кинематографа в Харбине, потому что среди всех ранних русских кинотеатров он является единственным историческим зданием, которое с момента его первоначального строительства до настоящего времени сохранило первоначальное название и основные функции использования. Хотя в современном «Модерне» уже нет кинотеатра, но в вестибюле на первом этаже отеля на стене и в витрине мы можем увидеть разные рекламы фильмов и афиши киноартистов.

Здание «Модерна» начали возводить в 1906 г., а закончили в 1913 г. Кинотеатр «Модерн» располагался в северо-восточном углу старого здания

Илл. 4. Харбин. Здание, в котором размещался кинотеатр «Модерн» На здании, ниже шпиля, сохранилось на русском языке название «Модернъ». 2019 г. Фото А.А. Хисамутдинова и Бай Сюэ.

и разделялся на три этажа, в нём было более 800 мест. Площадь первого этажа всего 300 кв. м., где есть сцена площадью в 15 кв. м. Слева от главного входа находилась большая комната отдыха, через которую можно попасть в подземную бильярдную и место за сценой. Под сценой размещался подвал, в котором имелась гримерка, кладовая, комната распределения электроэнергии. На втором и третьем этажах с одной стороны из двух сторон соорудили кабинки и столики с диванчиками. Облицовка стены под фартук театра декорирована из темно-бордового дерева, на верхней части "грубый картон" с круглым отверстием звукопоглощающего материала был прикреплен к стене. В то время громкоговоритель в виде большой электронной трубки создавал звуковой реалистичный эффект, независимо от места, где сидел посетитель.

«Модерн» сочетал в себе несколько функций: помимо показа кино, выступали артисты оперетты, мастера других жанров. Он стал предшественником современных киноконцертных комплексов.

В первой половине XX века кинотеатр «Модерн» явился очень известным и популярным местом отдыха и развлечений. В кинозале «Модерн» демонстрировали лучшие фильмы европейских, американских и восточных киностудий, и поэтому современники называли его «Харбинским Голливудом».

Киноафиши пестрели именами мировых кинозвёзд. В то время высокопоставленные гости из Китая и России часто собирались в кинотеатре «Модерн», чтобы посмотреть премьеры, здесь они наслаждались культурой и искусством, что сделало духовную жизнь русских жителей в Харбине чрезвычайно красочной.

Согласно рекламе, опубликованной в русских и китайских газетах, большинство фильмов, показанных в Харбине, были о любви, браке и семейных отношениях. Новости, образовательные и научные фильмы, в том числе документальные о Первой мировой войне и Октябрьской революции в России, как правило, демонстрировались перед показом основной программы.

В качестве примера рассмотрим рекламу кинотеатра «Модерн» в газете на китайском языке «Юань-Дун-Бао» в 1916-1920 гг. Всего выявлено реклама 15 фильмов. Все- иностранные и распределяются по жанрам: военный фильм (1): «Британская сила» (14 сентября 1916 г.); фильмы о бандитах (2): «Лондонский вор» (5 июля 1916 г.), «Трагедия в дикой местности» (9 июля 1916 г.); приключенческие фильмы (2): «Последний полёт дирижабля» (22 марта-1 мая 1919 г.) .«Бедствие на море» (2 мая 1919 г.); фильмы о любви и семье (10): «Сварливая баба» (4 июля 1916 г.), «Чертовка» (6 июля 1916 г.), «Усталость от любви» (11 июля 1916 г.), «7 часов» (13 июля 1916 г.), «Во сне и наяву стремится к кое-чему» (18 июля 1916 г.), «Женщина с нечастной судьбой» (19 июля 1916 г.), «Любовная ненависть» (22 июля 1916г.), «Ночной сад» (25 июля 1916 г.), «Ложная красавица» (28 июля 1916 г.), «Непоправимая ошибка» (19 сентября 1916 г.).

Содержания реклам о фильмах в первой половине 20-ого века в Харбине тоже очень интересны. Например: в фильме «7 часов» рассказывается о том, что «Жена директора фабрики влюблена в своего любовника и не может быть разлучена с ним. Будучи девушкой из знатного рода, жена директора не осмеливалась на неправильное поведение. Любовник попросил её встретиться кое-где в 7:00 для окончательного прощания, а любовное письмо заметил муж. Муж тайно установил

часы жены, в связи с этим жена опоздала на 15 минут позже назначенного времени (7 час.), и из-за этого любовник покончил с собой...»9. Кинотеатр «Декаданс» опубликовал такую рекламу: «Сегодня в кинотеатре идёт последний фильм «Супруги на один день», который разделен на три части. Содержание состоит в том, что какой-то богач хочет передать свое наследство своему племяннику, но богач заставил племянника жениться на какой-то женщине, а его племянник женат уже много лет, а он так хочет получить наследство богача, поэтому он заставил своего сына рядиться под женщину, на которой должен жениться. В фильме очень много интересных сюжетов, к счастью, что никто не умер от смеха. Дополнительно ещё будет один научный фильм, несколько новостей о европейских войнах. Специально здесь сообщил, чтобы все пораньше пришли посмотреть»10. А в фильме «Отец и сын на небе» рассказывается о родственных чувствах: «В Модерне Сегодня идёт самый новый фильм кинокомпании «Фокс». Другое название «Нитка с неба». Мужчина, который из зажиточной семьи, по семейным обстоятельствам бросил свою жену и ребёнка. Через некоторое время заговорила совесть в нём. И он тайно помогает своему сыну, чтобы он вырос. Выступление истинное и сюжеты богатые»11.

А особое внимание у русских зрителей вызывали картины с сюжетами из русской жизни. Одни были сняты русскими кинорежиссёрами, например, фильм Я. Протазанова «Белый орёл» (с Анной Стэн в главной роли) с успехом демонстрировался в 1930 г. одновременно во всех кинотеатрах Харбина. Другие - западными: «Время изменится, горе развеется» (с Эвелиной Хольт), «Екатерина императрица России» (Александр Корда).

Анализ рекламных объявлений показывает, что в кинотеатрах Харбина чаще всего показывали иностранные фильмы. Жанровое разнообразие включало комедии, мелодрамы, военные, любовные и приключенческие фильмы. Русские и китайские зрители в то время в Харбине пред-

почитали фильмы о любви и семье. Зрителю не нужно было посещать другие страны, фильмы расширяли их кругозор, приносили радость и большое удовольствие.

В самый разгар Второй мировой войны, в 1943 г., сразу в нескольких китайских городах, в том числе и в Харбине, снимался фильм "Мой соловей" ("Королева песни"). Картина рассказывала о судьбе русских артистов, бежавших от большевиков в Китай. В нём были задействованы русские артисты Г.С. Саяпин, И.Н Энгельгарт, E.H. Марухина, О.Г. Ердяков, В.И. Томский, М. Шильников. Главную роль в картине исполнила русская актриса с китайским псевдонимом Ли Сяньлань, кто скрывался за ним, установить пока не удалось. Это был первый музыкальный фильм в истории китайско- японского кино. Во время съемок Ли Сянлань оставалась в гостинице «Модерн». «Мой соловей» является примером потрясающего успеха.

Таким образом, можно сделать вывод, что самой большой особенностью ранних кинотеатров Харбина было то, что все они были основаны и управлялись русскими для удовлетворения потребностей русских, китайских и иностранных жителей Харбина. С увеличением кинопоказов в Харбине просмотр фильмов постепенно стал способом развлечения жителей в повседневной жизни и примером сближения русских и китайцев. Уникальная историческая, экономическая и культурная среда Харбина породила процветание раннего рынка кинематографа. За короткий период этот кинорынок стал более зрелым в годы Китайской Республики.

Список литературы

1. Гун-Бао Харбин, 19 февраля 1927 г. «Вд/К^^ Ш, 1933^3^7 0. Кит.

2. Комитет по составлению местных записей провинции Хэйлунцзян. Краеведческая литература провинции Хэйлунцзян, хроники населения. Харбин, 1992. С.109. ж ifffi • Кит.

3. Ли Шусяо. Харбинская историческая хроника (1763—1949). Харбин, 1986. С.97 P^^K ШШ^Ш^ (1763-1949). Кит.

4. Лю Сяолэй. Ранняя разработка и рассеянное распространение фильмов в Северном Китае. // Известия Пекинской киноакадемии. Пекин, 2011. с.45. шш,

'¿тМ. Кит.

5. Ляоцзосаньжэнь. Бинь-цзян-чэнь-сяо-лу. Харбин, 1929. С.153-164. ТХ&ША, ЩЕЙИЙ. Кит.

6. Рыкунов. Д. Э. Русский кинематограф в Харбине (1900 - 1945 гг.). // Известия восточного института. Владивосток, 2003. С.51. 7. Садуль, Ж. Всеобщей истории кино (Т. 3): Кино становится искусством (второй). Пекин, 1982. С.236. МШШ.

ШШ& : (Т.

Кит.

8. Цзян Дунхао. История харбинского кино. Харбин, 2003. С. 114. ШШШ, Рп^КШ^Ш^. Кит.

9. Юань-Дун-Бао. Харбин, 13 июля 1916 .13 июля; 1917. 5 окт. ШЖ» .Кит.

HARBIN AND THE RUSSIAN-CHINESE CINEMATOGRAPH

Khisamutdinov Amir Alexandrovich,

Doctor of Historical Sciences, Head of Research Department Of the Central Scientific Library of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Professor of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, st. Poletaeva, No.

49. 690041. Email: khisamut@yahoo.com

Bai Xue,

Post-graduate student of the Department of History and Archeology of the Far Eastern

Federal University, Vladivostok, Russky Island.

Email: bai.sy@dvfu.ru

Abstract

After the construction of the Sino-Eastern Railway, Harbin quickly turned from a small fishing village into an industrial city, in which a large number of immigrants from Russia lived. Harbin is home to China's first professional film industry, and a thriving film culture and film industry has emerged that has become a milestone in the history of Chinese cinema. The article examines the entertainment and cultural life of Russians and Chinese in the first half of the twentieth century.

Keywords

Harbin, Russian cinema in China, early history of Chinese cinema, film, cinema, "Modern", advertising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.