Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ХАРБИНА: ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ'

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ХАРБИНА: ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРБИН / ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / МАНЬЧЖОУ-ГО / КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КВЖД) / МАНЬЧЖУРИЯ / ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН / ИСТОРИЯ ЭМИГРАЦИИ / HARBIN / EVANGELICAL CHRISTIANS / PROTESTANTISM / MANCHUKUO / CHINESE EASTERN RAILWAY (CER) / MANCHURIA / EVANGELICAL CHRISTIAN CHURCH / HISTORY OF EMIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родионова Ксения Игоревна

В статье рассматривается история Церкви евангельских христиан Харбина в среде российской эмиграции, начиная с основания общины в 1911 г. и заканчивая серединой 1940-х гг., когда деятельность прихода практически прекратилась. В российском анклаве полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с самого начала строительства формируется религиозное многообразие. Его частью становится протестантизм, представленный в эти годы лютеранством, баптизмом, адвентизмом и евангельским христианством. Во многом религиозная картина была определена многонациональным и поликонфессиональным составом Российской империи. После гражданской войны и потери права экстерриториальности евангельские христиане остались в Харбине, наиболее населенном городе КВЖД, в статусе эмигрантов. Община имела несколько арендованных молитвенных домов в черте города. В 1940-х гг. при японской оккупации Маньчжурии бывшие российские подданные начали покидать страну. К середине 40-х гг. приход фактически прекратил свое существование. В статье сделан вывод о том, что благодаря непрерывной работе служителей церкви и отсутствию давления со стороны властей Маньчжоу-Го и Российской фашистской партии, община осуществляла свою деятельность до массового отъезда российских эмигрантов из страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARBIN’S RELIGIOUS LIFE: EVANGELICAL CHRISTIANS

The present research examines the history of the Evangelical Christian Church in Harbin among Russian emigrants from the date of community foundation in 1911 till the mid-1940s, when the activity of the parish practically ceased. Religious diversity was formed in the Russian enclave of the right-of-way of Chinese Eastern Railway from the very beginning of its construction. Protestantism represented during these years by Lutheranism, Baptism, Adventism and Evangelicalism was a part of such diversity. In many respects, the religious picture was determined by the multinational and multiconfessional composition of the Russian Empire. After the Civil War and the loss of extraterritoriality Evangelical Christians remained in Harbin, the most populated city of Chinese Eastern Railway, as emigrants. The community had several rented prayer houses in the city. During the Japanese occupation of Manchuria in 1940s, former Russian nationals began to leave the country. By the mid-1940s the parish actually ceased to exist. It is concluded that owing to the continuous work of church ministers and the absence of pressure from the authorities of Manchukuo and the Russian Fascist Party, the community was able to survive until the departure of Russian emigrants from the country.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ХАРБИНА: ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ»

УДК 284.991(581)

https://doi.org/10.24158/fik.2020.7.16

Родионова Ксения Игоревна

Rodionova Ksenia Igorevna

аспирант, младший научный сотрудник Департамента истории и археологии Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточного федерального университета

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ХАРБИНА: ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ [1]

PhD student, Junior Research Fellow, Department of History and Archeology, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University

HARBIN'S RELIGIOUS LIFE: EVANGELICAL CHRISTIANS [1]

Аннотация:

В статье рассматривается история Церкви евангельских христиан Харбина в среде российской эмиграции, начиная с основания общины в 1911 г. и заканчивая серединой 1940-х гг., когда деятельность прихода практически прекратилась. В российском анклаве полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с самого начала строительства формируется религиозное многообразие. Его частью становится протестантизм, представленный в эти годы лютеранством, баптизмом, адвентизмом и евангельским христианством. Во многом религиозная картина была определена многонациональным и поликонфессиональным составом Российской империи. После гражданской войны и потери права экстерриториальности евангельские христиане остались в Харбине, наиболее населенном городе КВЖД, в статусе эмигрантов. Община имела несколько арендованных молитвенных домов в черте города. В 1940-х гг. при японской оккупации Маньчжурии бывшие российские подданные начали покидать страну. К середине 40-х гг. приход фактически прекратил свое существование. В статье сделан вывод о том, что благодаря непрерывной работе служителей церкви и отсутствию давления со стороны властей Маньчжоу-Го и Российской фашистской партии, община осуществляла свою деятельность до массового отъезда российских эмигрантов из страны.

Ключевые слова:

Харбин, евангельские христиане, протестантизм, Маньчжоу-Го, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), Маньчжурия, Церковь евангельских христиан, история эмиграции.

Summary:

The present research examines the history of the Evangelical Christian Church in Harbin among Russian emigrants from the date of community foundation in 1911 till the mid-1940s, when the activity of the parish practically ceased. Religious diversity was formed in the Russian enclave of the right-of-way of Chinese Eastern Railway from the very beginning of its construction. Protestantism represented during these years by Lutheranism, Baptism, Adventism and Evangelicalism was a part of such diversity. In many respects, the religious picture was determined by the multinational and multiconfessional composition of the Russian Empire. After the Civil War and the loss of extraterritoriality Evangelical Christians remained in Harbin, the most populated city of Chinese Eastern Railway, as emigrants. The community had several rented prayer houses in the city. During the Japanese occupation of Manchuria in 1940s, former Russian nationals began to leave the country. By the mid-1940s the parish actually ceased to exist. It is concluded that owing to the continuous work of church ministers and the absence of pressure from the authorities of Manchukuo and the Russian Fascist Party, the community was able to survive until the departure of Russian emigrants from the country.

Keywords:

Harbin, Evangelical Christians, Protestantism, Manchu-kuo, Chinese Eastern Railway (CER), Manchuria, Evangelical Christian Church, history of emigration.

В конце XIX в. был заключен русско-китайский договор о постройке Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Строительство магистрали осуществлялось силами разных категорий населения, среди них были и верующие протестантских церквей. В полосе отчуждения КВЖД проживали группы лютеран, адвентистов, баптистов и евангельских христиан.

Христианские организации были важной частью национальной и культурной жизни населения полосы отчуждения КВЖД и Дальнего Востока России. Они представляли собой уникальный исторический пример социальной организации анклавного, а впоследствии эмигрантского сообщества.

Изучение истории христианских конфессий в полосе отчуждения КВЖД и в ее столице Харбине в 1898-1945 гг. может значительно расширить научные представления современных исследователей о религиозной жизни на Дальнем Востоке. История евангельских христиан в Маньчжурии сохраняет свою актуальность и сейчас.

Абсолютное большинство имеющихся исследований по религиозной жизни Харбина и КВЖД - это работы, посвященные истории православной и старообрядческой церквей. История евангельских христиан Харбина в отечественной исторической науке является недостаточно изученной.

В связи с этим необходимо уточнить, что евангельские христиане в Харбине составляли отдельную конфессию и не были объединены с баптистами, как это произошло в Амурской области или в СССР после создания Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов

(ВСЕХБ) в 1944 г. При этом общины в Харбине имели связи между собой и считались родственными протестантскими конфессиями.

Историография темы в основном представлена трудами дальневосточных историков. Одни из первых фрагментарных упоминаний о деятельности Церкви евангельских христиан в Маньчжурии встречаются в работах советского ученого Н.М. Балалаевой, посвященных истории протестантских общин Дальнего Востока России [2].

Исследование темы получило развитие в 2010-е гг. Деятельность общины евангельских христиан в Харбине в 1917-1922 гг. в рамках изучения религиозной жизни Дальнего Востока России рассматривала профессор Н.В. Потапова [3]. Истории евангельских христиан посвящена часть главы «Русская дорога к харбинскому храму» в научной работе «Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного фронтира» историка А.А. Хисамутдинова [4].

Целью настоящей статьи является воссоздание общей картины религиозной жизни евангельских христиан в Харбине.

Источниковую базу работы составляют документы из фондов Государственного архива Хабаровского края, часть которых вводится в научный оборот впервые, и тексты эмигрантских изданий, вышедших в Харбине в рассматриваемый период.

Российский анклав в полосе отчуждения КВЖД был подчинен законодательству Российской империи. Официально миссионерскую деятельность здесь могли вести только иностранные конфессии среди местного китайского и маньчжурского населения. Но из-за отдаленности территории и необходимости быстрого ее заселения правительством часто делались послабления в отношении деятельности христианских меньшинств.

В 1900-е гг. численность евангельских христиан в российской диаспоре Маньчжурии была невелика. Они не были объединены в общину. Большая часть адептов проживала в Харбине. Точных сведений о количестве паствы того времени нет, можно предположить, что прихожан было не более одного-двух десятков.

В 1911 г. в Харбине была создана первая община русских евангельских христиан. Службы проводились в арендованных помещениях. Настоятелем общины стал Е.Ф. Ножкин [5, л. 54].

В 1915 г. в Харбин приехал миссионер Семен Павлович Баданцев (род. 15 августа 1872 г.). В Церковь евангельских христиан он обратился в Петербурге, с 1912 г. служил разъездным проповедником [6, л. 6], а после направления Союзом христиан веры евангельской в Китай 15 августа 1915 г. стал настоятелем харбинской общины [7, л. 54]. По профессии С.П. Баданцев был портным, в Харбине как пресвитер он получал небольшой оклад, из-за чего вынужден был продолжать работать по специальности [8, л. 4].

Харбинская церковь евангельских христиан входила в русский Союз христиан евангельской веры, находившийся в Петрограде [9, л. 54] и во Всемирный союз евангельских христиан с центром в Германии [10, л. 6].

В 1919 г. в церковь вступил Стефан Исидорович Липень (род. 15 декабря 1889 г.), ставший впоследствии на долгие годы служителем прихода. Он работал конторщиком при управлении КВЖД [11, л. 3].

С 27 мая по 07 июня 1920 г. в Москве прошел 7-й Всероссийский съезд евангельских христиан (ВСЕХ). На нем было решено основать иностранные миссии. С этой целью в Китай и в Индию были направлены два служителя церкви из России [12, с. 238], задача которых состояла в организации миссионерской работы с местным населением этих стран.

В том же году во Владивостоке состоялся Первый съезд Дальневосточного отдела Всероссийского союза евангельских христиан (ДО ВСЕХ). Председателем Совета ДО ВСЕХ был выбран Николай Николаевич Красев, инженер-путеец Губземуправления [13, с. 129]. В ДО ВСЕХ вошли общины полосы отчуждения КВЖД, Приморской и Приамурской областей.

Община евангельских христиан в Харбине развивалась поступательно с прибытием миссионеров. Были установлены тесные связи с Дальним Востоком России, а количество верующих стало расти за счет русских беженцев, прибывающих в Маньчжурию.

В 1920 г. закончился российский период истории КВЖД: была установлена китайская власть, а полоса отчуждения преобразована в Особый район Восточных провинций (ОРВП). Русское население утратило права экстерриториальности, оказалось в эмиграции. Закончился и начальный этап истории, период возникновения и формирования российских протестантских общин на данной территории.

В 20-е гг. XX в. Церковь евангельских христиан продолжала свою деятельность. В 1921 г. глава харбинских евангелистов С.П. Баданцев был рукоположен в пресвитеры и уполномочен быть дальневосточным представителем Церкви евангельских христиан [14, л. 6]. 4-5 сентября 1921 г. состоялся Второй съезд ДО ВСЕХ. На его заседание прибыли представители общин Даль-

него Востока России. Был избран новый состав ДО ВСЕХ, который включил в себя: Иосифа Антоновича Вахника, Николая Никитовича Красева, Николая Николаевича Протасова, Якова Николаевича Ходюша и Гавриила Корнеевича Чередняка. На съезде были рассмотрены вопросы помощи голодающим единоверцам из центральных регионов страны, создания трудовых кружков во всех общинах; утверждена программа воскресной школы [15, с. 129].

В своем штате ДО ВСЕХ содержал около 10 миссионеров. В их число входили: Басок, Живиц-кий, Картук, Крюков, Мостовенко, Поломошников, Савельев, Ходюш, Чиченков. Общины существовали за счет добровольных пожертвований прихожан и продажи религиозной литературы [16, с. 129].

В этот период помимо осуществления сугубо религиозной деятельности Церковь евангельских христиан начинает заниматься общественными задачами: под ее началом создаются организации, в основном представлявшие собой кружки для верующих общины. В Харбине действовал женский кружок, в котором христианки занимались рукоделием, а созданные ими вещи продавались. При этом вырученные деньги направлялись на распространение Евангелия. Осенью 1921 г. при харбинской общине евангельских христиан был создан кружок молодежи. Его председателем стал Стефан Исидорович Липень. Объединение имело свой устав, составленный по примеру иных молодежных кружков евангельских христиан, существовавших в России [17, с. 323-324].

В конце 1922 - начале 1923 гг. большинство миссионеров ДО ВСЕХ вынуждены были уехать с советского Дальнего Востока, многие перебрались на приграничные территории, в Харбин [18, с. 282]. Те, кто остался, были связаны с русскими общинами в Китае. Финансирование дальневосточных общин евангельских христиан шло из Маньчжурии, оттуда же они получали инструкции по ведению своей миссионерской деятельности [19, с. 222].

С 5 по 10 ноября 1925 г. во Владивостоке состоялся губернский съезд евангельских христиан, на котором присутствовали два представителя ВСЕХ [20, с. 16].

С увеличением количества верующих возникла необходимость в собственном культовом сооружении. Евангельские христиане не имели возможности для строительства церкви, поэтому арендовали помещения для совершения богослужений. В 1927 г. они собирались в арендованном помещении, которое находилось по адресу: ул. Ажихейская, 45, угол Почтовой [21, с. 230].

Церковь евангельских христиан неспешно развивалась, продолжая поддерживать сотрудничество с советскими приграничными общинами и являясь частью ДО ВСЕХ. В 1932 г. на территории Северо-Восточного Китая было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го. В это время многие связи с советским Дальним Востоком были потеряны. В 1930-е гг. Церковь евангельских христиан имела два молитвенных дома в харбинском районе: в Сунгарийском городке на ул. Владимирской, 69 и на ул. Тверской, 10. В штате состояли два благовестника (С.П. Баданцев и С.И. Липень), во главе организации стоял Семен Павлович Баданцев [22, л. 7]. Община евангельских христиан была небольшой, тем не менее ее жизнь протекала стабильно, паства церкви была постоянной, как и ее пасторы.

К концу 1930-х гг. молитвенный дом по ул. Тверской, 10 был закрыт, вместо него службы начали проводить у одного из прихожан, который предоставлял помещение верующим бесплатно. Каменное здание находилось в районе Корпусного городка, на ул. 7-й, дом № 3. Богослужения там проводились один раз в неделю. Помещение было маленькое, вмещало до 15 человек, поэтому постоянно службы посещало всего 10 мирян [23, л. 54], проживавших недалеко. Основная паства ходила в молитвенный дом по ул. Владимирской, 69. В 1938 г. в общине было 60 последователей, все - русские эмигранты.

Связи с иностранными религиозными центрами церковь напрямую не имела [24, л. 9-10]. Поэтому главной целью ее существования было сохранение паствы и поддержание нормальной религиозной жизни общины.

В 1930-е гг. сильное давление на протестантские общины оказывала Российская фашистская партия (РФП) и японская политическая власть. Но евангельских христиан эта проблема не коснулась.

Благотворительной деятельности церковь не вела, хотя иногда оказывала помощь своим прихожанам. К 1940-м гг. количество последователей церкви уменьшилось в связи с оттоком русского населения из Маньчжоу-Го. В 1942 г. в общине состояло 38 человек, из которых 34 были русскими эмигрантами, а 4 - советскими подданными [25, л. 54-55].

В целом жизнь общины была устойчивой. Из-за отсутствия финансовой базы церковь не могла создавать свои учебные заведения, вести широкую издательскую деятельность и строить молитвенные дома, тем не менее пасторы общины смогли создать условия для нормальной религиозной жизни. Внутри прихода не было крупных разногласий, как в лютеранской, баптистской, методистской и пятидесятнической церквях Харбина, что обеспечивало гармоничную атмосферу для верующих. С отъездом большинства российских эмигрантов из Маньчжоу-Го сократилась и паства евангельских христиан. Служители церкви предположительно покинули страну в 1940-х гг. Последние документы в их личных делах, которые велись Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурии (БРЭМ), датируются 1940 г. Известно также, что С.П. Баданцев окончил свои дни в Австралии в 1957 г. [26, с. 91].

История евангельских христиан в Харбине охватывает период с 1911 до середины 1940-х гг. Община, несмотря на небольшое количество верующих, поддерживалась пасторами прихода, которые продолжали вести службы, создавать кружки. По нашему мнению, важную роль в ее сохранении в 1920-1930-е гг. сыграло то, что служители церкви, возглавившие приход в конце 1910-х гг., продолжали свою деятельность без оглядки на политические и государственные изменения. Благодаря тому, что церковь практически не имела связей с иностранными протестантскими центрами и не вела широкой миссионерской деятельности, она избежала давления со стороны Российской фашистской партии и японских властей в Маньчжоу-Го, сохранив приход вплоть до массового отъезда эмигрантов из страны.

По итогам проведенного исследования историю развития общины евангельских христиан в Харбине можно условно разделить на три периода и охарактеризовать каждый из них:

1) создание и начальный период истории Церкви евангельских христиан (1911-1920), изначально определивший дальнейший вектор развития церкви; община первоначально не вела широкую миссионерскую деятельность, в связи с чем численность паствы была невелика;

2) расцвет Церкви евангельских христиан (1921-1931); период связан с увеличением количества верующих за счет притока российских эмигрантов в Маньчжурию;

3) завершающий этап истории Церкви евангельских христиан Харбина (1932-1945), относящийся к периоду японской оккупации Маньчжурии; с одной стороны, он характеризуется спокойной религиозной жизнью (с 1935 г. многие другие протестантские церкви испытывали давление со стороны властей), с другой стороны, ввиду политических изменений большая часть верующих покинула страну, а сама община к концу этого периода прекратила существование.

Таким образом, на протяжении трех десятилетий Церковь евангельских христиан напрямую зависела от политической обстановки в регионе и условий жизни эмигрантского населения, составлявшего основу общины. В связи с тем, что община не предпринимала попыток привлечь в свои ряды местных жителей (китайцев и маньчжур), она не имела преемственной связи.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-39-90048. Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 19-39-90048.

2. Балалаева Н.М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1859-1936) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1971. 36 с. ; Ее же. Упадок религиозного сектанства на Дальнем Востоке в условиях строительства и победы социализма // Вопросы истории Дальнего Востока. Вып. 1. Хабаровск, 1972. С. 218-239.

3. Потапова Н.В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). Т. 1. Южно-Сахалинск, 2014. 400 с. ; Ее же. Иностранные миссионеры в России в 1917-1922 гг. (на примере Дальнего Востока) // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке: уроки истории. Владивосток, 2012. С. 280-283.

4. Хисамутдинов А.А. Русская дорога к харбинскому храму // Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного фронтира. Благовещенск, 2015. С. 73-98.

5. ГАХК. Ф. Р831. Оп. 2. Д. 29. Л. 54-55.

6. ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 2304. Л. 4-10.

7. ГАХК. Ф. Р831. Оп. 2. Д. 29. Л. 54.

8. ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 2304. Л. 4.

9. ГАХК. Ф. Р831. Оп. 2. Д. 29. Л. 54.

10. ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 2304. Л. 6.

11. ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 27202. Л. 3.

12. Потапова Н.В. Евангельское христианство и баптизм ... С. 238.

13. Дударенок С.М. Баптисты и евангельские христиане российского Дальнего Востока в годы гражданской войны и военной интервенции // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке : уроки истории. Владивосток, 2012. С. 126-130.

14. ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 2304. Л. 6.

15. Дударенок С.М. Указ. соч. С. 129.

16. Там же.

17. Потапова Н.В. Евангельское христианство и баптизм ... С. 323-324.

18. Потапова Н.В. Иностранные миссионеры в России ... С. 282.

19. Балалаева Н.М. Упадок религиозного сектанства на Дальнем Востоке ... С. 222.

20. Христианство в СССР // Бюллетень Сибирской Маньчжурской миссии методистской епископальной церкви Юг. 1925. № 5-6. С. 16.

21. Весь Харбин на 1927 год: адресная и справочная книга. Харбин, 1927. 289 с.

22. ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 2304. Л. 7.

23. ГАХК. Ф. Р831. Оп. 2. Д. 29. Л. 54.

24. ГАХК. Ф. Р830. Оп. 3. Д. 2304. Л. 9-10.

25. ГАХК. Ф. Р831. Оп. 2. Д. 29. Л. 54-55.

26. Хисамутдинов А.А. Указ. соч. С. 91.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.