Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
зав
доставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунов-Посадов, М.М. Электронные государственные закупки / М.М. Горбунов-Посадов -М., 2004.
2. Смит Б. Общество, основанное на знании: политика Европейского Союза. // Информационное общество. № 4. 2002.
3. Benchmarking E-govemment: A Global Perspective - Assessing the Progress of the UN Member States. United Nations Division for public Economics and Public Administration, American Society for Public Admistration, May 2002. Р 74.
КАМЫНИНА В.Ю., РОМАНЕНКО А.Ф.
МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В международных документах термин «устойчивое развитие» появился в конце 80х годов XX века и подразумевал интеграцию развития и охраны природы. Далее появились другие формулировки, которые во многом были неполными и отражали какой-либо аспект устойчивого развития. Например, в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым развитием понималось такое движение, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности [2]. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) была дана более развернутая формулировка: «устойчивое развитие - это развитие, которое порождает экономический рост, но справедливо распределяет его результаты, восстанавливает окружающую среду в большей мере, чем разрушает ее, увеличивает возможности людей, а не обедняет их. Это развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей и обеспечению их участия в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого находится человек, ориентированное на сохранение природы, обеспечение занятости, реализацию прав женщин» [3]. Приведенная выше формулировка, несомненно, присуща устойчивому развитию, но для эффективного, логически последовательного и научно обоснованного внедрения в жизнь данных рекомендаций не хватает глубоких теоретических исследований как сущности устойчивого развития, так и обеспечения процесса перехода к нему. Особенно актуально данное замечание на уровне отдельных территориальных социально-экономических систем.
В современных условиях, на наш взгляд, актуальной является задача не достижения цели устойчивого развития, а организации процесса по достижению этой цели, так как большинство принципов устойчивого развития, разработанных к настоящему времени и декларированных в различных документах (в том числе директивного характера), не соблюдаются на практике. Следовательно, реализация разработанной в соответствии с ними модели устойчивого развития не приведет к каким-либо практическим результатам. Поэтому необходима абстрактная, но в то же время понятная и легко конкретизируемая на практике, модель устойчивого развития территории.
Устойчивым может быть только поступательно-возвратное развитие, когда на первом этапе территориальная система увеличивает свое разнообразие через дифференциацию общественных отношений, экономических видов деятельности, взаимоотношений природопользования в рамках системы «общество - экономика (хозяйство) - природа» [4]. Не препятствуя увеличению такого разнообразия, необходимо на основе выработанных критериев лишь оценивать характер происходящих изменений, увеличивая возможности территории,
для достижения разнообразия проявлений ее социальных, экологических, экономических, правовых, политических отношений, а также повышать эффективность уже использующихся возможностей (ресурсов). Другими словами, принцип «устойчивость через многообразие» должен быть интегрирован в цепочку «потенциал - ресурсы - результат».
После проведенной оценки необходимо провести корректировку развития территориальной системы. Накопленные в результате увеличения разнообразия противоречия должны быть разрешены для дальнейшего прогресса системы, при этом такие противоречия могут разрешаться как сами собой (без видимых последствий или не контролируемо), так и при участии управляющих подсистем различных уровней. Задача здесь заключается в отслеживании таких изменений и провоцируемых ими противоречий и своевременного принятия решений в отношении способа их разрешения.
При нормальном развитии событий территориальная система переходит из начального в новое состояние, качественно и количественно совершенствуясь. По мнению авторов, именно этот процесс можно определить как устойчивое развитие. Причем, в реальности могут наблюдаться как подъемы, так и спады, более или менее выраженные, однако совершенно необходимые для повышения устойчивости системы в целом.
Применительно к развитию социально-экономической системы следует говорить о невозможности судить об уровне ее развития лишь по количественным изменениям ее характеристик. Связано это с тем, что любая территориальная система должна содержать и компоненты неустойчивости, которые являются базой прогрессивного или регрессивного (при соответствующих условиях) обновления системы.
В таком случае задача управления заключается не в подавлении неустойчивости, а в воздействии на нее через точки устойчивости (стабильности) и придании развитию территориальной системы определенной направленности. Кроме того, проблема обеспечения устойчивого развития заключается еще и в том, что управляющая подсистема, осуществляющая преобразования, сама есть часть объекта преобразования, одновременно являясь и ее субъектом, т.е. не представляется в конечном итоге возможным четко сформулировать цели устойчивого развития в конкретном виде.
Таким образом, при моделировании устойчивости развития территориальных социальноэкономических систем необходимо учитывать следующие особенности:
- социально-экономический объект в отличие от технического имеет непостоянную структуру, которая изменяется в каждый момент времени. Эти изменения происходят под влиянием действующего в данной экономике хозяйственного механизма, а также принятых решений по управлению разнообразными ресурсами;
- в действительности социально-экономические объекты не содержат ни одной константы;
- практически все параметры такой системы преобразуются по нелинейным зависимостям;
- социально-экономический объект содержит в своей структуре множество динамических элементов;
- социально-экономический объект является кибернетической системой, у которой количество обратных связей часто больше, чем количество параметров, характеризующих объект;
- социально-экономический объект не имеет конечного горизонта своего существования.
В связи с этим наиболее адекватным, на наш взгляд, является использование инструментария динамического моделирования, предназначенного для изучения социально-экономических процессов и изменений состояний на неограниченных временных интервалах и без привязки к конкретным срокам окончаний расчетов [1]. При этом в каждый момент все процессы и состояния зависят от структуры модели на данный момент и от всей предыстории объекта. Такое свойство динамического моделирования позволяет объединять разнообразные показатели (что свойственно и статическим моделям), а также создавать непрерывную временную шкалу, на которой определяются общественные процессы. Весьма важная особенность динамического моделирования - возможность реализации в модели непрерывных процессов. Статические методы не выявляют быстрых изменений параметров, что приводит к заметным ошибкам в результатах. Моделирование же непрерывных процессов обнаружи-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
вает скачкообразные изменения, что позволяет более точно анализировать причины выхода системы с устойчивой траектории развития.
Следует учитывать, что построение динамической модели территориальной социальноэкономической системы выполняется путем комплексного объединения отдельных алгоритмов, отражающих социально-экономические соотношения, каждое из которых определено исходным положением. Исходные положения образуют систему только в том случае, если они создают замкнутую модель (под замкнутостью модели понимается отсутствие недетерминированных экзогенных факторов). При таком ее описании все изменяемые управляющие воздействия генерируются автоматически. Построенная на основании исходных положений, образующих систему, динамическая модель становится комплексной. Это означает, что на ее основе можно решать широкий класс задач. В этом случае нет необходимости построения множества локальных моделей для решения отдельных задач.
Для уменьшения количества экзогенных факторов производится их замена на параметры, созданные в самой модели с помощью заранее сформулированных алгоритмов управления, которые затем присоединяются к различным местам комплексной модели. Такие алгоритмические цепочки формально являются обратными связями. Наличие последних при динамическом моделировании увеличивает степень адекватности процессов, что позволяет наблюдать различные характеристики объекта, близкие к реальным.
Разработка алгоритмов, следящих за возникновением локальных негативных процессов с целью предупреждения их перерастания в глобальные, является сложной задачей. Для ее решения в простейшем случае в социально-экономических системах выделяют два режима: неустойчивое функционирование в большом и в малом.
Неустойчивость в малом часто характеризуется так называемой локальной неустойчивостью, которая незначительно влияет на общее функционирование системы. Она проявляется в виде местных и временных колебаний или кратковременных спадов темпов развития локальных критериев. При этом, если в результате временного снижения темпов экономического развития в какой-либо части объекта она в дальнейшем продолжает функционирование с не увеличивающимися темпами, то в этом случае неустойчивость в малом переходит в неустойчивость в большом.
В системах с нестационарной структурой неустойчивость в большом можно рассматривать только по какому-либо выделенному параметру. Имея неустойчивое поведение наблюдаемого параметра, объект может вести себя устойчиво по другим параметрам.
Иногда неустойчивость в малом, выраженная в замедлении улучшения локального критерия социально-экономического объекта, может создать условия его ускорения в будущем. Наличие участка замедления на траектории развития объекта в какой-либо интервал времени еще не является достаточным признаком неустойчивости в большом. Одним из показателей приближения к неустойчивости в большом можно принять величину произведения времени снижения темпов развития на глубину их снижения. Чем больше произведение, тем больше возможность перехода от неустойчивости в малом к неустойчивости в большом. Отметим, что такая оценка не раскрывает сущности этого перехода и не объясняет причин. Они лежат, как правило, в основе алгоритмов управления объектом, которые должны «предусматривать» тупиковые режимы.
Кроме неустойчивости в большом или в малом существует неустойчивость внутриструк-турная и общая структурная.
Внутриструктурная неустойчивость характерна для нелинейных динамических моделей социально-экономических объектов с нестационарной структурой. В линейных кибернетических системах наличие хотя бы одного неустойчивого элемента приводит к неустойчивости всей системы. Внутриструктурная неустойчивость в нелинейных социально-экономических системах с нестационарной структурой не всегда приводит к общей структурной неустойчивости. Действительно, в реальных социально-экономических объектах присутствие локального неустойчивого колебательного контура не является однозначной причиной обшей разбалансировки всего объекта. Это объясняется существованием алгоритмов, снижающих воздействие неустойчивых частей структуры на всю систему в целом. Иногда могут возникать режимы функционирования, при которых ресурсы, выделяемые для подавления
негативных воздействий, окажутся недостаточными и тогда внутриструктурная неустойчивость распространится на всю систему (внутриструктурная неустойчивость перейдет в общую структурную). Аналогичные процессы подавления внутриструктурной неустойчивости происходят и в оригиналах. Локализация и постепенное подавление внутриструктурной неустойчивости требует образования новых элементов и связей, а также дополнительных затрат ресурсов. Резервные ресурсы объекта позволяют создать необходимые нейтрализующие противодействия внутриструктурной неустойчивости, не вызывая существенного ухудшению режима функционирования всего объекта. Но если таких резервов недостаточно или нет вообще, а также, если алгоритмы по нейтрализации неустойчивости запаздывают, внутриструктурная неустойчивость может перейти в неустойчивость всего объекта, т.е. к общей структурной неустойчивости.
Отличительное свойство социально-экономических систем - общая структурная устойчивость при наличии одного или нескольких внутриструктурных неустойчивых образований. Если внутриструктурная неустойчивость охватывает малую часть всей структуры, а вся система является большой, то локальная неустойчивость может не оказывать заметного влияния на всю систему в целом в течение долгого времени.
На основании проведенного анализа устойчивости социально-экономического функционирования территориальной системы сформулируем необходимое условие полноты исходных положений: полная система исходных положений должна обеспечивать устойчивое развитие модели на длительных интервалах времени с неубывающими темпами аналогично устойчивому оригиналу. Последнее условие полноты набора исходных положений часто служит основным критерием корректности синтеза динамической нелинейной модели с нестационарной структурой. Действительно, устойчивому оригиналу должна соответствовать устойчивая модель. Иногда имеет место структурно неустойчивый оригинал в то время, когда необходима устойчивая экономическая система. Доведение неустойчивой модели, отражающей неустойчивый оригинал, до требуемого устойчивого режима функционирования (с темпами развития не менее заданных на всем интервале прогнозирования) происходит путем доработки ее хозяйственного механизма. Для стабилизации модели синтезируются и вводятся алгоритмы, которые при использовании в оригинале, также повышают его устойчивость. Таким путем происходит формирование управленческих решений для оригинала, найденных с помощью динамического моделирования.
Таким образом, если динамическая модель территориальной социально-экономической системы синтезирована в границах данного условия полноты набора исходных положений, то тем самым определена нижняя граница их набора (количества). Однако, выполнение необходимых условий еще не обеспечивает достаточности как с точки зрения их количества, так и их существа (семантики). Это обстоятельство объясняется тем, что реализация в конкретной модели семантики каждого исходного положения с помощью формального алгоритма может выполняться различными способами. В результате, если на вербальном уровне исходное положение хорошо обосновано, то на формальном - требуются еще дополнительные исходные данные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кугаенко А.А. Основы динамического моделирования социально-экономических объектов. - М.: Изд-во «Вузовская книга», 2005.
2. Нащекин П.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию: проблемы и перспективы. - М., 1999.
3. Новая парадигма развития России. Комплексные исследования проблем устойчивого развития / Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. - М.: Изд-во «Academia», Изд-во МГУК, 1999.
4. Irma Adelman Performance criteria for evaluating economic development potential: an operational approach // Cynthia Taft Morris The Quarterly Journal of Economics. - Vol. 82. - Issue 2 (May, 2003). - 260-280.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2