Священник Сергий ЖУПИКОВ, студент V курса СЗО СПДС, священник Николай ГЕНСИЦКИЙ, старший преподаватель СПДС
Модерн и неорусский стиль в церковной архитектуре Саратовского края в чера и сегодня
Аннотация: Данная статья представляет собой часть более крупного исследования, посвященного изучению такого стиля в архитектуре, как модерн. Основное внимание авторов сосредоточено на изучении тенденций развития церковной архитектуры в рамках указанного стиля. В качестве рабочего материала использованы образцы, построенные в неорусском стиле на территории Саратовской области. Таким образом, статья представляет интерес как для исследователей, занимающихся изучением направлений развития архитектуры в конце XIX — начале XX века, так и для краеведов, специализирующихся на изучении местной архитектуры.
Ключевые слова: архитектура модерна, неорусский стиль, Шехтель, архитектура Саратовской области, церковная архитектура.
Priest Sergii ZHUPIKOV, 5th year correspondence student, Priest Nikolai GENSITSKI, senior lecturer
Modern and neo-Russian style in Church architecture in Saratov region yesterday and today
Abstract: This article is part of a larger study of modern architecture. The main attention of the authors is focused on the study of trends in the development of Church architecture within this style. The samples built in the neo-Russian style on the territory of the Saratov region were used as working materials. Thus, the article is of interest both to researchers studying the trends of architecture development in the late XIX — early XX century and for local historians specializing in the study of local architecture.
Keywords: modern architecture, neo-Russian style, Shechtel, architecture of the Saratov region, Church architecture.
Архитектура Среднего Поволжья конца XIX -начала XX века демонстрирует яркий интерес к стилю модерн и его широкое распространение преимущественно в светской застройке. О том, насколько он был распространен, можно судить по одному из немногих в России музеев модерна, находящемуся в Самаре, и по многочисленным зданиям, расположенным на исторических улицах волжских городов.
В Саратове, Вольске, Сызрани, Самаре и других городах сохранилось большое количество оригинальных зданий в стиле модерн, признанных памятниками
архитектуры и притягивающих к себе внимание необычностью форм, причудливым декором. Общеизвестно также, что в конце XIX — начале XX века в Поволжье, как и по всей России, увеличилось количество церковных объектов, что обусловлено различными факторами. Это было связано с общим экономическим и культурным развитием, расширением сети железных дорог и расцветом волжского пароходства, а как следствие — увеличением численности населения, состоявшего в основном из глубоко верующего крестьянства и патриархального купечества.
Стремительный рост добывающих и промышленных предприятий, достижения инженерии и развитие строительства в этот период отражаются не только на возведении новых храмов, но и на постройке всевозможных богоугодных заведений — так называемой социальной церковной архитектуры1. В этот период появились многие здания больниц, богаделен, приютов, учебных заведений. В связи с этим росло число церквей и часовен: домовых, школьных, больничных, тюремных, кладбищенских, в т. ч. усыпальниц. Подобная застройка часто представляла комплексы, выполненные в едином стиле.
Кроме того, что немаловажно, наблюдалось повсеместное расширение и перестройка старых обветшавших и деревянных храмов. Появление новых, добротно отстроенных зданий и богато украшенных церквей напрямую зависело от благосостояния населения и отдельных его представителей. Но в первую очередь было мотивировано глубокой верой во Христа и го-
1 См.: Стародубцев О.В. Русское церковное искусство Х-ХХ веков. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravoslavie.ru/103364. html (дата обращения: 25.12.2019). Загл. с экрана.
товностью жертвовать любые средства на благие цели. По сути, в каждом уездном городе или селе, как правило, был свой благодетель или меценат из числа состоятельных жителей, готовый взять на себя расходы, нанять архитектора и «выписать» необходимых для строительства мастеров.
Увеличилось число образованных людей, специалистов, способных воплотить пожелания заказчиков и в то же время реализовать свои профессиональные знания, опыт, идеи. Все это в определенной степени способствовало распространению модерна и неорусского стиля в провинции. Новые храмы стали своеобразным доказательством доверительного сотрудничества заказчика и исполнителя и свидетельством пусть медленного, но все же принятия новой архитектурной эстетики.
Говоря о храмах эпохи модерна Саратовской области, невозможно обойти стороной старообрядческую церковь во имя Святой Троицы в городе Балаково (бывшей Самарской губернии) — одну из лучших культовых построек в неорусском стиле, дошедших до нашего времени (фото 1). Церковь была построена в 1911 году на средства купца и мецената Ани-сима Михайловича Мальцева, попечителя одной из крупнейших в губернии старообрядческих общин. Ни один из 34 проектов, присланных на специально объявленный Московским архитектурным обществом конкурс имени А. М. Мальцева, не удовлетворил заказчика.
В результате автором церкви стал один из председателей жюри — архитектор Федор Осипович Шехтель (1859-1926), выходец из поволжских немцев, хорошо известный в Москве и Саратове
1. Храм во имя Троицы Живоначальной в г. Балаково
благодаря многим светским постройкам в стиле модерн. В силу большого таланта и богатого творческого опыта архитектор создал незаурядный и заметный на фоне аналогичных работ белокаменный храм с шатровым куполом и колокольней, выполненный в традициях посадских церквей XVII века, монументальный и ясный по форме. Прообразом работы Шехтеля была церковь в честь Вознесения в Коломне.
Сам архитектор также стал автором росписей и внутреннего убранства храма, а по его рисункам в мастерской В. А. Фролова были изготовлены украсившие фасады мозаичные иконы, главной из которых стала мозаика с изображением ветхозаветной Троицы по мотивам знаменитой работы А. Рублева. К сожалению,
2. Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в г. Хвалынске
многое из храмового декора в советское время было утрачено. Здание чудом избежало сноса, было изуродовано и разграблено, неоднократно перестраивалось и меняло хозяев, прежде чем снова вернуться Церкви2.
Достойны внимания храмы Хвалынской земли. И в первую очередь — ныне действующий храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в городе Хвалынске — бывший храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (фото 2), построенный старообрядцами в 1905-1914 годах по проекту известного саратовского зодчего Юрия Николаевича Терликова (1864-1914). Единственный из сохранившихся храмов Хвалынска, он являет собой
2 См.: Попова Н.А. Проект старообрядческой церкви Анисима Мальцева // Тектоника плюс. Саратов, 2009. № 7-8. С. 64-69.
3. Храм во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены в пос. Северный Хвалынского района
великолепный образец русской архитектуры с применением выразительных деталей, придающих ему своеобразие: колокольня в виде граненого шатра и граненая апсида, увенчанная маленькой главкой, декор крылец, напоминающий о древнерусских теремах, вытянутые и сдвоенные окна. Храм украшают многочисленные детали из фигурного кирпича. Первоначально он имел более приземистый барабан, а его роспись представляла своеобразный вариант стиля модерн3.
Еще одним образцом является церковь во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены (фото 3) в поселке Северный
3 См.: Крестовоздвиженский храм Хвалынска. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015.
Хвалынского района Саратовской области — фамильный храм графа Александра Медема (прославленного в лике святых как новомученика в 2000 году) в его бывшем имении Александрия. Небольшая церковка в новгородском стиле была построена в 1910 году на берегу рукотворного озера рядом с великолепной дубовой аллеей и названа в честь небесной покровительницы больной дочери Медемов Елены. Иконы для иконостаса церкви были написаны художниками Владимиром Алексеевичем Комаровским и Дмитрием Стеллецким.
После перехода Александрии к новой власти здание церкви использовалось не по назначению и подверглось грубой реконструкции: был снесен купол, разобрана алтарная часть, замурованы окна, внутреннее убранство разграблено, помещения разделены перегородками. В 2007 году, благодаря инициативе внучки графа Медема — Ольги Федоровны Лилиенфельд-Тоаль, церковь была восстановлена и заново освящена4.
Один из красивейших волжских городов, бывшая губернская столица Саратов за последнее столетие, к сожалению, утратил огромное количество неповторимых храмов и монастырских комплексов, в числе которых были храмы, отстроенные на рубеже XIX-XX веков, незадолго до революции, наверняка имевшие в облике и интерьерах черты модерна и неорусские мотивы.
Единственная такая церковная постройка, дошедшая до наших дней и не так давно восстановленная в прежнем обличии, — это церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке
4 См.: Наумов А.В. Земли Хвалынской храмы. Саратов: Текст, 2004. С. 120.
4. Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в пос. Агафоновка (г. Саратов)
Агафоновка (фото 4), построенная в 1912 году по проекту Михаила Гавриловича Зацепина (1876-1950) на средства купчихи К. Н. Агафоновой. Ксения Никитична — вдова купца-мануфактурщика Василия Яковлевича Агафонова (благодаря которому и образовался одноименный поселок) — пожертвовала в свое время средства на строительство этой небольшой церкви и школы5. В результате был выстроен храм, напоминающий древнепсковскую архитектуру с выразительными элементами, свойственными архитектуре модерна. Церковь имеет оригинальную несимметрич-
5 См.: Протасова О. Крыло над Агафоновкой // Православие и современность. 2018. № 43 (59) [Электронный ресурс]: сайт. URL: http:// eparhia-saratov.ru/Articles/krylo-nad-agafonovkojj (дата обращения 08.01.2020). Загл. с экрана.
ную форму, надвратную звонницу с тремя куполами, входные группы с порталами на бочковидных колоннах, необычные вытянутые оконные проемы в стиле модерн, а ее основная глава украшена шлемовидным куполом. После долгих лет разрушения и перестроек храм был возвращен верующим в 2004 году и окончательно отреставрирован в 2019-м.
К сожалению, XX век был сложным в жизни Церкви. Большинство храмов утрачено безвозвратно. Основная часть сохранившихся на сегодня храмовых зданий использовалась не по назначению долгое время, что нанесло существенный урон как эстетическому облику строений, так и их конструктивным особенностям.
Важно сказать о том, что возрождение традиций прошлого в храмовом строительстве Саратовского региона очень актуально в последние годы. На протяжении нескольких десятилетий на территории Саратовской области было восстановлено и возведено большое число православных храмов. И надо признать, что в ряде новых церковных зданий ощущается отсылка к стилистике модерна.
На территории детского парка в Саратове находится церковь во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, построенная в 2010 году по проекту архитектора В. Г. Пахомова на месте разрушенного в 1930-х годах величественного храма, выполненного в 1888 году по проекту губернского архитектора Алексея Марковича Саль-ко (1838-1918). Внешний вид нового храма не повторяет предшественника, но имеет сдержанные лаконичные формы и одновременно монументальность, свойственную псково-новгородским церквям (фото 5).
Привлекают внимание два крупных саратовских храма, выполненных по проектам архитектора В. Н. Бочкарева. Храм во имя Всех святых, в земле
5. Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира в г. Саратове
6. Храм во имя Всех святых, 7. Храм во имя святого велико-в земле Русской просиявших, мученика Георгия Победоносца в г. Саратове в г. Саратове
8. Храм в честь Воскресения 9. Храм во имя Сорока Сева-Христова на Воскресенском стийских мучеников
кладбище в г. Саратове в пос. Жасминный (г. Саратов)
Русской просиявших (2001) — с элементами псково-новгородской, владимиро-суздальской, ки-ево-черниговской архитектуры и некоторыми чертами модерна (фото 6). И храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца (2011) в поселке Солнечный (фото 7), прообразом которого, вероятно, стал памятник новгородской архитектуры XII века из списка Всемирного наследия — церковь Спаса на Нередице.
Есть в Саратове и другие небольшие и лаконичные храмы, в которых просматривается обращение к опыту прошлого и использование приемов, характерных для архитектуры модерна. Это храм в честь Воскресения Христова (2017) на Воскресенском кладбище (фото 8), тюремный храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской (2014), церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (2017), церковь во имя Сорока Севастийских мучеников (2019) в пос. Жасминный (фото 9).
11. Храм-часовня в честь Покрова Божией Матери в г. Покровске (Энгельсе)
12. Храм в честь Рождества Христова в г. Балаково
Неорусская стилистика с элементами модерна особенно ощутима в проектах саратовского архитектора Д. В. Голубинова: в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1994-1995) села Балтай, храме во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского (1996) в селе Столыпино и храме в честь Преображения Господня (1997) в селе При-станное (фото 10).
Построены в духе обновленного древнерусского стиля также Свято-Воскресенский храм (1999) и храм-часовня Покрова Божией Матери (2015) в Покровске (Энгельсе) (фото 11), храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1999-2014) в селе Белогорное Вольского района, храм в честь Рождества Христова (2003) в городе Балаково (фото 12). Этот список остается открытым и наверняка может быть дополнен.
Возведение храмов в нашем регионе продолжается. Наряду с обширными восстановительными работами, которые ведутся в старых храмах на территории Саратовской области, духовенство и прихожане всерьез озабочены вопросами строительства новых церквей. Обзор современных храмов Саратова и области наглядно демонстрирует активное обращение архитекторов к традициям православного храмостроения. Воплощение в новых церквях образов древнерусского зодчества и архитектурных приемов, свойственных модерну, при использовании современных строительных возможностей являют нам необыкновенные и выразительные здания, которые становятся украшением любого населенного пункта.