Научная статья на тему 'Модельные библиотеки в рамках реализации Национального проекта «Культура»: перспективы развития'

Модельные библиотеки в рамках реализации Национального проекта «Культура»: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
29
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель библиотеки / модельные библиотеки / библиотеки нового поколения / муниципальные библиотеки регионов / Национальный проект «Культура» / model of library / model libraries / next generation libraries / municipal libraries of the regions / the national project "Culture"

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Самойлов Илья Сергеевич

Рассмотрены понятия модельной библиотеки, модели библиотеки в широком и узком смысле. Описаны модели общедоступных библиотек, разработанные в библиотековедении. Отражены результаты исследования реализованных концептуальных моделей существующих муниципальных модельных библиотек на базе Республики Мордовия, Ленинградской области, Алтайского края. Выявлены примеры моделей библиотек: библиотека семейного чтения, библиотечный культурный (социокультурный, культурно-досуговый) центр, библиотечный информационный (информационно-сервисный) центр, библиотека – центр поддержки социально уязвимых групп населения, библиотека – краеведческий центр, библиотека – центр местной культуры (библиотека этнографии, этно-библиотека) и др. Дана статистика распространения модельных библиотек с концептуальными моделями в исследуемых регионах. Представлены перспективные модели общедоступных библиотек, ориентированные на специфику местного сообщества и его интересы и потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model libraries within the framework of the National project "Culture": development prospects

The concepts of a model library, a library model in a broad and narrow sense are considered. The models of public libraries developed in library science are described. The results of the study of implemented conceptual models of existing municipal model libraries based on the Republic of Mordovia, the Leningrad Region, and the Altai Territory are reflected. Examples of models of libraries have been identified: family reading library, library cultural (socio-cultural, cultural and leisure) center, library information (information service) center, library – support center for socially vulnerable groups of the population, library – local history center, library – center of local culture (library of ethnography, ethno-library), etc. The statistics of the distribution of model libraries with conceptual models in the studied regions are given. Promising models of public libraries focused on the specifics of the local community and its interests and needs are presented.

Текст научной работы на тему «Модельные библиотеки в рамках реализации Национального проекта «Культура»: перспективы развития»

УДК 021:001.895

И. С. Самойлов

Модельные библиотеки в рамках реализации Национального проекта «Культура»: перспективы развития

Рассмотрены понятия модельной библиотеки, модели библиотеки в широком и узком смысле. Описаны модели общедоступных библиотек, разработанные в библиотековедении. Отражены результаты исследования реализованных концептуальных моделей существующих муниципальных модельных библиотек на базе Республики Мордовия, Ленинградской области, Алтайского края. Выявлены примеры моделей библиотек: библиотека семейного чтения, библиотечный культурный (социокультурный, культурно-досуговый) центр, библиотечный информационный (информационно-сервисный) центр, библиотека - центр поддержки социально уязвимых групп населения, библиотека - краеведческий центр, библиотека - центр местной культуры (библиотека этнографии, этно-библиотека) и др. Дана статистика распространения модельных библиотек с концептуальными моделями в исследуемых регионах. Представлены перспективные модели общедоступных библиотек, ориентированные на специфику местного сообщества и его интересы и потребности.

Ключевые слова: модель библиотеки, модельные библиотеки, библиотеки нового поколения, муниципальные библиотеки регионов, Национальный проект «Культура»

Ilya S. Samoilov

Model libraries within the framework of the National project "Culture":

development prospects

The concepts of a model library, a library model in a broad and narrow sense are considered. The models of public libraries developed in library science are described. The results of the study of implemented conceptual models of existing municipal model libraries based on the Republic of Mordovia, the Leningrad Region, and the Altai Territory are reflected. Examples of models of libraries have been identified: family reading library, library cultural (socio-cultural, cultural and leisure) center, library information (information service) center, library - support center for socially vulnerable groups of the population, library - local history center, library - center of local culture (library of ethnography, ethno-library), etc. The statistics of the distribution of model libraries with conceptual models in the studied regions are given. Promising models of public libraries focused on the specifics of the local community and its interests and needs are presented.

Keywords: model of library, model libraries, next generation libraries, municipal libraries of the regions, the national project "Culture" DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-145-150

На сегодняшний день в регионах России востребованы так называемые модельные библиотеки нового поколения, которые генеральный директор РГБ, президент РБА, В. В. Дуда назвал вестниками перемен [1], в том числе в сети созданных в предыдущие десятилетия модельных библиотек. Профессиональное сообщество давно и активно обсуждает формат таких библиотек, считая его способом адекватно ответить на существующие социальные и экономические вызовы [2, с. 24б].

Напомним, что история создания модельных библиотек уходит в начало 2000-х гг., когда был инициирован общероссийский проект «Создание модельных публичных библиотек на селе» (2002-2005 гг.), признанный приоритетным и включенный в федеральную

программу «Культура России (2006-2011 гг.)». В итоге было создано около 300 модельных библиотек в 46 регионах. В 2012-2014 гг. были модернизированы еще более 900 сельских библиотек. С принятием Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (2014 г.) было решено перейти к созданию так называемых «пилотных библиотек нового типа» (2015-2018 гг.). Удачные примеры их внедрения стали основанием для создания согласно действующему Национальному проекту «Культура» (20102024 гг.) 1229 модельных муниципальных библиотек [2, с. 246-248].

Реализация проекта близка завершению, и накопленный многолетний опыт создания модельных библиотек позволяет подвести предварительные итоги и опреде-

лить возможные перспективы их развития, что является целью настоящей статьи.

Во избежание разночтений в использовании взаимосвязанных понятий «модельная библиотека» и «модельная библиотека нового поколения» поясним, что, согласно ГОСТ Р 7.0.107-2022 «Библиотечно-информа-ционная деятельность. Термины и определения (2022)», «модельная библиотека - это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии» [3, с. 8]. Согласно Положению Научно-методического отдела РНБ, под «модельной библиотекой нового поколения понимается общедоступная муниципальная библиотека, использующая в обслуживании населения современные информационно-коммуникационные технологии, имеющая модернизированное библиотечное пространство, созданное на основе специально разработанных концепций и стилистических решений» [4, с. 6]. Но просто модельная библиотека изначально понимается тоже как «продвинутая» библиотека, только прошедшая модернизацию до 2015 г., поэтому она может сильно отличаться от модельных библиотек нового поколения.

За прошедшие десятилетия понятие «модельная библиотека» стало уже привычным, устоявшимся, а различным аспектам моделирования будущего библиотек и библиотечно-информационной деятельности посвящено немало научных публикаций [5-7]. Между тем в библиотековедении существует и используется понятие «модель библиотеки», появившееся раньше, чем понятие «модельная библиотека». Как связаны они друг с другом и не являются ли синонимами? Для ответа на терминологически важный вопрос остановимся на соотношении этих понятий.

Понятие модели (от лат. modulus - мера, образец, норма) используется в разных науках и имеет много трактовок. Так, в толковом словаре «Философия, логика и методология науки» В. И. Левина (2010) модель определена как «реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая в познавательном процессе другую, реальную систему (оригинал), находится с ней в отношениях сходства (подобия)» [8, с. 34-35]. Подобное понимание модели является широко распространенным.

В отечественном библиотековедении начало формирования представлений о модели библиотеки положили работы Л. Б. Хавкиной и других ученых. Л. Б. Хавки-на не использовала понятие «модель» в силу объективных причин, но представляла библиотеку как систему, как определенный организм, который слагается из трех элементов: книги, библиотекаря и читателя [9, с. 30-31]. В 1967 г. к рассмотрению библиотеки с позиции системного подхода подошел Н. С. Карташов, представив библиотеку как трехэлементную систему, идею которой в дальнейшем углубляли и конкретизировали А. Я. Черняк, И. М. Фрумин и другие исследователи, однако построение модели в качестве метода научного исследования еще не применялось.

Согласно А. Н. Ванееву, впервые библиотековеды начинают обращаться к моделированию в 1980-е гг. [10, с. 50]. Обоснование моделирования как метода приводится в исследованиях В. С. Крейденко, Л. К. Голубева и А. М. Елизарова. Появляются публикации, связанные с построением концептуальных моделей библиотек. Кардинальные изменения в этом научном вопросе произошли в связи с использованием Ю. Н. Столяровым структурно-функционального подхода в исследовании феномена библиотеки. Ученый построил структурную модель библиотеки как четырехэлементной системы, произведя революцию в профессиональном сообществе. В дальнейшем М. С. Слободяник, Н. П. Васильченко и другими исследователями разрабатывались модификации библиотеки на основе структурной модели Ю. Н. Столярова.

Сегодня библиотековеды приводят собственные видения модели библиотеки в связи с изменением социальной парадигмы и развитием информационно-коммуникационных технологий. Например, Е. Ю. Ге-ниева описала две концептуальные модели библиотеки: «просвещенческую» (библиотека - «храм науки», основная задача которой - комплектование и поддержание фонда) и «коммуникационную» (миссия библиотеки - вовлечение людей в сообщество и их интеграция в социум) [11]. В итоге в связи с общественными и культурными изменениями «коммуникационная» модель сменяет традиционную, «просвещенческую» модель.

На современном этапе большое значение с точки зрения теоретического освещения понятия модели и моделирова-

ния в библиотековедении имеют работы Н. С. Редькиной [12]. Утвержденное понятие модели библиотеки отсутствует в государственных стандартах и профильных справочных изданиях, и Н. С. Редькина указывает, что исследователи обычно опираются на интуитивные представления либо на общее неформальное описание понятия «модель» с теми или иными пояснениями и уточнениями [12, с. 14].

Таким образом, можно констатировать существование в библиотековедении представления о модели библиотеки в широком смысле как обобщенной категории. Вместе с тем, переходя в теоретической рефлексии на уровень видовой классификации библиотек, исследователи говорят и о других моделях библиотеки, уже в более узком значении - вариативных или ситуационных - применительно к определенному ее виду, например, о модели общедоступной библиотеки, которая вызывает наиболее пристальный интерес профессионального сообщества в связи с ее спецификой, с одной стороны, и с широким распространением модельных общедоступных библиотек - с другой. В свою очередь модель общедоступной библиотеки в библиотечной реальности из общей начинает трансформироваться в вариативную, поэтому целесообразно остановиться на различии в подходах к ее моделям в широком и узком смысле.

По мнению автора, модель общедоступной библиотеки в широком смысле представляет собой концепцию библиотеки как интегративного социального института, которому присущи определенные функции и структурные элементы. В узком смысле модель общедоступной библиотеки - это специальная форма реализации ее частной концепции с конкретным вектором деятельности для удовлетворения интересов местного сообщества.

Эта ситуация не вызывала бы вопросов терминологического характера, если бы понятие модели общедоступной библиотеки использовалось исследователями только в едином значении, чаще всего в виде новой модели реализации библиотечного развития, обеспечивающей жизнеспособность библиотеки как социального института. Однако некоторыми специалистами [13; 14] понятие модели общедоступной библиотеки используется также для описания учреждения с приоритетными профильными направлениями деятельности (например,

библиотека семейного чтения или библиотека этнографии). Таким образом, в отличие от «абстрактной» трактовки модели библиотеки, подразумевается выбор между несколькими эффективными и отвечающими требованиям общества моделями библиотеки, а не следование одной универсальной системе, соответствующей текущему этапу эволюции социума и его запросам.

На практике идея «модели библиотеки» воплотилась в виде ее разнообразных вариантов, предложенных профессиональным сообществом. В 2013 г. библиотечные специалисты представили следующие модели -модернизированная классическая библиотека (многофункциональный культурный центр, площадка генерирования идей), библиотека как конгресс-центр, библиотека как виртуальное пространство, библиотека с открытым доступом и выгодным преставлением пространства, мегабиблиотека [13, с. 50-51].

Следует подчеркнуть, что перечисленные модели имеют частичные совпадения по выполняемым функциям, что неизбежно, при этом отражают представления специалистов того времени о будущих моделях общедоступных библиотек, о существовании нескольких путей развития.

Показательна практика Архангельского библиотечного общества, в рекомендациях которого были сформулированы следующие модели [14]:

1. «Обучающая библиотека». Учреждение, нацеленное на удовлетворение когнитивных потребностей человека, способствующее устранению функциональной неграмотности граждан;

2. «Семейная» библиотека. Библиотека, специализирующаяся на комплексном обслуживании семей;

3. «Поддерживающая» библиотека. Одной из ее основных задач является адаптация граждан старшего поколения к происходящим социальным изменениям и обеспечение востребованности их знаний и умений;

4. «Умная» библиотека. В ней используются самые современные информационные технологии, благодаря чему в библиотеке обеспечивается максимальная автоматизация и автономность пользователя;

5. «Гостевая» библиотека. По своей сути, это библиобус с доступом к информационным технологиям.

После этапа активного создания модельных библиотек как универсальных типовых

современных библиотек постепенно пришло осознание, что они не должны копировать друг друга и необходимы их модификации с учетом всех обстоятельств функционирования конкретной библиотеки. Это послужило катализатором появления концепций для вновь создаваемых в рамках Нацпроекта «Культура» модельных библиотек, тесно связанных со спецификой обслуживаемой территории.

Для изучения современных проблем функционирования муниципальных библиотек, в том числе модельных, в январе-феврале 2024 г. было проведено исследование на базе Республики Мордовия, Ленинградской области, Алтайского края. Они выбраны в связи с тем, что:

1) субъекты имеют разный административный статус;

2) субъекты из разных федеральных округов;

3) имеют заметно различающийся уровень социально-экономического развития;

4) характеризуются разной долей общедоступных библиотек в структуре культурно-досуговых учреждений (КДУ), что, по мнению автора, является, наряду с экономическим состоянием региона, одним из ключевых факторов, влияющих на распространение разных моделей библиотек. В Республике Мордовия 6% библиотек входят в КДУ, в Ленинградской области - 63%, в Алтайском крае - 93% [15].

Сбор информации проводился методом электронного анкетирования при посредничестве методических служб центральных библиотек указанных субъектов РФ. Респондентами выступили директора, заведующие библиотеками или отделами/секторами библиотечного обслуживания, главные библиотекари муниципальных библиотек -структурных подразделений ЦБС или КДУ, самостоятельных библиотек в статусе юрлиц, итого 245 человек. Анкетирование позволило выявить примеры реализации следующих моделей общедоступных библиотек:

- Библиотека семейного чтения;

- Библиотечный культурный (социокультурный, культурно-досуговый) центр;

- Библиотечный информационный (информационно-сервисный) центр;

- Тематическая библиотека (пример реализации модели - Библиотека роста и карьеры в Республике Мордовия);

- Библиотечный центр общения;

- Библиотека - выставочный центр (арт-резиденция);

- Библиотека - центр поддержки социально уязвимых групп населения;

- Библиотека - краеведческий центр;

- Библиотека - центр местной культуры (библиотека этнографии, этно-библиотека).

В представленных регионах действующие библиотеки модернизируются, воплощая модель библиотеки нового поколения, преимущественно в ходе реализации Нац-проекта «Культура».

Как показывает исследование, при модернизации муниципальных библиотек может использоваться какая-либо из моделей, приведенных выше, например, Модельная библиотека «Теньгушевское се-мицветие» (Республика Мордовия), считающаяся этно-библиотекой. Однако не всегда использование моделей для модернизации библиотек связано с Национальным проектом «Культура». В Ленинградской области в 2017 г. в качестве филиала Центральной библиотеки имени А. Н. Рубакина была открыта Библиотека семейного чтения за два года до реализации проекта в этом регионе.

На современном этапе количество библиотек, созданных на базе моделей, которые зафиксированы в наименовании учреждения/филиала учреждения и которым свойственно определенное позиционирование в рамках собственной модели, невелико. В процентном соотношении в Республике Мордовия можно выделить 2% библиотек с реализованными моделями от общего числа, в Ленинградской области - 1,3%, в Алтайском крае - 0,2%.

Стоит уточнить, что это не просто библиотеки нового поколения (либо модернизированные классические библиотеки), а именно библиотеки с ярко выраженными векторами деятельности, воздействующими на определенные группы в местном сообществе (семьи, этнические группы, интересующиеся искусством, дизайном и пр.). Подчеркнем, что это наблюдение представлено впервые, а научно-методические отделы центральных библиотек такой статистический учет не ведут.

Таким образом, можно увидеть, что чем меньше библиотек в структуре КДУ, тем больше в библиотечной сети реализованных моделей. Республика Мордовия, в которой только 6% библиотек входят в КДУ, опережает другие регионы по количеству библиотек, организованных на базе приведенных моделей. Этот факт связан с тем, что в регионах такие библиотеки преимущественно модернизированы в ходе Нацпроек-

та «Культура». Однако библиотеки в структуре КДУ, не являясь самостоятельными муниципальными учреждениями, не имеют права принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии для проектирования модельных библиотек нового поколения.

В отечественной практике складывается двоякая ситуация, с одной стороны, при модернизации общедоступных библиотек некоторые учреждения стремятся подать себя как «мегабиблиотеки», т. е. организации с доступом к современным информационным технологиям и качественным архитектурным решениям, являющиеся площадками для коммуникации представителей общества и одновременно культурно-досуговы-ми, просветительскими и информационными центрами. С другой стороны, некоторые библиотеки тяготеют к профилированию, и создаются модельные библиотеки с определенной концепцией. В исследованных регионах за последние годы после модернизации были открыты: Библиотека инноваций и традиций (Республика Мордовия, 2022 г.), библиотека «Сурские мотивы» (Республика Мордовия, 2022 г.), Библиотека - социокультурный центр «Тэффи» (Ленинградская область, 2021 г.), Библиотека семейного чтения (Ленинградская область, 2020 г.) и др.

Таким образом опыт реализации Нац-проекта позволил выявить соотношение понятий «модель библиотеки» и «модельная библиотека», поскольку новое поколение модельных библиотек - это библиотеки, модернизированные уже по повышенным требованиям. В свою очередь, модели библиотек выражаются специальными концепциями, профилированными в зависимости от специфики функционирования конкретных общедоступных библиотек.

Согласно задачам Нацпроекта широкое внедрение модельных библиотек является перспективой активизации и актуализации библиотечной деятельности на территориях муниципальных образований, позволяет создавать центры притяжения для местных сообществ. Очевидно, что разнообразие моделей модернизированных муниципальных библиотек в конкретных населенных пунктах только улучшает понимание местным населением социальной миссии как своей библиотеки, так и библиотек вообще. С этой точки зрения вряд ли сегодня незыблемым требованием должна быть реализация унифицированной модели общедоступной библиотеки в формате «модельной библиотеки нового поколения».

Современный этап развития социума характерен наличием множества социальных групп, обладающих разными потребностями и интересами. Поэтому общедоступные библиотеки, реализованные в разных вариативных моделях, могут соединять в своих пространствах различные социальные группы населения, тем самым снижая уровень противоречий в обществе, обеспечивая культурное единство как местных сообществ, так и всей страны.

Список литературы

1. Дуда В. В. Модельные библиотеки - тренд-сеттеры и вестники перемен // Библиотеки нового поколения. 2021. № 2 (5). С. 8-10.

2. Гусева Е. Н. Модельные библиотеки: исторический очерк проекта // Библиотековедение. 2021. Т. 70, № 3. С. 245-254.

3. ГОСТ Р 7.0.107-2022. Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения: нац. стандарт Рос. Федерации. Москва: Рос. ин-т стандартизации, 2022. IV, 23 с.

4. Положение о муниципальных модельных библиотеках Российской Федерации: проект // Библиотечное дело. 2021. № 18. С. 5-12.

5. Брежнева В. В., Аврамова Е. В. Внутрибиблиотечное обучение в структуре непрерывного профессионального образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (33). С. 158-163.

6. Колесникова М. Н., Крейденко В. С. Современные проблемы библиотечного менеджмента в России // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 4 (37). С. 152-156.

7. Мутьев В. А., Тургаев А. С. Библиотечно-информаци-онное образование в контексте нормативных и социальных трансформаций // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2023. № 2 (55). С. 171 -179.

8. Левин В. И. Философия, логика и методология науки: [толковый слов. понятий]. Пенза: ПГТУ, 2010. 66 с.

9. Хавкина Л. Б. Научная разработка вопросов библиотековедения // Труды первой конференции научных библиотек РСФСР. Москва, 1926. С. 29-34.

10. Ванеев А. Н. Разработка методологических и методических проблем библиотековедения (обзор публикаций второй половины XX в.) // Библиосфера. 2007. № 3. С. 47-52.

11. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2006. 37 с.

12. Редькина Н. С. Моделирование как метод научного познания в библиотековедении: монография. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. 126 с.

13. Казаченкова Л. А. Умри или изменись! // Современная библиотека. 2013. № 6. С. 45-59.

14. Модели общедоступных библиотек, максимально соответствующих потребностям и ожиданиям местного сообщества: рек. для модернизации б-к / Архангел.

библ. о-во. Архангельск, [2019]. 35 с. URL: https://aonb. biblioteka29.ru/upload/medialibrary/cc8/library-models. pdf (дата обращения 09.09.2024).

15. О состоянии сети общедоступных библиотек Российской Федерации: 2021-2023 гг. // Российская национальная библиотека: офиц. сайт. URL: https://nlr.ru/nmo/RA8748/ monitoring-seti-2021 -2023-gg (дата обращения 09.09.2024).

References

1. Duda V. V. Model libraries - trend-setters and messengers of change. Libraries of the next generation. 2021. 2 (5), 8-10 (in Russ).

2. Guseva E. N. Model Libraries: Historical Outline of the Project. Bibliotekovedenie. 2021. 70 (3), 245-254 (i n Russ).

3. GOST R 7.0.107-2022. Library and information activities. Terms and definitions: nat. standard ofthe Russ. Federation. Moscow: Russ. Inst. of Standardization, 2022. IV, 23 (in Russ).

4. Regulation on municipal model libraries of the Russian Federation: draft. Librarianship. 2021. 18, 5-12 (in Russ.).

5. Brezhneva V. V., Avramova E. V. Intra-library training in the structure of continuing professional education. Bulletin ofthe Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2017. 4 (33), 158-163 (in Russ.).

6. Kolesnikova M. N., Kreidenko V. S. Modern problems of management of Russian libraries. Bulletin ofthe Saint-Petersburg State University of Culture. 2018. 4 (37), 152-156 (in Russ.).

7. Mutyev V. A., Turgaev A. S. Library and information education in the context of normative and social

transformations. Bulletin ofthe Saint-Petersburg State University of Culture. 2023. 2 (55), 171-179 (in Russ.).

8. Levin V. I. Philosophy, logic and methodology of science: [explanatory diet. of notions]. Penza: PGTU, 2011. 66 (in Russ).

9. Havkina L. B. Scientific development of library science issues. Proceedings ofthe first conference of scientific libraries ofthe RSFSR. Moscow, 1926. 29-33 (in Russ).

10. Vaneev A. N. Development of methodological and methodological problems of library science (review of publications of the second half of the XX century). Bibliosphere. 2007. 3, 47-52 (in Russ).

11. Genieva E. Yu. Library as a center for intercultural communication: abstr. dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogy. Moscow, 2006. 37 (in Russ).

12. Redkina N. S. Modeling as a method of scientific cognition in library science: monograph. Novosibirsk: GPNTB SO RAN, 2016. 126 (in Russ).

13. Kazachenkova L. A. Die or change! Modern library. 2013. 6, 45-59 (in Russ).

14. Models of public libraries that best meet the needs and expectations of the local community: rec. for library modernization. Arkhangelsk, [2019]. 35. URL: https://aonb.biblioteka29.ru/upload/medialibrary/cc8/ library-models.pdf (accessed Sept.09.2024) (in Russ.).

15. On the state of the network of public libraries in the Russian Federation: 2021-2023. Russian national library: offic. website. URL: https://nlr.ru/nmo/RA8748/monitoring-seti-2021-2023-gg (accessed Sept.09.2024) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.