Научная статья на тему 'УСПЕНСКИЙ СОБОР ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ЭСТОНИИ КАК ПАМЯТНИК РЕТРОСПЕКТИВНОГО РУССКОГО СТИЛЯ, ЕГО СТРОИТЕЛИ И ЖЕРТВОВАТЕЛИ'

УСПЕНСКИЙ СОБОР ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ЭСТОНИИ КАК ПАМЯТНИК РЕТРОСПЕКТИВНОГО РУССКОГО СТИЛЯ, ЕГО СТРОИТЕЛИ И ЖЕРТВОВАТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕНСКИЕ СОБОРЫ В РУССКОМ ЗОДЧЕСТВЕ / "БОЛЬШИЕ СОБОРЫ" / РУССКОЕ МОНАСТЫРСКОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО / ПЮХТИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / РУССКИЙ СТИЛЬ / МОСКОВСКО-ЯРОСЛАВСКИЙ СТИЛЬ / РЕТРОСПЕКТИВИЗМ В ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЕ / ХРАМОСТРОИТЕЛЬ И. Ф. ТЕРЕЩЕНКО / АРХИТЕКТОР А. А. ПОЛЕЩУК / РИЖСКАЯ ЕПАРХИЯ / АРХИЕПИСКОП СВ. АГАФАНГЕЛ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Берташ Александр Витальевич

В статье рассматривается история строительства и архитектура одного из самых значимых памятников русского стиля начала ХХ в. - Успенского собора Пюхтицкого монастыря в Эстонии, построенного на месте разобранного старого храма в 1907-1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука, ученика автора проекта монастыря, академика, профессора М. Т. Преображенского. Особенности архитектуры и семантика посвящения собора позволяют поместить его в ряд крестово-купольных центрических русских соборных храмов и включить в иконографическую линию Успенских храмов начиная с XI в. - собора Киево-Печерского монастыря, что показывает консерватизм объемно-пространственного решения православного храмостроительства при разнообразии художественных форм. Ближе всего архитектура собора Пюхтицкого монастыря к типу «больших соборов» XVII в., которым свойственно «церковно-державное содержание». Собор в Пюхтице и ряд храмов соборного типа рубежа XIX-XX вв. можно отнести к особому, «ретроспективному», направлению русского стиля. Его прототипы - не только указанные выше древнерусские образцы, но и центрические соборы, которые проектировал основоположник русского стиля К. А. Тон («стилизация стилизации»). Как и проекты Тона, храмы данной группы отличаются монументальностью и сдержанным, не самоценным, декоративным убранством, отсутствием «коврового заполнения» плоскости стены от церквей в стиле московско-ярославского узорочья XVII в., строившихся в 1880-1900-е гг. В архитектуре собора, прекрасно соотнесенного с природным окружением, присутствует также эстонский колорит, в частности благодаря использованию местных строительных материалов. Рассматриваются биографии жертвователей и архитекторов, принимавших участие в проектировании собора на первом этапе, когда предполагалась постройка храма с преобладающими чертами московско-ярославского стиля. Один из архитекторов, А. Т. Владимиров, с высокой долей вероятности, является автором проекта церк ви св. Иоанна Лествичника в Московском Донском монастыре - усыпальницы жертвователя на постройку Пюхтицкого собора генерала И. Ф. Терещенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSUMPTION CATHEDRAL OF THE PÜHTITSA MONASTERY IN ESTONIA AS A MONUMENT OF THE RUSSIAN RETROSPECTIVE STYLE, ITS BUILDERS AND BENEFACTORS

The article contains the history of construction and architecture of one of the most significant monuments of the Russian style of the early 20th century - The Dormition Cathedral of the Pühtitsa monastery in Estonia, built on the site of the dismantled old church in 1907-1910, designed by architect A. Poleshchuk, who is a student of the author of the project of the monastery, professor M. Preobrazhensky. The features of the architecture and the semantics of the dedication make it possible to include it in a number of cross-domed centric churches of Russian cathedral churches and to include it in the iconographic line of the Assumption churches, starting from the 11th century - Kyiv Pechersk Monastery, which shows the conservatism of the volumetric-spatial solution of Orthodox church building with a variety of artistic forms. The architecture of the Pühtitsa monastery cathedral is closest to the type of «large cathedrals» of the 17th century, which is characterized by «church-state content». Cathedral in Pyukhtitsa and a number of cathedral-type churches of the turn of the XIX-XX centuries can be attributed to a special «retrospective» direction of the Russian style. Its prototypes - not only use the above ancient Russian samples, but also centric cathedrals, which were designed by the founder of the Russian style K. Ton («stylization of stylization»). As well as Ton's projects, the churches of this group are distinguished by their monumentality and restrained, not intrinsically valuable decoration, in contrast to the churches in the style of the Moscow-Yaroslavl ornamental pattern of the 17th century, which were built in the 1880-1900s. The architecture of the cathedral, perfectly correlated with the natural surroundings, also has an Estonian fl avor, in particular due to the use of local building materials. The biographies of benefactors and architects who took part in the design of the temple at the first stage, when the construction of a temple with the predominant features of the Moscow-Yaroslavl style was supposed to be considered. One of the architects, A. Vladimirov, with a high probability is the author of the project of the The Church of St. John Climacus in the Moscow Donskoy Monastery - the burial vault of the construction benefactor of the Pühtitsa Cathedral - I. Tereshchenko.

Текст научной работы на тему «УСПЕНСКИЙ СОБОР ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ЭСТОНИИ КАК ПАМЯТНИК РЕТРОСПЕКТИВНОГО РУССКОГО СТИЛЯ, ЕГО СТРОИТЕЛИ И ЖЕРТВОВАТЕЛИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 132-152 БОТ: 10.15382Мш^202141Л32-152

Протоиерей Берташ Александр Витальевич, канд. искусствоведения, канд. богословия, настоятель церкви во имя Святых Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене и прихода в г. Бремерхафене, древлехранитель Берлинско-Германской епархии

(Германия),

вед. искусствовед Архитектурного бюро «Литейная часть-91», Санкт-Петербург. Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD alexanderbertash-gmail.com ORCID: 0000-0003-3486-0490

Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного

РУССКОГО СТИЛЯ, ЕГО СТРОИТЕЛИ И ЖЕРТВОВАТЕЛИ

А. В. Берташ

Аннотация: В статье рассматривается история строительства и архитектура одного из самых значимых памятников русского стиля начала ХХ в. — Успенского собора Пюхтицкого монастыря в Эстонии, построенного на месте разобранного старого храма в 1907—1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука, ученика автора проекта монастыря, академика, профессора М. Т. Преображенского. Особенности архитектуры и семантика посвящения собора позволяют поместить его в ряд крестово-купольных центрических русских соборных храмов и включить в иконографическую линию Успенских храмов начиная с XI в. — собора Киево-Печерского монастыря, что показывает консерватизм объемно-пространственного решения православного храмостроительства при разнообразии художественных форм. Ближе всего архитектура собора Пюхтицкого монастыря к типу «больших соборов» XVII в., которым свойственно «церковно-державное содержание». Собор в Пюхтице и ряд храмов соборного типа рубежа Х1Х—ХХ вв. можно отнести к особому, «ретроспективному», направлению русского стиля. Его прототипы — не только указанные выше древнерусские образцы, но и центрические соборы, которые проектировал основоположник русского стиля К. А. Тон («стилизация стилизации»). Как и проекты Тона, храмы данной группы отличаются монументальностью и сдержанным, не самоценным, декоративным убранством, отсутствием «коврового заполнения» плоскости стены от церквей в стиле московско-ярославского узорочья XVII в., строившихся в 1880— 1900-е гг. В архитектуре собора, прекрасно соотнесенного с природным окружением, присутствует также эстонский колорит, в частности благодаря использованию местных строительных материалов. Рассматриваются биографии жертвователей и архитекторов, принимавших участие в проектировании собора на первом этапе, когда предполагалась постройка храма с преобладающими чертами московско-ярославского стиля. Один из архитекторов,

© Берташ А. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 132-152.

А. Т. Владимиров, с высокой долей вероятности, является автором проекта церкви св. Иоанна Лествичника в Московском Донском монастыре — усыпальницы жертвователя на постройку Пюхтицкого собора генерала И. Ф. Терещенко.

Ключевые слова: Успенские соборы в русском зодчестве, «большие соборы», русское монастырское храмостроительство, Пюхтицкий Успенский монастырь, русский стиль, московско-ярославский стиль, ретроспективизм в церковной архитектуре, храмостроитель И. Ф. Терещенко, архитектор А. А. Полещук, Рижская епархия, архиепископ св. Агафангел (Преображенский).

Как отмечал академик Д. С. Лихачев, «храмы, посвященные Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место». Они многочисленны, часто расположены в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей) и обладают единством традиционного архитектурного образа1. Архитектурной мерой для монастырских храмов Руси стал Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073—1079), сооруженный по благословению Божией Матери. В «Слове о создании церкви Печерской» епископа Владимиро-Суздальского свт. Симона ^ 1226), повествуется о том, как Богоматерь явилась во сне четырем строителям-грекам и призвала их в храм Константинопольского предместья Влахерны. Там Божия Матерь сказала: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам». Образ храма явился мастерам на небе2. Строители собора — зодчие-греки — были прославлены в лике святых, став тем самым небесными покровителями храмостроительства. Посланные затем из Царьгра-да иконописцы чудесным образом увидели Успенский собор уже построенным высоко на горе, над рекой. Так был явлен не только тип Успенских храмов на Руси, но и их обычное расположение на возвышенном месте. Успенский собор можно считать родоначальником наиболее распространенных на Руси крестово-купольных храмов. Существенно, что и посвящение собора, и его архитектурное устройство было впоследствии перенесено как на важнейшие монастырские соборы, так и на кафедральные храмы, прежде всего Успенский собор во Владимире (1158—1160, 1186—1189) 3, соборы вел. кн. Владимира Мономаха в Суздале и в Смоленске (1101—1102) и конечно же на московский собор Успения, творение Аристотеля Фиораванти (1475—1479)4.

На основе традиций владимиро-суздальского зодчества XII в. и итальянизирующей архитектуры Успенского и Архангельского соборов Кремля с середины XVI в. в отечественном церковном зодчестве постепенно складывался тип «большого собора». В храмах «успенской иконографической линии», четырех- или шестистолпных, синтезируются особенности русского крестово-купольного и

1 Лихачев Д. С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 17—23.

2 Киево-Печерский патерик / подг. текста, пер. и коммент. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 313-626, 692-704.

3 Нащокина М. В. Образы Средневекового Владимира в русской архитектуре начала ХХ века // Архитектурное наследство. Вып. 43. М., 1999. С. 45-52.

4 Баталов А. Л. О традиции строительства Успенских храмов в Московской Руси XVI века // Древнерусское искусство: Русское искусство Позднего Средневековья — XVI век / отв. ред. А. Л. Баталов. СПб., 2003. С. 38-50.

итальянского типа: «русская сторона подвергается рационализации, а итальянская — приведению к национальным каноническим нормам». Однако общим является их «церковно-державное содержание»5. «Большие соборы» явились самыми крупными и значительными сооружениями русского Средневековья. Крестово-купольные шестистолпные пятиглавые храмы чаще всего имели статус главных храмов монастыря, города или епархии. В XVII в. русская архитектура «достигла искомой степени монументальности, необходимой для государства формирующегося абсолютизма», а шестистолпный пятиглавый храм символизировал «государственническую, державную архитектуру»6. Многие из соборных храмов городов и монастырей этого периода посвящены Успению Богородицы7.

По прошествии нескольких веков, на завершающем этапе храмостроитель-ства Российской империи, в его стилистике недолгое время господствовал ре-троспективизм, или «новый историзм», в котором в рамках русского стиля имперское начало перекликалось с большим стилем эпохи московских царей. Постройки часто возводились по государственному заказу, им свойственны уравновешенность и монументальность. Обширные и светлые кубические сооружения с монументальным луковичным пятиглавием на круглых в плане барабанах, обычно четырехстолпные, воплотили один из излюбленных типов древнерусской архитектуры. Прямое цитирование образцов владимиро-суздальского, московского, ростовского зодчества XV—XVII вв. сочеталось с использованием прогрессивных конструкций и новых строительных материалов (железобетон). Одновременно ретроспективное направление следовало за распространением модерна — неорусского стиля, как еще один путь преодоления эклектизма. Но если модерн стремился к созданию ярко выраженного современного стиля, то ретроспективизм был обращен, как и архитектура эклектики, к историческому наследию8. Таким образом, наряду с древнерусскими «большими соборами» XVII в. прототипами плановых и объемно-пространственных решений церквей в стилистике ретроспективизма можно считать центрические соборные храмы К. А. Тона («двойная стилизация», или «стилизация стилизации»).

К ранним храмовым сооружениям, близким к ретроспективизму, можно отнести Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря (1880—1894, арх. А. С. Каминский); Александро-Невский собор в Варшаве (1894—1912, Л. Н. Бенуа, не сохранился), Александро-Невский собор на Миусской площади в

5 Вятчанина Т. Н. Духовно-религиозная жизнь Руси второй половины XV—XVI в. и ее архитектурное отражение в традиции храмоздания // Архитектура русского православного храма / под общ. ред. А. С. Щенкова. М., 2013. С. 165.

6 Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. М., 2009. С. 8, 73.

7 В Валдайском Иверском монастыре (1653—1656), Ярославле (1659—1674, не сохр.), Коломне (1672—1682), Иосифово-Волоколамском монастыре (1688—1692), Рязани (1693—1699), Астрахани (1699—1710), Смоленске (1677—1679, 1732—1740), перестроенные Ростовский и Костромской соборы и др. Успенский собор Московского Кремля стал образцом для важнейших монастырских храмов (Симонов монастырь с Успенским собором, 1379—1405, не сохр.; Троице-Сергиев монастырь с Успенским собором, 1559—1585; Новодевичий монастырь с Богородице-Смоленским собором, 1550-е гг., и др.).

8 См.: Кириков Б. М. Неоклассицизм в архитектуре Петербурга-Петрограда // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 1. СПб., 1993. С. 14.

Москве (проект 1890-1900, строительство 1904-1915 гг., арх. А. Н. Померанцев, не сохранился). Ряд храмов этого типа 1900—1910-х гг. приближены к неорусскому стилю и, таким образом, к модерну9 (церковь Воскресения Христова в Тезине со столпообразной колокольней, г. Вичуга, 1908-1911, И. С. Кузнецов)10. К этой группе можно отнести Успенский собор общины «Отрада и Утешение» в с. До-брыниха (1900-1904, арх. С. У. Соловьев) и нереализованные эскизные проекты активно работавшего в Пюхтицком монастыре архитектора А. Е. Элкина, публиковавшиеся в Ежегоднике общества архитекторов-художников11. Более сухими формами отличаются Иверский собор Перервинского монастыря (1904-1908, П. А. Виноградов), новый собор Серафимо-Дивеевского монастыря (1905-1917, А. Е. Антонов), старообрядческий Успенский собор на Апухтинке (1906-1908, Н. Д. Поликарпов) в Москве и проекты Троицкого собора (1914-1915, А. В. Щусев, в формах Успенского собора во Владимире) и Митрофаньевского синодального подворья (1915, В. М. Андросов, не реализованы) в Петрограде12.

Монументальный ретроспективный историзм характерен для двух самых значительных монастырских соборов Прибалтики — Рижского Троицкого и Пюхтицкого Успенского. Крестово-купольный Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря в Риге (1897-1908, арх. К. Л. Пекшенс, при участии А. Ва-нагса) завершен широко расставленным луковичным пятиглавием. Одним из последних в империи и выразительных «больших соборов» стал Успенский собор Пюхтицкого монастыря (1907-1910) — крупнейшей женской обители стран Балтии, основанной в 1891 г.13 «Имперский» характер их архитектуры объясняется и тем, что соборы строились на Прибалтийской окраине с ее преобладающим лютеранским населением и должны были демонстрировать там русское православное начало. Особенно это подчеркивалось в переписке по поводу устройства Пюхтицкого монастыря при его фактическом созидателе — Эстляндском губернаторе (1885-1894) князе С. В. Шаховском.

Сооружение собора в Пюхтице по благословению св. Иоанна Кронштадтского и «по стилю православных храмов»14 стало важнейшим делом игумении Алексии (Пляшкевич), но было замыслено еще при ее предшественнице — первой игумении Варваре (Блохиной). Согласно монастырской летописи, «однажды, возвращаясь с матушкой игуменией Варварой со Святого источника и указывая на вершину горы, Батюшка сказал: «Матушка Варвара, смотрите какой великолепный собор у вас на горе стоит!». На это игумения ответила: «Батюшка, хорошо бы собор, да не на что, — даже и речи не может быть!». А Батюшка, как

9 По мнению Е. И. Кириченко, сложно провести грань между неорусским стилем и ретро-спективизмом (см.: Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1982. С. 155).

10 Купеческое строительство Ивановской области: каталог. Вып. 2 / под ред. Е. Г. Щебо-левой. М., 2004. С. 73-76.

11 Например композиция из пятиглавого храма и столпообразной колокольни (см.: Архитектурно-художественный еженедельник. 1914. № 5. С. 58).

12 См. подробнее: Слезкин А. В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2007. С. 287-299.

13 Автор выражает признательность настоятельнице Пюхтицкого Успенского ставропиги-ального женского монастыря игумение Филарете (Калачевой) за помощь в работе.

14 Из архива князя С. В. Шаховского. Т. I. СПб., 1909. С. 217.

бы не услышав ее слов, вновь говорит: «Матушка игумения! Посмотрите, какой величественный собор у вас на горе стоит!»15 В этом повествовании обращает на себя внимание явление нового собора на воздухе и на горе, что очевидно перекликается с описанием «Киево-Печерского патерика».

Потребность в величественном и просторном храме несколько лет не могла реализоваться по финансовым причинам. В пользу «крайне бедной обители» игумения Алексия исходатайствовала через архиеп. Рижского и Митавского сщисп. Агафангела (Преображенского) у Санкт-Петербургского и Московского архиереев разрешение на сбор пожертвований: с 1902 г. монастырям был запрещен сбор в Санкт-Петербурге, но проводился в Риге и других крупных городах. Послушница Анна Яковлева Абрамова (с 1908 г. монахиня Рахиль), находясь со сбором подаяний в Москве с Лукиной Васильевой16 по благословению митрополита сщмч. Владимира (Богоявленского) в 1905 г., обратилась за подаянием к хозяину одной лавки — «человеку доброму», который пожертвовал 25 руб. Игу-мения благословила сборщицу попросить некоторую сумму на ремонт первоначальной монастырской Николо-Арсениевской церкви у этого человека, им оказался генерал-майор И. Ф. Терещенко17. В 1879 г., будучи в чине полковника, Иван Филиппович основал в собственном московском владении, между Малой Калужской и Донской улицами, Обозный завод, который получал заказы из казны и стал основой благосостояния офицера-предпринимателя18. Расспросив у

15 Успенский собор Пюхтицкого монастыря: 100 лет. 1910—2010. Кигешае, 2010. С. 19.

16 ЕАА, Г 1655, п. 2, 1288, 1. 31, 38.

17 Иван Филиппович Терещенко (28 марта 1837 — 20 февраля 1907) происходил из дворян, окончил Петровский Полтавский кадетский корпус в 1853 г. унтер-офицером и был отправлен в Дворянский полк (с 1855 г. — Константиновский кадетский корпус). Выпущен в 17 резервную полевую артиллерийскую бригаду. Прошел служебную лестницу от подпоручика (1856) до генерал-майора (1905). Состоял офицером для поручений при командире Киевского артиллерийского арсенала, с 1867 г. — в распоряжении Главного артиллерийского управления, с 1869 г. — помощник заведующего Санкт-Петербургских обозных мастерских, с 16 июля 1887 г. — заведующий Московского обозной мастерской, с 11 июня 1905 г. — в распоряжении главного интенданта военного министерства, с 14 июля — исполняющий должность заведующего обозной мастерской. Кавалер орденов: Св. Владимира IV ст. (1881), III ст. (1890), Св. Анны III ст. (1869), Св. Станислава II ст. (1871). Будучи женат, видимо, не имел детей (см.: Павловский И. Ф. Исторический очерк Петровского Полтавского Кадетского Корпуса (1840— 1890) по официальным данным. Полтава, 1890; Список генералам по старшинству. Составлен по 6 января 1907 г. СПб., 1907. С. 882).

18 Он занял северо-восточную часть участка, а жилая часть с домом И. Ф. Терещенко находилась на юго-западе. В 1887 г. произошел пожар, после которого весь комплекс зданий был отремонтирован по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова (1856 — 17 мая 1894), автора ансамбля Московского Скорбященского монастыря. После того как И. Ф. Терещенко приобрел участок к северо-востоку от имевшегося, тот же архитектор построил на нем трехэтажный дом с лавками и квартирами. И. Т. Владимиров умер в 1894 г., и следующий заказ И. Ф. Терещенко поручил брату покойного — архитектору Аполлону Терентьевичу. В 1896 г. он спроектировал надстройку тремя этажами сборочных мастерских по Мал. Калужской ул. По завещанию И. Ф. Терещенко, его владение после его кончины в 1907 г. перешло главному интендантскому управлению. В 1938 г. обозный завод был присоединен к заводу «Красный пролетарий», который в настоящее время прекратил свое существование (Городская усадьба Шервудов, «Московские обозные мастерские» И. Ф. Терещенко — Главного Интендантского Управления: http://www.moscu1ture.ru/object/48449/).

смиренной старицы-послушницы о монастыре, генерал сказал ей: «Я построю у вас настоящий соборный православный храм...» и поставил условие, чтобы в храме ежедневно на проскомидии совершалось поминовение его и его родных19.

9 апреля 1906 г. игумения Алексия обратилась к архиеп. Агафангелу с просьбой «оказать Вашу отеческую милость и содействие к тому, чтобы в Пюхтицком монастыре состоялась постройка нового большого храма (вместо теперешнего храма), каковую постройку, по благословению вашего Высокопреосвященства, желает произвести Генерал-Майор Терещенко из Москвы». Указом Рижской Духовной консистории от 28 апреля 1906 г. за № 2633 «определено было принять условия, на коих г-н Терещенко желает пожертвовать капитал на постройку нового собора и разрешить самую постройку сего собора по представленному им проекту, по утверждении проекта разрешить разборку существующего храма... Для наблюдения за постройкой проектируемого храма учредить Строительный комитет... причем предложить жертвователю почетное председательство учреждаемого Стр. комитета по сооружению означенного храма... Вследствие сих распоряжений в лице матушки игумении Алексии совместно с благочинным о. Николаем Покровским и назначенными в помощь ей священниками обители о. Иоанном Вево и о. Василием Каменевым немедленно образовался строительный комитет, который и начал заботиться о заготовлении строительных материалов»20.

Пожилой и больной храмоздатель И. Ф. Терещенко не мог лично приезжать в монастырь, но, будто предчувствуя свою близкую кончину, заботился о скорейшей заготовке строительного материала. Он настоятельно рекомендовал устроить близ монастыря кирпичный завод, поскольку на постройку храма должно было пойти более миллиона штук кирпича. Уже в апреле 1906 г. И. Ф. Терещенко прислал на сооружение завода 1000 руб., а также направил в Пюхтицу доверенного архитектора Трифонова (?). Место для завода было выбрано, но стало понятно, что его производительность будет невелика. 29 августа 1906 г. жертвователь через Рижскую Духовную консисторию передал 10 тыс. руб. на покупку материалов. В сентябре консистория уплатила Кренгольмской мануфактуре 1800 руб. за 120 тыс. штук кирпича. В октябре строевой кирпич в количестве 145 550 штук по 13 руб. за тысячу, заказанный Строительным комитетом Псковскому центральному складу, был доставлен на ладьях на один из островов близ Сыренца (Васкнарвы), «впредь до установления зимнего пути».

В том же 1906 г. были составлены два предварительных проекта собора в московско-ярославском стиле21. Один из них — проект пятишатрового собора выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества неклассного художника архитектора Аполлона Терентьевича Владимирова (1876, Москва — после 1913) и Петра Федоровича Кротова (1878 — после 1930) (ил. 1). Привлечение московского зодчего А. Т. Владимирова было, очевидно, связано с тем,

19 Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // Рижские епархиальные ведомости (РЕВ). 1911. № 1. С. 27-28; Успенский собор Пюхтицкого монастыря... С. 19-20.

20 Успенский собор Пюхтицкого монастыря... С. 20, 24.

21 ЕАА, Г 33, п. 3, 2522; ЕАА, Г. 33, п. 3, 956.

что жертвователь знал его и его покойного брата-архитектора и поручал им постройки в своем московском владении. В консисторском указе от 28 апреля 1906 г. только о его проекте и может идти речь как о представленном жертвователем. Но Владимиров, окончив училище, не позаботился о получении документа, дающего ему право на строительную практику: только в 1908 г. он получил звание неклассного художника, после чего спроектировал ряд жилых домов в восточной части города. Поэтому в качестве «лицензированного» соавтора был привлечен выпускник того же заведения П. Ф. Кротов, получивший звание классного художника архитектуры в 1900 г.22 Следующий вариант «московского» проекта подписан уже двумя фамилиями. А. Т. Владимиров спроектировал бесстолпный храм с тремя полуциркульными в плане апсидами, большим прямоугольным притвором и крытым крыльцом под шатром. Над центральной частью возвышался постамент с широким световым центральным восьмериком и четыре глухих малых барабана, завершенных вытянутыми шатром с луковичными главками и килевидными кокошниками в основании. Большой килевидный кокошник волнообразных очертаний завершал притвор, углы замыкали спаренные трехчетвертные колонки.

Второй проект собора — с пятью луковичными главами — был составлен в Эстляндии инженером-архитектором Н. А. Херасковым23, при участии граждан-

22 П. Ф. Кротов в 1903 г. спроектировал совместно с Д. Д. Зверевым в московско-ярославском стиле церковь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще. В 1927 г. был секретарем Московского кружка архитекторов-художников (см.: Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917) / под ред. А. Ф. Крашенинникова. М., 1998. С. 61, 147).

23 Николай Александрович Херасков (1847—1911) учился в младших классах института инженеров путей сообщения (1858—1862) и в Строительном училище (до 1869 г.), которое окончил со званием архитекторского помощника. Работал при ТСК МВД по проектированию железных дорог, с 1872 г. — инженер-архитектор. С 1876 г. занимался частной практикой, писал статьи для журнала «Зодчий». С 1888 г. — младший инженер Эстляндского губернского правления (см.: Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров. СПб., 1893. С. 363). С 6 ноября 1893 г. — младший архитектор. 14 мая 1896 г. награжден орденом Св. Станислава (ЕАА, Г. 33, п. 1, 2821).

Ил. 1. Проект собора Пюхтицкого монастыря. Арх. А. Т. Владимиров. 1906 г. Зап. фасад. ЕАА 33-3-2522

ского инженера, младшего архитектора Строительного отделения Эстляндского губернского правления Александра Алексеевича Ульева (ил. 2). Центрический четырехстолпный храм на подвале был спроектирован по сокращенному типу «больших соборов». С востока к квадратному в плане основному объему примыкали три полукруглые в плане апсиды, храм имел три входа с крыльцами. Центральная глава на световом восьмерике доминировала над четырьмя боковыми.

Полуциркульные окна располагались в два яруса. Несмотря на то, что 7 февраля 1907 г. проект Н. А. Хераскова был принят к исполнению Строительным отделением Эстляндского губернского правления (с условием представить расчет прочности и устойчивости постройки и производства работ под надзором опытного архитектора), оба проекта не были реализованы, хотя мотивы разработок Хераскова можно видеть в реализованном проекте.

Жертвователь не дожил до утверждения проекта: он почил в Господе 20 февраля 1907 г. Перед кончиной, 11 февраля 1907 г., он заверил у московского нотариуса И. Н. Успенского нотариальную копию духовного завещания, которое обнародовали 1 мая 1907 г. Генерал-майор И. Ф. Терещенко завещал «выдать в распоряжение Ревельского епархиального начальства Эстляндской губернии капитал в 70 000 руб., каковой капитал, помимо ранее сего сделанных мною при жизни на тот же предмет денежных взносов, исключительно должен быть употреблен на сооружение нового храма в Пюхтицком женском монастыре Эст-

Ил. 2. Проект собора Пюхтицкого монастыря. Арх. Н. А. Херасков. Ген. план, план, южн. фасад, разрез. ЕАА 33-3-2522

За работы по Александро-Невскому собору в 1900 г. удостоен ордена Св. Анны 3-й степени. После 1900 г. — Эстляндский губернский архитектор, с 1908 г. — губернский инженер. Один из активных участников строительства церкви Ревельского Пюхтицкого подворья, соавтор брошюры о ней (см.: Зыбин А. А., свящ., Херасков Н. А. Церковь Пюхтицкого монастырского подворья в г. Ревеле: Введения во храм Пресвятой Богородицы, сооруженная в честь дня рождения ее императорского высочества великой княжны Марии Николаевны. Ревель, 1902), автор капитальной перестройки церкви Рождества Богородицы в Раквере (Везенберг, 1897-1900) и не реализованного проекта нового собора в Пюхтицком монастыре.

ляндской губернии, во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Святого Николая Чудотворца и Св. прп. Иоанна Лествичника, при точном соблюдении всех указаний и распоряжений, данных мною на сей предмет лично при моей жизни»24. Общая сумма пожертвований Ивана Филипповича с 1905 г. составила 90 тыс. руб.

Памятью о жертвователе остался не только собор в Пюхтице, в котором по-прежнему совершается его поминовение. Еще в 1896—1897 гг. И. Ф. Терещенко построил в Москве, на кладбище соседнего с его участком Донского монастыря, семейную часовню-усыпальницу. В 1898 г. она была переустроена в небольшую церковь в московско-ярославском стиле и освящена во имя его небесного покровителя, прп. Иоанна Лествичника. Пятишатровое завершение с центральным, более крупным шатровым восьмериком, аналогично по отделке и пропорциям нереализованному проекту венчающей части собора Пюхтицкого монастыря. С учетом этого сходства и известного факта сотрудничества заказчика И. Ф. Терещенко с А. Т. Владимировым, датированного 1896 г., московскую церковь можно атрибутировать как раннюю работу зодчего. В крипте этой церкви и был похоронен благотворитель. Церковь восстановлена в 1989—1994 гг.

И. Ф. Терещенко завещал духовному ведомству до 300 тыс. руб. на различные монастыри и храмы и неприкосновенный капитал, «проценты от которого должны были расходоваться на постройку церквей преимущественно в переселенческих поселках Азиатской России» (они возникли после принятия в 1892 г. закона «О добровольном переселении сельских обывателей»). Всего в Синод были отосланы 1млн 600 тыс. руб.25 2/31 июля 1908 г. Святейший Синод постановил составить особый капитал имени Терещенко из завещанных им сумм. Проценты от капитала предназначались на постройку церквей в переселенческих поселках, а также в Европейской России, где нет храмов, стоимостью каждого не более 15 тыс. руб. Попытка привлечь этот капитал на достройку подворья Пюх-тицкого монастыря в Санкт-Петербурге не увенчалась успехом26.

После кончины И. Ф. Терещенко Строительный комитет решил не довольствоваться имеющимися проектами и обратился к архитектору Александру Артемьевичу Полещуку27, известному по работам в обители и в Ревельском соборе

24 Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский: монастырская летопись, воспоминания сестер, святыни обители / сост.: игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Изд. 2-е. [Куремяэ], 2016. С. 184—185.

25 Из жизни господствующего и иных исповеданий. Миллионное пожертвование Синоду // Церковь. 1908. № 8.

26 РГИА. Ф. 796. Оп. 191. Отд. II. Ст. 2. Д. 60. Л. 1, 11.

27 Александр Артемьевич Полещук (Полищук, 26 июня 1863, Аренсбург, ныне Курессаа-ре — 11 сентября 1944, Куйбышевская обл.) — архитектор, мастер русского стиля и ретро-спективизма, педагог. Родился в семье пограничного служащего, белоруса и эстонки. Служил учителем русского языка, псаломщиком. В 1888—1896 гг. учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил со званием художника-архитектора. Помощник академика М. Т. Преображенского при строительстве Пюхтицкого Успенского монастыря (1892—1893) и Александро-Невского собора в Ревеле (Таллине, 1895—1897 гг., в 1910 г. ремонтировал его). С 1897 г. — помощник техника Контроля при Святейшем Синоде, затем техник, с 1898 г. — преподаватель строительного искусства в Высшем художественном училище. Автор проектов русско-эстонской церкви во имя сщмч. Исидора Юрьевского с комплексом учрежде-

под началом автора проекта монастыря, академика, профессора М. Т. Преображенского, выдающегося мастера русского стиля28. 8 ноября 1907 г. комитет отправил в Рижскую Духовную консисторию планы, сметы и условия четырех архитекторов. 10 декабря 1907 г. почетное председательство в Строительном комитете было предложено отцу Иоанну Кронштадтскому. 20 декабря батюшка прислал игумении 200 руб. на монастырские нужды с припиской: «Почтенная Игумения! Нет никакого смысла предлагать мне почетное председательство в комиссии по постройке храма, я доживаю последние дни. Отказываюсь от почета — изберите другого. Сочувствую святому делу. Поздравляю тебя и всех сестер с братией с великим праздником Рождества Христова»29.

28 декабря 1907 г. Рижская Духовная консистория (указ № 9222) утвердила проект и смету А. А. Полещука. 7 января 1908 г. они были одобрены к исполнению Техническо-Строительным комитетом Хозяйственного управления при Святейшем Синоде, а указом Рижской духовной консистории от 22 января 1908 г. было дано разрешение на производство постройки. К тому времени, в 1907 г., на заводе в имении Ахагфер (Охаквере) было изготовлено 300 тыс. штук кирпича, а весною 1908 г. все же окончено устройство и собственного завода с печью для обжига кирпича, нанят мастер, который летом того же года приступил к работам на заводе вместе с монастырскими насельницами.

10 марта 1908 г. своей телеграммой владыка Агафангел разрешил игумении Алексие приступить к разборке старого храма. Уже 15 мая отслужили молебен перед началом работ и приступили к сооружению траншей для прокладки фундамента, а к середине июня фундамент был выложен и выведен цоколь. В основание собора легла прежняя разобранная церковь: фундаменты выложили из кладки ее стен, а также камня, приготовленного ранее для ограды.

15 июня 1908 г. благочинным иереем Николаем Алексеевичем Покровским30, который стал председателем Пюхтицкого Строительного комитета, прот. Николаем Лейсманом и монастырскими священниками Иоанном Вево и Василием Каменевым была совершена закладка храма. Уже тяжело больной, о. Иоанн

ний (в русском тоновском стиле, 1901-1908), здания Геологического комитета (1912-1914) в Санкт-Петербурге, Преображенского храма к 300-летию Дома Романовых в Киркоярви (ныне Поляны, Выборгский район Ленинградской области, по типу северно-русских деревянных храмов, 1912-1913, не сохр.). Специалист по расчету сводов, опубликовал «Лекции по строительному искусству» (СПб., 1898-1899) и «Курс строительного искусства» (СПб., 1903-1904).

24 октября 1911 г. на собрании Академии был удостоен звания академика архитектуры. Пре-

подавал в Высшем художественном училище при Академии художеств. С сентября 1920 г. жил

в Эстонии, профессор архитектуры в Таллинском политехникуме (1921-1932), главный архитектор и советник по образованию Строительного управления в Таллине (см.: Архитекторы-

строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала ХХ века / под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. С. 249; РГИА. Ф. 789. Оп. 11 «П». Д. 117:1888 г.).

28 Берташ Александр, прот. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эстляндской губернии // Седьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2018. С. 116-124.

29 Пюхтицкая обитель ... С. 187.

30 Иерей Николай Алексеевич Покровский (1858- f 4 окт. 1925) — настоятель Князь-Владимирской церкви в Усть-Нарве, с 1922 г. — Никольской церкви в с. Венкуль (Ванакюля).

Кронштадтский благословил ее иконой Божией Матери «Одигитрия», которую надписал 12 февраля 1908 г. (сейчас находится в главном алтаре).

На закладке присутствовали Эстляндский губернатор И. В. Коростовец, жившая в обители вдова князя С. В. Шаховского — княгиня Е. Д. Шаховская, уездный начальник Конде-Марквот-Ренгартен, архитектор А. А. Полещук и подрядчик-строитель Иван Парц. Надпись на металлической закладной доске гласила: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Чудотворца и Св. Преподобного Отца Иоанна Лествичника, при Державе Государя Императора Николая Александровича, при Святительстве Высокопреосвященнейшего Агафангела Архиепископа Рижского и Митавского, на средства генерал-майора Иоанна Филипповича Терещенко, при управлении Пюхтицкой обителию Настоятельницы Игумении Алексии в лето от сотворения мира 7416-е, от Рождества же по плоти Бога Слова 1908 год в 15-й день июня месяца. Храм сей основан на месте сооруженной в 1892 году церкви Успения Пресвятой Богородицы». Посвящения на закладной доске были указаны в соответствии с завещанием И. Ф. Терещенко.

И. Парц привлек для наблюдения за постройкой почетного гражданина Оскара Ивановича Деклау, от строительного комитета был нанят второй техник — Андрей Сухарев. В 1908 г. все стены были доведены до крыши. Владыка Агафангел приехал на праздничные торжества в обитель 14 августа 1909 г. На дворе между новым собором и зданием трапезной (службы на время строительства совершались в трапезной церкви во имя свв. Симеона и Анны) он отслужил всенощную и литургию в присутствии губернатора И. В. Коростовца, молебен с акафистом Успению Божией Матери, а после молебна архипастырем «были освящены кресты для нового собора, которые тотчас же были подняты и поставлены на все пять его глав и красиво засверкали, озаренные солнечными лучами»31.

4 августа 1910 г. готовую постройку в присутствии священников Н. Покровского, И. Вево, В. Каменева, игумении Алексии и А. А. Полещука освидетельствовал Рижский епархиальный архитектор В. И. Лунский. «Оказалось, что храм построен согласно утвержденному проекту с некоторыми, однако, от него отсутствиями, не имеющими существенного значения и влияния на устойчивость и прочность сооружения. В общем все работы исполнены доброкачественно, из хорошего материала, посему к допущению богослужения в нововыстроенном храме с технической стороны не встречается препятствий». Акт был подписан 13 августа, за два дня до престольного праздника.

Собор был построен с небольшим смещением к западу от места предыдущего храма. Его высота до креста 38,4 м, длина 40,5 м, ширина 21,3 м. Коррективы были продиктованы соображениями экономии и особенностями местного влажного климата, но придали сооружению большую оригинальность. Изначально собор предполагалось оштукатурить и декорировать стены традиционным аркатурно-колончатым поясом, ассоциирующимся с Успенскими собора-

31 Ради мира церковного / сост. И. Г. Менькова и др. М., 2006. Т. 1. С. 376—377, 401—402; Успенский собор Пюхтицкого монастыря... С. 35—36, 38, 40.

ми Владимира и Москвы. Но на его месте разместили колончатый пояс, выложенный в кирпиче. Первоначальный проект предусматривал также небольшое крытое крыльцо на двух колонках со щипцовым завершением. Видимо, поэтому на западном фасаде выведен декоративный пояс, который почти не виден: он закрыт заменившей крыльцо обширной крытой папертью. Не были реализованы два боковых входа и пояс из двух рядов полуциркульных кокошников в основании центрального барабана.

Успенский собор Пюхтицкого монастыря может быть отнесен к четырех-столпному «сокращенному» типу «больших соборов». Основной двусветный объем на цоколе тесаного булыжника близок к кубу, каждый его фасад завершен тремя мощными полуциркульными закомарами. Венчают храм цилиндрические барабаны с крупными луковичными главами — массивный центральный световой и четыре боковых глухих. Фасады зрительно разделены на три яруса: нижний с алтарной галереей; средний с алтарными апсидами и небольшими арочными окнами по одному на пряслах боковых фасадов и боковых апсидах, тремя — на центральной апсиде; верхний с широкими и высокими окнами второго света по центральным осям прясел боковых и западного (кроме центрального прясла) фасадов (ил. 3).

С востока к основному объему примыкают три алтарные апсиды, объединенные полуциркульной в плане галереей на уровне нижнего яруса и образующие в среднем ярусе трехлопастную в плане кривую, с запада — мощная крытая

Ил. 3. Успенский собор Пюхтицкого монастыря. Вид с юго-запада. Фото автора

паперть в уровень нижнего и среднего ярусов. Она решена как три невысокие палатки, завершенные имитированными закомарами, каждая с входным порталом. Над центральной из них, более высокой, возвышается пологий шатер, завершенный глухим барабанчиком с луковичной главкой (ил. 4).

Формы и детали отделки храма обобщены и укрупнены. Профили закомар обработаны, окна заключены в лаконичные рамочные наличники, имеют внешние откосы. Прясла разделены широкими, сильно выступающими из стен угловыми и фасадными лопатками, завершенными профилированными «капителями», и опирающимися на них закомарами.

Особую живописность храму придает сочетание желтого и красного кирпичей. В красном кирпиче выложены нижний ярус, лопатки, наличники и откосы окон на фасадах и барабанах. Верх нижнего яруса декорирован желто-кирпичным бегунцом. Средний ярус собора и апсиды покрывает краснокирпичный узор-«плетенка» из ромбов, похожий на вышитый орнамент. Оригинальна красно-кирпичная имитация аркатурно-колончатых поясов — пояса колонок в верхних частях барабанов, апсид и второго яруса на боковых фасадах (между окнами первого и второго света) и на западном фасаде. Спаренные тонкие колонки опираются на стилизованные кронштейны и завершены «капительками» в виде двух трапеций, обращенных друг ко другу верхними основаниями с «зубчатыми» боковыми сторонами, под общей тягой. В основании барабанов — ромбовидный орнамент, под которым широкий краснокирпичный пояс.

Ил. 4. Успенский собор Пюхтицкого монастыря. Вид с северо-востока. Фото автора

Характерной чертой «сокращенного типа» является то, что в нем «иконостас отнесен к восточной стене четверика, имитируя, таким образом, внутреннее устройство шестистолпного храма, где в интерьере пред иконостасом воспринимаются только четыре из шести опор»32. На продольных фасадах, в отличие от обычных шестистолпных храмов, имеются не четыре, а три деления на прясла. Центральный световой барабан поставлен со смещением на одно деление к западу и осеняет центральную часть храма, а не его амвон, как в четырехстолпных храмах, что делает интерьер более гармоничным. Собор имеет традиционные черты крестово-купольных храмов: девятидольное пространство, центральный («вписанный») крест в плане. Четыре широко расставленных столба несут крупную главу над средокрестием. Западная часть — нартекс — отделена от основного пространства храма33 (ил. 5).

Общий пропорциональный строй храма, характер расположения колончатых поясов, использование декоративных свойств кирпичной кладки сближают собор с Воскресенской церковью в Тезине. Но в Пюхтицком соборе более подчеркнуто доминирование центральной главы (что характерно для храмострое-ния 1830—1890-х гг. К. А. Тона, Вас. А. Косякова). Алтарная галерея почти не имеет прямых аналогов в древнерусских памятниках (кроме собора Иверского Богородицкого монастыря (1655—1656), где она целиком охватывает храм) и заимствована архитектором, вероятно, из храмов московско-ярославского стиля:

Ил. 5. Успенский собор Пюхтицкого монастыря. План

32 М. В. Вдовиченко в качестве примеров «сокращенного варианта» большого собора приводит следующие храмы: Покровский собор в Измайлове (1671—1679), Успенские соборы в Коломне (1672—1682) и в Астрахани (1698—1710), Благовещенский собор в Гороховце (1700) (см.: Вдовиченко М. В. Указ. соч. С. 26).

33 Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство Х—ХХ вв. 1. Архитектура православного храма. Х—ХХ век // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М., 2000. С. 519-537.

его основополагающего образца — Воскресенского соборного храма «Спаса на Крови» в Санкт-Петербурге и Николаевского собора в Лиепае (1900—1903, Вас. А. Косяков) и, прежде всего, из проекта Александро-Невского собора в Ревеле/Таллине (1893—1900) М. Т. Преображенского34. Трехчастное решение паперти, видимо, представляет собой упрощенное заимствование из проекта варшавского Александро-Невского собора Л. Н. Бенуа. Сравнение архитектуры Успенского собора и Александро-Невского собора в Таллине показывает общность их типологии — монументальных «больших соборов», заимствование По-лещуком планового решения в несколько упрощенной форме (без сложно организованных паперти и крипты), включая алтарную галерею. Похожи решение венчающего луковичного пятиглавия (но без постаментов), отказ от звонницы над притвором.

В Пюхтицком соборе отмечают «более простую композицию при схематизме декора»35, но следует учесть оригинальный характер орнаментального декора на основе использования кирпича двух цветов. Полещук предпочел заменить пластичное московско-ярославское узорочье фасадов стилистически близким к нему, но более простым (и экономичным) плоскостным кирпичным орнаментальным оформлением (для отделки фасадов использована также песочного цвета керамическая плитка из Санкт-Петербурга). Ясно читаемые плоскости стен Успенского собора выдают влияние неорусского стиля / модерна. Применение местных материалов (тесаного булыжника, Кренгольмского красного и желтого «заграничного» кирпича) и мотивов (орнаменты) придают облику собора отчетливый региональный колорит, он может восприниматься как пример синтеза русской имперской и формирующейся эстонской архитектурных традиций. Резной иконостас был изготовлен в Санкт-Петербурге в мастерской П. С. Абросимова с элементами русского стиля и необарокко, свойственного творческой манере А. А. Полещука. Иконы написаны в 1909—1910 гг. в живописной мастерской также петербуржца Ф. Е. Егорова в академической стилистике, по заказу Полещука, в стиле, приближенном к итальянскому ренессансу, «но вполне в духе православия».

15 августа 1910 г. архиеп. Рижский и Митавский св. Агафангел совершил великое освящение главного престола в честь Успения Божией Матери. В торжественном богослужении принимали участие настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом архимандрит Михаил (Горелышев), прот. (впоследствии архиеп.) Николай Лейсман, свящ. Николай Покровский, местные священники Иоанн Вево и Василий Каменев и 9 иереев. На освящении присутствовали также губернатор И. В. Коростовец, княгиня Е. Д. Шаховская, помещик, музыкант граф М. И. Мусин-Пушкин36. Так Пюхтицкая обитель была

34 См.: Тизик Карп, свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910; Преображенский М. Т. Ревельский православный Александро-Невской собор. СПб., 1902.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Слезкин А. В. Указ. соч. С. 287-299.

36 Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // РЕВ. 1911. № 1. С. 22-32.

«увенчана собором, соответствующим религиозному значению святой горы, на которой явлена чудотворная икона Успения Божией Матери»37.

К тому времени, 13 августа, архиеп. Агафангел уже был перемещен на Ви-ленскую и Литовскую кафедру, а на его место назначен бывший Полтавский епископ Иоанн (Смирнов). Пюхтицкий монастырь стал первым в Рижской епархии среди ее монастырей и храмов, который удостоился архипастырского посещения. Присутствуя на заседаниях Синода в Санкт-Петербурге, владыка узнал от игумении Алексии, что правый придел готов для освящения. Он выразил желание посетить Пюхтицу по пути следования в г. Ревель на торжества по случаю 200-летия присоединения Эстляндии к Российской империи (29 сентября — 3 октября 1910 г.), чтобы освятить придел и ознакомиться с обителью. Прибыв в обитель 25 сентября, владыка на следующий день освятил южный придел во имя прпп. Серафима Саровского и Иоанна Лествичника. Прибавления к посвящению приделов имени прп. Серафима Саровского, вероятно, говорит о неизвестных нам случаях благодатной помощи новопрославленного угодника Божия в строительстве, а имени св. вмч. Димитрия Солунского — о пожелании еще одного благотворителя, столичного купца Димитрия Лукина38 увековечить своего небесного покровителя так же, как это сделал Иоанн Терещенко. Побывав на престольный праздник в Пюхтице, «известный благоукраситель храмов Божиих» узнал о необходимости освящения приделов и пожелал принять на себя все расходы по освящению левого придела и снабжению его утварью. В столице он на 2 тыс. руб. приобрел «весьма ценные и изящные церковные сосуды, напрестольное Евангелие, крест, Сион» и заранее доставил их в монастырь.

25 октября 1910 г. епископ Иоанн вновь прибыл в Пюхтицу и освятил левый придел во имя свт. Николая и вмч. Димитрия, после литургии благословил Д. Т. Лукина иконой его небесного покровителя и посетил Е. Д. Шаховскую. На престольный праздник — память св. вмч. Димитрия — владыка Иоанн не мог остаться, поскольку в этот день было назначено заседание Синода, и, по просьбе Д. Т. Лукина, службу и затем крестный ход на источник возглавил прот. Н. Лейс-ман в сослужении со священниками Н. Покровским и В. Каменевым.

С сооружением собора монастырский комплекс приобрел завершенность. Собор, несмотря на свой масштаб, не диссонирует с более ранними постройками и не подавляет их, образуя гармоничный ансамбль с церквями, корпусами, стенами и башнями, спроектированными архитектором М. Т. Преображенским. Особенно выразительно воспринимаются сочетание венчающей части собора и Святых врат с северной стороны, откуда обычно и прибывают в обитель паломники. В архитектуре собора, прекрасно соотнесенного с природным окружением, присутствует также эстонский колорит, в частности благодаря использованию

37 Высокопреосвященнейший архиепископ Агафангел и его деятельность по управлению Рижской епархией // РЕВ. 1910. № 17. С. 530.

38 Димитрий Тимофеевич Лукин (1862/1863-+после 1917) получил домашнее образование, состоял в купечестве с 1889 г. Его отец, купец 2-й гильдии (с 1876 г.), еще в 1850-е гг. имел рыбный садок на р. Фонтанке. Занимался оптовой торговлей рыбой, содержал живорыбный садок. Купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин. Проживал в доме по Литейному пр., 57, частью которого владел (см.: Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий. СПб., 1912. С. 436).

местных строительных материалов. Архитектура и семантика посвящения собора позволяют представить его в ряду крестово-купольных центрических соборных храмов русских городов и монастырей, начиная с собора Киево-Печерского монастыря. Его можно также считать одним из видных примеров занимавшего особое место в русском церковном зодчестве рубежа Х1Х—ХХ вв. ретроспективного направления русского стиля, существовавшего почти одновременно с московско-ярославским и неорусским направлениями. Ретроспективизм выходил за рамки собственно русского стиля, к нему можно отнести неоклассицистическое и необарочное направление в русской церковной архитектуре, но они заслуживают особого и подробного рассмотрения.

Список литературы

Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала ХХ века / под общ.

ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров. СПб., 1893. Баталов А. Л. О традиции строительства Успенских храмов в Московской Руси XVI века // Древнерусское искусство: Русское искусство Позднего Средневековья — XVI век / отв. ред. А. Л. Баталов. СПб., 2003. С. 38—50. Берташ Александр, прот. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эстляндской губернии // Седьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2018. С. 116—124. Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство Х—ХХ вв. 1. Архитектура православного храма. Х—ХХ век // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М., 2000. С. 519—537. Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. М., 2009. Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // Рижские Епархиальные ведомости. 1911. № 1. С. 22—32. Высокопреосвященнейший архиепископ Агафангел и его деятельность по управлению

Рижской епархией // Рижские Епархиальные ведомости. 1910. № 17. С. 530. Вятчанина Т. Н. С. Духовно-религиозная жизнь Руси второй половины XV—XVI в. и ее архитектурное отражение в традиции храмоздания // Архитектура русского православного храма / под общ. ред. А. С. Щенкова. М., 2013. С. 127—174. Городская усадьба Шервудов, «Московские обозные мастерские» И. Ф. Терещенко — Главного Интендантского Управления: http://www.mosculture.ru/object/48449/ (5.02. 2021).

Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917) / под ред.

А. Ф. Крашенинникова. М., 1998. Зыбин А. А., свящ., Херасков Н. А. Церковь Пюхтицкого монастырского подворья в г. Ревеле: Введения во храм Пресвятой Богородицы, сооруженная в честь дня рождения ее императорского высочества великой княжны Марии Николаевны. Ревель, 1902. Из архива князя С. В. Шаховского. Т. I. СПб., 1909.

Из жизни господствующего и иных исповеданий. Миллионное пожертвование Синоду // Церковь. 1908. № 8.

Киево-Печерский патерик / подг. текста, пер. и коммент. Л. А. Дмитриева // Памятники

литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 313—626, 692—704. Кириков Б. М. Неоклассицизм в архитектуре Петербурга-Петрограда // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 1. СПб., 1993.

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1982.

Корнилий (Якобс), митр. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, православные эстонцы и Эстония. Tallinn, 2011.

Купеческое строительство Ивановской области: каталог. Вып. 2 / под ред. Е. Г. Щеболе-вой. М., 2004.

Лихачев Д. С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 17—23.

Нащокина М. В. Образы Средневекового Владимира в русской архитектуре начала ХХ века // Архитектурное наследство. Вып. 43. М., 1999. С. 45—52.

Павловский И. Ф. Исторический очерк Петровского Полтавского Кадетского Корпуса (1840—1890) по официальным данным. Полтава, 1890.

Преображенский М. Т. Ревельский православный Александр о-Невской собор. СПб., 1902.

Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский: монастырская летопись, воспоминания сестер, святыни обители / сост.: игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Изд. 2-е. [Куремяэ], 2016.

Ради мира церковного / сост. И. Г. Менькова и др. М., 2006. Т. 1.

Слезкин А. В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2007. С. 287—299.

Список генералам по старшинству. Составлен по 6 января 1907 г. СПб., 1907.

Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий. СПб., 1912.

Тизик Карп, свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910.

Успенский собор Пюхтицкого монастыря: 100 лет [Piukhtitsa Dormition Cathedral]. Kuremae, 2010.

Список источников

Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург (РГИА). Ф. 789. Оп. 11 «П». Д. 117: 1888 г.

РГИА. Ф. 796. Оп. 191. Отд. II. Ст. 2. Д. 60.

РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 842.

Исторический архив Эстонии, Tartu — Eesti Ajalooarhiiv (ЕАА), f. 1655, n. 2, s. 1288.

EAA, f. 33, n. 1, s. 2821.

EAA, f. 33, n. 3, s. 956.

EAA, f. 33, n. 3, s. 2522.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Archpriest Alexander Bertash, Candidate of Sciences in Art Criticism, Dr. Theologie Rector of the Church of the Holy Royal Passion-bearers, ancient guardian (responsible for monuments of architecture and culture) of the Berlin-German Diocese, Bremen, Germany The limited liability company Architectural Bureau «Liteynaya chast-91», leading art critic: St.-Petersburg, Russian Federation Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD alexanderbertash-gmail.com

2021. Vol. 41. P. 132-152

DOI: 10.15382/sturV202141.132-152

ORCID: 0000-0003-3486-0490

The Assumption Cathedral of the Puhtitsa Monastery in Estonia as a Monument of the Russian Retrospective Style, its Builders and Benefactors

Abstract: The article contains the history of construction and architecture of one of the most significant monuments of the Russian style of the early 20th century — The Dormition Cathedral of the Puhtitsa monastery in Estonia, built on the site of the dismantled old church in 1907-1910, designed by architect A. Poleshchuk, who is a student of the author of the project of the monastery, professor M. Preobrazhensky. The features of the architecture and the semantics of the dedication make it possible to include it in a number of cross-domed centric churches of Russian cathedral churches and to include it in the iconographic line of the Assumption churches, starting from the 11th century — Kyiv Pechersk Monastery, which shows the conservatism of the volumetric-spatial solution of Orthodox church building with a variety of artistic forms. The architecture of the Puhtitsa monastery cathedral is closest to the type of «large cathedrals» of the 17th century, which is characterized by «church-state content». Cathedral in Pyukhtitsa and a number of cathedral-type churches of the turn of the XIX-XX centuries can be attributed to a special «retrospective» direction of the Russian style. Its prototypes — not only use the above ancient Russian samples, but also centric cathedrals, which were designed by the founder of the Russian style K. Ton («stylization of stylization»). As well as Ton's projects, the churches of this group are distinguished by their monumentality and restrained, not intrinsically valuable decoration, in contrast to the churches in the style of the Moscow-Yaroslavl ornamental pattern of the 17th century, which were built in the 1880-1900s. The architecture of the cathedral, perfectly correlated with the natural surroundings, also has an Estonian flavor, in particular due to the use of local building materials.

The biographies of benefactors and architects who took part in the design of the temple at the first stage, when the construction of a temple with the predominant features of the Moscow-Yaroslavl style was supposed to be considered. One of the architects, A. Vladimirov, with a high probability is the author of the project of the The Church

А. Bertash

of St. John Climacus in the Moscow Donskoy Monastery — the burial vault of the construction benefactor of the Puhtitsa Cathedral — I. Tereshchenko.

Keywords: Assumption Cathedrals in Russian architecture, «large cathedrals", Russian monastery church building, Puhtitsa Assumption Monastery, Russian style, Moscow-Yaroslavl style, retrospectiveism in church architecture, temple builder I. Tereshchenko, architect A. Poleshchuk, Riga Diocese, Archbishop St. Agafangel (Preobrazhensky).

References

Batalov A. L. (2001) O traditsii stroitel'stva Uspenskikh khramov v Moskovskoi Rusi XVIveka [On the tradition of building the Dormition churches in Moscow Russia in the 16th century]. St. Petersburg, pp. 38-50 (in Russian).

Bertash Aleksandr, prot.(2018) Tserkovnyi zodchii M. T. Preobrazhenskii i ego raboty v Estliand-skoi gubernii [Church architect M. Preobrazhensky and his works in the Estland province]. Sed'mye Piukhtitskie chteniia. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Materials of the international scientific and practical conference], Kuremiae, pp. 116-124 (in Russian).

Buseva-Davydova I. L. (2000) Russkoe tserkovnoe iskusstvo X-XX vv. 1. Arkhitektura pravo-slavnogo khrama. X-XX vek [Russian church art of the 10th — 20th centuries. The architecture of an Orthodox church. X-XX century]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyklope-dia], vol. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' [Russian Orthodox Church]. Moscow, pp. 519-537 (in Russian).

Dmitriev L. A. (ed.) (1980) Kievo-Pecherskii paterik [Kiev-Pechersk Patericon, in Pamiatniki literaturyDrevneiRusi:XII vek [Literary monuments ofAncient Russia: 12th century]. Moscow, pp. 313-626, 692-704 (in Russian).

Drevnerusskoe iskusstvo: Russkoe iskusstvo Pozdnego Srednevekov'ia - XVI vek [Old Russian Art: Russian Art of the Late Middle Ages], St. Petersburg, 2003, pp. 38-50 (in Russian).

Gorodskaia usad'ba Shervudov, «Moskovskie oboznye masterskie» I. F. Tereshchenko — Glavnogo Intendantskogo Upravleniia [Moscow carriage workshops]. Available at: http://www.moscul-ture.ru/object/48449/ (5.02. 2021).

Kirichenko E. I. (1982) Russkaia arkhitektura 1830 - 1910-kh godov (Russian architecture 1830-1910s). Moscow, (in Russian).

Kirikov B. M. (ed.). (1996) Arkhitektory-stroiteli Sankt-Peterburga serediny XIX — nachala XXveka [Architects-builders of St. Petersburg in the mid XX — early XX century]. St. Petersburg (in Russian).

Kirikov B. M. (1993) Neoklassitsizm v arkhitekture Peterburga — Petrograda [Neoclassicism in the architecture of St. Petersburg - Petrograd]. Kraevedcheskie zapiski. Issledovaniia i materialy, St. Petersburg, 1993, vol. 1 (in Russian).

Kornilii (Iakobs), mitropolit. (2011) Sviatoi pravednyi Ioann Kronshtadtskii, pravoslavnye estontsy i Estoniia [Saint Righteous John of Kronstadt, Orthodox Estonians and Estonia], Tallinn (in Russian).

Krasheninnikov A. F. (ed.) (1998) Zodchie Moskvy vremeni eklektiki, moderna i neoklassitsizma (1830-e - 1917) [Moscow architects of the time of eclecticism, modernity and neoclassicism]. Moscow (in Russian).

Likhachev D. S. (1985) Gradozashchitnaia semantika Uspenskikh khramov na Rusi [City protection semantics of the Assumption temples in Russia], in Uspenskii sobor Moskovskogo Kremlia: Materialy i issledovaniia [Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin: Materials and Research], Moscow, pp. 17-23 (in Russian).

Men'kova I. G. (ed.) (2006) Radi mira tserkovnogo [For the world of church]. Moscow, 2006, vol. 1.

Nashchokina M. V. (1999) Obrazy Srednevekovogo Vladimira v russkoi arkhitekture nachala XX veka [Images of Medieval Vladimir in Russian architecture of the early 20th century]. Arkhitekturnoe nasledstvo, vol. 43, pp. 45-52. Moscow (in Russian).

Shcheboleva E. G. (ed.) (2004) Kupecheskoe stroitel'stvo Ivanovskoi oblasti. Katalog [Merchant construction of the Ivanovo region. Catalog].Vol. 2. Moscow (in Russian).

Slezkin A. V. (2007) Obrazy Moskovskogo Kremlia v arkhitekture khramov neorusskogo stilia [Images of the Moscow Kremlin in the architecture of neo-Russian style churches]. Arkhitekturnoe nasledstvo. Vol. 47, pp. 287-299. Moscow (in Russian).

Uspenskii sobor Piukhtitskogo monastyria: 100 let (Piukhtitsa Dormition Cathedral) [Dormition Cathedral of Puhtitsa Monastery: 100 years]. Kuremae, 2010 (in Russian).

Varvara (Trofimova), abbess, Timkina V. A. (eds.). (2016) Piukhtitskaia obitel' i ee pokrovitel' sviatoi pravednyi Ioann Kronshtadtskii: monastyrskaia letopis', vospominaniia sester, sviatyni obiteli [Puhtitsa monastery and its patron saint righteous John of Kronstadt: monastery chronicle, memories of sisters, shrines of the monastery]. Kuremiae (in Russian).

Vdovichenko M. V. (2009) Arkhitektura bol'shikh soborovXVIIveka [The architecture of the large cathedrals of the 17th century]. Moscow (in Russian).

Viatchanina T. N. (2013) Dukhovno-religioznaia zhizn' Rusi vtoroi poloviny XV-XVI v. i ee arkhitekturnoe otrazhenie v traditsii khramozdaniia [Spiritual and religious life of Russia in the second half of the 15th century-16th century and its architectural reflection in the tradition of temple building], in Shchenkov A. S. (ed.) Arkhitektura russkogo pravoslavnogo khrama [Architecture of the Russian Orthodox Church], Moscow, pp. 127-174 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.