УДК: 72.04
А.Н. Гуменюк1, Л.В. Чуйко2 Омский государственный технический университет [email protected], [email protected]
Взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры в домостроении исторических городов Омского региона (последняя треть XIX — начало XX века)
Аннотация
Изучение национального архитектурного наследия является актуальным аспектом современного российского искусствоведения. Анализ каменного и деревянного зодчества городов Западной Сибири (на примере Омского региона) последней трети XIX — начала XX в. позволяет выявить ряд взаимовлияний и заимствований, проявленных в конструктивно-декоративных элементах и архитектурной декорации массовой застройки. Это наиболее заметно в примерах деревянной архитектуры, использующей официальное стилевое зодчество как образцовый визуальный источник. Однако при внимательном рассмотрении обратное взаимодействие прослеживается и в каменных зданиях.
Ключевые слова: взаимовлияния, каменное зодчество, деревянная архитектура, резной декор, Э.И. Эзет
В культурно-историческом пространстве городов Западной Сибири последней трети XIX — начала XX вв. существовало характерное соотношение каменного и деревянного зодчества. Наиболее значимые произведения профессиональной стилевой архитектуры — храмы, здания официальных учреждений, немногочисленные каменные особняки зажиточных горожан — располагались в центральной части и составляли градостроительное ядро. В обширных жилых массивах, окружающих это ядро, строительным материалом служила древесина: так, в 1910 г. из 6517 жилых домов Омска 6383 были деревянными [Алисов, 2006, с. 112]. Деревянная архитектура составляла не менее 90% всех городских строений.
Естественно, что «большая» архитектура, ее конструктивно-декоративные элементы и орнаментальные украшения служили образцами для строителей и мастеров-резчиков, создававших резное убранство рядовой застройки. Самым распространенным примером городского жилого дома является традиционный одноэтажный сруб с крышей на стропилах. Этот прямоугольный объем представляет собой простейшее объемно-пластическое решение, однако именно его лаконичность позволила обогатить элементарную схему дополнениями, в которых легко обнаруживается влияние каменной архитектуры. Над уличными фасадами деревянных домов поднимаются фронтоны и аттики; опоры навесов уподобляются ордерным колоннам, кронштейны — классицистическим модульонам, а боковые стойки наличников окон и доски, прикрывающие конструктивные швы стен, — пилястрам. Среди мотивов резного декора указанного периода широко распространены волюты, драпировки, вазоны, розетки, листья аканта, имитации «бриллиантового» руста.
В домовой резьбе отчетливо проявлялись лучшие художественные качества народного искусства. Она служила не только украшением отдельных зданий: резной архитектурный декор конца XIX — начала XX в. был самым распространенным средством формирования эстетических аспектов городской среды, объединившим древнюю народную традицию, элементы стилевого архитектурного декора и художе-
ственные тенденции местного масштаба.
Интересно использование в качестве источника некоторых деталей оформления западносибирской храмовой архитектуры. Одним из показательных примеров является характерный ступенчатый фронтон с тремя изломами (ил. 1а), зафиксированный в историческом городе Омского региона Таре. С большой долей вероятности можно предполагать, что исходным мотивом в данном случае являлась наружная декорация Спасской церкви в г. Тобольске (ил. 1б), древнейшей из сохранившихся каменных приходских церквей города. Она была построена в 1709—1713 гг. на месте сгоревшего в конце XVII в. деревянного храма, в 1930-е гг. частично разрушена (утратила верхние объемы) и в последние годы постепенно восстанавливается. Сложные динамичные завершения наличников являются основными декоративными акцентами фасадов здания и придают его облику большую пластическую выразительность [Козлова-Афанасьева, 2008, с. 139—140]. Примечательно, что в данном случае декоративный мотив становится исходным аналогом конструктивно-декоративного элемента, тогда как чаще наблюдается обратная связь: крупные детали каменной архитектуры трансформируются в своеобразные «миниатюры» домовой резьбы.
Так, например, на очелье омского наличника (ил. 1в) достаточно реалистически воспроизведена маленькая балюстрада из точеных балясин между двумя соответствующими ей по размеру волютами. Над балюстрадой, отделенное от нее «карнизом», возвышается изображение, которое в равной мере можно расшифровать как видоизмененный мотив солярного знака, раковины или цветка — в эклектической домовой резьбе конца XIX — начала XX в. такие «наложения» нередки. По характеру это «солнышко» близко к мотивам русской народной резьбы, но вписано в очертание, точно повторяющее рисунок архивольта классической полуциркульной арки. Такое сочетание — арка и балюстрада — нетипично для омского резного декора и в зафиксированных авторами натурных материалах уникально. Специфика неординарного мотива обусловила по-
иск аналога в стилевой архитектуре исторического центра города. Обнаружить его не составило труда — центральный вход одного из самых значительных архитектурных памятников Омска, дома страхового агентства «Саламандра» (1913—1914 гг., архитектор Н.Н. Веревкин), акцентирован ордерным фронтоном, под которым расположена арочная ниша. В нише находится выход на балкон, ограждение которого состоит из балясин (ил. 1г). Таким же образом оформлены балконы второго этажа над боковыми входами в здание (ил. 1д). Монументальное трехэтажное здание в стиле неоклассицизма, казавшееся в 1910-е гг. огромным на фоне малоэтажной застройки, являлось ярким визуальным акцентом городской среды. Мотив его оформления, опосредованный народным мастером и трансформированный в соответствии с художественным языком его ремесла, вполне мог быть воспроизведен в резной композиции, украсившей наличники деревянного дома.
Документальные свидетельства об исполнителях городского резного декора, происхождении его мотивов, источниках и путях формирования по большей части отсутствуют и обнаруживаются только в редких случаях. Работа современного исследователя, изучающего материалы городской домовой резьбы, в значительной степени строится поэтому на предположениях и сопоставлениях. Тем более значимым представляется углубленный анализ взаимосвязи каменной и деревянной архитектуры, которая, как показывают фактические материалы, давала замечательные результаты в виде оригинальных творческих решений резного убранства жилой застройки.
Следует отметить, что при внимательном рассмотрении обратное взаимодействие прослеживается и в каменных зданиях. Уникальным явлением в омской монументальной архитектуре можно считать возведение еще в период ранней эклектики общественного здания с элементами, взятыми из «словаря» деревянного сибирского зодчества (ил. 2). В отличие от практически безымянных строителей-ремесленников, имя архитектора хорошо известно. Это Эдуард (Евграф) Иванович Эзет (1838 — 01.01.1892), прибывший в Омск из Санкт-Петербурга в 1863 г. Воспитанник Императорской Академии художеств, он до вступления в должность омского городового архитектора работал в Санкт-Петербурге вместе с архитектором Высочайшего Двора академиком А.И. Шта-кеншнейдером. Принимал участие в строительстве дворцовых и культовых построек по его проектам, за что и был высочайше награжден бриллиантовым перстнем [Кондаков, 1915, с. 418; Гуменюк, 1995].
Привнося в отдаленные сибирские города новации столиц в виде эклектического союза элементов и форм исторических стилей ушедших эпох, Э.И. Эзет творчески переосмысливал особенности региональной архитектуры. Автор проектов целого ряда каменных зданий в Омске, в своей самой репрезентативной постройке — здании Первой Омской женской гимназии — он использовал традиционный элемент деревянного жилого дома — фронтон «на плечиках» (ил. 3). Приверженец стиля барокко, Э.И. Эзет выполнил многократное профилирование фронтона, усиливая тем самым эффект его сходства с углубленными деревянными фронтонами жилых сибирских домов (ил. 4). Архитектор-эклектик Эзет
очень деликатно использовал принцип смешения стилей на фасадах омских казенных зданий. Как правило, барочное решение смягчалось им элементами ренессансного характера и успокаивалось строгими деталями из арсенала архитектуры классицизма. Но в облике фасадов здания Первой женской гимназии видна творческая раскрепощенность мастера. Кроме вошедших в фасадную ткань исторических классических реминисценций и интерпретированного элемента народной архитектуры — деревянного фронтона «на плечиках», в стилистическую характеристику здания вписались мотивы «русского стиля». В боковых ризалитах главного фасада наличники оконных проемов второго этажа имеют килевидные завершения. Пришедший из сибирского храмового зодчества, этот мотив закрепился как в деревянном жилом домостроении, так и каменной архитектуре жилых и общественных зданий светского назначения.
Отмечая творческие новации Э.И. Эзета в применении метода «свободного» выбора с использованием европейских исторических стилей, подчеркнем, что его природный вкус и академическая школа не позволили переступить той грани, за которой утрачивается необходимая мера. Следует также оценить смелую и, на наш взгляд, удачную попытку зодчего создать гибкую композиционную связь между формами и деталями каменной архитектуры из спектра академического творчества с традиционными формами, выполняемыми местными мастерами на основе устоявшихся правил в домостроении, которые вырабатывались многолетним эмпирическим путем. Дальнейшее изучение творческого наследия архитектора, работавшего в разных городах Западной Сибири, позволит ввести в круг его произведений еще ряд объектов, указывающих на своеобразный симбиоз двух архитектурных основ — профессионального и народного архитектурного творчества.
Таким образом, взаимопроникновение, взаимовлияние и заимствование, при определенном переосмыслении профессиональными архитекторами и народными мастерами-ремесленниками тех или иных архитектурных форм и деталей, приводили к созданию интересных и устойчивых в образном решении примеров региональной архитектуры, а подчас и уникальных зданий, составляющих культурное и историческое наследие городов сибирской провинции.
Список литературы
1. Алисов Д.А. Административные центры Западной Сибири: городская среда и социально-культурное развитие (1870—1914 гг.). — Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. — 337 с.
2. Гуменюк А.Н. Архитектор-эклектик Эзет: на пути к «новому стилю» (Процессы стилеобразования в архитектуре Омска) // Модерн: взгляд из провинции: Сб. докл. науч.-практ. конф. — Челябинск: Челяб. Дом печати, 1995. — С. 49—56.
3. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области: научный каталог. — Кн. 1 [Юг Тюменской области]. — Тюмень: Искусство, 2008. — 488 с.
4. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Император-
ской Академии художеств. — Ч. 2. [Часть биографическая]. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. — Петроград: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — 454 с.
ОмГУ - Омской государственный университет.
Список сокращений
A.N. Gumenuyk1, L.V. Chuyko2 Omsk State Technical University [email protected], [email protected]
2
Interaction of Wooden and Stone Architecture in House Building of the Historical Towns of Omsk Region.
Last Third of the 19th — the Beginning of the 20th Century
Abstract. The study of national architectural heritage is an actual aspect of modern Russian art history. Analysis of stone and wooden architecture in Western Siberia towns (made on the example of Omsk region) of the last third of 19th — the beginning of 20th centuries allows to reveal a number of the interactions and adoptions shown in constructive and decorative elements and architectural decoration of standardized housing. It is most noticeable in examples of the wooden architecture, because it uses official style as a visual source model. However (by close examination) the reciprocal interaction is traced in stone buildings.
Key words: interactions, stone architecture, wooden architecture, carved decor, E.I. Ezet
Ил. 1. Влияние архитектурной декорации каменной архитектуры на декоративное оформление деревянной жилой застройки конца XIX — начала XX в: а — фронтон с тремя изломами, г. Тара (снимок Н. Тарасовой); б — рельефный наличник Спасской церкви в г. Тобольске (снимок Л. Чуйко); в — декоративное оформление наличника, г. Омск (снимок из архива Л. Чуйко); г, д — арочные проемы и балконы в оформлении фасада здания страхового общества «Саламандра», 1913—1914 гг., арх. Н.Н. Веревкин, г. Омск (снимок Л. Чуйко)
Ил. 2. Первая Омская женская гимназия, 1879—1882 гг. Арх. Э.И. Эзет. Со старинной открытки
Ил. 3. Дом купца Носкова, постройка конца XIX в., г. Тара. Снимок И. Ляликова, 2009 г.