Научная статья на тему 'Свято-Троицкий храм Ф. О. Шехтеля (1914-2014)'

Свято-Троицкий храм Ф. О. Шехтеля (1914-2014) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
699
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА СТИЛЯ МОДЕРН / АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ФАСАДНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТАЛИ / МONUMENTS OF RELIGIONS ARCHITECTURE OF THE MODERN STYLE / ARCHITECTURAL COMPOSITION / FAçADE ELEMENTS AND DETAILS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Надежда Александровна

Статья содержит исторические сведения о создании проекта Свято-Троицкого храма знаменитым зодчим Ф.О. Шехтелем. В 1908 году храмоздатели купцы Мальцевы провели международный конкурс МАО на проект старообрядческой церкви с древнерусской архитектурой. Проект И.С.Курдюкова был удостоен первой премии, Ф.Ф. Федоровского второй и братьев Весниных третьей. Но заказчики не были удовлетворены и заказали проект академику Шехтелю, который выполнил и построил храм быстро и качественно в неорусском варианте стиля модерн. В статье приведен архитектурный анализ историко-архивных материалов, относящихся к этому событию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some pieces of information about the designing of Trinity Temple by the famous architect F.O.Shechtel are discucced in this article. In 1908 the Maltsevs, a family of merchants, who financed the construction of churches, organized an international competition of Moscow Architectural Society for the design of an old-believers’ church in the Old-Russian style. The first three prizes were given to I.S.Kurdyukov (the 1 st prize), F.F.Fedorovskiy (the 2 nd rpize) and the Vеsnin brothers (the 3 d prize). But the clients were not satisfied with the projects and asked Academician Shechtel for another one. He quickly constructed a high-guality church in the Neo-Russian modern style. The historical and archival materials are presented.

Текст научной работы на тему «Свято-Троицкий храм Ф. О. Шехтеля (1914-2014)»

Свято-Троицкий храм Ф.О.Шехтеля (1914-2014)

Н.А.Попова

Расскажем необыкновенную историю выполнения проекта Свято-Троицкого храма для села Балаково Самарской губернии (ныне город Саратовской области) знаменитым академиком архитектуры и предводителем московского модерна Ф.О. Шехтелем.

Неспешный город моего детства Балаково сегодня крупный энергетический промышленный центр России, но поодаль от многоэтажек, в тиши старинных улочек, купеческих усадеб и особняков бьется сердце старого города. Балаково возникло в конце XVIII века как старообрядческая мирская слобода. Благодаря экономической деятельности старообрядческих мирских и монастырских общин «дикая степь» Заволжья, более десяти столетий использовавшаяся кочевыми племенами как пастбища, быстро заселялась. В результате возделывания привезенной русскими старообрядцами из Польши твердой пшеницы «белотурки» в крае бурное развитие получили зернопроизводство и хлеботорговля, и в конце XIX века село Балаково стало именоваться пшеничной столицей России, «хлебными королями» которой считались купцы Мальцевы. После манифеста 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» [1] балаковская Белокриницкая община, одна из крупнейших старообрядческих общин губернии, приобретает официальный статус. С 1907 года купец, хлеботорговец и крупный благотворитель Анисим Мальцев - бессменный пред-

Рис. 1. Конкурсный проект И.С.Курдюкова

седатель общины и глава ее совета. Делом жизни Анисима стало строительство с 1909 по 1914 год в родном Балаково старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы.

Московское архитектурное общество в 1908 году организовало конкурс имени Анисима Михайловича Мальцева на составление проекта храма в Балаково [2]. В состав жюри по присуждению премий вошли Ф. Шехтель, С. Новаковский, Ф. Богданович, И. Машков, И. Курдюков, А. Мейснер, Л. Ке-кушев, С.Соловьев, Д. Сухов, А. Латков и объявившие конкурс братья Мальцевы. На конкурсе было представлено 34 проекта из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. Условием для участников конкурса было использование при проектировании нового храма образцов древнерусского зодчества до XVII века - времени раскола церкви [3]. Жюри присудило первую премию И.С.Курдюкову, вторую - Ф.Ф. Федоровскому и третью - А. и В. Весниным. Победившие в конкурсе проекты имеют много общего, различаясь выбором архитектурно-художественных средств. Во всех проектах композиция церкви включает две вертикальные доминанты - главного объема и колокольни, объединенных внизу горизонтальным уступчатым объемом.

Особенностью проекта И.С.Курдюкова (рис.1) является форма главного объема в виде трехступенчатой горки, которую снизу украшают с каждой из четырех сторон света девять

I

Рис. 2. Конкурсный проект Ф.Ф.Федоровского

3 2014 55

уменьшающихся кверху закомар. Композиция завершается луковичной главой на барабане, дополненной четырьмя малыми декоративными главками.

В проекте Ф.Ф.Федоровского (рис. 2) главный объем имеет двухчастную композицию в виде высокой прямоугольной тумбы (по древнему принципу «восьмерик на четверике»), завершенной многоугольным центральным шатром на барабане с прорезными окнами. Главы церкви маковичной формы, четыре из них расположены по углам тумбы на декоративных шатрах.

В проекте братьев А. и В. Весниных (рис. 3) основной объем завершен высоким восьмигранным шатром (как в церкви Вознесения в Коломенском 1532 года), который несет шлемообразную главу. В нижней части шатра расположены четыре декоративные главы на выступающих тумбах, то есть выполнено правило пятиглавия церкви, которому противились заказчики.

В представленных на конкурс проектах не была решена полностью задача, поставленная балаковскими купцами-миллионерами старообрядцами Мальцевыми. Поэтому заказчики обратились с просьбой выполнить проект к председателю конкурсного жюри академику Ф.О.Шехтелю, который неожиданно легко согласился. Зодчий тогда имел всемирную известность, славились его работы, выполненные в неорусском стиле, национально-романтической ветви модерна, - русский отдел на Международной выставке в Глазго (1901) и Ярославский

Рис. 3. Конкурсный проект братьев А. и В. Весниных

вокзал в Москве (1902). В данных постройках автором были использованы формы древнерусской шатровой архитектуры, за которую и ратовали купцы Мальцевы.

Шатер как форма венчания православного храма был запрещен официальной церковью в XVII веке, а для создателей храма являлся символом истинности благочестия старообрядческой церкви и выражением идеи ее торжества. Посвящение храма Живоначальной Троице, учение о которой составляет основу православной церкви наравне с иконографией «Новозаветной Троицы», или «Отечества», для заказчиков Мальцевых было исполнено особым смыслом.

Символика Троицы как учения о триединой сущности Бога определила и символику архитектуры храма. Восьмигранный шатер символизирует Богоматерь как Владычицу и Матерь Церкви, покрывающую ее «святым Своим омофором» («ма-форий Приснодевы Марии» на православных иконах имеет восьмиконечные звезды на головной части и оплечиях) [4].

В Государственном архиве города Самары и архиве Музея им. Щусева в Москве сохранились планшеты и синьки замечательного проекта Ф.О.Шехтеля (с автографами автора), где упоминается «храм с. Балаково Самарской губернии А.М.Мальцева» (Белокриницкая церковь). Материалы содержат чертежи планов, фасадов, разрезов, интерьеров, пояснительную записку с расчетом шатра, выполненные Шехтелем в 1909 году [5]. Церковь построена в 1912 году, а освящена в 1914-м епископом древлеправославной церкви Мелетием. В 2014 году храм отмечает столетний юбилей.

Моя первая встреча с замечательным проектом Белокри-ницкой церкви Мальцева в Балаково произошла в 1976 году на выставке Ф.О.Шехтеля в Музее архитектуры им. Щусева в Москве. Экспозиция храма на планшетах с великолепной отмывкой и филигранной графикой знаменитого архитектора произвела на меня неизгладимое впечатление.

Проект Шехтеля, как он сам пишет в пояснительной записке, «прост и ясен. Шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Животворящую Троицу, с колокольней и баптистерией (крещальней). Монументальный объем четверика с 4 щипцами венчает восьмигранный барабан со щелевидными окнами, каждая грань которого завершена кокошником, переходящим в грандиозный шатер, вертикали главного объема». Образное решение храма построено на использовании мотивов псковско-новгородского зодчества в сочетании с чрезвычайно мощным шатровым завершением. Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора.

Торжественная закладка храма в Балаково состоялась 28 июля 1909 года. Строительство, начатое в 1910 году, было завершено к осени 1912 года - в октябре подняли 17 колоколов. Строителем храма являлся, по сведениям местных историков, некий инженер Антонов, который работал

под непосредственным наблюдением архитектора Федора Шехтеля [6].

Участок под строительство выбрал зодчий на высоком берегу реки Балаковки так, чтобы храм просматривался с Волги, где он замыкал перспективу обширной Амбарной площади, примыкавшей к балаковской хлебной пристани, к которой в разлив с Волги шли пароходы и хлебные грузовые баржи. Церковь стала доминантой многолюдной площади и оставляла у приезжих самые благоприятные впечатления о Балаково.

Зодчий достиг пластической выразительности храма за счет объемной композиции из разновысоких объемов с тремя шатрами разной конфигурации. Общая масса храма, утяжеленная в нижней части, ступенчато становится легче кверху. Мощь и пластика объема строятся на нерасчлененности, своеобразной слитности его элементов. Доминирует центральная часть церкви кубической формы (со сторонами 18 м), увенчанная высоким шатром в традициях древнерусской архитектуры. К главному объему с запада примыкает одноэтажная галерея-нартекс, соединяющая молитвенный зал с высокой башней колокольни и небольшим объемом крестильни.

Композиция усилена древнерусскими элементами: прорезанными узкими, вытянутыми проемами окон, порталами,

контрфорсами. Контрфорсы решены в виде мощных вертикалей с массой, уменьшающейся кверху и создающей эффект особого их напряжения. Строгое архитектурное убранство фасадов дополнено тремя яркими цветовыми мозаичными панно из итальянской смальты, которые зрительно усиливают эффект монументальности и мощи. Нерегулярный ритм арочных проемов окон оживляет статику объемов храма. С востока к храму примыкает алтарная часть, решенная в виде трех апсид, причем две боковые вдвое ниже центральной.

Самое сильное впечатление при осмотре храма остается от глубинной композиции интерьера его молитвенного зала - огромного единого пространства, устремленного ввысь. Глубинная композиция храма Шехтеля раскрывается постепенно, с проходом зрителя вначале через притвор, ограниченный по высоте антресолью деревянных хоров, затем сквозь раскрытую на всю высоту нижнего яруса храма арку (излюбленный прием зодчего), которая органично соединяет притвор с центральным подкупольным пространством и обеспечивает «перетекание» пространства (принцип модерна). Кульминацией композиции является эффект прорыва, подъема мощного купола с помощью парусного свода (рис.6).

Огромный шатер, перекрывающий храм, имеет высоту более 14 м и опирается на восьмигранный 7-метровый барабан. Барабан поставлен на подпружные арки, пяты которых

Рис. 4. Западный фасад церкви.

Фото с планшета с автографом Ф.О.Шехтеля

Рис. 5. Южный фасад церкви.

Фото с планшета с автографом Ф.О.Шехтеля

3 2014 57

опираются на усиленные, решенные в виде квадратных опор столбы в углах здания, пронизывающие весь объем до основания фундаментов. Снаружи распор шатра гасится поясом конструктивных, вытянутых вертикально закомар, которые одновременно являются декоративным поясом барабана -основанием шатра. Внутри барабана спрятаны купол и гнезда для опорных башмаков несущего его каркаса.

При выборе сложной объемно-пространственной композиции (рис. 4, 5, 8) Шехтель решает задачу организации доминанты как центрального жестко симметричного кубообраз-ного объема, который зрительно объединен с разновеликими объемами колокольни и крестильни по принципу асимметрии. Главный вход решен в виде портала тамбура, завершенного высоким килеобразным фронтоном, на тимпане которого выполнена из итальянской смальты мозаика Животворящей Троицы (ныне утраченная и замененная росписью). Входной проем имеет арочную форму и обрамлен перспективным порталом с трехчастным углублением арок на колонках.

Северо-западный угол храма занимает небольшой кубо-образный объем крестильни, перекрытой шатром. Ее фасад имеет трехчастную композицию окон и закомар, украшенных килеобразными кокошниками, опирающимися на каменные колонки, как в церкви Покрова на Нерли.

Шехтель ответственно и с большим вниманием отнесся к проектированию храма. Вопросы, относящиеся к его планировке и архитектурным формам, он обсуждал с Мальцевыми и при этом постоянно консультировался со знатоком духовной культуры старообрядцев и толкователем Священного Писания Павлом Петровичем Шибановым.

В юго-западной части храма зодчий поместил башню-колокольню в виде вытянутого вверх параллелепипеда, квадратного в плане и усиленного по углам контрфорсами. В верхней части колокольни имеются сквозные глазницы с полуциркульным завершением, раскрывающие пространство

расположения бывшего большого колокола - гордости церкви. Колокольню венчает восьмигранный шатер. На главном фасаде колокольни выделяется ниша с полуциркульным завершением, имеющая двускатный навес, где Шехтель расположил икону и висящую на цепи большую лампаду.

Портал фланкируют два контрфорса. Над входом размещены три вытянутых вверх оконных проема с полуциркульным завершением. На верхней плоскости треугольного фронтона выполнено мозаичное панно «Спас Нерукотворный» с изображением Христа Спасителя и двух Архангелов (рис. 7).

Уже в процессе строительства балаковская старообрядческая церковь оказалась в поле зрения общественности. «Церковь в Самарской губернии поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади», - писал в 1911 году известный д критик и искусствовед В.Я.Курбатов в газете «Заволжье» [7]. Журнал «Зодчий» поместил фотографию с проекта этого храма, где приведены следующие под-

Рис. 7. Мозаичное панно «Спас Нерукотворный» на южном фасаде церкви

Рис.6. Внутреннее пространство церкви. Фото 2014 года

Рис. 8. Планы этажей церкви.

Фото с планшета с автографом Ф.О.Шехтеля

робности: «Староверческая церковь в г. Балаково Самарской губернии... строится на средства А.М.Мальцева на 1200 молящихся. Стоит она над Волгой и сооружается из жигулевского камня размером 10х13 вершков; им же облицованы главный шатер и шатры над крестильной и колокольней. Мозаичные панно на северном и южном фронтонах и над главным входом исполняются в мозаичной мастерской В.А. Фролова в Петербурге. Иконостас и ризы в пяти ярусах будут выложены серебряной вызолоченной басмой. Церковь исполняется по проекту Ф.О Шехтеля».

Летом 1912 года к строящейся колокольне доставили большой бронзовый колокол. На его орнамент и отделку ушло около 60 пудов серебра. 22 октября 1912 года он был поднят на колокольню. Во время строительства Анисим Мальцев за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме. Иконостас и ризы были выложены серебряной вызолоченной басмой. Все мозаичные панно - иконы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение» - как памятники монументального искусства были поставлены на учет Главнаукой, о чем свидетельствует письмо И.Э.Грабаря 1929 года. Анисим Мальцев скоропостижно скончался 10 февраля 1914 года, всего несколько месяцев не дожив до освящения церкви. Достроил храм его брат Паисий. О закладке придела старообрядческой церкви, построенной на средства умершего А.М.Мальцева, сообщалось в газете «Заволжье» с упоминанием о прибытии на нее епископа Мелентия с духовенством и о большой толпе народа [8]. Но уже в 1914-1916 годах, после смерти А.Мальцева, по воле его дочери Екатерины Меркурьевой [9] началась перестройка северной части храма - крестильни под придел Анисима.

В 1919 году церковь закрыли, а в 1929-м были разрушены ее шатры и здание перестроено под театр. Позднее оно выполняло разнообразные функции, даже зерносклада. В 1989 году его передали РПЦ. Церковь своими силами восстановила утраченные части здания и шатры.

Рис. 10. Главный фасад Свято-Троицкого храма в канун его столетия

Рис. 9. Комплекс Свято-Троицкой церкви: слева просвирня, крестильня, главный объем и колокольня. Фото 2014 года

2014

59

3

В настоящее время после множественных разрушений храм Святой Троицы восстановлен по последнему плану 1914 года (рис. 9). Несмотря на значительные утраты и перестройки, он является памятником не только архитектуры начала ХХ века, эпохи модерна, но и монументального мозаичного искусства, который в 1930-е годы был взят под охрану государства, что подчеркивает его историко-архитектурную и художественную ценность.

В комплекс Свято-Троицкого храма входит небольшое строение просвирни, построенной в начале ХХ века также по проекту Ф.О.Шехтеля строителем Антоновым. Здание представляет собой небольшой одноэтажный объем с полуподвалом. Квадратная в плане постройка имеет два входа и лестницу в подвал под четырехскатной ломаной крышей. Здание выполнено из белого пиленого жигулевского камня, крыша - из кровельного железа.

На центральном фасаде выполнен скос угла, переходящий в треугольный фронтон. Оконные проемы имеют разные конфигурацию и размер, но одинаковые полуциркульные завершения в виде клинчатого пояска. Основной вход в здание решен в виде высокого крыльца со ступенями, ведущими на полукруглую площадку (рис. 10). На стене выделяется овальной формы лестница - круглая конструкция с забежными ступенями. В пространстве лестницы две полукруглые ниши хорошо организуют пространство.

Кроме двух зданий с северной стороны сохранилась шехтелевская ограда из камня с верхней решеткой, мощными тумбами овальной формы и трапециевидными вратами. Церковь, просвирня и ограда расположены рядом и составляют гармоничный ансамбль архитектуры модерна руки великого зодчего.

Несмотря на столетний возраст, храм Святой Троицы сохранил черты и формы шатрового храма с необыкновенно огромным внутренним пространством зала, устремленного вверх, обеспеченного простой и четкой древнерусской системой четырех внутренних устоев по углам и мощных полуциркульных арок. Шехтелевская архитектура постоянно реставрируется. Обновлены деревянные конструкции хоровых антресолей, полы, интерьеры придела Александра Невского, недавно выполнен новый иконостас по эскизу Шехтеля.

Литература

1. Юхименко Е.М. Старообрядчество в России (XVII - XX вв.). М.: Языки русской культуры, 1999. С.7.

2. Церковь Во Имя Святой Живоначальной Троицы в Балакове Самарской губ. 1909-1912 (из материалов Музея архитектуры им. Щусева).

3. Церковь. 1908. № 29. С. 8-49.

4. Забелин И.Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900. С. 82.

5. Самарский Государственный архив. Ф. 1сг. Оп. 12. Т. 11. Д. 6092.

6. Деревянченко А.А. У реки великороссов. Балаково: Авангард, 1994. С.172.

7. Курбатов В.Я. Староверческая церковь в г. Балаково Самарской губернии // Зодчий. 1911. №5. С.541.

8. Заволжье. 3.04.1914. №10.

9. Самарский Государственный архив. Ф.1. Оп.12. Д. 5292. Л.140.

Literatura

1. Yuhimenko E.M. Staroobryadchestvo v Rossii (XVII - XX vv.). M.: Yazyki russkoj kuLtury, 1999. S.7.

2. Cerkov Vo Imya Svyatoj ZhivonachaLnoj Troitsy v BaLakove Samarskoj gub. 1909-1912 (Iz materiaLov Muzeya arhitektury im. Shchuseva).

3. Cerkov. 1908. № 22. S.48-49.

4. Zabelin I.E. Cherty samobytnosti v drevnerusskom zodchestve. M., 1900. S. 82.

5. Samarskij Gosudarstvennyj arhiv. F.1. sg. Op. 12 T.11. D. 6092.

6. Derevyanchenko A.A. U reki veLikorossov. BaLakovo: Avan-gard, 1994. S.172.

7. Kurbatov V.Ya. Starovercheskaya cerkov v g. BaLakovo Samarskoj gubernii // Zodchij. 1911. №51. S.541.

8. ZavoLzhje. 3. 04.1914. №10.

9. Samarskij Gosudarstvennyj arhiv. F.1. Op.12. D. 5292. L.140.

Trinity Temple of F.O.Shekhtel (1914-2014).

By N.A.Popova

Some pieces of information about the designing of Trinity TempLe by the famous architect F.O.ShechteL are discucced in this articLe. In 1908 the MaLtsevs, a famiLy of merchants, who financed the construction of churches, organized an internationaL competition of Moscow ArchitecturaL Society for the design of an oLd-beLievers' church in the OLd-Russian styLe. The first three prizes were given to I.S.Kurdyukov (the 1st prize), F.F.Fedorovskiy (the 2nd prize) and the Vеsnin brothers (the 3d prize). But the cLients were not satisfied with the projects and asked Academician ShechteL for another one. He quickLy constructed a high-guaLity church in the Neo-Russian modern styLe. The historicaL and archivaL materiaLs are presented.

Ключевые слова: Градостроительная доктрина, территориальное планирование, стратегическое планирование, городские агломерации, синергия пространства.

Key words: Monuments of reLigions architecture of the modern styLe, architecturaL composition, façade eLements and detaiLs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.