Научная статья на тему 'МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ КОМАНД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЧИР СПОРТЕ'

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ КОМАНД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЧИР СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
56
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИР СПОРТ / ЧИР-ДЖАЗ-ГРУППА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соловьев Михаил Максимович, Тихонов Ростислав Георгиевич, Феофанов Владимир Владимирович, Гуськова Дарья Андреевна

Чир-джаз-группа - яркая и завораживающая своей красотой танцевальная дисциплина чир спорта, предоставляющая большую свободу творчества хореографам благодаря возможности использования различных стилей джазового танца, разнообразных технических элементов и командных взаимодействий. Предметом соревнований в данной дисциплине является хореографическая композиция, демонстрируемая командой численностью от 18 до 24 человек. Целью исследования, представленного в данной статье, являлось определение модельных характеристик содержания и структуры соревновательных композиций в дисциплине чир спорта чир-джаз-группа. Исследование проводилось с использованием видеоматериалов выступлений команд на соревнованиях в дисциплине чир-джаз-группа. Для анализа использовались видеозаписи с чемпионатов мира по чир спорту, которые проводились с 2017 по 2019 год. Были проанализированы девять соревновательных композиций сборных команд США, Японии и Мексики, которые являлись сильнейшими в этот период времени. В ходе исследования по определенным техническим признакам удалось выделить группы упражнений и разработать классификацию технических элементов, которая представлена в статье. На основе данной классификации было выявлено количественное и процентное соотношение элементов разных технических подгрупп. Выявленные в результате исследования модельные характеристики призваны способствовать оптимизации построения соревновательных групповых композиций. В представленной статье на основе полученных результатов даны практические рекомендации для специалистов и тренеров по чир спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Соловьев Михаил Максимович, Тихонов Ростислав Георгиевич, Феофанов Владимир Владимирович, Гуськова Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL CHARACTERISTICS OF COMPETITIVE COMPOSITIONS OF HIGHLY QUALIFIED TEAMS IN CHEER SPORTS

Cheer Jazz band is a bright and fascinating dance discipline of cheer sports, which provides great creative freedom to choreographers due to the possibility of using various styles of jazz dance, various technical elements and team interactions. The subject of the competition in this discipline is a choreographic composition demonstrated by a team of 18 to 24 people. The purpose of the research presented in this article was to determine the model characteristics of the content and structure of competitive compositions in the discipline of cheer sports cheer-jazz band. The study was conducted with using video footage of the performances of teams at competitions in the discipline of cheer-jazz band. For the analysis, video recordings from the World championships in cheer sports, which were held from 2017 to 2019, were used. Nine competitive compositions of the national teams of the USA, Japan and Mexico, which were the strongest in this period of time, were analyzed. In the course of the study, it was possible to identify groups of exercises according to certain technical characteristics and develop a classification of technical elements, which is presented in the article. Based on this classification, the quantitative and percentage ratio of elements of different technical subgroups was revealed. The model characteristics revealed as a result of the study are designed to help optimize the construction of competitive group compositions. In the presented article, based on the results obtained, practical recommendations are given for specialists and coaches in cheer sports.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ КОМАНД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЧИР СПОРТЕ»

pp. 7-10.

6. Eremenko, V.N., Medvedev, A.S., Misyurina, A.L. and Semkina, A.A. (2021), "The role of adaptive physical culture in the life of society", Ethnos and culture in the era of globalization: collection of materials of the IV International Scientific and Correspondence Conference, Krasnodar, pp 252-257.

Контактная информация: syslik-oa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2022

УДК 793.3

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ КОМАНД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЧИР СПОРТЕ

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Владимир Владимирович Феофанов,

старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург; Дарья Андреевна Гуськова, тренер по чир спорту, Центр спорта и образования «Самбо-70», Москва

Аннотация

Чир-джаз-группа - яркая и завораживающая своей красотой танцевальная дисциплина чир спорта, предоставляющая большую свободу творчества хореографам благодаря возможности использования различных стилей джазового танца, разнообразных технических элементов и командных взаимодействий. Предметом соревнований в данной дисциплине является хореографическая композиция, демонстрируемая командой численностью от 18 до 24 человек. Целью исследования, представленного в данной статье, являлось определение модельных характеристик содержания и структуры соревновательных композиций в дисциплине чир спорта чир-джаз-группа. Исследование проводилось с использованием видеоматериалов выступлений команд на соревнованиях в дисциплине чир-джаз-группа. Для анализа использовались видеозаписи с чемпионатов мира по чир спорту, которые проводились с 2017 по 2019 год. Были проанализированы девять соревновательных композиций сборных команд США, Японии и Мексики, которые являлись сильнейшими в этот период времени. В ходе исследования по определенным техническим признакам удалось выделить группы упражнений и разработать классификацию технических элементов, которая представлена в статье. На основе данной классификации было выявлено количественное и процентное соотношение элементов разных технических подгрупп. Выявленные в результате исследования модельные характеристики призваны способствовать оптимизации построения соревновательных групповых композиций. В представленной статье на основе полученных результатов даны практические рекомендации для специалистов и тренеров по чир спорту.

Ключевые слова: чир спорт, чир-джаз-группа, хореографическая композиция, технический элемент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p403-407

MODEL CHARACTERISTICS OF COMPETITIVE COMPOSITIONS OF HIGHLY QUALIFIED TEAMS IN CHEER SPORTS

Mikhail Maksimovich Solovev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Rostislav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Vladimir Vladimirovich Feofanov, the senior teacher, Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov, St. Petersburg; Daria An-dreevna Guskova, the cheer sports coach, Sports and Education Center "Sambo-70", Moscow

Abstract

Cheer Jazz band is a bright and fascinating dance discipline of cheer sports, which provides great creative freedom to choreographers due to the possibility of using various styles of jazz dance, various technical elements and team interactions. The subject of the competition in this discipline is a choreographic composition demonstrated by a team of 18 to 24 people. The purpose of the research presented in

this article was to determine the model characteristics of the content and structure of competitive compositions in the discipline of cheer sports cheer-jazz band. The study was conducted with using video footage of the performances of teams at competitions in the discipline of cheer-jazz band. For the analysis, video recordings from the World championships in cheer sports, which were held from 2017 to 2019, were used. Nine competitive compositions of the national teams of the USA, Japan and Mexico, which were the strongest in this period of time, were analyzed. In the course of the study, it was possible to identify groups of exercises according to certain technical characteristics and develop a classification of technical elements, which is presented in the article. Based on this classification, the quantitative and percentage ratio of elements of different technical subgroups was revealed. The model characteristics revealed as a result of the study are designed to help optimize the construction of competitive group compositions. In the presented article, based on the results obtained, practical recommendations are given for specialists and coaches in cheer sports.

Keywords: cheer sport, cheer-jazz-group, choreographic composition, technical element.

Успех соревновательной деятельности в чир спорте во многом определяет (с учетом особенностей системы судейства) зрелищность композиции. На неё, в свою очередь, оказывает влияние множество факторов: общая идея композиции, ее оригинальность, сложность и рисунок, исполнительское мастерство спортсменов, темп и ритм, образ, ко -стюмы и многое другое. Отличительной чертой композиций чир-джаз-групп является необходимость увлечь зрителей и судей идейной линией композиции, которая не должна прерываться на протяжении всего выступления и развиваться по законам драматургии. Так же важно суметь передать настроение музыки, чувства и эмоции, которые она вызывает. В связи с этим на плечи хореографа ложится большая ответственность, так как результат его деятельности будет являться основой для успешного выступления команды на соревнованиях и получения максимально высокой судейской оценки.

Цель исследования - определить модельные характеристики содержания и структуры соревновательных композиций в дисциплине чир-джаз-группа.

Исследование было проведено на основе анализа видеозаписей выступлений команд высокой квалификации на чемпионатах мира по чир спорту 2017-2019 годов, а именно команд США, Японии и Мексики, которые три года подряд составляли тройку призёров. Таким образом, были проанализированы девять соревновательных композиций сильнейших команд мира.

В дисциплине чир-джаз-группа принято использовать одно музыкальное произведение на протяжении всей соревновательной композиции. От выбора музыкального произведения, его жанра, темпа и ритма, настроения и эмоций, которые оно вызывает, будет зависеть концепция соревновательной композиции в целом. Независимо от музыкального жанра соревновательным композициям команд высокой квалификации свойственен быстрый темп. Наблюдая за движениями спортсменов, которые то ускоряются, то замедляются, становятся то более резкими, то более плавными, можно заметить периодическую смену ритма.

В выбранных музыкальных произведениях команд-лидеров довольно отчетливо прослеживаются такие традиционные композиционные части как завязка, развитие действия, кульминация и развязка, что также находит свое отражение в содержании и структуре танца и влияет на зрелищность соревновательного номера. Средняя продолжительность композиций на чемпионатах мира 2017-2019 у стран лидеров составила 2 минуты. Самая короткая композиции была у США в 2019 году (1 минута 49 секунд), с ней они заняли первое место.

Согласно правилам по чир спорту его спортивная дисциплина чир-джаз-группа включает в себя любые стили джазового танца, технические элементы и командное взаимодействие в целом. Набор танцевальных движений у всех трех команд сильно отличается друг от друга. С годами у каждой из них сформировался свой отличительный стиль. Но в них можно выделить и общие черты, а именно: разнообразие движений, изменение их темпо-ритмовой структуры, задействование всех частей тела: сочетание движений рук с

различными танцевальными шагами, пластичность корпуса, постоянное изменение положения головы и кистей рук, различные наклоны, перекаты и т. п.

В результате исследования было выявлено, что у всех команд в процессе выполнения танцевальных движений время выполнения технических элементов составляет в среднем 82% от общей продолжительности композиции. Это указывает на то, что танцевальные движения являются основой соревновательной групповой композиции, следовательно, необходимо уделять большое внимание качеству исполнения танцевальных движений и распределению различных технических элементов среди них.

Технические элементы - важная составляющая чир-джаза как спортивной дисциплины. На основе изучения частотности выполнения технических элементов в соревновательных групповых композициях команд высокой квалификации, занявших 1, 2 и 3 места на чемпионатах мира по чир спорту 2017-2019 гг., по определенным техническим признакам удалось выделить группы упражнений и разработать классификацию технических элементов. Данная классификация представлена на рисунке.

На основе данной классификации было выявлено количественное и процентное соотношение элементов разных технических подгрупп. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Рисунок - Классификация технических элементов в дисциплине чир-джаз-группа

Таблица 1 - Частотность выполнения элементов различных технических подгрупп в со-

Подгруппа технических элементов Количество технических элементов Коэфф. вариации

2017 г. 2018 г. 2019 г.

США 1 место Япония 2 место Мексика 3 место Япония 1 место США 2 место Мексика 3 место США 1 место Япония 2 место Мексика 3 место

Махи 15 4 14 4 3 4 3 5 8 70,36%

Шпагаты и равновесия 2 2 6 1 3 5 8 4 2 62,49%

Прыжки 10 13 13 6 6 8 7 10 11 29,34%

Повороты 40 33 50 23 22 31 31 36 30 26,00%

Акробатич. упражн. 5 9 5 7 1 7 8 8 3 44,48%

Поддержки 4 5 6 6 4 6 6 7 4 20,96%

Акробатика с пом. партнеров 0 1 3 0 0 2 2 1 10 148,75%

Сумма 76 67 97 47 39 63 65 71 68 25,12%

Из таблицы 1 видно, что в содержании всех изученных соревновательных групповых композиций представлены элементы всех технических подгрупп за исключением акробатики с помощью партнеров. При этом большую часть всех технических элементов составляют повороты. С методической точки зрения, это указывает на необходимость уделять наибольшее внимание роли поворотов в композиции и их совершенствованию. Однако полученные данные по каждой подгруппе технических элементов имеют относи-

тельно большой разброс, на что указывают полученные значения коэффициента вариации. Следовательно, оптимальное количественное соотношение технических элементов в композиции и их суммарное количество должно определяться индивидуально для каждой команды, и так, чтобы подчеркнуть ее сильные стороны технической подготовленности и скрыть слабые.

Таблица 2 - Процентное соотношение элементов различных технических подгрупп в соревновательных групповых композициях чир-джаз-групп_

Подгруппа технических элементов Процентное соотношение технических элементов (%) Коэф. вариации

2017 г. 2018 г. 2019 г.

США 1 место Япония 2 место Мексика 3 место Япония 1 место США 2 место Мексика 3 место США 1 место Япония 2 место Мексика 3 место

Махи 20% 6% 15% 8% 8% 6% 5% 7% 12% 51,03%

Шпагаты и равновесия 3% 3% 6% 2% 8% 8% 12% 6% 3% 59,83%

Прыжки 13% 19% 13% 13% 15% 13% 11% 14% 16% 17,63%

Повороты 53% 49% 52% 49% 56% 49% 48% 51% 44% 6,82%

Акробатич. упражн. 6% 13% 5% 15% 3% 11% 12% 11% 4% 48,94%

Поддержки 5% 8% 6% 13% 10% 10% 9% 10% 6% 28,99%

Акробатика с пом. партнеров 0% 2% 3% 0% 0% 3% 3% 1% 15% 153,43%

Из таблицы 2 следует, что только процентные значения поворотов имеют низкий коэффициент вариации (6,82%) и могут быть представлены в виде обобщенных данных. Средний процент поворот составляет 50% от общего количества технических элементов, что может являться ориентиром при определении необходимого количества поворотов в соревновательной групповой композиции. При этом процентное соотношение остальных технических элементов может быть различным.

Следует обратить особое внимание на то, что во всех изученных соревновательных композициях лишь часть технических элементов выполнялась одновременно всей командой, вторая часть была выполнена группой, а третья - одним спортсменом. Однако процентное соотношение данной особенности выполнения технических элементов может быть различным. Возможность выполнения технических элементов частью команды позволяет демонстрировать в композиции технические элементы повышенной сложности, которые не могут выполнить все члены команды (например, пятерной пируэт вместо тройного пируэта и т. п.). Данная особенность позволяет не ограничивать талантливых спортсменов в своем индивидуальном развитии рамками общекомандного уровня подготовленности.

Деление спортсменов на группы во время исполнения композиции обуславливает наличие различных танцевальных партий. Состав спортсменов, выполняющих определенную партию, может меняться. Часть спортсменов может отделяться от своей группы, начиная выполнять свою отдельную партию или присоединяясь к выполнению партии другой группы. После очередного деления на различные танцевальные партии все спортсмены команды могут вновь начать выполнять одну партию все вместе. В результате изучения данной особенности был сделан вывод о том, что в композициях команд высокой квалификации обязательно должны присутствовать фрагменты, когда спортсмены делятся на две, три, четыре и более групп. Также можно использовать такой композиционный прием, когда все спортсмены небольшой отрезок времени танцуют совершенно разные партии. Желательно, чтобы время деления на разные партии превышало время выполнения спортсменами одной партии. Смена состава групп, выполняющих различные партии, должна происходить примерно 2-4 раза за 10 секунд. Данная особенность значительно влияет на структуру композиции, делает ее насыщенной и разнообразной, но в то же время сильно усложняет процессы постановки и отработки соревновательной групповой композиции, предъявляет серьезные требования к квалификации хореографов и тренеров.

Соревновательные групповые композиции сильнейших команд на чемпионатах мира 2017-2019 годов включают в себя большое количество разнообразных построений и перестроений. Все они ориентированы таким образом, чтобы иметь наиболее удачный ракурс для зрителей и судей. Команды высокой квалификации успевают выполнять большое количество перестроений: от 3 до 5 раз за 20 секунд. При этом время перемещений спортсменов по площадке превышает время без перемещений. Спортсмены могут перемещаться как все вместе, так и по группам. В 2019 году процентный показатель времени перемещения спортсменов по площадке составил в среднем 61% относительного общей продолжительности композиции. Проанализировав видеозаписи выступлений сильнейших команд мира, можно сделать вывод о том, что лучше чередовать различные типы построений и перестроений, так как композиция в этом случае выглядит более интересной и позволяет дольше удерживать внимание зрителей. Все построения и перестроения должны иметь четкий и понятный рисунок.

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2022

УДК 37.032

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Вадим Алексеевич Степанов, Иосиф Вячеславович Осипов, кандидат юридических наук, Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, Академия управления МВД России, г. Москва; Александр Дмитриевич Тяпков, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград

Аннотация

В условиях новых вызовов и угроз безопасности граждан Российской Федерации предъявляются высокие требования к профессионализму сотрудников МВД России, в т.ч. высокие требования к готовности и надежности действовать результативно в ситуациях пресечения противоправных деяний с применением мер принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия). Организация огневой и физической подготовки должна носить характер опережающей подготовки сотрудников к действиям в новых условиях, а также же решать задачи своевременного восполнения дефицитов указанной компетенции. В настоящем исследовании методическое обеспечение огневой и физической подготовки представляет собой средство обеспечения соответствия подготовленности сотрудника МВД России требованиям правоохранительной практики посредством выбора средств обучения сотрудников в системе огневой и физической подготовки.

Ключевые слова: методическое обеспечение, организация огневой и физической подготовки, профессиональная подготовка, развитие профессионализма сотрудника.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p407-411

METHODICAL ASSISTANCE PERFECTION OF SHOOTING AND PHYSICAL TRAINING IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Vadim Alekseevich Stepanov, Iosif Vyacheslavovich Osipov, the candidate of legal sciences, Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Management Academy of the Ministry of the Interior ofRussia, Moscow; Aleksandr Dmitrievich Tyapkov, Volgograd Academy Ministry of Internal affairs of Russia, Volgograd

Abstract

In the context of new challenges and threats to the security of citizens of the Russian Federation, high demands are placed on the professionalism of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, including in terms of readiness to act effectively in situations of the use of physical force, special means

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.