ИСКУССТВО. ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ ART. MOTION IN TIME
И. И. КРЫЛОВСКАЯ
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
IZABELLA KRYLOVSKAYA
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ХАРБИНА С 1920 И ДО НАЧАЛА 1930-х гг.: ПО МАТЕРИАЛАМ ХАРБИНСКОЙ пЕРИОДИКИ
АННОТАЦИЯ
Музыкально-театральная жизнь одного из крупных центров театральной культуры Дальнего Востока начала ХХ в. - Харбина - уникальная страница в истории отечественного искусства. На основе большого объема неизвестных ранее материалов харбинской периодики (архив ежедневной газеты «Заря») в статье представлен хронограф деятельности музыкально-театральных коллективов с 1920 по 1931 г. Приводятся сведения о репертуаре, художественно-артистическом составе трупп, гастрольной деятельности. Музыкально-театральная жизнь Харбина в 1920-1931 гг. определялась функционированием европейской, а также украинской национальной оперы и оперетты, как это было характерно и для дореволюционного и довоенного периода дальневосточного музыкального театра. Устанавливаются факты выезда театральных коллективов за пределы Маньчжурии и Китая,
MUSIC THEATRE LIFE OF HARBIN FROM 1920s TO 1930s: ON THE MATERIALS OF THE HARBIN PERIODIC
ABSTRACT
The musical and theatrical life in Harbin (one of the major centers of theatre culture of the Far East at the beginning of the twentieth century) is a unique page in the history of Russian art. On the basis of a large amount of previously unknown materials from the Harbin periodicals (archive of the Zarya daily newspaper), the article presents the chronograph of the music and theatre groups activities from 1920 to 1931. There is provided some information about the repertoire, actors of troupes, touring activities. Music and theatre life of Harbin in 19201931 was determined by the functioning of the European, as well as the Ukrainian national opera and operetta. It was typical for the pre-revolutionary and pre-war period of the Far Eastern musical theatre. The facts of theatre groups departure outside Manchuria and China are established. Thus significantly increases the area of functioning of the local music theatre. Political processes on Russian / Soviet territory and immanent processes in the theatre business of Harbin itself contributed
что значительно расширяет представление о географии функционирования отечественного музыкального театра. Политические процессы на российской/советской территории и имманентные процессы в самом театральном деле Харбина способствовали его постепенному обособлению и утверждению как самостоятельного музыкально-театрального центра Дальнего Востока, что наметилось во второй половине 1920-х и окончательно закрепилось к началу 1930-х гг.
ключевые сЛОВА: опера, оперетта, русский музыкальный театр,музыкальный театр Дальнего Востока, Харбин,музыкальная культура Харбина.
to its gradual isolation and establishment as an independent music and theatre center of the Far East. This fact was outlined in the second half of the 1920s and finally consolidated by the beginning of the 1930s.
keywords: opera, operetta, Russian musical theatre, musical theatre of the Far East, Harbin, Harbin musical culture.
Территорию Маньчжурии театральные антрепренеры российского Дальнего Востока «освоили» уже в конце XIX в., включив ее в ареал функционирования отечественного музыкального театра. Особой активностью отличалась музыкально-театральная жизнь Харбина, где уже в начале 1900 г. было построено здание Железнодорожного собрания (Желсоб) с прекрасным театральным залом и организовывались театральные сезоны. Харбин строился российскими дальневосточниками и был русским городом и по культурным свойствам, и по составу населения. В Харбине поддерживались все традиции отечественной художественной (в том числе музыкальной) культуры, большой любовью горожан пользовались сезоны музыкально-драматических антреприз, формирующихся на самом Дальнем Востоке либо в европейской части России.
Для артистического контингента региона было в порядке вещей чередовать сезоны работы на российской территории и в Китае. До 1917 года обмен театральными коллективами между городами российской колонии в Маньчжурии - Харбином, Порт-Артуром, Дальним ^щ и городами Приморской области1 осуществлялся ре-
, , ^ 1 Приморская об-
гулярно, без каких-либ° процедурных сложностей. ласть - административ-
События Гражданской войны и интервенции на Дальнем ная единица дальневосточ-
Востоке России повлияли на интенсивность музы- ной имперской окраины,
кально-театральной жизни на китайской территории. охватывавшая террит°-
тг 1Л1Л ^ ~ рию современного Примо-
До 1919 года информацию о театральной жизни
>-1 т г -I г рья и часть Хабаровского
Маньчжурии можно было проследить по отчетам в жур- края.
нале «Театр и искусство»2, но последующий период был 2 Общероссийский
практически скрыт от исследователей по причине пол- театральный журнал,
ного или частичного отсутствия источников. В 2000-х издавался до 1919 г. вклю-
годах были опубликованы монографии дальневосточных чительно.
3 Изучениедеятельш- республика (далее - ДВР4). Верхняя граница (1931 г.) свя-
сти россшсшх балетшх з^ с началом японской интервенции в Китае и, в част-коллективов на территории Маньчжурии в силу ности Маньчжурии на территории к°т°р°й в марте своей специфики требует 1932 г. было образовано марионеточное государство отдельного исследования Маньчжоу-Го. Многие артисты после этих событий стали
и не входит в задачи на- покидать Харбин, что изменило его музыкально-теа-стоящей статьи.
тральную жизнь.
^жа^^Р^тб^еное^6- В Харбине функционирование музыкально-театраль-
ыударство на т^иИио- ных антреприз стало налаживаться с конца августа
рии Забайкалья ироссий- 1920 г., однако вскоре произошло трагическое событие,
ского Дальнего Востока поставившее этот процесс под угрозу. В октябре в двух
между Советской Россией верстах от станции Тайпинлин два пассажирских поезда и Японией. Просуществовало с 1920 г. и до 15 ноября потерпели крушение. В составе, следовавшем на восток,
1922 г, когда ДВР вошла антрепренер Е. М. Долин вез в Харбин артистов опе-
в состав РСФСР как Даль- ретты. Погибли пятеро из них, семеро были тяжело ра-
невосточная область. нены. Как писала газета «Заря», во время крушения
ч
о
™ историков - Л. Говердовской [1] и А. Хисамутдинова [2; 3], в которых пред-10 принята попытка описания событий музыкальной культуры дальневосточного зарубежья, включая музыкальный театр. Однако сведения в них приводятся преимущественно по данным харбинского
литературно-художественного журнала «Рубеж» и не носят систематического характера. Монографии А. Хисамутдинова по большей части выстроен
ены как хрестоматии: в них приводятся тексты статей из упомянутого жур- у нала, при этом анализ музыкально-театральной жизни в городах х
Маньчжурии в задачи автора не входит. Поскольку оба вышеупомянутых \
историка не являются специалистами в области музыкального или театраль- 8 ного искусства, в их работах отсутствует какая-либо искусствоведческая |
ГО
аналитика. |
В настоящем исследовании впервые вводятся в научный оборот ранее °
неизвестные обширные материалы харбинской прессы - публикации еже- *
г-, °
дневной газеты «Заря», на основе которых возможно воссоздать картину 1
о
музыкально-театральной жизни Харбина после 1919 г. В масштабах одной ё
научной статьи невозможно всесторонне охарактеризовать сложный исто- £ „ <
рический процесс, поэтому внимание сосредоточено на отдельных истори- " ческих аспектах, а также на динамике функционирования музыкально-дра- | матических коллективов в городе. В рамках исследования рассматривается о деятельность театральных коллективов, специализирующихся на европейских музыкально-драматических жанрах - опере и оперетте3. Основная задача - составление хронографа музыкально-театральной жизни Харбина с 1920 по 1931 г. Нижняя хронологическая граница обусловлена возобновлением театральной деятельности в Маньчжурии после стабилизации обстановки на российской территории, когда завершилась вторая волна интервенции на Дальнем Востоке России в период ^^^^^^^^^^^^^^ Гражданской войны и была образована Дальневосточная
поезда также погибло все имущество актеров, гардероб и лучшая на Дальнем Востоке театральная библиотека Руста [4; 5]. Несмотря на трагедию, антрепренеру удалось собрать новую труппу и продолжить работу оперетты в Харбине.
С конца августа 1920 г. в Харбине начались гастроли Товарищества артистов оперы, оперетты и балета под руководством З. Ф. Рифа и балетмейстера Я. Доморадзского, а на сцене театра Желсоба - оперной антрепризы известного в России антрепренера Л. Я. Патушинского. Еще в начале 1919 г. газета «Далёкая окраина» извещала, что на Дальний Восток из Сибири едет оперная труппа, практически целиком состоящая из беженцев [6]. Полагаем, что это была труппа под управлением Л. Я. Патушинского, которая работала в Желсобе и в начале 1920 г. Впоследствии часть артистов труппы остались в Маньчжурии, другие вернулись в Приморье либо эмигрировали. В начале января 1921 г. на сцене Коммерческого собрания (Комсоб) открывается сезон новой Русской оперной труппы под управлением ^^^^^^^^^^^^ ученика Н. А. Римского-Корсакова и С. И. Танеева, известного дирижера Московской оперы, композитора М. М. Фивейского5.
Для музыкального театра Дальнего Востока развитие оперного дела в Харбине имело важное значение, так как в регионе в целом после 1906 г. практически не удавалось организовать полноценные оперные сезоны и практиковалась только гастрольная деятельность оперных коллективов. Таким образом, Харбин стал единственным городом на Дальнем Востоке, где после 1920 г. и до 1927 г.6 опера продолжила постоянное функционирование.
Для дальнейшего изучения музыкально-театральной жизни Харбина приведем сводную таблицу, в которой представлена последовательность сезонов и гастролей коллективов оперы и оперетты с 1920 по 1931 г. (табл. 1).
Приведенные в таблице данные ясно демонстрируют, что на протяжении всего рассматриваемого периода оперетта была наиболее востребована и, помимо театров, успешно исполнялась целиком и фрагментами в программах кафе, кабаре, в сеансах театров миниатюр. Опера начала стабильно функционировать только с января 1921 г. В таблице курсивом выделены коллективы, которые работали в осенне-зимних сезонах, начинавшихся в сентябре - октябре и длившихся до начала Великого Поста, а подчас и во время него (рис. 1).
С нового осенне-зимнего сезона 1921/1922 г. начинаются стабильные сезоны оперы, проходящие в двух театральных залах Харбина - Желсобе и Механическом
5 Данные приводятся по анонсам харбинской газеты «Заря»за 1920 г.: № 3 (104), 30 (131) (специальные воскресные выпуски с двойной нумерацией), 210. В сети Интернет, полагаем, приводятся неверные сведения, что в 1921 г.
М. М. Фивейский работал в Шанхае. Материалы харбинской газеты «Заря» за 1921 г. (№ 1-39,45, 50,56,62,100) убедительно свидетельствуют о работе М. М. Фивейского в качестве руководителя и дирижера Русской оперной труппы, а затем Товарищества оперных артистов с января по май 1921 г. в Желсобе в Харбине. Полагаем также, что в Нью-Йорк М. М. Фи-вейский выехал именно после окончания оперного сезона в Харбине.
6 С1927 г. постоянная оперная труппа начала функционировать на советской территории Дальневосточного края (ДВК). Об этом см. публикацию автора: [7].
■ Таблица 1. сезоны оперы и оперетты в Харбине с 1920 по 1931 г. |
2
12 (Данные приводятся в соответствии с анонсами и публикациями в харбинской газете « «Заря» с 1920 по 1931 г.) »
Сезон Опера Оперетта
1920 г. Оперная труппа Л. Я. Патушинского (сентябрь - октябрь) - Товарищество артистов оперы, оперетты и балета(В.Барского и А. Россова?) (август); - концерты-кабаре артистов оперетты в кафе «Урал» (сентябрь - ноябрь); - театр «Модерн» труппа оперы, оперетты, драмы, миниатюры п/у Е. М. Долина (ноябрь - декабрь)
1921 г. - Русская оперная труппа п/у М. М. Фивейского (январь - февраль); - Товарищество оперных артистов п/у М. М. Фивейского (конец февраля - март, май); - Товарищество оперных артистов п/у П. Ф. Григорьева (ноябрь - декабрь) - оперетта и миниатюра в концертном зале «Палермо» (январь); - оперетта в Комсобе и летнем Комсобе (февраль - март, июль - сентябрь); - сад «Палермо» (август - сентябрь); - Товарищество русской художественной оперетты п/реж. Н. М. Бравина (25 сентября - 13 октября); - «Палермо» театр киноминиатюр, оперетта и фарс п/у М. Бакалейникова (28 сентября - декабрь)
1922 г. - Товарищество оперных артистов п/у П. Ф. Григорьева (январь - март); - Товарищество артистов русской оперы (октябрь - декабрь) - Оперетта-фарс п/у М. Бакалейникова и А. А. Горева (дирекция 1-я русская артель) (январь - июль); - Товарищество артистов п/у М. Грицая (драма, оперетта, комедия и т. д.) (июнь); - Товарищество артистов русской оперетты п/у С. А. Веселова-Апрельского и Б. Г. Радова (октябрь - декабрь)
1923 г. - Товарищество артистов русской оперы (январь - март); - Русская опера и оперетта антрепризы Л. Я. Патушинского (октябрь - декабрь) - Товарищество артистов русской оперетты п/у С. А. Веселова-Апрельского и Б. Г. Радова (январь) - театры миниатюр и оперетт «Арс», «Декаданс», «3 маски» (февраль - март); - Русская опера и оперетта антрепризы Л. Я. Патушинского (октябрь - декабрь)
Сезон
Опера
Оперетта
1924 г.
- Русская опера и оперетта антрепризы Л. Я. Патушинского (январь - февраль?);
- Русская опера п/реж. П. Ф. Григорьева (апрель)
- Новый театр. Спектакли с участием гастролеров и Желсоб/Комсоб, оперный коллектив артистов (сентябрь - ноябрь)
- Русская опера и оперетта антрепризы Л. Я. Патушинского (январь - февраль?);
- Укра'ньска Далеко-сх1дна оперно-драматична труппа шд орудою П. Машина
и Г. Могильшкова (апрель);
- театр миниатюр «Вулкан», труппа комедийных и опереточных артистов (апрель - май);
- Товарищество артистов оперетты Желсоба (бывш. Патушинского?) (апрель - май);
- горсад, Летний театр. Драма сезона. Оперно-опереточная труппа Е. М. Долина (июль - август);
- Театр художественных скетчей и оперетт в помещении театра «Мозаика» (бывш. «Вулкан») (ноябрь - декабрь);
- Художественная ассоциация драмы и оперетты п/реж. Н. В. Смолича (ХАДО) (декабрь)
1925 г.
- 40-летний юбилей сценической деятельности оперного певца Д. М. Свободина - сцены из опер (май);
- Коллектив оперных артистов п/реж. П. Ф. Григорьева (29 октября - декабрь)
- Художественная ассоциация драмы и оперетты п/реж. Н. В. Смолича (ХАДО) (январь - февраль);
- Театр художественных скетчей и оперетт в помещении театра «Мозаика» (бывш. «Вулкан») дирекции А. Н. Столина (январь - март, август - октябрь);
- Коллектив украинских артистов Харьковского гостеатра п/у П. М. Белокурова (июнь - 26 июля);
- Коллектив украинских артистов п/у К. Л. Кармелюка-Каменского (муз. данных нет) (с конца октября)
1926 г.
- Коллектив оперных артистов п/реж. П. Ф. Григорьева (январь - 18 февраля);
- Оперная труппа
п/у Л. Я. Патушинского дирекции
А. Ю. Слуцкого (2 ноября - декабрь)
- Оперетта театра «Мозаика» дирекции А. Н. Столина (январь - февраль);
- Коллектив украинских артистов п/у К. Л. Кармелюка-Каменского (май)
Сезон Опера Оперетта
1927 г. - Оперная труппа п/у Л. Я. Патушинского дирекции А. Ю. Слуцкого (январь - 31 марта); - опера в Желсобе (1 октября - декабрь) - летний театр «Аполло» (25 мая - август);
1928 г. - опера в Желсобе (декабрь) - киноконцерты с опереттой (март); - Театр «Мулен-Нуар» п/рук. В. О. Арнольдова (май); - гастроли Труппы миниатюр и оперетты п/реж. А. А. Горева (июнь); - опереточно-комедийная труппа п/реж. А. А. Горева театр «Буфф» (август)
1929 г. - опера в Желсобе (январь - 14 февраля) (данных нет); - оперный сезон в Желсобе (29 октября - декабрь) - гастроли оперетты Желсоба в Механическом собрании (с 20 февраля); - гастроли Русско-украинской оперетты п/у директора Приходченко (с 17 августа); - оперетта в «Арсе», труппа «Палочка-стукалочка» (август - октябрь)
1930 г. - оперный коллектив Желсоба (январь - апрель (!), май - с гастролерами!); - итальянская оперная труппа Карпи (май) - кабаре «Мулен-Руж» (январь - февраль); - театр «Гигант», опереточно-балетный коллектив п/рук. З. А. Битнер и В. В. Ратушенко (март - апрель); - опереточный коллектив п/у З. А. Битнер и Л. И. Розен (апрель - май, ноябрь); - оперетта в Желсобе (с 7 декабря)
1931 г. - оперный сезон 1931/1932 г. - Желсоб/Мехсоб (31 октября - декабрь) - оперетта в Желсобе (январь - 8 мая); - коллектив украинских артистов (октябрь); - оперетта в театре «Палас» (октябрь - ноябрь); - оперетта в театре «Атлантик» (сезон с 4 декабря)
ii'tü Vs if У fit1 i it ** % у v ii t -j Товарищество АртгистоБъ Русской Опары ВЪ ВОСКРЕСЕНЬЕ 25 ФЕВРАЛЯ
m
ОТКРЫТА вшшшго СЕЗОНА
БОЛЬШАЯ ВОЛШЕБНАЯ ОПЕРА м. 5 д. д 7 карта вахт. ыр, Глинки
РУСЛАНЪ и ЛЮДМИЛА.
Карг. 1. Свадебный гшръ. Ка^г. 3. Пещера Фи на. Карт. 3. ВсгрЬча Фар-мфа еъ Наиной. Карт. 4. Бетр-Ьча Руслана 01 голоейй. Карт. Й. Заиоиь
Наины. Карт. В. Замокт. Черишор, Карг. 7. Правуждеше Люди «л и. Учаетвувгь г.г. ллыгергь-Розанова, М. А. Зыряш'ва, М. В. Тсидорпдн, II, П. Эигезыапдм. I!- Л. Л л cKcaei.fi въ, К. Ф Итсив, Е. Д: Оржель-
с*1Й. В. Г, ВоитоВЯ Л. 3. Каряе.ЧЕсИ». Дирижер! Д. Ю. СЛУЦК1Г1, Поваи. режиссера П. Г[ ИГОРЬЕВД.
Оркестр!, 25 чемв*** нзъ ЛуЧ1нн1ь ск«ъ С«мф)ннческаг< Хзрь 30 чел. Балзтъ падь )пр П »¡"а Балерины В. НВРТКавсноя,
лмръ ¿.и чел, aaneib под! упр hit»■ ....... ........ □ Чблипва
Ншшин кудо*е;гв, met«верней Е. А Чэповещаго. Парни* ff. жернова.
Снопзалим I'll:: : au. «tAK идса- ——_
13г чегверг*ь L марта БЕНЕ*ИСг M apt« Вас»ль»™ы ТЕОДОРИДИ пойдетъ епвра »ДОС НА
Рис. 1. Анонс открытия Великопостного сезона Товариществом артистов русской оперы в Желсобе 25 февраля 1923 г. Газета «Заря». 1923. № 11 (25 февраля). С. 1
собрании (Мехсобе). Руководил коллективами и осуществлял режиссуру известный в ДВР оперный артист и режиссер П. Ф. Григорьев. Дирижировал спектаклями В. М. Каплун-Владимирский, среди солистов - известные в оперном мире России В. Г. Воинов, Н. Н. Энгельгард, С. С. Альперт-Розанова, знаменитый бас А. И. Мозжухин, балет под управлением примы-балерины Е. В. Квятковской. В ноябре - декабре 1922 г. на гастролях в Харбине по пути в США побывала примадонна Мариинского театра Л. Я. Липковская, принявшая участие в нескольких постановках Товарищества артистов русской оперы [8; 9; 10]. Осенне-зимний сезон 1923/1924 г. в Желсобе вновь открыла труппа Л. Я. Патушинского (рис. 2).
Опера в Харбине могла существовать только благодаря финансовой поддержке руководства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Эту традицию не прервали события революций и Гражданской войны, и продолжило правительство СССР, войдя через своих представителей в состав правления КВЖД. В феврале 1923 г. комитет старшин Желсоба решал вопрос о помощи в содержании оперы, особенно хора и оркестра. Несмотря на понесенные Желсобом убытки от 3 до 4 тысяч иен, комитет постановил
15
Рис. 2. Анонс открытия сезона 1923-1924 г. Русской оперы антрепризы Л. Я. Патушинского. Газета «Заря». 1923. № 155 (15 октября). С. 3
продолжать поддержку и дальше, так как опера рассматривалась как важное культурное дело: «При стесненных денежных средствах Желсоба эта помощь опере является для него большой жертвой» [11].
Приведенные в табл. 1 сведения по оперетте с 1920 по 1923 г. наглядно свидетельствуют, что с культивированием этого жанра в Харбине дело обстояло более стабильно. Остаются популярными профессиональные труппы театров миниатюр, исполнявшие смешанный репертуар - скетчи, фарсы, одноактные и переработанные оперетты. Сезоны и гастроли трупп организовывали известные в регионе артисты и антрепренеры: В. Барский и А. Россов, Е. М. Долин, Н. М. Бравин, Б. Г. Радов, дирижер С. А. Веселов-Апрельский. В сентябре 1921 г. в зимнем зале Комсоба осенний сезон начало Товарищество русской художественной оперетты под главным режиссерством артиста московских театров Н. М. Бравина. В составе коллектива был большой балет под управлением Е. и Я. Доморадзских (известных на Дальнем Востоке еще с 1907 г. примы-балерины и балетмейстера). ^■ Корреспондент «Зари» писал, что постановки труппы
оставляют цельное художественное впечатление. «С каждым спектаклем оперетты, проходящей в Коммерческом собрании, приходится убеждаться, что товариществу во главе с Н. М. Бравиным удалось создать действительно солидное опереточное дело <.. .> ансамбль подобран прекрасный, оркестр прекрасно справляется с своей задачей, выступление же балета с Доморадзскими сопровождаются шумным успехом»7 [12]. Проработав всего три недели, труппа отбыла в заграничное турне с первой остановкой в Тяньцзине [13].
Труппа Н. Бравина не была первым русским музыкально-театральным коллективом, выехавшим в исследуемый период в загрантурне с территории Маньчжурии8. Первенство принадлежало опереточной труппе под управлением артиста и антрепренера В. Г. Дарова, начавшего свое дело во Владивостоке в 1920 г. В марте 1921 г. он приехал в Харбин и, набрав новую труппу, отправился с нею на заграничные гастроли. В январе 1922 г. газета «Заря» сообщала, что труппу Дарова ожидали в Харбине, и за период поездки она выступала в Тяньцзине, Пекине, Шанхае, побывала в Гонконге и Сингапуре, оттуда последовала на о. Яву, где имела художественный и материальный успех. На Яве труппа пробыла 4 месяца, «исколесив остров вдоль и поперек». Дали 136 спектаклей и собрали 95 тысяч гульденов9. На обратном пути труппа намеревалась заехать в Британскую Индию, захватив часть зимнего сезона. В Сингапуре они 35 дней прождали визы
7 Здесь и далее сохраняется орфография оригиналов.
8 Впервые на гастроли
за пределы Китая выехала украинская труппа Товарищества русско-малорусских артистов под управлением К. Л. Кармелюка-Каменского. В1916 году они побывали в Японии, затем вернулись в Шанхай и, возможно, работали в Харбине.
9 Приведенная сумма в 1922 г. приравнивалась к 74 210 руб. Общий прожиточный минимум на одного человека в месяц в российском провинциальном городе, например, таком, как Вологда, на 1 июля 1922 г. составлял 6122 руб., пищевой прожиточный минимум - 2357 руб. Об этом см.: Н. К. Прожиточный минимум в городе Вологде на 1-ое июля 1922 года // Жизнь города. 1922. № 1/5. URL: https://www.booksite. ru/trade/main/beforwar/2. htm (дата обращения: 20.07.2021).
от английского консула, но так ее и не получили, потому что консул заявил, что «все русские - большевики» [14].
Выезд музыкально-драматических трупп из Харбина на заграничные гастроли, полагаем, свидетельствовал о начавшемся процессе постепенного обособления этого города как самостоятельного дальневосточного музыкально-театрального центра, не зависящего в планировании своей деятельности ни от советских московских властей, ни от региональных.
В первые несколько лет после установления советской власти на российской территории Дальнего Востока у артистов и антрепренеров не возникало проблем с выездом на работу в Маньчжурию. Видимо, решающую роль играла провозглашенная советской властью новая экономическая политика (НЭП), позволившая вплоть до 1925 г. заниматься частным театральным предпринимательством на Дальнем Востоке. Кроме того, ситуация с театральной деятельностью отечественных трупп на территории Китая была уникальной и, как видится, в первые годы установления советской власти в Дальневосточном крае (ДВК) партийное руководство просто не осознало, что дальневосточная граница страны остается открытой, и советские граждане довольно свободно ее пересекают в обоих направлениях. Для дальневосточного большевистского руководства свободное перемещение артистов с российской территории в Маньчжурию и обратно было совершенно естественным процессом, поскольку такой порядок сохранялся в регионе более 20 лет. В органах исполнительной власти ДВК и в структурах регионального отделения профессионального союза работников искусств (Рабис) работали некоторые дальневосточные артисты и режиссеры, для которых трансграничные перемещения также были вполне обыденным делом. Кроме того, оформление заграничного паспорта и визы были вполне доступны финансово для рядового артиста.
В таких свободных условиях в октябре 1923 г. антрепренер Л. Я. Патушинский привез в Харбин кроме оперной труппы полный ансамбль оперетты, и в Желсобе открылся осенне-зимний сезон 1923/1924 г. Русской оперы и оперетты (рис. 3).
Оперные сезоны в Харбине с апреля 1924 г. вновь приобрели «мерцающий» характер и стабилизовались только к концу октября 1925 г., после чего в Желсобе три сезона подряд стабильно работали оперные коллективы. В этот период в опере
РУССКАЯ ОПЕРА и оперетта
Антреприза Л. Я ПАТУШИНСКАГО. .....
Жел.-дор. Шраше
ТемЛонъ
26-74
СРЕДА 1Э декабря Въ пользу комитета по прнар1н<ю се-сгеръ бЬжснокъ
По умоншеннымъ цЬнамъ,
вТОРНИКЪ 18 декабря Бехефксъ Нинчяая Антонович* О?' ЖЕЛЬСКАГО
Сельская часть ^„^'Л
Уч. г-жв: Зырянова, Теодориди, Энгель-гардтъ-з г-да Александрову ОРЖЕДЬ-С К1Й. Дмр. В. Капдунъ-Владимирсмй.
Ре*. П. Григорьев*. И. Пэдмы о11- въ 2 д. Лвоинавалло.
налцш уч. г.жи Сймизорова, г-да Каркелинск^Луманинъ. ОРЖЕЛЬСК'Й, Ордовъ, Осолознннъ, Свободна Дир. В, Каплуыъ-ВладинкрсиГй. Постои, Н.А, ОРЖЕЛЬСНАГО, КАЧАЛО ьь 8 с* пол. час. вечера. ЦЬиы м1сгамъ ОБЫКНОВЕННЫЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СОБРАН1Е.
ПРЕМЬЕРА! Въ ЧЕТВЕРГЬ 20 деиайрн ПРЕМЬЕРА!
Новинка Европы йдущая безпрерывно гь МосквЬ н ПетрогргдЪ
ояерет въ 3-хъ д, муз. щвЪст.
Новый Театвъ
Телефон* 20-62
оперта въ 3-хъ дЬйств. II а ль мака. Уч г-жн: Волкова. Пнльцъ, Разсказава, г-да: Бучннсюй, Володииъ, Куднковскйй. МедвЪдсвъ, Райск1й. Двр, М. ХчЪбнн ковъ. Рож. В. Володинъ. НАЧАЛО ВЪ 9. ч. вечера.
ГОЛЛАНДОЧКА
таить Мальмана*
Ьилеты пр
Рис. 3. Анонс спектаклей Русской оперы и оперетты Л. Я. Патушинского. Газета «Заря». 1923. № 300 (18 декабря). С. 1
18 .Й2
Открэпче ояернаго сезона
ВЪ четверо 20 ОК'ЯГфЯ $ ля перваго выхода; ГЕРТЫ ЗАНДЪ, А И. ГАВРИЛОВЕН и извитяаго баритона В И вЗОЛаМОЭЗ
нрн участто: 0. И. 33 а ъЦ'Тн;"|, И. л. Ора.езьста.о п В. I". В >пао' поад ирсдстдвдепо б! "ли
А И Д А одкра и ' I. о лг.рс. Мр. Серди.
Лма—ЗЛДДЪ. ДМНЮ'ИОЪ— ГЛИНЫ О К Л, Жрица -КЛЬЦОВА, Рада м м ъ—О Р<К Ё ЛЬСК Ш, Лхопасро;—В АР Л АМОВ'Ь, 1'аяфясг СКИТЛЛЬЦЕВЪ, Фарю)^--ОКИТАЛЬЦЕЛЪ. Говець-КОРЬНДОЬ 1. Валеть нач. унраваеи'юкь К. В. Квяткавекой, ирпиа-Са.ирш« 0. II. Воробьева, созпстка К. В. Сервера. МШ1 л- и!'1" ЙД, режигеер! Л. Ф. Григорьев кояцертмсастерг и. .!. Фоктша, юрмШтер! Р. 0. Григорьева, 1удоквшл-,т т кораторъ И. 9. Доя-рачевъ. Хо;и ЗУ челоа. Оркестр! 'Д4 что в. Костюни стере вей Ь. А. ЧаяовоцгаМ. Парта ВДЯ*. трячепа Дмчыуаш-
го. Нутафор1Я II реквизит» Ивану ¡1 га. Начало рем» щ. Н ст. иолов, час. Поел* трети го звонка иушн-ка т. зрятелмый аш длпускатьел не (¡ТАТО- Пласты продаются. IIь™ отт, ПО КПП. ])Ъ касс! театра продаются яботмеитныз книжки на 10 спектаклей со скидкою «0 прей. Члеяи Лйтоб» могут!, получать вбонеирятн и Йвлин по предики*-- талонам!- н^™ с от руд а акт;. Лгшиеимтьм »ж«'.« от» 3 30 Л. Кантракарки гтавитьии не будутъ.
Лдми1шсинт1р1 А. П. Покроааив.
в качестве режиссера вновь служит П. Ф. Григорьев и вместе с ним художественно-руководящий состав, известный по сезонам 1921/1922 и 1922/1923 гг.10 В апреле 1924 г. в Харбин вновь приехал на гастроли знаменитый бас А. И. Мозжухин и выступил в нескольких спекта-
Рис. 4. Анонс открытия оперного сезона в Железнодорожном собрании 29 октября 1925 г. Газета «Заря». 1925. № 250 (28 октября). С. 1
клях оперы.
В середине апреля 1924 г.труппа Русской оперы, руководимая П. Ф. Григорьевым, предприняла попытку выехать на гастроли во Владивосток. Но поездка так и не состоялась, потому что 11 членов труппы получили отказ в выдаче советских виз. Среди них были известная пианистка, педагог и концертмейстер Л. Б. Аптекарева и бас В. Г. Воинов, не выбравшие в свое время советских паспортов. Местная миссия и полпред поддержали отказ [15].
В октябре 1924 г. вместе с петроградской опереттой в Харбин приехали дирижер А. Ю. Слуцкий и талантливый художник-декоратор М. Ф. Домрачев. С их участием, а также с усиленным петроградскими артистами составом, с балетом под управлением В. Е. Квятковской, хором из 30 человек и оркестром из 24 человек 29 октября 1925 г. открылся полноценный оперный сезон в Желсобе [16] (рис. 4).
Успешно работая в декабре 1925 г., опера все еще испытывала трудности с кадровым составом. Представитель коллектива тщетно пытался вести переговоры с несколькими артистами в Москве. Отказы ехать в Харбин объяснялись несколькими причинами: прежде сюда стремились приехать ^^^^^^^^^^^^ с единственной целью - пополнить гардероб, но теперь условия жизни были таковы11, что ехать за тысячи
10 Установлено по анонсам газеты «Заря» за 1924 г. № 73 - 80.
11 В России период НЭПа.
12 Передвижные музыкально-театральные коллективы создавались и были востребованы
во всех регионах СССР.
верст для покупки костюма не имело смысла; у артистов не было опасения остаться без работы в европейской России благодаря большому количеству театральных предприятий12 и, соответственно, большому спросу на артистические кадры. К тому же в большинстве городов страны, как писали в газете «Заря», публика предъявляла к оперным артистам гораздо меньше требований, чем в Харбине. «Единственное, что могло бы соблазнить
Рис. 5. Анонс открытия зимнего оперного сезона 1926/1927 г. в Желсобе. Газета «Заря». 1926. № 283 (24 октября). С. 1
артистов на поездку сюда - это крупные оклады, которые харбинская опера выдержать, конечно, не может» [17].
Сезон оперы, продлившийся три с половиной месяца, завершился в Харбине 18 февраля 1926 г. Подводя итоги сезона, артисты и художественно-руководящий состав высказались на страницах газеты «Заря» о Харбине как о несомненно театральном городе. Председатель коллектива В. Г. Воинов подчеркнул важность материальной поддержки оперы, так как без субсидий ни одно оперное дело существовать не могло [18].
Середина 1920-х гг. стала по-настоящему триумфальным периодом русской оперы в Маньчжурии. В начале сентября 1926 г. Л. Я. Патушинский привез в Харбин артистов оперной труппы преимущественно из московских театров, приглашенных на зимний сезон. Но вначале труппа поехала на гастроли в Японию, а в Харбине сезон запланировали с 1 ноября [19]. Пресса пристально следила за всеми этапами перемещения труппы. Гастроли прошли в Токио, успех после первых спектаклей был колоссальный [20]. В Токио труппа дала 12 спектаклей и, как передавал корреспондент для «Зари», русская опера за время гастролей в Японии «затмила собою все». Затем труппа выехала в Такарадзуку, где театр вмещал 4 тысячи зрителей и было запланировано 10 спектаклей [21].
В Харбине оперный сезон открылся 2 ноября 1926 г. в Желсобе под дирекцией А. Ю. Слуцкого и продлился до 31 марта 1927 г. Среди знакомых харбинцам артистов труппы были главный режиссер П. Ф. Григорьев, дирижер В. М. Каплун-Владимирский, художник-декоратор М. Ф. Домрачев. Балет пополнился балетмейстером Э. И. Элировым и примой-балериной Е. М. Трутовской13 [22] (рис. 5). В завершение сезона по результатам совещания с комитетом старейшин Желсоба дирекция оперы ^^^^^^^^^^^^ вынесла решение о расширении оперного дела на будущий 1928 г. и включении в труппу артистов оперетты, чтобы можно было разнообразить репертуар [23].
В апреле 1927 г. харбинская оперная труппа вновь выехала на гастроли в Японию - в Токио и Такарадзуку, где должны были поставить по 10 спектаклей [24]. Гастроли прошли с успехом. После Японии планировалась
13 Оба артиста попали в Харбин, где и остались, выехав с российской территории после гастролей ансамбля Московского балета в Хабаровске и Владивостоке в 1925 г.
гастрольная поездка по городам советского Дальнего Востока (Хабаровск, Владивосток, Благовещенск и Чита) [25], однако и она не состоялась. Полагаем, что одной из причин была деятельность профсоюзов, контролировавших рынок труда в ДВК. На зимний сезон 1927/1928 г. там начали формировать собственную оперную труппу, и конкуренция могла повредить делу14.
С 1927 года выезд артистов за пределы ДВК начинает контролироваться государством. Временная работа в Маньчжурии разрешалась, поскольку помогала органам исполнительной власти ДВК решать проблему безработицы среди творческой интеллигенции, концентрация которой в регионе была очень высокой. В полосе отчуждения КВЖД работало много советских граждан, и выезд артистов объяснялся необходимостью их культурного обслуживания. Циркуляры из Народного комиссариата труда СССР категорически запрещали давать артистам разрешение на выезд за границу без санкции Центрального посреднического бюро Рабис15 (ЦПР), а также и на обратную переброску артистов в СССР [26, д. 18, л. 52]16.
Для организации будущего оперного сезона 1927/1928 г. начались переговоры с артистами, оставшимися в Харбине, и с артистами из Екатеринбурга ^^^^^^^^^^^ (Свердловска). В июне 1927 г. на страницах «Зари» подробно представили новых солистов, которых пригласили из России. В их числе был упомянут и молодой премьер екатеринбургской труппы С. Я. Лемешев17 [28].
Новый оперный сезон открылся в Желсобе 1 октября 1927 г. На формирование труппы из средств управления КВЖД отпустили порядка 200 тысяч рублей. По современным театральным меркам России, как писали в прессе, для 6-7 месяцев театрального сезона это были огромные деньги, и на них можно было сформировать первоклассную труппу. Харбинцы были приучены предыдущими сезонами к отменным декорациям, звучному хору, стройному оркестру. «Но что касается основной ценности всякой оперной труппы - кадра свежих и сильных певцов, - в этом отношении предыдущие сезоны, к сожалению, приучили харбинцев к неприезду обещанных знаменитостей, к провалам прибывших новичков и к замене их среди сезона давно-знакомыми персонажами» [29]. Но с начала 1928 г. оперные постановки в Желсобе прекращаются и опера вновь входит в полосу кризиса.
Опереточный театр Харбина с 1924 г. продолжал функционировать стабильно, снизив активность только к 1927 г. Оперетта представлена в это время как специализированными коллективами (Товарищество артистов оперетты), так и популярными с дореволюционного
14 См.: [7].
15 Посреднические бюро профсоюза Рабис (Посред-рабис, Посредбюрорабис, Дальпосредрабис) создавались при биржах труда. Бюро выполняли функции агентств, собирали заявки и способствовали трудоустройству артистов
и музыкантов.
16 Об особенностях организации работы артистов в Маньчжурии в советский период см. статью автора: [27].
17 С. Я. Лемешев проработал в Харбине с 1927 по 1929 г., однако в официальных биографиях певца этот факт не упоминается. Полагаем, что и сам артист не был заинтересован в афишировании работы за границей,
так как в 1930-е гг. это могло иметь для него трагические последствия.
Щожшш.амшш
К О М С О Б Ъ
тел. гз-74. СРьДА* 7-10 гкавря
1-й
Х.А.Д.О.
в ваш
желоовъ
Т«Л. 26.74. ЧЕННРГЪ, В меая УТРОМЪ л» УЧАЩИХСЯ
по йтъ ЙО йи из СИН1ш
РЕВИЗОРА
Но«од!о нъ 5 дьВ;т. Н. В. Г<ноа». Хявоаноеь—Н, В С*о*пчъ, Ч1й —Ларине«*.
ВЕЧЕРОМЪ
ш^СИЛЬВ'Аов
оааретт« въ 3 А Н*л*ч*на. .
Пося! спенгаим съ 11 АО вечера ИНТИМНЫМ ЙЕЧЕРЪ БДЛо-НАМГ)
Дириж. А, Ю. СзщиМ. Гркпяы н НИНЫ пр» С11НИЧ А1Ш в>Й. Саадги. Г. П. Богданова Нос>юны ч- Входи»• пяатв втдтию цтм 1Л9 аок каст е.' А. Чепо1вцнЕгп. II н кчнцян* 1 Ш.
Н1чал1 спитая»* «ъ вЛО 1вч«ра. На исЬ оС1*вленый стапешанш (меты I ромита. Дарпи.-дем»», А. й ЗИЛОГИ. Улич* Ш'ИМЯС.А цадявиыц Зав. адм. частно М 1 *>нцг*рутъ
день Рождества
О -1 г. о гт ГОСТЬЮ п нов, гиси<-110виЪ Н. В. СИО.ПИЧА
Баядерки
□V 3 л Кал&чдий.
А. Бнтчвръ. Рад^аии— В. л. Легкваъ, няналврнъ— М. В, Май в^дввъ, Луч-Фнлнгтпъ—К, И, Д«итр1йВ, МарИта—Оидьоинсяаи.
Рис. 6. Анонс спектаклей Художественной ассоциации драмы и оперетты (ХАДО). Газета «Заря». 1925. № 6 (10 января). С. 1
периода театрами миниатюр со смешанными программами. Оперетты в 1924 г. ставит сдвоенная оперно-опереточная труппа известного дальневосточного антрепренера Е. М. Долина, который к концу 1925 г. окончательно эмигрирует в Харбин. Приток новых исполнительских сил в оперетте связан с работой в осенне-зимнем сезоне 1924/1925 г. смешанной опереточно-драматической труппы
из Петрограда - «Художественная ассоциация драмы и оперетты» (ХАДО) под режиссерством Н. В. Смолича18. Некоторые участники труппы выступали и в оперных постановках, о чем упоминалось выше. Финансовую поддержку ХАДО оказала новая администрация КВЖД, оплатившая 2 тысячи золотых рублей в качестве подъемных для труппы [30] (рис. 6).
В этот же период (с 1924 по 1926 г.) общая картина музыкально-театральной жизни Харбина дополнилась гастролями трех украинских музыкально-драматических трупп, в репертуаре которых неизменно присутствовали национальные украинские оперы, оперетты и водевили. Из трех приведенных в табл. 1 коллективов в регионе было известно только об одном - под управлением К. Л. Кармелюка-Каменского - еще с 1913 г. Упоминание Украинской дальневосточной оперно-драматической труппы под руководством П. Машина и Г. Могильникова в источниках встречается впервые. Такой же неожиданностью стало появление в Харбине Коллектива украинских артистов Харьковского гостеатра под управлением П. М. Белокурова.
В 1926 году еще предпринимаются попытки обмена театральными коллективами с советским ДВК. После окончания сезона в театре «Мозаика» труппа оперетты поехала на гастроли в Приморье, однако возникли проблемы с таможней, паспортами. Добавились организационные сложности: в ДВК работала своя труппа оперетты созданного там театрального объединения, и приезд харбинцев нарушал планы ее перемещений. В результате расстроившихся гастролей часть артистов вернулась в Харбин, а некоторые приняли предложения из других
городов1
18 Работал в Мариин-ском и Александрийском театрах.
19 Подробнее об этом см.: [7;27].
В период с конца 1927 г. и до декабря 1928 г. наступает затишье - вначале 1
22 в опере, а затем и в оперетте. Для организации сезонов харбинские антре- £
пренеры ангажируют артистов через посредническое бюро профсоюза 2
Рабис в ДВК. В 1927 году из Приморья приезжают талантливые артисты опе- £
ретты и танцовщики [31]. Среди них прима-балерина О. П. Манжелей и ба- |
летмейстер, танцовщик и постановщик оперетты Б. А. Серов20. 2
Опера в начале 1928 г. была представлена только на экранах кинотеатров У
Харбина. Из материалов прессы известно, что оперетта в феврале работала ^
в Шанхае в театре «Пикок-Ориент» [33]. Между тем 10 февраля местная ши- >
роковещательная компания организовала одну из первых трансляций шед- 55
шего в Желсобе оперного спектакля [34]. |
ГО
Проблемы с оперными постановками в Желсобе, как выяснилось, были |
связаны с конфликтом в руководстве оперного дела и началом работы проф- ° союзной комиссии. Новый директор Миллиант израсходовал огромную *
и
сумму, выделенную правлением КВЖД на театральное дело, не по назначе- 1 нию, и деньги, как было установлено комиссией, «ушли на ветер» [35]. ё
Помимо этого скандалы продолжались и в самой оперной труппе Желсоба. £ Приехавшие из советской России (из Новосибирска) артисты начали кам- "
панию против старых репертуарных певцов, потеснив их в труппе и оста- ?
вив без ангажемента, что сразу сказалось на качестве постановок и, соответ- о ственно, на сборах - спектакли шли при полупустых залах. Первый спектакль оперной труппы Желсоба состоялся из-за этого только в декабре 1928 г. [36].
Сезон оперы закончился очень рано - 14 февраля 1929 г., так как средства у дирекции КВЖД на ее более длительное субсидирование не были предусмотрены. В прессе высказывали опасения, что в будущем оперы может вообще не быть, а на самоокупаемости существование ее невозможно [37].
С весны 1928 г. серьезным конкурентом оперному и опереточному театру становится киноиндустрия. Местный синематограф, наращивая темпы, демонстрировал голливудские кинооперы и кинооперетты. В кинотеатрах Харбина стали практиковать новые сценические формы - вместе с демонстрацией картины проходили так называемые киноконцерты с разнообразной программой, включавшей фрагменты и целые спектакли оперетт (рис. 7). Весной 1929 г. превалирует кинооперетта: в кинотеатрах Харбина демонстрируются экранизации знаменитых оперетт И. Кальмана и Ф. Легара. В это же время в моду входят ревю-оперетты.
В августе 1929 г. начались гастроли Русско-украинской оперетты под управлением дирижера Приходченко, репертуар которой включал произведения отечественных и европейских авторов. А в конце октября в Желсобе вновь открылся сезон оперы. Однако наметившаяся в сезон 1929/1930 г. активизация оперного дела через год приостановилась, и в 1930/1931 г. оперы в Харбине не было. Возобновление оперных спектаклей в зимний сезон 1931/1932 г. с достаточно большой труппой (персонаж - 25 человек, хор - 34, оркестр - 24,
2о Обэтом см.: [32]. балет - 18 человек [38]) вновь сменилось постепенным
(^арбинъ. Годъ издащя ¡Ji.
Сегодня «»имм 192« row. «ЛЮБОВЬ-, кажл*г«1 чел»Ьиа. Этогь .чфлриз«!., иднъ серь, СССИЛЪ j" МИЛЛЬ,
1!« г.амый прочный фуидвмнгъ, «а ммц» строите« жиа*»
имчи. лучше п«АТ**ржме1ъ ^ачеииш« MtfiMMW р***с.
СимфонГя любви
(БУРИ ДУШЕВНЫ Я). Пь гмвнылъ р«лйкъ
РОЛЬ ла рокъ. рикардо кортецъ, робертъ Эдесонъ, Федооъ Козловъ, Юл1я Фай и Bfcpa Рецнольдсъ,
Пг. пъссн: Сын* «дим« cnopTv Атрии*—»гонки и* ммамиаяъ». Кониурсъ троик* АМ«»"М> Г(>анл>оз»ы* tfann И пр1здиее!Вй. Выичячш*« выстави» мся^имхъ модъ Аиеринн ■ ttp»nn-Нлчаяо смисовъ п 4Ж и7« 9.30 ч. в»ч,
С«г«дия О, ГЗ ОН С КАЯ И ПЛ. ГАЙДАРОВЪ бъ киио-р»м»и*,
Любите жизнь в-
CWMBII одяйъ ^ЙИ», ЕЩЕ HF6IJKAflOE »1» СЕЗОНА
оперетта и кино-концертъ
•д::; Любовь ecti увлекав! c"+i;*ITa"' Рери
п И ЬИЛЬПНИ—#ыег». М. А, САВИЦКАЯ'-мянепи вытюрусеимв коря Сдамнс««*. В|фМ]г»ш1йся из* ..эграннцы д»гл»-р*ССН11» лчт * ТАЛСРЪ и А. А. ГОРЕВЪ ч, П. ЛЕОНОВА—«4МТ. ЕЛ.ГРИ. ГОРЕИ КО— ртмкП аксни и йияпиы. Оригинальны* дуэчсты, М, и С. БИНОВЫ. И. П, ХОЛМЕР—иитяяк. nVcfiKH, А. Г АЛi НСАНДРОИД — вялетъ, Б. Д. БУЧННСН1И. иЬ*. «врнтонъ,
"Л^"1 Паулины ФраднШ) ПлЪнница замка Шенстонъ
н«иду гчйшвркп* Яро И .1««ы. Н*ч-м» |""Н» »1, J Ч. !||>нм MLdUMb IU 20 цент.
Рис. 7. Газета «Заря». 1928. № 84 (28 марта). С. 1
спадом, и к середине 1930-х гг. опера окончательно переместилась в Шанхай, где, впрочем, ее функционирование также нельзя назвать стабильным.
По драматургическим законам композиции перед развязкой всегда наступает кульминация. Таким всплеском был оперный сезон 1929/1930 г. Спектакли продолжались до мая включительно благодаря приезду гастролеров с советской территории, а в мае добавились новые гастролеры: на протяжении нескольких недель с середины апреля и до 25 мая 1930 г. в Желсобе шли концерты, а затем оперные спектакли итальянской оперной труппы антрепренера А. Карпи, который был хорошо известен в Маньчжурии и Шанхае [39].
Приезд в Харбин иностранного оперного коллектива - еще одно важное свидетельство положения города как независимого музыкально-театрального центра в регионе. Этот статус подкреплялся и другим фактом: благодаря деятельности нескольких музыкальных школ, а затем и консерватории, в Харбине началось воспитание собственных исполнительских кадров. Об этом свидетельствует появление в оперной труппе сезона 1929/1930 г. среди молодых премьеров выпускников музыкальной школы Харбина. Одна из них - сопрано Е. Е. Силинская [40], принятая в коллектив вместе с выпускниками столичных российских консерваторий (баритон Л. А. Вительс - выпускник Петроградской консерватории).
Отсутствие оперы в сезон 1930/1931 г. компенсировалось опереттой, спектакли которой ставились в ведущих харбинских залах - Желсобе и Комсобе [41]. В Харбине в этом жанре начали работать высокопрофессиональные исполнители, что обеспечило продолжительное доминирование оперетты на сценах города. Это артисты и антрепренеры Л. Розен и З. Битнер, приехавшие из СССР танцовщица и балетмейстер О. Манжелей и Б. Серов, артисты В. Валин, Е. Орловская, О. Грановская, ^^^^^^^^^^^^ композитор, пианист и дирижер Д. И. Гейгнер21. С их именами связан дальнейший подъем музыкально-театраль- 21 См. публикации авто-ного искусства в Харбине (рис. 8, 9).
ра:[42;32].
Театръ АТЛГ НТИКЪ
3a.ii pa литккца 4-го деиайря
Музыкальная к мед« л оперетта
премьера Открыпе сезона премьера
КОЛОМБИНА
йгшрсги пъ Э-XV 1 (.Пети ихц ку UJ»J I'l'.n
I 1ШЪ. КОНЧИШЬ *:, nt|>H№b. 11 ЛИТ,. I.IM; ::|j| IhI Hi ВйрайчЬ, Учястауюгь Он» алфИнИГуЛ Грпиэкк.м. OjAttBCKia. bpotmeinкща, is пон : инъ Нэlit (Вп 'hiivi BtlfOfiTi. Дгиичп. HjSCUKklft. H'aapav, PySanfc, Pabracirift Тоиыи и цц
I ц-лц ыз . . I мпмепм hi. А. ШЧ1. flBJtteufrb Д. LI. I'EflniEpb.
Ei b ] .qUl. .....I ЯШЫ 3 Г ЛИЦ ОН I ]'A1L| | rtHl. lipHIU ij|||..,. |) P Ml |«IJ ifl и
f. л. I 1 III rirpe.ll. »lupu» ihroHL БАЛЕТ оИгИЕРМЕДШ и «"it »тшыиснлй BONE J IE OE L'JHT ПРОКАЗЫ КОЛОМБИНЫ i Ардса^иляО ....... >
(.1 .1. Jill. .Mill. Kaqn lift I.. 0 п. НИиима, iuЩГ.1.Н Li*.
ТНЧ1 Hills (вмннт.). Б. л. CBpMt: feXHpfeTBpfc £. В Cttin.1 I4j*t: i Д. V. (ШЛЩ,
xtajtri. iii *;:> •:/* Д ■ paitafn.: . .и:.-».Ii'ha Ц. r мр н. Л. Г.уш... IM: : I ■ ■ ■ Г. Л. вМЮТИИВЩ А. H. К | » i.T.rtv П К. Ul\ Д. Н. (|
ГТР*!.: - вишнЛ: >- ¡-11 Р" Б. БзДОЕгинЪ; : i^uipi. Г. ♦ - (шш rriiK
г ■ i||ffl|uri - l H*tj»ir|IHit Н. Я KMfBtM*- itpuii С □JAi.ILM В. И. Р<1М
jd II. ' . - i-J. с .»ПНИ U J' - pixui '. .. Ill WjBBtTt, {шц IJ <.,. if«™
|Г, ;" N...1. J.I.:ilJ.t 1 at a; fet'l lltHbJ »Iciljl |ГЬ :u> Ц 11.1. ripif» HJ.
адоиы. Баллы У ' . ■ >1 J.' l '.■'11. H: Ш t lilt 1 1 > U J < -
• ; in. tniiniLjy ■ i ll-tt n 11 i 1ПП1 .1... .....щ н: ".j
мм П1 IIUlU JHprtlU Bttuma ■ i)|rir. I"4M IIUI Гчмгги В . ■ ИЦШАрКа В«Н4ПНН11 ТЫ IE'.- II. J.I« lllUU И1 м "II ■ I ITIJNINU 114 AhlJIHllBUn Hi IfJlll
_^HBNV^iat» I а. в
Рис. 8. Анонс открытия сезона оперетты 1931/1932 г. в театре «Атлантик». Газета «Заря». 1931. № 332 (3 декабря). С. 1
Музыкально-театральная жизнь Харбина в 1920-1931 гг. определялась функционированием европейской, а также украинской национальной оперы и оперетты, как это было характерно и для дореволюционного
и довоенного периода дальневосточного музыкального театра. Однако политические процессы на российской/советской территории и имманентные процессы в самом театральном деле Харбина способствовали его постепенному обособлению и утверждению как самостоятельного музыкально-театрального центра Дальнего Востока, что наметилось во второй половине 1920-х и окончательно закрепилось к началу 1930-х гг.
Рис. 9. Солисты харбинской оперетты В. Валин (Катхе) и Е. Орловская (Кры-ловская). Из семейного архива автора
список литературы
1. Говердовская Л. Ф. Общественно-политическая и культурная деятельность русской эмиграции в Китае в 19171931 гг. [Новое изд.]. Перепеч.
М.: Ин-т Дальн. Вост., 2004. - 188 с.
2. Хисамутдинов А. А. Русский балет
в Китае. Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 2015. URL: https://evols. library.manoa.hawaii.edu/.
3. Хисамутдинов А. А. Русские музыканты в Китае. Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 2015. URL: https://evols. library.manoa.hawaii.edu/.
4. Гибель труппы артистов // Заря. 1920. № 52-153 (23 октября). С. 5.
REfERENCEs
1. Goverdovskaya L. F. Obshchestvenno-poli-ticheskaja i kulturnaja deyatelnost russkoj emi-gracii v Kitae v 1917-1931 gg. [Social, political and cultural of the Russian emigration in China in 1917-1931] [Novoe izd.], Perepech. Moscow: In-t Daln. Vost. Publ. [Far East Institute Publ.]. 2004. 188 p.
2. Hisamutdinov A. A. Russkij balet v Kitae [Russian ballet in China]. Vladivostok: Izdatelstvovo Dalnevost. uni-versiteta [Far Eastern University Press], 2015. Available from: https:// evols.library.manoa.hawaii.edu/.
3. Hisamutdinov A. A. Russkie muzykanty v Kitae [Russian musicians in China].
5 5. Железнодорожная катастрофа // 1 Заря. 1920. № 152 (21 октября). С. 3. о 6. Приезд оперы [Театр и музыка] // Дао лёкая окраина. 1919. № 3736 (24 января).
ё С. 4.
<
„ 7. Крыловская И. И. Проблема театраль-^ ного юбилея: к истории Хабаровско-£ го краевого музыкального театра // § Исторические, философские, полити-^ ческие и исторические науки, культуро-¡5 логия и искусствоведение. Вопросы те-й ории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. £ № 9 (71). С. 101-108. ^ 8. А. Д. Севильский цирюльник // Заря. ^ 1922. № 260 (18 ноября). С. 5. § 9. А. Д. «Фауст» в «Новом театре» // * Заря. 1922. № 269 (29 ноября). С. 3. | 10. Собственная оперная труппа @ Липковской. Примадонна во главе антрепризы // Заря. 1922. № 50 (10 декабря). С. 3.
11. А. Д. Судьба оперы // Заря. 1923. № 39 (20 февраля). С. 3.
12. Художественная оперетта [У рампы] // Заря. 1921. № 213 (28 сентября). С. 3.
13. Оперетта [У рампы] // Заря. 1921. № 224 (11 октября). С. 3.
14. Сезон оперетты // Заря. 1922. № 12 (17 января). С. 3.
15. Неудавшаяся поездка оперы // Заря.
1924. № 84 (15 апреля). С. 3.
16. Заря. 1925. № 250 (28 октября). С. 1.
17. Беда с оперным пополнением // Заря.
1925. № 297 (15 декабря). С. 3.
18. Оперные артисты о сезоне // Заря.
1926. № 48 (22 февраля). С. 3.
19. Опера по радио // Заря. 1926. № 234 (2 сентября). С. 3.
20. Оперные гастроли в Японии // Заря. 1926. № 258 (28 сентября). С. 3.
21. Успехи оперных гастролеров // Заря.
1926. № 264 (4 октября). С. 3.
22. Заря. 1926. № 283 (24 октября). С. 1.
23. Оперныя новости // Заря. 1927. № 49 (25 февраля). С. 3.
24. Репертуар для Японии // Заря. 1927. № 74 (22 марта). С. 3.
25. Опера по Дальнему Востоку // Заря.
1927. № 90 (7 апреля). С. 3.
Vladivostok: Izdatelstvovo Dalnev- H
ost. universiteta [Far Eastern University Press], 2015. Available from: https:// 25 evols.library.manoa.hawaii.edu/.
4. Gibel' truppy artistov [The Death
of the Troupe of Artists]. In: Zarya. 1920, no. 52-153 (23 oktyabrya), p. 5.
5. Zheleznodorozhnaya katastrofa [Train Disaster] In: Zarya. 1920, no. 152 (21 oktyabrya), p. 3.
6. Priezd opery [The Arrival of the Opera] [Teatr i muzyka]. In: Dalyokaya okraina. 1919, no. 3736 (24 yanvarya), p. 4.
7. Krylovskaya I. I. Problema teatral'no-goyubileya: k istorii Habarovskogo kraevo-go muzykal'nogo teatra [The Problem
of the Theatrical Anniversary: on the History of the Khabarovsk Regional Musical Theatre]. In: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i istoricheskie nauki, kul'turologiya i iskusst-vovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and historical sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. Tambov: Gramota, 2016, no. 9 (71), pp. 101-108.
8. A. D. Sevilskij cirjulnik [The Barber of Seville]. In: Zarya. 1922, no. 260 (18 noyabrya), p. 5.
9. A. D. "Faust" v "Novom teatre" ["Faust" at the "New Theatre"]. In: Zarya. 1922, no. 269 (29 noyabrya), p. 3.
10. Sobstvennaja opernaja truppa Lipkovskoj. Primadonna vo glave antreprizy [Lipkovskaya's own opera troupe. Prima donna at the head of the entreprise]. In: Zarya. 1922, no. 50 (10 dekabrya), p. 3.
11. A. D. Sudba opery [The Fate of the Opera]. In: Zarya. 1923, no. 39 (20 fevralya), p. 3.
12. Hudozhestvennaja operetta [Artistic Operetta] [U rampy]. In: Zarya. 1921, no. 213 (28 sentyabrya), p. 3.
13. Operetta [The Light Opera] [U rampy]. In: Zarya. 1921, no. 224 (11 oktyabrya), p. 3.
14. Sezon operetty [The light opera season]. In: Zarya. 1922, no. 12 (17 yanvarya), p. 3.
15. Neudavshajasa poezdka opery [Failed Opera Trip]. In: Zarya. 1924, no. 84 (15 apre-
lyah p. 3.
16. Zarya. 1925, no. 250 (28 oktyabrya), p. 1.
17. Beda s opernym popolneniem [Opera Replenishment Trouble]. In: Zarya. 1925, no. 297 (15 dekabrya), p. 3.
26. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока
26 (РГИА ДВ), Ф. Р-2534, Оп.1.
27. Крыловская И. И. Хроники деятельности харбинского отделения профессионального союза работников искусств (1925-1929 гг.) // Исторические, философские, политические и исторические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (73). Ч.1. С. 72-82.
28. Будущие премьеры оперы // Заря. 1927. № 141 (1 июня). С. 3.
29. Оперный сезон в Желсобе // Заря. 1927. № 256 (1 октября). С. 3.
30. С - кий В. Театральные перспективы // Заря. 1924. № 240 (22 октября). С. 3.
31. Летний опереточный сезон // Заря. 1927. № 131 (22 мая). С. 5.
32. Крыловская И. И. Танцовщики
О. П. Манжелей и Б. А. Серов на российском Дальнем Востоке и в эмиграции // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Санкт-Петербург. 2018. № 3 (56). С. 75-94.
33. Случай с З. А. Битнер // Заря. 1928. № 29 (2 февраля). С. 3.
34. Опера по радио // Заря. 1928. № 38 (11 февраля). С. 3.
35. Шилов Бор. Танец театральных цифр // Заря. 1929. № 52 (27 февраля). С. 5.
36. За кулисами харбинской оперы // Заря. 1928. № 314 (19 ноября). С. 5.
37. Сатовский-Ржевский Гр. Не меломан
о музыке // Заря. 1929. № 36 (10 февраля). С. 3.
38. Заря. 1931. № 293 (25 октября). С. 1.
39. Триумф итальянских певцов // Заря. 1930. № 103 (15 апреля). С. 5.
40. Сизиф (П. Н.). Бенефис премьеров оперы // Заря. 1930. № 63 (7 марта). С. 7.
41. Заря. 1930. № 336 (7 декабря). С. 1.
42. Крыловская И. И. Композитор, пианист и дирижер Давид Гейгнер на Дальнем Востоке: возвращенное имя // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2 (33). С. 126-149.
18. Opernye artisty o sezone [Opera Artists about the Season]. In: Zarya. 1926, no. 48 (22 fevralya), p. 3.
19. Opera po radio [Opera on the Radio]. In: Zarya. 1926, no. 234 (2 sentyabrya), p. 3.
20. Opernye gastroli v Yaponii [Opera Tour in Japan]. In: Zarya. 1926, no. 258 (28 sentyabrya), p. 3.
21. Uspekhi opernyh gastroljorov [Achievements of Opera Tourists]. In: Zarya. 1926, no. 264 (4 oktyabrya), p. 3.
22. Zarya. 1926, no. 283 (24 oktyabrya), p. 1.
23. Opernyja novosti [Opera news]. In: Zarya. 1927, no. 49 (25 fevralya), p. 3.
24. Repertuar dlja Yaponii [Repertoire for Japan]. In: Zarya. 1927, no. 74 (22 marta), p. 3.
25. Opera po Dalnemu Vostoku [Opera in the Far East]. In: Zarya. 1927, no. 90 (7 aprelya), p. 3.
26. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij ar-hiv Dalnego Vostoka [Russian State Historical Archives of the Far East] (RGIA DV). Fund R-2534, op.1.
27. Krylovskaya I. I. Hroniki deyatelnosti har-binskogo otdelenija professionalnogo sojuza rabotnikov iskusstv (1925-1929 gg.) [Chronicle of the activities of the Harbin branch of the trade union of art workers (19251929)]. In: Istoricheskie, filosofskie, politiches-kie i istoricheskie nauki, kulturologija i iskusst-vovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and historical sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. Tambov: Gramota, 2016, no. 11 (73), ch. 1, pp. 72-82.
28. Budushchie premjery opery [Future Premieres of the Opera]. In: Zarya. 1927, no. 141 (1 iyunya), p. 3.
29. Opernyj sezon v Zhelsobe [Opera season
in Zhelsob]. In: Zarya. 1927, no. 256 (1 oktyabrya), p. 3.
30. S - kij V. Teatral'nye perspektivy [Theatrical perspectives]. In: Zarya. 1924, no. 240 (22 oktyabrya), p. 3.
31. Letnij operetochnyj sezon [Summer Operetta Season]. In: Zarya. 1927, no. 131 (22 maya), p. 5.
32. Krylovskaya I. I. Tancovshchiki O. P. Man-zhelej i B. A. Serov na rossijskom Dal'nem Vostoke i v emigracii [Dancers O. P. Manzhe-ley and B. A. Serov in the Russian Far East and in Emigration]. In: Vestnik Akademii
russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj [Bulletin of the Vaganova Ballet Academy]. St. Petersburg. 2018, no. 3 (56), pp.75-94.
33. Sluchaj s Z. A. Bitner [The case of Z. A. Bitner]. In: Zarya. 1928, no. 29 (2 fevralya), p. 3.
34. Opera po radio [Opera on the Radio]. In: Zarya. 1928, no. 38 (11 fevralya), p. 3.
35. Shilov B. Tanec teatralnyh cifr [Dance ofTheatrical Figures]. In: Zarya. 1929, no. 52 (27 fevralya), p. 5.
36. Za kulisami harbinskoj opery [Backstage at Harbin Opera]. In: Zarya. 1928, no. 314 (19 noyabrya), p. 5.
37. Satovsky-Rzhevskiy Gr. Ne meloman o muzyke [Not a Music Lover]. In: Zarya. 1929, no. 36 (10 fevralya), p. 3.
38. Zarya. 1931, no. 293 (25 oktyabrya), p. 1.
39. Triumf italjanskih pevtsov [Triumph
of Italian Singers]. In: Zarya. 1930, no. 103 (15 aprelya), p. 5.
40. Sizif (P. N.). Benefis premjerov opery [Opera Premiere Benefit]. In: Zarya. 1930, no. 63 (7 marta), p. 7.
41. Zarya. 1930, no. 336 (7 dekabrya), p. 1.
42. Krylovskaya I. I. Kompozitor, pianist i di-rizhor David Gejgner na Dal'nem Vostoke: voz-vrashchyonnoe imya [Composer, Pianist and Conductor David Geigner in the Far East: Recovered Name]. In: Nauchnyj vest-nik Moskovskoj konservatorii [Scientific Bulletin of the Moscow Conservatory]. 2018, no. 2 (33), pp. 126-149.
сведения об авторе
Крыловская Изабелла Ильинична - кандидат искусствоведения, доцент департамента искусств и дизайна Дальневосточного федерального университета. E-mail: [email protected] ORCID: 0000 - 0003 -1112- 4423
about the author
Izabella Krylovskaya - PhD in Arts, Associate Professor of the Department of Arts and Design of the Far Eastern Federal University.
E-mail: [email protected] ORCID: 0000 - 0003 -1112- 4423
Крыловская И. И. Музыкально-театральная жизнь Харбина с 1920 и до начала 1930-х гг.: По материалам харбинской периодики // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021.№ 3. С. 8-27.
БОТ: 10.35852/2588-0144-2021-3-8-27
Krylovskaya 1.1. Music theatre life of Harbin from 1920s to 1930s: On the materials of the Harbin periodic. In: Theatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2021, no. 3, pp. 8-27. DOI: 10.35852/2588-0144-2021-3-8-27
Статья поступила в редакцию: 12.06.2021 Принята к публикации: 11.08.2021
Received: 12.06.2021 Accepted: 11.08.2021