Научная статья на тему 'Модерн как тенденция стилеобразования в архитектуре городов Западной Сибири конца XIX - начала XX века'

Модерн как тенденция стилеобразования в архитектуре городов Западной Сибири конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
474
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STYLE / ARCHITECTURE / ART NOUVEAU / ECLECTICISM / NEOCLASSICISM / TOMSK / OMSK / BARNAUL / SIBERIAN THEME IN ARCHITECTURE / СТИЛЬ / АРХИТЕКТУРА / МОДЕРН / ЭКЛЕКТИКА / НЕОКЛАССИЦИЗМ / ТОМСК / ОМСК / БАРНАУЛ / СИБИРСКАЯ ТЕМА В АРХИТЕКТУРЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Н.С.

В статье рассматриваются региональные особенности архитектурного стиля городов Западной Сибири (Томск, Омск, Барнаул) в конце XIX начале XX века. Автор описывает две точки зрения на роль стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири. В статье последовательно проводятся общесибирские черты развития стиля модерн в архитектуре; представлены и обобщены интерпретации стилевого процесса ведущих сибирских историков архитектуры, чьи исследования сосредоточены на тщательном изучении памятников архитектуры Омска, Томска и Барнаула. Автор обозначает взаимосвязь модерна с эклектикой и неоклассицизмом; проводит сравнение трех памятников сибирской архитектуры особняков А. С. Кабалкина (Омск), В. Ф. Оржешко (Томск), И. Ф. Носовича (Барнаул). Выявленное сходство при сравнении архитектурно-планировочных решений зданий позволяет говорить о принадлежности этих трех особняков к стилю модерн. В статье показаны существующая практика изучения региональной архитектуры изолированно от общесибирских тенденций и близость художественных и архитектурно-планировочных решений, примененных в модерне в городах Западной Сибири. Также автор описывает идею и практический поиск регионального сибирского своеобразия стилевого процесса в архитектуре городов Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Nouveau as a Trend of Style Formation in the Architecture of Cities in Western Siberia in the Late XIX - Early XX Century

In the article, the regional peculiarities of development of the style process in the Western cities of Siberia (Tomsk, Omsk, Barnaul) are considered in the late 19th early 20th century. As the main direction of the style process in the Western cities of Siberia, the author singles out modernism and reveals the interrelations and the influence of modernity on other trends of the regional style. The author of the article describes two points of view in the literature on the part of the modernist style in the architecture of Western cities in Siberia. It identifies the shortcomings formed in the middle of the 20th century point of view on the modernist style in the architecture of Siberia as a formal copy of the capital version of the style. It substantiates the second point of view, which assumes the regional originality of the flow of the style process. The article consistently searches for general Siberian features of the development of the Art Nouveau style in architecture. Presented and summarized are the interpretations of the style process of the leading Siberian architecture historians, whose research is focused on a thorough study of architectural monuments of Omsk, Tomsk and Barnaul. A comparison is made with the development of the Art Nouveau style in metropolitan Russian cities and reveals its chronological, sociocultural and substantive differences from the development of the Art Nouveau style in its interrelation with other style processes in the cities of Siberia. The relationship of modernity with eclecticism and neoclassicism is indicated. Three monuments of Siberian architecture of A.S. Kabalkin (Omsk) V.F Orzheshko (Tomsk), I.F. Nosovich (Barnaul) are compared. The similarity of their architectural planning decisions is revealed; there is a difference in the research interpretation of belonging to the style of these three mansions.

Текст научной работы на тему «Модерн как тенденция стилеобразования в архитектуре городов Западной Сибири конца XIX - начала XX века»

УДК 728.03

МОДЕРН КАК ТЕНДЕНЦИЯ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Попова Наталья Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: bublikova2007@yandex.ru

В статье рассматриваются региональные особенности архитектурного стиля городов Западной Сибири (Томск, Омск, Барнаул) в конце XIX - начале XX века. Автор описывает две точки зрения на роль стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири. В статье последовательно проводятся общесибирские черты развития стиля модерн в архитектуре; представлены и обобщены интерпретации стилевого процесса ведущих сибирских историков архитектуры, чьи исследования сосредоточены на тщательном изучении памятников архитектуры Омска, Томска и Барнаула. Автор обозначает взаимосвязь модерна с эклектикой и неоклассицизмом; проводит сравнение трех памятников сибирской архитектуры - особняков А. С. Кабалкина (Омск), В. Ф. Оржешко (Томск), И. Ф. Носовича (Барнаул). Выявленное сходство при сравнении архитектурно-планировочных решений зданий позволяет говорить о принадлежности этих трех особняков к стилю модерн. В статье показаны существующая практика изучения региональной архитектуры изолированно от общесибирских тенденций и близость художественных и архитектурно-планировочных решений, примененных в модерне в городах Западной Сибири. Также автор описывает идею и практический поиск регионального сибирского своеобразия стилевого процесса в архитектуре городов Сибири.

Ключевые слова: стиль, архитектура, модерн, эклектика, неоклассицизм, Томск, Омск, Барнаул, сибирская тема в архитектуре.

АRT NOUVEAU AS A TREND OF STYLE FORMATION IN THE ARCHITECTURE OF CITIES IN WESTERN SIBERIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Popova Natalya Sergeevna, PhD in History of Arts, Associate Professor of Department Culturology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: bublikova2007@yandex.ru

In the article, the regional peculiarities of development of the style process in the Western cities of Siberia (Tomsk, Omsk, Barnaul) are considered in the late 19th - early 20th century. As the main direction of the style process in the Western cities of Siberia, the author singles out modernism and reveals the interrelations and the influence of modernity on other trends of the regional style. The author of the article describes two points of view in the literature on the part of the modernist style in the architecture of Western cities in Siberia. It identifies the shortcomings formed in the middle of the 20th century point of view on the modernist style in the architecture of Siberia as a formal copy of the capital version of the style. It substantiates the second point of view, which assumes the regional originality of the flow of the style process. The article consistently searches for general Siberian features of the development of the Art Nouveau style in architecture. Presented and summarized are the interpretations of the style process of the leading Siberian architecture historians, whose research is focused on a thorough study of architectural monuments of Omsk, Tomsk and Barnaul. A comparison is made with the development of the Art Nouveau style in metropolitan Russian cities and reveals its chronological, sociocultural and substantive differences from the development of the Art Nouveau style in its interrelation with other style processes in the cities of Siberia. The relationship of modernity with

eclecticism and neoclassicism is indicated. Three monuments of Siberian architecture of A.S. Kabalkin (Omsk) V.F Orzheshko (Tomsk), I.F. Nosovich (Barnaul) are compared. The similarity of their architectural planning decisions is revealed; there is a difference in the research interpretation of belonging to the style of these three mansions.

Keywords: style, architecture, art nouveau, eclecticism, Neoclassicism, Tomsk, Omsk, Barnaul, Siberian theme in architecture.

DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-51-57

Стилевые и внестилевые тенденции в архитектуре городов Сибири в конце XIX - начале ХХ века вызывают интерес у современных исследователей краеведческих аспектов искусствоведения. Обусловлен этот интерес не только общим подъемом в изобразительном искусстве и архитектуре городов Сибири этого периода, но также характером развития стилевых и внестилевых тенденций и неоднозначностью их интерпретации. Разнообразие стилевых тенденций в последней четверти XIX века подчиняется определенной логике. Так, в 1880-1890-е годы в архитектуре сибирских городов повсеместно присутствует эклектика. В рамках эклектики в городах Сибири проявились приметы историзма и «русского стиля» как варианта историзма в архитектуре. Интенсивность стилевых процессов в архитектуре также сопровождается развитием техники строительства.

Литература, посвященная исследованию стиля «модерн» в архитектуре России, достаточно многообразна. Так, направления развития модерна в России, а также его идейно-художественная программа проанализирована российским искусствоведом Е. И. Кириченко в монографии «Русская архитектура 1830-1910-х годов» [4]. В монографии исследователя русской архитектуры рубежа XIX-XX веков М. В. Нащокиной «Время стиля. К истории русской архитектуры конца XIX - начала XX века» представлен широкий охват теоретических проблем стиля, а также проведено исследование творческого наследия мастеров и памятников архитектуры модерна [8]. В ракурсе исследования региональной версии модерна заслуживает внимание сборник научных статей «Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона». В частности, вызывает интерес статья Б. М. Кирикова «Круг северного

модерна», в которой автор отмечает региональные особенности в архитектуре модерна [5].

В литературе, посвященной проблематике развития стиля «модерн» в городах Западной Сибири, сложились две точки зрения. Согласно первой, стиль модерн, получивший широкое распространение в архитектуре Сибири, представляет собой единый органичный стиль со своей единой стилевой матрицей. Такая точка зрения присутствует в монографиях общего описательного характера, изданных столичными издательствами в 1970-1980-е годы. Другая точка зрения на проблему стиля в архитектуре Сибири 1890-1910-х годов предполагает столкновение тенденций неоклассицизма и эклектики. Этой точки зрения придерживаются такие видные сибирские исследователи, как А. Г. Гуменюк [2] и В. Г. Залесов [3]. Обе позиции достаточно обоснованы и проиллюстрированы документальными свидетельствами и анализом памятников архитектуры.

В основу данного исследования положена вторая точка зрения, согласно которой стиль модерн в архитектуре Сибири 1890-1910-х годов представляет собой этап развития общероссийского стиля модерн и понимается как результат органичного сочетания новых приемов архитектурно-планировочного решения, поиска стилистической общности и ее противопоставления эклектике. Характерными признаками стиля модерн в архитектуре являются: общность принципов построения формы, связи отдельных элементов между собой; анализ художественного смысла формы; диалогичность стиля, которая проявляется в постоянном обращении к стилистическим матрицам (примитивизму, классицизму, маньеризму, эклектике). Декоративность модерна также имеет двоякий характер: с одной стороны, художник стремится извлечь декоративный эф-

фект из свойств материалов и архитектурной формы, с другой - декоративность строится на принципах эстетизации художественной формы.

Цель публикации - характеристика стилистических тенденций в архитектуре Сибири в 1900-1910-е годы. К числу задач относится исследование процесса официального и реального стилесложения в архитектуре Сибири; исследование общего художественного решения архитектурных памятников городов Западной Сибири (Омска, Барнаула, Томска) 1900-1910-х годов, относящихся к стилю модерн (на примере анализа особняков А. С. Кабалкина, В. Ф. Оржешко, И. Ф. Носовича).

Стиль модерн совершенно справедливо ассоциируется с европейской и русской столичной архитектурой рубежа Х1Х-ХХ веков. Этот стиль, выросший в противовес эклектике и примеривший на себя новые принципы формообразования и новаторские приемы строительства, на первое место ставит декоративное начало. Не случайно первые упоминания о стиле модерн употреблялись в отношении декоративного искусства того периода. При этом декоративность в рамках стиля модерн стала пониматься по-новому. Декор фасада здания должен быть ярким, впечатляющим горожанина, должен позволить зданию стать архитектурной доминантой в общей застройке города.

Другая характерная черта стиля модерн -диалогизм. Чтобы понять сущность диалогичной природы модерна, необходимо обратиться к работе Д. С. Лихачева «Контрапункт стилей как особенность искусств». Рассуждая об эклектизме, Д. С. Лихачев вывел ряд закономерностей. Во-первых, эклектизм освобождает искусство от тирании одного стиля, во-вторых, в рамках эклектизма возможно зарождение нового искусства и сохранение старых традиций. И, пожалуй, самое важное: неустойчивое равновесие эклектической системы при небольшом импульсе способно привести к полному разрушению или созданию новых стилей (см. [7, с. 88]). Среди описанных исследователем эстетических ситуаций, созданных эклектизмом, Д. С. Лихачев описывает ситуацию диалогизма: «привлечение одного из предшествующих стилей для создания нового» и «нарочитое разнообразие стилей, свидетельствующее о гибкости эстетического сознания» [7, с. 89].

Таким образом, диалогичность стиля модерн не только определяет обилие использованных мотивов и приемов в конкретных произведениях, но и объясняет скачкообразные изменения при становлении и развитии стиля. В общих чертах можно выделить три периода в развитии стиля: 1) 1880-1890-е годы - период зарождения стиля модерн на почве поздней эклектики; 2) 1890-е годы - период, в отношении которого впервые прозвучало название модерн. Характерными чертами этого периода стали: разнообразие направлений и активный творческий поиск приемов и источников вдохновения; 3) 1910-е годы - период, завершающий развитие стиля, главным направлением которого стала ориентация на поиск в рамках стиля рациональных и функциональных решений классики.

Стиль модерн получил наиболее яркое развитие в таких крупных городах Западной Сибири, как Омск и Томск. Менее выраженно стиль модерн проявился в архитектуре Барнаула. Развитие этих городов обусловлено разными градообразующими факторами. Также по-разному проходила застройка городов и комплектование корпуса городских архитекторов. Общими тенденциями для всех сибирских городов стали: параллельное развитие в архитектуре стилей неоклассицизм, модерн и внестилевого направления эклектика; интенсивное развитие каменного и деревянного частного строительства в 1890-1910-е годы; обращение к общесибирским тенденциям, сложившимся в местной архитектуре и обусловленным функциональными и градостроительными условиями сибирского города.

Развитие стиля модерн в архитектуре провинциальных городов России имеет свои особенности. Период развития стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири хронологически близок господству стиля модерн в столичных городах России. Возникновение стиля модерн в городах Западной Сибири приходится на 1890-е годы. А завершение этого стилевого направления в городах Западной Сибири совпало с революционными событиями в России. Такое совпадение обусловлено объективными факторами. Практическое строительство зданий в стиле модерн в основном развивается благодаря частным заказам представителей купечества. То есть приме-

нение и популярность стиля модерн в реальной практике строительства связаны с ментальным развитием купечества и повышением его роли в обществе. Закат стиля модерн тоже обусловлен историческими процессами в России и мире. Для Центральной России это связано с началом Первой мировой войны, для Сибири - с изменением транспортной сети ввиду строительства Транссибирской железной дороги, революционными событиями в России, приведшими к гражданской войне и движению представителей дворянства и буржуазии из столиц через Сибирь и Дальний Восток далее за границу.

Теоретические исследования стилевых процессов в городах Сибири невозможны без изучения практического материала. Также необходимо отметить, что стилевые характеристики в оценки архитектуры Сибири расставлены не всегда. Стилевая принадлежность часто имеет эклектичный, смешанный характер. Более того, использование стиля модерн в архитектуре Сибири сосредоточено не столько на общих процессах в искусстве, сколько на творчестве конкретных архитекторов, понимающих и предпочитающих этот стиль. Однако характеристика стилевых тенденций, их проявление в архитектуре городов Сибири, детальная атрибуция памятников архитектуры возможны только в сопоставлении с общими столичными и региональными тенденциями в архитектуре. Общие вопросы развития стиля в архитектуре Сибири в 1920-е годы освещены в статье Н. С. Поповой «Стилевые тенденции в архитектуре Омска в 1920-1930-е годы». Но данная публикация отражает период заката стиля модерн и рождения новых стилевых процессов [9].

Сибирское своеобразие модерна в архитектуре

Стиль модерн пришел в архитектуру городов Сибири в 1900-е годы. Исследователи выделяют несколько периодов в развитии стиля модерн. Ранний модерн, также называемый предмодер-ном, тяготеет к историзму. Так, среди памятников архитектуры предмодерна можно выделить ряд произведений, тяготеющих к эклектизму, и произведения, относящиеся к стилизации средневековой готики. В развитой стадии стиль модерн в Сибири приобретает оттенки интернационально-

сти в приемах и общем художественном решении. И еще один вариант модерна можно охарактеризовать как национально-романтический модерн. Все варианты модерна в архитектуре городов Сибири проявились одновременно. На стиль модерн влияли неоклассицизм, эклектика и другие стилевые и внестилевые направления, которые также развивались в архитектуре сибирских городов в этот период.

Исследования проявления стиля модерн в деревянной архитектуре городов Сибири провела Л. Чуйко [11]. Особенности распространения стиля модерн в деревянном и каменном зодчестве анализировал А. Н. Гуменюк [1; 2]. Оба искусствоведа в качестве исследовательского материала брали архитектуру Омска. Естественно, в каждом городе Западной Сибири наблюдались отличия в развитии архитектуры. А. Н. Гуменюк отмечает интересный факт, что тенденции стиля модерн и неоклассицизма пришли в деревянную городскую застройку Омска примерно одновременно (в 1900-е годы) и проявились преимущественно в домовой резьбе. Необходимо отметить, что вхождение городских стилей и направлений (модерна, неоклассицизма и эклектики) в деревянную жилую застройку обусловлено несколькими факторами. Первым фактором стало наличие частного заказа на строительство деревянных особняков. Такими заказчиками стали представители сибирского купечества и высшего городского чиновничества. Вторым немаловажным фактором явилось обращение к деревянному зодчеству профессиональных высококлассных архитекторов, которые могли не только решить трудные архитектурные задачи, воплотить в дереве стилевые особенности модерна и неоклассицизма, но и оснастить особняки коммуникациями по последнему слову техники.

Каменная архитектура стиля модерн в городах Сибири обладает как авторским почерком сибирских архитекторов, так и общими для архитектуры Сибири чертами. Показательны рассуждения известного исследователя Сибири В. И. Кочедамова о стиле в архитектуре Омска конца XIX - начала ХХ века: «Омск избежал заметного влияния на массовое строительство форм каменной архитектуры времени классицизма, столь распространенного в северных и

среднерусских губерниях России. Это объясняется не столько его отдаленностью от Петербурга и Москвы (ибо влияние через "образцовые проекты" испытали на себе Томск и Тобольск), сколько недостаточной состоятельностью широких слоев населения, продолжавшего местные строительные традиции» [6, с. 111]. В. И. Кочедамов в исследовании, проведенном в 1950-1960-е годы, видит проявление регионального своеобразия архитектуры Омска через призму несостоятельности и невозможности адекватно отразить столичную версию стиля.

Иную точку зрения на мотивацию к поиску «сибирского стиля» высказывает томский искусствовед В. Г. Залесов: «В частной практике архитекторов нашли отражение явления, базирующиеся на областнических идеях буржуазно-либеральной интеллигенции Сибири. Призывы лидеров этого движения к изучению самобытного искусства местных народов, к отражению в искусстве "сибирской темы" подтолкнули архитекторов к поискам своеобразного облика зданий, их декоративной обработки, согласующихся, по их мнению, с решением данной проблемы» [3, с. 88-89]. В. Г. Залесов отмечает два направления формирования и осмысления сибирского художественного своеобразия. Первое направление проходит через метод детально-декоративной стилизации мотивов сибирской природы и орнаментов традиционной художественной культуры коренных народов Сибири. Типичным примером этого направления является декор каменного дома, построенного архитектором А. И. Лангером в 1910 году по адресу пер. Нахановича, 3. В межоконных промежутках стены третьего этажа выполнены лепные вставки в виде зеркально симметричных друг другу двух белок с шишками. Второе направление в поиске сибирского художественного своеобразия развивается по пути образно-ассоциативного восприятия архитектуры. Истоком для творчества в этом направлении стала архитектура севера Европы. Обращение к североевропейской архитектуре также стало распространено в так называемом «северном модерне». Для сибирских архитекторов истоком стала как архитектура скандинавских стран, так и приемы, выработанные петербургскими зодчими.

Обобщая рассуждения о поиске сибирского художественного своеобразия, необходимо отметить, что это направление творческой мысли родилось в среде томской интеллигенции и также стало популярно среди томских архитекторов. Поиски этого своеобразия шли параллельно поискам форм русского стиля в модерне и являются региональным отражением этих столичных процессов внутри стиля модерн.

Так, в Омске наиболее характерным проявлением стиля модерн считается построенный в 1911 году дом Александра Соломоновича Ка-балкина, известного омского юриста и присяжного поверенного. В доме были соединены две функции - жилая и общественная. То есть дом был предназначен для проживания семьи А. С. Кабалкина, а также для ведения приема клиентов по юридическим вопросам главой семейства и по медицинским вопросам - его сестрой и двоюродным братом. Общественная функция особняка проявилась в предусмотренности подъезда к дому и создании обширного мощеного двора. По мнению А. Н. Гуменюк, «дом присяжного поверенного А. С. Кабалкина полностью отражает стилистику модерна в деревянной архитектуре Омска» [1, с. 35]. В основу архитектурно-планировочного решения дома А. С. Кабалкина положена вертикальная ось, обозначенная угловой эркерной башней с завершающей его высокой шатровой крышей. Кроме того, вертикаль общего решения дома подчеркнута фронтоном «на плечиках», в целом характерным для деревянной архитектуры Омска. Асимметричность архитектурного решения также является фактором, позволяющим причислить это здание к стилю модерн. Асимметричность архитектурного решения акцентируется отказом от распространенной в Сибири домовой резьбы, подчеркнутым лаконизмом в решении парадного входа и наличников окон, а также простотой бревенчатой кладки стен, выступающей главным ритмическим элементом архитектурного решения здания. А. Н. Гуменюк видит общность архитектурного решения дома А. С. Кабалкина с образом североевропейской средневековой архитектуры, находит сходство с художественным решением особняка архитектора В. Ф. Оржеш-ко в Томске, построенного в 1911 году [1, с. 35]. Влияние местных архитектурных традиций также

отмечает А. Н. Гуменюк: «В романтизированном облике особняка Кабалкина присутствуют черты местной архитектурной традиции. Ступенчатый аттик, акцентирующий главный вход в здание, стилизован под характерный мотив, который при благоприятных обстоятельствах развития "нового стиля" в деревянной архитектуре Омска мог бы стать для него знаковым» [1, с. 36].

Близким по архитектурному и художественному решению дому А. С. Кабалкина стал особняк архитектора И. Ф. Носовича, построенный в 1907-1908 годах в Барнауле. Особняк И. Ф. Носовича первоначально был построен на улице Чернышевского, 152, но в 1989 году перенесен на улицу Анатолия, 106. Особняк представляет собой двухэтажный деревянный дом с угловой эркерной башней, крытой шатровой крышей. В отличие от омского особняка А. С. Кабалкина и томского особняка В. Ф. Оржешко, в барнаульском особняке И. Ф. Носовича декоративную функцию выполняет резьба наличников и карниза. Также особенностью дома И. Ф. Носовича стал высокий кирпичный цоколь и вход, оформленный крыльцом с крытой верандой. Хотя исследователи архитектуры Барнаула совершенно справедливо относят дом И. Ф. Носовича к внестилевому направлению эклектика, общность художественного решения дома И. Ф. Носовича и А. С. Кабалкина вызывает исследовательский интерес [10, с. 26]. Крытое крыльцо, резной декор наличников и карниза, шатровое завершение башенного объема обращают исследователя к историческим реминисценциям и позволяют предположить, что дом И. Ф. Носовича относится к внестилевой эклектике, которая, в свою очередь, соединила в себе демократический русский стиль и модерн. Анализируя проявление неоклассицизма и эклектики в деревянном зодчестве городов Западной Сибири в 1890-1910-е годы, исследователи отмечают тесное соприкосновение и параллельное бытование стилей в архитектуре и творчестве архитекторов.

В заключение необходимо отметить, что стилевые тенденции в архитектуре городов Сибири были переплетены между собой и приходятся на очень короткий временной период - с 1900 по 1918 год. Для стилевых тенденций архитектуры городов Сибири характерно одновременное развитие форм раннего, зрелого и позднего модерна.

Причина такой одновременности развития форм стиля, с одной стороны, кроется в удаленности сибирских городов от столицы и, соответственно, временной дистанцией в утверждении нового стиля в архитектуре. Следует отметить, что в сибирские города стиль модерн пришел в своей снятой форме. Уже кристаллизованный в целостное стилевое явление, с отработанным набором технических и композиционных приемов, модерн в Сибири имеет сугубо практическое применение: создать архитектурную доминанту в городе, подчеркнуть передовые взгляды заказчика здания, привлечь клиентов и улучшить имидж коммерческой фирмы или частного владельца в городе. Немаловажным фактором в сибирской архитектуре модерна стала практичность архитектурного решения, предусмотренность коммуникационных сетей, водопровода, канализации и т. д.

В то же время в городах Сибири воплощаются идеи и тенденции в архитектуре, показывающие достаточно большую глубину понимания современного положения архитектуры и ее стилевого развития. В числе таких идей находятся поиски сибирского художественного своеобразия. Также интересен творческий поиск архитекторов в области форм частного особняка, с включением эстетики так называемого «сибирского стиля». В архитектуре городов Западной Сибири стиль модерн ярко проявился в частном заказе на жилые дома-особняки, торговые, а также доходные дома. Воплощение стиля модерн сопровождалось развитием технологии строительства, популяризацией деревянной резьбы, поиском новых архитектурно-планировочных решений и проявлением художественной изобретательности в разработке декора.

Необходимо отметить, что истоками осмысления стиля модерн в частной архитектурной практике томских архитекторов явились собственные представления о стиле модерн, вкусы заказчика, требования градостроительной ситуации и возможности по вписыванию нового здания в конкретный сформированный или формируемый ансамбль застройки улицы. Большим значением для создания облика здания стали технические возможности при строительстве и, в частности, использование железобетонных конструкций, а также высокий профессиональный уровень томской деревянной резьбы.

Литература

1. Гуменюк А. Н. Деревянная жилая застройка Омска 1910-х годов. Особенности развития и стилевые черты // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: мат-лы VI Междунар. науч. конф. - Омск: ОмГТУ, 2007. -С. 33-37.

2. Гуменюк А. Н. Специфика стилевой эволюции архитектуры Омска конца XIX - начала XX веков // Вопросы стиля в отечественной архитектуре. - Л.: Ин-т им. Репина, 1991. - 84 с.

3. Залесов В. Г. Архитекторы Томска (XIX - начала XX века). - Томск: Изд-во Том. гос. архитектур.-строит. ун-та, 2004. - 170 с.

4. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1978. - 399 с.

5. Кириков Б. М. Круг северного модерна // Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона / РААСН НИИТИАГ; сост., науч. ред. С. С. Левошко. - СПб.: Коло, 2014. - С. 70-79.

6. Кочедамов В. И. Омск. Как рос и строился город. - Омск: Книж. изд-во, 1960. - 112 с.

7. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. - СПб.: Блиц, 1999. - 191 с.

8. Нащокина М. В. Время стиля. К истории русской архитектуры конца XIX - начала XX века. - СПб.: Коло, 2018. - 432 с.

9. Попова Н. С. Стилевые тенденции в архитектуре Омска в 1920-1930-е годы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 16. - С. 70-76.

10. Степанская Т. М. Служили Отечеству на Алтае: книга для чтения по художественному краеведению. -Барнаул: Пикет, 1998. - 136 с.

11. Чуйко Л. В. Элементы орнамента коренных народов в домовой резьбе Западной Сибири // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: мат-лы VI Междунар. науч. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - С. 94-97.

References

1. Gumenyuk A.N. Derevyannaya zhilaya zastroyka Omska 1910-kh godov. Osobennosti razvitiya i stilevye cherty [Wooden residential building in Omsk in the 1910s. Features of development and style features]. Vizualnaya kultura: dizayn, reklama, poligrafiya: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Visual culture: design, advertising, printing. Materials of the VI International Scientific Conference]. Omsk, OmGTU Publ., 2007, pp. 33-37. (In Russ.).

2. Gumenyuk A.N. Spetsifika stilevoy evolyutsii arkhitektury Omska kontsa XIX - nachala XX vekov [Specificity of the style evolution of Omsk architecture of the late XIX - early XX centuries]. Voprosy stilya v otechestvennoy arhitekture [Style issues in the domestic architecture]. Leningrad, Repin Institute Publ., 1991. 84 p. (In Russ.).

3. Zalesov V.G. Arkhitektory Tomska (XIX - nachala XX veka) [The Architects of Tomsk (19 - beginning of 20th century]. Tomsk, Tomsk State University of Architecture and Building Publ., 2004. 170 p. (In Russ.).

4. Kirichenko E.I. Russkaya arkhitektura 1830-1910-kh godov [Russian architecture 1830 - the 1910th years]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1978. 399 p. (In Russ.).

5. Kirikov B.M. Krug severnogo moderna [Circle of Northern art Nouveau]. Arkhitektura epokhi moderna v stranakh Baltiyskogo regiona [Architecture of the art Nouveau era in the Baltic region]. St. Petersburg, Kolo Publ., 2014, pp. 70-79. (In Russ.).

6. Kochedamov V.I. Omsk. Kak ros i stroilsya gorod [Omsk. How the city grew]. Omsk, Knizhnoe izdatelstvo Publ., 1960. 112 p. (In Russ.).

7. Likhachev D.S. Ocherki po filosofii khudozhestvennogo tvorchestva [Essays on the philosophy of artistic creativity]. St. Petersburg, Blits Publ., 1999. 191 p. (In Russ.).

8. Nashchokina M.V. Vremya stilya. K istorii russkoy arkhitektury kontsa XIX - nachala XX veka [Time of style. To the history of Russian architecture of the late XIX-early XX century]. St. Petersburg, Kolo Publ., 2018. 432 p.

9. Popova N.S. Stilevye tendentsii v arkhitekture Omska v 1920-1930-e gody [Style trends in Omsk architecture in the 1920s-1930s]. Vestnik Kemerovskogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2011, no. 16, 70-76. (In Russ.).

10. Stepanskaya T.M. Sluzhili Otechestvu na Altae: kniga dlya chteniya po khudozhestvennomu kraevedeniyu [Served the Fatherland in the Altai: a book for reading in art of local lore]. Barnaul, Piket Publ., 1998. 136 p. (In Russ.).

11. Chuyko L.V. Elementy ornamenta korennykh narodov v domovoy rez'be Zapadnoy Sibiri [Elements of the ornament of indigenous peoples in the house thread of Western Siberia]. Vizual'naya kul'tura: dizayn, reklama, poligrafiya: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Visual culture: design, advertising, printing. Materials of the VIInternational Scientific Conference]. Omsk, OmGTU Publ., 2007, pp. 94-97. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.